Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Злобный Ых

Михаил Успенский "Там, где нас нет"

Опасно спорить с князьями, особенно с теми, что из грязи выбрались. Даже если князюшке захотелось подшутить над Жихарем-дружинником, подсунувши вместо серебряной деревянную люжку, в яде семибатюшной гадюки княгинюшкой вымоченной. Ну, а бросаться ложками в князей и того опасней - раз, и швырнули тебя в яму бездонную на погибель верную. Хорошо хоть, соломки стог там оказался, будто специально подложенный. Впрочем, везения Жихарю не занимать: и цепь железная нашлась, от умруна ходячего отгородиться, и Индрик-зверь очень правильно в земле дорогу проел, и чудище подземное не догнало, чтобы слопать с потрохами. А вывез Индрик-зверь могучего дружинника совсем правильно - как раз к реке, по которой неклюд Беломор на самоходном дереве плыл.

В общем, пока суть да дело, приходит время собираться мир спасать, из закругленного времени его выводить. Пусть конек, неклюдом обеспеченный, неказист, а доспех и того плоше, зато цель великая имеется. Да и Красный Петух Будимир, пусть и жареный, товарищ хоть куда. Ну, а по пути к цели куча приключений обязательно найдется. Тут Гога с Магогой целую деревню съели, там с рыцарем иноземным, хорошим парнем, повстречаешься, ну, а в третьем месте, после развилки, прямо из-под тебя со спутником на полном скаку цыган Мара лошадей сведет. В общем, на пути туда, не знаю куда, скучать никогда не приходится.

И никто и ничто не сможет выстоять против силушки богатырской, даже сам Мироед, землю кусками, а то и целыми планетами заглатывающий. И суждено двум сильномогучим рыцарям при поддержке бедного монаха Лю Седьмого из Чайной страны добыть-таки медвяную росу с помощью золотой важдры, правда, где и как - неведомо...

Вполне забавная юмористическая фэнтези. Масса аллюзий и достаточно тонких шуток, почти нет столь популярной в последние годы похвальбы русским народным алкоголизмом и вообще пошлости. Гомерического смеха текст не вызывает, но в целом улыбаешься постоянно. В некоторый минус роману (точнее, серии из трех романов) следует отнести перебарщивание с перечислительным шутками. Но в целом - очень хорошо, так что рекомендую любителям жанра.

Жанр: юмористическая фэнтези
Оценка (0-10): 6+
Ссылка: Библиотека "Ну-ну"
Приблизительный объем чистого текста: 501 + 346 + 358 = 1205 kb




Цитаты:

Будимир занял свое место на Жихаре и голосом подал сигнал - его опять назначили в судьи. Гнедой и Ржавый рванулись с места. Полетели по сторонам елочки. Гнедой был хорош, но и Ржавый старался - Жихарь свистел, улюлюкал, размахивал кистенем над головой, обещал всех убить, один остаться. Весь он отдался было бешеной гонке, как вдруг почувствовал, что летит в пустоте над дорогой и со страшной силой на эту самую дорогу приземляется носом в пыль.

Будимир еле успел соскочить со шлема и тоже не удержался на лапах, ткнулся клю-вом.

- Ах ты, волчья сыть! - зарычал богатырь и оглянулся на вероломного коня.

Но никакого коня сзади не было, а неподалеку стоял на карачках Принц, не только Бе-зымянный, но и безлошадный. И Гнедой, и Ржавый вместе с седлами, припасами и ча-стью оружия исчезли. Остались только мечи, кистень и самострел Жихаря.

- Что это было, сэр брат? - спросил Принц, снимая за рога шлем.

Жихарь задумался, но в голове стоял шум, и никаких мыслей нельзя было расслы-шать.

- Так ведь написано, что коня потерять, - сказал наконец он. - У нас зря не напи-шут.

- Не хотите ли вы сказать, что кони исчезли из-под нас на полном скаку?

- Да вот исчезли же...

Богатырь встал и огляделся в поисках невидимого вора. Но вокруг был все тот же не-частый ельник, и ни одна верхушка нигде не колыхнулась, ни одна веточка не треснула. Жихарь внимательно потянул носом.

- Чуешь? - спросил он и побагровел от злости.

- Неужели снова Демон? - принюхался и Принц.

- Дегтем воняет! Он всегда сапоги дегтем смазывает!

- Кто смазывает?

- Цыган Мара - первый конокрад на всем белом свете! Как же я про него забыл, не подумал? Вот кто это, оказывается, Мара это, а никакое не волшебство... Есть против него заклятие, сейчас вспомню, хотя что толку теперь...

- Но, сэр Джихар, такое никак не возможно и неслыханно. Увести коня из конюшни или на биваке - это одно дело, но чтобы на полном скаку...

Жихарь сожалеюще поглядел на побратима.

- Ты, братка, со скольки годов на мечах начал учиться?

- Подобно славному Беовульфу - с пяти лет...

- А Мара, - наставительно сказал Жихарь, - уже с трех лет этим делом промышля-ет. Было время навостриться! Он, я думаю, и у отцов наших коней уводил, и у дедов... Да что там у дедов! Когда человек впервые на лошадь уселся, наверняка цыган Мара тут же ее и угнал!

- Сколько же ему лет? - растерянно спросил Принц.

- Вот и считай! - предложил Жихарь. - Ему, Маре, чего не быть долголетку: никому не служит, в драку не лезет, живет на вольном воздухе... Правда, когда поймают, навер-няка тут же и убьют, но поймать еще никому не удавалось. Так что готовься, на первой же ярмарке придется у него выкупать жеребчиков наших за свои же кровные деньги - дока-зать-то ничего нельзя.

Мало-помалу мысленная муть, поднявшаяся в богатырской голове от удара, стала оседать, оставляя на виду очевидный вывод: идти придется пешком! Эта новость на-столько потрясла Жихаря, что он опустился на колени и стал ни за что ни про что моло-тить кулаками дорогу.

Безымянный Принц совершенно спокойно стоял рядом и запоминал чудовищные про-клятия коварному цыгану: пригодится на будущее задирать врагов.

Настрадавшись и оскудев ругательствами, Жихарь тоже успокоился, лишь временами из его широкой груди самоходом прорывалось рычание. А ведь ему-то было куда легче, нежели Принцу в его удивительных доспехах.

- У тебя ноги-то хоть гнутся? - озаботился Жихарь.

Принц присел несколько раз, попрыгал.

- Грохоту много, - поморщился Жихарь. - Вдруг случится подкрадываться тайком?

- Благородный воитель все совершает явно, - возмутился Безымянный Принц.

- Эх, пропаду я с тобой, братка! Ну да пошли.

Будимир легко вспорхнул на его голову, и они тронулись. Было уже далеко за полдень, но жара не спадала. Принц тащил свое рогатое ведро в руке. Жихарь весь груз пристроил за спину. Он тупо переставлял ноги и радовался, что сапоги его сходили под Илион, не трут и не жмут нигде.

Хорошо бы к ночи добраться до жилья. Только вот почему-то не видно, чтобы в этих местах было жилье. На дороге ни конских яблок, ни коровьих лепех, ни кострищ по обо-чинам. В ельнике раздается стук, но такой он ровный и размеренный, какого нипочем не припишешь лесорубу. Принц шагал ровно и не жаловался. Жихарь собрался было запеть, чтобы укоротить дорогу, но передумал, потому что места были нехорошие.

- Сказки знаешь? - внезапно спросил он Принца. - Новеллы там, устареллы?

- Думаю, сейчас не время для сказок, сэр Джихар, - ответил побратим.

- Самое время! Видишь, снова возле дороги Пропп стоит. Ему вместо жертвы надо сказку рассказать. Это хорошо помогает. Я вот рассказал - и тебя встретил...

- Странно, - сказал Принц, разглядывая потрескавшееся дерево и пробуя пальцем облупившуюся позолоту. - Там, где я рос, в жертву не Проппу, а Фрэзеру приносили, - он покосился на Будимира, - э... некоторых живых существ. Будимир на шлеме тревожно переступил лапами.

- Птицу резать не дам, - твердо заявил Жихарь. - Птица наша, правильная. Она иного человека стоит.

- Я вовсе не имел в виду сэра петуха, - заоправдывался Принц. - Может быть, под-стрелить этого надоедного дятла?

- И дятла зря не трогают. Говорю тебе - кумир сказки алчет.

Принц явно обрадовался неожиданному привалу.

Сказка его тоже была грустная, с восточным уклоном. Ее герой, славный витязь Бе-дол-Ага, влюбился, себе на беду, в луноликую царевну Культур-Мультур. И даже дал по такому случаю обет молчания, так что многие считали его глухонемым. Бедол-Ага выпол-нял самые сумасбродные желания капризной красавицы, даже, случалось, подметал двор. Однажды луноликая потребовала, чтобы витязь очистил ее царство от драконов. Бедол-Ага забрался высоко в горы и, не говоря худого слова, перебил в пещере целый выводок, пожалев только самого маленького дракончика. Дракончик оказался верным и смышленым, бегал за витязем, как собачонка, быстро стал любимцем всего двора.

Но жестокая Культур-Мультур потребовала, чтобы приказ ее был исполнен до конца. Верный витязь повздыхал-повздыхал, накормил последний раз дракончика в трактире, потом пошел на реку, взял лодку, привязал дракончику на шею камень и...

- Лучше бы он ее, сучонку, утопил! - зарыдал Жихарь. Принц не ожидал, что уста-релла его возымеет такое действие, и присоединился, чтобы побратиму не плакать в одиночку. Даже у деревянного Проппа, давным-давно высохшего, пробились смоляные слезы!




Среди волхвов, друидов и прочих ученых людей попадаются еще такие недалекие умы, которые возводят родословную варкалапов к троллям и волотам. Ошибка непрости-тельная, хотя вполне понятная, ведь троллей-то чаще всего встречают в окаменевшем состоянии, а видавших живого и подвижного тролля на свете не так уж много. Тролли свидетелей не оставляют.

Варкалапу же нет никакой нужды каменеть, поскольку он и без того каменный.

А волот - это, считай, тот же самый человек, только очень большой да дурной.

Некоторые, впрочем, связывают варкалапов с гримтурсами - это уж совершенная глупость. Ведь гримтурсы ледяные и пуще всего опасаются расколоться при падении либо при пристрастном дознании.

Варкалап не боится вовсе ничего, просто ему нелегко спускаться с гор, да нет и нужды. Из камня он рождается, камнем кормится, среди камней, должно быть, и помирает, толь-ко дождаться его смерти трудненько. Варкалапы бродят по горам от начала времен и редко уходят на покой.

Людей они не едят, а вот поиграть с ними любят - как кошка с мышью. В горах ведь скучно. Только варкалап не понимает, что человек против него хрупкий, и скоро заигры-вает его до смерти. Любит отрывать руки и ноги.

В запретной для обычного человека "Книге о вымышленных существах" высокоуче-нейшего Коркиса-Боркиса даже буквы одна страшнее другой, а уж складываются они в такие ужасные слова, что и не придумаешь. Книга эта советует капнуть варкалапу на са-мое темечко вытяжкой из желчи молодого одноглазого, однорукого и одноногого арапа, только что осквернившего восьмидесятитрехлетнюю девственницу. Варкалап обязан при этом мелко затрястись и в муках погибнуть. Но проверить в деле такой надежный способ никому не удавалось: то арап убежит на одной ноге, то девственница не соблюдет себя до срока.

Книги сей Жихарь, понятно, не читал, просто всплыли в памяти наставления старого волхва. Вот он и посоветовал побратиму:

- Ты от края-то далеко не отползай. Когда он нас примется ловить, так мы сразу прыгнем назад, в бездну, чтобы уж не мучаться...

Принц гордо фыркнул. Жихарь снял с головы петуха.

- Уходи, брат Будимир, ты нам довольно послужил. И камнееда уноси, не оставляй.

У входа в пещеру затлели два синих огонечка - твердокаменный ленивец открыл гла-за.

- Только бы не вздумал загадки загадывать, - сказал богатырь. - У меня на холоде голова не работает.

- Не может достойный сэр Шамир проточить ему утробу?

- Да уж как-нибудь они, видно, отплатят за нас, - решил Жихарь.

Во время подъема он так часто повторял про себя Медленное Слово, что оно, видать, все поистрепалось об острые края памяти и выскользнуло в пустоту.

Да и не успел бы он ничего сказать, потому что каменные лапы метнулись вперед с неожиданной быстротой, схватили друзей и потащили на каменную грудь.

Ребра богатыря трещали, и треск этот далеко разносился в морозном воздухе.

Наконец страшные пальцы разжались, варкалап посадил побратимов на ладонь и стал осторожно трогать пальцем. Каменные губы при этом вытянулись дудкой, каменный язык заходил туда-сюда, издавая гулькающие звуки. Принц, выбиваясь из сил, колотил пленителя бесполезной дубинкой. Она попросту от-скакивала.

- Ы, ы, ы, - сказал варкалап.

Жихарь поглядел вниз. Верный Будимир не улетел далеко, он даже подпустил жару в перья, чтобы друзья видели его в темноте и надеялись.

- Подпеки ты его сзади, что ли! - крикнул ему Жихарь, но у петуха, видно, другое было на уме. - Отпусти нас, дурила каменная! - заорал Жихарь на варкалапа. - На что мы тебе сдались?

Шершавый холодный палец с необычайной нежностью и осторожностью коснулся его щеки.

- Тю-у, тю-у! - сказал варкалап и добавил что-то совсем непонятное. Яр-Тур тихонь-ко вскрикнул.

- Все дело в наших лицах, сэр Джихар! Я разобрал кое-какие слова. Он не сделает нам дурного...

Тут Принц заметил, что сам-то все еще лупит варкалапа дубинкой, и прекратил это дело.

- В каких таких лицах?

- Мы с ног до головы покрыты каменной пылью, - зашептал Принц (боялся, видно, что варкадап тоже его поймет). - Он принимает нас за детенышей, за маленьких варка-лапчиков...

- А-а, - сообразил Жихарь, опрокинулся на спину, стал сучить ногами и руками, агу-кать самым гнусным образом. Великан этому чрезвычайно обрадовался и стал легонько подбрасывать пленников на ладони, баюкать, чтобы не плакали. Да ведь не в колыбельке дело было, чуть кости не переломали. Жихарь прикусил язык. Наконец каменный пестун угомонился и стал просто раскачивать ладонь туда-сюда. И загудел каменную же колы-бельную.

- Кажется, он не собирается нас убивать, - определил Принц.

- Зато мороз нас убьет. Но замерзать, говорят, даже приятно и незаметно...

Яр-Тур вскочил, стал прыгать на месте и обнимать себя, чтобы согреться.

Варкалап бережно, но неодолимо положил его пальцем обратно и даже вроде прицык-нул.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.bookreview
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное