Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В Ташкенте воли нет, но гордый жив поэт.


Выпуск: 292
Дата: 2011-06-06
 Архив Рассылки
 avaz-nurzef@rambler.ru

Классный праздник

 

Ташкентская школа № 50. Одна из самых престижных в столице. Не только потому, что расположена в самом центре, возле Сквера. Не только потому, что она из немногих чисто русских (другие – либо узбекские, либо смешанные). Но в основном потому, что школа – специализированная: после четвертого класса ученики (за исключением тех, кому выносится отказ, и они уйдут в другую школу) распределяются в класс одного из трех направлений: математического, гуманитарного, английского языка. Здесь и учится моя внучка Мафтуна. Ее класс и праздновал переход в очередной, 5-й. Классный праздник. Только несколько фотографий с минимумом комментариев.

 

1. Я сидел в первом ряду. Не вставая. Не ища удобных дистанций, позиций и ракурсов. Поэтому приходилось фотографировать в основном «с наездом». Чтобы лица были различимы. И, естественно, чаще старался ловить в объектив родное лицо. Что не всегда удавалось, так как внучка из-за роста стояла во втором ряду, а съемки осуществлялись под углом, снизу вверх. В этом кадре Мафтуна есть. Ее лицо – между двумя мальчиками переднего ряда. Кстати, все мальчики – еще вполне выглядят детьми, а некоторые девочки – почти девушками. Такого в мое время, кажется, не было…

Как и «соток». А здесь – у всех. И они, дети, подражая старшим, время от времени озабоченно и отрешенно разговаривают по ходу с кем-то по «мобиле»: то их «достают», то звонят сами…

 

2. Отличников вызывали поименно в почетный ряд.

 

3-4. После стихотворной «эстафеты» начались хоровые номера. Мимика, жесты, танцевальные элементы, артистичность, страстность, самоотдача, – всё это было не только у девочек, но и у всех мальчиков. Приятно и интересно было смотреть. В мое время такого точно не было: нас, пацанов, было не заставить на такое, оно считалось «непацанским», да и девчонки наши в номерах художественной самодеятельности держались намного сдержаннее.

 

5-6. Руководитель и дирижер хора – Учительница пения (Оксана Юрьевна Закирова).

 

7. Танцевальный номер в «поп-культурных» ритмах в кепи, надвинутом на глаза. Сие, видимо, означает либо какой-то стиль, либо подражание кому-то, точнее не могу судить. Но смотрелось интересно.

 

8. Латиноамериканские ритмы. Девочка – кажется, единственная кореянка в классе. Но без них, корейцев, в нынешнем Ташкенте нигде не обходится: самое влиятельное и многочисленное меньшинство.

 

9. Испанско-цыганский танец. Девочка – прелесть: отличница (фото-2), симпатичная, артистичная (фото 3-4). А ее исполнение этого танца с подпеванием фонограмме – зажигательное, талантливое. Само вдохновение! Получил огромное удовольствие.

 

10. Дети, которые учатся еще и в музыкальной школе, достойны поклонения…

 

11. А эта девочка (она и на фото-8), видимо, занимается художественной гимнастикой.

 

12. За выступлениями с интересом, переживаниями и любовью следят и одноклассники, и Учительница (Нина Александровна Мельситова, в бирюзовом), и родители.

 

13. Ясное дело, что это – Мафтуна.

 

14-15. Групповые фото в завершение праздника и прощание с Учительницей (были и слезы)...

Прошу обратить внимание на «парочку» (фото-15). Он – в светлом костюме и в сорочке со стоячим воротником. Она (та же, что на фото-8,11) – в белом платье, само изящество, пластика и грация. Явные признаки великой женственности в будущем.

 

16. Цветы Учительнице.

 

17. Мафтуна – не отличница, но хорошистка, Их, хорошистов, тоже отметили. Не Похвальным листом, но Грамотой.

 

18. Еще одно групповое фото, сделанное ради внучки. На передний план попали два мальчика в обнимку. Явно друзья. Други! Ах, мальчишеская дружба! Привязанность друг к другу! Чувство выше родственных!..

 

19. Еще в начале праздника, когда Учительница обратилась с проникновенным словом к своим наставникам, ученица в первом ряду вдруг расплакалась. Нина Александровна подошла к ней, наклонилась, спросила, обняла. Оказывается, девочке до слез стало жалко расставаться. Долго она потом не могла их остановить. И при хоровом исполнении популярных песен ее глаза оставались влажными…

 

20. Дорофеева Лиза (отличница, фото-2) и Насырова Мафтуна: одна другой – лучшая подруга. У внучки на руку вдет пакет. Это – подарок. Получили все: девочки – в розовом пакете, мальчики – в синем (на фото-18 у одного из Другов) Книга. В розовом – «Первая энциклопедия девочки». В синем – видимо, аналогично для мальчиков…

Пакеты можно видеть на сцене и на фото-11. Они были расставлены родительницами-активистами где-то во второй половине праздника. Активные родители так же были награждены. Две «грамотоносные» мамы попали и в кадр (фото-12).

Кстати, и сцена и сам зал весьма малы. Все номера проходили прямо в зале. Зрители первого ряда сидели почти рядом, как в некоторых молодежных театрах.

 

Классный праздник!

 

Это мы, взрослые, признаём то или нет, отличаем людей по национальному признаку, имущественному цензу и прочей мишуре (см. недавнюю запись «Не иди, русачка, за узбека…» и комментарии к ней читателей). А у детей... Нет, нет, идеализировать их, утверждать о полном отсутствии у них наших пороков, было бы ошибочным и наивным. Ведь и годовалый малышок в песочнице пытается умыкнуть ведерко у зазевавшегося человечка или огреть «неприятеля» своей лопаточкой. Но если у ребенка есть симпатия к человеку (сверстнику, сверстнице, старше или младше), так он для него и прекрасен. И при том различия в цвете кожи, волос и зрачков, в разрезе глаз, социальном положении родителей, да и всё остальное, не имеет для ребенка никакого значения.

Никто не может провести четкую линию между детством и взрослой жизнью. Она, тем не менее, есть. Чаще всего становится заметной, когда проходит некоторое время после того, как человек незаметно для себя переступает через нее.

Но, говорят, некоторые люди так и остаются детьми. Хотя бы в душе. И душой...

 

 

* * *

Как стало известно вчера, 3 июня, после обеда («Классный праздник» уже с раннего утра витал в виртуальном мире), Мафтуна оставлена в школе № 50, принята в 5-й класс гуманитарного направления. Чему мы с ней очень рады. Спасибо!

Шахина (фото-1,2,3,4,9), Виолетта (фото-8,11,14,15) и Лиза (фото-20) зачислены в математический класс. Фамилий двух других артисток (фото-7,10) я не нашел ни в одном из трех списков. Во всяком случае, вчера. Может, еще появятся. А может, уходят по другим путям-дорожкам. Скажем, юная скрипачка – в музыкальную школу имени Успенского…

 

* * *

Есть читательские отклики.

Один из них и авторское разъяснение приводятся ниже.

 

 Arkthur2007 4 июня 2011, 12:52 #

Спасибо, понравилось, познавательно. Хотелось бы поподробнее узнать о причине существования в Узбекистане "чисто русских" школ (зачем, почему, как соотносится с законодательством и госполитикой, кто её ученики, куда они дальше целят).

 

 avaznurzef  5 июня 2011, 05:21 #

С законодательством – нет проблем. Оно у нас – самое прогрессивное и демократичное в мире. Гарантирует каждому все его права. В том числе думать, чуять, обучаться и обращаться в госорганы на любом языке.

Но "буква" – это одно, практика – другое. Кстати, во всем мире, наверно, эта фраза, так или иначе, приемлема. Не только в одиозном Узбекистане с "двойным дном".

 

Узбекистан со времен ВОВ – многонациональный регион. А потом пошли Всесоюзные комсомольские стройки. Они были и до Войны. И природная терпимость узбеков к "пришельцам". И великодушие. И гостеприимство. И покорность. И всё это – неиссякаемое "топливо" многонациональности.

В Советском Узбекистане были школы и классы с узбекским, русским, казахским, таджикским, крымскотатарским языками обучения. Наций, как считалось, было больше ста. Но прочие меньшинства жили в основном в городах, в которых главным был русский язык. Зная его, можно было не знать никакого другого. Язык межнационального общения. В самом деле. И меньшинства в городе разумно выбрали русский как язык просвещения, обучения, работы, делопроизводства.

 

С сентября-октября 1991 года начался массовый исход русских и русскоговорящих из Узбекистана, ставшего вдруг суверенным, отдельным государством. Менялось всё! В том числе и отношение к русскому языку. В начале 90-х он в Узбекистане стал если и не изгоем, то гонимым, отказным. В Ташкент в освобождающиеся квартиры двинули узбеки из областей, а их дети – занимали места детей тех, кто уехали. А так как областные ученики были в основном с узбекским языком обучения, то чисто русские школы стали превращаться в смешанные. Такие же процессы шли в областных центрах. На места тех, кто уезжал в Россию или дальше, и тех местных, кто перебирался в Ташкент, хлынули узбеки с кишлаков. И русские школы в областных центрах очень скоро стали либо чисто узбекскими, либо с одним классом русского обучения.

Но лет через 10, когда "гастарбайтерство" набрало силу, стало ясно, что русский язык нужен все-таки узбекскому народу: Америка – далека, да и инглиш, как ни навязывали его власти, оказался чужд, а Россия – рядом, а традиции и старые связи – великая вещь, а русский язык – корнями врос. Словом, русские классы стали восстанавливаться и в провинциях, где появилась проблема с учительскими кадрами русского обучения (еще один толчок для возвращения русского языка!). Думаю, это шло не без указки "сверху". Ибо "гастарбайтерство" выгодно узбекскому режиму: выпуск пара, решение экономических проблем семьи вдали от дома, снятие социальной напряженности. Узбеков не любят теперь в России? Их бьют скинхеды? Иногда и убивают? Пусть! Каримов – ноль внимания. Ибо ему дороже свой "трон". А узбечки вместо одного убитого родят еще сотню!..

 

Есть еще одно явление – инерция. Она действует не только в механике, но и во всех сферах человеческой деятельности. И не может не действовать. В том числе и в образовании. Да, русские стали бежать, но ведь и оставалось их еще много. Особенно в Ташкенте. Потому и оставались чисто русские школы...

 

В сегодняшнем Ташкенте русских и русскоговорящих всё равно немало. Значит, кроме "гастарбайтерства" и инерции, есть реальная основа и потребность для сохранения чисто русских школ.

Но есть и еще одна грань. Традиционная: обучение в русской школе – качественнее, выше, дает детям и больше, и лучше. Поэтому сейчас образованные узбеки отдают своих детей в русские классы. Как то было и при Советах.

И всё это – основа для существования таких престижных школ, как школа № 50 г. Ташкента. Чисто русская. Специализированная. Элитная, можно сказать. В том смысле, что дети бедных родителей туда не попадут. А дети состоятельных – должны учиться на "4" и "5". Иначе – марш в другую школу!

 

Взгляните еще раз на фотографии. Видно же "невооруженным глазом": дети отнюдь не бедняков и не простолюдинов! И видно, что в основном узбеки. Есть пару русских, кореянка, а остальные – "коренники", "титульники". Но, поверьте, никто в Узбекистане не считает чужими, "иноземцами" ни русских, ни корейцев, ни других. Пожалуйста! Всем хватит великодушия узбека, щедрости узбекского солнца и богатств узбекской земли!

 

Куда нацеливают выпускников, скажем, данной школы родители и государство? По-разному. Специализация по английскому языку – дорога в филиалы иностранных, англоязычных вузов в Ташкенте. Скажем, Вестминстерский университет. Да и местный Университет мировой дипломатии – самый престижный вуз Ташкента, – некоторые курсы ведет на английском.

Есть филиалы и российских вузов: плехановского (нархоз), Губкина (нефть и газ), МГУ (журналистика и еще что-то гуманитарное).

Да и за рубеж можно махнуть после школы № 50.

И всё это – очень нужно Узбекистану! И это понимает режим!..

 

НО ВСЁ ЭТО ОДНАЖДЫ И ИЗМЕНИТ РЕЖИМ! По Марксу:система сама готовит – а по-другому не может! – своих могильщиков...

 


В избранное