Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Спасательный круг для регионов


 

Спасательный круг для регионов

 

 

Закон об альтернативной котельной наконец принят. Но стоит ли внедрять новую модель рынка тепла массово?

Плюсы и минусы перехода на метод альтернативной котельной в последний год обсуждались настолько часто, что, кажется, летом отрасль облегченно вздохнула. 31 июля были приняты изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».



Остались нюансы

Новая модель рынка тепловой энергии предполагает переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения методом «затраты +» к определению долгосрочных предсказуемых договорных цен на тепловую энергию для потребителей. Для защиты интересов конечного потребителя цена ограничена расчетной стоимостью тепла, основанной на использовании наилучших доступных технологий, от альтернативного источника тепловой энергии – локальной котельной.

Публичные обязательства по формированию нового качества системы теплоснабжения поселения должны фиксироваться в соглашении, заключаемом между муниципальной властью и единой теплоснабжающей организацией. Такое соглашение становится прозрачным инструментом привлечения частных инвестиций в развитие систем теплоснабжения, а ЕТО – единым центром ответственности перед потребителями и властью. Для реализации этой задачи ЕТО предоставляются полномочия по оптимизации и развитию системы теплоснабжения в соответствии с утверждаемой схемой. Также вводятся новые требования к качеству предоставления услуг и организации отношений с потребителями. При этом органы власти наделяются расширенным набором инструментов по контролю, в том числе антимонопольному, за деятельностью ЕТО.

Регулятор полагает, что введение новой модели рынка тепловой энергии создаст стимулы не только для повышения эффективности отрасли в целом, но и будет способствовать привлечению частных инвестиций. На словах, безусловно, звучит красиво, но удастся ли реализовать задуманное на практике?

– Работа над поправками в Федеральный закон «О теплоснабжении» велась на протяжении двух лет. Мы действительно постарались учесть многочисленные замечания экспертного сообщества и регионов. Сейчас занимаемся разработкой нормативных актов, планируем завершить эту работу к середине следующего года, – заявил заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко на круглом столе, посвященном реформе теплоснабжения, который прошел в рамках форума «Российская энергетическая неделя». – Есть еще ряд вопросов, в частности, относительно выстраивания взаимоотношений между ЕТО и источниками теплоснабжения, организациями, обеспечивающими передачу тепла, которые работают в конкретном регионе. Также немаловажно, каким образом будет осуществляться контроль деятельности ЕТО, какие санкции должны применяться к ним в случае неисполнения обязательств. С этими и другими нюансами нам предстоит разобраться в самое ближайшее время.



Страшнее было бы заморозить город

Теперь слово за регионами, которые вправе принять решение о переходе на метод альтернативной котельной или отказаться от него, оставив все как есть. В этой связи, разумеется, интересен опыт тех, кто не побоялся перемен и рискнул. Первопроходцем стал город Рубцовск (Алтайский край).

– В наследство от пяти промышленных заводов, работавших в городе в советские времена, нам достались две ТЭЦ, теплосети которых не связаны между собой. Учитывая не очень большие доходы населения, мы старались защитить граждан невысоким тарифом, в результате чего не было возможности заложить в тариф затраты на ремонт, а про инвестиционную составляющую и вовсе говорить не приходится, – комментирует глава администрации города Рубцовска Дмитрий Фельд­ман. – Понятно, что это не могло продолжаться вечно, теплоэнергетика Рубцовска шла к плачевному финалу. Полтора года назад начались аварии на сетях и станциях. Неимоверными усилиями правительству Алтайского края и администрации города удавалось готовить станции к отопительному сезону, который, к слову, был практически на грани срыва. Возможно, жители не замечали этих проблем, но ответственные за их решение каждый день ломали голову над тем, где взять уголь и деньги, чтобы рассчитаться за него, а также на ремонт станций и сетей. Объем теплового рынка в Рубцовске составляет порядка одного миллиарда рублей; долги тепловых станций, сетей и обслуживающих организаций к тому моменту достигли 1,4 млрд рублей. Крупный источник тепла, который отапливал 60 % домов, социальных объектов и промышленности, подходил к критическому состоянию, когда ни оборудование, ни конструкции не могли продолжать функционировать нормальным образом. Тогда перед нами встал вопрос: что делать дальше? Коллеги из других регионов часто спрашивают: не страшно ли было первыми участвовать в программе реформирования. Поверьте: страшнее было бы заморозить город. Нам был нужен надежный инвестор, с которым мы могли бы сообща решать вопросы, связанные с обеспечением Рубцовска теплом. Поиском инвестора занималось правительство Алтайского края, и он, к счастью, был найден. В ходе переговоров с Сибирской генерирующей компанией было решено, что именно она станет генератором и локомотивом в сфере теплоснабжения нашего города.

