Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс социологического журнала Телескоп: содержание и анонс N 3 за 2012 г.


ТЕЛЕСКОП

журнал социологических и маркетинговых исследований

 

 

 

 

 

Содержание и анонс

 

№ 3 (93), 2012

 

 

 

ТИПИЧНО НЕ ТИПИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Михаил Тарусин, социолог, публицист, руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования

Анонс Б. Докторова «Публикуемый ниже фрагмент мемуаров Михаила Тарусина (род. 1958 г.) в силу двух причин интересен для исследователей истории современной российской социологии. Прежде всего, рассказ Тарусина, выпускника философского факультета МГУ, позволяет увидеть один из путей, которыми приходили в социологию молодые люди на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого столетия. Уникальность траектории его движения «в профессию» складывается из в общем-то типичных, характерных для студенчества и молодых специалистов тех лет ситуаций, или кейсов. В воспоминаниях Тарусина время очень зримо: представители старших поколений социологов социализировались и профессионализировались иначе, и совсем по-другому, скорее всего, будет происходить погружение в социологию представителей следующих поколений. 

Вторая причина интереса к тексту Тарусина заключается в том, что его появление дает возможности для историко-науковедческого анализа, учитывающего традиции биографики и биокритики. Пять лет назад он дал мне обстоятельное биографическое интервью, которое тогда было опубликовано в не существующем уже журнале Фонда «Общественное мнение» «Социальная реальность». Сегодня оно доступно в Интернете. Теперь у нас есть два изложения ряда значимых для Тарусина событий, отображенных по-разному. В интервью – кратко, в мемуарах – пространнее, детальнее; каркас интервью задавал я, структуру воспоминаний – их автор, да и годы, разделяющие эти тексты, могли что-то изменить в восприятии Тарусиным былого, а значит – и в отражении».

 

ПРОБЛЕМЫ МЕМУАРНОЙ ЭТИКИ И ДОСТОВЕРНОСТИ БИОИНТЕРВЬЮ

Дмитрий Шалин, профессор Университета Невады (Лас-Вегас)

Биографика и мемуаристика вполне сложившиеся жанры, но вопрос о достоверности авто/биографических данных и мемуарной этике пока не получил достаточного освещения в социологической литературе.  Настоящая статья – это попытка наметить круг вопросов, связанных с данной проблематикой.  Основываясь на материалах проекта Международная биографическая  инициатива, автор анализирует различные типы биоинтервью и их влияние на ответы респондента, обсуждает трудности с  публикацией сенситивных данных, и вводит понятия биокритики и “реверсивного редактирования” как методологического ресурса в социологической биографике.

 

К ДИСКУССИИ О СООТНОШЕНИИ «СУБЪЕКТИВНОГО» И «ОБЪЕКТИВНОГО» В БИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ

Андрей Алексеев, независимый исследователь

Статья посвящена дискуссионным вопросам применения биографического метода в гуманитарных исследованиях и солидаризуется с высказанной в частном письме точкой зрения И. С. Кона: «Объективной истины о человеке не бывает, потому что он субъект».

 

“ОСТРОВА В ОКЕАНЕ”: ПРОБЛЕМЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

Олег Манаев, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета, Минск; Наталья Манаева и Дмитрий Юран, бакалавры информации и коммуникации ФФСН БГУ, аспиранты Университета Теннеси, Ноксвил, США

Предлагаемый анализ основывается на теоретической ретроспективе трансформации посткоммунистических масс-медиа в течение двух десятилетий, а также их эволюции в Республике Беларусь. Суть этого процесса выражается концепцией «Острова в океане» и отражает разнонаправленный и разноуровневый характер развития переходного общества и масс-медиа. Теоретический анализ, использующий концепции Р. Патнэма, П. Штомпки, Д. Гамбетты, С. Хантингтона, а также современных исследователей масс-медиа К. Якубовича, П. Гросса, Д. Халлина и П. Маничини, подкрепляется эмпирическим: данными многолетних опросов НИСЭПИ, официальной статистикой и документами.

 

ПОСТПРОСМОТРОВЫЙ СИНДРОМ

Дмитрий Рогозин, декан факультета социальных наук МВШСЭН (Москва)

В статье предложен подход к изучению постпросмотровых состояний кинозрителя. Посредством свободных ассоциаций от зрителя, только что посмотревшего фильм, исследователь получает конечный набор словоформ. На следующем шаге они распределяются на четыре категории: оценка личных состояний, оценка себя, описательная позиция к фильму, эмоциональное постпереживание фильма. Это позволяет установить базовые психологические характеристики человека, опосредованные только что посмотренным фильмом, показать направление и глубину воздействия киноленты на зрителя. Упрощенный экспериментальный план не позволяет формулировать валидных выводов, однако задает направление для методических и методологических размышлений об особенностях нахождения в кинореальности после завершения просмотра.

 

НОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПУБЛИКЕ

Евгений Дуков, доктор философских наук, профессор, зав.сектором Государственного института искусствознания (Москва)

Статья посвящена понятию и генезису публики и публичной сферы как социальных феноменов. Выясняются коннотации, лежащие за этим термином, особенности публичной сферы в Античности, Новое и Новейшее время.  Особое внимание удалено распространению в настоящем времени новых коммуникативных технологий, которые начинают подвергать публичную сферу переоценке ценностей.

 

ХУДОЖНИК И ВЛАСТЬ НА СЛОМЕ ЭПОХ. (РЕЖИССЕР МАРК ЗАХАРОВ И ДРУГИЕ)

Виталий Дмитриевский, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва)

В статье продолжен анализ проблемы взаимоотношений художника и власти, начатый публикацией статьи «Н. Акимов и Г. Товстоногов: взаимоотношения художника и власти» («Телескоп», 2011, №6).

 

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВИРТУАЛЬНОГО СОБЕСЕДНИКА НА ОСНОВАНИИ НИКА И АВАТАРА

Дарья Быльева, кандидат политических наук, преподаватель СПб государственного политехнического университета

В статье рассматриваются особенности виртуального общения в сети Интернет, где собеседники обладают крайне ограниченным кругом данных друг о друге. Представленные в работе результаты исследования доказывают способность активных интернет-пользователей дать общую коммуникативную характеристику виртуальных собеседников на основании их идентификационных знаков (ника и аватара).

 

ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ FASHION-РЫНКА (ОБЗОР ПОПУЛЯРНЫХ PR-ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЖИНСОВЫХ БРЕНДОВ)

Наталия Стенина, руководитель отдела аналитики, Лилия Глазова, генеральный директор, компания PR News (Москва)

Статья посвящена анализу информационного поля fashion-рынка с обзором популярных PR-инструментов. В статье проводится анализ информационной активности 7 джинсовых брендов: Calvin Klein Jeans, Diesel, G-Star, Guess, Levis, Replay, Tommy Hilfiger, на примере которых характеризуется работа PR-служб этих брендов и раскрываются используемые ими PR-инструменты, являющиеся наиболее распространенными во всей отрасли fashion.

 

ИСТОРИЯ НАШЕЙ СОЦИОЛОГИИ – СВИДЕТЕЛЬСТВА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Олег Божков, Социологический институт РАН

Рецензия на книгу: Б. Докторов. Современная российская социология: историко-биографические поиски. В 3 томах. PDF, ЦСПиМ, 2012 г.

 

Ознакомиться с содержанием свежих номеров журнала можно в разделе «Последние номера».

 

www.teleskop-journal.spb.ru


В избранное