«Мотивация сотрудников» - модное понятие. Большую и, нередко, весьма заумную лекцию на эту тему прочтет вам любой современный кадровик или, как сейчас их называют (опять же, мода!) «HR-менеджер». Я тоже считаю, что мотивация для сотрудника, особенно для продавца, вещь важная. А значит,
поговорить об этом стоит.
Я предлагаю взглянуть на этот предмет просто, без наукообразных терминов и усложнений.
Под «мотивацией» давайте согласимся понимать ту причину, которая заставляет человека двигаться в направлении результата. Почему он вообще поднимается утром с постели и совершает какие-либо действия в любой области своей жизни, не обязательно в продажах.
Я думаю, вы давно уже знаете или догадываетесь, что существует внутренняя и внешняя мотивация. Давайте разберемся с этим.
Внешняя мотивация – это цель. То,чтохочетсяиметь. Это то, что будет происходить в будущем, то, что человек желает иметь в результате своей деятельности спустя какое-то время. Обычно это какой-то объект. Деньги, машина, квартира, женщина, часы «Ролекс»... Или это
может быть внимание других людей, хорошее самочувствие, новые способности, которые человек ожидает получить после обучения. Для некоторых женщин – это хорошая фигура после диеты. Словом то, что находится снаружи человека, отсюда и название – внешняя мотивация.
Когда присутствует только внешняя мотивация, действия по достижению цели становятся нудной работой. Делать-то ведь надо прямо сейчас, а результат будет в будущем, то есть совсем нескоро. И вотчеловек машет рукой на свою цель и начинает искать что-то другое. Поэтому руководители, которые мотивируют персонал только внешними
факторами: высокой зарплатой и льготами, не всегда получают надежную команду.
Внутренняя мотивация – это удовольствие, получаемое от деятельности в настоящем времени. Здесь работает важный жизненный закон: человек будет хотеть делать завтра то, от чего он получил удовольствие сегодня. Например, дети любятстроитьзамкиизпеска,и имдействительнонравитсяименнопроцесс. Они могутбыстро разрушитьто,чтопостроили иприэтомбезовсякогосожаления, а потом с таким же удовольствие начнут строить заново. Когдачеловекполучаетудовольствиеоткакой-тодеятельности,онлегкоотноситсякразрушению плодов своеготруда. Потому,чтовсегдаможетсделатьещеи получитьот этогоудовольствие.
То есть внутренняя мотивация – это, когда существует стремление действовать самостоятельно, не ожидая чьего-либо вмешательства и напоминания.
Клиент, если он получает удовольствие от услуг одной фирмы, не будет искать другую. Это работает. Естьу васкомпания,кудавам нравитьсяпростоприходить? Вастамне заставятчто-тообязательнопокупать,вам тампросто рады и поэтомувытудаприходитечасто.
В одной из книг по самосовершенствованию приводится такой пример: один мудрый джентльмен пожелал избавиться от мальчишек, играющих в мяч под его окнами. Они играли очень эмоционально и шумели так сильно, что это мешало ему работать. Он имел большой опыт в жизни и знал, что если запретить им играть, или попытаться помешать это делать, то это только усилит желание и интерес к игре. Ему же нужно
было остановить детей. Тогда он применил то, что работало всегда…
В одно утро он вышел и предложил оплачивать их ежедневную игру в мяч в размере одного доллара за день игры каждому, объяснив это тем, что ему очень нравится, как они играют. Они согласились, поскольку это было удачной находкой для них: получать деньги за то, что приносит удовольствие.
Обязательным условием для них было играть ежедневно в одно и то же время, и независимо от того, хочется играть или нет. Так продолжалось неделю, и он регулярно выплачивал каждому по доллару за день игры, и они выполняли свои обязательства.
В начале следующей недели он объявил им, что, к сожалению, его уровень дохода позволяет выплачивать только пятьдесят центов за день игры. Они поморщили носы, но продолжили эту деятельность, поскольку и эти деньги были неплохим доходом для ребят их возраста. Но один из них произнес такую фразу: «Ты знаешь, Джо, я не собираюсь за пятьдесят центов бегать и кричать, как и раньше, я буду просто
приходить сюда, чтобы он меня видел». Спустя еще одну неделю мудрый джентльмен объявил им о том, что состояние его дел ухудшилось, и он сможет платить им только по десять центов в день. Мальчишки были единодушны в своем решении: «Это уже слишком, и мы не собираемся делать ЭТУ РАБОТУ за такую маленькую плату, поднимите плату или мы уйдем». Мудрый джентльмен развел руками и сказал, что не может ничего поделать. Тогда ребята сказали: «Больше вы нас здесь не увидите».
Этаисторияхорошо показывает, как работает внешняя и внутренняя мотивации. Также виден механизм того, каким образом человек становится излишне серьезным и, в итоге, останавливается. Когда вся внутренняя мотивация, а ей здесь было удовольствие, получаемое мальчишками от игры в мяч, перешла во внешнюю, стала возможной остановка.
Один из самых мудрых маркетологов своего времени Марк Твен писал об этом так: «Работа – это то, что человек обязан делать, а игра - это то, чего он делать не обязан. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан – забава».
ВЫВОД:На одной внешней мотивации далеко не уедешь, ведьдорога эта будет терниста и муторна. На такой дорогемысли сами собой тянутся котдыху и хорошей выпивке.
Впрочем, о выпивке мы поговорим через неделю.
А пока желаю вам получать удовольствие от вашей работы и процветать!