Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал "Вопросы Интернет-образования" 29-й номер


Информационный Канал Subscribe.Ru

29-й номер

Редакция журнала "Вопросы Интернет-образования" поздравляет вас с началом учебного года!

Содержание рассылки

Рекомендуем к прочтению

Журнал развивает свою концепцию

Уровень информатизации общества постоянно меняется. В связи с этим необходимо время от времени перестраиваться под реалии сегодняшнего дня. Одной из них является начавшийся проект ИСО, который по замыслам организаторов существенным образом изменит жизнь работника образования и общества в целом. Учитывая требования проекта информатизации редакция представляем вам обновленную концепцию журнала. Нам важно знать мнение наших читателей. Обсудить концепцию можно на форуме журнала.

Концепция

Общие принципы издания и место модернизированного журнала

Электронный журнал рассматривается как инструмент обмена научной, методической и практической информацией, использующим гипертекст и мультимедиа в качестве принципиальных компонентов.

Модернизированный журнал - многофункциональное издание, которое будет представлять:

  • возможность быстрой публикации новых интересных работ по информатизации системы образования, что отвечает тематике журнала;
  • средство публикации документов и нормативных актов, которые могут оказаться полезными тем, кто занят Интернет образованием;
  • популяризацию работ, имеющих важное значение для решения проблем информатизации образования, но труднодоступных по причине малого тиража, языковых барьеров и других причин;
  • одно из средств отражения работ по Федеральной целевой программе "РЕОИС" и проекту ИСО.

С помощью журнала планируется обеспечение методической поддержки педагогов и участников проекта ИСО , посвященн ого проблемам внедрения ИКТ в образовательную деятельность. В нем будут отражаться этапы и основные результаты реализации Проекта. По сути, он станет ядром, связующим звеном между региональными центрами, так как буд е т использоваться для осуществл ения поддержк и образовательных учреждений, использующих в своей деятельности информационные технологии, обеспечива я их необходимой информационно-справочной, научно- методической и педагогической информацией. Журнал будет способствовать объединению всех центров в единую методическую сеть.

В рамках журнала продолжит работать форум, цель которого поддержать и активизировать сетевое сообщество учителей и методистов .

Через форум и журнал будет осуществляться дистанционное консультирование ведущими специалистами в соответствующих областях знаний, организация и проведение дистанционных мастер-классов в помощь учителям-предметникам.

Помимо форума, для общения с авторами и читателями будет задействована электронн ая почт а и други е электронны е средства коммуникации.

Журнал по-прежнему будет освещать и проводить конкурсы с целью поддержки педагогических инициатив, дистанционные семинары, выставки, презентации, интернет-радио эфиры и видео-конференции по актуальным проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность. Продолжатся также очные встречи авторов ВИО, с последующим освещением их на страницах журнала. В дополнение к журналу, начнет функционировать «Клуб ВИО», который соберет педагогов-единомышленников, всех – кому очень небезразлична судьба подрастающего поколения.

Тематика и структура журнала

Журнал не является конкурентом других журналов, с четко выраженной профессиональной ориентацией, как, например, специализированные журналы: "Народное образование", "Педагогика", "Вестник образования", "Информатизация образования" или предметно-методические журналы.

Структура журнала определяется его приоритетными направлениями, связанными, с одной стороны, с философским осмыслением феномена информации и информатизации как процесса, оказывающего громадное влияние на современное общество, а с другой - с исследованием различных аспектов информатизации образования. Это проблемы использования в образовательном процессе мультимедийных средств, проблемы дистанционного образования с применением информационных технологий, вопросы создания новой образовательной парадигмы, тесно связанной с философией открытого образования.

Основное внимание редколлегия и редакция предполагает уделить пяти разделам:

I Трибуна

  • Обзорные и аналитические статьи признанных авторитетов в области обучения и воспитания.
  • Методика и дидактика обучения с использованием информационных технологий (статьи-рекомендации, статьи практиков о собственных методах и приемах, статьи-наблюдения)
  • Дискуссии (предложения, спорные суждения, ответы)
  • Школьный психолог: проблемы, решения

II Информационное пространство

  • Модернизация образования
  • Проектная работа и информационные технологии, реализация проекта ИСО
  • Информационные технологии в управлении образованием
  • Новости региональных центров ФИО и РЦДО

III Обучение и воспитание

  • Развивающее обучение (формирование творческого потенциала учащихся и педагогов)
  • Патриотическое и нравственное воспитание
  • Формирование информационной культуры личности как необходимого компонента информационного общества
  • Журналистика в Интернет: учимся формулировать свои мысли
  • Дистанционное обучение (сайты ДО, проблемы, рекомендации)

IV Инструментарий информационных технологий в образовании

  • Проблемы ЕГЭ и других экзаменов
  • Новые обучающие программы (информация от фирм-производителей, свободно распространяемые программы)
  • Новости издательств в области школьной педагогики и компьютерных технологий для учителей и методистов
  • Мастер-класс ВИО

V Переписка с читателями

  • Интернет - территория общения
  • Дискуссии в форуме
  • Рекомендации наших читателей

Акцент будет сделан на публикациях междисциплинарного характера.
В журнале будут размещаться обзоры крупных областей педагогических знаний - как они развиваются и каковы перспективы развития, какие направления особенно актуальны в ближайшем будущем, либо какие-то философские обобщения и рассмотрения, т.е. крупные и интересные для ученых и практиков научно - практические материалы, которые должны стать стержнем журнала.

Начало

Содержание номера

Трибуна

Методика и дидактика обучения с использованием информационных технологий
Киселева В.В. Использование информационных технологий в обучении истории
Милютина И. А. Технические средства обучения как фактор информатизации образовательного процесса
Соколова Н.Ю. Методы обучения при использовании информационных и телекоммуникационных технологий

Информатизация системы образования

Новости региональных координационных центров (РКЦ)
Капитанская А.К. Что такое проект ИСО?
Кацай И. И. Региональный координационный центр Челябинской области
Козырева Е.Ю. Красноярский край в проекте ИСО
Коровко А.В. Хабаровский РКЦ
Проектная работа и информационные технологии
Гликин Л.Д. Творческий проект «Школьное телевидение»
Сорокина Е.В. Экранная культура, творческая проектная деятельность детей и информационные технологии
Якимов И.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Обучение: идеи, приемы, методы

Фестиваль идей в области образования
Ястребов Л.И. Информация О Фестивале идей в области образования.
Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации
Белякова И. В., Васильева И.И., Колпаков В.Ю. Школа, как место не где УЧАТ, а где УЧАТСЯ
Гончарова О.В. «Информационная культура» - новый предмет в школе
Формирование информационной культуры личности как необходимого компонента информационного общества
Агафонова Ю. А. Методы профильной подготовки будущих журналистов
Соколова Н.Ю. Преподавание темы «Развитие современных средств связи» в рамках интеграции медиаобразования в школьный курс физики
Слабунова Э. Э. Информационная культура в концепции лицейского образования
Якушина Е.В. Методика поэтапного обучения подростков взаимодействию с информацией, полученной из сети Интернет

Дистанционное обучение

Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия
Журин А.А. Дистанционное обучение химии

Патриотическое и нравственное воспитание

Шумихина И.А. Обзор сайтов детских военно-патриотических объединений

Инструментарий информационных технологий

Мастер-класс ВИО
Коротовских В.В. Землянский А. В. Обработка фотографий в программе Irfan View
Лавренов А.Ю. Якушина Е.В. Создание школьного сайта
Ястребов Л.И. Справочник терминов для пользователей программы PowerPoint

Дискуссионные проекты

Тетерин С. SMS-BOT «Искусственный интеллект» в мобильной связи как специалный проект для образования и культуры
Очков В.Ф. MA и MAS: проблемы и решения при создании web-ресурсов сферы образования

Интернет-территория общения

Лавренов А.Ю. Интернет – территория общения
Якушина Е.В. Интернет-форум Uchim.info
Начало

Капитанская А.К. Что такое проект ИСО?

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем № 4726-RU на финансирование проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).

Проект направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе школ - учреждений общего и начального профессионального образования (НПО). В результате проекта большинство школ в пилотных регионах и лидирующие школы в других регионах перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса обучения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни.

Первый этап проекта будет выполняться в 2005-2008 г.г. и будет способствовать достижению целей Концепции модернизации российского образования, а также целей федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕОИС) и «Электронная Россия». Поддержка будет оказана посредством:

  • создания в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов, отвечающих необходимости подготовки учащихся, педагогов и работников управления образованием к участию в современной экономике;
  • подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования;
  • создания в регионах, участвующих в проекте, сети межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ, что позволит обеспечить непосредственную поддержку учителей в использовании ИКТ в обучении.

Второй этап проекта продлится три года (2008-2010 гг). Он будет базироваться на опыте, полученном на первом этапе проекта. В ходе второго этапа будет поддержано:

  • распространение на территории Российской Федерации цифровых учебных ресурсов, разработанных на первом этапе;
  • дальнейшее развитие потенциала в области разработки и использования цифровых учебных ресурсов с возможным выходом на международные рынки;
  • распространение на территории России современных программ подготовки учителей, основанных на ИКТ и ориентированных на педагогические результаты, а также на развитие у учителей и работников управления образованием способности использовать ИКТ в качестве инструмента непрерывного профессионального роста;
  • повышение доступности образовательных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях, а также расширение спектра таких ресурсов.

Для обеспечения профессионального развития педагогов в области применения ИКТ для целей образования проектом предусмотрено обучение работников общего образования и НПО не менее чем из 20 регионов Российской Федерации в том числе, из регионов проекта ИСО (Калужская область, Республика Карелия, Красноярский край, Пермская область, Ставропольский край, Хабаровский край, Челябинская область). Это обучение обеспечит формирование у слушателей базовой педагогической ИКТ-компетентности, способности эффективно использовать доступные им средства ИКТ в их профессиональной деятельности.

Для повышения квалификации работников образования в сфере ИКТ и формирования у них базовой педагогической ИКТ-компетентности в рамках проекта ИСО выделено целевое финансирование Тем субъектам Российской Федерации, которые выразили готовность и обладают потенциалом для выполнения работ по подготовке и повышению квалификации различных категорий работников образования в области использования современных информационных и коммуникационных технологий на основе учебных материалов и программ подготовки слушателей, разработанных в проекте ИСО.

Итак, проект ИСО впервые в явном виде пытается решать вопросы инфор-матизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования и способов педагогической деятельности. Проект ИСО стремится соединить то лучшее, что накоплено в результате развития инновационных процессов в отечественном образовании, с возможностями новых информационных и коммуникационных технологий. Появление новых инструментов деятельности разрушает сложившиеся стереотипы и формирует новые способы учебной работы. Проект стимулирует появление и развитие новых педагогических инициатив, направленных на повышение эффективности образовательного процесса посредством использования ИКТ.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Общенациональная образовательная коллекция образовательных ресурсов (свыше 75 000 ресурсов)
  • Учебные материалы нового поколения по всем основным предметам БУП, доступные для всех школ РФ (свыше 150 УМК)
  • Кадровый потенциал педагогов, владеющих новыми информационными технологиями (свыше 400 000 педагогов)
  • Равные образовательные возможности для учащихся отдаленных территорий в получении профильного образования (не менее 3 комплектов 14 дистанционных профильных курсов)
  • Типовые модели информатизации образования для регионального, муниципального и школьного уровней и технологии их тиражирования
  • Модернизированные муниципальные методические службы 7 регионов проекта
  • Система регулярной консультационной поддержки педагогов в области применения ИКТ в учебном процессе
  • Результатами проекта должны также стать соответствующие изменения непосредственно в учебных заведениях пилотных регионов.
Начало

Соколова Н.Ю. Методы обучения при использовании информационных и телекоммуникационных технологий

О необходимости изменения методов обучения в современном школьном преподавании говорят уже сами учащиеся. 92% опрошенных нами выпускников школы считают, что и методы, и формы учебной работы, и содержание предметов должно меняться. Наиболее распространенные аргументы школьников в защиту этого положения заключаются в том, что школа «очень консервативна», «недостаточно современного материала, информации»; в то время как «мир меняется каждую минуту», «неувлекательная домашняя работа», «скучно», «неинтересно смотреть в подзорную трубу, если дома мощный телескоп», «нужны семинары, где можно спорить, доказывать», «в основном используются только стандартные методы - учебники», «практически не используется Интернет, а он нужен!», «поколения меняются, у подрастающего поколения разное мышление и надо соответственно адаптировать методы» (1).

Все это означает лишь одно: что для преодоления стремительно возрастающей пропасти между школой и жизненным пространством учащихся современная школа должна стать более открытой информационной средой. На каждом отдельном конкретном учебном предмете учащиеся должны видеть возможность использования разных источников информации. Безусловно, главными из них будут оставаться учитель и учебник, но уже – не единственными! В идеале в учебном процессе должны быть задействованы все источники информации. «Их информационная ценность, необходимость овладения умением пользоваться каждым из этих источников должны ясно осознаваться обучаемым … Школьник должен понимать, что такой источник информации, как учитель, существующий лишь в специально сконструированной среде, в «среде взрослой жизни» исчезнет, а все прочие останутся. От умения пользоваться этими источниками будет радикальным образом зависеть дальнейший образовательный рост индивида, становление его личности, и как следствие этого его профессиональная карьера, его самореализация в общественной и личной жизни» [2, с. 50].

Обучением разным способам работы с информацией, включая внешкольные источники, занимается медиаобразование, интегрированное в тот или иной учебный предмет. Содержание медиаобразования, интегрированного в конкретный учебный курс, представляет собой систему теоретических знаний, получаемых из всех доступных источников, включая СМИ, многочисленные сведения прикладного характера, а также процессуальные умения самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать ее и обрабатывать.

Очевидно, что каждый новый источник информации, включаемый в учебный процесс, «обогащает состав способов потребления информации, которыми овладевают учащиеся (т.е. расширяет состав методов обучения. – Е. О.)» [2, с. 183].

Однако, на наш взгляд, речь должна идти не об изменении методов обучения как таковых. Тем более, проведенные в лаборатории ТСО и медиаобразования под руководством Л. С. Зазнобиной исследования показали отсутствие специальных методов медиаобразования. На наш взгляд, следует говорить об изменении сочетаний, доли тех или иных методов в учебном процессе, расставляемых в них акцентах, и, самое главное, об изменении внутреннего наполнения этих самых методов.

Поскольку реализация каждого метода в практической деятельности состоит из совокупности отдельных методических приемов, необходимые коррективы в первую очередь должны касаться именно методических приемов.

Рассмотрим некоторые приемы, нацеленные непосредственно на формирование умений работы с различными источниками информации.

По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности приемы делятся на словесные, наглядные, практические.

К словесным относится использование сообщений печатных СМИ, устной и письменной речи учащихся. Учитель при использовании словесных приемов предлагает текстовое сообщение из журнальной или газетной статьи либо в распечатанном виде для каждого учащегося, либо в собственном устном изложении. С этим сообщением учащиеся могут выполнять как устную работу в ходе беседы, так и письменную в форме самостоятельной работы.

Наглядные приемы предусматривают применение экранных средств в учебном процессе: телевизионных сюжетов, компьютерных приложений и т.п. Использование телевизионных сюжетов во время урока становится возможным при использовании предварительной записи передачи на видеопленку. В ряде случаев телепередача может быть положена в основу домашнего задания.

Чтобы избежать простого «телесмотрения», учащимся предлагаются задания, направляющие и организующие их познавательную деятельность. Таким заданием может стать составление рецензии, для которой учитель формулирует следующие вопросы.

  1. Кратко опишите, чему посвящена телепередача.
  2. Отметьте, какие документальные материалы были в ней использованы.
  3. Какие ранее неизвестные вам факты вы из нее узнали?
  4. К какому разделу учебного курса физики относятся сведения, представленные в ней?
  5. В чем вы видите ценность данной передачи лично для вас?
  6. Определите, чем она отличается от учебного фильма?
  7. Кому адресована данная передача? Какие цели преследовали ее создатели?

Если учебный кабинет оборудован компьютером и соответствующей проекционной техникой, то информация, записанная на компакт-дисках или размещенная в Интернете, может быть непосредственно включена в урок. В противном случае учащиеся могут использовать компьютер во внеурочное время для выполнения домашнего задания. Различные приемы использования компьютерных технологий в настоящее время являются предметом многочисленных исследований ученых и педагогов-практиков.

Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета учитель может предложить список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией. Такой список может находиться на специальном стенде в кабинете. Полезно и самих учащихся постепенно подключить к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.

Приведем примеры таких аннотаций при изучении физики.

  1. http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.
  2. http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.
  3. http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.
  4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.
  5. http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков.

К практическим приемам относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Рассмотренные выше приемы в полной мере можно отнести не только к наглядным, но и к практическим. Отметим, что предъявление любой информации с учетом целей медиаобразования предполагает обязательное самостоятельное выполнение тех или иных операций. Простое созерцание и пассивное прослушивание из учебного процесса должны быть исключены. Обучение вообще невозможно вне деятельности. Такие задания, как выделить главную мысль сообщения, ответить на поставленный вопрос, сравнить информацию с содержанием соответствующего материала учебника, определить назначение информации и другие исключают пассивность учащихся при знакомстве с тем или иным сообщением.

Методические приемы различаются и по своему функциональному назначению [2, с. 145 – 150]. Например, для формирования способности к восприятию, учитель включает в работу информацию, различную и по содержанию, и по форме представления. Для этого используются такие приемы, как «знакомство с отрывками оригинальных работ ученых; «перевод» на современный язык работ классиков физической науки; использование примеров… из художественной литературы, печати, фильмов, телевизионных передач и т.д.; работа со справочной литературой».

Работа со справочниками при изучении таких предметов, как физика, является обязательной, однако, очень немногие учителя уделяют этой работе серьезное внимание. Для решения обозначенных выше задач подобная работа приобретает особое значение. Методические приемы могут быть очень просты и всем доступны. Например, решение задач с недостающими данными, поиск требуемых сведений, сопоставление каких-либо характеристик, анализ, поиск ответов на вопросы учителя, самостоятельное составление физических задач.

Приведем несколько примеров таких заданий с использованием распространенного «Справочника по физике и технике» А. С. Еноховича.

  1. Пользуясь таблицей справочника "Физика" человека (звуковые параметры)" найдите частотный диапазон при обычном разговоре: а) у мужчин; б) у женщин. Вычислите, каковы длины создаваемых при разговоре звуковых волн.
  2. Используя таблицу "Мощность различных электрических устройств", определите, какую энергию потребляет: а) стиральная машина за два часа работы; б) электрическая плита за такое же время;
  3. Пользуясь таблицей справочника "Данные о легковых автомобилях" определите, какую максимальную работу может выполнить за 10 минут двигатель автомобиля: а) "Москвич"-2141; б) "Жигули"-2108.

Для формирования способности к восприятию учащимся предъявляется визуальная информация масс-медиа, сопровождаемая заданиями на поиск неточностей или научных ошибок. Например, при изучении сил трения очень уместно, на наш взгляд, использование следующего небольшого фрагмента из статьи в журнале «Наука и жизнь»: «В санном спорте результат заезда зависит от начальной скорости, полученной спортсменом на старте, мастерства управления санями и качества саней…

Скольжение саней происходит под действием скатывающей силы – проекции веса саней со спортсменом на направление движения. А тормозит их сила трения полозьев по льду, которая зависит от величины коэффициента трения. Величина эта непостоянна: она уменьшается до какого-то предела во время движения, когда лед под полозьями начинает подтаивать. Именно поэтому, кстати, перед стартом спортсмен и раскачивает сани: он «нагревает» полозья трением…»

Кроме полезной информации для урока этот фрагмент содержит и грубые физические ошибки, которые учитель предлагает учащимся самостоятельно найти и обосновать собственную точку зрения.

В подобных случаях в соответствии с задачами медиаобразования школьникам предлагается определить возможные причины ошибок, неточностей и опечаток, поскольку зачастую информация с неточным или искаженным содержанием создается специально для манипулирования сознанием людей, неспособных к критическому восприятию информации. Кроме того, «очень важно научить учащихся критически относится и к самостоятельно полученным результатам. Например, при выполнении лабораторной работы по физике можно сформулировать задание в следующем виде.

  1. Проанализируйте полученный результат, сравните его, если это возможно, с табличным или теоретическим; назовите основные причины несоответствия вашего результата теоретическому, предложите способы его улучшения.
  2. Все измерительные приборы, которыми вы пользуетесь - источники определенной информации; обоснуйте достоверность этой информации; поясните, чем эта достоверность ограничивается.

Использование аналогий, графиков, рисунков, схем или простого словесного описания, предъявленного в необычной для школьников форме, способствует развитию воображения учащихся.

Проведенное нами исследование показало, что разработанные приемы с использованием внешкольной информации играют большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся. Это достигается, во-первых, благодаря включению новой, непривычной и интересной для школьников информации. Во-вторых, тем, что заметным образом разнообразятся формы учебной работы. Это и поиск информации во всех доступных источниках, тематический отбор информации в течение длительного времени, представление ее в том или ином виде, преобразование информации по форме, объему, содержанию в зависимости от аудитории, которой она предназначена и др.

Эмоциональность изложения, которую несут на себе многие сообщения СМИ, разнообразие и смена видов деятельности, что достигается комплексным использованием приемов медиаобразования, играют важную роль для концентрации внимания, развития памяти, мышления. К таким приемам относятся использование занимательности учебной работы, связи с жизненным опытом учащихся, практической направленности учебной деятельности.

Для достижения важнейшей цели развития мышления учитель использует: обнаружение связи между теоретическим знанием и явлением, происходящим в окружающей действительности; построение суждений, объяснений, анализ непривычной информации, перенос свойств.

Среди приемов организации учебной работы особое место занимает организация индивидуального самостоятельного взаимодействия школьников с различными источниками информации, включая масс-медиа. Они главным образом нацелены на обучение учащихся использованию нетрадиционных дидактических материалов, а также на использование непривычных для учебного процесса источников информации. К такому пока нетрадиционному источнику информации по физике можно отнести компьютер, с которым учащиеся встречаются либо на уроках информатики, либо дома. В последнем случае он используется преимущественно для игр и развлечений, хотя имеет значительные возможности для процесса обучения физике.

В 2002-2004 гг. нами был организован педагогический эксперимент, в ходе которого апробировались разнообразные приемы учебной работы по физике при использовании учащимися своих домашних компьютеров. Назовем некоторые из этих методических приемов.

  1. Наблюдение недоступных другими средствами физических явлений и процессов в виде модельных экспериментов, выполненных при помощи анимации или видеосъемки.
  2. Выполнение виртуального исследования по изучению физического явления.
  3. Составление отчета о проделанном исследовании, его анализ.
  4. Поиск и получение дополнительной информации физического содержания по всем разделам курса физики, в том числе и самых свежих новостей науки и техники.
  5. Знакомство с учебным материалом, изложенным на компакт-диске. Выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала.
  6. Использование возможности повторного или многократного обращения к программе, с голосовым сопровождением или без него, варьирование скорости подачи материала.
  7. Самостоятельная подготовка к решению задач по физике: знакомство с разобранными вариантами задач, самостоятельное решение предложенных задач, получение по требованию подсказки, автоматическая проверка правильности выполнения
  8. Возможность оперативной проверки при ответе на вопросы тестов, контрольных, самостоятельных работ.

Вместе с тем, в ходе эксперимента были обнаружены и недостатки заданий, предполагающих использование компьютерных приложений [3, с. 396]. Назовем некоторые из них.

  1. Не все учащиеся имеют дома компьютер, поэтому подобные задания могут быть только индивидуальными.
  2. Большинство компьютерных источников учебной информации содержат материал в сжатой форме, поэтому в качестве самостоятельного учебного пособия, без помощи учителя и учебника, их использовать нельзя.
  3. Учебная информация, содержащаяся на CD-ROM и в многочисленных ресурсах Интернета, имеет много больше непроверенных данных, неточностей, ошибок, опечаток по сравнению с учебником.

Использованная литература.

  1. Соколова Н. Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики. Диссертация … к.п.н. – М., - 2004. – 189с.
  2. Оспенникова Е. В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. / Пермь, 2001. – Ч. 2: Система методов обучения. – 198 с.
  3. Соколова Н. Ю. Информационные технологии в обучении физике // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.
Начало

Белякова И. В., Васильева И.И., Колпаков В.Ю. Школа, как место не где УЧАТ, а где УЧАТСЯ. Размышление о роли и месте ИКТ в жизни современной школы

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы».
А. П. Семёнов

Научить ученика… А сам учитель готов к этому? Абсолютно согласны с С. Авдеевой, руководителем проекта «ИСО», которая считает важнейшей задачей современного этапа развития школы – мотивацию учителей к активному использованию ИКТ ресурсов. Как это сделать? На наш взгляд необходимо преодолеть психологический и компетентностный барьеры в использовании ИКТ.

Первое условие – мотивированной в данном направлении должна быть в первую очередь администрация. Только личный пример администрации помог педагогам школы преодолеть психологический барьер, самый трудный.

Первоначально использование информационных технологий было крайне примитивным в силу объективных и субъективных причин. К объективным следует отнести уровень технических возможностей, а также практически полное отсутствие навыков использования этих технологий. Мы в 1989 году впервые увидели IBM -286.

Первые уроки с использованием ИКТ были подготовлены администрацией, так как именно директор школы, заместители директора были первыми в школе, кто овладел первоначальными пользовательскими навыками. Эти уроки были бинарными, «штучными», велись на базе кабинета информатики и служили образцом для подражания. Сразу выделилась творческая группа учителей, постоянно увеличивающаяся, которая активно включилась в работу.

Создание каждого урока уже можно было отнести к проектной деятельности. Тогда (1992г.) очень сложно было найти не только соответствующие электронные материалы, но даже и печатные. А уж преобразование печатных материалов в электронные было огромной проблемой. По мере овладения пользовательскими навыками и с введением информатики в качестве систематического курса со 2 класса (1993 Г) МЫ СМОГЛИ ПРИВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ К ПОДГОТОВКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. Учащимися были созданы программы на языке Паскаль, по географии (контурные карты ), анатомии (скелет человека, сердце), которые сразу нашли широкое использование как для изучения нового материала, так и для контроля за знаниями учащихся.

Преодоление психологического барьера стало возможным, когда желание использовать ИКТ в своей повседневной педагогической деятельности возобладало над страхом перед компьютером.

Уже в самом начале внедрения ИКТ мы были убеждены, что достичь результативности их использования можно только в том случае, если обеспечить комплексное их использование в педагогической деятельности. Жизнь подтвердила правильность нашей позиции. Сегодня ИКТ используется при подготовке и проведении уроков, во внеурочной, административно-хозяйственной деятельности… Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни школы.

В первую очередь – изменилась роль учителя. Ученик стал активным участником образовательного процесса. Превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий ( http://sc13.sytes.net/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=8). Школа превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ.

Основой обучения становятся системы, которые доставляют радость и которые помогают использовать все «разновидности» интеллекта и все органы чувств ученика (http://sc13.sytes.net/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=4). Если на первых порах при подготовке уроков использовались печатные материалы, то сегодня, при конструировании уроков, учитель использует электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы.Сложился определённый алгоритм при создании сценариев уроков с использованием ИКТ.

Подключение школы к сети Интернет по технологии ADSL открыло более широкие возможности для использования интернет-ресурсов на уроках. А создание своего сервера и, на его базе, школьного сайта, позволило структурировать имеющиеся электронные материалы и активизировать работу по формированию единого образовательного пространства школы.

Активизировалась внеурочная деятельность учащихся. Её первым итогом стало соз-дание сайта «Изборск – Заповедный край земли русской» (http://izborsk13.narod.ru). Ученики и учителя – активные участники школьных, региональных и всероссийских конкурсов (http://sc13.sytes.net/modules.php?name=Downloads&d_op=viewdownload&cid=5).

Активизировалась методическая работа школы. Ежегодными стали научно-практические конференции в школе. Результаты работы учителей вышли за рамки школы: семинары для администрации школ города, публикации в периодических издания, и в сборниках трудов «ИТО», участие в течение 10 лет в международных выставках-конференциях «ИТО»http://sc13.sytes.net/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=6).

Изменилась структура методической службы. Появился информационно-технический центр, который осуществляет техническое сопровождение использования ИКТ. На его базе работает пресс-центр и выпускается электронная и печатная школьная газета. На базе информационно-технического центра были созданы фильмы о школе, о Пскове и т.д. Руководителями центра являются: Колпакова Ю. В. и Колпаков В. Ю.
Использование ИКТ в административно-хозяйственной деятельности избавило администрацию от рутинной работы и позволило иметь полную информацию о работе всех структур школы (АРМ «Директор», Аверс). ИКТ сыграли важную роль в повышении квалификации учителей. 40% пед. коллектива на сегодняшний день имеют высшую квалификационную категорию.

Т.о. нам удалось преодолеть компетентностный барьер. Сегодня 80 % коллектива готовы использовать ИКТ в своей педагогической деятельности.

Мы солидарны с одним из авторов издания «Революция в обучении» в том, что «не использовать в полной мере электронные средства связи для обучения – это примерно то же, как если бы наши предки отказались использовать алфавит и печатать книги». Подобное утверждение не означает, что мы считаем ИКТ панацеей в образовании. Мы рассматриваем ИКТ как мощный инструмент, с помощью которого классические принципы дидактики и методики реализуются в полной мере и отвечают вызовам современного мира, информационного общества.

Сегодня большая часть материалов, накопленных школой, размещена на сайте школы (http://sc13.sytes.net). Материалы востребованы всеми участниками образовательного процесса школы и посетителями.

Сегодня много говорят о том, что информатизация образования сдвинется, если учитель информатики станет директором. Не согласны с этим. Директор, особенно сегодня, должен быть в первую очередь менеджером, а успешный менеджер обязательно должен использовать компьютер в своей работе. Учитель информатики зачастую не обладает необходимым личностным потенциалом.

Администрация школы №13 г. Пскова.

Начало

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.online.vio
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное