Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Законодательство и нормативные акты КНР: арест судов в КНР и их принудительная продажа


Арест судов в КНР и их принудительная продажа


 

В пору нестабильности и «торжества оффшоров» в российском морском транспорте и рыболовстве арест судов с российскими экипажами в иностранных портах явление не редкое. Не исключение и китайские порты. Схема развития ситуации довольно стандартна: «долги судовладельца – судебный арест – продажа судна с аукциона».

Согласно порядку урегулирования морских споров в КНР истцы для того, чтобы гарантировать удовлетворение своих претензий, могут обратиться в морской суд по месту стоянки судна с заявлением о его аресте в счет обеспечения иска. Арест судна с целью искового обеспечения осуществляется сроком на 30 дней, в течение которых истцы должны в процессуальном или арбитражном порядке предъявить соответствующие иски владельцам или операторам судна. Морской или арбитражный суд на основании этих исков принимает новое решение об аресте судна, уже не ограниченное во времени и ориентированное на удовлетворение претензий истца. Таким образом, заявление об аресте судна может подаваться до предъявления судебного иска, в то же время ничто не препятствует подаче заявления об аресте судна вместе с исковым заявлением или после выставления исковых требований.

Заявления об аресте судна могут подаваться при возникновении претензий в случаях:

- утраты или ущерба имуществу, возникших при эксплуатации судна;

- гибели или ранении людей имеющих непосредственное отношение к эксплуатации судна;

- оказании помощи при морской аварии;

- нанесения судном ущерба окружающей среде, береговой линии или заинтересованной стороне, либо угрозы такого ущерба; при принятии мер по предотвращению, уменьшению или ликвидации этого ущерба; выплате компенсации за нанесенный ущерб; возмещении затрат по восстановлению окружающей среды и расходов по подготовке к принятию таких мер; вред, нанесенный или могущий быть нанесенным третьей стороне в этой связи и возмещение других расходов непосредственно связанных с содержанием этого пункта;

- затрат, понесенных при подъеме судов и их останков, извлечении грузов и т. п., обслуживании брошенных судов и обеспечении их экипажей;

- невыполнения соглашений по судовым издержкам и арендной плате;

- невыполнения соглашений по перевозке грузов и пассажиров;

- ущерба или утраты груза и багажа;

- общих аварий;

- буксировки;

- проводки судов;

- споров по вопросам поставки материалов и услуг для нужд эксплуатации, управления, ремонта, обслуживания судна;

- споров по вопросам строительства, перестройки, переоснащения или монтажа оборудования на судне;

- споров по поводу сборов и платежей за пользование портовыми сооружениями, прохождения через каналы и т. п.

- споров по поводу выплаты зарплаты экипажам судов и другим статьям, включая расходы по репатриации членов экипажей и выплаты по социальному страхованию;

- споров вокруг платежей судна и судовладельца;

- споров вокруг страхования;

- споров вокруг залогов, агентских и иных платежей;

- споров вокруг права собственности;

- споров вокруг распределения прибыли между лицами совместно эксплуатирующими или извлекающими прибыль из эксплуатации судна;

- споров вокруг прав обременения судна;

- споров по договорам продажи судна;

После решения суда об аресте судна, ответчику дается 30 дней для внесения установленного судом залога за судно.

Если в процессуально установленные сроки ответчик не предоставляет установленного судом залога и дальнейшее содержание судна под арестом является не целесообразным истец, может обратиться в суд с заявлением о принудительной продаже судна с аукциона.

Процедура выставления Морским судом КНР арестованного судна на аукцион выглядит примерно следующим образом:

- Суд издает постановление о продаже судна с аукциона, официально извещает о предстоящей продаже известных суду участников процесса (судовладельцев, истцов, заинтересованные стороны).

- Истцы, чьи претензии имеют отношение к выставляемому на аукцион судну, не позднее 30 дней с даты официального извещения о выставлении судна на продажу должны обратиться с заявлениями в суд для внесения в список претендентов на возмещение.

- В течение 7 дней после того, как истец внесен судом в список претендентов на возмещение, он должен возбудить (если не возбудил ранее) судебный или арбитражный иск против судовладельца, таким образом, четко сформулировав свою претензию.

- После получения всех исков суд определяет очередь в следующем порядке возмещения:

1. Судебные издержки, включая издержки суда и вытекающие из действий суда расходы на проведение аукциона, оформление продажи и т.п.

2. Иски от лиц, имеющих первоочередное право на удержание имущества должника (включая иски от членов экипажа).

3. Иски залогодержателей судна, если судно было заложено.

4. Иные иски, включая иски владельцев груза, агентирующей компании, сторон договора бербоут-чартера и т. п. Если выручка от аукциона не позволяет в полной мере удовлетворить иски всех участников четвертой очереди, оставшаяся после удовлетворения исков участников предыдущих очередей сумма распределяется между ними пропорционально.

После проведения аукциона судно меняет собственника.

http://www.chinazone.ru/i/l/nl26.htm


В избранное