Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька


Рокфеллер - в деньгах счастье
02.09.2008
       РОКФЕЛЛЕР В деньгах счастье Рокфеллер - новости с позиции личного кошелька
http://www.rokf.ru

    АВТО  |  КАРЬЕРА  |  НЕДВИЖИМОСТЬ  |  БАНКИ  |  НАЛОГИ  |  ИНВЕСТИЦИИ  |  ВАЛЮТА  |  ДОМ И БЫТ  |  СТРАХОВАНИЕ  |  СОЦИУМ  |  ОТНОШЕНИЯ  |  РАЗНОЕ  |  ФОРУМ

НОВОСТИ

Сложности с образованием новых государств связаны с тем, что до сих пор неясно: какой из двух фундаментальных принципов международного права - нерушимости границ или права наций на самоопределение - более важен. Обычно международное сообщество более ценит первый принцип, поскольку опасается неуправляемой цепной реакции распада многонациональных государств.
Принцип территориальной целостности государств впервые был установлен в 1648 году. Тогда был заключен Вестфальский мир, который положил конец серии войн, бушевавших на европейском континенте. Переговоры в Вестфалии положили конец Тридцатилетней войне - фактически, конфликту между католиками и протестантами, где на одной стороне воевали Швеция, Богемия, Дания, Нидерланды, Шотландия, Англия и Саксония, а на другой - Испания и Священная Римская империя и пр. "Восьмидесятилетней войной" обычно называют борьбу Нидерландов за независимость от Испании. Одним из положений Вестфальского мира, который перекроил государственные границы в Европе, стал принцип, согласно которому незаконным было признано внешнее вмешательство во внутренние дела государства, то есть, принцип территориальной целостности государства. Этот постулат ныне общепринят и входит во все фундаментальные международные соглашения. Однако одновременно Вестфальский мир, фактически, утвердил принцип права наций на самоопределение. Дело в том, что до восстания голландцев против Испании не подвергалось сомнению право монархов решать судьбы своих подданных. Однако в случае с Нидерландами, недовольство подданных привело к тому, что монарх утратил это право. При подписании Вестфальского мира европейские державы фактически признали это и согласились признать границы независимых Нидерландов. В долгосрочной перспективе это решение привело к уничтожению большинства европейских монархий, появлению многих независимых государств и серьезной перекройке государственных границ. Известный ученый-политолог Джон Рагги назвал Вестфальский мир "наиболее важным изменением в международной политике за тысячелетие".

Американский историк Дэвид Армитадж, автор книги "Декларация Независимости: Глобальная История", утверждает, что следующим документом международного значения, который подтвердил право наций на самоопределение, стала Декларация Независимости США, принятая в 1776 году. Показательно, что попытка 13-ти североамериканских колоний получить независимость от Британской Империи была крайне негативно воспринята многими современниками. По мнению Армитаджа, Декларация Независимости США кардинально изменила мир, превратив его из "мира империй" в "мир суверенных государств". По образу и подобию американской Декларации были написаны декларации независимости более ста государств.

В 1945 году была принята Хартия (Устав) ООН, которая базируется на принципе территориальной целостности государств: этот принцип запрещает использование силы для разрешения международных диспутов. Так, Статья 2 (пункт 4) гласит, что "Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".

В 1970 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила "Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", в которой, с одной стороны, указывается, что "территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны". С другой стороны, в том же документе указано, что "создание суверенного и независимого государства (...) или установление любого другого статуса, свободно определенного народом, являются формой осуществления этим народом права на самоопределение" и что "каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорилось выше (...), их права на самоопределение, свободу и независимость".

В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В ней также присутствуют взаимоисключающие положения. Так, пункт 1 гласит, что "подчинение народов иностранному игу и господству (...) являются отрицанием основных прав человека, противореча Уставу ООН", а пункт 6 - что "всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН". В то же время пункт 2 указывает, что "все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие".

В 1966 году в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах это положение ("все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие") вошло полностью (часть 1, глава 1), а право государств на территориальную целостность в этом документе упомянуто не было.

В 1975 году был подписан Заключительный Акт Хельсинского Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Он также подтвердил принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся в Европе после окончания Второй Мировой войны. В тексте соглашения, в частности, указано, что "Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость" (статья 2) и "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы" (статья 3).

Одновременно, статья 8 этого же документа гласит: "Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. (...) Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".

Взаимоисключающие положения Хартии ООН и Хельсинского Акта неоднократно подтверждались в рамках других международных договоров и конвенций, в том числе, и на европейском уровне. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского Университета, называет этот парадокс "ловушкой самоопределения".

Карен Паркер, автор книги "Случай Самоопределения", отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В 20 веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый "декларативный" способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый "конституционный" - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство признает независимый статус другого и полномочия его правительства (в международной практике всегда признается правительство той или иной страны, а не сама страна). Существует два типа официального признания - "де-факто" и "де-юре". Признание "де-факто" (то есть, на основе факта существования данной структуры) имеет "неофициальный" характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание "де-юре" (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание "де-факто" предшествует признанию "де-юре". К примеру, Великобритания "де-факто" признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а "де-юре" - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство "Талибана", которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001-е годы, было признано лишь тремя государствами мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавалось легитимным более, чем 70-ю государствами. В июне 1940 года советскими войсками были заняты Латвия, Литва и Эстония. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Тень независимости

Объявление независимости не всегда приводит к тому, что страна действительно искомую независимость обретает. Показателен пример Филиппин. В 1898 году временное правительство этой страны издало Декларацию о независимости от Испании - испанский флот ранее был разгромлен ВМФ США. Однако ни Мадрид, ни Вашингтон независимости Филиппин не признали. Более того, они заключили соглашение, согласно которому Филиппины перешли во владение США. Реальную независимость Филиппины получили лишь в 1946 году, когда Вашингтон признал декларацию, выпущенную пятью десятилетиями ранее.

Однако и эта история не вполне точна. Теодоро Агонсильо  в "Истории Филиппинского Народа" отмечает, что в 1898 году в тексте пресловутой декларации независимости указывалось, что она достигается исключительно "под защитой могущественного и гуманного североамериканского народа". Эта декларация была выпущена не вполне легитимным правительством - оно не было избрано, а самоназначено, более того, с современной точки зрения это была обычная диктатура, подавлявшая политических оппонентов любыми, в том числе и крайне жестокими, средствами. То есть, говорить о том, что авторы декларации независимости выражали волю всего филиппинского народа, не приходится. Следовательно, с юридической точки зрения независимость современных Филиппин основана на весьма зыбком фундаменте, что, тем не менее, не мешает филиппинскому государству благополучно существовать.

Аналогичная история произошла в США. 4 июля США отмечают один из двух главных национальных праздников - День НезависимостиIndependence Day. Официальная версия истории этого праздника гласит, что 4 июля 1776 года собравшиеся в Филадельфии делегаты Континентального Конгресса (предтеча современного Конгресса) подписали декларацию, которая формально объявила о том, что североамериканские колонии Великобритании считают себя независимыми. 6 июля 1776 года текст Декларации был впервые опубликован в газете (ныне несуществующая Pennsylvania Evening Post). 8 июля текст Декларации был впервые зачитан на центральной площади Филадельфии. Через год - 4 июля 1777 года - американцы впервые отпраздновали День Независимости.

Однако реальность была несколько иной. Для начала, будущие американцы не особо сильно жаждали обрести независимость. Из 13-ти колоний "за" проголосовали только 9. Пенсильвания и Южная Каролина проголосовали против, Делавэр не принял определенного решения, а Нью-Йорк воздержался. Кроме того, после того, как США обрели независимость, тысячи колонистов предпочли бежать из новорожденного государства в другие британские колонии - прежде всего, в Канаду и Вест-Индию. Неточности на этом не заканчиваются. Независимость США была впервые провозглашена не 4-го, а 2-го июля. Факт подписания Декларации Независимости 4-го июля в Филадельфии всеми делегатами Континентального Конгресса также является не более, чем легендой. Большинство делегатов поставили свои подписи лишь 2 августа, а некоторые затянули с этим до конца месяца. Впервые это было доказано в 1884 году, когда американский историк Меллон Чэмберлен проверил протоколы Конгресса за 1776 год. Любопытно, что в Лондоне - столице Британской Империи - о том, что некоторые североамериканские колонии отделились, узнали лишь 30 августа, поскольку трансатлантические коммуникации в ту пору были развиты плохо.

Более того, США не получили вожделенную независимость 4-го июля 1776 года. Государственный суверенитет новорожденное государство официально обрело лишь 3 сентября 1783 года после окончания кровопролитной войны и подписания соответствующего договора с отныне бывшей метрополией - Британской Империей.

В ином порядке проходили события в Тайване: это государство сперва получило независимость, признанную большей частью международного сообщества, но впоследствии ее лишилось. В 1949 году лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун в Пекине объявил о создании Китайской Народной Республики. Эта декларация стала одним из результатов кровопролитной гражданской войны между коммунистами и националистами. США не признали заявление Мао, считая "правильным" китайским государством Тайвань (столица Тайбэй), куда эвакуировались разбитые националисты во главе с генералиссимусом Чан Кайши (США, которые оккупировали остров после Второй Мировой войны, дали Чан Кайши соответствующее разрешение). Тогда перед странами мира была поставлена нелегкая задача: какой из двух китаев является "правильным" - поскольку и Пекин и Тайбэй декларировали, что именно они представляют легитимную китайскую власть и должны управлять всей территорией страны.

СССР и социалистические страны признали Китай немедленно, Вашингтон отказывался признавать его два десятилетия. Представители Тайваня занимали место Китая в ООН. В июле 1971 года Вашингтон формально объявил о начале проведения политики "двух Китаев" - то есть, де-факто, признал, что Тайвань и Китай являются двумя независимыми государствами. Чуть позже, в октябре 1971 года, Тайвань лишился своего места в ООН - тайваньцев заменила делегация Китая. Китайские делегаты также заняли место постоянного члена Совета Безопасности ООН, которое ранее принадлежало Тайваню.

В 1972 году США признали, что Тайвань является частью Китая. До этого США официально считали столицей Китая не Пекин, а тайваньский Тайбэй. Действия США и ООН вызвали цепную реакцию - многие страны мира перенесли свои посольства из Тайбэя в Пекин. В 1978 году США объявили о прекращении дипломатических отношений с Тайванем, а в 1979 году установили дипломатические отношения с Китаем (фактически, США "передали" Китаю дипломатический статус, которым ранее пользовался Тайвань).

Тогда же США официально признали принцип "одного Китая", согласно которому Тайвань является составной частью Китая. Это признание означало окончание дипломатических связей США и Тайваня. Однако Вашингтон сохранил экономические, культурные и военные связи с Тайбэем (в здании посольства США начала работать новая организация Американский Институт на Тайване, которая, де-факто, выполняет ряд дипломатических функций, в ее составе работают карьерные дипломаты, на время тайваньской командировки ушедшие в отставку. В свою очередь, частная тайваньская организация Тайваньский Офис Экономических и Культурных Представителей имеет представительства в Вашингтоне и 12-ти городах США. Сотрудниками TECRO являются профессиональные дипломаты, которые также не числятся на госслужбе на время работы в США. Конгресс США принял специальный закон, поддерживающий подобные неофициальные связи. Тайвань официально признают лишь 26 государств.

С середины 1970-х годов Тайвань постоянно подчеркивает, что он не является частью Китая и, более того, никогда таковой не являлся. Аргументы приводятся следующие: остров и материк находятся на значительном расстоянии друг от друга; тайваньский национальный характер, традиции и язык серьезно отличаются от китайского; Тайвань последовательно входил в состав Нидерландской, Испанской и Португальской империй, что говорит о его особом статусе; Китайская империя объявила Тайвань своей провинцией лишь в 1887 году, уже в 1895 году передав его Японии - следовательно, нельзя говорить о том, что Пекин имеет исторические права на этот остров. Специалист по международному праву Майкл Рейсман, автор исследования "Кто Владеет Тайванем", делает следующий вывод: Тайвань не принадлежит китайским коммунистам и китайским националистам, а тайваньскому народу. В Китае и ООН эту интерпретацию не признают.

Еще более парадоксальная ситуация сложилась вокруг Турецкой Республики Северного Кипра. Это государство образовалось в результате борьбы Греции и Турции за контроль над островом, где исторически проживали две враждующие общины - греческая и турецкая.

В 1960 году остров получил независимость от Великобритании, в конституции новорожденного государства декларировались равные права обеих общин. В 1974 году на Кипре произошел переворот, организованный греками-киприотами при активной помощи Греции. Через семь дней турецкие войска вторглись на остров и оккупировали его северную часть, где проживала большая часть этнических турок. Интервенция проводилась под предлогом защиты мирного турецкого населения от греческого геноцида. После того, как гражданская война на острове завершилась, на части его территории остались турецкие войска, продолжавшие выполнять, как заявляла Анкара, гуманитарную и миротворческую миссию.

В 1983 году Турция и турки-киприоты сделали следующий шаг: была провозглашена независимая Турецкая Республика Северного Кипра, которая немедленно попросила Турцию об оказании военной и экономической помощи. Тем не менее, Совет Безопасности ООН признал эти действия незаконными.

В 2004 году произошло знаковое событие: Кипр был целиком включен в состав Европейского Союза "де-юре", однако "де-факто" Северный Кипр в состав единой Европы не входит. Его граждане не могут посещать Европу, пользуясь своими паспортами. Это государство сталкивается и с иными проблемами: например, с ним отказываются вести дела многие международные организации, регулирующие транспортную, торговую, финансовую и пр. сферы деятельности.
Washington ProFile

Постоянный адрес статьи:
http://www.rokfeller.ru/different/2008/08/28/095037.html
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ




ПАМЯТКА
СЛОВАРЬ
ОПРОС
Визу в Грузии теперь на границе не получить. Поедете ли вы теперь в Грузию?


       Rokfeller   E-mail: info@rokf.ru
Размещение рекламы
Экспорт материалов
(RSS Feed)


В избранное