Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт. Мы есть, не только чтоб поесть. Продолжение-14


Гран-при Узбекистана

Кто хоть однажды попробовал настоящего узбекского плова, пусть даже если родился, вырос и живет в каком-нибудь рейкьявике или магадане, и до того про плов и не слыхивал, тот влюбляется в него сразу и на всю оставшуюся жизнь. Что же касается рецептов чести, гордости и славы узбекской национальной кухни, то их сотни. Я бы даже сказал так: сколько умельцев плова, столько и способов его приготовления. И свой мастер есть практически в каждой узбекской семье. У нас это был отец, и с детства запоминались раз за разом его движения и приемы, точно так же, как впитывает в себя ребенок звуки языковой среды, в коей начинает осознавать свое человеческое существование. Но пока я не уехал из отчего дома, став после окончания школы студентом, я сам никогда не пробовал готовить плов. Начал для ребят, с которыми судьба свела в одной комнате в студенческом общежитии на Мичуринском проспекте в Москве: киевлянин Толик Потапов, Витя Петруняка из Пятигорска, Космурза Джоломанов из села Тахтакупыр в Каракалпакии. Они хвалили, но я-то знал, что вышло не то. Может, с десятого раза, а может, и с двадцатого, за давностью лет точно не скажу, у меня стало получаться нечто, действительно напоминающее плов. Шли годы, мои пловные приемы эволюционировали, я был уже далеко не новичок, и где-то к 30-ти годам в кругу родных признавался за мастера, но только под 40, когда отца уже не было, я однажды вдруг осознал, что мой плов через 20 с лишним лет самостоятельных поисков и изменений стал таким же, каким он получался у родителя. Дочь Наргиза этот же путь преодолела на порядок быстрее. Видимо потому, что с детских лет всегда была при мне во всех кулинарных и других делах, помогала, участвовала, училась. И она в своей самостоятельной жизни уже давно готовит такой же плов, как ее бобо (дедушка), которого она помнит лишь смутно: плов мощный, с большим количеством мяса, неповторимо своеобразный и бесподобно вкусный.

После вышесказанного, наверно, понятно, почему «магаданцы» и «рейкьявикчане» при наличии массы печатной и сетевой литературы о плове не могут, что называется, хоть кол на голове теши, сварганить его сами. И почему выше, когда в первой же главе настоящего повествования параллельно сумаляку появился и плов, я не стал ни рассказывать о процессе, ни показывать в картинках его, осуществленного Абирой, но ограничился демонстрацией последней стадии (снимок 29) и высказал свои восторги об изделии. А объяснения отложил «на потом». И вот оно настало: плов, приготовленный Мастером, надо есть, а пытаться самому повторить его – дело неосуществимое, а значит, бессмысленно и процесс расписывать…

 174. Основные ингредиенты и соотношения моего плова: 1 кг моркови, 300 г репы, 300 г лука, 1 кг мяса, рис (полтора литра). Кроме них, нужны растительное масло (300 мл), узбекский горох (снимки 148, 149), курдючное сало (150-200 г), чайная ложка тмина, соль. Плов – это уже праздник, но в особо праздничные дни я добавляю и/или айву (с осени по февраль-март), головку-две чеснока, изюм, барбарис (они имеются в продаже круглый год).

Морковь принято резать продольной соломкой, что требует сноровки и опыта. При готовке больших количеств плова, когда в казан закладывается 50, 100 и более килограммов риса, «на морковь» приглашают соседей, друзей, родственников. А иначе и не одолеть этого огромного дела. В разные годы помощники-«магаданцы» предлагали мне нарезать поперечной соломкой, что легче, но я неизменно отвечал: «Нельзя!»...

