Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Вся власть доносам // Как донос стал частью российской государственности



Вся власть доносам // Как донос стал частью российской государственности
2022-06-17 08:00
40 лет назад, в 1982 году, вышла повесть Сергея Довлатова «Зона. Записки надзирателя» — источник одной из самых известных довлатовских цитат: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?» Сам Довлатов на свой вопрос отвечал — «простые советские люди», но доносы поддерживали российскую власть задолго до появления советских людей. Weekend рассказывает, как донос возвысил и разрушил Москву, стал прибыльным делом, государственным долгом, подвигом и просто формой жизни.

Морепродукты в остро-пряном адобо // Еда с Еленой Чекаловой
2022-06-17 08:00
Как в литературе есть кочующие сюжеты, так и в гастрономическом мире встречаются блюда, которые в разных вариациях существуют у разных народов и даже на разных континентах. Они могут рассказать о значимых поворотах в их жизни. Например, многих удивляет, почему пряно-сладкие марокканские тажины так напоминают вкусы и ароматы кухни евреев-сефардов? За этой схожестью — известный трагический момент истории испанских евреев конца XV века, когда их насильно обращали в католицизм, когда приготовление кошерной пищи инквизиция объявила вне закона, и тысячи сефардов бежали из Андалусии в Северную Африку. Или вот блюда, которые объединены словом «адобо»,— многие считают их филиппинскими, но они есть и в Пуэрто-Рико, и в Мексике, и в Испании. На Филиппинах это курица или свинина, тушенные в уксусе до острого и насыщенного вкуса, который одновременно сладкий, кислый и соленый. Долгое приготовление смягчает кислотность уксуса, который затем соединяется со вкусом мяса, усиливая его. И хотя почти в каждой филиппинской семье свой…

Когда надежды были большими // Что нам осталось от Виктора Цоя
2022-06-17 08:00
21 июня лидеру группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. К юбилею приурочена масштабная выставка в московском Манеже, на стадионах и летних фестивалях выступает возродившееся «Кино» — музыканты старых составов с записанным голосом и видео своего фронтмена. Юрий Сапрыкин — о том, что слышится сегодня в этих хорошо знакомых песнях.

Saiko и Bambini // Ресторанная критика с Дарьей Цивиной
2022-06-17 08:00
Новый проект на Белой площади Saiko открыли ресторатор Ольга Шальнова («Облака», Grammy’s) и шеф-повар и ресторатор Вячеслав Казаков (Hands, Hands Asian). Примечательно, что раньше на этом месте был ресторан Madame Wong, после закрытия которого бизнес-квартал явно ощущал дефицит димсамов и гриля-робата. Новый паназиатский ресторан решил отойти от расхожей темы raw и сделать семейную еду в азиатском стиле на каждый день, с поправкой на московские вкусы. Звучит, пожалуй, слегка запутанно, но на деле все просто.

Новые книги об истории кино // Выбор Игоря Гулина
2022-06-17 08:00
Книга журналиста Юрия Сапрыкина была написана еще при жизни Сергея Соловьева, во многом — в диалоге с ним, а вышла через три месяца после смерти режиссера. Сапрыкин успел дописать предисловие, в котором прощается со своим героем, но в самой книге нет некрологического тона, преобладает веселое возбуждение с легким оттенком печали — настроение соловьевских картин.

Искусство после Сребреницы // Как сербские художники переживали войну
2022-06-17 08:00
Опыт Сербии последних тридцати лет показывает, что война за порогом неизбежно становится главным сюжетом современной культуры. Анна Толстова рассказывает, чем жили сербские художники до, во время и после югославских войн и каким они показывали сербское искусство миру.

Сербское воображаемое // Как Слободан Милошевич соблазнил сербов великим прошлым и привел Югославию к концу
2022-06-17 08:00
28 июня 1989 года сербский лидер Слободан Милошевич произнес речь, в которой заявил о возможности в будущем вооруженных сражений ради национального возрождения Сербии. Эта речь положила начало эпохе югославских войн, завершившихся распадом страны. Егор Сенников попытался разобраться, почему сербы с такой готовностью встретили войну и как завороженность прошлым изменила их восприятие настоящего.

Дочкино кино // Зинаида Пронченко о Джейн Биркин в фильме Шарлотты Генсбур
2022-06-17 08:00
Вслед за премьерой «Джейн Б. глазами Аньес В.» в прокат выходит «Джейн глазами Шарлотты»: спустя почти 35 лет после легендарного фильма Аньес Варда Шарлотта Генсбур решила взглянуть на Джейн Биркин пристрастными и любящими глазами взрослой дочери. Но кажется, что Шарлотта оборачивается подобно Орфею — чтобы взглянуть на историю семьи, по случайности оказавшуюся историей искусства ХХ столетия. Впрочем, и то и другое уже принадлежит прошлому. Точнее, вечности.

Плохой коп и очень плохой коп // Татьяна Алешичева о новом сериале Дэвида Саймона
2022-06-17 08:00
На HBO вышел сериал «Мы владеем этим городом», в котором Дэвид Саймон рассуждает о коррупции и обреченности борьбы с ней на своем любимом материале: речь здесь снова про полицию и снова про Балтимор.

Что смотреть на Beat Film Festival // Выбор Ксении Рождественской
2022-06-17 08:00
Документальные фильмы Beat Film Festival — своеобразный путеводитель по мировому культурному ландшафту. На этот раз международная программа фестиваля, существующего с 2010 года, фокусируется прежде всего на истории кино и музыки.

«Лицемерие, вранье и цинизм стали социально одобряемыми нормами» // Александр Хант о конфликте поколений и своем «Межсезонье»
2022-06-17 08:00
В российский прокат выходит один из самых бескомпромиссных фильмов года — «Межсезонье» Александра Ханта, автора самого яркого российского роуд-муви последних лет «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Новый фильм рассказывает о бунте, любви и смерти двух российских подростков. Фильм отталкивался от реальной трагедии 15-летних Кати и Дениса из поселка Струги Красные под Псковом, которые в 2016 году сбежали из дома, обстреляли полицейских и покончили с собой, транслируя все, что происходило с ними, в интернет. Хант показывает, из чего вырастает и к чему приводит конфликт поколений в современной России, который к моменту выхода фильма в прокат приобрел масштабы национальной катастрофы. «Межсезонье» снято без господдержки: часть средств удалось собрать с помощью краудфандинга, в котором поучаствовали около 3500 человек. О том, как снимать кино без государства, подростковом бунте, любви к Брюно Дюмону и Динаре Асановой, а также о своей будущей экранизации романа Алексея Сальникова Александр Хант рассказал Константину Шавловскому.

В избранное