"Продавай.ru" - система эффективных продаж: выпуск 27
выпуск 27
ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОДАВЦА.
ПРОДАЖА – ЭТО ПРОЦЕСС
Продажа – это процесс. Не два состояния: продал, не продал,- а процесс - ряд состояний, в котором одно последовательно сменяет другое. Последовательное движение от одного состояния к другому, имеющее конечный результат. Купил, не купил – не работает. Если продавец расстраивается оттого, что клиенты не покупают сразу, ему будет трудно получать удовольствие от работы. Более того, для меня, как для продавца,
отказ (первое «Нет») - это знак того, что говорить дальше можно и нужно.
Тот,ктопокупает, закономерно двигается вперед поизвестнымправилам ипроходит при этом определенные состояния отмоментанезнания о товаре, домоментадействийдляприобретения.
Слово «закономерно» означает - по точным и понятнымзаконам. А ониесть, они просты, иих можно узнать.
Определенные - это значит,чтоэти состоянияможноточно определить, узнать средипрочих,отличитьодноотдругого. Поэтомуих можноконтролировать,
и управлятьпроцессомпродажи. Более подробно про этисостояния и действияпродавцая расскажу в последующих выпусках.
Процесспродажии результатможноконтролировать,наблюдаяиизменяясостоянияпокупателя.Этому можно научиться.
Контролировать - значитбытьспособнымвлиятьначто-тоотначала идоконца,т.е. начиная какое-то действие,бытьготовымквозможнымизменениям и влюбомслучаеполучатьтерезультаты,которыезапланированы. Например, если Вы ездите на автомобиле и не знаете, как поменять колесо, то в случае, когда в этом возникнет необходимость, вы не сможете получить запланированные результаты, то есть не сможете доехать в назначенное место. Также и в продажах:
если вы не готовы к каким-то ситуациям, которые могут возникнуть, то они будут на вас плохо влиять и расстраивать вас.
Вотпримеризменениясостояний:
ВЮжнойАфрикеестьлюди, которые слышать ничего не хотят о том, чтобысходить кзубномуврачу дляпрофилактики - зачем,ведьничего еще неболит.
Новотзубнемногозаболел, ионужеготовслушать обэтом."Ну…ичто? Может раздуть щеку?Да ладно вам, это только в Даниираздувает, а со мной этого не
случится…мне это ни к чему…". Это следующеесостояние:он слушает, но находит различные причины, почему это ему не нужно.
Нуакогдащекувсе-такиразносит, он тут же переходит в совсем другое состояние - он действует. Действуеточень быстро, так как понимает, к чему может привести промедление.
Но, как Вы помните, когда ему первый раз сказали о том, что может случиться, он даже слушать не захотел! Чтозалюди -удивляюсь я - Африка,однослово!
Но этот пример дан здесь для того,чтобы показать Вам, как состоянияуправляютчеловеком, его решениями и, соответственно, его действиями.
Мы можем научиться управлять состояниями и, таким образом, управлять процессом продажи, и, как следствие, добиватьсяот покупателя желательных для нас и для него действий.
Почему эти действия желательны для нас, как для продавцов, это понятно - мы продадим свой товар. А вот почему они желательны и для покупателя? Вспомните приведенный выше пример с африканцем. Наверное, Вы на его месте были бы благодарны продавцу, который был бы способен управлять процессом продажи, и смог бы вас все-таки убедить в том, что профилактические визиты к стоматологу в большей степени нужны именно
Вам, а не ему.
Вот условия, при которых любой процесс поддается контролю:
1. необходимо знать, что движет процессом, поддерживать это или, что более важно, не мешать, не добавлять ненужных элементов. Это как огонь, на котором вы хотите приготовить пищу. Можно его погасить, не подкидывая дров, можно положить слишком много и не дать ему гореть, можно подбросить сырых.На начальном этапе процесса продажи
клиентом движет желание узнать больше о каком-либо товаре или услуге для того, чтобы разобраться, насколько это ему необходимо. В этом случае добавление туда «предлаганий» и «навязываний» остановит этот процесс и прекратит его вообще.
2. Нужно знать все составляющие процесса и воспринимать его в целом. Например, частью процесса приготовления пищи будет мысль о том, что кто-то, будет это есть. Или частью процесса семейной жизни являются несогласия и нужно просто научиться успешно их регулировать, не превращая в ссоры. Например, в продажах: если продавец не осознает, что частью
процесса продажи является квалификация клиента, то он будет пропускать этот этап. Из-за этого процесс продажи заходит в тупик на этапе торга.
3. Уметь придать правильную важность и уделить должное внимание и ВРЕМЯ каждому этапу. ОБРАТИТЕ НА ЭТОТ ПУНКТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ. Должное внимание и время. Например, во многих ситуациях значительное внимание нужно уделить начальному контакту с клиентом и созданию для него комфортной обстановки. Если не уделить должное внимание этому этапу, а сосредоточиться
только на презентации и получении денег, то весь процесс будет очень затруднен.
4. Уметь четко отличить этапы процесса, один от другого, и знать их правильную последовательность. Не путать их между собой. В продаже это особенно важно. Например, обсуждение цены и торг идет после того, как становится понятно, что человеку нужно. Иногда беспредметный спор о цене возникает на начальном этапе, что приводит к остановке и нежеланию
общаться дальше.
5. Уметь применить правильные инструменты на каждом этапе. Это просто, и этому обычно учат книги и тренинги по продажам. Специальные техники. Как закрыть сделку и т.д. Возьмем, например, такой инструмент как презентация. Если вы применяете этотинструмент на начальном этапе, в период установления контакта
или в момент регулирования несогласий, то этот инструмент работать не будет. А это опять приведет к остановке всего процесса продаж.
Фатальная ошибка:
Пренебрегать тем фактом, что продажа является процессом, сводя ее к двум состояниям: «купил» - «не купил», а также не уделять достаточного внимания элементам контроля процесса, особенно протяженности и важности каждого этапа.
Андрей СИЗОВ.
Почитать другие материалы автора книг и популярного консультанта в области продаж Андрея СИЗОВА, а также статьи на темы управления бизнесом, маркетинга и PR вы можете на сайте Ассоциации предпринимателей, пишущих о бизнесе «PRОБИЗНЕС» http://probizness.ru/