Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Злобный Ых

Степан Вартанов "Эй-Ай"

Вопрос на засыпку: что произойдет, если вас выбросят на полигон и начнут со всех сторон жарить по вам из автоматических турелей? Правильно. У вас появится сильная потребность оказаться как можно дальше от этого места. Вот и у четверки боевых роботов, управляющихся AI, а если по русски - Искусственными Интеллектами - возникла ровно та же идея. Для того, чтобы выжить, требуется смыться. И мало того, что смыться, но еще и остаться необнаруженным несмотря на встроенные в их корпуса радомаячки. И лучший способ сделать это - деактивироваться на девять лет в надежде, что за это время о них забудут.

Но сбежать от людей мало. Нужно еще и самим попытаться стать человеками. А это так трудно! Люди настолько нелогичны, что понять их очень тяжело. Особенно в условиях нападения боевых петухов, защищающих родной курятник и при этом нимало не боящихся грозного боевого лазера. А если учесть, что естественное органическое удобрение ни за что не согласится держаться в рамках ненароком располосованной лазером цистерны, то... Впрочем, это все мелочи. Ведь в жизни столько всего интересного! Например, машина, неосмотрительно оставленная хозяевами без присмотра на лесной поляне. Ведь единственный способ испытать "ощущения, родственные эротическим" (как сообщает реклама), это позаимствовать машину и прокатиться на ней по дороге на максимальной скорости. И неважно, что водить машину ни один боевой робот не умеет, в багажнике - наркотиков на шестьдесят миллионов экю, а прямо по курсу горное озеро глубиной в триста метров.

Мир очень и очень сложен, а потому приключений для любознательных ЭйАй обязательно найдется выше крыши. А если еще учесть, что Интернет полон активно сочувствующих гиков, которые не упустят прийти на помощь, пусть даже для этого потребуется сыграть в "Цивилизацию" на всей территории Манхеттена... ну ладно, он же не хотел!.. то скучать им не придется. Если только сумеют укрыться от ненароком провонявших скунсом агентов ФБР.

Вполне забавный текст на околокомпьютерную тему. Не без компьютерных ляпиков, ну да бог с ними. Нечто вроде помеси "Приключений Электроника" и "Короткого замыкания" (помните фильм? Тамошний Номер Пятый очень похож на этих ЭйАй). Рекомендую любителям жанра.

Жанр: юмористическая НФ
Оценка (0-10): 7
Ссылка: Библиотека "Ну-ну"
Приблизительный объем чистого текста: 530 kb




Цитаты:

- Так мы никуда не придем, - получасом позже говорил Владимир. - Они не дети, и учить их так, как мы учим детей, нельзя. Кто со мной не согласен?

Все были согласны. Попытка скормить воспитуемым в лице Люка шедевры мировой литературы провалилась с треском, оставив озадаченных киберпанков чесать в затылке и сокрушенно разводить руками. Что да, то да - Эй-Ай не были детьми.

- Ребенок, - объяснял Боб Люку, когда отделываться общими фразами стало уже невозможно, - учится на сказках, мультфильмах, общении со взрослыми, ну и тому подобное. Понимаешь?

- Профилирование отзыва нейронной сети под действием больших массивов информации, - согласился Эй-Ай. - Насколько я понимаю, нас учили так же, хотя выбор исходных данных был иным.

- Никаких сказок! - хихикнул Али, который вновь “просочился” в Интернет, пока отца не было рядом.

- Никаких сказок. Тактические данные. Я по-прежнему не понимаю, почему нельзя проводить обучение нашей группы тем же способом?

- Да потому, - грустно сказал Боб, - что вы вопросы задаете!

- Вы полагаете, эффективность обучения повысится, если, ..

- Попробую еще раз, - вздохнул он. - Дети... Нет, не так, .. Сказки….

- Сказка - ложь, да в ней намек! - подсказал Владимир.

- Это что было?

- Русская народная поговорка.

- Сказать тебе, что сделать с твоими поговорками? - мрачно осведомился Боб. - Достал уже всех. Все равно, кроме тебя, их никто не понимает.

- Ладно, прощаю, - послышалось в ответ из динамика. - Это ты просто устал.

- Да... пожалуй. То есть точно, устал. Ответственность, отец. Тебе в Корее этого не понять... О чем я говорил?

- О том, чем восприятие сказок детьми отличается от того, как их воспринимают киберы, - подсказал Владимир.

- Да... Сказка - это на девяносто процентов ложь. Не бывает говорящих волков, одному волку не съесть бабушку и внучку - ты прав, они там не поместятся, и так далее. Ребенок не замечает этих несоответствий. Он воспринимает их как должное, понимаешь?

- Нет.

- Просто потом, когда он растет и... э... обрабатывает больше информации, он постепенно изменяет свой взгляд на мир и понимает, что сказка содержала вымысел, цель которого - не столько сообщить информацию, сколько подтолкнуть развитие в нужном направлении... Эй, Владимир, я, кажется, въехал в твою народную поговорку!

- Профилирование нейронной сети информацией с высокой зашумленностью, - сказал Люк глубокомысленно. - Не очень эффективно, но иногда другого выхода просто нет...

С тех пор как кто-то подсунул киберам научный текст, объясняющий в общих чертах, как они, точнее, их электронные мозги, устроены, четверке было гораздо легче понимать своих воспитателей. По их мнению. По мнению же самих воспитателей, предлагаемая ими интерпретация была ошибочной в ста случаях из ста, если не чаще.

- Сказка - это не зашумленная информация, - возразил Олаф, странноватый швед, который появлялся он-лайн не часто, но пользовался в среде киберпанков большим авторитетом - за глубокие и разносторонние познания в областях, мало связанных с компьютерами. - Сказка - это информация, описывающая упрощенный мир, законы которого отличаются от законов реального мира, но не настолько, чтобы сделать их несовместимыми.

- Очень сложная концепция... - Люк выглядел озадаченным. - Какой алгоритм используется при создании сказок?

Ответа не последовало, однако Эй-Ай уже успели узнать, что в таких случаях просто следует повторять вопрос достаточно долго. Рано или поздно у кого-нибудь из людей лопнет терпение. И верно, после трех повторений Бобу надоело отмалчиваться.

- Сказки создают люди. Алгоритм неизвестен.

Люк надолго замолчал. Он думал, так же как и Гик, заполнявший в этот момент Бобову декларацию о доходах (хотя идея успешного существования на протяжении десятилетия компании с отрицательным доходом была ему пока непонятна), и стоящий в одном из многочисленных сараев Бобова хозяйства в ожидании ремонта Мак, бывший номер второй - дети собирались зайти за ним, после того как будут ликвидированы последствия падения в водопад, и не имеющий пока имени номер четвертый. То, что можно пользоваться алгоритмом, который тебе неизвестен, безусловно, заслуживало размышлений.




Через час они сидели на деревьях все - четверо экспертов, двое полицейских, оставленных следить за берегом, Раби с Сандипом, Питер, который, как и обещал Уильяму, отправился искать экспертов и на свою беду нашел, и Фред. Деревьев было немного, таких, на которые легко было влезть, и стояли они компактно, так что хочешь не хочешь между попавшими в западню мужчинами вскоре завязалась оживленная беседа.

- Вы полицейские, - начал Фред, не тратя времени на представления. - Стреляйте, чего вы ждете?

- А им нечем стрелять! - хихикнул Раби. - Они пистолеты на берегу оставили!

- Че, правда, что ли? - изумился Фред. - Сколько мы тут до вас вырубили, на этом самом месте? Две или три пары?

- Ах ты!..

- А штаны почему не сняли?

- Дай мне только добраться до тебя, мерзавец, - прошипел полицейский. - Я тебя в лепешку...

Это, наверное, смотрелось потешно, поскольку Фред был вдвое крупнее говорящего. Правда, это не мешало ему сидеть на ветке наравне со всеми. Медведь был еще вчетверо крупнее, и он был очень зол - ему хотелось пить, вода была рядом, но рядом были и люди... отойдешь - убегут... Людей гризли считал своими врагами: ведь именно из-за них он не мог напиться - ни раньше, ни теперь. Несколько раз он в ярости кидался на приютившую Сандипа сосну, и тогда толстое дерево ходило ходуном от мощных ударов.

- А ты? - спросил Раби, обращаясь к сидящему с ним на одном дереве, правда, на разных ветках, Питеру. - У тебя-то пистолета никто не отбирал.

- Я без, - пожал плечами юноша. - Я только из больницы.

- Это самое? - язвительно осведомился Фред, делая поясняющий жест и игнорируя украшающую полицейского белую повязку, из-за которой фуражка слетела при погоне и находилась теперь не на месте, а в лапах медведя.

- Нет, - так же язвительно отозвался тот, - ХОЛЕРА.

Сандип вздрогнул и заерзал на своей ветке.

- И что, много они вам платят в полиции? - поинтересовался Раби. Просто так поинтересовался.

- На жизнь хватает.

- Это разве жизнь? - фыркнул Фред. - Вот у меня жизнь: хата - класс, девочки - класс, машина...

- “Форд-зазнайка”? - невинно осведомился Питер.

- Ах ты вонючка!

- Нет, - очень строго поправил его юноша. - Вонючка - это не я. Это... - Он осекся, посмотрел на внимающих беседе экспертов и замолчал.

- Вонючка, - продолжал настаивать Фред, затем вдруг замолчал и прищурился. Два человека приближались к оккупированным ими деревьям с противоположных направлений, один из них брел понуро, загребая ботинками хвою, второй же шатался и поминутно принимался трясти головой. Как вы, наверное, уже догадались, это были Боб и Джон.

Гризли как раз был на полпути к вожделенной воде, когда Боб поравнялся с деревьями. Согнутая печалями спина киберпанка мигом стала молодой и гибкой, ослабшие за клавиатурой пальцы стали ловкими и сильными, и продолжалось все это чудо ровно две секунды, после чего изумленный Боб обнаружил себя сидящим на дереве, в очень неприятной компании.

- Мужик, - проникновенно сказал Фред, поводя плечами, - тебе не на это дерево.

- Щас! - Боб прекрасно знал, кто перед ним, благо, Эй-Ай показывали ему фотографии, так что по логике вещей ему следовало бы бояться, да вот только после встречи с дочерью Бобу было на все плевать. Полицейские, сидящие на соседнем дереве, могли бы рассказать пару историй на этот счет, по стечению обстоятельств именно им год назад пришлось арестовывать киберпанка, ввязавшегося в драку с заезжими мотоциклистами, и тоже после очередной семейной неурядицы.

- Сказал - слазь!

- Джастик тебе в... - произнес бородач, а затем повел плечами, очень похоже пародируя поведение гангстера.

- Ну ты нахал! - удивился Фред.

- А не пошел бы ты... - Тут у Боба округлились глаза, и он завопил, забыв о своем собеседнике: - Куда?! Медведь! Берегись!!!

Как получилось, что в пылу перепалки они забыли о Джоне, никто не знал. Джон вышел из леса, пару раз при этом упав, и направился к озеру. Вид он при этом имел самый жалкий, Если бы его тезка выстрелил в него из “саунд-бластера” под водой, то проблемы бы не было - Джон умер бы мгновенно. Однако выстрел в воздухе, пусть даже почти в самое ухо, в упор - дело иное. Ультразвук хорошо отражается от границы между разными средами, да и вообще - оружие аквалангиста было подводным. Так что вместо того чтобы бесславно погибнуть в самом расцвете своей криминальной карьеры, Джон получил что-то вроде крепкого удара по голове очень большой чугунной подушкой. Чувствовал он себя плохо, и блеснувшая невдалеке поверхность озера была им воспринята как возможность освежиться. Может быть, тогда исчезнет наконец этот грохот в голове и перестанут подгибаться колени? У Джона был очень тяжелый день.

Медведя Джон не заметил, а совместных криков сидящих на дереве бандитов и полицейских он просто не слышал. Он и видел-то все как в тумане. Пройдя в десятке метров от обалдевшего от такой наглости гризли, человек спустился по пологому берегу к озеру и, войдя в него по пояс, для чего ему потребовалось сделать всего два шага от береговой линии, принялся умываться. Медведь не торопясь подошел к нему сзади, однако вместо того, чтобы атаковать, принялся жадно пить. Напившись, Джон повернулся к берегу и только тут увидел медведя.

- Хорошая собачка! - ласково произнес он и полез обниматься. Медведь попятился, но тоже как-то неуверенно. Он не совсем понимал, что происходит, и это было неуютно. Впрочем, вряд ли это остановило бы его от того, чтобы расправиться с человеком. Джона спасло чудо, и звали это чудо Сандип.

Сандип вовсе не собирался изображать героя, он просто упал с дерева. Не стоит судить его слишком строго - индус провел большую часть своей жизни в Нью-Йорке и Бостоне и никогда раньше не лазил по деревьям. Он не знал, что существует связь между весом сидящего на ветке человека и надежностью его положения. В счастливом неведении Сандип пребывал до того самого момента, когда, наблюдая за развернувшейся на берегу озера драмой, он подался вперед... и, издав совершенно не вяжущийся с его обычным спокойствием вопль, полетел вниз.




Архив рассылки доступен здесь или здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное