Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 19


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центральная городская библиотека. Бюллетень “Публичная библиотека” Выпуск № 1. 2005 год

Информационный бюллетень
2005 год.
Зима
Выпуск 1(19)

Уважаемые коллеги!

Информационные бюллетени “Публичная библиотека”, которые мы рассылали своим подписчикам эксклюзивно, теперь будут рассылаться через сервис Subscribe.Ru. Мы полагаем, что это позволит упорядочить рассылку и избежать пробелов в получении номеров.

Вы можете подписаться через форму быстрой подписки. Для этого Вам нужно войти на любую страницу для библиотекарей на сайте Центральной городской библиотеки г. Новоуральска:
здесь
Кроме того, можно оформить подписку непосредственно на сайте Subscribe.Ru:
здесь

Периодичность рассылки
- один раз в месяц. Мы планируем, что это будут не только информационные бюллетени, но и краткие дайджесты об особенно важных событиях библиотечной жизни, новостях нашего сайта для профессионалов.

Мы обращаемся к Вам с предложением:
Подпишитесь на информационный бюллетень “Публичная библиотека”!!!
Мы будем благодарны, если Вы сообщите о возможности подписки на Бюллетень коллегам из Вашего региона.

Как всегда мы ждем Ваши материал для публикации. Кроме того, сейчас появилась возможность распространять информацию о наиболее важных событиях в дайджестах.

Архив бюллетеня Вы можете найти на сайте Центральной городской библиотеки (Архив ) , а начиная с 17 выпуска и на сайте Subscribe.Ru




НА ПОРОГЕ РЕФОРМ

М. А. Якутова,
директор
Центр правовой поддержки местного самоуправления
г. Москва
info@lslg.ru

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ПОРОГЕ РЕФОРМ


Неправильно просто так просить денег.
Побираться надо с достоинством.
М. Швыдкой


Курс федеральной реформы - ориентирование бюджетного финансирования на результат

  1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;
  2. Уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;
  3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных средств по главным распорядителям с целью административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации “лишних” бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.
Второе направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных наиболее эффективно предоставлять государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств.
Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий.
Методы формирования бюджета, ориентированного на результат, - это, прежде всего, повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.
Как оценить результативность работы учреждений культуры
Культурная сфера и связанные с ней финансовые потоки - одна из самых сложных сфер как для экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней невозможно применить стандартные понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и здесь. Среди прочего, работники культуры также должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна попытка администрации г. Иркутска установить и описать критерии результативности деятельности муниципальных учреждений культуры .

1. Общие критерии:
1.1. Участие в городских, областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях.
1.2. Поддержание и улучшение материально-технической базы учреждения, сохранение и увеличение основных фондов.
1.3. Методическая деятельность.
1.4. Взаимодействие с другими учреждениями культуры, общественными организациями по осуществлению культурно-образовательных и социально-экономических программ и задач.
1.5. Наличие филиалов, специализированных отделений.
1.6. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала.
1.7. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
1.8. Выполнение плана поступления доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
1.9. Применение различных форм платных услуг населению, привлечение внебюджетных средств, работа со спонсорами.
1.10. Нравственное и эстетическое воспитание населения и иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
1.11. Использование новых технологий, методов и форм в работе.
1.12. Культурно-просветительская деятельность среди населения города, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества.
1.13. Осуществление досуговых форм и методов работы, способствующих формированию позитивного мировоззрения и повышению культурного уровня жителей города.
1.14. Отсутствие необоснованной кредиторской задолженности.
2. Библиотеки (муниципальное учреждение культуры “Централизованная библиотечная система г. Иркутска”, муниципальное учреждение культуры “Гуманитарный центр - библиотека им. семьи Полевых”):
2.1. Сохранение числа читателей.
2.2. Сохранение, пополнение книжного фонда и наличие достаточного количества периодических изданий, отвечающих запросам населения.
2.3. Сохранение количества книговыдач.
2.4. Сохранение и распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиографическое обслуживание населения города, научно-пропагандистская работа.
2.5. Издание информационных бюллетеней, рекомендательных списков литературы по темам, библиографических указателей.
2.6. Предоставление библиотечных фондов пользователям в библиотечных пунктах и наличие передвижных библиотек.
2.7. Изучение, сохранение в виде письменных документов и других носителей информации историко-краеведческих материалов. Распространение историко-краеведческих знаний среди населения города (консультации, лекции, работа со школьниками).
Приведенные критерии эффективности учреждений культуры, разработанные в Иркутске, представляют собой лишь первую попытку перехода к финансированию “от результата”, являются “отправной точкой” для дальнейшего творчества всех заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, управляющих данной сферой.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:



БИБЛИОКАРАВАН-2004

К. П. Егоров,
сотрудник Культурно-образовательного центра
Библиотеки имени Гоголя, Новокузнецк
Поэтический текст - автора публикации
POZ@GOGOL.ORG.RU


“БИБЛИОКАРАВАН-2ОО4”:
МОЗАИКА СОБЫТИЙ, ЛИЦ, ВСТРЕЧ


В 2004 году Центральной городской библиотеке им. Н. В. Гоголя исполнилось 75 лет. Самым ярким событием для нас стал большой Форум “Библиокараван”, собравший огромное количество гостей. Прошло очень немного времени после тех ярчайших дней, наполненных удивительной жизнью. Похоже, пришла пора осмыслить сделанное нами в те сентябрьские дни.

На Форум приехало около 100 коллег из 40 городов России: Москвы, Благовещенска, Зеленогорска, Екатеринбурга, Мирного, Нижнего Тагила, Нижневартовска, Новосибирска, Омска, Саратова, Сургута, Томска, Хакассии, Челябинска… По приглашению нашей библиотеки в “Библиокараване” впервые принял участие коллега из-за рубежа - Мэри Энн Тьютшеверз, директор публичной библиотеки г. Додж-Сити (США, штат Канзас). Гости познакомились с нашим опытом работы, рассказали о своих успехах, совершили экскурсии... Ежедневно - выступления, доклады, тренинги, деловое и простое человеческое общение.
Пролистывая распечатки выступлений, вспоминая диалоги, анализируя собственную подготовку к “Библиокаравану”, прихожу к выводу, что эта акция вылилась в очень большое, объемное, с участием множества лиц, размышление о книге.
обладание словом
и обладание книгой
просто неизмеримо
призыванием времени,
которое кормишь с ладони
здесь его много вокруг
это человеческое свойство
видеть в формулах текста
как меняет направление ветер...
Мозаика событий, лиц, встреч... Словно листаешь страницы книги. И из памяти возникают фрагменты прошедшего “Библиокаравана”.

* * *
Книга, открывая свой мир в беседе с читателями, творит пространство живого человеческого общения. Это воздух, которым дышит нация. Слои этого воздуха создают обширное пространство культуры. Книга обращает лица людей друг к другу для активной жизни, для живого общественного сотворчества.
Так и "Библиокараван" втянул в свой круговорот, или, точнее, собрал с собой в путь по кузнецкой земле огромное количество людей для настоящего человеческого сотрудничества, для энергичной созидательной работы.
Безупречно ярким и выразительным было выступление Натальи Гендиной, доктора педагогических наук, профессора, академика Международной Академии Информатизации, директора НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Поучителен рассказ ее о международном библиотечном Форуме IFLA, символ которого, аргентинское танго, завоевал сердца участников августовской встречи в далеком Буэнос-Айресе. Можно ли подобное представить: библиотекари, представители самой тихой, может быть, аскетичной, профессии, выбрали своим символом танец неистовый, танец пылкий и страстный, ведь, по словам книгомана Борхеса, “этот танец сам по себе - вертикальное выражение горизонтального желания”.
Может быть, мы просто уже не боимся себе признаться в том, что мы нуждаемся в любви, и мы готовы к любви. Как книга готова к тому, чтобы подарить пространство своего текста читателю и получить частичку простого человеческого тепла. Хотя бы как гарантию собственной сохранности в бережных руках для новых читателей в других поколениях.
Но ведь на самом деле именно книга втягивает в свой круговорот людей и их события, верно? И где та грань, переходя которую, книга из скромного томика на полочке стеллажа становится средоточием не только узких профессиональных, но еще и широких общественных интересов?
И правда ли, что книга - всего лишь инструмент проникновения одного человеческого мира в другой человеческий мир?
Ведь мы сами населяем этот мир, образуемый книгами; мир, насыщаемый нашими мечтами и устремлениями, только очень широко растиражированными для нас же самих. В открытой нами книге мы отражаемся, как в зеркале.
Может быть, пришла пора сказать о том, что мы нуждаемся в свободном движении навстречу будущему, сквозь все административные барьеры и государственные границы? Неслучайно же символом “Библиокаравана” стал верблюд - воплощенный “дальнобойщик”, животное вдумчивое, неторопливое, целеустремленное. А третий Форум публичных библиотек России “Библиокараван-2004” в очередной раз доказал: верблюд из всех животных - самое читающее российское млекопитающее.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ

Верблюд-“книголюб” родился на Урале. В 2002 году там впервые собрался межбиблиотечный “караван-сарай” под началом секции публичных библиотек РБА. Новоуральск, Нижний Тагил и Екатеринбург принимали гостей, формируя основной принцип этой ежегодной акции: познакомить коллег не с одними лишь городскими библиотеками, но с целым регионом, с его духовной и материальной культурой. Конечно, по мере возможности, в рамках отпущенного времени. Но какая насыщенная получается программа...
В следующем, 2003 году, “Библиокараван” прошел по омской земле, его участники побывали в 16 библиотеках Омска и районного центра Муромцево. Шесть суток библиотекари профессионально общались, в выступлениях и дискуссиях конструируя модель совершенной библиотеки, “библиотеки мечты”. Был проделан путь длиной 3150 км с остановками в самых живописных уголках этого края: на территории Ачаирского монастыря и на одном из серебряных озер Муромцевского района.

ПОЧЕМУ В 2004 ГОДУ “БИБЛИОКАРАВАН” ПРОХОДИЛ В КУЗБАССКИХ ГОРОДАХ

Российская Библиотечная Ассоциация выбрала “Гоголевку” базой для проведения Форума как Лауреата конкурса “Окно в Россию”.
Цитирую члена Совета РБА, председателя секции публичных библиотек РБА, директора ЦГБ г. Новоуральска С. Ф. Бартову: “Библиотеки Новокузнецка и Таштагола были выбраны не случайно. Библиотечная общественность России знает об инновационных процессах, которые идут в библиотеках Кемеровской области, высоком профессионализме коллег, ценит их опыт и открытость к сотрудничеству”.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:



ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Н. К. Чернявская,
ведущий методист
Центральная городская библиотека, г. Омск
csmb@omsknet.ru


БИБЛИОМОБИЛЬ: ОМСКИЙ МАРШРУТ
Муниципальные библиотеки и книготорговые фирмы Омска
объединяют усилия для поддержки интереса к чтению у горожан!


В Омске - событие! В Центральной городской библиотеке в рамках акции “Бросай все и читай!” состоялась презентация передвижной коллекции книг и журналов “Библиомобиль”. Цель акции - продвижение в читательскую среду новых изданий высокого уровня полиграфического исполнения. Организаторами акции выступил Молодежный Совет Централизованной системы муниципальных библиотек (ЦСМБ). Выйдя на книжный рынок Омска с предложением стать участниками акции, дерзкие и молодые получили положительный отклик от семи крупных книготорговых фирм города: издательства “ОЛМА-ПРЕСС” (филиал г. Омск), ООО “МАКС-ИНФО”, МУП “Омский книготорговый дом”, издательства “Наследие. Диалог-Сибирь”, омского филиала ООО “ТОП-КНИГА”, ОАО “ОМСККНИГА”, ОАО “РОСПЕЧАТЬ”. Процесс деловых переговоров был долгим, но продуктивным. Каждому руководителю фирмы было отправлено официальное письмо, к которому прикладывалась информация о предстоящей акции с указанием цели и задач, перечнем предполагаемых участников, условиями проведения. То и дело отправлялись по факсу списки книг, уже кем-то предоставленных, чтобы не дублировать ассортимент создающейся коллекции. Если не было обещанного телефонного звонка, лидеры Молодежного Совета корректно напоминали о себе сами. Каждая фирма подготовила рекламную продукцию (фирменные календари, постеры, листовки).
В результате совместной деятельности сформировалась передвижная коллекция новых книг и журналов разных российских издательств. Коллекцию назвали “Библиомобиль”. 4 февраля “Библиомобиль” прибыл в первый пункт назначения - Центральную городскую библиотеку. В течение месяца читатели будут знакомиться с новыми книгами и журналами, а потом мобильная коллекция отправится дальше по маршруту. За год она объедет одиннадцать библиотек - участниц проекта, после чего книги и журналы будут распределены в каждую библиотеку с учетом специфики ее деятельности. В каждой библиотеке, участвующей в акции, будет размещена информация о прибытии “Библиомобиля”. По условиям акции, каждая из этих библиотек проведет несколько рекламных мероприятий (по коллекции в целом, по отдельным разделам, темам, книгам). Таким образом, муниципальные библиотеки Омска развернут целую кампанию по продвижению книг к читателю.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:





ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК


И. А. Баженова,
заведующая информационно-библиографическим отделом
Н. В. Романовская,
библиограф.
МУК “Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска”
child-library@mail.ru
http://www.child-library.ru


ИНТЕРНЕТ НА ЛАДОШКЕ
(Работа детского библиографа с сетевыми ресурсами)



Если и есть люди, которые знают, сколько звезд на небе,
то они работают в информационно-библиографическом отделе.


