Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 34


Уважаемые коллеги!

Перед Вами выпуск, завершающий 2006 год. В нем, традиционно, представлены разные аспекты деятельности библиотек России.
Надеемся, что новый 2007 год принесет всем нам новые идеи, новые мероприятия, а следовательно, информационный бюллетень “Публичная библиотека” будет пополняться новыми материалами!


В выпуске:

  • ХудяковаТ. А. В разных краях оставляем мы сердца частицу
  • Обращение участников V форума публичных библиотек России к библиотечному сообществу
  • Смит П. Обеспечить образование для всех
  • Кончиц Л. Ю. “Книга мечты” юных омичей
  • Черкасова О. А. Приобщение к чтению - дело тонкое
  • Жданов И. В. Формирование информационной культуры молодежи
  • Кайгородова Е. Н., Павловская И. С., Хашина Т. В. Издательская деятельность Городской библиотеки
  • На заметку комплектатору

Т. А. Худякова, главный библиотекарь
отдела прогнозирования и развития библиотечного дела,
руководитель Центра профессионального развития
библиотечных кадров Карелии
Национальная библиотека Республики Карелия

prof@library.karelia.ru


“В РАЗНЫХ КРАЯХ ОСТАВЛЯЕМ МЫ СЕРДЦА ЧАСТИЦУ...”,
ИЛИ 
“БИБЛИОКАРАВАН-2006”: КАРЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ


С 11 по 16 сентября 2006 года столица Республики Карелия принимала гостей. В эти дни в Петрозаводске проходил V форум публичных библиотек России “Библиокараван-2006” на тему “Публичные библиотеки и культурное разнообразие”.
Впервые подобное мероприятие было проведено в Свердловской области в 2002 году по инициативе Российской библиотечной ассоциации. В последующие годы эстафету “Библиокаравана” принимали Омская (2003 г.) и Кемеровская области (2004 г.), Ханты-Мансийский автономный округ (2005 г.).
V форум публичных библиотек России проводился под эгидой Российской библиотечной ассоциации, при финансовой поддержке Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Государственного комитета Республики Карелия по делам национальной политики и Библиотечной Ассоциации Республики Карелия. Главными организаторами мероприятия выступили Национальная библиотека Республики Карелия, МУ “ЦБС” г. Петрозаводска, МУ “Прионежская ЦБС”, МУ “Олонецкая ЦБС”, МУК “Кондопожская ЦБС”. В подготовке и проведении мероприятия принимали участие Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, Карельская республиканская библиотека для слепых и Научная библиотека Петрозаводского государственного университета.
V форум публичных библиотек России прошел при участии и поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, Российской библиотечной ассоциации и Межрегиональной ассоциации деловых библиотек.
В профессиональной встрече “Библиокараван-2006” приняли участие 156 коллег из федеральных, региональных и муниципальных библиотек Российской Федерации. Делегаты и гости из 44 городов представляли 20 регионов страны: Рязань, Белгород, Тулу, Екатеринбург, Москву, Смоленск, Санкт-Петербург, Новоуральск, Великий Новгород, Мурманск, Сыктывкар, Тверь, Томск, Архангельскую область, Республику Хакасия, Республику Мордовия, Ханты-Мансийский автономный округ и другие. Кроме того, в форуме приняли участие представители генерального Консульства США в Санкт-Петербурге и Посольства США в Варшаве.
Маршрут “Библиокаравана-2006” стартовал в г. Петрозаводске, столице Республики Карелия, и проходил через города Кондопога и Олонец, Шелтозерское вепсское сельское поселение.
Официальное открытие форума состоялось в Государственном Национальном театре Республики Карелия. На торжественном открытии “Библиокаравана-2006” его участников приветствовали Министр культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Г. Т. Брун, заместитель Главы самоуправления г. Петрозаводска, председатель Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Т. М. Анохова, директор Национальной библиотеки Республики Карелия И. А. Добрынина и другие официальные лица. Была зачитана приветственная телеграмма Президента Российской библиотечной ассоциации, Генерального директора Российской национальной библиотеки В. Н. Зайцева.
В рамках форума состоялись два пленарных заседания, IV Конференция Библиотечной ассоциации Республики Карелия “Корпоративное управление ресурсами библиотек” (работали две секции “Публичная библиотека в полиэтническом мире: партнерство, диалог, ресурс влияния” и “Публичная библиотека и ее пользователи: ресурсы и услуги, соответствие ожиданиям и качество”), прошли два выездные заседания профессиональной программы “Особенности краеведческой деятельности публичных библиотек Республики Карелия в современных условиях” (Шелтозерская сельская библиотека, Олонецкая национальная библиотека). Кроме этого, были организованы экскурсии в Национальную библиотеку Республики Карелия, Детско-юношескую библиотеку Республики Карелия, Карельскую республиканскую библиотеку для слепых, Научную библиотеку Петрозаводского государственного университета, городскую библиотеку-филиал N 22 МУ “ЦБС” г. Петрозаводска. Всего участниками мероприятия прослушано 62 доклада и сообщения по различным аспектам заявленной темы форума. Представители Издательского Торгового дома “КноРус” (г. Москва) и Издательской группы “Гранд-Фаир” (г. Москва) рекламировали свои услуги и издательскую продукцию для комплектования фондов публичных библиотек. Немало важным моментом в информационной поддержке форума явилась помощь, оказанная Издательским домом МЦФЭР (г. Москва) в виде комплекта выпусков журнала “Справочник руководителя учреждения культуры”, которые вошли в представительский пакет каждого участника мероприятия. Это номера 2006 года, в которых опубликованы статьи сотрудников Национальной библиотеки Республики Карелия, посвященные вопросам организации системы повышения квалификации библиотечных кадров Карелии (N 3), стратегического управления библиотечными фондами (N 4), разработки и внедрения системы менеджмента качества в деятельность библиотек (N 7).
Насыщенную выступлениями и обсуждениями профессиональную программу сопровождала не менее наполненная интересной, полезной и познавательной информацией культурная программа форума. Удивительная атмосфера, царящая в Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике “Кижи” позволила каждому соприкоснуться с вечностью, а благословенная красота острова Кижи просто покорила участников форума. Побывали коллеги в старинном вепсском селе Шелтозеро, где посетили Шелтозерский этнографический музей, на месторождении Шокшинского малинового кварцита, на Прионежском промкомбинате, где смогли приобрести национальные сувениры на память о Карелии. Во время пребывания в г. Кондопога посетили Дворец спорта, Дворец искусств, Успенскую церковь, а на обратном пути в г. Петрозаводск совершили экскурсию к водопаду “Кивач”, неповторимую красоту которого воспели в своей поэзии Г. Державин и Ф. Глинка. В Олонецком районе посетили часовню Георгия Победоносца в деревне Пертисельга, Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина, Детскую художественную школу, побывали на выставке “Молодые художники г. Олонца”, имели возможность приобрести карельские сувениры.
Знакомство с любым населенным пунктом Карелии, через который двигался Караван, начиналось с посещения муниципальных публичных библиотек. Профессиональные встречи с карельскими библиотекарями - обязательный и самый приятный элемент “Библиокаравана-2006”. И всюду - радушный прием, приобщение к национальной истории, культуре, национальной кухне и, конечно, обмен опытом, деловое общение, установление профессиональных контактов.
Информационное сопровождение работы форума осуществлялось на официальном сайте Национальной библиотеки Республики Карелия. Здесь делегаты и гости “Библиокаравана-2006” могли познакомиться с проектом программы и вариантами выездных заседаний, информацией по проживанию, информацией об экскурсионных маршрутах, данными о географии участников форума и другой полезной информацией.
Участники форума имели возможность познакомиться с книжной экспозицией. На выставке демонстрировались различные библиографические указатели литературы, подготовленные специалистами Национальной библиотеки Республики Карелия, информационно-статистический бюллетень “Печать Карелии в 2005 году”, девятнадцать выпусков профессионального издания “Библиотечный вестник Карелии”.
Издания Национальной библиотеки Республики Карелия приобрели: Библиотечная система п. Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа, Государственная библиотека Югры Ханты-Мансийского автономного округа, Национальная библиотека Республики Мордовия, Новоалтайская центральная городская библиотека, Олонецкая районная детская библиотека и др. Особый интерес вызвали “Библиотечные вестники Карелии” - сборники, издаваемые Национальной библиотекой Республики Карелия и Библиотечной Ассоциацией Республики Карелия.
Подобные выставки проводятся в рамках наиболее крупных библиотечных мероприятий. Как показывает опыт, они пользуются большой популярностью и вызывают профессиональный интерес у специалистов библиотечного дела.
В центре внимания участников “Библиокаравана-2006”, в первую очередь, вопросы организации краеведческой деятельности библиотек, деятельности, направленной на сохранение и продвижение историко-культурного наследия своих территорий, сохранение этнокультурного наследия России в целом. Ключевым моментом форума явились доклады и презентации библиотекарей о роли публичных библиотек в сохранении культуры коренных народов, в поддержании культурного разнообразия, в организации библиотечного обслуживания этнических групп пользователей, в формировании у населения средствами и методами библиотечной работы национального самосознания и укреплении сплоченности местного сообщества. Думается, что участники форума справились с поставленной задачей, продемонстрировав на примерах опыта работы своих библиотек приоритетные темы “Библиокаравана-2006”.
Результатом работы форума явилось Обращение его участников к библиотечной общественности
V форум публичных библиотек России “Библиотеки и культурное разнообразие” продолжил традицию формирования профессионального сообщества публичных библиотек в рамках идеи “Библиокаравана”, расширил границы сотрудничества между библиотеками. Встречи коллег, обмен опытом, дискуссии на актуальные темы позволили определить дальнейшие направления развития библиотечной деятельности.
В заключение работы форума эстафета “Библиокаравана-2006” была передана коллегам из Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург).
Завершающим аккордом профессиональной встречи библиотекарей России явилась, организованная специалистами Карельского государственного краеведческого музея, экскурсия по г. Петрозаводску.

Фоторепортажи о профессиональной встрече можно посмотреть на сайтах:

Национальной библиотеки Республики Карелия
Центральной публичной библиотеки НГО
Портале LIBRARY.RU


д-р Питер Смит,
заместитель Генерального директора ЮНЕСКО
по вопросам образования

julia@UNIC.RU
demidov@ifap.ru


ОБЕСПЕЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
Неофициальный перевод
Статья была впервые опубликована в журнале "Embassy" (Канада) 22 февраля 2006 г.


Представьте, что Вы хотите построить дом своей мечты. Вы можете нанять самого известного в мире архитектора для создания проекта, однако, без тяжелой работы строителей - маляров, сантехников, электриков и плотников - Ваш дом так и останется лишь фантазией. Для того, чтобы осуществить Вашу мечту, каждый их этих людей, привнося что-то свое, должен будет работать вместе с другими.
Образование для всех (ОДВ) не должно остаться нереализованной мечтой. Мы не можем позволить себе строить карточные домики. Конечно, это весьма амбициозный план - обеспечить доступ к образованию для каждого мужчины, женщины и ребенка во всем мире к 2015 году, - но это план, который мы сможем реализовать, если объединим политическую волю и будем эффективно использовать технологии, наработанные международным сообществом.
В 2000 году руководители и представители 5 международных организаций и более чем 160 стран встретились на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) с тем, чтобы выработать план реализации самого амбициозного образовательного проекта в истории. ОДВ основано на фундаментальной идее о том, что образование является необходимой предпосылкой для продвижения прав человека, социального равенства, демократии и экономического роста в любой стране. Опорами ОДВ являются шесть целей, которые весьма существенны для достижения устойчивого развития: воспитание детей младшего возраста, всеобщее начальное образование, жизненные навыки, грамотность, образование для девочек и качественное образование.
Мы уже многое сделали для улучшения ситуации в образовании. Сейчас, более чем когда-либо, правительства осознают центральную роль, которую образование играет в развитии, и более охотно инвестируют в этот сектор. За последние 5 лет произошло резкое повышение уровня зачисления в школы в африканских странах южнее Сахары и в Южной Азии (вплоть до 20 миллионов новых учеников на каждом континенте), а 47 стран уже достигли всеобщего охвата начальным образованием.
Но работа еще не закончена. Множество внешних факторов, включая гражданские конфликты, природные катастрофы, ВИЧ/СПИД и высокую рождаемость, препятствуют прогрессу в отношении ОДВ. Мы не успели достичь первой намеченной цели ОДВ -обеспечение гендерного равенства к 2005 году, - а многие страны вряд ли смогут выполнить остальные обязательства к 2015 году. Как показывает последний Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, более 100 миллионов детей не посещают школу. 67 стран рискуют не достичь всеобщего охвата начальным образованием к 2015 году. Более 771 миллионов взрослых (2/3 из них - женщины) не имеют даже базовых навыков письма и счета, необходимых для выживания в современном мире.
Для того чтобы процесс достижения ОДВ продвигался, международное сообщество, доноры и правительства должны объединить усилия для увеличения финансирования образования и реформирования образовательной политики, что позволит развивать систему качественного образования.
Однако и этого недостаточно. Мы столкнулись с ситуацией, когда использование одной и той же технологии не помогает нам преодолеть все препятствия. Если мы хотим добиться образования для всех к 2015 году, мы должны радикально изменить наши планы действий и придерживаться утвержденного графика. Первым шагом должно стать четкое определение роли каждого партнера ОДВ с тем, чтобы мы могли опираться на преимущества каждой организации, избегать дублирования и определять пробелы, которые необходимо заполнить.
В прошлом году Исполнительный совет ЮНЕСКО поручил Генеральному директору “ускорить консультации и диалог на высшем уровне с основными международными организациями, особенно с Всемирным банком, ЮНИСЕФ и ЮНФПА, чтобы согласовать роль, обязанности и вклад каждого участника на период 2005-2015 годов для достижения целей ОДВ”. Усовершенствовав координацию на международном уровне, мы сможем более эффективно и целенаправленно действовать непосредственно в странах.
С этой целью ЮНЕСКО занимается координацией консультативного процесса, направленного на разработку Всеобщего плана действий по достижению целей ОДВ. Этот План направлен на гармонизацию и координацию подходов международных организаций в отношении ОДВ. В качестве связующих элементов для данного проекта служат пять основных тем:

  • Привлечение дополнительных финансовых ресурсов
  • Обеспечение эффективного использования средств, выделенных на ОДВ
  • Развитие потенциала на национальном уровне
  • Пропаганда идеи о ведущей роли образования для устойчивого развития
  • Укрепление взаимной координации через мониторинг и обеспечение прозрачности.

В основном действия по осуществлению ОДВ будут реализовываться на национальном уровне. Поскольку ОДВ является всесторонней программой, каждая страна должна разработать свой собственный поэтапный план в соответствии со своими нуждами и с учетом методов, подходов, временных и денежных затрат и доступных ресурсов. Для разработки этих планов и соответствующей образовательной политики каждому государству требуется постоянная, конкретная и высококвалифицированная помощь со стороны международного сообщества.
С момента своего создания, сразу по окончании Второй Мировой войны, ЮНЕСКО была тверда в своей приверженности образованию и пропагандировала эффективные национальные образовательные стратегии и планы. В ситуации, когда финансовые, экономические и социальные аспекты устойчивого развития и образовательных стратегий все больше переплетаются, ЮНЕСКО должна оставаться интеллектуальным лидером, честным посредником и ресурсным центром, аккумулирующим идеи, подталкивающим как страны, так и международное сообщество в правильном направлении.
Мы находимся на том этапе, когда наши сегодняшние действия могут изменить мир на века. Создавая устойчивое будущее, страны не могут забывать о том, что основополагающим элементом изменений является обучение. Фрэнк Ллойд Райт однажды сказал: “Достойная жизнь требует достойного построения для достойного использования достойным человеком”. С Образованием для всех мы можем создать наиболее впечатляющую и достойную систему, которую когда-либо видело человечество. И мы не имеем права упускать такую возможность.

Д-р Питер Смит занимает должность Заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования. Он является также основателем и президентом California State University-Monterey Bay и бывшим конгрессменом США.


Л. Ю. Кончиц, психолог, руководитель проекта
МУК “Централизованная система
муниципальных библиотек г. Омска”

adm_csmb@mail.ru


“КНИГА МЕЧТЫ” ЮНЫХ ОМИЧЕЙ

На базе Центральной городской библиотеки в период с июня по декабрь 2005г. в рамках Программы “Новый день” реализован Проект “Книга Мечты”. Программа “Новый День” организована Акционерным коммерческим банком “РОСБАНК” совместно с Детским фондом Организации Объединенных Наций - UNICEF в 1999 году. В качестве управляющего Программой привлечено российское представительство британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия).
В ходе проекта в одну большую книгу 3886 юных омичей в возрасте от 6 до 15 лет записали свои мечты. Дети стали непосредственными авторами “Книги Мечты” и буквально написали ее на бумажных облачках, которые затем слетелись на чистые страницы книги. Проектом были охвачены различные категории: учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники детских домов, дети, занимающиеся спортом и искусством, дети из специализированных школ-интернатов. Письменный вариант книги переведен в электронный вид, после чего проведен количественный и качественный анализ детских мечтаний. Проведен конкурс на лучшее детское сочинение по теме “Моя Мечта”, в нем приняли участие 476 детей, победители награждены ценными призами. Проведена благотворительная акция сбора детской литературы от населения. Более 1000 детских книг переданы в школу-интернат с сиротскими группами и специализированная коррекционная школу-интернат для детей-сирот.
Итак, что же полезного и приятного дает проект “Книга Мечты” детям и взрослым?
Во-первых, с появлением такой книги у детей г. Омска появился широкий информационный канал выражения собственных желаний и устремлений. Теперь о потребностях маленького человечка могут узнать взрослые, от действий которых зависит благополучие ребёнка.
Во-вторых, человек без желаний, без мечтаний не может стать активным творцом действительности. Записывая же свои мечты в книгу, открыто заявляя о них людям вокруг, ребенок утверждается в собственных силах и возможностях. В процессе осмысления и формулирования желаний, в ребенке происходит самопознание и рефлексия, формирование благоприятного образа будущего, планирование и целеполагание. При этом, вера ребенка в осуществление желаемого, в собственные силы и благоприятный исход усиливается.
В-третьих, взрослые получают информацию об основных потребностях детей, на основе которой можно представить перспективу развития общества в целом. Очень важно, что у взрослых появляется возможность выстраивать работу с детьми с учетом их желаний и мотивов.
Итак, одна из отличительных тенденций подрастающего поколения заключается в сильном желании материального благополучия, изобилия и роскоши. Настораживает не само желание жить обеспеченно, а его гипертрофированность и неумеренность. 1000000$, 5 коттеджей, Мерседес, BMW и т.д. При этом, дети не имеют представления, каким образом у них окажутся эти блага, и каким образом они будут ими распоряжаться. То есть, налицо необходимость формирования не только финансовой, экономической и предпринимательской культуры, но и культуры богатства с проработкой этических вопросов.
Технический прогресс ворвался в детские сны и помыслы. Дети массово мечтают о компьютерах и сотовых телефонах. И, конечно, не у каждой семьи есть возможность приобрести эти вещи. Значительно эффективнее было бы использовать интерес ребенка к компьютерным технологиям в рамках специальных учреждений с тщательно отобранным программным материалом и подготовленными преподавателями, что способствовало бы безопасному интеллектуальному развитию.
Основная масса профессиональных мечтаний тесно связана с желанием признания и знаменитости, звездности. Девочки хотят быть, преимущественно, моделями и дизайнерами, модельерами, визажистами, певицами, телеведущими, журналистками, актрисами. Мальчики - преимущественно, футболистами и хоккеистами.
Особо остро звучит тема любимого, но полного мусора города Омска. В детских мечтах Омск - современный, процветающий город, а, главное, на его улицах - чистота. Чувство прекрасного, свойственное многим детям, страдает не только от вида мусора, но и от вида бездомных животных и людей.
Один из сигнальных фактов, выявленных в ходе проекта: в среднем, порядка 5-10% детей затрудняются назвать свою мечту, говорят, что они ни о чем не мечтают.
Проект “Книга Мечты” завершился и ... начинается работа по претворению в реальность детских мечтаний силами взрослых. Поэтому электронная версия “Книги Мечты” подарена городским структурам, от деятельности которых зависит благополучие подрастающего поколения омичей.


О. А. Черкасова, главный библиотекарь
по связям с общественностью
Центральная детская библиотека им. А. М. Береснева
МУК “Детская ЦБС г. Кемерово”


ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЕЮ - ДЕЛО ТОНКОЕ


О кризисе чтения в нашей стране написано огромное количество статей, как и о качестве современной литературы. Сердитые рассуждения авторов позволяют сделать вывод, что мы никак не можем перейти (и это хорошо) к новому стандарту чтения (американскому): читать, прежде всего, бестселлеры (многие из них, скорее всего, окажутся однодневками), детективы и “блокбастеры”. В нашей стране всегда очень серьезно относились к чтению. О том, что книга - могучее средство воздействия на личность, писали все российские выдающиеся педагоги. И сегодня, несмотря на современные технологии, чтение остается для многих людей основным источником приобретения духовного опыта, способом обретения культуры, средством расширения кругозора и интеллектуального развития.
В советское время у нас не было особых проблем с чтением. Мы читали классику, журнал “Иностранная литература”, публиковавший опять же качественную зарубежную литературу, и детективы, которые сегодня называют классическими.
В ХХI веке ситуация изменилась: на книжных лотках рядом с томиками стихов поэтов Серебряного века - “рыночная” литература: С. Лукьяненко, П. Коэльо, Д. Донцова. Подобная литература стала модной, и литературоведы, социологи, журналисты забили тревогу. Одни утверждают, что у нас - кризис чтения, взрослые и дети перестали читать (зачем же тогда в России ежегодно издается 600 миллионов книг?), других беспокоит качество читаемой литературы.
Можно долго говорить о причинах и выходах из сложившейся ситуации. Меня же интересует конкретный аспект - руководство чтением. Детские библиотеки по-прежнему играют большую роль в приобщении детей к чтению, как источнику духовной культуры - национальной и мировой. Здесь главное помнить: это очень тонкое дело. Нельзя навязывать ребенку книги, которые, с нашей точки зрения, они должны читать. Справедливо считает Татьяна Павленко, директор Детской ЦБС г. Кемерово, что чтение должно быть удовольствием. А свой коллектив она настраивает так: “Создавать радостное настроение в городе должны мы на своем рабочем месте”.
Вопреки мифам, дети продолжают читать не только по заданию учителей, но и для себя. Другой вопрос, что они читают? Да, они читают “Гарри Поттера”, но не только. По результатам исследования психолога ЦДБ им. А. М. Береснева Меньковой Ирины “Изучение детского чтения: потребности, мотивации, предпочтения”, дети охотно читают А. Пушкина. Конечно, чтение произведений Пушкина - это задание учителей. Но Пушкин детям нравится. Они не могут назвать автора “Гарри Поттера”, но уверенно назовут произведения А. С. Пушкина (стихи, сказки, поэмы). Любимые авторы детей: С. Есенин, Э. Успенский, Н. Носов и, что удивительно для меня, Саша Черный. Безусловно, читают дети и Т. Крюкову, и сестер Воробей (детские детективы), и “Дозоры”. Читают эти книги и библиотекари, чтобы знать, как разговаривать с ребенком.
Наша жизнь стремительно меняется, и сотрудники детских библиотек ищут новые формы работы, новые подходы к руководству чтением, отказавшись от метода “запрета”, как совершенно не конструктивного. Библиотека приобретает бестселлеры: произведения М. Шишкина, Д. Брауна, М. Фрая. У детей должен быть выбор. А что ребенок выберет? Вот здесь и начинается работа для родителей, библиотекарей, учителей, общественности. Наша задача - не запрещать, а рекомендовать.
Библиотека в этом отношении проводит большую работу. Так, в Центре комфортного чтения работает “Открытая кафедра” для детей старшего возраста. У читателей есть возможность поспорить, высказать свою точку зрения по различным проблемам современности, обсудить книгу, которая им нравится. Темы, книги для обсуждения предлагают и читатели, и библиотекари. Есть для этого в Центре специальный, круглый, стол. А на стеллажах вокруг этого стола стоят не только произведения М. Фрая, Д. Брауна, но и М. Булгакова, Л. Толстого, поэзия Серебряного века, мифы народов мира, лучшие энциклопедии…
В городской детской библиотеке “Калейдоскоп” работает Детский экспертный совет. Ребята обсуждают прочитанные книги (в том числе, и новинки), спорят, размышляют, оценивают литературные достоинства книги, содержание, характеры героев. Обсуждают современные проблемы. Есть у членов совета своя символика: на каждую прочитанную книгу они прикрепляют определенный значок. Книги, получившие высокую оценку, ребята рекомендуют другим читателям. Все это происходит под руководством главного библиотекаря Евгении Роот.
Используем мы и традиционные формы работы. Эффективны, как и 50 лет назад, индивидуальные беседы. Библиотекарь расспрашивает ребенка о прочитанной книге, рекомендует новые. Чтобы беседа была доверительной, руководитель Центра комфортного чтения Екатерина Заверуха говорит, что вот эту книгу, например, прочла ее дочь. Рассказывает, чем заинтересовало девочку данное произведение. А руководитель Центра комфортного чтения для детей до 11 лет Наталья Медведкина, рекомендуя книгу ребенку, подчеркивает, что это ее любимая книга. Кроме этого, Наталья Ивановна, уделяет большое внимание книжным выставкам. Каждая выставка предполагает активные действия читателей. Так, на абонементе для малышей с успехом экспонировалась выставка “Книжки из детства бабушек и дедушек”. Ребятам предлагалось узнать, что читали в детстве их дедушки и бабушки, а затем пополнить этими книгами выставку. Самые интересные “бабушкины воспоминания из детства”, старинные загадки, истории ребята складывали в сундучок. “Материалы” из этого волшебного сундучка используются для проведения литературной гостиной.
К руководству чтением можно отнести и презентации книг (М. Гоголев “Дедушкин чай”, Б. Бурмистров “Скажи “Люблю”: стихотворения о любви”, А. Ореховский “Найди и спаси”), а также наши акции. Акция “Прочитай книгу о войне” включала комплекс мероприятий. В Центре комфортного чтения в течение года на столах были представлены книги о Великой Отечественной войне. Вместо цитат разместили призыв: “Просто открой эти книги!”. Мы хотели, чтобы ребенок взял в руки книгу о войне, потому что, если он ее откроет, то обязательно возьмет почитать. Сейчас проходит акция “Читаем книги по истории России”, цель которой - активизировать интерес детей к литературе патриотической тематики, расширить кругозор знаний по истории России, воспитать гражданскую гордость и умение ценить свою Родину.
Детские библиотеки принимают активное участие в городских программах, разработанных Управлением культуры, спорта, молодежной политики администрации г. Кемерово: конкурс юных литераторов “Свой голос. Кемерово”, семейный литературный фестиваль “Мой папа - шахтер”, Пушкинские чтения, “Каникулы”, Неделя детской книги и др.
В этом году мы “запустили” новый проект - “Читающий город”, поддержанный городской администрацией. Проект многофункциональный. Здесь и работа клубов, литературных, семейных гостиных, фестивали чтения, работа с родителями (лектории, индивидуальные планы чтения, рекомендательные списки литературы), интересные мероприятия.
Конечно, библиотеки - это небольшие кирпичики в огромном здании “привлечение к чтению”. Мы систематически выполняем свою работу. Но мы нуждаемся в поддержке: общественности, творческой интеллигенции, родителей, учителей, журналистов. Проблему “кризиса чтения” нужно решать всем миром. Только тогда мы с ней справимся. Надеемся, что в 2007 году этому послужит городской марафон “Любимое чтение”, в котором будут участвовать знаменитые кемеровчане. Мы хотим, чтобы они рассказали, какие книги читают их дети, внуки, знакомые, что они сами читали в детстве, какие предпочтения имеют сейчас. Это будет самая крупная акция проекта “Читающий город”, направленная на привлечение горожан к чтению.


И. В. Жданов, заведующий отделом обслуживания
Центральная районная библиотека
г. Беломорск Республика Карелия

belomorsk@library.karelia.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ


Жизнь в современном обществе требует от людей знания окружающей информационной среды и умения ориентироваться в потоках информации, т.е. человек должен обладать соответствующим уровнем информационной культуры.
Библиотека в этой ситуации является практически единственным учреждением, способным предоставить каждому желающему возможность получить навыки ориентации в информационном потоке. А также выступает посредником между накопленными знаниями и читателем; осознавая то, что каждый человек имеет равные права на доступ к информации, независимо от того, где он живёт и должен уметь её использовать, владея элементарными навыками библиографического поиска.
Умеют ли пользователи нашей библиотеки находить необходимую им информацию, обладают ли элементарными навыками её поиска, знакомы ли с информационными ресурсами региона и непосредственно города, т.е. каков же сегодня уровень информационной культуры определённых групп пользователей? Этот вопрос очень актуален, на протяжении многих лет он обсуждается на страницах печати, но до сих пор до конца не исследован.
Для того чтобы ответить на него и сделать выводы мы провели локальное социологическое исследование среди молодёжи 15-24 лет.
Почему мы взяли именно эту возрастную категорию? Молодые люди, вступающие в самостоятельную жизнь, сталкиваются с проблемами, касающимися выбора профессии, учебного заведения, места работы, а также проблемами семейного и бытового характера. Они ощущают дефицит информации, освоение и навыки пользования которой определяют их жизнь в дальнейшем. Кроме того, обслуживая эту категорию пользователей, мы поняли, что молодёжь часто не может сформулировать свой запрос, не умеет пользоваться традиционным СБА, не знает, как грамотно составить список литературы, не говоря уже о тонкостях библиографического описания.
Для получения более конкретных сведений об уровне информационной культуры молодёжи нами было проведено анкетирование.
Результаты исследования и практические наблюдения подтвердили наши предположения: уровень информационной культуры молодёжи крайне низок. Основной причиной этого является незнание окружающей информационной среды, в том числе, местных информационных ресурсов, отличающихся свободой доступа.
Из этого следует ряд выводов:

  • отсутствие рекламы местных информационных ресурсов
  • недостаточный профессионализм сотрудников библиотеки, обслуживающих данную категорию читателей
  • отсутствие координации между библиотекой и учебными заведениями города.

Для изменения ситуации необходимо:
ПОДРОБНЕЕ >>>



Е. Н. Кайгородова., И. С. Павловская, Т. В. Хашина
информационно-библиографический отдел
Центральная городская библиотека
г. Рубцовск

bibl@rubtsovsk.ru

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ:
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рубцовск - город сравнительно молодой: в 2007 году ему исполнится 115 лет. “У Рубцовска нет еще писаной истории, ее хранит людская память” - написал автор одной из статей о нашем городе в 1959 году.
Справедливости ради стоит отметить, что в том же 1959 году в Алтайском книжном издательстве была издана первая книга “Рубцовск” местного автора И. А. Пустынникова. Это был первый опыт создания “писаной истории” города.
На протяжении последующих лет (преимущественно, в советский период) было издано еще несколько книг и буклетов о нашем рабочем городе, его людях, истории, предприятиях. К 100-летнему юбилею Рубцовска (1992 год) Центральная библиотека издала библиографический указатель. Но к началу ХХI века в городе проявился острый дефицит краеведческих изданий, в том числе. о современном состоянии города.
Своеобразным откликом на потребности горожан в местной информации стала издательская деятельность Центральной городской библиотеки.
Начиная с 2000 года, библиографы нашей библиотеки подготовили и издали на собственной технической базе дайджесты: “Рубцовский тыл в годы Великой Отечественной войны” (2000 г.), “Состояние окружающей природной среды города Рубцовска” (2001 г.), “Все об Алтайском крае. Интернет-ресурс” (2003 г.). С 2002 года уже типографским способом были изданы: биобиблиографический справочник “Деятели культуры города Рубцовска” (2002 г.), справочник “Улицы города Рубцовска” (2004 г.), сборник “Рубцовчане на фронтах войны. 1941-1945” (2005 г.), книга “Река Алей: экологическое досье” (2005 г.), буклет “Рубцовск. Основные сведения” (2005 г.). Некоторые из перечисленных изданий заслуживают более подробного рассмотрения.
“Деятели культуры города Рубцовска” - уникальный биобиблиографический справочник.
Следует отметить, что город Рубцовск богат талантливыми музыкантами, актерами, художниками, и мы предприняли попытку впервые собрать всю информацию о творческой интеллигенции Рубцовска в одном издании. Справочник знакомит с биографическими данными и творческими достижениями свыше 70 деятелей культуры. Подробные биографии замечательных рубцовчан сопровождаются списком литературы, в котором отражены как основные публикации деятелей культуры, так и статьи об их жизни и творчестве.
Разделы книги отражают широкую палитру городской культуры: музыка, театральное искусство, хореография, живопись и скульптура, художественная фотография и киноискусство, литература и журналистика, библиотечное дело, музейное дело и краеведение; организаторы культурно-досуговой деятельности.
В процессе работы над изданием библиографы нашей библиотеки провели большую исследовательскую работу. Материал для книги собирался из различных источников: личных встреч с людьми, местных изданий, из городского краеведческого музея, других организаций культуры Рубцовска. При сборе информации возникали некоторые сложности, поскольку биографические сведения зачастую нуждались в проверке и уточнении. Биографии составлялись на основании сведений, полученных лично от деятелей культуры, их руководителей, родственников, а также из сборников, книг и периодических изданий.
О ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ >>>



НА ЗАМЕТКУ КОМПЛЕКТАТОРУ


ВНИМАНИЕ! ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БИБЛИОТЕК!

Издательство “Каллиста” (Санкт-Петербург) предлагает вашему вниманию книгу выдающегося специалиста в области детской психотерапии профессора Ричарда А. Гарднера
“Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении”, изданную в серии “Психология для детей”.

В этой книге доктор Р. Гарднер на простом, доступном языке, рассказывая разные истории из жизни детей и взрослых, помогает детям понять наиболее важные жизненные принципы.
Книга развивает у детей способность думать, чувствовать и вести себя с уважением к себе и другим, учит справляться с трудностями и объясняет родителям, как передать детям определенные ценности и привить нормы нравственного поведения.
Основные задачи книги Р. Гарднера - научить ребенка быть в ладу с самим собой, со своей совестью и в мире с окружающими людьми.
Книга будет очень полезна для специалистов - учителей, психологов и психотерапевтов, которых волнует эффективность педагогических воздействий при воспитании детей, а также профилактика психологических нарушений и психокоррекция.
Книга переведена и специально адаптирована для российских читателей кандидатом психологических наук, доцентом СПбГУ Романовой Е. В. На сайте издательства (www.kallista.ru) Вы можете ознакомиться с предисловием к книге, написанным доктором психологических наук, профессором, зав. кафедрой “Психологии развития и дифференциальной психологии” факультета психологии СПбГУ Головей Л. А.

Директор: Гармаш Мария 8 (812) 962 5357
Отдел продаж: 8 (921) 652 6554
E-mail: info@kallista.ru
http://www.kallista.ru



МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ - ONLINE

Уважаемые коллеги!

Несколько лет подряд Международный информационный центр предлагал Вам в нашем консорциуме Ulrichs Periodicals Directory по специальной цене.
Издательство решило не организовывать больше этот консорциум.
Вы, конечно, можете снова подписать через нас Ulrichs Periodicals Directory, но уже по существенно более высокой цене.

Мы хотели бы, во всяком случае, по-прежнему предлагать Вам недорогие библиографические базы данных.

Самую большую в мире журнальную базу данных Вы теперь можете получить бесплатно. Более 1,2 миллиона названий зарегистрированы в этой библиографии. Включая более чем 25.000 электронных журналов, серий и газет.
Она содержит также помощь по каталогизации.

Ждем Ваших вопросов: info@miclibrary.ru

В любое время Вы можете получить от нас бесплатно предварительный обсчет Ваших заказов на зарубежную периодику. Мы поставляем литературу во многие крупные российские библиотеки.

Надеемся на сотрудничество
“Международный Информационный Центр для библиотек”
(495)291 22 38
(495)797 62 93



Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное