Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кому нужна альтернативная энергетика


Энергетика и промышленность России - избранные материалы.
ВЫПУСК 218.


Кому нужна альтернативная энергетика

Использование нетрадиционных энергоресурсов становится популярной темой. В течение последних двух месяцев добрая половина российских научно-популярных и экономических изданий опубликовала обзоры альтернативной энергетики, ссылаясь не только на полуфантастические, но и на вполне реальные проекты.

Большинство поучительных примеров заимствуется из зарубежного опыта, и это неудивительно. Ведь альтернативная энергетика развивается преимущественно в энергозависимых странах и расцветает при условии поддержки «сверху», предусматривающей как меры по ограничению аппетитов нефтяных монополистов, так и льготы для поставщиков и потребителей альтернативной энергии. К примеру, США субсидируют основную часть затрат на строительство новых заводов по получению этанола. Министр финансов Норвегии объявляет, что владельцы автомобилей с работающими на водородном топливе двигателями внутреннего сгорания будут освобождены от дорожных налогов (аналогичные льготы уже действуют в отношении электромобилей). А в Китае должен вступить в силу закон, обязывающий распределительные компании покупать определенную долю электроэнергии у солнечных и ветряных энергостанций. Но какими бы ни были эти меры, они учитывают интересы конечного потребителя. Чтобы стать востребованным, альтернативное топливо должно быть дешевле традиционного.

Такой вариант развития событий едва ли осуществится в ближайшем будущем в одной из крупнейших энергодержав мира. Но в отдельных ситуациях переход к нетрадиционной энергетике становится (или может стать) выгодным. Например, если цена централизованного энергоснабжения становится слишком высокой. И кое-какие достижения в этом направлении уже есть. Например, использование в качестве топлива древесных гранул из отходов лесной промышленности давно перестало быть экзотикой, во всяком случае в богатых лесом районах.



Энергетики дают заказ

Человеку со стороны может показаться, что интерес к альтернативному топливу возник в России сравнительно недавно. На самом деле поиски в этой области начались в Советском Союзе примерно в то же время, что и на Западе. Пример – исследования по получению искусственных заменителей жидкого топлива, которые начались еще в середине 20-го века. Но если в США и Западной Европе эти опыты были связаны с поиском альтернативы дорогостоящим жидким и газообразным видам топлива, то в СССР на первый план выдвигалась скорее необходимость утилизации угольных шламов, побочного продукта гидродобычи и гидротранспорта угля. Еще одним стимулом к созданию водоугольного топлива стали возникшие в середине 1970-х годов проблемы с транспортировкой угля из восточных угледобывающих регионов СССР в его западную часть, где уже тогда были сосредоточены основные потребители. Именно тогда было принято решение о строительстве опытно-промышленного углепровода от шахты «Инская» (Кемеровская область) до Новосибирской ТЭЦ-5, который был задуман как опытный полигон для будущего углепровода Кузбасс –Центр. К решению проблем, связанных с производством, транспортировкой и утилизацией водоугольного топлива, были подключены ведущие научные институты страны.

Кризис в угольной промышленности, вызванные аварийными остановками шахт частые перерывы в эксплуатации опытного углепровода, прекращение финансирования со стороны правительства РФ и другие события последующих лет привели к тому, что работа над осуществлением проекта глобального значения была прекращена. Но его участники продолжают трудиться поодиночке. И не напрасно. Опыт показывает, что, несмотря на отсутствие государственного заказа, водоугольное топливо востребовано владельцами небольших коммунальных и промышленных котельных, а также угледобывающих компаний. Более того, на отечественном рынке появляются новые предложения, связанные с разработками синтетического топлива. Главные преимущества различных видов синтетического топлива, перечисляемые их сторонниками, – возможность использования местных топливных ресурсов различного качества, в том числе отходов, экономия на транспортных расходах, снижение уровня вредных выбросов и независимость от централизованных поставок энергоресурсов.



Биодизель для Евросоюза

Еще один нетрадиционный источник энергии – биомасса, иными словами, пищевые, бытовые и сельскохозяйственные отходы, мусор, отходы деревоперерабатывающей и лесной промышленности, которые могут использоваться в качестве сырья для получения этанола. А этанол может применяться в качестве не только присадки к бензину, но и самостоятельного топливного ресурса. Другой распространенный вариант использования биотоплива – переработка биомассы метановым брожением с получением биогаза. Этот способ считается актуальным для сельского хозяйства, потому что он позволяет получать не только газ, на котором работает сельхозтехника, но и обеззараженные органические удобрения.

Впрочем, скептики возражают, что прямые и косвенные затраты, связанные с производством растительного биотоплива (включая расходы на производство пестицидов и удобрений, использование средств механизации и орошения, уборку урожая и доставку его к месту переработки), часто превышают отдачу от его использования.

Сторонники использования биотоплива подчеркивают, что это – возобновляемый, экологически чистый источник энергии, запасы которого имеются практически повсеместно. Они подчеркивают, что интерес к биотопливу наблюдается не только в странах «золотого миллиарда». Действительно, одно из ведущих мест по применению этанола в качестве автомобильного топлива принадлежит Бразилии. Сегодня там могут работать на спирте три четверти продаваемых машин, тем более что рост цен на нефть сделал производство этанола экономически оправданным. Амбициозные планы по переходу на биотопливо развивают и США, и страны Западной Европы. Дальше всех пошла Швеция, которая намерена к 2020 году вообще отказаться от нефти.

А как обстоят дела в России? Если судить по сообщениям средств массовой информации, 2006 год должен стать началом биотопливного бума. Крупные сельхозпредприятия заявляют о готовности развернуть производство биотоплива или сырья для него.

Холдинг «Юг Руси» объявляет о запуске производства биодизеля, Волгоградская ассоциация промышленных предприятий «АсАгро» намерена построить завод по переработке рапса на масло и биодизель.

Аналогичные намерения высказывает и ассоциация производителей рапсового масла, созданная агрохолдингами Липецкой области. Липецкие аграрии уверены в успехе – они изучали опыт подобных производств в Германии.

Проблема в том, что большинство этих проектов ориентировано не на отечественный рынок, а на экспорт биотоплива в страны, делающие ставку на альтернативную энергетику. Причины, названные самими инвесторами, – отсутствие в России рынка биотоплива и госпрограммы, поощряющей создание работающего на биодизеле транспорта. Нет в нашей стране и законов, определяющих обязательную долю биотоплива в общем балансе дизельного топлива, в то время как в Европе эта величина равна 2,75%, а в будущем должна вырасти до 5,75%. Более того, действующее налоговое законодательство препятствует использованию этанола в качестве альтернативного топлива или хотя бы присадки к бензину, позволяющей уменьшить потребление горючего и снизить вредные выбросы. Любой раствор, содержащий от 5% этанола, считается спиртовым и облагается акцизом в размере 159 рублей с литра этанола.



Комментарии

Василий Мурко, генеральный директор ФГУП «Экотехника» (Новокузнецк), предприятия, работавшего над реализацией кузбасского проекта:

Сегодня в применении водоугольного топлива заинтересованы в первую очередь не предприятия ЖКХ (в том числе муниципальные), а частные компании, в том числе угольщики, которым надо решать проблему отходов. Подтверждение – опыт нашего предприятия: начиная с 1990-х годов наше оборудование и наше топливо внедряют именно производственники.

Примеры – ОАО «Хлеб» (Новокузнецк), небольшое хлебопекарное предприятие в городе Ленинск-Кузнецкий, которое перешло на водоугольное топливо, чтобы снизить цену продукции. С нами работает Беловский завод горношахтного оборудования, который готов поставить третий котел в дополнение к имеющимся двум и полностью перейти на водоугольное топливо. Сейчас мы делаем пилотную установку для обогатительной фабрики на шахте «Заречная» (Ленинск-Кузнецкий), ведем переговоры с компанией «Белон», которая строит обогатительную фабрику и нуждается в утилизации угольных шламов. Сейчас нашим топливом интересуются зарубежные компании из Монголии, Вьетнама, Болгарии, то есть стран, в которых есть собственные запасы угля.

Разумеется, перевод котельных на водоугольное топливо стоит денег, но эти затраты окупаются за 1-1,5 года, потому что если сырье для производства водоугольного топлива находится буквально под рукой, оно становится в 3-4 раза дешевле, чем привозной мазут или газ. Еще один плюс водоугольного топлива – снижение вредных выбросов до уровня, аналогичного тому, что получается при сжигании природного газа.

Насколько велики затраты, зависит от состояния котельной, мощности, типа котлов. Чтобы перейти на водоугольное топливо, нужно ставить емкость для топлива, новые горелочные устройства, новое насосное оборудование, новые системы сжигания. Но в результате получается котельная, которая может работать как на водоугольном топливе, так и на резервном топливе (традиционные мазут или газ).

Ясмин Хакиева, генеральный директор ОАО «Стратегические резервы» (Москва):

Потребность в синтетической нефти не отличается от потребности в натуральной, сырой нефти. С точки зрения ее дальнейшей переработки в нефтепродукты или продукты нефтехимии, синтетическая нефть – более чистое и поэтому более предпочтительное сырье. Поэтому покупатели сырой нефти – это одновременно и потенциальные покупатели нефти синтетической.

Правильнее было бы задаться вопросом о спросе на технологию переработки газа в синтетическую нефть, который только начинает появляться. Связано это с достаточно высокими капитальными затратами на строительство установок и заводов переработки газа, которые начинают окупаться только при ценах нефти свыше 30 долларов за баррель. Именно поэтому при низких ценах на углеводороды никто данной технологией не интересовался. Сегодня строительство таких заводов стало выгодно, и тем не менее компании продолжают осторожничать, стараясь заработать на простых решениях – бурении и добыче. Думаю, еще год стабильно высоких цен, и востребованность в наших решениях переработки газа будет налицо.

Сегодня мы проводим предпроектные проработки строительства заводов переработки попутного газа в синтетическую нефть и в дизельное топливо для двух месторождений. Одно из них находится в Ямало-Ненецком автономном округе, другое – на Дальнем Востоке. Думаю, что по дальневосточному проекту мы к сентябрю приступим к стадии разработки проектно-конструкторской документации. Основными заказчиками пока являются нефтяные компании, испытывающие проблемы с вопросом утилизации попутного газа на своих месторождениях.

Многие считают, что исследования в области получения синтетических нефтепродуктов начались сравнительно недавно. Но это не совсем так. К примеру, долгое время сельскохозяйственная техника в Ростовской области ездила на синтетической солярке производства Новочеркасского завода синтетических продуктов. Мало кто знает, но СССР более 40 лет производил синтетическую нефть по аутентичной немецкой технологии, на немецком же репарационном оборудовании.

А сегодня наши автомобили не заправляются синтетическим топливом, потому что его негде взять. На Украине периодически заговаривают о скором строительстве заводов по получению синтетических моторных топлив из угля, но, мне кажется, это связано с обострением российско-украинских отношений. Россия сегодня более чем кто-либо близка к внедрению данной технологии, применительно к попутному газу, природному газу, который добывается в труднодоступных местах, к углю. Проблема одна – это инвестиции. Без инвестиций подвигнуть ТЭК на новый для них бизнес, пусть и основанный на собственных же ресурсах, практически нереально. «Стратегические резервы» берут на себя роль организатора, менеджера проекта, оператора в области осуществления таких проектов.

Ольга Сенова, председатель правления общественной организации «Друзья Балтики» (С-Петербург):

Насколько мне известно, на нашем Северо-Западе биогаз из сельскохозяйственных отходов не добывается. Сокращение объемов животноводства привело к тому, что имеющиеся отходы удобнее и выгоднее продавать на удобрение жителям, чем перерабатывать на биогаз.

В то же время существуют установки для производства биогаза, доказавшие свою эффективность. Например, биогазовый модуль «БИОЭН-1», выпускаемый в Москве, вырабатывает до 40 куб. м газа и до 80 кВт/ч электроэнергии в сутки. Эти модули работают в Московской области, на Украине, в Казахстане.

Огромный потенциал биогаза (метана) заключен в крупных свалках бытовых отходов. Например, эксперименты кафедры возобновляющихся источников энергии Санкт-Петербургского политехнического университета показывают, что на полигоне твердых бытовых отходов «Волхонский» можно вырабатывать количество метана, достаточное для работы тепловой электростанции мощностью 2000 кВт в течение 20-25 лет. А всего в Петербурге ежегодно образуется 5 млн. тонн бытовых отходов, и этот ресурс необходимо использовать.

У наших скандинавских соседей есть технологии промышленного получения биогаза из твердых бытовых отходов. Эти технологии могут быть применены на условиях «проектов совместного осуществления» Киотского протокола, когда сумму снижения выбросов углекислого газа за счет замены сжигания ископаемого топлива биогазом засчитывают стране, чьи технологии использованы для получения чистой энергии.

Другой вопрос, кто заинтересован в переходе на биотопливо? Через Северо-Запад России пройдет мощнейший газопровод, с которым связана программа газификации региона. Об исчерпании ресурсов у нас пока думать никто не готов. Это будет «после нас» в понимании чиновников.

Но уже сегодня в связи с повышением цен на энергоносители, биодизельное топливо, этанол и биогаз выходят на порог рентабельности. По оценкам специалистов, стоимость 1 калории тепла, полученной при сжигании биогаза, составляет 90% от стоимости калории, полученной при сжигании природного газа. А окупаются биогазовые установки, работающие на сельскохозяйственном сырье, за 1,5-4 года.

Ольга МАРИНИЧЕВА


В 219 выпуске: Теплоэлектростанция на бытовых отходах


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента ТЭК и промышленности Новости ТЭК.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов EPR-Library.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Каталог сайтов российских компаний ТЭК и промышленности EPR-Каталог.

Нормативно-техническая литература в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Научные, технические, научно-популярные статьи в разделе Новые технологии.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе и регулярное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний;
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное