Новости истории

  Все выпуски  

Новости истории. Иконосфера русского средневековья


Сегодня в выпуске:

 

 

Статья:       

Байдина В. Иконосфера русского средневековья


С конца X века на Руси, пусть и не так, как в Каппадокии, Афинах и Александрии первых веков новой эры, происходило сложное взаимодействие христианства и язычества. Историк и этнограф начала ХХ столетия Евгений Аничков отмечал в недрах русского православия «какое-то соглашение старого с новым, какой-то перенос древних верований в новые формы, то есть, известного рода религиозное творчество». Он видел в этом явлении стихийное смешение обеих религий, которое привело к стойкому народному «двоеверию». Между тем «соглашение старого с новым» началось уже с первых веков новой эры, в эпоху начального знакомства восточных славян с христианством. Важнейшим путем его проникновения на Русь являлся торговый путь «из варяг в греки», упоминаемый в письменных источниках с IX века, но, несомненно, существовавший и ранее. По мнению исследователя славянской архаики Владимира Топорова, бывший «язычник» выбирал «те идеи, представления, образы новой веры, которые были так или иначе близки, соотносимы с его старой верой, верой его отцов, <…> хотя бы отчасти напоминали ее». 

 

Новости истории: 

 

В Курдистане раскопан город, взятый Александром Македонским во время его Персидского похода

Современные люди появились более 300 тысяч лет назад, заявляют ученые 

Генитальным герпесом человек разумный заразился от парантропа Бойса 

Найдена копия топора Эци 

Генетики раскрыли семейные традиции первых жителей России 

 

Новые поступления в историческую библиотеку:    

 

Кляус В. Л. Эротические игры и шутки на семейской свадьбе в селе Укыр Читинской области (в рамках сборника Национальный Эрос и культура. Том 1

 Семейские Забайкалья — группа русских старожилов Восточной Сибири, потомки староверов, переселившихся за Байкал в XVIII веке из районов Ветки и Стародубья, где они жили с XVII столетия. Семейские представляют собой локальную этно-конфессиональную группу, имеющую своеобразную культуру, которая отличает их от других представителей русского населения региона, в частности от казаков. В истории формирования семейских культурных традиций пока еще много неясного. Одни исследователи считают, что группа забайкальских староверов сложилась из раскольников, бежавших в XVII столетии в тогда еще польские земли из Московской, Тверской, Тульской, Рязанской и других губерний, и поэтому в основе их культуры лежат народные традиции Центральной России, другие отмечают значительную долю в ней южнорусских элементов (См.: Болонев Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (Вторая половина XIX — начало XX в.). Новосибирск, 1978). Читать дальше >>> 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов

Редакция Историка    


В избранное