Книга "Журналистские расследования: современные методы и техника"
В последние годы предпринималось немало попыток критического разбора работы журналистов, занимающихся расследованиями, а то и просто журналистов. Из этого короткого приложения можно получить представление о том, что думают о журналистских расследованиях люди других профессий.
Один из наиболее интересных анализов журналистских расследований принадлежит профессору педагогики Университета Индианы Эгону Губе, который повернул дискуссию о журналистике как общественной науке на 180 градусов и предложил занимательный трактат о том, как чиновники, оценивающие образовательные программы, вписываются в ситуацию, возникающую между редактором и журналистом-расследователем, и чем они при этом руководствуются.
С этой целью он направил свой пытливый ум на анализ того, что и как мы делаем. Посмотрим за ходом его мысли, когда он анализирует барьеры, возникающие перед журналистами практически в любой редакции вследствие отношения руководства к расследованиям:
точно так же, как редактор, чиновник от просвещения предпочитает описание суждению и процесс - воздействию;
подобно тому, как редактор пропускает статьи о мелких злоупотреблениях, но возражает против публикации материалов, которые бросают тень на фундаментальные структуры общества, чиновник от образования допускает небольшие отклонения в программах, но возражает против тех, в которых оценивается необходимость их проведения вообще;
подобно тому, как редактор не разделяет энтузиазма в отношении проведения расследования, ссылаясь на апатию в обществе, чиновник от образования не видит смысла в пересмотре программ, так как не ожидает общественной поддержки в этом вопросе;
точно так же как редактор старается скрыть проблему (для избежания скандала) или не замечать ее (для пользы общества), чиновник от просвещения пытается "отмыть" программу, чтобы свести к минимуму ее недостатки;
редакторы избегают острых проблем, чтобы не повредить своей карьере, точно так же поступают чиновники от образования;
редакторы, как правило, попадают в свое кресло, не получив опыта журналистского расследования, и поэтому не понимают журналистов; такая же картина наблюдается в среде чиновников от образования.
Какой вывод следует из этих параллелей?
Чиновник, оценивающий образовательные программы, может оказать существенное влияние на их результаты. Это же относится к качеству журналистских расследований.
Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу journalism@yandex.ru...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!