Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 2 (54) - 2010


Информационный бюллетень
2010 год
Весна

Выпуск 2 (54)



Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представлены материалы коллег из самых разных регионов нашей страны: от Калининграда до Красноярского края. Надеемся, что они заинтересуют вас.
Приглашаем принять участие в профессиональных встречах, которые пройдут в апреле 2010 года.

В выпуске:

  • Бронфен Н.И. Библиотека – открытый мир
  • Александронец Е.М. Библиотека – музей как форма сохранения и изучения литературного наследия края
  • Василенко Е.А. Бизнес-инкубатор
  • Свиридова Н.Н. Остановка – «Литературная»
  • Черёмушкина С.А. Общественная приемная, как форма пропаганды правовых знаний
  • Рокунова Г.Н. Сказочная пушкинская страна
  • Профессиональные встречи


Бронфен Нина Ивановна, заместитель директора по работе с детьми
Муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система», г. Электросталь
dbiblioteka47@yandex.ru

БИБЛИОТЕКА — ОТКРЫТЫЙ МИР


Центральная детская библиотека принимает активное участие в проекте Министерства культуры Московской области и Московской областной государственной детской библиотеки «Недели европейских стран в детских библиотеках Подмосковья».
В рамках проекта гостями Электростали в 2007 году были шведские библиотекари, специалисты Регионального управления библиотек Западного Гёталанда и детские писатели Андерс Якобсон и Сёрен Ульссон, авторы более сотни книг для детей. С окончанием мероприятий в рамках Недели отношения между нашими странами получили новый импульс. В детской библиотеке прошли две презентации книг шведских писателей на русском языке, в работе с «особыми» детьми (с ограничениями здоровья) мы используем опыт шведских коллег по организации «Яблочной полки».

Уже пятый год детская библиотека работает с детьми-инвалидами в рамках программы «Мы вместе».

Цели программы: через традиционные и инновационные формы и методы библиотечной деятельности содействовать интеграции детей с ограничениями здоровья в среду здоровых сверстников, способствовать развитию личности ребёнка, возможности участвовать в жизни общества.
Задачи, решаемые в рамках программы: организация более широкого и полного доступа детей с ограниченными физическими возможностями здоровья к информации, достижениям отечественной и мировой культуры; участие «особых» детей в социокультурной деятельности; развитие творческих возможностей детей; оказание методической помощи семьям детей-инвалидов в привитии навыков чтения; формирование терпимого, милосердного отношения к детям-инвалидам в среде сверстников.

Библиотека помогает детям в духовной реабилитации, содействует развитию коммуникативных связей самих детей, членов их семей, межсемейных связей. Для реабилитации детей в библиотеке создаётся особая среда через сотрудничество, соучастие, сотворчество со здоровыми сверстниками в различных видах совместной деятельности. Библиотека для «особых» детей является «аптекой для души», исцеляющей через книгу, живое слово.
Проведение маркетинговых исследований в рамках программы способствует изучению потребностей «особых» детей в получении информации и определении форм общения со сверстниками, позволяет выявить увлечения, интересы и способности детей-инвалидов. В библиотеке организовано удобное эргономическое пространство: Уголок тихого чтения, Уголок хорошего настроения, Игротека, Уголок детской прессы.
В свою работу библиотека внедрила «домашний абонемент». Для родителей, воспитывающих «особых» детей, организована информационно-правовая служба, в Центре реабилитации «Золотой ключик» библиотекари проводят обзоры книг по психологии, организуют встречи с педагогом-психологом.
На основе информационного банка данных «Дети с ограниченными возможностями» разрабатываются индивидуальные планы чтения по интересам и возможностям ребёнка.
Доброй традицией стало проведение ежегодных благотворительных акций «Книга — каждому ребёнку», «Дадим детям крылья», арттерапевтические занятия «Дайте ножницы и клей», театрализованные праздники «Книжки-картинки», «Хоровод любимых сказок».
Третий год в библиотеке проводится Неделя семьи «В поисках синей птицы». Дети вместе с воспитателями и родителями участвуют в спектаклях, игровых программах, сочиняют, рисуют, поют и танцуют.
В библиотеке на выставочной площадке «Галерея положительных эмоций» дети-инвалиды представляют свои поделки, рисунки, выполненные вместе с родителями и педагогами.

Участие в работе Форума публичных библиотек позволило еще раз встретиться с коллегами в Швеции, в частности, с консультантом Управления библиотек Западного Гёталанда Евгенией Гранат, которая приложила немало усилий для сотрудничества российских и шведских библиотек. Мы передали детские рисунки, поделки, поделились опытом по организации «Яблочной полки». В Электростали логотип этого проекта разработал художник Григорий Гречановский.
В начале этого года мы проводим презентацию «Яблочной полки» для специалистов и коллег, работающих с инвалидами.

Форум публичных библиотек явился очень хорошим стимулом для осмысления роли библиотек в меняющемся мире, о роли культуры, книги, всех и каждого в построении свободной и успешной страны.
Огромное спасибо организаторам Форума, надеемся и дальше участвовать в проводимых библиотечных мероприятиях.

Александронец Елена Михайловна, директор
Калининградской Централизованной библиотечной системы
zgb@kaliningradlib.ru

БИБЛИОТЕКА — МУЗЕЙ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАЯ:
музейные экспозиции и литературные уголки, посвященные калининградским писателям Сергею Снегову, Анатолию Соболеву и Юрию Иванову


Особое геополитическое положение Калининградской области, широкие связи со странами Балтийского моря, активное взаимопроникновение национальных культур оказывают существенное влияние на формирование менталитета наших граждан.
Современную культуру, и не только российскую, характеризуют два противоречивых процесса: с одной стороны, тотальная глобализация как искусства, так и повседневной жизни, с другой, поиск путей возрождения национального самосознания.
В свете этого становится понятно, почему столь актуален процесс развития библиотечного краеведения. В принципе, любая библиотека, в силу своей системной принадлежности к институтам сохранения памяти и особой роли в создании единого культурного пространства, имеет предпосылки к тому, чтобы служить «местом памяти». Вот почему все чаще библиотеки наряду с базовой функцией — аккумуляцией и хранением документов — готовы выполнять дополнительные мемориальные функции. Формы их реализации разнообразны: от присвоения библиотеке почетного имени, проведения традиционных мероприятий (чтений, читательских конференций, выставок, вечеров памяти) до создания развернутых музейных экспозиций и углубленной собирательской работы.
Три библиотеки Калининградской ЦБС — библиотека им. Сергея Снегова (филиал № 10) и детские библиотеки (ф.ф. № 15 и 16) взяли на себя миссию сохранения памяти о выдающихся калининградцах — писателях Сергее Снегове, Анатолии Соболеве и Юрии Иванове. Янтарный край прочно вошел в жизнь этих замечательных людей, и они, в свою очередь, оставили глубокий след в культуре Калининградской области.
Каждая из этих 3-х библиотек совершенно необычна, как необычны судьбы людей, чьи имена они носят. Оформление библиотечного пространства определяется этой особой «специализацией» и несет значительную смысловую нагрузку.