Вспомнилось к месту: клубничное варенье я, как и многие, варю из мелких ягод, но при этом уже два года не занимаюсь рутинным отделением от них зеленых чашелистиков, которые совершенно не горьки на вкус и так же съедобны для человека, как укроп, петрушка, салат, шпинат и подобная им зелень. А в варенье чашелистики даже приятно пожевать. Однако молодая особа из кишлака – не с моего родового, с другого, но это не имеет значения, ибо и в Хилале такие не редкость, – недавно гостившая у меня вместе со своим мужем, не одобрила моего рационализаторства, улыбнулась, пытаясь скрыть своего неприятия, а на мои объяснения непроизвольно поджала губы, по всей видимости, сочтя меня за дикаря.

Кстати, такое же по сути восприятие весьма распространено среди поэтов: те, кто считает, что зачистка «клубники» от «чашелистиков» есть непременное и непререкаемое условие «варенья» (то есть стихотворчества), ничуть не колеблясь относят к дегенератам тех, кто допускает отклонения от «господствующего правила» или от «моды». И, понятно, идут гораздо дальше молодушки из кишлака: не в себе держат свою закомплексованность, а кричат о ней на всех перекрестках, не забывая при этом заявлять и о своей исключительности…

Вот и я в молодости искренне верил, что испортится плов, если морковь нарезать «не как все». Но с годами осознал, что магия блюда состоит не в дотошном следовании тому, «как положено», а в нечто другом, необъяснимом словами, как и любое другое волшебство. И уже несколько лет нарезаю морковь поперечной соломкой: и проще, и быстрее, и морковные «палочки» красивее.

Горох, как было сказано выше, я варю в отдельной посуде. Почему это важно для шурвы, разъяснено там же. А для моей технологии плова такое необходимо, ибо стадия варки поджаренной смеси мяса и овощей у меня очень сокращенная. Буквально через пять минут после заливки в казан кипятка из чайника я добавляю рис, еще минут через пять воды в казане не остается, вся впитывается рисом, и за эти 10 минут горох никак не успевает свариться. Поэтому я заранее замоченный горох начинаю варить в отдельной кастрюле сразу же, как только зажигаю огонь под казаном для прокаливания масла.

Вот и весь плов. Да! Чуть не забыл! Кокос к плову не имеет никакого отношения. Он выставлен в шутку. Примерно так же, как, наверно, тоже в шутку, по миру проходят презентации книги лидера (хозяина! отца!) какого-нибудь государства, которую он сам ни в жизнь не написал бы, если бы не перья его Аппарата. Или когда такого президента или премьера избирают почетным доктором какого-нибудь престижного зарубежного университета, не первый век действующего в стране, которая считает себя цивилизованной, демократичной, правовой. Соображения и с презентацией книги, и с почетным докторством обычно лежат на поверхности: дипломатические, политические, подкупные с прицелом на свою выгоду. Вроде цветных бус, за которые наивный дикарь с радостью отдавал коварному колонизатору изделия из золота. Ну, хорошо, предположим, что сейчас не осталось дикарей, тем более наивных, и колонизаторов, тем более коварных. Но тогда всё это – чистой воды клоунада. Которая, в отличие от цирковой, не смешна, но противна и далеко небезобидна. Вроде договорных футбольных матчей, которые ненавидимы и болельщиками, и обществом, и даже преследуются юридически. Только тут «матчи» не между двумя клубами, а между двумя Аппаратами двух государств, которым такие, мягко говоря, проказы сходят с рук, и «болельщики» (народ) должны принимать эти фигли-мигли за чистую монету…

Так вот, кокос со снимка можно назвать «почетным доктором плова». Повторяюсь, к плову не имеющим никакого отношения…

(«Наш дорогой Леонид Ильич» был маразматически падок к орденам и звездам. Как злословил анекдот тех лет, Брежневу не раз делали операцию по расширению груди, дабы на ней могли разместиться новые и новые награды. Я же иронизировал: осталось избрать действительным членом Академии наук СССР! Нет, не докатился генсек до такого! Значит, все-таки не совсем совесть потерял…)

Кстати, ни кокос, ни банан, ни ананас, ни прочие заморские фрукты-ягоды и близко не сравнятся с персиками, виноградом и особенно дынями Узбекистана, дозревшими на родном дереве, лиане, грядке и свежими поданными на стол.

 175. Выше (снимок 122) был показан виноградник, где «рябит в глазах от гроздьев синих, покрытых чернью». Здесь же предлагаю полюбоваться «светло-изумрудными гроздьями с янтарной кровью» в месте их закладки на хранение (снимок сделан у моего приятеля Мухаммади Тогаева в Китабском районе Кашкадарьинской области). Это – средний из трех уровней стеллажей.

 176. Я собираюсь обедать, но плов – не моего приготовления, а «пришлый»: в рамазан-хаит и курбан-хаит (религиозные праздники, ставшие в независимом Узбекистане государственными, «красными» днями календаря) соседи обмениваются касашками плова.

 177. Моё произведение, с чесноком и айвой. С пловом уместно любое «горючее», но я считаю, что лучше всего вино, красное или белое (в кишлаках пьют только водку, причем, скажем так, в несуразных количествах, – еще один заимствованный негатив).

 178. Всё мое: плов, стол, квартира, дети, их бабушка Хадича Насырова, внуки (которые теще приходятся правнуками). Как можно легко заметить из всех снимков с пловом, к нему обязательно имеется либо салат, либо натертая редька, либо что-то из солений, а при гостях – может быть разнообразие закусок. Причем они в первую очередь именно для плова, подаются, даже если спиртного и не пьют.

 179. Плов в Навруз, приготовленный в одной из множества групп, в которые по месту жительства объединяются хилалцы к празднику.

 180. Женщины всех возрастов и дети – это одна компания «группы».

 181. Старики – компания другая, самая почетная (им всё носят в первую очередь, и только самое лучшее). Каждому не меньше семидесяти лет, но аксакал (буквально, белая борода) только один, а трое из «четверки» не желают быть в стариках (раз не отпускают бороды).

 182. А между трезвенными компаниями женщин и стариков сидит третья компания, мужчины и молодежь, которые активно прикладывается к водке. За Навруз! За Узбекистан! За Хилал! За детей! За дружбу! За мир во всем мире!

 183. И пьют не какую-нибудь завалявшуюся сивуху, а кошерную водку «Еврейский стандарт», на красивой бутылке которой красивым шрифтом вписана целая поэма в прозе. Не могу не привести ее, дабы и читатель насладился.

«Дорогие друзья!

Наверно, Вы задаетесь вопросом, что такое «Еврейский стандарт»? Да, конечно, это и оригинальная рецептура, и революционные подходы к производству водки, которые мы реализуем при изготовлении нашей флагманской водки – водки «Кауфман»– на сегодня самой элитной водки в мире. Но, наверное, не это главное. Главное в другом. Есть разные стандарты потребления и восприятия окружающего мира. Слишком много водки в нашей стране, да и во всем мире было выпито, да и продолжает питься от тоски и безысходности, от усталости и ненависти. «Еврейский стандарт»– напиток радости и любви. Потому что таков стандарт мироощущения еврейского народа – столетиями гонимого и преследуемого почти во всех странах и на всех континентах, но при том не утерявшего веру в будущее, научившегося воспринимать любые напасти с юмором, радоваться самой малости сегодняшнего дня и с надеждой смотреть в день завтрашний, умеющего самоотверженно любить и верить.

Радуйтесь, любите, надейтесь и верьте!

Лехаим! Искренне Ваш, Марк Кауфман.»

На примере хилалцев можно видеть, что узбеки пьют в радость, в любовь, в надежду, и в веру. Я давно говорю: узбек, если не родился бы узбеком, то стал бы евреем…

 184. В седой древности один умный еврей изрек фразу, которую люди до сих пор помнят и ценят. Но у меня созрела и несколько иная мысль: «Время собирать гранаты…»

Продолжение следует...


В избранное