“Современные информационные технологии - не самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволит ему выполнять свою работу лучше, эффективнее”, - сказал Б. Лэнг.
И действительно, наша жизнь не стоит на месте, и представить себе современную библиотеку без сетевых технологий уже невозможно. А вместе с ними появляются и новые возможности в работе библиографов, которые мы максимально стараемся использовать.
Компьютеризация ЦГБДЮ г. Новоуральска началась в 1997 году. Тогда у читателей появилась возможность пользоваться разнообразными электронными энциклопедиями и обучающими компьютерными программами.
В 2000 году, благодаря поддержке местной администрации и института “Открытое общество”, в библиотеке был открыт компьютерный зал, осуществлено подключение к сети Интернет, что открыло новые возможности и перспективы в работе информационно-библиографического отдела. О некоторых формах работы отдела мы и хотели бы рассказать.
Изучение и удовлетворение информационных запросов читателей всегда занимало ведущее место в планах и программах библиотеки. Подключение к Интернету позволило нам на более высоком уровне выполнять библиографические запросы читателей. Теперь в библиографическом поиске мы используем все элементы справочно-библиографического аппарата, как существующие веками (каталоги, справочные издания, библиографические указатели), так и новые (электронные базы данных и каталоги, ресурсы Интернет).
Особенно часто обращаемся к сетевым ресурсам, выполняя тематические справки читателей, что позволяет нам работать практически без отказов. Например, недавно у нас был запрос об особенностях системы образования в Америке, или другой запрос - “История появления сумок”. Найденные материалы остаются в читальном зале или абонементе, тем самым, пополняется фонд библиотеки.
Сегодня наш читатель имеет возможность получить не только тексты документов и библиографию, но и профессионально обработанную информацию (в виде аннотированных списков, рецензий, рефератов, таблиц). Причём, информация может быть предоставлена пользователю в любой удобной для него форме и на любом носителе.
Информационно-библиографический отдел готовит и выпускает библиографические рекомендательные списки, дайджесты, пресс-досье по различным темам, при подготовке которых использованы как традиционные источники информации, так и сетевые ресурсы. Это такие издания как:

  • Дайджесты “Экзамены: без паники!” и “Дети разных народов: особенности национального воспитания”;
  • Пресс-досье “История русского театра”;
  • Рекомендательные списки “В гостях у Виктора Астафьева: писатель рекомендует читателю”, “Оглянись на свой дом” и “Литературная диета для гурманов” (где представлены самые новые литературные имена, которые еще не известны широкому кругу читателей);
  • Рекомендательный путеводитель по информационным ресурсам библиотек города “Первоклассные дети”.

Кроме обучающих и познавательных материалов, мы готовим дайджесты развлекательного характера, используя также и ресурсы Интернет. Например, ежегодный “Новогодний дайджест”, который пользуется большим спросом.
Наша библиотека - это и методический центр, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с руководителями детского чтения и учителями. Ни для кого не секрет, что далеко не каждый учитель имеет доступ к Интернет-ресурсам, а если и имеет, то не всегда может быстро найти то, что ему нужно. Современный же преподаватель должен владеть самой новой и свежей информацией.
Интересной и продуктивной формой работы с руководителями детского чтения мы считаем наши семинары-практикумы. Очень удачно проходит у нас семинар-практикум “Интернет для словесников”. Его цель: показать как учитель русского языка и литературы может использовать ресурсы Интернет в своей работе. Специалисты информационно-библиографического отдела:

  • показывают, какие существуют поисковые системы и как с ними работать;
  • знакомят с интернет-каталогами, электронными библиотеками, словарями, энциклопедиями, справочниками;
  • рассказывают о наиболее интересных сайтах, которые могут пригодиться учителю. Например, сайты, где содержатся нормативные документы по преподаванию, методические разработки уроков, дистанционные школы, форумы, чаты, рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания.

В заключение участникам семинара раздаются специально подготовленные путеводители “Интернет для словесников” (из серии “Интернет для...”). Кроме этого, им предоставляется интернет-время для самостоятельной практики.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:




Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:
624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.book.library.bulleten
Отписаться

В избранное