Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Торговля и законодательство

  Все выпуски  

Юрисконсульт в торговле


Информационный Канал Subscribe.Ru

Юрисконсульт в торговле


Журнал распространяется только по подписке.

Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:

«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.

Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (095)925-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru



О пресечении распространения контрафактной аудиопродукции   

    В связи с осуществлением Роспотребнадзором контрольно-надзорных функций в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка рассмотрены некоторые положения действующего законодательства об интеллектуальной собственности. В частности, указано, что действия продавца, связанные с недоведением обязательной информации об обладателе авторских и смежных прав, номере лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению) аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также других сведений в отношении реализуемых экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, находящихся в гражданском обороте, могут быть квалифицированы Роспотребнадзором лишь как нарушение продавцом права потребителей на информацию по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ или нарушение правил продажи отдельных видов товаров по ст. 14.15 КоАП РФ. При этом определение и констатация того, что вышеназванные экземпляры продукции, не сопровождающиеся соответствующей необходимой информацией, являются контрафактными, а продавец, их реализующий, является нарушителем авторских и смежных прав, к полномочиям Роспотребнадзора не относится.

   Проблема борьбы с незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности имеет общественно-политическое значение и обуславливает необходимость дальнейшего усиления мер экономического, правового, организационного и технического характера для создания целостной государственной системы защиты потребительского рынка от контрафактной продукции.

   Исходя из соответствующих положений ст. ст. 2, 128, 138 Гражданского кодекса РФ, под интеллектуальной собственностью как одним из видов объектов гражданских прав понимается исключительное право граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (в частности, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). При этом правовое положение участников соответствующих отношений, основания возникновения интеллектуальной собственности и порядок осуществления прав на нее устанавливаются ГК РФ и другими законами.

    Так, правовое регулирование отношений, связанных с возникновением и защитой авторских и смежных прав, осуществляется (помимо ГК РФ) в первую очередь Законом РФ от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон).

    Согласно п. 2 ст. 48 Закона нарушителями авторских и смежных прав являются физические или юридические лица, которые не выполняют требования этого Закона.

    За нарушение предусмотренных Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Виды и формы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав закреплены в п. 1 ст. 49 Закона.

    Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст. 7.12 КоАП РФ. При этом рассмотрение соответствующих дел осуществляется только судами согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, а составление протоколов об административных правонарушениях - должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

    Согласно п. п. 3, 4 ст. 48 Закона контрафактными являются экземпляры произведений и фонограмм, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, а также экземпляры охраняемых в РФ в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (для сведения: экземпляр произведения - это копия произведения, изготовленная в любой материальной форме, экземпляр фонограммы - это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме). Решение о том, является или нет находящаяся в гражданском обороте продукция (т.е. вышеупомянутые экземпляры произведений и фонограмм) контрафактной, может быть принято только судом. Им же принимается решение об обязательной конфискации этой продукции, которая в дальнейшем подлежит обязательному уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе (п. 4 ст. 49 Закона).

    Согласно п. 3 ст. 38 Закона "если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения", тогда как, например, "право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры".

    Указанные положения Закона имеют вполне определенное прикладное значение с точки зрения правоприменения раздела XII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, поскольку контроль за их соблюдением входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Так, действия продавца, связанные с недоведением обязательной информации об обладателе авторских и смежных прав, номере лицензии на деятельность по воспроизведению (изготовлению) аудиовизуальных произведений и фонограмм, других сведений, призванных обеспечить соблюдение соответствующих требований Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2002 № 381, в отношении реализуемых экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, находящихся в гражданском обороте (т.е. приобретенных этим продавцом у предпринимателя А, который в свою очередь приобрел эту продукцию у предпринимателя В, и т.д.), могут быть квалифицированы лишь как нарушение продавцом права потребителей на информацию по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ или нарушение правил продажи отдельных видов товаров по ст. 14.15 КоАП РФ. При этом определение и констатация того, что названные в рассматриваемом примере экземпляры продукции, не сопровождающиеся соответствующей необходимой информацией, являются контрафактными, а продавец, их реализующий, является нарушителем авторских и смежных прав, к полномочиям Роспотребнадзора не относится.

    Более того, в связи с тем, что подобное утверждение не будет подкреплено соответствующим решением суда, оно может быть расценено как нарушение в отношении субъекта предпринимательской деятельности принципа презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ).

    Что же касается действий исполнителя, оказывающего услуги по сдаче соответствующих экземпляров фонограмм в прокат без лицензионного соглашения с правообладателем, то Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека они могут быть квалифицированы тоже только как нарушающие права потребителей на получение полной и достоверной информации об услуге. Как введение и оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, указанные действия могут быть квалифицированы (при определенных условиях) помимо ст. 7.12 КоАП РФ, также и по ст. 10 "Формы недобросовестной конкуренции" Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", государственный контроль за соблюдением которого осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

    Тем не менее, принимая во внимание то обстоятельство, что в любом случае любая реализуемая аудиовизуальная продукция, как и сам порядок ее продажи, должны соответствовать установленным требованиям, а осуществляемый в этой части контроль со стороны Роспотребнадзора может рассматриваться как традиционно применяемая защитная мера, направленная на недопущение попадания на потребительский рынок контрафактной продукции, максимальная эффективность которой может быть достигнута лишь в тесном взаимодействии с другими контролирующими органами.

По материалам журнала "Юрисконсульт в торговле", 2005, № 7


Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»

2006 г.

Содержание февральского (№ 2) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200601/12162831.html

Содержание январского (№ 1) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200512/01085910.html

2005 г.

Содержание декабрьского (№ 12) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200510/25080754.html

Содержание ноябрьского (№ 11) номера журнала:

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200510/07072413.html

Содержание октябрьского (№ 10)номера журнала:

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200509/14094222.html


Всегда рассмотрим Ваши пожелания, предложения и замечания  


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.zakontorg
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное