Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

    Добрый день, уважаемые читатели!

Рада снова быть с вами. 

Присылайте свои пожелания, замечания, предложения и рассказы для нашей совместной рассылки. А так же интересные статьи по нашей теме, встреченные вами на просторах Интернета, или ссылки на сайты, где они опубликованы.

Я планирую выпускать рассылку в формате, знакомом прежним подписчикам:

Ваши замечания - замечания не в узком значении этого слова, в каком мы его употребляем чаще всего: легкий выговор,указание на ошибку. Замечание (вспомним) - это еще и краткое суждение, высказывание по поводу чего-либо. В нашем случае - по поводу опубликованного рассказа или темы, затронутой в рассылке. Предложения, что помогут автору улучшить свое детище.

Произведение - в этом разделе будут публиковаться отрывки (или небольшие рассказы), что вы, уважаемые подписчики, захотите показать нашему сообществу, чтобы услышать его мнение о вашем замысле и вашем умении использовать стилистические богатства языка. Оговаривайте, хотите ли вы, чтобы было опубликовано ваше имя и ваш адрес, или предпочитаете печататься инкогнито.

Стилистика русского языка - небольшие статьи о стилях речи, о свойствах и выразительных средствах языка художественного произведения.

Письмо мне

 

 

Произведение

Андрей Шехватов

Когда-то это уже было ("Последний курильщик")

Когда-то это уже было... Щебет птиц. Пепелящее солнце, парящий, душноватый воздух, пропитанный тяжелым осадком осевшей гари. Дымящаяся сигарета в губах, словно волшебная палочка соединяла сознание с окружающим миром… Да видимо таким и был первый полдень после всепланетной катастрофы: когда осела вся пыль, грязь, стих грохот обломков, дробящихся во всемирной мясорубке… Обгоревшие остовы деревьев торчали из чёрной обожженной земли. Взгляд напрасно искал на горизонте привычные зеленые вершины холмов, чернота переходившая в синь, сливалась в дымке с небом… Вдруг все стихло, вдали раздалось лошадиное ржание. Да, жизнь продолжалась! Человек медленно поднялся, отряхнул штаны и откинул волосы со лба. Он сделал несколько шагов, осмотрелся, прошел несколько метров. Кротовые холмики, среди искореженной и покрытой слоем пепла земли, были также естественны, как шахматы на Марсе… Неплохо бы найти водоем или ручей, подумал человек. Прислушавшись, он различил рокотание ручья за спиной и лениво побрел в направлении воды. Пить почему-то не хотелось, вперед его влекло лишь любопытство. Появилась редкая трава, мелкие поросли кустарников. Человек вышел на обрывистый берег, покрытый густой сочной травой. В метрах двух под ногами протекала неширокая речушка с довольно шустрым течением. Он скинул одежду и по песчаному обрыву соскользнул вниз. Поёжившись от свежести, веявшей от воды, человек нырнул. Вода действительно оказалась прохладной, но это отрезвило, растворило остатки сонливости и прояснило разум. Сделав несколько больших кругов на стремнине, человек резко повернул к берегу. Немного задержавшись на мелководье, он пружинисто встал и вылез на берег. Солнце палило всё также неистово. Бодрость тела передалась духу. Хотелось жить, пить, курить… Преодолев сомнения, человек снова зашел в воду и, зачерпнув пригоршню, жадно проглотил студеную влагу. Забравшись по откосу, он растянулся на траве, уткнувшись лицом в согнутую руку, засунув нос в локтевой сгиб. Появившийся эскадрон слепней не оставил и капли сомнений в том, что жизнь продолжается. Всё шло своим чередом. Возможно, где-то неподалёку могли быть люди. Нужно было только порыться в земле и найти их…


***

Пожалуйста, присылайте свой анализ текста, который поможет нам лучше разбираться в синонимах, а автору исправить недочеты в тексте.

***

Прежние выпуски рассылки можно прочитать в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

ПОГОВОРИМ О ПРИВЕТСТВИЯХ

Мы уже говорили о том, что есть языки живые и мертвые.

Мертвые – это те языки, что вышли из живого употребления и сохраняются в письменных памятниках. Употребляются они лишь в виде исключения. К ним относятся латинский, санскрит, древнеперсидский, старославянский и другие.

Ну а те языки, которыми пользуются постоянно, - живые, а раз живые – значит продолжают изменяться. Меняются они медленно, потому что их сдерживают «нормы литературного языка».  Хоть «нормы» и консервативны, но их значение трудно переоценить. Не будь их, мы бы, живя в одной стране и говоря на одном языке, не понимали друг друга. Каждый говорил бы на своем арго. Или на своем диалекте. А язык соседнего селения или другого поколения надо было бы изучать, как иностранный.

Литературный язык всегда тщательно и длительно отбирал новые языковые средства. Недаром любому, кто хочет стать литератором, умный редактор советует как можно больше читать классику, впитывать в себя богатство и чистоту их речи.

Сейчас «в моде» писать на языке улицы, причем, не самой чистой и культурной. На мой взгляд, грустно это…

Но мы будем говорить о «классическом русском литературном языке».

Итак, приветствия. Это то, без чего обойтись не можем и мы с вами, и многие герои наших произведений. 

Стилистически нейтральные, уместные в любой обстановке и при различном характере отношений между вами и теми, к кому вы обращаетесь:

«Здравствуй! Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!»

В официальной обстановке можно употребить несколько архаическое, имеющее оттенок торжественности «Приветствую вас!»

«Привет!» и «Салют!» уместны при общении со знакомыми, с которыми у вас неофициальные отношения. В другом случае они прозвучат фамильярно.

 Разговорно-просторечное, иронически-шутливое «Приветик!» по нормам языка возможно только между друзьями-приятелями.

 «Хэлло!», «Хай!» и прочие заимствования из чужого языка относятся к жаргону.

И в качестве эпилога: русский речевой этикет требует, чтобы на приветствие отвечали приветствием. Не ответить собеседнику на его приветствие, проигнорировать его означает проявить к собеседнику неуважение, что является нарушением не только речевого этикета, но и этических норм, принятых в культурном обществе.

 

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

         

О.А.Туманова

Буду рада видеть вас на своем сайте:

http://otumanova.narod.ru 

 




 

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.fantazi
Отписаться

В избранное