Несмываемый позор: экологи объявили войну автомобилистам
Согласно правилам в США, даже на зеленый я должна сначала пропустить не успевших пешеходов и только потом ехать сама.
В Германии пешеход может свободно перейти улицу где ему вздумается. Водители будут терпеливо ждать, пока пешеход не окажется на противоположной стороне дороги. Хотя все спешат - как и в России. Но немецкий пешеход никогда не злоупотребит своим преимуществом.
Может быть, потому, что он тоже водитель. Немцы привыкли уважать права человека на дороге, соблюдать дистанцию между автомобилями, останавливаясь на красный и не пересекая стоп-линию колесами или даже бампером. Но привычки эти не врожденные и не наследственные.
Правила дорожного движения европейских стран - мощный инструмент воспитания, чего пока у нас нет. Вообще, вопрос о незаконопослушности российских пешеходов и водителей идентичен вопросу об английском газоне. Считай, страна села за руль всего лишь 17 лет назад.
Три заповеди пешехода
Помни о водителе
Тебя не видно - в дождь, снег, туман, при ярком солнце и каждым вечером. Не надо тупо чесать по "зебре", посмотри в глаза водителю! Убедись, что он тебя видит. А это ему не всегда возможно, поскольку передние стойки в современных автомобилях настолько большие, что там не только человека - машину можно не разглядеть. У тебя и у водителя абсолютно разные поля зрения. Вертикальные предметы к тому же хуже освещаются. Если ты понимаешь, что он тебя не видит, не уверяй себя, что сейчас проскочишь. Лучше вернись на
тротуар.
Стой, как стоял
Раз уж ты нарушил и оказался посреди потока - не суетись, стой, как стоял. Водители должны хотя бы надеяться, что ты не вздумаешь дальше скакать по дороге из ряда в ряд и не создашь цепную аварию. Стой и тихо молись.
Нарушаешь сам - нарушит и он
Мы все участники движения, но не все следуем правилам. По разным причинам. Один переходит дорогу в неположенном месте, другой за рулем автомобиля может смотреть в другую сторону, самозабвенно ковырять в носу или выбирать любимый трек в магнитоле. Кроме того, пешеход как минимум в 15 раз легче монстра на колесах. Если ты понимаешь, что на тебя реально наезжают, не паникуй. Постарайся сгруппироваться и, если удастся, избежать контакта с лобовым стеклом - как показывает практика, именно оно наносит самые тяжелые
травмы.
Что делать, если на вас наехали
Однако если вы все-таки пострадали, вам предстоит еще немало помучиться, чтобы доказать это. Даже если вы уже лежите посреди улицы, необходимо найти свидетелей и записать их координаты - это в том случае, если автомобиль умчался, плюнув на вас. Если не плюнул - пусть вызывает "скорую" и милицию. В правилах написано: обозначить аварийную обстановку, сохранив все следы ДТП, то есть ничего не менять и дождаться приезда ГИБДД. Затем лечиться, судиться, ну, дальше вы сами знаете... Рекомендую помнить: водитель имеет
право не признавать себя виновным, степень вины пешехода и автомобилиста устанавливают эксперты. При наезде на пешехода там, где нет обозначенного перехода, ответственность лежит на пострадавшем, не имевшем права выходить на проезжую часть в этом месте. Однако водитель тоже понесет ответственность - как управлявший транспортным средством, связанным с повышенной опасностью.
И все-таки судьба пешехода часто складывается "по умолчанию". Это значит, кое-что в правилах о нас, двуногих, тоже есть, но, честно говоря, не устрашает, коли мы до сих пор бежим через дорогу, и исключительно в неположенном месте. А викинг Хрольф, вошедший в историю военными походами и победами, был прозван Пешеходом, поскольку никогда не садился на коня. Участником дорожного движения был, но безлошадным. Причина, правда, банальная: Хрольф был высок и толст. Но при правильной стратегии и пешеходом можно войти
в историю.