Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Кутузов: о тенденциях противоречий, доучивании


 

Владимир Кутузов: о тенденциях противоречий, доучивании первокурсников и научном фокусе в мозгах

 

 

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) отметил 130-летний юбилей. Он был первым в Европе вузом в области электротехники.

Сегодня это не просто высшее учебное заведение: это мощнейшая научная база, интернациональная структура сотрудничества, технический кластер и крупнейший российский центр беспрецедентных открытий, которые могут стать очередной революцией в техническом мире.
Мы встретились с ректором Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), д. т. н., профессором Владимиром Кутузовым и побеседовали об эволюционных изменениях в мире науки и образования, планах и проектах ЛЭТИ, а также о том, каким студентам будет легко учиться в этом вузе.

– Наше интервью планировалось некоторое время назад, когда вы начали серию переговоров с представителями Китая. Перед нашей встречей у вас в гостях была делегация китайских коллег. С какой целью иностранные коллеги посетили ЛЭТИ? Идет ли речь о каком?то совместном проекте?

– Нас впервые посетили представители Восточного транспортного университета из города Наньчан. До этого сотрудники нашего университета участвовали в конференции в Китае и заинтересовались возможностью совместных научных проектов. Китайские коллеги выразили желание приехать в Санкт-Петербург и подписать с нами соглашение о сотрудничестве, предполагающее не только совместные исследования, но и совместные образовательные программы. Представителей Восточного транспортного университета очень заинтересовал наш опыт реализации совместных программ с другими китайскими университетами. В частности, несколько лет назад мы посетили Технологический университет города Сюйджоу, в котором, кстати, находится самый большой в мире завод по производству солнечных батарей. В результате сотрудничества была разработана совместная образовательная программа. Особенность ее в том, что студенты бакалавриата первые три года учатся в Китае, а на четвертый приезжают в ЛЭТИ с возможностью потом поступить в нашу магистратуру. Чтобы им было комфортно учиться и жить в России, они углубленно изучают русский язык. Для этого мы пошли на уникальный шаг – открыли в Китае свою кафедру русского языка, где пять наших преподавателей, знающих китайский, работают на постоянной основе. И хотя у нас есть программы на английском языке, китайские студенты готовы учиться на русском языке.

– Вы упомянули научные проекты с транспортным университетом. О чем идет речь?

– Университет специализируется на железных дорогах, и его руководство заинтересовалось нашими проектами по проблемам транспортной безопасности. Их также интересует наша сенсорика, датчики для агрессивных сред, системы передачи информации и, конечно, проект по контролю рельсового пути, который мы делали в интересах Октябрьской железной дороги. Кроме того, им очень понравился наш опыт по проведению Недели русского языка и культуры в Сюйджоу, в ходе которой мы представили насыщенную культурную и спортивную программу с участием студентов и аспирантов.

– Известно, что Китай быстро осваивает любые новые технологии, почему же они заинтересовались российскими датчиками?

– Да, Китай очень хорошо внедряет новые технологии, хотя высокотехнологичную продукцию сразу осваивает не всегда. Не хватает интеллектуального потенциала и научных школ, которые зарождаются и развиваются десятилетиями.

– В чем фокус?

– В людях, в первую очередь.

– Значит, можно сказать, что российская электротехническая наука имеет высокий статус в мире?

– Не только электротехническая наука – у нас до сих пор сильные научные школы в области фундаментальных исследований, естественных наук, и здесь российские ученые чувствует себя уверенно.

– Каковы в целом тенденции отечественного образования электротехнической направленности? Говорят, что выпускников вузов сейчас много и отрасль нуждается гораздо больше в специалистах рабочих профессий?

– Да, есть такое противоречие в нашей экономике. Первое: у нас действительно есть провал в рабочих специальностях, потому что система профессионального образования, так называемое среднее профессиональное образование, была сломана и в 1990?е годы прекратила существование, сейчас ее пытаются восстановить, потому что надо готовить не просто квалифицированных, а высококвалифицированных рабочих. Готовить просто так в отрыве от производства и промышленных предприятий рабочих так же плохо, как и инженеров. Поэтому там, где нужны рабочие высокой квалификации, восстанавливаются те самые среднепрофессиональные учебные заведения, которые раньше назывались ПТУ. То же самое противоречие есть в подготовке инженеров: специалистов с высшим образованием много, но, приходя на предприятие, они больше похожи на «полуфабрикат», чем на инженера. А если предприятие занимается высокими технологиями, то на доучивание инженеров может быть потрачено не менее трех лет.

Так вот, мы, со своей стороны, привлекаем к процессу подготовки инженеров наших будущих работодателей – стратегических партнеров ЛЭТИ, предприятия, с которыми мы сотрудничаем десятки лет. Их не так много, а вот компаний, желающих брать наших студентов, – достаточно. К сожалению, иногда нам приходится убеждать руководство этих компаний, чтобы они участвовали в целевой подготовке наших студентов для их профессиональной специализации. Поскольку в мире постоянно появляются новые технологии, не один вуз, в том числе и ЛЭТИ, не в состоянии освоить все это самостоятельно. Возьмем, например, цифровое производство – в этом направлении мы давно работаем, проектируем «безбумажное» сопровождение жизненного цикла продукции, но это, как правило, дорогостоящее и ориентированное на конкретное предприятие «тяжелое» программное обеспечение (ПО). Для других предприятий – наших партнеров нужно другое ПО, не менее дорогое. Чтобы учить наших студентов адресно, под конкретные предприятия и конкретные технологии, нам нужно иметь доступ к этим технологиям, купить сами мы не в состоянии. Спасает то, что наши студенты на старших курсах могут работать на этих предприятиях, мы создадим для этого условия в расписании занятий, содействуя их раннему трудоустройству и обсуждая даже уровень оплаты.

К слову сказать, сейчас модно ругать сложившуюся систему – бакалавриат и магистратуру Однако наши партнеры на предприятиях видят и плюсы в уровневой подготовке: в частности, целевая подготовка магистров с участием высокотехнологичных предприятий очень эффективна и вполне устраивает наших работодателей. Мы позиционируем себя как магистерский университет, ориентированный в основном на выпуск магистров. Дипломом бакалавра ограничиваются лишь троечники, которые не смогут учиться в магистратуре.

Однако стратегия ЛЭТИ не настолько жестка и категорична – мы идем навстречу предложениям наших партнеров. Когда директор ЦНИИ «Электроприбор» академик В. Г. Пешехонов обратился к нам с просьбой подготовить бакалавров-технологов для производства, мы полностью изменили учебную программу и предложили студентам стать прикладными бакалаврами для будущей работы в «Электроприборе». Таким образом, эти бакалавры не остались брошенными на рынке труда.

Кроме того, у нас есть и очень востребованы специалитеты по тем специальностям, которые имеют двойное назначение, например, радиоэлектронные системы и комплексы, компьютерная безопасность – силовые ведомства попросили Минобрнауки РФ сохранить эти направления непрерывной подготовки.

Все это мы рассказываем будущим студентам в дни открытых дверей в ЛЭТИ и на предприятиях, так называемых днях без турникетов. Школьники и их родственники могут подробно познакомиться как с программой обучения, так и с будущим местом работы. В ЛЭТИ довольно долго сохраняется высокий конкурс на все направления и специальности – в этом году по среднему баллу ЕГЭ мы заняли третье место по Санкт-Петербургу и пятое – по России.

– Как вы можете оценить уровень знаний нынешних абитуриентов?

– В последние годы знания становятся лучше. Мы оцениваем по действующей вот уже шесть лет системе входного тестирования реальных знаний по физике, математике и информатике. По нашему внутреннему тестированию, если взять 5?балльную шкалу оценки и стандартные тесты, которые были раньше на входе в вуз, то по физике средним баллом несколько лет назад был 2,3, сейчас – 2,7?2,8. Такова объективная реальность, данная нам системой ЕГЭ. Именно поэтому мы для «слабых» первокурсников ввели дополнительные занятия по субботам и не просто доучиваем по школьному курсу, а устраняем индивидуальные пробелы учеников и одновременно адаптируем их к вузовским технологиям обучения, что также очень важно для первокурсников и явно влияет на результаты первой сессии. По нашей статистике, таких студентов, нуждающихся в адаптации, примерно 65 процентов. Удивительно, но многие родители просят нас продолжать эту дополнительную программу и весной.

– А есть регионы, откуда приезжают сильные абитуриенты?

– Поскольку мы находимся в Петербурге, то знаем, например, в каких школах и районах хорошо преподают физику и математику. По остальным регионам России у нас тоже есть определенная информация – мы регулярно организуем выездное тестирование в формате олимпиад, профессионально ориентированных конкурсов, недавно посетили Новгородскую, Тверскую и Вологодскую области. До этого были в Белоруссии, Казахстане, Средней Азии. Мы охотно отзываемся на приглашения администраций какого?то района, к себе приглашаем учителей школ, предлагаем познакомиться с нашими проблемами обучения первокурсников.

– Очевидно, ваши партнерские соглашения по трудоустройству предполагают разные отрасли и регионы России?

– Да. Мы, к примеру, сейчас тесно сотрудничаем с ПАО «Газпром», от которого получаем перечень специальностей, требуемых в подразделениях компании. В этом году провели первую всероссийскую отраслевую олимпиаду для школьников старших классов «Газпром». Кроме того, наши студенты проходят практику в нефтегазовой отрасли, а лучшие участвуют в разработке технологий для подразделений «Газпрома». Мы также плотно работаем с гос­корпорацией «Росэлектроника», которая объединяет около сотни предприятий в России.

– Какие инновационные направления обучения внедряются в ЛЭТИ?

– Если говорить об укрупненных направлениях, например телекоммуникации, то здесь все время происходят революционные изменения. Если раньше облачные вычисления казались экзотикой, то сейчас они внедряются повсюду. Мы занимаемся компьютерной безопасностью, и сейчас компания IBM привлекает наших аспирантов и молодых ученых к проектам в области защиты информации в облачных средах. Есть направления, связанные с междисциплинарными взаимодействиями и взаимопроникновениями, там, безусловно, тоже есть новые направления. Например, в сфере биотехнологий, нанотехнологий постоянно появляется очень много новых возможностей. В свое время ЛЭТИ выступил инициатором и подготовил первый образовательный стандарт по направлению «наноэлектроника». Помимо этого, по линии нанотехнологий у нас ведутся интересные разработки совместно с НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера. Речь идет о создании принципиально новых технологий диагностики инфекционных заболеваний. Это то, что сегодня называется персонализацией медицины и диагностики, когда не пациент идет к врачу, а врач или технологии идут к пациенту.

– Предполагает ли эта и другие аналогичные задачи по освоению инноваций создание нового факультета или института?

– Если у вуза и его партнеров появляется крупный научный проект, мы можем создать под него структуру – лабораторию, иногда институт. В далеком 1962 году у ЛЭТИ наладилось сотрудничество с Центром подготовки космонавтов в Звездном городке, в результате было создано Отдельное конструкторское бюро биомедицинской кибернетики, а уже в 1963 году была открыта первая в СССР кафедра биомедицинской электроники. А еще спустя год была открыта новая научная специальность и произведен первый набор аспирантов по этой специальности. За полвека существования этих структур в СССР было открыто более 40 родственных кафедр, научно-педагогические кадры для становления которых готовились в нашем вузе.

В 1992 году при ЛЭТИ был создан НИИ «Прогноз» «под проекты» вновь образованного Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ и до 1998 года он работал исключительно на МЧС. Ученые ЛЭТИ участвовали в разработке первых ситуационных центров, а также выполняли экспертные задачи. Когда в середине 1990?х МЧС решили делать свой малый флот, мы разрабатывали для них специальное радиолокационное оборудование. В результате было принято решение о создании в ЛЭТИ кафедры инженерной защиты окружающей среды. Подобные примеры можно продолжать. И сегодня под успешные научные проекты мы создаем структуры в виде институтов или научных центров, которые помогают нам поддерживать наше образование конкурентоспособным на мировом уровне. Исследования помогают преподавателям получать уникальные компетенции, передавая которые ученикам, мы обеспечиваем конкурентоспособность наших выпускников.

– Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?

– Мы стараемся найти новых заказчиков и новые направления исследований и разработок, но важно, чтобы у промышленности были потребности в результатах исследований и разработок. Мы продолжаем участвовать в программе ТОП-100, и у нас есть несколько уникальных проектов в направлениях, в которых мы занимаем лидирующее положение в стране и мире. Мы успешно завершили очередной этап 2016 года и готовы стартовать в этапе 2017 года.

В настоящее время мы развиваем проекты, связанные с нашими приоритетными научными направлениями. Например, проект по развитию углеродной электроники.

Здесь основные наши успехи связаны с алмазной и алмазоподобной электроникой, которая является сегодня перспективной, а иногда и единственно возможной во многих практических приложениях – от космоса до ядерной энергетики. В кооперации с нашими партнерами в прошлом году мы получили лучшие в мире характеристики эпитаксиальных слоев алмазных подложек (по некоторым параметрам – улучшение на порядок). А в декабре уже получили первый в стране транзистор на алмазной подложке с уникальными свойствами!
Еще одно интересное и перспективное направление связано с энергонезависимой памятью, этот проект мы ведем совместно с японскими коллегами. Речь идет об энергонезависимой сверхбыстродействующей памяти на так называемых мемристорах для новых квантовых компьютеров ближайшего будущего. Так вот, совместно с известным в мире японским национальным институтом материаловедения мы получили уникальный результат – ячейки памяти с шестью уровнями устойчивого состояния, то есть память, которая может хранить в разы больше данных, чем обычная ячейка привычного уже двухуровневого цифрового мира! В мире этого никто еще не достигал, и мы гордимся, что стали первыми, кто это получил. Сейчас наши компьютерные математики задались вопросом, как это можно использовать? Если мы не только создадим необычный продукт, но и найдем ему применение, обещаю вам, это станет революцией в сфере компьютерной памяти.



Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) был основан в 1886 году и стал первым в Европе высшим учебным заведением, специализирующимся в области электротехники. Подготовка бакалавров, магистров и специалистов осуществляется на семи факультетах очной формы обучения. На Открытом факультете, а также на Факультете экономики и менеджмента, ведется подготовка бакалавров по очно-заочной и заочной формам обучения. Подготовка кадров высшей научной квалификации осуществляется по 42 научным специальностям. В настоящее время в СПбГЭТУ обучаются 323 аспиранта и 16 докторантов. В университете функционируют 9 диссертационных советов по 23 научным специальностям. Ежегодно аспирантуру заканчивают более 80 человек.

В ЛЭТИ обучается около 8000 студентов, аспирантов и слушателей. В университете работают 5 членов-корреспондентов РАН, 20 лауреатов национальных и международных наград, более 200 профессоров и докторов наук. Ежегодно по основным образовательным программам вуз выпускает около 2000 специалистов. Научно-исследовательский и инновационный комплекс СПбГЭТУ помимо учебно-научных лабораторий семи факультетов включает Технопарк, 8 научно-образовательных центров, 5 научно-исследовательских институтов. Технопарк университета предоставляет комплекс бизнес-услуг 38 малым инновационным предприятиям. В малых фирмах Технопарка ежегодно работают более 300 преподавателей, студентов и аспирантов.

Партнерами ЛЭТИ являются более 50 предприятий высокотехнологичных областей промышленности. В 2015 году университет занял третье место среди инженерных вузов в Рейтинге востребованности вузов, подготовленном «Социальным навигатором» МИА «Россия сегодня» при участии Центра исследования рынка труда.

 


 

Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru

Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.


Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:

Участие в "Каталоге ЭНЕРГЕТИКА.RU" (размещение Ваших новостей, информации о продукции, видео-материалов и многое другое);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное