Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
17.04.2009
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

Столичные дороги, традиционно отдыхающие в начале года от транспорта, никак не могут вернуться к заторам привычных пугающих размеров. Трафик, иллюстрация экономической активности, тает. Люди меньше ездят на своих машинах и уж тем более на такси, но главное - стало нечего возить грузовикам, обслуживавшим стройки. Слабеет пассажиропоток метро и наземного общественного транспорта. А вот на парковках торговых центров по-прежнему аншлаг - сюда ездят не меньше, пусть и за более скромными покупками.
Пробка благополучия

Когда устаешь наблюдать, как у машины впереди загораются и гаснут стоп-сигналы, трудно поверить, что в Москве стало меньше пробок. И действительно, сократилось не количество, а, так сказать, качество пробок, объясняет руководитель службы сбора и обработки информации аналитического центра "Яндекс.Пробки" Владислав Бородин. Это следует понимать так: узкие места где были, там и остались, загруженность дороги определяется ее пропускной способностью, и в часы пик количество автомобилей, проходящих через заданную точку, по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Но изменились сами часы пик - период пробок потерял в продолжительности. "Они образовываются позже, а заканчиваются раньше,- говорит Владислав Бородин.- Если раньше тот или иной участок стоял с четырех часов дня до десяти вечера, то теперь заторы возникают ближе к шести, а ликвидируются уже около восьми". По данным сервиса "Яндекс.Пробки", в 2008 году транспортный трафик в Москве увеличивался постоянно, а в нынешнем прирастал только первые два месяца после обычного новогоднего затишья. В феврале трафик стабилизировался и с тех пор не растет. В итоге, по статистике "Яндекс.Пробок", практически на всех магистралях, за исключением тех, где ведется строительство, количество транспорта относительно прошлого года снизилось на 10-20%.

В Центре организации дорожного движения при правительстве Москвы с такой оценкой согласны. "Речь идет о снижении интенсивности транспортных потоков на 10-15%",- говорит Павел Козлов, руководитель этого центра. Интенсивность каких именно потоков - грузовых или легковых - упала сильнее, Павел Козлов ответить затруднился, заметив, что подобных исследований не проводится. "Меньше стало и легковых, и грузовых автомобилей, однако в марте, по данным, которые мы получаем с детекторных комплексов и видеокамер, наблюдалось увеличение количества грузовых автомобилей",- сообщает Владислав Бородин.

Московские пробки подвластны общей закономерности, отмечает издание The Wall Street Journal: после стабильного роста в течение последних пяти лет плотность транспортных потоков упала, например, в Великобритании, Франции, Бельгии, Индии или ОАЭ. Мировая тенденция наметилась еще осенью 2008 года.

"В нашей стране аналогичный по масштабам спад наблюдался разве что в начале 1990-х годов, когда объем грузоперевозок терял 50%",- утверждает Виктор Досенко, первый вице-президент Международной академии транспорта.

Между тем снижение трафика улучшило ситуацию с ДТП. В первые три месяца 2009 года в результате ДТП погибло около 4,5 тыс. россиян, заявил на днях глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов. Это почти на 15% меньше, чем в первом квартале 2008 года.

Ежегодно московские пробки наносят экономике города ущерб в размере около 40 млрд руб., заявил Виктор Кирьянов в интервью агентству Interfax. "В расчет брались потери времени на передвижение и отрицательное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду",- уточнил чиновник. "Пробки - безусловный негатив, это пустая трата рабочего времени, потеря сил и, как следствие, потери в ВВП",- говорит Сергей Пекарский, заместитель заведующего лабораторией макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ.

При том что пробки наносят вред экономике, они - показатель ее развития. "Если экономическая ситуация и дальше будет ухудшаться, а пока признаков того, что будет по-другому, нет, коммерческая составляющая трафика продолжит уменьшаться",- уверен Дмитрий Баранов, ведущий эксперт "Финам Менеджмент". Однако, полагает аналитик, в Москве, учитывая ее уникальные особенности, выпадающая часть потока будет замещаться личным транспортом и особого облегчения транспортной ситуации ждать не следует.

"Грузопотоки чрезвычайно чувствительны к общеэкономической ситуации,- говорит Наталья Сорокина, аналитик "Уралсиб Кэпитал".- Последствия таких масштабных макроэкономических явлений, какие наблюдаются сейчас, заметны не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных регионов и даже городов". Но если начнутся изменения к лучшему, это сразу отразится и на грузопотоках, уверена эксперт. Сами транспортники упоминают здесь одно "но": трафик, конечно, восстановится, но кризис удастся пережить далеко не всем из ныне действующих перевозчиков.

Грузовой фронт

Следя за интенсивностью трафика, можно получить представление о ситуации в самых разных сферах экономики, говорит Дмитрий Баранов. Например, уменьшение перевозок строительных грузов указывает на падение объемов строительства, аналогичную мысль рождает уменьшение перевозок грузов промышленных предприятий. "Своеобразный индикатор получается - снижение транспортных потоков сигнализирует, что соответствующие отрасли дают все меньше поступлений в бюджет, уменьшается их вклад в ВРП, в этих отраслях сокращаются рабочие места, увеличивается социальная напряженность",- объясняет эксперт.

"Реальная картина того, что происходит в транспортной сфере как на федеральном, так и на муниципальном уровне отсутствует: на съезде транспортников России говорилось о том, что по итогам года объем грузоперевозок сократится не то на 20%, не то вдвое,- сетует Виктор Досенко, первый вице-президент Международной академии транспорта.- Все это объясняется на пальцах, прозрачных методик расчета у транспортников нет".

В ближайшее время, считает эксперт, объем грузовых перевозок расти не будет, так как не ожидается подъема в промышленном производстве. В итоге спад в отрасли продолжится и по итогам года, вероятно, превысит 50%. "Снижение интенсивности транспортных потоков, в первую очередь, связано с плохой ситуацией в грузоперевозках. Это заметно во всех регионах, в том числе и в Москве, где, например, одно из крупнейших транспортных предприятий, Автокомбинат N1, заявляет о переходе на работу в режиме трех дней",- рассказывает Виктор Досенко.

Первый автокомбинат им. Г. Л. Краузе (у предприятия около 1,3 тыс. "моторных единиц" и более 2 тыс. водителей), по словам его коммерческого директора Игоря Калинчука, попал в такую ситуацию в январе 2009 года. "Мы занимаемся исключительно строительными грузами, а они просели больше всего,- рассказывает он.- Под конец года строители гнали сдачу квартир, многие работали в три смены, зато после праздников муниципальный сектор сильно затормозился, частные компании заморозили большую часть объектов".

Объемы перевозок автокомбината в первом квартале упали на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рабочая неделя в ряде филиалов предприятия сократилась, упали на четверть зарплаты водителей. "Сейчас для нас главное - сделать рабочую неделю хотя бы четырехдневной, разделив заказы поровну между всеми московскими филиалами,- говорит Игорь Калинчук.- Иначе потеряем водителей - многие из них в Москву приехали из других регионов и сейчас думают о том, чтобы вернуться домой". Калинчук надеется, что летом, с началом строительного сезона, ситуация в отрасли начнет выправляться. "Мы полностью зависим от заводов: СУ-155, ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3,- говорит он.- Если от них заказов нет, не повезем же мы на своих панелевозах кукурузу! Вот ДСК-1, крупнейший строительный комбинат, заработал в режиме трех дней - и нам тоже пришлось".

Уменьшились объемы перевозок и многих других грузов, от продуктов питания до мебели. Кроме того, транспортники оказались, как и все, под гнетом долгов. "Проблемы испытывают в первую очередь транспортные компании, которые покупали технику в кредит или по лизинговым схемам,- рассказывает Виктор Досенко.- Лучше ситуация у небольших транспортных предприятий, у которых техника в собственности и при этом оптимизировано управление". Игорь Калинчук, однако, считает, что сравнивать экономику больших и мелких игроков некорректно. "У нас на балансе находится дом отдыха, на нас - социальная ответственность перед ветеранами",- замечает он, в частности.

"Мои машины в январе, феврале и марте не простаивали,- говорит Виталий Железнов, совладелец небольшой транспортной компании "Гу.РУ".- Хотя спад, конечно, заметен. После нового года заказчики взяли паузу, чтобы подвести итоги первого кризисного года, подсчитать, насколько упал их оборот и выработать новую стратегию". Заказов в целом на рынке стало меньше, сообщает Виталий, но мобильно управляемому автохозяйству это портит жизнь не сильно. "Конечно, раньше, обратившись к разным диспетчерам, стройматериалами можно было загрузить любое количество машин,- рассказывает он.- Один диспетчер мог гарантированно обеспечить работой одну из моих машин каждый день. Сейчас - только два дня в неделю. Кроме того, пропала возможность выбирать между заказами. Но работы хватает". По словам Виталия Железнова, раньше цены на перевозку стабильно росли, но уже пять месяцев они не меняются, а строители и сетевые ритейлеры платят даже меньше: "Они вернулись к прошлогодним ценам: в конце 2008 года "Газель" стоила до 400 руб. в час, сейчас - 300 руб.".

Ростом количества заказов могут похвастаться, пожалуй, только транспортники, обслуживающие популярные интернет-магазины. Например, компания "О-Курьер", развозящая на легковушках большей частью товары из магазина Ozon.ru. В первом квартале 2009 года у "О-Курьера", по словам Михаила Гриценко, генерального директора компании, число доставок выросло на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сохранили объемы работы и службы, ответственные за жизнеобеспечение города: с не меньшей интенсивностью ездят мусоровозы, автомобили муниципальных предприятий "Хлебтранс" и "Мосавтохолод" (последнее доставляет, в частности, продукты питания в детские сады и школы, а также медикаменты в городские больницы).

Свои колеса

"Интенсивность движения легкового транспорта также падает. Отдельных автолюбителей кризис вынудил пересесть на общественный транспорт",- говорит Виктор Досенко из Международной академии транспорта.

Правда, в крупных торговых центрах, куда за покупками обычно приезжают за рулем, посетителей меньше не стало. "Проходимость столичных торговых центров "МЕТРО Кэш энд Керри" в связи с кризисом не изменилась,- говорит Оксана Токарева, руководитель отдела правительственных и внешних связей "МЕТРО Кэш энд Керри" в России.- Изменились предпочтения нашей аудитории - в сторону менее дорогих брендов, особенно в средствах гигиены, бытовой химии".

У других крупных торговых центров похожая картина. "Количество посетителей трех московских торговых центров "Мега" в 2009 году не уменьшилось",- говорит Оксана Белайчук, руководитель службы по связям с общественностью IKEA в России (помимо IKEA площади "Меги" арендуют "Ашан", Leroy Merlin, "М.видео" и OBI). Учета заполняемости парковок в "Меге" не ведут, но отмечают, что, хотя у каждого из трех московских центров около 10 тыс. парковочных мест, найти свободное в выходной день сложно - как и до кризиса.

Существенно уменьшили свой вклад в трафик таксисты. "Число заказов начало сокращаться еще в прошлом году: например, в октябре их было на 20% меньше, чем в это же время год назад, аналогичная ситуация была в ноябре,- рассказывает Юрий Юшко, директор компании "МВ-Моторс".- В декабре из-за праздников была пиковая загрузка, но в середине января количество заказов упало на 90% по сравнению с январем 2008 года. В феврале мы вышли только на 30% от обычной для этого времени года загрузки, в марте - на 40-50%. Видимо, уволили все же не всех клиентов".

Да и заказы у таксистов уже не такие доходные. Минимум вдвое уменьшилось количество особо выгодных "дальних" заказов (трансферы в аэропорт, долгие разъезды по городу, поездки за город). Глубокий провал, до 80%, в корпоративном обслуживании. "Сейчас все экономят на такси, в том числе российские представительства иностранных компаний, основные наши заказчики в этом сегменте",- говорит Юрий Юшко. Прогноз на лето: в лучшем случае таксистам удастся выйти на половину загрузки даже не 2008 года, когда бизнес был на пике благополучия, а 2007 года. То, что дороги освобождаются, водители такси замечают на своем доходе. Раньше они могли зарабатывать до 70 тыс. руб. в месяц, сейчас, когда поездок меньше и они короче, вдвое меньше. "Компании, развивавшиеся за счет кредитов или покупавшие машины по лизинговым схемам, пострадали больше всего,- говорит Юрий Юшко.- Кто-то пытается избавиться от теряющего рентабельность бизнеса, продает автопарк или компанию целиком. Цена вопроса - остаточная кредитная стоимость".

Общественная нагрузка

Падает пассажиропоток и у столичного метро - как сообщил начальник метрополитена Дмитрий Гаев, с октября 2008 года. В ноябре потери составили 1% (в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года), в декабре - 3,6%. За первый квартал 2009 года пассажиропоток подземки потерял 5,8%.

"В январе 2009 года метрополитен в сутки перевозил в среднем на 297 тыс. пассажиров меньше, чем год назад,- рассказывает Гаев.- В феврале - на 390 тыс., в марте - более чем на 500 тыс.". Между тем в 2000-е годы пассажиропоток в метро только рос, в отдельные периоды (например, перед Новым годом) дело доходило до 10 млн человек в сутки.

В пресс-службе метрополитена текущие потери связывают с ростом безработицы. Заметим здесь, что, по данным Минздравсоцразвития, рост безработицы в Москве - один из самых серьезных в стране, к середине марта количество официально зарегистрированных безработных перевалило за отметку 40 тыс. При этом, по оценке столичного департамента труда и занятости, городская армия безработных пополняется со скоростью более тысячи человек в неделю.

Покинуло метро (и вообще Москву) и множество гастарбайтеров. В рамках борьбы с кризисом правительство столицы урезало квоты на мигрантов более чем в два раза, с 650 тыс. до 300 тыс. человек. Как отмечает управление федеральной миграционной службы по Москве, за первые два месяца 2009 года количество разрешений на работу, выданных иностранным гражданам в столице, сократилось с 66 тыс. до 54 тыс.

Серьезные потери понес и наземный общественный транспорт. Так, по словам Елены Крыловой, руководителя пресс-службы департамента транспорта и связи Москвы, предприятие "Гортранс", которое эксплуатирует автобусы, троллейбусы и трамваи, в первом квартале 2009 года недосчиталось 7% пассажиров. Потерь почти нет только у Московской железной дороги, в том числе, как это ни странно, на пригородных маршрутах. Группа "Автолайн", крупнейший перевозчик на этом направлении в сегменте маршрутных такси (у компании около 2 тыс. рейсовых автобусов), существенного уменьшения количества пассажиров тоже пока не наблюдает, работает с обычной интенсивностью. "Незначительное падение пассажиропотока было в начале 2009 года, но сейчас ситуация выровнялась",- сообщают в пресс-службе компании.

В ситуации с транспортным потоком ничего сложного нет, благодушно замечает Сергей Пекарский из ГУ-ВШЭ: трафик будет восстанавливаться на всех фронтах согласно росту экономической активности. Будет снова хорошо - опять станет не проехать.
Олег Хохлов, "Коммерсант"

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokf.ru/auto/2009/04/14/091402.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
Вы в правдивость поданных президентом, премьером и министрами деклараций о доходах верите?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное