Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости кино-теле-шоу-бизнеса и фестивалей


НОВОСТИ кино- теле- шоу-бизнеса и фестивалей
Рассылка № 48 (253) от 28 октября 2006



Открытый конкурс переводчиков :
Как делаются фильмы в Голливуде


Представьте себе маленького ребенка, глаза которого расположены на уровне пола, уставленного множеством миниатюрных игрушек, тщательно сконцентрировавшегося на создании выдуманного им, «понарошнего» мира. Для этого ребёнка данные игрушки не маленькие фигурки, сделанные из пластика или дерева. Это реальные характеры с реальными поступками. Ребёнок разворачивает действие, конструирует сцены, существующие в его воображаемом мире.

Смотря через объектив камеры как актёры оживляют написанную автором историю, создатель фильма также заглядывает и в свой воображаемый мир. Режиссёр, продюсер, актёры, сценарист и редактор – все они основные участники путешествия от начальной задумки фильма до его завершения. Во время этого захватывающего мероприятия тысячи маленьких деталей – а часто и сотни людей – собираются вместе, чтобы создать Голливудский фильм.

Присоединяйтесь и Вы к нам для исследования этого творческого процесса, начинающегося с написанных сценаристом слов и до финального редакторского монтажа. Попробуйте написать свой собственный диалог к какой-либо сцене или поставьте себя на место продюсера, руководя производством фильма.

Написание сценария
1890-й год. Режиссёры, редакторы и операторы снимают немые фильмы с помощью «сценариста», как правило, бывшего водевильного актёра, который придумывает смешные ситуации. Но где же настоящие сценаристы? Эти первые фильмы на заре кинематографа не нуждались в них. Без звука не было необходимости в диалоге.

Всё резко изменилось с появлением звукового кино в 1920-х годах. Оказалось, что актёру надо что-то говорить. Голливуд наводнили толпы пишущей братии с Бродвея, из мира литературы и журналистики. В течении короткого периода 1930-х годов для Голливуда писали авторы с мировой славой: Вильям Фолкнер (William Faulkner), Френсис Скотт Фитцжеральд (F.Scott Fitzgerald), Бертольд Брехт (Bertolt Brecht) и Томас Манн (Thomas Mann).

В 1932 г. Вильям Фолкнер заработал 6 тыс. долларов и право на сценарий – значительная сумма по тем временам. Пятью годами позже Френсис Скотт Фитцжеральд зарабатывал 1,250 долларов в неделю – это были самые большие заработки в его жизни; их хватило на то, чтобы рассчитаться с имевшимися у него на то время серьёзными долгами. Несмотря на щедрое вознаграждение их труда, условия, при которых работали эти писатели с мировым именем, были далеко не идеальными. Голливуд был похож на фабрику, где производство фильмов было поставлено на поток. Сценаристы при этом занимали самую низкую ступеньку «производственной» лестницы.

К концу Второй мировой войны сценаристы жаловались на их незавидное место в Голливудской машине по производству фильмов. Леонард Шпигельгасс (Leonard Spigelgass), редактор «Кто Пишет для Кино и Что Ещё Он Написал» (Писательский Гид, 1960), так подытожил ситуацию:

«На протяжении многих лет нас называли «наёмными писаками», высокооплачиваемыми секретарями, слепыми исполнителями в руках режиссёра или продюсера, халтурщиками, ремесленниками, распродающими свой талант, ренегатами, отказавшимися от своих убеждений, механическими роботами. Никаких Пулицеровских премий для нас, никакого упоминания наших имён при номинации на Нобелевскую премию по литературе...»

Труд сценаристов продолжал оставаться малопрестижной профессией, несмотря на тяжёлую работу, вплоть до того времени, когда в мире кино произошли важные сдвиги.

Начала расти популярность «звёзд» кинематографа и писатели часто находили среди них своих союзников. Иногда «звёзды» требовали заказать сценарий к своему фильму у определённого автора, как это случилось с Катриной Хепбёрн (Katherine Hepburn) и фильмом «Женщина года» («Woman of the Year»). Хепбёрн принесла сценарий на обсуждение в студию, руководимую Льюисом Майером (Louis B. Mayer), и его авторы, сценаристы Ринг Ларднер-младший (Ring Lardner Jr.) и Майкл Кенин (Michael Kanin), получили 100 тыс. долларов за право его экранизации.

Кроме того, несколько авторов сумели получить право на творческий контроль за своей работой в процессе съёмок фильма. Джон Хьюстон (John Huston), известный создатель фильмов, начинавший как сценарист, потребовал внести пункт в его контракт со студией, который давал ему право участвовать в съёмках фильма. Сценарист заслуживал бóльшее уважение, если он демонстрировал настоящий талант в режиссировании.

Постепенно, сценаристы становились всё более важными игроками в системе студий. Но и в этой ситуации, некоторые из них отказались от стабильной и хорошо оплачиваемой работы на студиях ради того, чтобы не зависть от любого, кто держал бразды правления – студий, «звёзд» или других участников процесса создания фильма. К концу 1940-х годов написание сценариев стало прибыльной профессией.

Режиссирование
Режиссёрское видение фильма определяет, как он будет смотреться и восприниматься зрителем. Он или она (режиссёр) – это та творческая сила, создающая картину и ответственная за превращение слов сценария в образы на экране. Актёры, операторы, сценаристы и редакторы вращаются вокруг режиссёра подобно тому, как планеты движутся вокруг солнца. Несмотря на центральную роль режиссёра, большинство голливудских фильмов рассчитано на то, чтобы увлечь публику сюжетом картины, при этом не все сознают, что это сделано рукой режиссёра. Многие талантливые режиссёры с длинным послужным списком признанных зрителем фильмов столь умело бывают «невидимыми», что они мало известны обычному зрителю.

Режиссёрское видение картины
Преставьте, что вас назначили режиссёром голливудского фильма. Вам дали сценарий, который получил «зелёный свет» (был одобрен для съёмок) у руководства студии. По его прочтению вы начинаете представлять себе, как это будет выглядеть на экране. Вы видите для себя игру персонажей. Вы размышляете об освещении и слышите звуковое сопровождение будущего произведения. Вы погружаетесь в сюжет вплоть до финальных слов: «конец фильма».

Когда вы закончили чтение сценария, вы задаёте себе несколько ключевых вопросов. Какова основная идея и замысел сценария? Как трактует сценарий в целом человеческие характеры? Вы также рассматриваете сценарий с точки зрения его динамизма. Как перевести текстовой сценарий на язык зрительного восприятия? Каков будет зритель? Как режиссёр, вы должны испытывать страсть к будущему фильму. Полное проникновение в фабулу картины поможет выполнить вам свою работу максимально хорошо, но впереди ещё огромный труд.

Если вас наняли в качестве режиссёра картины, возможно вам понадобится помощь в исправлении существующего сценария применительно к его экранизации. Хороший сценарий – залог успеха будущей картины, но даже прекрасный текст может потребовать изменений или корректировки для наилучшего воплощения его на большом экране. Иногда продюсер хочет сам переделать сценарий, а затем изменённый отдать режиссёру для работы. В некоторых случаях, режиссёр может начать работать с автором текста на ранних стадиях создания сценария, чтобы не вносить в него в дальнейшем серьёзных изменений. Сегодня планирование фильма начинается ещё до написания сценария. Режиссёр или продюсер сначала покупают права на сюжет, а затем находят сценариста. Но каким бы не был путь от создания фабулы произведения до её воплощения на экране, режиссёр играет важную роль в том как история, положенная в основу фильма, будет отражена в картине.

Подбор состава исполнителей и съёмочной группы
Люди, с которыми вам предстоит работать, и актёры, и съёмочная группа, которая трудится за сценой – очень важный фактор для успеха фильма. Правильно подобранная команда будет понимать и уважать ваше видение будущей картины, её члены будут хорошо сотрудничать друг с другом и привносить свой собственный талант в процесс производства фильма. Обычно продюсер картины подбирает сам рабочую группу, но мнение режиссёра особенно важно, когда речь идёт о привлечении ключевых фигур, например, актёров на ведущие роли.

Руководитель производства фильма отвечает за достоверность декораций и оформления. По сути, он – архитектор фильма, работающий над тем чтобы ваше восприятие картины сделать реальностью. Руководитель производства находится в тесном сотрудничестве с художественным директором и ответственным за декорации, стремясь к тому, чтобы все видимые детали были бы точными и правильно бы отражали стиль и образ показываемого времени.

Главный оператор помогает воссоздать то, как вы видите фильм, сцена за сценой, организует съёмки и руководит линейными операторами. Часто операторами являются художники с опытом в области рисования или фотографии. Их задача – создать и перенести на экран образы и их ракурсы, наилучшим образом отображающие линию сюжета.

Актёры, которых вы выбрали, должны воплотить сюжет картины в жизнь. Ваш отбор исполнителей должен базироваться на таких критериях, как профессиональная пригодность (независимо, будет ли это актёр на главную роль или он должен работать на заднем плане), и на здоровом чувстве интуиции. Часто руководитель по подбору исполнителей или продюсер могут помочь вам подобрать нужных людей.

Съёмки и послесъёмочный этап
После месяцев и даже лет подготовки, откладывания, переделок окончательный вариант сценария готов и создание фильма переходит в фазу предпроизводства. На этом этапе уточняется бюджет картины, планируются сцены и декорации и готовится график съёмок. Сотрудник сценарного отдела студии занимается визуальным представлением каждого кадра в консультации с режиссёром, главным оператором и декоратором. До съёмки самого первого кадра, фильм планируется от начала и до конца на бумаге. Финальные стадии предпроизводственного этапа включают недели репетиций, установки декораций и выбора места съёмок.

С началом съёмок вам будет необходимо продолжать излагать ваше видение картины актёрам и съёмочной группе. В случае необходимости от вас может потребоваться импровизация для разрешения могущих возникнуть сложностей и улаживания проблем. Такая гибкость и создаёт различие между производством обычного фильма и исключительного. В среднем, вы сможете снимать в день три страницы сценария, что эквивалентно трём минутам экранного времени. По окончании съёмок сотни тысяч футов (метров) плёнки должно быть собрано в связный сюжет. Дни и недели съёмок дают в результате всего несколько минут экранного времени. В комнате редактора ваше видение будущей картины может опять ожить, а может исчезнуть. Под вашим руководством редактор картины и звукорежиссёр закончат необходимую часть технической работы, требуемой на данной стадии. Ваша «режиссёрская правка» фильма (которую вы проводите с редактором) может и не быть окончательным вариантом, который увидят зрители. Продюсеры фильма могут решить вырезать некоторые сцены или использовать отдельные куски фильма для создания определённого эффекта. Редактирование – это коллективный процесс, финальный шаг в трудной работе переноса вашего видения картины в жизнь, к зрителю.

Ваш статус режиссёра, а также условия вашего контракта со студией, определяют ваши права при решении того, какая версия фильма будет выпущена в прокат. Может оказаться, что режиссёру не нравится окончательный монтаж фильма и он решает, что его имя не должно упоминаться в финальных титрах картины. В этом случае в перечне создателей фильма указывается имя Alan Smithee в качестве режиссёра. Alan Smithee это не реальная личность, но это имя используется в тех случаях, когда режиссёр не хочет, чтобы его имя связывали с данным фильмом.

Продюсирование
Продюсер фильма – это администратор, организатор и гид, помогающий сотням людей достичь финальной цели: закончить фильм в установленные сроки, уложиться в выделенный бюджет и сделать так, как хотел режиссёр. Продюсер управляет всеми аспектами процесса производства картины – с начальной концепции, к сценарию и подготовке бюджета и до съёмок, постпроизводственной стадии и выпуска фильма на экраны. Он или она при этом могут и не уметь писать истории, режиссировать, редактировать или не в состоянии помочь сценаристам, режиссёрам, редакторам или актёрам делать их работу.

Основная проблема продюсера – это бюджет картины. Продюсер должен работать в пределах бюджета, творчески выбирая наиболее подходящих людей и решения для переноса сценария с бумаги на экран. Если все выделенные деньги будут потрачены до завершения проекта, то фильм не сможет быть закончен, напечатан, он не может быть тиражирован, его не смогут разослать потребителям и он не появится в кинотеатрах. Многие инвесторы, вкладывающие деньги в производство фильмов, страхуют свои вложения путём «долговых обязательств по завершению» для того, чтобы избежать часто катастрофических финансовых результатов от незаконченности фильма.

Вопросы? Жалобы? Продюсер должен выслушать их все, при этом оставаясь очень дипломатичным при разрешении возникающих проблем. Продюсер должен знать всё (или знать, где найти информацию обо всём), быть «ручным» или «неприступным» в зависимости от ситуации, и понимать повседневные потребности и сложности материально-технического обеспечения кинематографа. Прекрасно осознающий задачи студии и человеческие нужды, продюсер всегда помнит о своей главной цели: закончить фильм.

Актёрское искусство
Ни один оператор или редактор, какими бы талантливыми они бы не были, не могут превратить заурядное исполнение роли в выдающееся. Правильно подобранный актёр сможет придать тексту сценария волнующую новую глубину и яркие оттенки. Главная задача актёров – это передать эмоции зрителям, превратить слова и идеи сценария в жизненные коллизии. Даже кукольные персонажи выражают индивидуальность актёров, находящихся за сценой.

Поставьте себя на место актёра. Раньше вы работали в Нью-Йорском театре, но решили себя попробовать в кинематографе. Вы упаковали свои вещи и двинулись в Голливуд. Там вы встретили других актёров и записались в творческую мастерскую, чтобы постоянно оттачивать там своё мастерство: ставить голос, пластику тела и развивать ваше воображение. Вы подыскиваете себе агента и имеете несколько своих фотографий для рекламных целей.

Вам повезло, вы нашли агента, который посылает вас на собеседования, где вы встречаетесь с руководителями по подбору исполнителей для фильмов и принимаете участие в пробах. В течении 2-х месяцев вы пробуетесь на 23 роли, но не подходите ни для одной из них. Наконец, вас пригласят сниматься в фильме. Роль небольшая, но вполне достаточная для того, что если её сыграть хорошо, то у вас появятся перспективы получить в дальнейшем больше работы и новые возможности для съёмок. Когда шок от пережитого спадёт, вы начнёте готовиться.

Вхождение в роль
Ваш агент достанет для вас копию сценария. Это дедектив под названием «Брусничный холм» («Blueberry Hill»). У вас роль Эмили Грубоски (Emily Grubowski), простой, озлобленной жены бывшего офицера полиции. За весь фильм у вас три сцены, что даёт вам приблизительно две минуты экранного времени. Так или иначе, но вы должны связать свой персонаж как можно теснее со своим характером. Вы читаете и перечитываете весь сценарий, а не только свои собственные сцены.

Как актёр, вы должны уметь перевоплощаться во многих людей. Для того, чтобы Эмили на экране выглядела правдоподобно, вы должны привнести в эту роль те черты своего характера, которые в наибольшей степени соответствуют натуре вашего персонажа. Вам необходимо мысленно заглянуть в себя и найти способы наиболее точно передать чувства печали и горечи вашего героя.

Вы подробно изучаете роль. Для того, чтобы запомнить свой текст, вы должны учить его по частям. Простое заучивание текста без понимания роли не принесёт вам большой пользы. Разбираясь в роли Эмили, вы узнаёте о ней больше, чем это видно при поверхностном, первом знакомстве с ролью. Злость, горечь этой женщины вызваны постоянными нападками её мужа. Но с другой стороны она боится потерять его и хочет его защитить. Это сложный характер, хотя его экранное время в этом фильме краткое.

Вы просите своего друга, тоже актёра, помочь вам порепетировать свою роль и после упорных тренировок у вас появляется уверенность, что вы сделали всё, чтобы подготовиться должным образом. Можно начинать съёмки.

Монтаж
Монтажёр должен знать, как изложить сюжет фильма, быть опытным политиком, когда приходиться иметь дело с режиссёрами и руководителями студий, и обладать спокойной и уверенной манерой поведения. В его руках миллионы долларов, выделенных на создание фильма, и ответственность за прохождение его через постпроизводственный этап и попадание его в кинотеатры. Сцены могут быть сняты плохо, а исполнение актёров оставляет желать лучшего, но умелый и творческий монтажёр может так смонтировать фильм, что зрители никогда не заметят этих огрехов.

Для лучшего понимая процесса монтажа представьте, что вы сидите в кинотеатре. Свет гаснет и заглавные титры появляются на первом кадре, изображающем расположенный на побережье океана городок в штате Мен. На экране появляется название: «Брусничный холм». После исчезновения титров вы видите общий план пустующего летнего домика, затем следует средний план, на котором виден загадочно выглядящий человек, который выливает горючую жидкость на траву рядом с домом и чиркающий спичку. Трава занимается огнём; мужчина убегает. Потрескивающий звук огня заглушается смехом юнной девочки, пакующей одежду в картонную коробку и подпевающую своему CD-плейеру.

Кто создал эту сцену? Сценарист, режиссёр, оператор, актёры, специалист по свету, звукорежиссёр и, наконец, монтажёр фильма. Работая рука-об-руку с режиссёром, монтажёр придаёт сценам их окончательный вид. Час за часом просматривая неотредактированный фильм, он монтирует эту сцену продолжительностью в одну минуту. По фильму действие данной сцены происходит в небольшом городке на побережье штата Мен осенним днём после обеда. По правде, мало из того, что видит зритель на экране, происходило в Мене и это конечно не было снято за один день. Актёр, играющий загадочного мужчину, очень вероятно снимался в голливудских декорациях в конце лета. Молодая девушка снималась в других декорациях в начале осени. Первый кадр фильма с изображением прибрежного городка был снят месяцами раннее в Калифорнии, а не в Мене. Песня на CD девочки и потрескивающие звуки огня были записаны на студии. Но когда вы смотрите на законченную сцену все звуки и визуальное изображение работают вместе. Их появление должно совпадать по времени и месту. Это магия монтажа фильма.

Резка и монтажное соединение: конструирование сцен фильма

Монтажёры выбирают звуковое сопровождение и визуальные образы со всего фильма и объединяют их, чтобы получилась цельная картина. Они также планируют как один кадр будет логически плавно переходить в другой. Монтируя начальную сцену фильма «Брусничный холм», монтажёр имеет выбор, например, начать с общего кадра залива, сфокусировавшись на белых пенистых шапках волн и морских буев, усеивающих поверхность океана. В сцене, где трава занимается огнём, монтажёр может использовать эффект «наплывания» кадров, в которых девочка упаковывает вещи в ящик. Имеются десятки возможных естественных переходов от сцены к сцене, из которых монтажёр может выбирать, и каждый вариант создаёт иное видение данных сцен картины.

Монтаж часто начинается сразу же, как фильм был снят. Первые сцены монтируются, чтобы их могли просмотреть продюсер и режиссёр. Иногда, этот черновой вариант также показывают и актёрам, хотя, многие режиссёры стараются не показывать им эти смонтированные сцены из боязни, что это может повлиять на работу актёров

Первое редактирование фильма, называемое «черновым», занимает до трёх месяцев. Окончательный монтаж может потребовать ещё месяц. Иногда монтажёр работает в одиночку, иногда совместно с режиссёром. Звукорежиссёр и композитор фильма присоединяются к ним во время финального монтажа картины, добавляя звуковые эффекты и музыкальное сопровождение. Когда монтаж закончен и режиссёр вместе с продюсером одобрили окончательную версию фильма он отсылается для изготовления негатива картины. Изготовленный негатив точно соответствует финальному монтажному варианту. Этот негатив затем отсылается в кинолабораторию, где с него печатаются копии, которые в свою очередь доставляются в кинотеатры.

В прошлом, редактора работали с копиями негативов, называемых «рабочими копиями», для конструирования сцен фильма и их естественного перехода друг в друга. Когда редактора удовлетворяет финальная версия монтажа фильма, он или она должны составить список монтажных решений, указав в нём каждый кадр фильма и его длину. Список должен соответствовать присваемым номерам, называемых «краевыми номерами», которые печатаются по краю рабочих копий. Эти порядковые номера кадров помогают при изготовлении негатива аккуратно скопировать одобренный рабочий оригинал и разрезать негативы.

Сегодня большинство редакторов используют компьютеры или нелинейные цифровые редакционные системы для монтажа фильма. Это более эффективно, но по большей части, процесс такой же. Рабочие копии с нанесёнными номерами кадров по краям хранятся в компьютере. Редактор приводит в порядок рабочую копию, а затем составляет список монтажных решений, который будет передан для создания точной негативной копии.   

Перевод с английского: Михаил Бабинский


Наши сервисы :

В избранное