Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Злобный Ых

Эми Томсон "Цвет дали"

Как показало будущее, этот день Ани предстояло запомнить навсегда. Два странных животных в жесткой белой скорлупе, найденные в лесу, никогда раньше не встречались в этих краях. Их скорлупа не походила ни на что на свете, а под скорлупой обнаружилось настоящее тело. Тело, слишком слабое, чтобы выжить. Сам воздух леса отравил их, и одно из животных уже умерло. Но второе... Хотя и на грани смерти, но еще живое. Слившись с ней в аллу-а, Кирито сумела ее спасти, пусть и ценой собственной жизни. А потом ситик Ани, Илто, сумел преобразить это животное так, что оно уже не умирало от воды и воздуха. Много раз Ани проклинала то животное - ведь после завершенного преображения Илто счел, что достиг жизненной вершины и умер. А самой Ани пришлось становиться старейшиной - не готовой к такому повороту, мечтающей только об одном - снова быть со своим ситиком.

Но теперь животное - ее атва. И другие такие же животные, которые, по словам найденыша, обитают где-то вдалеке, у моря. И ее долг и обязанность - проследить за их гармоничным включением в лес. Животное глупо, оно не умеет говорить: даже его преобразованная кожа способна лишь хаотически менять цвета, следуя эмоциям. Но главное оно все же объяснило, пусть и загадочными и плохо интерпретируемыми знаками. И теперь Ани - нет, уже Анито - должна доставить его к другим животным. А потом можно поскорее вернуться домой, в знакомый уют родного дерева на. Но как же тяжело двигаться сразу после преображения в старейшину!

Но Джуне куда тяжелее. Жизнь никак не подготовила ее к медленному умиранию в джунглях от анафилактического шока после выхода фильтров их строя. И еще менее она оказалась готовой к пробуждению в образе уродливого монстра с влажной меняющей цвета кожей и убирающимися когтями вместо ногтей. И эти ужасные, похожие на ушастых лягушек туземцы, общающиеся между собой лавиной непонятных цветных символов прямо на шкуре! И время - время, которое утекает сквозь пальцы: еще немного, и исследовательский кораблю стартует к звездам, оставив ее одну на дикой планете. Ее единственный шанс - убедить лягушек проводить ее к морю, к временной базе экспедиции. Проводить сквозь убиственные опасности инопланетного дождевого леса. Но даже в такой ситуации, как истинный ксенобиолог, она не прекращает сбор сведений с помощью своих компьютеров: ведь любая информация о чужой цивилизации неоценима...

Прекрасный текст. Фантазия на экологическую тему, в отличие от многих подобных книг, выверенная, с отлично проработанными деталями, с живыми персонажами и неожиданными поворотами сюжета. И, самое главное, без налета попсы, свойственной произведениям многих ура-экологов. Кроме того, проработка одних и тех же ситуаций с точки зрения существ с абсолютно разным образом мышления выше всяких похвал. Более того, пожалуй, впервые я встречаю в художественном тексте психологию инопланетного существа, действительно отличающуюся от человеческой.

Общее резюме - читать обязательно.

Жанр: экологическая НФ
Оценка (0-10): 9
Ссылка: Мошков
Приблизительный объем чистого текста: 1000 kb




Цитаты:

Ани кончила плести корзину, превратившуюся теперь в полностью завершенный кокон, и поднялась на ноги. Четверо обитателей деревни подвесили гроб к двум прочным шестам и взвалили их на плечи. За гробом следовала Ани, остальные селяне выстроились за ней. Процессия двинулась в глубь леса к тому месту, где будет похоронен Илто. Носильщики поставили гроб Илто возле ямы, которая была вырыта заблаговременно.

Рядом с ямой высилась куча листьев, веток и плодородного черного гумуса. Ани молча смотрела, как другие бейми выстилают могилу листьями и компостом, а затем опускают туда гроб. Когда гроб был установлен, все жители деревни по очереди испражнились в нее, дабы получше удобрить почву для того саженца, в котором будет обитать душа Илто. Затем могила была засыпана гумусом и гниющими листьями, а на невысокую насыпь навалили ветвей, чтобы уберечь ее от размыва дождями.

Ани стояла молча, пока селяне складывали ветви на могилу. Гроб вышел чудесный, его отлично сплели руки тех, кто хорошо знал Илто. Да и сам Илто успел потрудиться над ним. На прощальном пире Ани внимательно выслушала все произнесенные хвалебные речи и наблюдала, как подносятся памятные подарки. Она тоже произнесла требуемую речь и тоже принесла полагающийся дар. Она же вложила семя дерева на в желудок Илто. Все было чинно и так, как положено по обычаю. Но все это не утешило Ани.

Теперь внутри Ани образовалась пустота, которую ничто не могло заполнить. Через год светло-зеленый саженец потянется из могилы Илто к вершинам леса, храня в себе дух старейшины. Когда-нибудь это дерево станет приютом для ее нейри и нейри ее бейми, которые останутся жить в дупле. А поколений через шесть-семь, возможно, там разместится целая деревня. Предполагалось, что такие мысли должны успокаивать осиротевшую бейми. Но этого не произошло. Илто умер. И никогда Ани не ощутить больше его присутствия и не увидеть его слов. Будущее простиралось перед ней - серое и пустынное. И в сравнении с этим будущим саженец был ничто.

Кто-то притронулся к ее плечу. Ани подняла глаза. Это оказалось то животное. Не в состоянии больше сдерживаться, Ани полыхнула красным и зашипела. Животное попятилось в испуге, и Ани опять погрузилась в оцепенение. Затем рядом с ней появилась Нинто, напомнившая, что деревня ждет, когда же Ани положит на могилу Илто последнюю ветку и тем самым завершит погребальную церемонию. Автоматически она сделала все, что требовалось по ритуалу. Нинто увела ее от могилы и проводила до дому. Ани шла, глубоко погруженная в горе.

Когда они пришли в деревню, Нинто отвела Ани к себе. На платформе комнаты были устроены три постели.

- Ты останешься с нами, пока не кончится верран, - сказала Нинто.

- Спасибо, Нинто. - Блеснули символы на коже Ани, благодарной, что ей не придется оказаться в пустой комнате, где они прожили с Илто так много лет.

- Иди поспи, - продолжала Нинто. - Сегодня ты начнешь свой верран.

- Так скоро? - спросила Ани, удивляясь той быстроте, с которой разворачивались события.

- Деревня будет в минг-а, пока пустота в рядах старейшин не заполнится, - ответила Нинто. - Лучше не оттягивать и поскорее восстановить равновесие. А сейчас - поспи.

Нинто отправила Ани спать, будто та была еще совсем юной бейми. Это напомнило Ани о первых днях жизни с Илто. Память послала в сердце Ани тучу новых стрел горя. Она зарылась лицом в свежую подстилку из листьев. Хотелось поскорее уснуть" чтобы, проснувшись, обнаружить, что Илто жив и что никакого нового животного нет и никогда не было. Нинто присела к ней и взяла за руку.

- Хочешь, я помогу тебе уснуть?

Ани до боли хотелось поскорее забыться.

- Да.

Она почувствовала слабый укол, когда Нинто соединилась с ней, а затем на мир опустилось безмолвие. Казалось, однако, что прошло лишь мгновение, когда Нинто разбудила ее.

- Ани, время, - сказала Нинто, когда Ани села на постели.

Нинто помогла ей встать, потом отвела к группе ожидавших ее бейми. Те толпой проводили Ани к тихой заводи на протекавшем неподалеку ручье. Здесь Ани выкупали. Она же вспомнила, как всего лишь месяц назад они купали тут бейми Кирито, когда тот начинал проходить свой верран. Все они плескались и смеялись, все были полны радости за Киху, который важно сидел, пока они резвились вокруг него. Ани пошутила насчет возможного нереста с Кихой, когда он станет старейшиной, и все хохотали. Киха теперь стал старейшиной Кихато. После веррана он заважничал и вел себя официально, а их былая дружба заметно поблекла. А теперь вот она сидит как каменная и не может разделить с ними радость по поводу ее грядущего превращения. Открытое проявление ее чувств казалось ей чем-то шокирующим, но каждая минута уносила ее все дальше от счастья, наполнявшего ее жизнь, когда она была бейми, и влекла к тяжелому и одинокому будущему.

Ее друзья видели ее горе, и оно удивляло их,

- Ты была бейми дольше нас всех, уже ведь есть старейшины, которые стали бейми позже тебя. Неужели ты не готова стать старейшиной? - спросила ее подружка Калла.

- Мне его не хватает, - ответила Аня. С ее стороны было невежливо вспоминать о мертвецах, но теперь, когда Илто не стало, ей казалось, что она потеряла какую-то часть себя самой.

Веселья у других бейми поубавилось, и они поспешили соединиться с Ани, чтобы разделить ее печаль и дать ей почувствовать их любовь.

- Мне вас всех будет не хватать, - сказала она, когда контакт был разорван.

- Ты говоришь так, будто готовишься к смерти, - сказал Баха.

- Нет, но я видела других бейми, прошедших верран. Они менялись. Когда я стану старейшиной, у меня почти не останется свободного от дел времени. И отношения между нами изменятся.

- Ничего, через несколько лет мы тебя догоним, - успокоила ее Калла. - Когда-нибудь мы все станем старейшинами. И даже скоро. Вот увидишь.

- И тогда уж тебе придется домогаться моей благосклонности в нерестовом прудике, - воскликнул Баха, прихорашиваясь.

Калла окатила его водой, и вскоре тихая заводь закипела от играющих вокруг Ани тел. А она с радостью смотрела, как по коже друзей бежит рябь счастливого смеха.

Наконец усталые и задыхающиеся бейми вылезли из речки. На берегу Калла надела на Ани ожерелье из высушенных баким; их голубые радужно переливающиеся крылья прямо-таки светились в ночном сумраке. Друг за другом выходили бейми вперед, чтобы одаривать Ани, пока она от головы до бедер не оказалась укрытой ожерельями и гирляндами цветов, семян, раковин, птичек и насекомых. Скрытая этими пышными украшениями, Ани снова и снова шепотом повторяла имя Илто.




Джуна последовала за Укатоненом и Анито вверх по дуплу, направляясь на праздник. Шел сильный дождь. Ее венок уже успел пропитаться водой и здорово отяжелел. Она попыталась не думать о нанизанных на веревочки жуках, которые щекотали ей шею и спину. Ей показалось, что они шевелятся, ее передернуло, и венок сдвинулся назад. Ей понадобилось напрячь всю волю, чтобы не сорвать его с головы.

Насекомые никогда не принадлежали к числу любимцев Джуны. Как биолог она предпочитала более крупных животных, особенно млекопитающих. Джуна тяжело вздохнула. Не на ту планету она попала. На этой планете к млекопитающим ближе всего стояли теплокровные сумчатые птицы, жившие на северном континенте. Она улыбнулась, вспомнив крупных глупых травоядных птиц, покрытых пятнистым взъерошенным оперением. Если исключить их противную привычку извергать содержимое своих желудков на любой испугавший их предмет, то они казались глупыми, но очаровательными; особенно их малыши, высовывавшие свои головенки из сумок, обращенных отверстием назад.

Обязательно надо будет закаталогизировать насекомых из ее головного убора, когда найдется свободное время. В последние месяцы проблемы выживания настолько вышли на первый план, что было не до науки. Ее долг перед коллегами требовал, чтобы она начала что-то делать и для них. Вообще было бы хорошо иметь за спиной солидный научный багаж к тому времени, когда станет известно, что она усыновила ребенка аборигенов.

Она оглянулась на своего бейми, взбиравшегося вслед за ней по дуплу. Ему нужно дать имя. А как тенду называют своих бейми! Надо будет спросить Укатонена и Анито, когда они сядут пировать. Все имена тенду имеют в основе смысловой знак. У бейми только один знак. У старейшин - два, у Укатонена - три. Джуна была почти уверена, что таким образом обозначается ранг тенду или его положение в обществе. Ее собственное имя не имело дополнительных слогов. Интересно, что это означает в смысле ее общественного положения? Может быть, она всего лишь приемное дитя Анито? А возможно, это и ничего не значило, поскольку она не тенду?

Вот и выход из дупла. Когда они вышли под проливной дождь, их встретило громкое поздравительное чириканье. Джуна осмотрелась. Старейшины и их бейми сверкали самыми радостными тонами. На мгновение ей почему-то показалось, что они находятся на странном биолюминесцентном острове, населенном троглодитами. Она улыбнулась этой дикой мысли и высветила на груди слова благодарности.

Анито и Укатонен сели. Джуна еще колебалась, не зная, куда ей надлежит садиться. Бейми взял ее за руку, подвел к месту на возвышении и сел рядом с ней.

- Я помогу тебе, - произнес он маленькими символами на тыльной стороне ладони. - Ты мой ситик. - Символы были немного размытые, но читались легко. Он научился владеть своей кожей очень быстро.

Джуна поняла, что ее бейми уже не ребенок. Он прожил несколько лет в джунглях - один, без всякой защиты. Ему пришлось сражаться с другими тинками, чтобы завоевать место в деревне Лайнан. Он все поставил на кон в отчаянной, невероятной игре, которая могла стоить ему жизни. Он уже знал лес и свой народ лучше, чем она может рассчитывать узнать когда-либо. Чему же она сможет научить этого маленького аборигена? Она положила свою ладонь рядом с его ладонью. Сконцентрировалась, чтобы слова появились на том же месте, что и у него.

- Я постараюсь стать тебе хорошим ситиком.

Тинка, который подавал еду, приглядывался к новому бейми, как будто хотел понять, как это тому удалось попасть в число избранных. Несмотря на недавнюю трапезу, бейми ел очень много. Джуна тоже успела проголодаться. Слияние всегда усиливало потребность в еде, особенно хотелось крахмалистой сладкой пищи. Очевидно, слияние сильно отражается на метаболизме.

Дождь чуть-чуть ослабел к тому времени, когда все кончили есть. Приготовленную пищу подавали в закрытых корзинах, только фрукты лежали прямо под дождем. Джуна подобрала последние кровавые кусочки мяса и зелени со своего листа, надеясь, что банкет близок к окончанию. Это был долгий день, полный разнообразных событий.

Анито подтолкнула ее. Когда Джуна подняла глаза, то сразу увидела, что жители деревни смотрят на нее с ожиданием.

- Они ждут, чтобы ты говорила, - сказала Анито.

- А что я скажу?

- Поблагодари за угощение, представь своего бейми. Сделай слова большими и постарайся говорить торжественно. Насколько сможешь. Не бойся, они многого не ждут. Все, что ты сделаешь, на них произведет впечатление.

- Это ж надо, - сказала вслух Джуна и поднялась.

Она поправила свой промокший головной убор и оглядела ожидающих аборигенов, озаренных бледным светом корзинок с грибками и еще более слабым сиянием, исходящим из дупла. Аборигены смотрели на нее, не шевеля ни единой мышцей.

- Спасибо вам, - сказала она, тщательно выбирая самые торжественные символы. - Я никогда за всю свою жизнь не видела такого прекрасного праздника. Деревня Нармолом приветствовала моего бейми, выказав при этом большую доброту. Я надеюсь, что вы найдете моего бейми смелым, и уверена, что вы поможете ему учиться.

Джуна села. Речь была ужасная, она даже на самый неопытный слух звучала неадекватно событию, но тенду приветствовали ее рябью одобрения. Укатонен жестом приказал бейми встать, чтобы все видели его.

- Это была хорошая речь, - сказал Укатонен маленькими символами.

Джуна покачала головой.

- Она была ужасна, но они от меня многого и не ждали.

- Она была вполне ничего, - заверил Джуну Укатонен. Джуна села и стала смотреть, что говорит ее бейми.

- Меня зовут ***. - Он говорил простыми крупными знаками. - Я благодарен моему ситику Иирин за дарованную мне жизнь. Я постараюсь быть хорошим бейми и буду учиться жить в гармонии с деревней Нармолом.

Он сел. Джуна проконсультировалась с компьютером насчет звукового аналога имени ее бейми. Его звали Моуки. Так он назвал себя сам, взяв символ, обозначавший насекомое, похожее на муравья, но с очень жгучим и опасным укусом. Джуна улыбнулась. Имя ей нравилось. Его было легко произносить вслух. А это будет иметь важное значение, когда вернется экспедиция. Ей потребуется любая помощь, чтобы решить проблемы, которые она навлекла на свою голову. Она потерла лоб. И чего это ей вздумалось усыновлять его?

Моуки прикоснулся к ее плечу. Она посмотрела на него и улыбнулась. Теперь она больше не одна. Невзирая на все, она рада, что усыновила его.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору или техническому директору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.bookreview
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное