Не перестаю удивляться возможностям электронных, виртуальных изданий, в число коих с полным основанием следует отнести и всякого типа рассылки. Эти возможности в некоторой степени напоминают то, как в России второй половины 20-х годов 19 века стихи Пушкина, несмотря на запреты царя и охранки, ходили по рукам, переписывались, заучивались, будоражили, заставляли думать, доставляли эстетическое удовольствие. Напоминают тем, что распространение, говоря современным языком, информации и тогда шло, и сейчас идет путем "переписывания". Иначе говоря, мимо властей, цензуры, издательств, изданий. Внешнее же различие, а именно: произведения Пушкина распространялись людьми, друзьями, читателями, любителями литературы и свободомыслия; ныне автор делает это сам одним "кликом", - принципиально
лишь с точки зрения технического прогресса, масштабов аудитории и скоростных показателей, а в ракурсе добровольности -
полная идентичность. Как без малого 200 лет назад Пушкина переписывали от руки те и только те, кто хотел его читать, так и сейчас на ту или иную рассылку читатели подписываются, исходя только из собственных побуждений, устремлений и целей.
И слава Богу, что и в наше время есть люди, весьма интересующиеся современной литературой, болеющие за нее. Пусть их гораздо меньше, чем любителей всякого рода хохмочек, шуточек, анедотиков, ужимок, прыжков, гримас и прочей развлекаловки (в этом смысле сейчас в России, как мне кажется, переживается настоящий бум, впрочем, как и в Узбекистане). Но они, истинные любители и ценители русской словесности, были, есть и будут. Конечно же, в основном в России. В Узбекистане их почти не осталось. И это - не только мое мнение. Увы!
Ну, как тут, живя в Ташкенте, еще раз не поклониться Интернету за возможности иметь отдушину и окно в окружающий мир!
Кроме всего остального, Интернет и рассылка предоставляет авторам еще одну поразительную возможность - в мгновение ока доставлять своим читателям новую, последнюю, дополненную, исправленную, - словом, улучшенную редакцию произведения. Опять напрашивается аналогия с 19 веком: и тогда по рукам ходили различные версии произведений Пушкина и его одаренных современников...
Этой последней возможностью я и воспользуюсь в данном выпуске: донесу до наших читателей значительно видоизмененный вариант стихотворения, которое оказалось таким птенчиком, что как только вылупилось из яйца, так сразу и выпорхнуло в свет ("Сон или Явь?", Выпуск-10, 06.01.2005). Будем считать, что птенчик совершил круг полета, вернулся в родимое гнездышко, повзрослел и вновь вылетел в мир. "Явь и Брэнд" - так теперь называется эта "птица".
Но вначале - восьмистишие, тоже сочиненное совершенно недавно, которое, как и все, что я пишу в последнее время, имеет глубоко личный характер.
Всегда ваш,
Обзод.
P.S. "Форма? Четверостишья или лесенка? Четверостишия, вроде, читать привычнее, удобнее, легче и понятнее. Но по стилю стиха я все же предпочла бы лесенку. Не буду пускаться в рассуждения, скажу только, что нередко именно первый позыв, первое решение, сложившееся скорее на подсознательном уровне, чем аналитическом, бывает более точным, более верным. Так и с лесенкой," - сказала Она.
P.PS. "Кому форма "лесенки" не по вкусу, не по нраву, тот может, как в детстве, на "перилах", пролететь на один "этаж" ниже. Там - привычная "конструкция", обычная "полиграфия", без специальных эффектов", - сказал Он.
P.PPS. "Сосуществование одного и того же произведения в двух различных "нарядах" в одном и том же выпуске - это нонсенс для традиционного издания. Виртуальному же оно дается легко, просто, беззаботно, изящно. В этом смысле первое столь же разнится со вторым, сколь школяр-двоечник, имеющий весьма смутные представления даже о таблице умножения, отличается от одноклассника-вундеркинда, в мгновение ока видящего пути решения любого примера и любой задачи из учебника", - добавил Он.
И дух, и плоть, и сердце, и душа, и трепет слов, и губы, и глаза, и ласки, и надежды, и "нельзя", и "можно", и "скорей", и "не спеша", - меж нами всё уже как будто было... А если что и не было, то будет: сплетенье рук, телес и судеб, мольбы, чтоб Счастье не остыло...