Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд из дюзы: Фантастика

  Все выпуски  

Взгляд из дюзы - новости страницы Сергея Бережного


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
"Взгляд из дюзы" - Взглянем вместе!

In Memoriam

Фред Хойл. Фото Associated PressУмер Фред Хойл

[23.08.2001] 20 августа 2001 года в возрасте 86 лет скончался известный британский астроном сэр Фред Хойл (Sir Fred Hoyle), автор нескольких классических научно-фантастических романов.

Фред Хойл родился 24 июня 1915 года в городке Бингли в Йоркшире. Он с детства увлекался астрономией, окончил по этой специальности Кембриджский Университет (колледжи Эммануэль и Сент-Джон), во время войны работал в Британском Адмиралтействе над созданием радарных систем. Преподавал астрономию в Кембридже, Калифорнийском Технологическом и Корнелле, работал в Паломарской обсерватории и обсерватории Маунт Вилсон. Считается, что именно он впервые употребил быстро ставший расхожим термин "Большой Взрыв" ("Big Bang") в контексте теории происхождения Вселенной. Сам он, кстати, не являлся сторонником теории "Большого Взрыва" - зато был одним из разработчиков концепции "стабильной Вселенной", которая постулирует независимость процессов появления материи и расширения Вселенной. Он также являлся убежденным сторонником теории "панспермии" (распространения жизни во Вселенной через органические "споры", переносимые через межзвездное пространство). За научные заслуги Фред Хойл в 1972 году был возведен в рыцарское достоинство.

Помимо научных и научно-популярных книг по астрономии, Фрэд Хойл написал несколько научно-фантастических романов - "Черное облако" ("The Black Cloud", 1957), "Оссианский бег" ("Ossian's Ride", 1958), "Первого октября будет поздно" ("October the First Is Too Late, 1966), "Комета Галлея" ("Comet Halley", 1985). В 1962 году вышла написанная совместно с Джоном Эллиотом новеллизация телефильма "A for Andromeda", изданная на русском языке под названием "Андромеда" в 1966 году в серии "Зарубежная фантастика". Несколько романов - "Пятая планета" ("Fifth Planet", 1963), "Семь ступеней к Солнцу" ("Seven Steps to the Sun", 1970), "В глубины космоса" ("Into Deepest Space", 1974) и другие - написаны им в соавторстве с сыном Джеффри Хойлом. В 1967 году вышел также его сборник "Элемент 79" ("Element 79").

 

 


 

Фантастика в кино

Четвертая планетаМарсианский велосипед

© Сергей Бережной, 1998

 

 

"Четвертая планета" (1995)

  • Режиссер: Дмитрий Астрахан
  • В ролях: Анатолий Котенев, Дэниел Маквикар, Юрий Орлов, Ольга Беляева

Рекламные восторги по поводу фильма "Четвертая планета" выглядят несколько наигранными. И временами даже выглядят незатейливыми попытками убедить спонсора фильма - Промстройбанк - что его деньги потрачены не зря. Ну, то, что деньги не выброшены на ветер, совершенно очевидно - фильм получился очень славным и очень советским. Брэдбери, перенесенный на отечественную почву, стал вдруг сильно напоминать раннего Булычева. Но там, где Булычев пародирует и иронизирует, создатели фильма остаются серьезными. Вопреки рекламным слоганам, фильм получился совсем не комедийным. Может быть, именно это его и прижимает к земле.

Итак, совместная советско-американская экспедиция на Марс оказывается после посадки на четвертой от солнца планете Солнечной системы... в заштатном советском городке семидесятых годов, родном городе командира корабля. Да еще и как раз перед критическим моментом его жизни - гибелью девушки, в которую будущий командир был влюблен, и которую теперь может спасти. Заодно со спасением возлюбленной, командир возвращает долги всем, на кого держал обиду со времен сопливого детства (ведет он себя при этом совершенно не по-мужски). Городок поразительно напоминает булычевский Великий Гусляр - все-таки "Шанс" оказал на отечественное фантастическое кино огромное влияние - однако проскакивают мотивы и прямые цитаты из других популярных книг и фильмов. Например, местами трудно было отделаться от ощущения, что ты смотришь странную смесь облегченных цитат из "Сталкера", "Соляриса" и "Зеркала для героя".

Лично для меня главной проблемой этого фильма является его очевидная идейная отсталость. И в отечественной, и тем более в мировой фантастике было уже все то, о чем с таким жаром рассказано в фильме. Поэтому все находки сценариста и режиссера выглядят чуть ли не изобретением велосипеда. Однако сами авторы фильма этого не осознают и преподносят свои находки как откровения.

Вот она - проблема замкнутых направлений. Фантастика уже давным-давно проработала тему возвращения взрослого героя во времена своего детства, тему фальсификации реальности, тему "переигрывания" истории. Но "вне" мира фантастики об этих ее находках никто не знает.

Оно, конечно, и ладно бы. Просто жалко "Четвертую планету", на которой все ездят на давным-давно изобретенных велосипедах...

 


 

  • Обсудить этот материал в форуме


  • http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться Рейтингуется SpyLog

    В избранное