Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Евгений Лотош aka Злобный Ых

Джон де Ченси "Трилогия Космострады"

Если в один прекрасный день в ваш грузовик подсаживается незнакомая красавица-девица, внезапно начинающая вести себя, словно давняя знакомая, можно выбрать один из двух ваниантов. Либо вы вежливо объясняете ей, что впервые в жизни ее видите, либо плывете по течению в надежде разобраться попозже. А с учетом того, что в вашей жизни хватает проблем и без идиотских объяснений, выбор ясен. Тем более, что девица действительно симпатичная, а сверх того вполне может оказаться полезной в типичных для космического дальнобойщика ситуациях. Например, в перестрелке в придорожном баре, где глава конкурирующего профсоюза внезапно решает радикально изменить политическую ситуацию, убрав основного конкурента. Или в полицейском участке, когда основных собак за перестрелку решают повесить на вас. Или, скажем, в долгом бегстве в никуда от внезапно ополчившегося на тебя мира.

...космострада бесконечна, и еще ни один человек (равно как и инопланетянин) не составил ее полную карту. Она тянется от планеты к планете, от портала к порталу, и неизвестно, кто, когда и зачем построил ее. Лишь "жуки"-надзиратели шныряют по ней взад-вперед, неумолимо уничтожая любую помеху дорожному движению. Все порталы свободны и открыты, ты можешь проехать через любой, но только никто не гарантирует, что из незнакомого портала можно вернуться назад. Но даже разведанных порталов хватает, чтобы человечество, стартовав с Плутона, расползлось по сотням и тысячам планет. А там, где есть сеть дорог, неизбежно возникают дальнобойщики, эритроциты товарообмена, неостановимого кровеносного потока, питающего экономику. Рассекая вакуум враждебных планет и воздух дружелюбных на могучих тяжеловозах, они доставляют грузы из точки А в точку Б, не очень-то задумываясь, как это соотносится с классической арифметикой из школьных учебников и чему равна их средняя скорость, если измерять ее в класическом пространстве. Они просто ездят сквозь порталы, рискуя в любой момент быть разорванными на части бешеными гравитационными полями, эти порталы окружающие.

Никто не знает, откуда взялась Космострада и кто ее построил. Это - загадка, над которой человечество уже давно перестало биться. А там, где есть загадки, неизбежно возникают слухи и подозрения. И слух о том, что ты обладаешь полной картой Космотрады, - достаточное обснование для того, чтобы во всех мирах превратить тебя в загнанное животное, вынужденное бежать вперед и вперед. Бежать в неизвестность только для того, чтобы когда-нибудь достичь начала времен и выпасть из временной петли, замкнув ее...

Идея межзвездных торговцев-дальнобойщиков не нова - впервые ее обработал еще Хайнлайн в своем "Гражданине Галактики". Равно не нова идея космических порталов, используемых для обхода ограничений, накладываемых перемещениями в космическом пространстве. Однако в "Трилогии космотрады" эти идеи обработаны достаточно оригинальным образом. Мир, созданный автором, непротиворечив и красочен, а интрига, при всей ее фантастичности, достаточно тонка и развита. Начинаясь как проходной фантастический боевичок, со временем текст приобретает глубину и смысл, так что оценивать его по первым страницам не стоит. Прочитайте хотя бы первую книгу, и только тогда решайте, стоит ли продолжать.

Жанр: НФ
Оценка (0-10): 7+
Ссылка: Мошков
Приблизительный объем чистого текста: 630 + 630 + 640 = 1900 kb




Цитаты:

Дарла вряд ли весила больше шестидесяти килограмм на планете с обычной силой тяжести, но на Голиафе она была обузой. Ее рюкзак - тоже не мелочь. Я нашел проход между двумя домами, положил Дарлу и прислонил ее к стене. Я крепко похлестал ее по щекам несколько раз, аккуратно переходя болевой барьер, потом потряс ее изо всех своих сил. Щеки ее раскраснелись, как зимняя заря, глаза затрепетали, и она вздохнула, но все еще никак не могла прийти в себя и спала на ногах. Ну что же, настало время снова идти. Я подхватил ее на плечо, взвалил на другое рюкзак и стоял там, думая, куда же мне идти. Потом я почувствовал позади себя движение и резко развернулся, чуть не упав.

Два рикксианина стояли в проходе, пялясь на нас, а их тощие птичьи ноги упирались в асфальт под странным углом. Их страусиные тела еле выстаивали при почти двойной тяжести по сравнению с той, которая была на их родной планете. Прозрачные вспомогательные дыхательные маски покрывали их лица. Лица не соответствовали птичьим телам, кислые старые физиономии, похожие на морды земных верблюдов, но глаза были гораздо больше, и их было четыре, два над основанием пятачка-носа, а два в основании тонкой длинной шеи. Они очень тщательно следили, куда ставят свои тонкие птичьи ножки. Одеты они были обычным образом, в тесные прилегающие к телу комбинезоны из цветного материала с богатой золотой вышивкой в тех местах, где прорези обрамляли вырезы для нижних глаз. Их огромные костлявые руки - руки, которые когда-то были костяком мембраны крыльев - были очень сложно и аккуратно сложены по бокам.

Я прощелкал подходящее приветствие, которое, если не написать, читалось бы так:

- Ррикс-ррикс-ррикс-щелк-ррикс.

При этом каждая морфема произносится слегка в другой тональности.

Если учесть мои лингвистические неспособности, я, вероятно, попросил их передать мне соль.

Один, справа, ответил приветствием на приветствие, а второй заговорил на интерсистемном:

- Тебе привет, брат по дороге.

- И вам тоже, братья по дороге, - сказал я, - большие спасибо, если именно вам я обязан своей свободой.

Я повернулся и пошел прочь после того, как решил, что они не собираются ответить мне или переменить выражение своих лиц, чтобы показать мне, они или не они освободили меня. Я не оборачивался, зная, что они следует за мной на приличном расстоянии.

Я вышел на улицу, на которую выходил и милицейский участок, только чуть подальше. Это было рискованно, но я автоматически шел прочь от рикксиан, пусть даже они и не делали никаких попыток мне помешать или загородить дорогу. Я стоял на входе в закоулок рядом с магазинчиком "Остановись - Купи". Мимо проходили поселенцы, смотрели на стройную молодую девушку, переброшенную через мое плечо, хмурились и шли дальше. Но я на них и не смотрел.

Вот оно. Древний автомобиль, припаркованный возле магазина. Мотор был включен.

В нем был ключ! Не электронный сигнал-радар-радио, как ключ от Сэма, а _к_л_ю_ч_, господи помилуй, кусок металла, который подходил к механическому отверстию, к замку. Я подивился интерьеру машины, металлической решетке приборной доски, голубому меху на сиденьях, розовым мохнатым коврам на полу, парочке мохнатых побрякушек, которые висели на зеркальце заднего обзора... и руль-то, руль! Настоящая баранка. Матерь божья, руль, а на нем какая-то блестящая кнопка. Что же это такое? Так, это переключатель скоростей, который торчит из примечательного горба в полу и разделяет нутро машины на две части, старый большой переключатель скоростей, украшенный ручкой с луковицеобразным наконечником, на котором было выгравировано какое-то изображение.

Вот оно:

R 1 3

| | |

+++++++++++++

| | |

2 4

Переключатель скоростей? Рулевое колесо? Окна, которые приходится открывать вручную? И к тому же кажется, что их сделали из стекла. Это была машина, которая не стоила космострады. Погодите минуту. Ну да, вот они, под приборной доской, датчики. Не такое забавное фуфло вроде давления масла или температуры воды, а настоящие приборы, просто спрятанные от глаз: температура плазмы, дельта потока, все, что надо. Это была машинка, которая ездила на плазменном топливе. Разумеется, внешний вид был просто имитацией, а не настоящим древним автомобилем. Но все-таки: где она включается? А это что такое? Батюшки, сцепление! Как раз как в книжках. Не может такого быть, но я не видел никакого другого способа воздействовать на эту штуку.

Давайте-ка попробуем... если я правильно помню... выжать педаль сцепления - выпустить сцепление, - и оно должно быть в нейтральном положении. Где ты, буква "н"? Нет буквы. Ладно, хорошо, линия, которая соединяет две вертикальные на ручке. Нейтральное положение. Так, перевести туда. Теперь повернуть на 1. Первая скорость. Правильно... теперь...

Машина рванулась вперед, и я почувствовал, как мотор заглох. Я снова прижал педаль к полу, и машина остановилась, но что-то словно напрягалось, чтобы удержать ее на месте. А это что, ручка у меня рядом? Ах, механический тормоз. Я правильно догадался. Ну конечно. Я порылся в нем до тех пор, пока ручка не отскочила назад, в дырку, где ей и положено быть, под приборной панелью. Машина медленно покатилась вперед, разгоняясь на легком наклоне улицы. Я наконец поставил машину на скорость, и мы начали двигаться. Дарла лежала на сиденье рядом со мной, лицом вверх, проявляя некоторые знаки того, что просыпается. Она слабо стонала и мотала головой из стороны в сторону.

Когда мы отъезжали прочь, молодой человек со странной прической выскочил из магазинчика с воплем:

- Эй! Что вы, черт возьми... Эй!!! Вернитесь!!!!! Вернитесь!!!

Я нажал педаль газа, и машина рванулась вперед с пугающей скоростью, а звук мотора поднялся до высокого визга.

- Ах вы, вшивые ублюдки! - вопил парень, пока мы, ревя, удалялись по улице прочь.

Вшивые? Я многие годы не слышал такого выражения. Оно было явно американским и архаичным.

Мотор, протестуя, завыл, требуя от меня сменить скорость. Я отпустил сцепление, и мотор бешено заработал вхолостую, пока я не сообразил, что хорошо бы убрать ногу с газа. Я боролся с переключателем скоростей, пока не нашел то углубление, куда должен соскальзывать переключатель, и потом осторожно отпустил педаль. Машина слегка встряхнулась и полетела вперед на второй скорости. Владелец перестал бежать за нами следом и стоял, уперся руки в боки, посередине улицы. Я помахал ему рукой.




Следующие несколько минут... а может, часов... мне трудно сказать, чего именно, были словно припомненный сон, потом я словно снова видел сны. Последнее, что я ясно помню, это то, как паренек прижал руку ко лбу и медленно сел на кровать. Я прирос к полу. Постепенно я стал соображать, что вокруг меня были люди, потом - что мои руки схвачены как бы в плотные тиски, потом меня повели по коридору, по бесконечным коридорам. Затем, наконец, привели в другую комнату.

Голоса. Я сидел в кресле, но не мог двигаться, глядя на красивые цветные облачка, которые проплывали у меня перед глазами после яркого света ламп над головой. В первый раз я заметил, что это были не биолюмовые панели, а светящиеся трубки, яркие трубки, утопленные в потолок.

- Как ты думаешь, он знает? - прошептал кто-то.

Еще голос.

- Осторожнее. Он может выходить уже из своего состояния.

Второй голос я узнал. Кори Уилкс.

- Дарла, дорогуша, - сказал первый голос, - ты можешь хотя бы примерно предположить, где находится это существо?

- Нет, - ответила Дарла. - Прендергаст ищет?

- Я понял так, что да. Кори?

- Да, ищет, но экипаж занят, как сто чертей, - сказал Уилкс. - Что-то насчет еще одного корабля, который преследует нас по пятам.

- По-моему, жизненно важно, чтобы мы нашли ее прежде, чем мы доберемся до Морского Дома, - сказал первый голос. - Она могла бы в порту легко убежать с корабля.

- Ты абсолютно прав, Ван, - сказал Уилкс. - Но меня беспокоит одна вещь. Та история, которую он рассказал Дарле насчет Хогана, была специально придумана для того, чтобы сбить пас со следа, разумеется, по он мог отдать ее кому-нибудь из других пассажиров.

- Тогда, значит, то, что нам рассказала девушка - это неправда?

- Нет, она-то, вероятно, говорит правду. Но Джейк мог забрать ее из укрытия, эту обезьяну, и потом отдать ее кому-нибудь еще просто для того, чтобы запутать следы. - Уилкс невесело рассмеялся. - Разумеется, все это основано на предположении, что это существо и есть карта Космострады, но у нас в этом отношении только мнение Дарлы. Честно говоря, я весьма большой скептик в этом отношении.

- Дарла! - сказал Ван Ванс. - Ты можешь его убедить?

- Она и есть карта Космострады, - сказала твердо Дарла. - Но, прежде чем вы получите что-нибудь полезное от Винни, я хочу получить доказательства, что вы его отпустите.

- Таково было наше соглашение, Дарла-дорогуша, но... Кори, мы же не можем ручаться за ретикулянцев, правда же?

- Нет, - сказал Уилкс. - Он - их священная добыча на охоте. Должны быть выполнены церемонии, совершены обряды и так далее.

- Тогда как же быть с нашим соглашением - неужели вы его отрицаете?

- Не мы, Дарла.

- Я вас уверяю, - сказала холодно Дарла, - что вы не получите от меня в дальнейшем никакой помощи как от переводчика, когда дело зайдет о Винни.

Уилкс даже не побеспокоился.

- О, с этим, возможно, никаких проблем не будет. Конечно, я признаю, что это твоя область работы и все такое прочее, но я смогу найти кого-нибудь другого.

- В этих-то внешних мирах?

Я почти слышал в голосе Уилкса его обычную улыбку чеширского кота. - Не волнуйся, Дарла, мы его отпустим. Я почти уверен, что смогу убедить ретикулянцев отпустить его с миром. Они обожают охоту, едва ли не больше, чем они любят самоубийство. Но они по-прежнему будут стараться его поймать и убить.

- Тогда мы договорились, - тихо сказала Дарла.

Передо мной мелькнула какая-то тень, но я не отвел глаз от света.

- Я хочу побольше услышать про карты, - сказал Уилкс. - Ты сказала, что тебе удалось кое-что записать.

Шуршанье бумаги. Потом Уилкс сказал:

- Да, это похоже на ответвление Персей... а это Орион, я полагаю.

- Ага... замечательно. Значит, это упрощенная карта этой части Галактики, насколько можно судить. А эти линии основные направления Космострады?

- Да.

- А как насчет этих всех крестиков, что раскиданы по всей карте?

- Это открытые пересечения, насколько я понимаю. Винни называет их "местами, где спутано много деревьев". Пересечения.

- Как прелестно. Но в этом должно скрываться нечто большее. Как насчет той эпической поэмы, которую ты упомянула? Ты можешь процитировать что-либо из нее?

- Попробую. Пиджин-инглиш, на котором разговаривает Винни, страшно трудно превратить во что-нибудь разумное. Но частью там такой примерно текст: "Вот Тропинки сквозь Лес Огней, и туда ты уйдешь, чтобы найти дорогу домой. В стране ясной воды вечером повернись так, чтобы солнце было у тебя по правую руку и иди по тропе к огромным деревьям на краю неба..."

- Я так понимаю, что это портал?

- Да. "Пройди через них, но не касайся их, потому что они хватают тебя... - тут непереводимое слово, которое означает хищное растение, которое питается мелкими животными, - и ты придешь в мир белых скал, которые так холодны на ощупь".

- Это похоже на планету Снежок, - сказал Ван.

- Да, - Уилкс все еще не был уверен. - Продолжай, Дарла.

- "И снова на вечерней заре встань к солнцу, такому маленькому и слабому, так, чтобы оно было у тебя по правой руке, и следуй по тропе к огромным деревьям, которые вырастают там из белой скалы. Пройди сквозь них, но не касайся, ибо они хватают тебя, как..." - эта строка повторяется постоянно, что-то вроде рефрена в поэме.

- А ты говоришь - невразумительный текст! - расхохотался Ван. - Столько поэзии, что хоть рифмуй.

Молчание, тишина, если не считать звука шагов.

Наконец Уилкс сказал:

- Я все-таки не уверен, что я в это верю.

- Кори, Дарла говорит только правду.

- Так я в ней и не сомневаюсь, Ван, я просто сомневаюсь, что это можно назвать картой. Почему никто до сей поры не разнюхал про это? Винни не может быть единственным членом своего племени, который владеет этой мифологией.

- Нет, - ответила Дарла. - Однако она может принадлежать к касте избранных, к тайному ордену, каких много и у примитивных человеческих племен.

- Я понял, что ты имеешь в виду. Тогда почему экзопологи не пронюхали до сих пор про это?

- Отсутствие основных полевых исследований, - объяснила Дарла. - Весьма трудно получить разрешение что-нибудь изучать на Оранжерее.

- И мы знаем, почему это так, - сказал Ван. - Власти не хотят никаких научных подтверждений тому факту, что Читы по-настоящему разумны и заслуживают защиты.

Шаги, шаги...

- Но до каких пор эти сведения останутся тайной?

- Я не тревожусь насчет этого, - сказал Ван, - я сомневаюсь, что власти когда-нибудь снимут фактический запрет на полевые исследования в области экзопологии на Оранжерее до тех пор, пока планета остается источником лекарств от старения. Разумеется, всегда можно ожидать, что случайно что-нибудь выйдет наружу, но это рассчитанный риск.

И снова какая-то тень пересекла мое поле зрения.

- Кори, у тебя могут быть свои сомнения относительно карты Винни, а у меня есть свои сомнения насчет того, самый ли лучший это способ предотвратить эту карту от того, чтобы ее стали распространять. Я имею в виду вопрос парадокса.

- Ты все еще думаешь, что мы можем что-нибудь сделать в земном лабиринте, там?

Ван вздохнул.

- Нет, полагаю, что нет. Из того, что Дарла сказала мне, я понял, что Григорий был отнюдь не ближе к тому, чтобы найти карту, чем мы сами. Вот почему он отправился в погоню за Джейком. Правильно, Дарла?

- Григорий никогда не считал, что карта не относится к области мифов, - сказала Дарла. - Но совершенно справедливо, карта находится в руках диссидентов. Джейк, можно сказать, просто отдал ее им в руки тогда, когда плюхнул ее на стол члена Ассамблеи Миллер.

- А почему, черт побери, он именно это и сделал? - подивился Уилкс, обращаясь больше к себе самому, чем к кому-нибудь другому. - Во всяком случае, это было после того, как он вернулся из своего... похода, героического путешествия, обратно из прошлого, или из будущего, или куда он там отправлялся в прошлом-будущем.

Уилкс снова стал расхаживать.

- Но Миллер в психушке, правильно?

- У нее нет карты, и она не знает, где карта, - сказала Дарла. - Но теперь с карты наверняка сняли копии и сделали это не один раз, а сто. Невозможно сказать, в руках скольких людей она теперь находится.




Архив рассылки доступен здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное