[30.05.2001] 26 мая в Сиэттле, штат Вашингтон, на ежегодном банкете для членов Ассоциации авторов романов ужасов (Horror Writers Association) были объявлены очередные лауреаты премии Брэма Стокера.
Роман / Novel
"The Traveling Vampire Show", Ричард Лаймон (Richard Laymon)
Дебютный роман / First Novel
"The Licking Valley Coon Hunters Club", Брайан Хопкинс (Brian A. Hopkins)
Крупная форма/ Long Fiction
"The Man on the Ceiling", Стив Рэсник Тэм и Мелани Тэм (Steve Rasnic Tem & Melanie Tem)
Малая форма / Short Fiction
"Gone", Джек Кетчум (Jack Ketchum)
Сборник / Fiction Collection
"Magic Terror: Seven Tales", Питер Строуб (Peter Straub)
Антология / Anthology
"The Year's Best Fantasy & Horror, 13th Annual Collection", составители Эллен Дэтлоу и Терри Уиндлинг (Ellen Datlow and Terri Windling)
"The League of Extraordinary Gentlemen" (цикл изданий), Алан Мур (Alan Moore)
Сценарий / Screenplay
"Shadow of the Vampire", Стивен Кац (Steven Katz)
Работа для молодежной аудитории / Work for Young Readers
"The Power of Un", Нэнси Эчеменди (Nancy Etchemendy)
Поэтический сборник / Poetry Collection
"A Student of Hell", Том Пичирилли (Tom Piccirilli)
Другие медиа / Other Media
Web-сайт "Chiaroscuro", Патрисия Ли Макомбер, Стив Эллер и Сандра Кастури (Patricia Lee Macomber, Steve Eller and Sandra Kasturi)
За вклад / Lifetime Achievement Award
Найджел Нейл (Nigel Kneale)
Издательству Subterranean Press и его руководителю Уильяму Шаферу (William K. Schafer) была также вручена специальная премия с формулировкой "Specialty Press Award".
Филип Дик был одним из величайших писателей двадцатого века. Отмахнувшись от его неудачных и чисто коммерческих романов (а временами он откровенно "гнал листаж" ради заработка), мы оставим в библиотеке Вечности несколько его книг, в которых с совершенно невероятной силой и ясностью отражены главные страхи и боли современного человека.
И среди них - страх быть обманутым.
Когда человек осознает, что заперт в несовершенном теле, из-за чего получает информацию о реальности лишь опосредованно, его охватывает острое ощущение недостоверности представлений о том, что находится вне его кожи. Органы чувств легко обмануть. Обыкновенный и давно известный гипноз легко заставит человека поверить, будто он плывет в открытом море, и для загипнотизированного это море будет совершенно реальным. Он даже сможет в этом море утонуть...
Но раз так, то можем ли мы доверять тому, что говорят нам наши ощущения? Может быть, зрение, осязание, слух, обоняние постоянно обманывают нас, и то, что мы видим, - реальность фальшивая, не имеющая вообще никакого отношения к тому, что окружает нас на самом деле?..
В одном из первых своих рассказов "Вторая модель", который и дал сюжетную основу для фильма Дюгуэйя "Крикуны", Филип Дик не поднимается пока до таких обобщений. Но тема здесь уже задана. Реальность неустойчива. Друг может оказаться врагом - это происходит каждый день, и в этом нет никакой фантастики, но и этот обман способен обрушить реальность того, кого предаст друг...
В "Крикунах" происходит именно это. Смерть скрывается под масками жизни. Робот-убийца - под маской человека. До того как друг предаст тебя, ты не сможешь узнать, что он враг. До того как машина попытается тебя убить, ты не узнаешь, что в человеческом теле скрывается зазубренное дисковое лезвие, готовое вгрызться в твой мозг. Но как только пила начнет вращаться, ты услышишь крик - визг разгоняющейся циркулярной смерти,и это будет Момент Истины...
А пока - пока ты ждешь, кто же из окружающих тебя людей закричит.
Но если видимость совершенна, то маска начинает менять реальность и того, кто под ней скрывается. И тогда железо начнет содрогаться от гнева, дисковая пила окажется способной к высокому чувству, а электронный мозг начнет писать стихи.
Какие цели преследовались при создании человека? Судя по тому, что войны и разрушения не прекращались в течение всей истории, мы тоже прирожденные убийцы. И оправданием нашему существованию служит лишь то, что мы забыли об этом.