СГК подошла к реализации данного проекта серьезно: ее представители подробно изучили ситуацию в Рубцовске и пришли к выводу, что базовой должна быть Южная тепловая станция, поскольку вторая ТЭЦ, когда?то снабжавшая паром алтайский тракторный завод, потеряла надежды на дальнейшее существование. Однако ситуация усугублялась тем, что в марте 2016 г. собственник второй ТЭЦ – «Инвестиционно-девелоперская компания» заявила о выводе данного энергообъекта из эксплуатации с 1 декабря 2016 г., сославшись на заниженные тарифы, долги потребителей и контрагентов и непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние станции.

– Закрытие данной ТЭЦ могло обернуться настоящей трагедией, ведь без тепла остались бы более 60 % потребителей, – говорит Дмитрий Фельдман. – Приняв решение о сотрудничестве с СГК, мы провели детальную проработку технических решений и заранее подготовили общественность к грядущим существенным изменениям в теплоэнергетическом комплексе Рубцовска. Затем началась серьезная работа по соединению двух контуров теплоснабжения города в один, по перекладке сетей северного контура. Нужно было перекопать практически весь город, смонтировать сети, выполнить засыпку грунта. С мая по сентябрь на Южной тепловой станции произведен монтаж двух дополнительных котлов, создан единый контур теплоснабжения, осуществлена прокладка 6 километров тепловых сетей. Новая система теплоснабжения запущена 20 сентября. В теплоснабжение Рубцовска уже инвестирован один миллиард рублей, в следующем гору будет вложено еще 600 миллионов рублей.

Спикер уточнил, что администрацией города Рубцовска и Сибирской генерирующей компанией при участии правительства Алтайского края заключено концессионное соглашение на 15 лет. Таким образом, Рубцовск приобрел не только стабильного партнера, с которым можно продуктивно работать, но и уверенность в завтрашнем дне.

Заместитель председателя правительства Алтайского края Виктор Мещеряков добавил:

– В середине лета 2016 года перед нами стояло два важнейших вопроса: как подготовиться к будущему отопительному сезону и как заместить выбывший источник теплоснабжения. Для решения этой проблемы в течение полутора-двух лет требовалось вложить около двух миллиардов рублей. На тот момент закон об альтернативной котельной был еще на рассмотрении, и мы всячески способствовали продвижению этого документа, участвуя в многочисленных дискуссиях, слушаниях. Договоренность с СГК была достигнута еще до принятия закона, поскольку иного выхода не было – начать реализацию проекта требовалось в конце 2016 года. Тогда, учитывая большую недофинансированность теплоэнергетики Рубцовска, мы приняли сложнейшее решение о повышении тарифа на 23 % с 1 июля 2017 года. Этот аспект был закреплен в концессионном соглашении. Стоит отметить, что СГК добросовестно выполнила свои обязательства. По сути, нам осталось только установить турбину для производства электроэнергии на собственные нужды, чтобы полностью соответствовать критериям закона об альтернативной котельной. В свою очередь, мы предпримем все меры, чтобы средства инвестора были возвращены в полном объеме. Закон принят, теперь хотелось бы, чтобы поскорее был утвержден порядок определения цены альтернативной котельной. Считаю, что цена альткотельной для других регионов или объектов должна приниматься до решения об отнесении региона, поселения к ценовым зонам теплоснабжения. Также не очень понятно, как быть, если на территории поселения много ЕТО. Допустим, в Барнауле 85 ЕТО, и мы пока не знаем, что с ними делать. Нужно четко прописать в законодательстве этот аспект: либо все ЕТО должны будут принять решение о переходе в ценовую зону теплоснабжения; либо, если перейдет только часть из них, определить, в каком режиме дальше будут работать остальные. Думаю, регионы столкнутся с этой проблемой, поэтому решить ее нужно сейчас, на берегу.

По мнению господина Мещерякова, закон об альтернативной котельной, несомненно, нужен, но вопрос в том, стоит ли внедрять его массово в регионах? Тем более, нынешнее разнообразие методов регулирования позволяет каждому региону выбрать свой путь. В случае Рубцовска иных вариантов не было, и переход на метод альткотельной стал своего рода спасательным кругом для теплоэнергетики города.



Не хватает политической смелости

Заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Кудряшов поддержал значимость проведения реформы теплоснабжения. Однако, по его мнению, сегодня нужно сделать акцент на работе с бытовыми потребителями:

– Мы должны убедить граждан, что хорошее теплоснабжение дешевым не бывает. Возможно, Минэнерго следует подготовить соответствующие рекомендации относительно того, как это лучше сделать.
Глава городского округа города Воронежа Александр Гусев считает, что регионам нередко не хватает политической смелости для принятия кардинальных решений, поскольку многие из них, очевидно, будут сопровождаться ростом тарифа, а это болезненно воспринимается населением.

– В этой связи хотелось бы, чтобы позиция федеральных органов власти относительно возможных перемен заключалась не только в соответствующем информационном посыле, но и, допустим, в возможности субсидирования процессов, которые происходят при заключении концессионного соглашения небольшими суммами. Думаю, это было бы необременительно для федерального бюджета и могло бы проводиться, например, через Фонд развития ЖКХ или любой другой институт развития. Это давало бы уверенность региональным властям в том, что они следуют в фарватере мнения федеральных коллег, – считает господин Гусев.

Он также подчеркнул, что Воронеж поддерживает вносимые в законодательство изменения относительно сферы теплоснабжения.

– Мы согласны с необходимостью укрупнения теплоснабжающих организаций. Исторически так сложилось, что совмещенная генерация, как правило, находится в частной собственности, а котельные и сети – в собственности муниципалитетов. При этом вновь построенные источники теплоснабжения – и есть тот самый пример альткотельной. Отсюда возникает существенная дифференциация тарифов на одной территории. В нашем случае она превышает 30 %. При совмещенной генерации это 1400 рублей, в тепловых сетях муниципальных 1700 рублей и при новой генерации – 2100?2200 рублей. Поэтому считаем правильным переход к совмещенной генерации путем объединения предприятий, находящихся в муниципальной собственности, на условиях концессионного соглашения. Это могло бы способствовать поддержанию некой экономической справедливости в части тарифов и давало бы возможность выравнивать их плавно, а не агрессивно, – говорит глава Воронежа. – Между тем, основным условием заключения концессионного соглашения должны быть грамотно проработанные инвестпрограммы, но это не делается за один день. Однако, как бы неприятно это ни прозвучало для органов антимонопольного регулирования, партнеров регионам нужно будет выбирать заранее.

В непростой ситуации оказалось руководство Тамбовской области: в результате перехода промышленных предприятий в 1990?2000 гг. на собственные источники теплоснабжения Котовская ТЭЦ потеряла полезную нагрузку, став планово убыточной, и в итоге оказалась не нужна рынку.

– В моногороде Котовске проживают 30 тысяч человек, спасти их от замерзания минувшей зимой удалось только благодаря строительству шести блочных модульных котельных. Нам помог Фонд содействия реформированию ЖКХ, выделивший 300 миллионов рублей, еще 200 дали инвесторы, – рассказывает заместитель губернатора Тамбовской области Игорь Кулаков. – Если бы закон об альтернативной котельной существовал три года назад, нам удалось бы выровнять тариф и спасти Котовскую ТЭЦ. Кстати, у этой ТЭЦ тариф за Гкал составлял всего 1100 рублей – все понимают, что это, скорее, насмешка над тарифом, поэтому мы и оказались в столь затруднительном положении.



Большие надежды

– В вопросе реформирования ЖКХ есть два важных аспекта: ожидания власти и надежды бизнеса, – считает заместитель генерального директора по экономике ПАО «Квадра» Светлана Никонова. – Сфера теплоснабжения в настоящий момент «перегрета» в прямом и переносном смысле. В некоторых регионах этот градус уже зашкалил – подтверждением тому являются примеры, приведенные коллегами. По нашим ощущениям, ожидания власти от нового формата взаимодействия в этой сфере сводятся к необходимости наведения порядка – и ценового, и технологического, и порядка в понимании, как сфера теплоснабжения будет развиваться дальше. У бизнеса надежды схожие, они тоже касаются порядка, потому как та пестрая картина отношений и накопленная масса проблем, о которой мы говорим на многих площадках, тоже требует разрешения. Бизнес надеется, что тот формат, который заложен законом, и впоследствии найдет отражение в подзаконных актах, оправдает эти надежды. Одним из основных факторов, по нашему мнению, является мотивация потребителей – без их участия навести порядок не удастся.

По мнению генерального директора Сибирской генерирующей компании Михаила Кузнецова, новые прогрессивные методы регуляторики в тепле позволят энергокомпаниям решать наболевшие социальные проблемы и одновременно увеличивать прибыль, как бы парадоксально это ни звучало.

– Когда все подзаконные акты будут разработаны и вступят в силу, отрасль получит предсказуемые правила игры. В случае с Рубцовском мы пошли немного вперед, и тот тариф, который сложился там сегодня, нас устраивает, свои инвестиции планируем вернуть за 12 лет. Если другие города захотят пойти по этому пути – это их право, – сказал он.



С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru

Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.


Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:

Участие в "Каталоге ЭНЕРГЕТИКА.RU" (размещение Ваших новостей, информации о продукции, видео-материалов и многое другое);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное