Сегодня мы представляем на ваш суд рецензии на произведение Маркеса "Сто лет одиночества". На нашем сайте "Книги. Выбери дешевле" вы можете посмотреть, где купить дешевле эту, а так же другие книги Маркеса.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свое мнение по поводу этой книги в нашем форуме. Мнения можно оставлять не только по этой книге :-). Мы с благодарностью примем любые замечания.
Всегда ваш,
Книжный червь
Чудесное и волшебное в романе Габриэля Гарсия Маркеса "Сто лет одиночества"
Перевел с исп. Борис Гершман. Источник: MundoLatino.org
Произведения, основанные на вымысле, должны быть доступны пониманию читателей, их надлежит писать так, чтобы, упрощая невероятности, сглаживая преувеличения и приковывая внимание, они изумляли, захватывали, восхищали и развлекали…
Сервантес, "Дон Кихот", гл. XLVII
Среди множества неожиданностей, встречающихся при чтении романа "Сто лет одиночества", одна из самых привлекательных — это пристальное внимание, которое уделяется волшебному и чудесному. Магический мир жил в элементах народного творчества, которые были перенесены в современную литературу и сохранены до наших дней. Колдовство, чудеса, волшебные чары составляют часть народной культуры, уходящей своими корнями в средневековье, которая испытала влияние инквизиции, просвещения XVIII века и, наконец, научного позитивизма. Интерес к темному миру магии заметно растет в испанской литературе, из которой, в соединении с индейскими мифами, появилась смешанная латиноамериканская культура. Современные романисты используют систему повествования, в которой недостаточно места волшебному миру. Алехо Карпентьер, Мигель Анхель Астуриас, тот же Хорхе Луис Борхес и многие другие пытаются восстановить
его в своих произведениях. Кортасар также уделяет должное внимание магическому, но с точки зрения городского сознания.
Но Гарсия Маркес воссоздает его совершенно по-новому и достигает потрясающих результатов. На первых же страницах романа он упоминает "алхимиков Македонии" и их мифы. С помощью алхимии, например, Мелькиадес вновь обретает молодость. Конечно, отчасти это чудесное превращение — всего лишь насмешка, шутка. Мелькиадес появляется со вставной челюстью, которую он показывает восхищенным зрителям: иногда магия не что иное, как обман. В этом контексте нас не удивляет упоминание о Нострадамусе. Урсула, один из центральных персонажей романа, — это женщина, выражающая привязанность к реальности; наблюдая бесплодные изобретательские попытки мужа, она говорит о противоположности алхимии и настоящей науки, которая является двигателем прогресса.
Мертвые появляются в романе как живые. Один из таких "живых мертвецов" — Пруденсио Агиляр, которого убил Хосе Аркадио Буэндиа. Они не призраки, а существа, с которыми можно поговорить и которые спокойно бродят по домам днем и ночью. Супруги обнаруживают Пруденсио даже в собственной комнате и вынуждены уйти из деревни. Аурелиано обладает редкой "алхимической" интуицией. Его не удивляет то, что мертвые живут вместе с живыми и даже реинкарнируются, как Мелькиадес. Когда персонажи бредят, в царстве подсознания они осуждают волшебные эффекты окружающего мира. Реальность в романе "Сто лет одиночества" не менее волшебна и загадочна. Аурелиано Печальный раскрывает, что привидение, обитавшее в "ничьем" доме — это всеми забытая Ребека. Вечный жид появляется в форме монстра; пергаменты оказываются магическими. Они и составляют роман, который читатель держит в своих руках.
Гарсия Маркес показывает в романе "Сто лет одиночества", что чудесное может существовать наряду с обыденным, и с помощью образного и ясного языка превращает невероятное в правдивое и поэтичное.
Летопись рода человеческого. Точнее, рода Буэндиа,
замкнутого в кольце времени протяженностью в сто лет.
Вынырнувшие из сплошной людской массы основатели рода боролись
и с чувствами и с предрассудками. Именно тогда они получили
новую жизнь и стали у входа в лабиринт крови под названием
Макондо.
Наступило время чудес. Одиночество было наполнено теплом
и счастьем, мир сиял новизной, лучился энергией. Вовсе не
случайно, что первыми в Макондо побывали цыгане - тоже одинокое
племя, идущее из ниоткуда в никуда, волочащее за собой в тюках
и баулов все чудеса света, текучее как время, и переменчивое
как удача. Призрачный город, возникший в джунглях притягивал их
как те магниты, что привез с собой старик Мелькиадес.
И наступило время тратить время. Планы и замыслы витали в
водухе Макондо, плыли по нагретым полуденным солнцем улицам,
оседали в его земле, в сердцах его жителей, закрепляя его
существование, наделяя его плотью, нитями времени привязывая к
будущему.
Время страсти вспыхнуло и не угасало до самого конца,
когда последние Аурелиано, Аркадио, Ремедиос и Урсула не
исчезли с лица земли.
Жизнь человека течет сама по себе, а судьба его зависит
от многих факторов, в суть которых могут проникнуть разве что
пророки. Наступило время решений.Правильных или нет - никто не
думал об этом. Жизнь стоила того, чтобы ошибаться. Как-то
удивительно и весело пришло и ушло время забвения, пока еще
безобидное и пахнущее сказочными лугами. Город убеждался в
собственном существовании, вчитываясь в разъяснительные
записки, прикрепленные к каждому предмету. "Бог есть" - хорошее
напоминание тем, кто ведет войну с законами творения.
Пришло время власти. Город встрепенулся, сбросив покров
одиночества, но внешняя реальность осталась равнодушной к нему,
просто поставив пометку на потрескавшейся карте, свернутой в
трубку и пылящейся в шкафу какого-нибудь забытого всеми дома. А
первая в городе смерть нанесла его на карты страны мертвых и
старые долги напомнили о себе, замкнув первый из многих
кругов.
Пришло время войны, двадцать лет которой изменили жизнь
полковника Ауреалиано Буэндиа, и унесли жизни тысяч других
людей. Война опустошила людей, разрушила их гордость и развеяла
мечты. Реальность рассыпалась в политических обещаниях,
расползалась по швам бесчисленных мундиров, душила ожиданиями,
изворачивалась как змея, как змея отравляла людей страхом.
Борьба за идеалы обернулась борьбой за власть и деньги, а эта
борьба не прекращается никогда. Одиночество лишилось покоя.
Настало время перемен, когда одно заменялось другим и это
называлось прогрессом. Прутья в решетке одиночества начали
гнуться, пропуская внутрь него новые элементы, еще более
сгущающие его. Горечь внешнего мира скапливалась в сердце
беспечного города,чтов танцах и карнавалах расплескивал свое
случайное счастье. Город снова посетило чудо, но оно прошло
незамеченным в мишурном блеске цивилизации, которая выжимала
его как лимон. Одно за другим проходили в незримом строю время
ненависти, время страданий и время страха. Город сломили
жестокость и лицемерие.
"- А! - сказал он. - Значит вы тоже не верите.
- Во что?
- В то, что полковник Аурелиано Буэндиа затеял тридцать
две гражданские войны и все их проиграл, - ответил Аурелиано. -
В то, что войска окружили и расстреляли три тысячи рабочих, а
потом увезли трупы в поезде из двухсот вагонов и выбросили в
море.
Священник измерил его взглядом, исполненным сострадания.
- Ах, сын мой, - вздохнул он. - С меня было бы достаточно
и веры в то, что мы с тобой сейчас существуем."
Жизнь осталась только в воспоминаниях одиночек.
Трехлетний дождь не смыл с земли грехи людей, подобно
библейскому потопу. Все было бесполезно. И поэтому городу
пришлось исчезнуть.
Это серьезная, пугающая и проникнутая тайной магией
книга. Она не дает ответов, она открывает потайные двери в
сердце. Прочтите ее.