Цели проекта «Библиотека-музей»:

  • Реализация модели библиотеки инновационного типа «Библиотека-музей» в филиалах КЦБС для сохранения и популяризации творческого наследия писателей — калининградцев.
  • Содействие распространению гуманистических и эстетических идей, заложенных в творчестве Сергея Снегова, Анатолия Соболева, Юрия Иванова.
  • Обеспечение сохранности книжных собраний, документов и личных архивов писателей, фотоматериалов, предметов быта и т.д.
  • Создание открытых экспозиций, обеспечивающих свободный доступ к собраниям книг писателей.

Партнеры проекта:

  • Управление культуры городского округа «Город Калининград».
  • Калининградский региональный общественный фонд культуры.
  • Региональные писательские организации.
  • Областной историко-художественный музей.
  • Калининградский областной драматический театр.

Задачи проекта:

  • Сбор, изучение, систематизация и трансляция культурного наследия Сергея Снегова, Анатолия Соболева, Юрия Иванова; создание дополнительного комплекса информационных и консультационных услуг для пользователей библиотеки.
  • Внедрение инновационных форм групповой и индивидуальной работы в библиотечную практику (музейных факультативов, музейных уроков, экскурсий, тематических вечеров).
  • Создание коллекции экспонатов (книг, фотографий, репродукций, медиаматериалов, личных вещей писателей, архивных документов и т.п.), связанных с жизнью и деятельностью С.Снегова, А.Соболева, Ю.Иванова.
  • Разработка и проведение разноплановых культурно-просветительских акций и программ для пользователей библиотеки с привлечением ресурсов партнерских организаций, поддержание контактов с родными и близкими писателей.

Результат:

Конечный результат музейной деятельности библиотек — популяризация уникальных ценностей литературной жизни самого западного региона России, бережное сохранение памяти о замечательных писателях-калининградцах, обогащение культурного ландшафта города.

Реализации программы проходила в несколько этапов (2006-20009 г.г.).

I. Сбор и систематизация фактографического материала и создание базы источников о жизни и творчестве Сергея Снегова в ф.№ 10 КЦБС (с 2006 г. — библиотека имени С.Снегова). Популяризация идеи создания библиотеки-музея С.Снегова, планирование основных направлений экскурсионной деятельности, инновационных форм и методов работы.

II. Воссоздание рабочего кабинета писателя Ю. Иванова в детской библиотеке ф.№ 15. Основа музейной экспозиции — коллекция книг, которая не вырвана из «контекста», а продолжает составлять единство с домашней обстановкой (стол, кресло, сервант, книжные полки и т.д.) Основные стадии движения книг из личной библиотеки Юрия Иванова в музейную экспозицию рабочего кабинета писателя: отбор, определение содержания и эстетики информационно-художественного оформления книжного собрания. Объектами сбора и включения в коллекцию становятся не только книги, статьи, но и предметы быта, вещественные свидетельства художественно-литературной жизни конкретного периода.
Для пополнения музейного собрания ведется переписка с российскими и зарубежными писателями, знавшими Ю.Иванова.

III. Эстафету «именной библиотеки» принимает филиал № 16 КЦБС (детская библиотека № 1) в качестве мемориального центра калининградского писателя Анатолия Соболева.
Определяются биографические и хронологические блоки, особенности использования экспозиционных материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя, обозначаются коммуникативные технологии, методы и формы просветительской работы.
Определяются биографические и хронологические блоки, особенности использования экспозиционных материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя, обозначаются коммуникативные технологии, методы и формы просветительской работы.

На данном этапе ф.№ 16 предпринимает следующие действия для создания библиотеки мемориального типа:

  • Активный поиск документов и предметов музейного значения, связанных с именем Анатолия Соболева;
  • Приобретение специализированного оборудования, обеспечивающего сохранность и экспонирование мемориальных ценностей;
  • Сотрудничество с другими организациями, имеющими отношение к избранной тематике;
  • Регулярное участие работников библиотеки в сторонних мероприятиях, связанных с предметом ее мемориальной деятельности, организация аналогичных собственных мероприятий;
  • Тесные контакты с носителями «живой памяти» (потомками, участниками или свидетелями событий и т.п.);
  • Привлечение пользователей к активному сотрудничеству в качестве трансляторов «живой памяти».

Анализ работы калининградских «именных» публичных библиотек убедительно свидетельствует об эффективности и востребованности такого рода деятельности в культурной жизни города. Мемориальная функция очень быстро становится доминирующей, библиотеки целенаправленно концентрируют материальные и интеллектуальные ресурсы, и это находит активную поддержку читателей. Неоценимо и влияние библиотек нового типа на расширение патриотического самосознания интеллектуальной части городского сообщества в процессе зарождения местных культурных традиций.


Василенко Елена Александровна, заместитель директора МУК РОБ
Библиотека им. Н.К. Крупской, с. Шушенское
biblioteka_shu@rambler.ru



БИЗНЕС-ИНКУБАТОР


В Красноярском крае в рамках краевой целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» создан дистанционный информационно-консультационный бизнес-инкубатор. Адрес сайта http://www.bikr.ru/

Цели и задачи созданного интернет-ресурса:

  • Объединение справочной, деловой и аналитической информации о малом и среднем предпринимательстве в Красноярском крае.
  • Создание единой представительской площадки для районов и городов Красноярского края, фирм и предпринимателей этих районов.
  • Помощь фирмам и предпринимателям в продвижении товаров и услуг, по поиску и выбору деловых партнеров и новых рынков сбыта.
  • Оперативная информационная поддержка предпринимателей и удобный механизм получения необходимой законодательной и нормативной документации.
  • Оперативная консультационная поддержка предпринимателей по вопросам бухгалтерского учета, управленческого контроля и планирования, анализа финансово-экономической деятельности компаний, экономического моделировании и оценке рисков.
  • Представление инвестиционного потенциала общего уровня инвестиционной активности и инвестиционных рисков Красноярского края.
  • Содействие поиску и развитию деловых связей между предприятиями и предпринимателями городов и районов края с предприятиями и организациями региона.

Информационно-консультационный бизнес-инкубатор содержит актуальные тематические рубрики. На ресурсе содержится огромное количество полезной информации.
Источниками пополнения данных являются ресурсы государственных и муниципальных учреждений, информационно-правовые базы, специализированные деловые ресурсы, средства массовой информации и многие другие. Более того, на веб-ресурсе можно задать интересующий вопрос и получить ответ от бизнес-консультанта.

Данный интернет-ресурс стал большим подспорьем в работе библиотек Красноярского края с предпринимателями. В Шушенской центральной библиотеке создан информационно-правовой центр, имеющий бесплатный доступ к краевому Бизнес — инкубатору.

 

Свиридова Наталья Николаевна,
заведующая Центральной городской библиотекой ЦБС г. Липецка
cebusinfo@yandex.ru


ОСТАНОВКА — «ЛИТЕРАТУРНАЯ»


Случай очень часто является причиной рождения новой увлекательной истории. Именно к разряду таких историй можно отнести поездку в Москву заместителя главы нашего города И.Н. Кошелева. Увидев в московском метро «литературные вагоны», Иван Николаевич буквально загорелся идеей сделать что-нибудь подобное в своем родном Липецке. Своими мыслями о предстоящем проекте он поделился с директором МУ «ЦБС» Викторией Викторовной Якимович. Именно ее уверенность и энтузиазм сыграют огромную роль в развитии последующих событий.
Многие из тех, кто когда-либо реализовывал проекты, прекрасно знают, как важно совпадение трех составляющих: финансового обеспечения, технического оснащения и кадрового потенциала. Для участия в конкурсе на предоставление муниципальных социальных грантов, маркетологом ЦБС Галиной Степановной Бурмистровой был разработан проект «Литературный автобус».
По законам жанра, в нашей истории самое время появиться одним из главных персонажей, тем, кто будет активно поддерживать и креативно реализовывать этот проект. Это наша рабочая группа, которая приступила к разработке концепции проекта. Девизом нашей творческой бригады являются слова «Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя звену не придавать значенья».
Мы сразу решили, что полезнее и плодотворнее всего преодолевать городские просторы на автобусе, трамвай и троллейбус явно не годятся. Выбор пал на 22-ой автобусный маршрут, потому что по пути своего следования он останавливается у шести библиотек нашей ЦБС. Мы сразу же отправились в парк для выбора конкретного транспортного средства.
В парке нас уже ждали работники транспортного управления города и дизайнеры рекламного агентства «ПрайдМедиа». Проект уже был запущен на орбиту и вовлекал в работу все большее количество партнеров. Все вместе мы планировали, где и как будем размещать внешнюю и внутреннюю рекламу. Иными словами, шла разработка концепции дизайнерского оформления автобуса. За основу было решено взять традиционную для Липецка цветовую гамму — желто-зеленую. На этом фоне планировалось разместить надписи: «Литературный автобус» и «Читай, Липецк». По боковым сторонам автобуса должны были появиться силуэтные изображения людей с книгами в контрастно-цветовой гамме. Внутренняя реклама предполагалась на стенде за водительским креслом, в пластиковых планшетах в салоне, в промобоксах на каждой входной площадке.
В плане технического оснащения — оказалось возможно приобретение и установка электронного табло «бегущая строка» и громкоговорящей установки ТГУ с МР3-носителем.
По условиям получения муниципальных социальных грантов, сумма, на которую может рассчитывать соискатель, не должна превышать 50 тысяч рублей. По этой причине нашей рабочей группе не удалось реализовать все технические задумки. В частности, не получилось с установкой телевизионного устройства в салоне автобуса. Согласитесь, заманчивая перспектива — многократно увеличить число присутствующих на библиографических обзорах «Новые книги», «Краеведческая книга».
Стояли теплые августовские дни. Звонкое лето приглашало нас немедленно отправиться в литературный рейс. Но все мы понимали, что пройдет еще много времени, прежде чем закрутятся колеса «Литературного автобуса», и наш проект обретет реальное воплощение.
Кульминационный момент — старт проекта — был намечен на октябрь. Во-первых, потому что имена великих писателей И.А.Бунина и М.Ю.Лермонтова, родившихся в октябре, так или иначе связаны с Липецким краем. А во-вторых, 3 октября — день рождения певца «страны березового ситца» С.А.Есенина, музей имени которого находится в нашей библиотеке.
Это обстоятельство и стало главным при выборе первого поэта, стихи которого предполагалось «озвучить» в литературном салоне. Потом планировали использование СD-дисков с поэтическими записями М.Ю.Лермонтова, Н.Рубцова, М.Цветаевой и других авторов. Поэзию предпочли прозе после консультации со специалистами транспортного управления. По их настоятельной просьбе, время прокрутки звуковых роликов в салоне автобуса ограничивалось по ряду технических причин.
Поскольку наш автобус стал литературным, то и название рекламных рубрик в его салоне соответствовало этому названию. При их разработке было решено остановиться на следующих: литературный календарь (дни рождения писателей, книги-юбиляры); «Я люблю тебя, Липецк» (краеведческий календарь); лауреаты литературных премий; лидеры читательского спроса, новинки литературы; литература для родителей; книги для детей; «На поэтической волне»; «Поздравляем» (праздничные даты календаря); рекламная информация о библиотеках города. Для самых азартных была придумана рубрика «Книга месяца», она стала частью акции «Читаем все». В ходе акции липчанам предлагалось прочитать книгу, а затем ответить на несколько вопросов по ней. Выигравший получал проездной билет на городской транспорт. Первой книгой в этой акции стала повесть «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. А на электронном табло «бегущая строка» было решено передавать информацию из любой рубрики, а также адреса и номера телефонов всех библиотек МУ «ЦБС» г.Липецка.
А тем временем, получив разработанный специалистами библиотеки пакет информационных материалов для «Литературного автобуса», агентство «ПрайдМедиа» приступило к решению дизайнерского оформления автобуса и внутри, и снаружи.
В веренице дел не заметили, как пролетел сентябрь. В первых числах октября партнеры-дизайнеры познакомили нас с макетом «Литературного автобуса». Время ускоряло свой неудержимый бег, ожидание заканчивалось. С нетерпением мы ждали день, когда наш проект станет реальностью.
В первый рейс «Литературный автобус» отправился от здания мэрии 13 октября 2008 года. Это была единственная незапланированная остановка, все остальные — по расписанию.
Наша рабочая группа приехала к зданию мэрии заранее. Мы увидели наш автобус издалека. Он стоял яркий, украшенный воздушными шарами. Мы несколько раз обошли вокруг автобуса, зашли в салон. Он блистал чистотой. Водитель Александр Бахтин, в костюме, при галстуке, покорил всех интеллигентным видом. Мы совершили ознакомительную экскурсию по салону, внимательно прочитали всю печатную информацию. На электронном табло «бегущей строкой» шла информация о новинках литературы и о наших библиотеках.
А в это время к нашему автобусу уже спешили журналисты. У входа в мэрию появились официальные лица. Директор ЦБС вышла со стопкой книг — по понедельникам Виктория Викторовна проводит обзоры новой литературы на оперативных совещаниях в администрации города.
Инициатор проекта — заместитель главы города И.Н.Кошелев в первый рейс не поехал, отправил журналистов. В напутственном слове он сказал: «Чтобы в головах началось спокойствие, надо обратиться к классике, к литературе. Я думаю, что это самый лучший выход». На этой мажорной ноте все журналисты стали садиться в автобус. Операторы занесли свои тяжелые камеры, установили их прямо в салоне и приготовились к съемке.
Все камеры, объективы, микрофоны, диктофоны в салоне автобуса были направлены на директора ЦБС В.В.Якимович. Во время пути она разъясняла журналистам для чего и для кого нужен «Литературный автобус». Рассказала, что примером для нашего необычного автобуса стали «литературные вагоны» в московском метро, а прародителем можно считать лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, который предлагал размещать в метро листовки со стихами. Липчан, которые не ходят в библиотеку, немало. С помощью «Литературного автобуса» мы надеемся привлечь их в наши библиотеки. Поддержать нашу команду в первый рейс отправился и председатель департамента культуры администрации города Виктор Павлович Долгих.
И вот уже показалась первая остановка. Из динамика прозвучало: «Площадь Театральная», и первые пассажиры вошли в салон. «Добрый день, уважаемые липчане. С праздником вас, дорогие горожане. Сегодня праздник, потому что все вы стали первыми пассажирами первого в городе «Литературного автобуса», — обратилась к пассажирам Ирина Геннадьевна Кривченко, заведующая отделом массовой работы ЦГБ. И первым на это приветствие отреагировал липчанин Иван Титов. Он сказал: «Радостнее на душе становится. Такой интересный автобус. Все делается для того, чтобы было лучше горожанам». А вот липчанка Валентина Кузнецова запланировала поездку в магазин, а по пути заодно и стихи Есенина послушала. В своем интервью журналистам она сказала: «Настроение поднимается, когда заходишь. Ну, как же, интереснее ведь, чем в других». Стихи Сергея Есенина звучали из динамика на протяжении всего рейса.
Во время следования автобуса наши молодые библиотекари проводили блиц-опрос. Вот вопросы, которые задавались пассажирам: «Читаете ли Вы книги?»; «Знаете ли Вы современных писателей?»; «Какую книгу Вы прочитали недавно?»; «Посещаете ли Вы библиотеки?» В случае если на последний вопрос отвечали отрицательно, пассажиру обязательно вручалось красочное приглашение в библиотеку. Из трех телевизионных каналов, осуществлявших съемку, самыми выносливыми оказались представители канала ТВК. Они проследовали в литературном салоне до конечной остановки и взяли интервью у водителя Александра Бахтина. Водитель с 20-летним безаварийным стажем сказал: «Считаю за честь работать на таком автобусе и на этом маршруте».
В конце октября работники Центральной городской библиотеки проводили мониторинг с целью выявления отношения липчан к нашему проекту. На первые два вопроса: «Нужен ли „Литературный автобус“ в городе?» и «Обращаете ли Вы внимание на информацию в салоне автобуса?» — 80% ответов положительные. На вопрос «Захотелось ли Вам после поездки в „Литературном автобусе“ что-либо почитать?» положительно ответили 53% опрошенных, 28% ответили отрицательно, у 16% респондентов вопрос вызвал растерянность, 3% сослались на недостаток времени для чтения. Вопрос о звуковом оформлении литературного маршрута выявил 61% положительных ответов. При этом 21% жаловались на недостаточную слышимость текста. Это вполне объяснимо. Во время движения автобуса создается дополнительный шумовой фон. 7% не смогли определиться с ответом, а 9% посчитали совершенно неуместным звучание стихов в салоне.
А теперь о главном. Выход на линию «Литературного автобуса» привлек внимание всех региональных СМИ нашей области. В их репортажах прозвучала мысль о том, что если «Литературный автобус» приживется, то такие же «литературные салоны» на колесах появятся и на других маршрутах. Ведь это так необходимо — осваивать новые пространства, новые контексты. А почему бы не сделать междугородные «литературные салоны»? Представьте себе: садится в Москве маститый автор в подобный автобус и по пути следования проводит автограф-сессию.
Кстати, о писателях. В ноябре в Центральной городской библиотеке прошла встреча с сопредседателем Липецкого отделения Союза писателей России Владимиром Михайловичем Петровым. В ходе разговора с читателями неожиданно выяснилось, что наш гость неоднократно бывал в роли пассажира «Литературного автобуса». Вот что он сказал: «Ваш проект „Литературный автобус“ чудесен в нашем совсем нелитературном мире. Жить ему долго».
Если все библиотеки страны объединятся в информационном порыве, и по всей стране закрутятся колеса «литературных автобусов» и «читающих троллейбусов», наверное, мир вокруг станет более ярким и интересным.

 

Черёмушкина С.А. заведующая информационным отделом
МУК «ЦБС» г. Змеиногорска
zmlibrary@mail.ru



ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ
КАК ФОРМА ПРОПАГАНДЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ


Уже 5 лет в Центральной городской библиотеке г. Змеиногорска Алтайского края работает Центр информации по местному самоуправлению и правовому просвещению населения города. Задачи центра — повышение правовой культуры жителей, обеспечение общедоступности, открытости, полноты и достоверности пред­оставляемой пользователям информации, оказание реальной помощи.
Ежегодно услугами Центра пользуются 1,5 тыс. человек. Его информационные ресурсы в полной мере обеспечивают населению свободный доступ к правовой информации. Оперативно предоставляется самый широкий массив юридических материалов, документов федеральных, краевых и местных органов управления. В фонде центра сосредоточены официальные издания, правовая литература, периодика. Пользователям предоставляется доступ к правовым БД, правовой информации на компакт-дисках. Высоким рейтингом пользуются справочно-правовые системы «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс».
К востребованной части фонда относятся постановления и решения местной админис­трации и городского Совета депутатов, «Сбор­ник законодательства Алтайского края», которые регулярно передают в центр органы власти города. Для пользователей сформирова­на картотека адресной помощи «Ваше право» по защите интересов и прав граждан. В ней указаны организации и учреждения, помогаю­щие в решении юридических проблем.
В Центре пользователи получают определенные умения и навыки: как найти достоверную информацию, как ее проанализировать и как воспользоваться ею в своих интересах. Для комфортности здесь оформлена информацион­ная зона, которая включает выставки: «Юридическая консультация», «Власть: действующие лица». На них представлены актуальные материалы: новые федеральные и краевые законы, решения и постановления городского Совета народных депутатов и администрации города, целевые программы, действующие в г. Змеиногорске. В информационной зоне разме­щен плакат «Кто может нам помочь», где указаны адреса Европейского суда по права человека, Президента РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Генерального Прокурора РФ, администраций Алтайского края, гг. Барнаула, Змеиногорска, Прокуратуры Алтайского края.
В Центре активно применяются современные формы в области информационно-просветительной деятельности: дни информации, дни специалиста, конкурсы знатоков права, Ярмарка информационных услуг. Наиболее эффективной формой работы стала Общественная приемная.
Приступая к внедрению этой новой для библиотек Алтайского края формы работы, специалисты центра изучили передовой опыт российских библиотек по созданию целостной системы правового просвещения. И пришли к важному выводу — Общественная приемная создает качественно новые возможности для правового просвещения населения. Что может быть действеннее для развития правового сознания жителей города, чем встречи со специалистами, владеющими ценными зна­ниями в правовой сфере?
При планировании работы Общественной приемной было предусмотрено привлечение к сотрудничеству руководителей комитетов администрации, депутатов городского Совета народных депутатов, представителей полити­ческих партий, практикующих юристов. При этом организаторы понимали, что встречи в Общественной приемной должны посвящать­ся актуальным социальным проблемам и стать постоянным элементом деятельности центра.
Важнейшим аспектом формирования правовой культуры населения является работа с молодежью, поэтому в конце 2005 г. первое заседание Общественной приемной состоя­лось по теме «Молодежь: права и обязаннос­ти». Оно было выездным и проходило на базе Змеиногорского филиала Барнаульского педагогического колледжа. Основная аудито­рия — студенты. На встречу пришли председа­тель комитета по делам молодежи администра­ции города, заместитель председателя город­ского Совета народных депутатов, депутат городского Совета народных депутатов, старший инспектор Центра занятости населе­ния, заведующие филиалами колледжей в нашем городе, отец Владимир — настоятель церкви Преображения в г. Змеиногорске.
На заседании поднимались вопросы о реализации программы «Молодежь России», исполнении муниципальных программ — «Молодежная политика г. Змеиногорска», «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Змеиногорске». Студенческую молодежь интересовало, как на деле осуществляется молодежная программа «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего специального образования, впервые ищущих работу», в какой степени она реально может помочь молодым в трудоустройстве, продолжении учебы в вузах. Это одна из острых проблем, которая волнует сегодня выпускников вузов, поэтому они высказали предложение о создании банка данных о профессиях, востребованных на рынках города. Много вопросов, касающихся прав молодежи и ее роли в жизни города, задавали председателю городского Совета народных депутатов и специалисту по работе с молодежью.
Тема, поднятая на первом заседании Общественной приемной, оказалась настолько востребованной, что аналогичная встреча состоялась со студентами ПУ-63. Неформальное общение показало, что молодежь — это люди ответственные, заботящиеся о своем будущем. Специалисты и депутаты высказали пожелание, чтобы такие встречи стали регулярными, т. к. они формируют правовую грамотность в молодежной среде и помогают жителям города в решении жизненных проблем правовыми средствами.
В 2006 г. заседание Общественной прием­ной было посвящено избирательной системе Российской Федерации. В нем приняли участие студенты средних специальных учебных заведений города. Председатель территориаль­ной избирательной комиссии осветил историю выборов в России, познакомил будущих избирателей с современным законодательством о выборах, рассказал о работе территори­альной и участковой избирательных комиссий.
С каждым заседанием Общественной приемной специалисты центра набирались опыта взаимодействия с представителями администрации и различных организаций города. Некоторых из них было трудно уговорить прийти на первое заседание, приходилось подробно рассказывать, какую информацию хотели бы получить молодые люди, о чем узнать. Но на сегодняшний день специалисты комитетов администрации города достаточно заинтересованно относятся к работе в Общес­твенной приемной.
В 2007 г. они поддержали проведение на базе общеобразовательной средней школы № 3 заседания для родителей по теме «Женщина-мать: права и обязанности». Были приглашены: заместитель председателя комитета социаль­ной защиты населения и председатель город­ского Совета женщин, специалист по охране прав ребенка, представитель Уполномоченного по правам человека в г. Змеиногорске, адвокат.
Соблюдение прав женщины и матери зависит от многих должностных лиц и органи­заций, и государство создает нормативно-правовую базу для реализации этих прав и обязанностей. Специалисты, работающие в сфере социальной защиты, познакомили участников встречи с краевым законодат­ельством по социальной поддержке семьи, женщин и детей. На этом заседании задавали много вопросов по законодательству, по проблемам трудоустройства женщин в городе и нарушению трудового кодекса РФ. Обсужда­лись такие проблемы: дискриминация женщин при устройстве на работу, дефицит детских садов, отсутствие у молодых семей возмож­ностей приобрести жилье, насилие в семье в отношении женщины и ребенка. Не в первый раз во время работы Общественной прием­ной были высказаны пожелания для улучше­ния жизни людей в городе. Председателю женсовета предложено организовать в терри­ториальном Центре социальной помощи семье и детям приют для женщин, подвергшихся насилию в семье.
В 2008 г. работа Общественной приемной библиотеки была посвящена Году семьи. Сегодня необходимо создавать молодежи условия для поддержания здорового образа жизни, стимулировать ее к созданию полно­ценной семьи. К сожалению, такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, пренебрежение элементарными морально-этическими при­нципами и нормами, социальное иждивенство, распущенность — далеко не редкое явление в молодежной среде. Но все-таки преобладают среди молодых и другие — сильные, умные, энергичные и успешные. Получив образование и обретя профессию, они делают карьеру, создают семью, воспитывают детей. Об этом шел серьезный разговор со студентами ПУ-63 на заседании общественной приемной по теме: «Права семьи: реальность и проблемы». Во время встречи прозвучали статистические данные по городу: в начале 2007 г. было заре­гистрировано 125 браков и 72 развода, а за этот же период 2008 г. — 13 браков и 12 разводов. Многие молодые живут в гражданском браке и это одна из нравственных проблем современ­ности, т. к. создание семьи — это большая ответственность.
Руководитель Центра информации по местному самоуправлению и правовому просвещению населения города библиотеки познакомила студентов-участников заседания со статьями Семейного кодекса, в котором сформулированы основные цели и принципы правового регулирования семейных отноше­ний. А практикующий адвокат привел примеры из своего опыта работы. Рассматривались вопросы о возможности исключения судебных разбирательств и споров при решении семей­ных проблем. В выступлениях специалистов внимание было обращено на важность знания своих прав тем, кто только начинает семейную жизнь. В заседании принимали участие замес­титель председателя комитета по социальной защите населения и председатель городского Совета женщин, специалист по охране прав ребенка, председатель территориального Центра социальной помощи семье и детям.
Как показали встречи, организованные в Общественной приемной, возникновение правовых проблем у многих людей чаще всего связано с незнанием элементарных правовых норм, с их неумением ориентироваться в правовой действительности. В библиотеку от жителей города постоянно поступают вопросы социально-экономического, политического характера, которые позволяют определять тему заседаний. Опыт показывает, что большая предварительная работа по теме заседания делает встречу интересной. Такие заседания бывают «жаркими», представителям власти задают «колючие» вопросы и на некоторые из них получают ответы в зале. Это очень важно для людей.
Сегодня библиотека помогает жителям города ориентироваться в правовом простра­нстве, тесно взаимодействуя с правозащитны­ми организациями, образовательными учреж­дениями и социальными службами. Именно социальное партнерство позволяет библиоте­ке, обладающей современными информацион­ными ресурсами, довести их до пользователя. Общественная приемная как форма пропаган­ды правовых знаний помогает библиотеке трансформироваться в современный социаль­но-коммуникативный центр, влияющий на развитие гражданского общества.

 

Рокунова Г.Н., заместитель директора по работе с детьми
Центральной детской библиотеки им. А.С.Пушкина
с. Большое Болдино
bold-bibl@rambler.ru



СКАЗОЧНАЯ ПУШКИНСКАЯ СТРАНА


На просторах России немало мест вошедших в историю русской мировой культуры. Одно из них — наш Болдинский край. Село Большое Болдино — родовая вотчина великого русского поэта А.С. Пушкина, на весь мир прославившего Болдинские осени. 175 лет назад в свою последнюю Болдинскую осень А.С.Пушкин подарил миру «Сказку о золотом петушке».
В центральной детской библиотеке на протяжении нескольких лет проводилась работа с детьми по сказочному творчеству А.С.Пушкина. Ярким событием стало открытие в марте 2005 года (при поддержке Департамента культуры Нижегородской области и районной администрации) при Центральной детской библиотеке им. А.С.Пушкина музея—мастерской «Золотой петушок». Цель музея — воспитание у детей эмоционального восприятия пушкинских сказок, формирование патриотических чувств. Идея создания музея «Золотой петушок» заключается в организации творческих занятий с детьми, пополнение его фонда экспонатами, созданными руками детей.
В экспозиции музея представлено 112 работ детей — участников областного литературно—творческого конкурса «Золотой петушок» и областного конкурса декоративного творчества «Петушок».
За 4 года в музее было организовано 80 экскурсий для 1800 детей Б — Болдинского и других районов Нижегородской области, ряда регионов России. В экспозиции музея — мастерской собраны детские творческие работы по «Сказке о золотом петушке»: отзывы, сочинения, поделки прикладного характера, игрушки и другие тематические материалы.
Экскурсии для юных посетителей музея сочетаются с интересной игровой программой, включающей в себя занимательную викторину, веселые ребусы, фото на память в костюме «Золотого петушка».
У каждого человека — своя первая встреча с Пушкиным. Чем раньше ребенок слышит «это веселое имя», тем лучше. С помощью сказки осуществить встречу проще и естественнее.
В связи с этим в ЦДБ разработана и действует программа «Дружно читаем Пушкина».
В рамках программы на базе музея «Золотой петушок» успешно работают:

  • Клуб для дошкольников «Гномик»;
  • Клуб юных любителей пушкинских сказок «Русалка»;
  • Клуб юных пушкинистов «Мудрецы».

Двери музея всегда открыты для самых юных посетителей. В интересной, познавательно—игровой форме проводятся мероприятия, которые предусматривают активное участие ребенка в процессе рассказа. С детьми организуются творческие занятия: они рисуют любимых героев сказок Пушкина, мастерят из бумаги самые простейшие фигурки петушка. В процессе знакомства со сказками малышей ждет маленький сюрприз — игра. По предложенным изображениям сюжетов и фрагментов сказок дети угадывали названия произведений, многие даже зачитывали наизусть небольшие строчки из сказок А.С.Пушкина. Очень интересным моментом при проведении мероприятий является участие в них кота Ученого, который стоит рядом с ведущим, «подсказывает», общается с детьми, создает сказочную атмосферу.
В ходе мероприятия ребята могут посмотреть мультипликационные фильмы по сказкам Пушкина.
На базе музея — мастерской проводятся встречи клуба «Русалка» для учащихся 2 — 3 классов. Члены клуба принимают участие в мультимедийных путешествиях, театрализованных представлениях и других игровых мероприятиях. С историей создания «Сказки о золотом петушке» ребят знакомит представление «Волшебные птицы и чудесные стражи». Они узнают об интересной истории происхождения сказки, принимают участие в викторине, разгадывании ребусов. В течение ряда лет с членами клуба «Русалка» проводятся литературные путешествия «Золотой петушок в гостях у...». Ребята вместе с золотым петушком побывали в гостях у детских писателей, таких как С.В.Михалков, Н.Н.Носов, Б.В.Заходер и других. К юбилею «Сказки о Царе Салтане ...» ребята приняли участие в медиа-презентации с элементами театрализации «С днем рождения, сказка!». Две подружки — одноклассницы поделились своим отношением к сказкам А.С.Пушкина, провели с участниками представления викторину по сказкам, в заключение была показана инсценировка «Сказки о царе Салтане...». Юные читатели с удовольствием участвуют в инсценировках по сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина.
Сказки А.С.Пушкина учат детей быть умнее и добрее, поэтому не остаются без внимания и читатели постарше. Для них на базе музея «Золотой петушок» ведет работу клуб «Мудрецы» для учащихся 5 — 6 классов.
В рамках клуба проведены:

  • Мультимедийная презентация «Семья А.С.Пушкина»;
  • Мультимедийный час «Дети Пушкина»;
  • Час интересных встреч «Художник нам изобразил» (иллюстраторы сказок А.С.Пушкина и другие).

Но особенно привлекает внимание ребят медиа — путешествие «Первые шаги навстречу Пушкину». Не все дети имеют возможность посетить Москву, Кремль, музеи, театры. Вот отсюда и появилась у нас задумка — «Заочное знакомство с музеями Пушкина в Москве». Путешествие посвящено не сказкам, но их образы присутствуют в каждой теме. Основная цель мероприятия — увлечь детей миром Пушкина, используя силу музея, чтобы в дальнейшем посещение музеев вошло в привычку. В ходе путешествия ребята узнают «тайну парадной лестницы», «уснувшей комнаты», посещают самую интересную комнату, где хранятся книги, а также самую скромную комнату — прихожу. Во время путешествия с ребятами происходит маленькое чудо, маленькая интрига. Не обходится здесь и без игры.
В мир Пушкина пригласил читателей и необычный конкурс масок и чтецов «Маска, маска, я тебя знаю». Все участники готовили маски героев пушкинских сказок и учили наизусть отрывок из текста об этом персонаже. Маски были самые различные: белка, чародей, мертвая царевна, другие герои, при подведении итогов они выходили и спрашивали зрителей «Из какого произведения я к вам пришел?». Все работы детей были отмечены грамотами и подарками.
Нравится детям конкурс оригами «Мастерим своими руками», в котором принимают участие члены клуба «Русалка» и «Мудрецы». Ребята готовят самые разнообразные поделки из бумаги: белочку, золотую рыбку, золотого петушка, и других героев сказок А.С.Пушкина. По итогам конкурса в музее «Золотой петушок» была оформлена выставка творческих работ детей «Ай, да сказка!».
Организуя работу музея «Золотой петушок», Центральная детская библиотека поддерживает тесный контакт с музеем — заповедником А.С.Пушкина, учреждениями культуры, образования. Сотрудники музея А.С.Пушкина оказывают помощь в проведении занятий клубов по интересам.
Наш музей — мастерская «Золотой петушок» ждет своих посетителей.
В будущем планируется создание программы музея «Золотой петушок» — «Петушок принимает гостей», а также организация кукольного театра «Юные волшебники».

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию новый раздел на сайте штаб-квартиры секции публичных библиотек РБА http://www.publiclibrary.ru/librarians/sunduchok/1_intro.htm . Мы назвали его «Сундучок инноваций». В нем — полезные информационные ресурсы для наших читателей и богатейший опыт работы, которым библиотекари охотно делятся с коллегами. Так что стоит откинуть крышку сундучка, как мы увидим целые россыпи сокровищ — инноваций, воспользоваться которыми может каждый.

Приглашаем Вас воспользоваться материалами, размещенными на сайте, и, конечно же, сделать свой вклад в нашу копилку профессионального опыта!

Ждем ваши материалы по адресу: adm_lib@foramail.ru

 

Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Государственная библиотека Югры

Российская библиотечная ассоциация
Секция по сохранности библиотечных фондов
Секция публичных библиотек
Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»


В 7 апреля 2010 года в Государственной библиотеке Югры (г. Ханты-Мансийск) пройдет семинар «Здание библиотеки как фактор обеспечения сохранности фондов» в режиме видеоконференции.
На семинаре будут рассмотрены ключевые проблемы обеспечения сохранности документов, хранящихся в библиотеках, в следующих аспектах:

  • Учет требований к строительным материалам в процессе строительства, ремонта и реконструкции здания библиотеки
  • Обеспечение сохранности библиотечных коллекций в процессе эксплуатации здания
  • Организация контроля температурно-влажностного и светового режима в хранилищах библиотеки
  • Требования к используемым материалам и оборудованию в хранилищах библиотеки

В работе семинара примет участие директор Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки Светлана Александровна Добрусина.
В программу семинара планируется включить информацию о практическом опыте работы по обеспечению сохранности библиотечного фонда, оценке состояния фондов и условий их хранения в библиотеке.

Условия участия в семинаре
Формат семинара предполагает две формы участия:
∙ просмотр Интернет-трансляции в режиме реального времени с возможностью направлять вопросы по электронному адресу: rba.okrlib@gmail.com
∙ приезд в г. Ханты-Мансийск для непосредственного участия в семинаре.

Интернет-конференция начнется 7 апреля 2010 года в 09 час.30 мин по московскому времени и будет транслироваться на сайтах http://www.okrlib.ru http://rba.okrlib.ru
Для непосредственного участия в семинаре необходимо зарегистрироваться на сайте Государственной библиотеки Югры http://www.okrlib.ru до 30 марта 2010 г.
Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.

Контакты:

628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.2, тел (факс): (34671) 3-33-21
Швыркова Наталья Евгеньевна, заведующая научно-методическим отделом Государственной библиотеки Югры
8 (34671) 33-35-98, NShvirkova@okrlib.ru
Полякова Светлана Геннадьевна, главный библиотекарь Государственной библиотеки Югры
8 (3467)33-26-86, Polyakovasg@okrlib.ru

 

644077, г. Омск, пр. Мира, 55-а; корп. 2, к. 221 тел. деканата: (3812) 22-98-15; тел. кафедры: 670-620

Уважаемые коллеги!

Кафедра библиотечно-информационной деятельности филологического факультета Омского государственного университета им. Ф.М Достоевского приглашает Вас принять участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Книга и мировая культура». Конференция состоится 21-22 апреля 2010 г.

В рамках конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

  • Библиотека как феномен культуры;
  • Библиотека и культурная политика;
  • Подготовка библиотечных кадров;
  • Информационная культура пользователя;
  • Отраслевые информационные ресурсы;
  • Формирование библиотечных фондов;
  • Библиотечная работа с детьми и подростками;
  • История библиотечного дела и библиографии;
  • Современные писатели в контексте русской классической литературы;
  • Творчество современных писателей и философская мысль 19-20 вв.;
  • Концептосфера мирового литературного творчества;
  • Язык и стиль современных авторов.
  • Информационные технологии и их использование в библиотечно-информационном обслуживании.

К рассмотрению будут также приниматься научные сообщения по смежным и междисциплинарным направлениям.

В целях своевременного издания сборника материалов конференции просим присылать Ваши статьи не позднее 20 февраля 2010 года.

При оформлении текста необходимо придерживаться следующих требований:
1. И.О. Фамилия автора в правом верхнем углу (прописными буквами).
2. Название статьи (строчными буквами). В нем не должно быть сокращений.
3. Объем статьи до 7 страниц через 1,5 интервала, кегль 14.
4. Поля страниц: левое, правое по 2,5 см, верхнее и нижнее — 2 см.
5. Шрифт Times New Roman., текстовый редактор Word формата RTF.
6. Ссылки в тексте на использованную литературу приводить в квадратных скобках.
7. При цитировании или близком к оригиналу изложении текста указывать страницу, например: [12, с.21].
8. Не включать без крайней необходимости чертежи и таблицы.
9. Библиографический список использованной литературы размещать в конце статьи в алфавитном порядке и оформлять в соответствии с ГОСТом 7.0.5 — 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" следующим образом:

1.Букреев А.И. Книга «восточной ветви» русской эмиграции: вторая половина ХХ в. Хабаровск, 2003. 204 с. (Полный объем книги указывать обязательно).
2.Гречихин А.А. Общая библиография [Электронный ресурс] : учебник. М., 2000. URL : http://edu.pgtu.ru . Загл. с экрана. (дата обращения : 03.06.09).
3.Немировский Е.Л. Книга русского зарубежья // Кн. обозрение. № 1. С.19-203.

Статьи просим присылать по электронному адресу: kafedra-omsk@yandex.ru c указанием ФИО (полностью), названия статьи, места работы (без сокращений), должности, ученой степени и ученого звания, адреса, телефона и e-mail.

Контактная информация:
644077, пр. Мира, 55-а, корп. 2, ауд. 125, тел. (83812) 67-06-20
e-mail: kafedra-omsk@yandex.ru (Бернгардт Тамара Викторовна или Аверина Ирина Владимировна)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
«Историческое и культурное наследие села: сохраняя прошлое, думаем о будущем»"
20-21 апреля 2010 г.
г. Сыктывкар

Информационное письмо

20-21 апреля 2010 года в г. Сыктывкаре на базе Национальной библиотеки Республики Коми состоится Межрегиональная конференция сельских библиотекарей «Историческое и культурное наследие села: сохраняя прошлое, думаем о будущем».
В рамках конференции 21 апреля состоится выездной семинар на базе Корткеросской ЦБС «Продвижение национальной и краеведческой литературы как залог сохранения самобытной культуры народа».

Организаторы конференции — Российская библиотечная ассоциация (секция сельских библиотек), Министерство культуры Республики Коми, Национальная библиотека Республики Коми.

Проблематика:

  • Изучение истории сельских библиотек и библиотечного дела как составляющей историко-культурного наследия.
  • Библиотеки-музеи: совмещение социальной роли собственно библиотеки и музея.
  • Редкие и ценные рукописные и печатные книги в фондах сельских библиотек: выявление, сохранение, изучение и использование в работе с читателями.
  • Цифровые технологии для сохранения и популяризации культурного наследия своего населенного пункта.
  • Роль краеведческой и национальной библиографии в сохранении и популяризации культурного наследия села (создание печатных и электронных библиографических изданий).
  • Проектная и программная деятельность по продвижению краеведческой и национальной литературы.

Планируется издание сборника по итогам мероприятия.

Условия участия:
К участию приглашаются специалисты муниципальных библиотек Республики Коми и других регионов.
Для участия в заявленных мероприятиях необходимо заполнить форму заявки и отправить до 1 марта 2010 года: е-mail: nmo@nbrkomi.ru
День заезда — 19 апреля, день отъезда — 22 апреля.
Командировочные расходы за счет направляющей стороны.

Контакты:
Мифтахова Ольга Рудольфовна, директор ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» — тел./факс (8212) 24-44-78; е-mail: direktor@nbrkomi.ru
Игушева Людмила Николаевна, зав. научно-аналитическим отделом НБРК — тел.(8212) 24-15-36; е-mail: nmo@nbrkomi.ru
Программа конференции будет размещена на сайте Национальной библиотеки http://www.nbrkomi.ru


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко
Редакционная коллегия:
Алексеева Л.Н.
Жукова Н.В.
Карауш А.С.
Конкина Г.С.
Кононенко И.М.
Коробкина Т.Е.
Михнова И.Б.
Соловьева И.В.
Устинова О.Ю.

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@foramail.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.publiclibrary.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


В избранное