Все выпуски  

Продавай! Маркетинг и PR для малого и среднего бизнеса. Выпуск 52: 6 правил для написания текста про человека дела


 Статьи про человека – это особый вид текстов. Здесь не надо искать идею. Идея – это человек. Неординарный, с яркими поступками, делающий мир лучше. Тексты про человека – это инструмент PR. Когда нам надо обратить внимание на продукт или на компанию, а продукт самый обыкновенный, и компания ничем особым не выделяется из множества подобных,  пишите про человека – владельца, руководителя или специалиста компании.

Главное здесь, чтобы такой текст не был скучным. Потому что скука – это смерть для текста. Впрочем, и для человека тоже. Успех будет, если наш текст и наш человек окажутся не похожими на других.

Есть шесть правил, на которые надо обратить внимание. 

1. УНИКАЛЬНОСТЬ. 

«Такие как все» никому не интересны. Тиньков врет, когда говорит: «Я такой как все». Врет специально, это провокация. На самом деле его послание человечеству такое: «Я с виду такой как все, но большинство из вас никогда не сможет жить так интересно и дерзко как я!» А кто-то это понимает так: «Я тоже смогу как Тинькофф!» Но мы должны помнить: нам скучно читать про такого как все - «родился, учился, женился….».

Помните, «Рассказ о неизвестном герое» Маршака?

«Среднего роста, Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой Футболке и кепке.

Знак "ГТО" На груди у него.

Больше не знают о нем ничего».

(С.Маршак)

«Плечистый и крепкий» спас людей на пожаре. Его искали, чтобы наградить, но так и не нашли. Лица у него нет потому что. Самый обыкновенный парень. Такой же как все. И если в нашем тексте человек будет обычным, ничем особенным не запоминающимся, не выделяющимся из толпы, то никто на наш текст не обратит внимания. «Рассказ о неизвестном герое» - пропагандистская штучка. В те времена человек должен был быть таким как все. Ничем не выделяться, не высовываться, не писать против ветра. Такими легче управлять.

 А вот другой герой детского стихотворения - «Дядя Степа милиционер»? Мимо него не пройдешь, потому что уникальный человек. Рост у него огромный, как пожарная каланча. На такого по любому обратишь внимание. И еще он необычайно добрый, заботливый и смелый. Таким образом тогда пиарили профессию милиционера. И к ним отношение народа было намного лучше, чем к современным полицейским.

А «Рассеянный с улицы Бассейной»? Помните этого чудака? Он уникальный? Еще какой! Он совсем не такой как все! И даже, если его уникальность выражается только в том, что он вместо шляпы носит сковороду, мы его сразу заметим и долго не забудем.

2. ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК, А НЕ РОБОТ. 

В текстах про человека обязательно должна быть прямая речь героя. Что он говорит, что думает, как объясняет нам свои жизненные принципы. Может ли живой человек говорить как механическая кукла? Нет, нет и нет! Зачем он тогда в печатных текстах говорит так: «У нас дружный коллектив, доброжелательная атмосфера, грамотный и компетентный директор». Ну, представьте себе, к вам мама в гости приехала и спрашивает: «Сынок, ну что у тебя на работе? Как у вас там?» А вы ей отвечаете: «У нас дружный коллектив, доброжелательная атмосфера ….». Боюсь, мама тут же поймет, что вы курите что-то неправильное.

Конечно, реальную живую речь человека необходимо править и «причесывать». Но делать это следует осторожно, в щадящем режиме. Лучше всего записать речь человека на диктофон, а потом переводить в печатный текст. Убирать всяческие «эээ», «ммм» и так далее. Где-то придется сокращать предложения и усиливать эмоции. Но манера говорить, интонации, сленг – должны остаться. Именно это делает человека живым и показывает его характер.

3. ЭТО МОЖНО ЧИТАТЬ ВСЛУХ. 

Пишете так, как рассказываете историю попутчикам в поезде. Бывает, сидишь в купе, а кто-то из попутчиков, простой человек, рассказывает бесхитростную житейскую историю. И заслушаешься, а тебе уже пора выходить, и жалеешь, что не узнаешь конец.

Если вы нашли уникальность человека, то вам не придется задумываться о том, как написать. Это когда нечего сказать, ты вынужден выкручиваться с помощью словесных хитростей. Проверяется очень хорошо: прочитайте свой текст кому-нибудь из близких или хороших друзей. Если тест плохой, то либо слушатель начнет зевать, либо вы сами почувствуете, как все фальшиво и искусственно.

4. ЕСТЬ КОНФЛИКТ (или ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ) ГЕРОЯ. 

Конфликт – это не просто ссора на коммунальной кухне. Это когда есть цель, и есть барьеры или противники на пути к цели. Одиссей - хочет вернуться на Итаку, это его цель. Но Посейдон мешает ему. А также барьеры Одиссея – это сирены, циклопы, Сцилла с Харибдой и интриги сексуально озабоченных богинь…

Внутренний конфликт – это когда герой сам себе ставит барьеры. Если опять посмотреть на Одиссея, то его внутренний конфликт таков: На Итаку вернуться, конечно, надо. Но Пенелопа там уже состарилась, а здесь на каждом втором острове юные богини. И поэтому он не очень-то спешит.

Нам всем не интересна биография, как перечисление рядовых событий. Нам интересно, как герой преодолевал барьеры.

5. ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ.

Нам скучны герои, у которых в жизни все легко и просто. Читаешь про человека, а у него одни победы, этакий сплошной жизненный триумф. И появляется чувство протеста. Ну не бывает так в жизни!

Каждому из нас нужны герои. Мы равняемся на них, примеряем на себя их доспехи. Мы хотим быть похожими на них. Хотим сами стать немножко героями. Хотим войти в их группу поддержки. Но если герой безупречен, если он никогда не ошибался, если у него нет ни одного слабого места, мы отвернемся от него. Ведь сами-то мы не такие. Мы набивали шишки, мы ошибались в людях, мы терпели поражения, у нас бывает насморк и похмелье…. Поэтому нам никогда не стать таким как ОН – рыцарь без страха и упрека. Мы пройдем мимо и пойдем искать другого героя, с такими же слабостями как у нас. Если он, с его ошибками и неудачами, смог победить, то, значит, и мы сможем.

Король футбола Пеле рос в нищете и с семи лет работал чистильщиком обуви. Он плохо учился и несколько раз оставался на второй год. Его прозвище «пе-ле» в переводе с бразильского означает «глупый».

Фигурист Евгений Плющенко родился в глухом таежном поселке. Он был болезненным ребенком и уже в раннем детстве перенес двустороннее воспаление легких.

Сильвестр Сталлоне учился в школе для трудных продростков.

Том Круз считался в школе последним болваном. У него было врожденное заболевание – дислексия – неспособность к чтению.

Академик Сахаров разогревал селедку на сковородке.

Билла Гейтса отчислили за неуспеваемость  из университета.

Даже у непобедимого полубога Ахиллеса было уязвимое место.

Для того, чтобы герой нашей статьи стал Героем, у него должны быть победы, и у него должны быть поражения. Первых у него всегда больше. А поражения должны быть не очень значительными и, желательно, чтобы они находились не в области главного дела героя. 

6. ЕСТЬ ВЫГОДА ДЛЯ НАС. 

То есть продукт, который производит наш герой, нам полезен. Он делает мир лучше.

Нам не станет близок человек, который делает золотые унитазы для олигархов. Или банкир. Или производитель сигарет. А вот строитель, изобретатель, производитель экологически чистых продуктов – это другое дело. Это социально и полезно нам.

А как же быть, если нам надо написать про производителя золотых унитазов? Ну что же, давайте расскажем про то, как он помогает пенсионерам, сиротам, строит бесплатные общественные туалеты и кормит с руки бездомных собак.

Анатолий Мигов. http://migov.ru/ 


В избранное