Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "ПолитИнформация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Интернет-газета "Мы здесь" Времена и имена
По направлению к Сиону
Александр Гордон, Хайфа Падение с Владимирской горки «Зелёное море уступами сбегало к разноцветному ласковому
Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест св. Владимира, висящий в высоте...» М. А. Булгаков, «Киев-город» В 1982 году тель-авивский журнал «Сион» опубликовал мою статью «Парадоксы национального стереотипа», которая начиналась так: «Отношение к личности со стороны государства, вероятно, записывается в адресе на почтовом конверте. Запад начинает с имени человека и кончает городом или страной. Россия начинает со страны, города, продолжает улицей, подъездом, номером дома, квартиры и, наконец, завершает самым малозначащим – человеком». А если этот человек - еврей, его значение ешё меньше. Духовно я жил в Израиле задолго до того, как переселился сюда. Радиостанция "Голос Израиля" была моим воображаемым адресом, единственной ниточкой, связывавшей меня со страной физически. "Голос" усиленно заглушался по нигде не опубликованному решению властей. Когда я сидел у радиоприёмника, напряжённо вслушиваясь в голос страны евреев, я не мог себе представить, что годы спустя дам несколько десятков интервью сотруднице этой радиостанции Шали Рожанской. Я хотел иметь собственный герб и собственные почтовые марки. Это коллекционное чувство и привело меня 21 октября 1979 года к поезду Киев-Чоп, на котором я покинул город моего детства и юности. На мне были ярлыки изменника родины, врага народа и контрабандиста. Через пять дней я прибыл в Израиль. Я скатился с Владимирской горки, выскользнул из тени святого Владимира и взошёл на гору Сион. Я вышел из Золотых ворот Киева и ступил на дорогу, ведущую в Золотой Иерусалим. Так начался мой путь в страну ограниченных возможностей и неограниченных опасностей, в страну с неопределёнными границами и определёнными врагами, в страну трёх морей и трёх пустынь, стоящую на перекрёстке трёх континентов, в страну, текущую молоком, мёдом, нефтью и кровью. На исходе эмиграции «Что вы скажете об узниках Платоновой пещеры,
дивящихся теням и подобиям вещей и довольствующихся этим зрелищем?» Эразм Ротердамский, «Похвала Глупости» Я репатриант конца 1979 года, выпущен из Киева на исходе исхода евреев из доперестроечного СССР. Мне удалось выскочить перед опусканием железного занавеса. Мне достались часы перед закатом. Репатриации не было. Евреи, совершившие три русские революции, создавали третью русскую эмиграцию. Прекращения эмиграции ждали всегда, ибо она была непозволительной роскошью, разгулом свободы, опасным прецедентом для нееврейских граждан. Но именно перед концом было утрачено ощущение конца. В год, когда уехало 54000 человек, в Киеве царила атмосфера отъезда: все ехали, готовились к отъезду, планировали его в уверенности, что так будет продолжаться всегда. Откладывали отъезд, пока сын окончит вуз, пока отец выйдет на пенсию, пока пройдёт московская олимпиада, пока родственник устроится Там и напишет правду. На бульваре Шевченко, где находился городской ОВИР, толпы евреев дважды в неделю прогуливались по улице, подпирали здание, сидели на садовых скамейках тополиной аллеи. Летом, в период наплыва иностранных туристов, евреев загоняли во двор между зданиями ОВИРа и обменного квартирного бюро и маленькими порциями пускали внутрь. Там, в небольшой комнате ожидания, собиралось около ста человек, и в ужасной тесноте, почти не касаясь пола, евреи созерцали друг друга в сладостном предвкушении римских каникул. В овировском дворе советские служащие из обменного бюро смотрели в окна на спрятанных от иностранцев евреев, которые постепенно исчезали в здании ОВИРа. Диковинное зрелище ошарашивало. Евреи меняли драгоценные киевские квартиры с пропиской на нью-йоркские без оной! Наяву киевляне видели людей, уезжавших за границу, по ту сторону добра и зла. Они созерцали людей, ускользавших из рядов очередей, из шеренг первомайских демонстраций, из залов собраний. Евреи уезжали от коммунистического крещения туда, где было материальное благополучие. Киевляне не сомневались в этом, несмотря на пропаганду. Они знали, что евреи умеют устраиваться, что неспроста они толпятся во дворе ОВИРа, безработные и счастливые. В душах киевлян рождались чувства тридцативосьмилетней давности. Они вновь видели евреев с вещами. Те шли по улице, почти параллельной дороге в Бабий Яр, затем спускались на площадь Победы, к бывшему евбазу (еврейскому базару). Именно туда, на тихую улицу имени еврейского большевика Володарского перекочует вскоре городской ОВИР, чтобы вдали от иностранцев и роскошных проспектов матери городов русских выдавать отказы. Чтобы попасть в городской ОВИР, нужно было пройти чистилище районного. Туда же вела очередь, неразрешённая, желанная, не запланированная социалистическим хозяйством очередь жаждущих эмигрировать. Наиболее энергичные вели списки. Милиция разгоняла подполье, но очередь возрождалась. Вдали от районных ОВИРов в садах, парках и на пустырях Киева возникали еврейские сходки. И там, на перекличках, может быть, впервые в жизни евреи в полный голос произносили свои «постыдные» фамилии. Это была высшая точка освобождения, ренессанса. Ещё меньше стеснялись признаться в своём выборе – конечно, не Израиль. Он был слишком мал, восточен, тесен, жарок, воинствен, религиозен, пересыщен евреями. Киевские евреи привыкли к крупным масштабам, к большим возможностям, к западным чертам, к прохладному климату, устали от милитаризма, боялись идеологии. Вопрос «Куда вы едете?» почти всегда означал, в какой город США. Принималась сказочная Австралия и поэтическая Германия. Большинство отрицало Израиль. Законным стал вопрос «Почему вы едете в Израиль? Ведь большинство едет мимо». Большинство, правда, оставалось в Киеве под покровительском каменного гетмана Богдана Хмельницкого, вот уже сто лет стоявшего на центральной площади города. Через эту площадь киевские евреи шли в Бабий Яр. Из Бабьего Яра раздавалось эхо очередей. Очередь «Даётся – таково учения смирения. Но говорю вам, вы любители довольства: берётся и будет всё больше браться от вас». Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»
Н. Розен - сотрудник и соавтор Альберта Эйнштейна по знаменитой статье
"Может ли квантомеханическое описание физической реальности считаться
полным?" (А. Эйнштейн, Б. Подольский и Н. Розен, 1935), более известной
как парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена, а также соавтор Эйнштейна в
работе о мосте Эйнштейна-Розена в общей теории относительности. Он был
членом Академии наук Израиля и заслуженным (не преподающим) профессором
Техниона. Оказалось, что Розен был основателем того самого физического
факультета Техниона, в коридоре которого я его встретил.
|
В избранное | ||