Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Глянцевый журнал от Хитрого Лиса на IvLIM.ru


Ивлим.Ру - информация и развлечения  
Глянцевый журнал от Толстоброва Николая (Хитрого Лиса)
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики
Архив
О журнале

  ПРОЕКТЫ IvLIM.Ru
IgroZone.com
RosНовости
BestКаталог
FoxЖурнал
DesignСтудия
Е-коммерция

  IVLIM.RU
О проекте
Обратная связь

АНОНСЫ FOXЖУРНАЛА - ОБЗОРОВ СЕТИ НА IVLIM.RU

401-й выпуск анонсов Fox-журнала "Русский Размах"

- Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении
Цицерон
Светлана Бабаева Майская дилемма

Главный вопрос, который будоражит ныне всю политическую элиту, и, нет сомнений, будет будоражить еще как минимум несколько месяцев, - какие очертания примет конфигурация политической (и экономической) власти в России после мая. Отодвинуто множество решений, роится множество мыслей, возникает множество соблазнов. Но все утыкается в одну фразу: «После мая».
А в сущности, все сводится к вопросу: кто главнее? То есть, кто станет принимать решения, и кому будут подчиняться.
Обсуждаемых вариантов не так много. Первый - уже упомянутый многократно дуумвират. Двое первых среди равных. Возражение «такого в истории не было» (имеется в виду российская история, не история вообще) наталкивается на не менее логичное «все когда-то случается впервые». То есть некоторое обозримое будущее (минимум первые 4 года) существуют две равновеликие фигуры. Соответственно, в каких-то вопросах приоритет за премьером (а Путин фактически уже не оставил сомнений в своем намерении возглавить кабинет, не говоря уже о том, что последние годы он активно занимался экономикой), в каких-то - за президентом. Но в целом мы имеем конструкцию двух единомышленников, один из которых обличен формальными механизмами первенства (в виде положений Конституции), однако по-прежнему чтит авторитет другого и считается с его советами.
Вариант второй - реальная власть переходит к премьеру, для чего не требуется ни менять Конституцию, ни переписывать закон о правительстве, поскольку там уже заложены обширные полномочия. Их применение - вопрос складывающейся практики. А пара глаголов, вызывающих сомнение, - вопрос их трактовки. К примеру, о том, как понимать фразы «правительство обеспечивает проведение» и «осуществляет меры». Поскольку вопрос реальных полномочий органа власти в национальной системе координат критически зависит от веса человека, его возглавляющего, то, соответственно, никаких правовых, политических и неформальных препятствий для перемещения центра власти в правительство, не возникнет.
Наконец, вариант третий - за год, максимум два роль премьера будет сведена до привычной в России: политик значимый, но не ключевой. Весь авторитет полностью перейдет к первому лицу, как то привычнее национальным традициям. Да и люди, как говорят социологи, всегда предпочитают простую и понятную конструкцию, нежели некое усложненное двоевластие. И чем спокойнее будет экономическое положение в стране, тем крепче и очевиднее будет авторитет президента. Он будет олицетворять собой стабильность, рост и улучшение жизни.
Виктор Сорокин Качественность (добротность) понятия

Введение в науку об эффективной организации человеческой жизни, или Этические, логические и кибернетические аспекты разумной цивилизации
15 Качественность (добротность) понятия

В 1963 году в Москве вышла книга А.И.Уемова «Вещи, свойства и отношения». Тогда эта книга произвела на меня сильнейшее впечатление и дала мощный импульс к саморазвитию. Еще бы! Автор привлек мое внимание к трем базовым инструментам мышления и понимания всего на свете. Короче, если бы я прошел мимо книги Уемова, то мне не открылась бы дверь в совершенно другой мир – мир истинного знания.
Невероятное открытие, поразившее мое сознание, состояло в том, что величайшее из чудес оказалось не только рядом, но… в границах моего собственного знания! Так что за восьмым чудом света мне никуда ехать не нужно было: оно было во мне. Осталось только его разглядеть.
Дело в том, с плохими, некачественными понятиями не только трудно мыслить ясно, четко, эффективно, но и нормально общаться с другими людьми. Поэтому первым делом рассмотрим критерии добротности, качественности какого-либо понятия.
Содержанием понятия называется система признаков (свойств, качеств, отношений), по которым обобщаются и выделяются предметы, а объемом понятия – совокупность этих обобщенных, отраженных предметов.
Логично предположить, что понятие можно считать добротным, если за пределами его объема не остается предметов с той же или с почти той же самой системой признаков, а сама эта система состоит из признаков, имеющих важное значение в человеческой деятельности.
Проблемы с понятиями возникают в следующих случаях.
1. Терминологическое противоречие – это когда общее понятие называется частным термином, а частное понятие, наоборот, – общим, либо когда одному из равнозначных (равноправных) понятий присваивается частный термин, а другому – общий.
Например, цивилизация и космическая цивилизация. Лингвистически космическая цивилизация является частным случаем цивилизации вообще, но в научном словаре цивилизация (т.е. «земная цивилизация») и космическая цивилизация – понятия одного порядка.
2. Подмена содержания понятия. С развитием общества и языка смысл понятия может существенно разойтись с первоначальным содержанием, которое в значительной мере уже утратило свою прагматическую значимость. И потому старый термин используется для понятия, имеющего новое содержание, еще не известное большинству потребителей этого термина. Когда такое явление происходит в обществе стихийно и медленно, то общество к изменению содержания постепенно приспосабливается. Но когда с прообразом понятия (т.е. с «вещью в себе») работает творческий исследователь, то он может обнаружить столь много новых и важных свойств (признаков) в предмете, что прежний термин (понятие) этой новизны отражать уже не будет, а новый термин в языке еще не употребляется.
Пример. Товар – продукт (труда), произведенный для продажи. Земля не является продуктом производства. Выходит, она не может быть товаром?! Не подпадает под такое определение товара и рабочая сила, услуга...
3. Отсутствие терминологии для обозначения возникающего понятия. Как быть, если никакой известный термин не подходит для обозначения нового явления, особенно в гуманитарной области? Изобретать новые слова, причем со смыслом – дело совсем не простое. Так, при подготовке к печати книги «Z-мир» я вдруг с ужасом заметил, что содержание практически каждого моего термина существенно расходится с общепринятым. Поэтому в новой редакции книги я постараюсь придирчиво относиться к определению каждого термина.
Вернемся к упомянутому выше творению философа Уемова. Центральным объектом исследования автора является понятие ВЕЩЬ – не в бытовом, а в философском и в научном (что не одно и то же) смысле. Объем этого понятия, предложенное философом, просматривается в следующих четырех цитатах из фрагментов его работы (http://lib.rin.ru/doc/i/194578p.html):
  1. . «…качественно различные вещи могут совсем не иметь пространственной границы. В одной и той же области пространства находятся электромагнитное и гравитационные поля, качественно отличающиеся друг от друга и представляющие собой объективно различные вещи. Иногда один и тот же человек в различных обстоятельствах поступает настолько по-разному, как будто это два человека».
  2. . «…является относительным и качественное понятие вещи. Например, с точки зрения анатомо-физиологической, малолетний преступник, попавший в колонию Макаренко и исправившийся там, остался тем же самым человеком».
  3. . «Одна вещь – ребенок превратилась в другую вещь – взрослого, но это превращение совершается внутри качественных границ вещи, которую мы называем человеком».
  4. . «Таким образом, материальные вещи – это системы качеств, идеальные вещи – это системы признаков».

Для добротного описания любой вещи (в том числе и такой, как «вещь» – обратите внимание на этот интересный момент) следует соотнести (сопоставить, сравнить, произвести соотношение) ее с другими вещами как со своего рода единицами измерения. При этом нашу вещь мы должны рассматривать двояко: с одной стороны, как самостоятельную систему, состоящую из своих элементов (с различными свойствами), с другой – как элемент надсистемы.
Согласно духу работы Уемова, множество всех вещей – познанных и непознанных, материальных и идеальных, живых и неживых, одушевленных и неодушевленных, конкретных и абстрактных… – совпадает с самой большой вещью и системой в мире: со ВСЕМ СУЩИМ (в дальнейшем это сущее мы будем называть сверхсистемой). Это удобно и универсально: никаких исключений!
Однако когда Уемов переходит к рассмотрению внутренней структуры, к содержанию понятия вещь, то, как видно из приведенной выше четвертой цитаты, универсальность нарушается: материальные вещи – это одно, а идеальные – другое. Но было бы хорошо универсальность обеспечить и в этом случае – найти ОБЩЕЕ понятие и для материальных, и для идеальных вещей. Мое решение этой задачи таково.
Любое понятие (так же, как и система) есть вещь идеальная – даже когда оно обозначает материальные вещи. Процесс мышления проходит в пространстве идеального и только с идеальными вещами – образами материальных или идеальных вещей. Для НАС, для нашего сознания вещами являются вот эти самые образы и, в частности, системы (как специфические формы образов). Поэтому и само «ВСЁ СУЩЕЕ» (сверхсистема), прошедшее сквозь наши органы ощущений, дано после этого нашему сознанию в виде идеальных образов, в виде информации (в частности, в виде образов, порожденных сигналами, пришедших от наших органов ощущений).
Конечно, мы знаем, что материальные вещи (как «вещи в себе» – а это уже НЕ понятие) существуют, но, несмотря на бесконечное разнообразие свойств, присущих какой-то вещи, сознание выделяет из них только какой-то минимум, из которого и составляет систему признаков (свойств).
Таким образом, умственно мы работаем только с вещами идеальными – с системами (свойств, а НЕ признаков, как у Уемова). Систему наиважнейших («жизненно важных») свойств вещи я называю КОНСТИТУЦИЕЙ СИСТЕМЫ (и вещи). Изменилась конституция вещи – значит, изменилась и вещь. В отличие от не делимого на элементы философского термина «качество», термин «конституция» и понятнее, и, главное, намного богаче информационно: зная конституцию вещи (системы), мы понимаем, ЧТО с нею можно делать, как ее использовать. Одно дело термин «государство США», и совсем другое, когда этот термин раскрывается в его конституции (не в политическом смысле).
А теперь зададимся вопросом: откуда берется система качественных свойств вещи (т.е. конституция) для какой-то «вещи в себе»? Что такое, например, стол как система качественных свойств? Для одного это плоская поверхность для еды, для другого – горизонтальная поверхность на ножках, а для третьего – твердая и очень ровная горизонтальная поверхность и т.д. Но КТО составляет набор свойств? Кто «заказывает музыку»? Три человека – три разных ответа! И на чьей стороне истина? Возможно, кто-то со мной не согласится, но мое мнение таково: прав КАЖДЫЙ из троих! У каждого своя, СУБЪЕКТИВНАЯ, правда!
И в этом случае получается, что одна и та же «вещь в себе» (конкретный стол) для троих наблюдателей может оказаться разной вещью! Или, на языке Уемова, в одном и том же «физическом» объеме (в «вещи в себе») может находиться сколько угодно разных вещей (даже для одного наблюдателя).
А теперь вопрос: что лучше – побуждать людей видеть в каждой «вещи в себе» одинаковую для всех систему качественных свойств или оставить за каждым право видеть в ней то, что ему больше подходит?
Сейчас я не буду обосновывать выбор. Но показанная дилемма проливает свет на механизм взаимопонимания и непонимания разных людей. Особенно, если речь заходит о вещах общественных (например: что такое хороший человек?).

В связи с книгой Уемова хотел бы вкратце остановиться на понятии «отношение» (понятие «свойство» особых трудностей для понимания не вызывает, хотя, замечу, и свойство, и отношение являются очень интересными вещами).
При анализе отношения очень важно ввести понятие «иерархический уровень отношения». Так, к самому низшему (первому) уровню будут относиться отношения непосредственно между материальными предметами: больше–меньше, выше–ниже и т.д. Ко второму иерархическому уровню будут относиться отношения уже между отношениями первого уровня. Так, если в первой группе 10 предметов (10 – это отношение первого уровня между предметами в этой группе), а во второй – 5 предметов, то отношение 10-ти к 5-ти будет отношением второго уровня.
В основе отношения всегда лежит какое-то качество (разнообразие которых чрезвычайно велико): вес, высота, длина, величина (в частности, числА) и т.п.
Основой свойства (признака) является «вещественность», «материальность» вещи. У материальной вещи основой свойства является физическая материальность или энергия, у идеальной вещи – ОБРАЗ физической материальности или в какой-то степени ПРИЗНАК. Так, относительно легко мы можем соизмерить два нравственных принципа по степени их гуманности, но ЧТО является «материальным» носителем нравственности внутри самого принципа? Понятно, что это не какая-то лингвистическая характеристика. Как выглядит материя, эфир нравственности? Попытка ответа на этот вопрос будет дана в одной из глав.
Используем теперь результаты наших размышлений о добротности (качественности) понятия вообще при анализе чрезвычайно важного понятия «РЕАЛИЗАЦИЯ» (или «ПРОИЗВОДСТВО»), означающего процесс претворения цели в жизнь.
Представляется, что понятие «реализация» (цели) применимо практически во всех случаях – НЕЗАВИСИМО от типа цели: заработать деньги, разделаться с основными заботами, купить путевку, завести ребенка, придумать афоризм и т.д. А поскольку процесс реализации непременно требует РАБОТЫ, целенаправленной деятельности, то процесс реализации (цели) можно рассматривать как производство (целевого продукта). Подчеркиваю: не в бытовом, не в философском и даже не в экономическом, а, так сказать, в научно-прагматическом, кибернетическом смысле. Использование понятия «производство» с таким содержанием лично мне представляется удобным и ясным. Однако ввиду возражения против этого некоторых оппонентов я буду использовать менее удобное, но зато универсальное понятие «реализация» (в значении только «реализации цели»).
Леонид Багмут КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ 10

Расстрельный список пророка Исаии
Исаия – единственный из пророков, что внятно и сжато набросал алгоритм развития народа-скороспелки. Это превращение бедных, но богобоязненных пастухов в торговцев, расширение мирохозяйственных связей, замена своих идеалов множеством чужих, подмена традиционных ценностей на мультикультурность и политкорректность, накопление богатств на спекулятивных экспортно-импортных операциях, превращение национального капитала в компрадорский, деморализация элит. И как общий итог – господство подросткового сознания в обществе. Когда дурно воспитанные женщины и мужчины с подростковой психикой насыщают правящий класс – народ теряет волю и силу жить. И тогда примитивные, но нравственно здоровые соседи уничтожают сгнившую на корню культуру.
Но сам пророк не акцентирует на этом внимание – ему чужд строгий научный анализ тенденций социально-экономического развития. Он смотрит на вопрос шире: основа любой беды – грубые нарушения народом этических норм. Наибольший гнев Вседержителя вызывает неблагодарность. Именно она есть мать всех пороков. И лень, и трусость – только её порождения. И вся драма распада и гибели цивилизации – только внешние, видимые проявления наказания неблагодарных.
Творец насадил Израиль, как любимый виноградник: «Он обнёс его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нём отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нём точило, и ожидал, когда он принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды» \Ис.5,2\. Почему же эти люди сгнили, не успев созреть? Может, посевной материал был генетически ущербным? И тогда любые усилия Селекционера бесполезны: сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит. Он спрашивал у этих людей: что Я для вас ещё не сделал? Какую заботу не проявил? Обвиняемые молчат – ибо горе уже обступило их со всех сторон: «итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем» \Ис.5,5\.
Человек склонен считать привычное положение вещей естественным – особенно, если он неплохо устроился в жизни. Он свято верит, что всё, что у него есть, он добился своими руками. Это психология дикой ягоды – я всё смогу сам. Она уже забыла или никогда не знала, что садовник поставил её в тепличные условия. И только когда стены этой теплицы станут развалинами, они почувствуют, чего стоит их самостоятельность и независимость на самом деле. Тем более, что Хозяин виноградника решил проучить неблагодарных по максимуму: «И оставлю его в запустении; не буду его обрезывать; и зарастёт он терниями и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» \Ис.5,6\. Заносчивые и гордые люди думали, что они главные и кроме них в мире никого нет. И тут мир напомнил им, что их взгляды на мир – не более чем злостная иллюзия, основанная на невежестве. И Пуп земли вдруг развязался.
Народ жестоковыйный полнится людьми недостойными, людьми, что считают себя солью земли, хотя в глазах пророка они – её отребье. Отребье, которое только и ждёт своего часа, чтобы загореться первым в День Гнева. Исаия особо выделяет пять типов наиболее распространённых беззаконий, подводящих население под эту категорию. Увы: расстрельные списки его обширны и захватывают многих.
Первыми в списке идут люди, успешные в своей алчности: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» \Ис.5,8\. Это те сильные люди, которые вечный вопрос: «грабить или не грабить» всегда решают положительно. Бескомпромиссные собиратели чужого добра, усердные делатели вдов и сирот. Это люди дела, которые искренне уверены, что только они одни имеют право жить на земле, а остальные живут с их разрешения. Это – настоящие предприниматели, основатели состояний, кровавые руки и безжалостные сердца.
Вторая категория грешников – их дети. Это народ никчемный и пустой – прожигатели отцовского имущества: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до познего вечера разгорячают себя вином» \Ис.5,11\. Бездарные и слабые наследники талантливых и сильных родителей не знают иной цели в жизни, кроме собственных удовольствий. Им недоступна неукротимая алчность и целеустремлённость отцов, но как народ подлый они презирают тех, у кого стоят на плечах. Плохие дети – естественное наказание недостойных уважения родителей. Делатели вдов и сирот, присоединяющие поле к полю, будут посрамлены своим же отродьем. Хотя бы для того, чтобы уже в преисподней понять, что трудились они напрасно.
Третья категория беззаконников – интеллектуалы и грамотеи всех мастей. Это люди, за неумением собирать имущество, собирающие пустое знание. Это, те кто получили образование и утратили душу: «Горе тем, которые влекут на себе беззаконие вервиями суетности и грех – как бы ремнями колесничими» \Ис.5,18\. Те, у кого кишка тонка сделать хоть одну женщину вдовою и обидеть хотя бы одного сироту, делают гуманитарную карьеру. Для пророка Исаии вопрос: а что плохого в накоплении знаний не стоит и не возникает, ибо любое знание, что не от Бога суетно и сиюминутно. Знание очень похоже на имущество и нет конца алчности его собирателей. Но оно иссушает их сердца своею мелочностью. Вот человек вроде бы умный и много знает – но знания эти подобны песчаной буре – засыпает людям глаза и уши чем-то пустопорожним.
Гибельным является и постижение бога интеллектуально, ибо разум человеческий – слишком грубый инструмент для этой цели. Интеллектуал знает основы разных религий и очень этим гордится – ибо чем же ему ещё гордится? И многим из них приходят в голову мысли о Боге – как об одной из версий существующего положения вещей. И многие согласны поверить немедленно, но при одном условии: « Пусть Он поспешит и ускорит дело Своё, чтобы мы увидели и узнали» \Ис.5,19\. Они требуют от Вседержителя научно обоснованного чуда – которое проверятся опытами и подтверждается всем научным аппаратом. Но род сей лукав – как говорил Христос – и сколько ему не показывай чудеса – всё будет мало. Ибо интеллектуальные игры не проходят даром: они закрепощают разум изощрённым набором клише – под которые и подгоняется всё сущее.
Четвёртая категория грешников – это профессиональные лжецы и ловкие краснобаи, извращающие правду сознательно и с особым цинизмом. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким» \Ис.5,20\. О, это неистребимое племя сутяг, профессиональных доносчиков, адвокатов и лжесвидетелей, искателей правды за чужой счёт! Люди подлые и злоязычные, прогнившие до самого дна своей мелкой души. Пока народ в поте лица зарабатывает свой хлеб и сохраняет богобоязненность – их мало и они прячут свою натуру, чтобы не быть битыми. Или исторгнутыми из общины в места безлюдные и пустынные.
Простое, мужиковатое общество относится к неукротимым склочникам и скандалистам нетерпимо, справедливо воспринимая их как ходячий понос. Но вот приходит время сытое и спокойное, когда ловких краснобаев становится много: они как черви размножаются в общественном организме, отягчённым беззаконием.
Перед Большой Бедой Израиль превратился в нацию сутяг. Их отличительная особенность – полное отсутствие ума: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самим собою!» \Ис.5,21\. Они полны собой и не видят правды. Их самомнение достигает небес и закрывает солнце. Когда им дают слово – они отравляют воздух, а их продуктивная деятельность напоминает рост раковой опухоли.
В пятую категорию беззаконников входят взяточники всех мастей: « Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдают виновного и правых лишают законного!» \Ис.5,22-23\. Профессиональные гуманисты работают не одни: для них ещё необходима безразличная и апатичная среда и помощь юридической системы. Чиновный аппарат сгнивает не сразу, а по мере того, как население утрачивает гражданственность. Окружение трусливых обывателей, гораздых только пить, есть и совокупляться – вот что питает коррупцию. Общество, погружаясь в эгоизм и идиотию, перепоручает свои дела корпорации чиновников, которые вместе с корпорацией юристов и сутяг ведут его к могиле. Когда мера беззаконий переполняется, Господь разрешает дальним и ближним народам сжечь такое государство, как солому, а жителей его положить трупами на улицах, как навоз.

Татьяна БАТЕНЁВА ГРУБОЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА. ЗАЧЕМ УЧЕНЫЕ ИССЛЕДУЮТ ДИКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПЛАСТ?


Татьяна БАТЕНЁВА  ГРУБОЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА. ЗАЧЕМ УЧЕНЫЕ ИССЛЕДУЮТ ДИКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПЛАСТ? Какой русский хотя бы иногда не использует в повседневной жизни слов, которые наука называет грубоэкспрессивными? Большинству из нас не требуется специальных знаний, чтобы разобрать оттенки и смыслы выражений, знакомых с детства. Тем не менее этот дикий пласт родной речи не устают исследовать ученые: лингвисты, историки, культурологи, этнографы... Чего же им непонятно в языковых переливах широкой русской души?
Психолог Леонид Китаев-Смык: "Бранная речь - это мужская стрессовая субкультура"
Многие годы изучением влияния мата на психическое и физическое здоровье занимается известный психолог Леонид Китаев-Смык. Недавно журнал "Вопросы психологии" опубликовал очередную его статью на эту тему. Тайны матерной речи и матерной брани ученый раскрыл обозревателю Татьяне Батенёвой.
вопрос: Леонид Александрович, я помню вашу публикацию о том, как ненормативная лексика сыграла своеобразную роль в подготовке космического полета на Марс.
ответ: Да, в конце 60-х я участвовал в экспериментах по подготовке полета на Марс. Мы проводили многонедельные эксперименты в наземном динамическом имитаторе межпланетного корабля с искусственной силой тяжести, это была по сути квартира-центрифуга диаметром 20 м. Живя и работая в ней, испытуемые оказывались в состоянии тяжелейшего непрерывного стресса (болезни "укачивания-укручивания"). Эта болезнь проявляется мучительной тошнотой, рвотой, головными болями, ухудшением настроения и взаимоотношений в экипаже.

Дмитрий Даценко Вся правда о закиси азота


Установка закиси азота - один из самых дешевых и быстрых способов повысить мощность двигателя, правда, кратковременно. Многие уличные гонщики используют азотные установки для повышения динамических характеристик своей машины.
При фразе «форсирование двигателя» первое, что приходит на ум, - это турбина и «закись», или, как ее еще называют, «нитрос». Данный вид форсирования окутан множеством стереотипов и предрассудков. Даже те, кто устанавливали подобную систему, не всегда отдают себе отчет в том, как она работает. Некоторые уверены, что закись взрывоопасна, но на самом деле она не горит. Зачастую даже один вид баллона в багажнике приводит некоторых личностей в суеверный трепет. При этом большинство обывателей уверены, что от применения азотной установки мотор быстро выйдет из строя или взорвется.
Как работает закись азота?
N2O подается в цилиндр, уже перемешанный с топливо-воздушной смесью. При сжатии и воспламенении топливо-воздушной смеси закись азота разлагается на азот и кислород под воздействием температуры (~350 C). В результате высвобождается много кислорода, который позволяет сжечь дополнительное количество топлива. В закиси азота содержится в 1,6 раза больше кислорода, чем в воздухе. Азот, который также высвобождается под воздействием высокой температуры, работает как антидетонатор, не давая процессу горения идти лавинообразно. Закись хранится в баллоне в сжиженном состоянии. Высвобождаясь, при расширении она начинает кипеть, резко охлаждаясь до -50 градусов. А поскольку температура плавления и температура кипения близки по значению, то, едва вскипев, закись азота замерзает, переходя в твердое состояние, она летит по коллектору в виде кристаллов снега. Таким образом, снижается температура воздуха, который поступает в цилиндры. Кстати, интеркулер на двигателях с турбонаддувом также призван охлаждать воздух, поступающий во впускной коллектор. Холодный воздух плотнее и содержит большее кислорода при равном объеме.
Виды систем.

Системы разделяются по способу подачи закиси азота в цилиндры. N2O может подаваться в газообразном или жидком виде, для каждого цилиндра отдельно или для всех одновременно. Системы, соответственно, делятся на три вида: сухие, мокрые и прямой впрыск.
Сухая система является самой дешевой, простой и малоэффективной. Закись азота в газообразном состоянии подается одной форсункой в коллектор, качество смеси регулируется возможностями карбюратора или штатных «мозгов» и форсунок. Система фактически неуправляема, ее можно только включить и выключить. При неправильной настройке есть шанс выйти за пределы штатных возможностей топливоподачи и обеднить смесь, что негативно скажется на ресурсе мотора.
Мокрая система. В ней закись подается почти так же, как в «сухой», но N2O подходит к двигателю в жидком состоянии и испаряется непосредственно во впускном коллекторе. Дополнительно происходит подача топлива с помощью отдельной форсунки, что позволяет избегать появления детонации и достичь максимальных показателей мощности для этого типа впрыска. Подача дополнительного топлива может осуществляться из отдельного бака механически. Есть возможность использовать в качестве дополнительного топлива бензины, спирты и даже газы с более высоким октановым числом.
Система распределенного впрыска подает жидкую закись азота отдельно для каждого цилиндра. N2O впрыскивается в непосредственной близости от впускного клапана. Дополнительная порция топлива также подается через отдельные форсунки. Это наиболее высокопроизводительная и точная система.
Важно знать! Топливо-воздушная смесь сгорает максимально эффективно при определенном соотношении топлива и окислителя, требуемого для данного типа топлива. Если мы добавляем больше окислителя, то необходимо пропорционально подавать больше топлива, следовательно, производительность топливного насоса должна быть выше. В результате недостатка топлива может возникнуть детонация (преждевременное возгорание рабочей смеси), при использовании закиси азота это очень опасно. Для уменьшения детонации стоит использовать свечи зажигания с меньшим калильным числом, а в бак заливать только высокооктановый бензин.
Стоимость систем N2О на украинском рынке колеблется от 400 до нескольких тысяч долларов. Заправка одного баллона стоит от 20 долларов и выше в зависимости от емкости.

- Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде
М. Монтень

Архив рассылок www.tolstobrov.ru , приципы формирования функционального коллектива авторов www.tolstobrov.ru/fun/





АрхивВсе рубрикиФорумО журнале
 
Проекты IvLIM.RU: [IgroZone.com]   [RosНовости]   [BestКаталог]   [FoxЖурнал]   [DesignСтудия]   [Е-коммерция]

© 2003 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Толстоброва Николая на IvLIM.Ru.
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
Вопросы создания и продвижения сайтов - ivlim@ivlim.ru

В избранное