Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс социологического журнала Телескоп: содержание и анонс N 4 за 2017 г.


ТЕЛЕСКОП

журнал социологических и маркетинговых исследований

 

 

 

 

 

Содержание и анонс

 

№ 4 (124), 2017

 

 

О.В. СУХАНОВ: «ТАК ЧТО ГЛАВНОЕ – НАЙТИ БАЛАНС»

Интервью Б. Докторова с О. Сухановым

Анонс Б. Докторова: «Прежде, чем писать вводный текст к интервью с Олегом Витальевичем Сухановым, я решил посмотреть, с каким числом ленинградских/петербургских социологов у меня уже состоялись беседы. Оказалось, что Олег Суханов – 51-й. Моим первым собеседником в далеком 2005 году был Борис Максимович Фирсов, я понимал, что с тех пор многие мои земляки (живя более 20 лет в США, я продолжаю считать себя ленинградцем/петербуржцем) поведали мне о своей жизни и работе, но не думал, что это – полсотни человек. Здесь и те, кто создавал в нашем городе, а по сути – в стране, социологию, и те, кто лишь недавно вошел в наш профессиональный цех. Олег Суханов вспоминает: «В моей трудовой книжке есть запись: “Зачислен на должность научно-технического сотрудника, временно”. И дата – 09.01.1978. А сверху – штамп ИСЭП АН СССР». Таким образом, он работает в социологии без малого 40 лет. Я тоже тогда работал в ИСЭП, так что и знакомству нашему столько же лет. Но только сейчас, я, наконец, узнал – пусть немного – о его пути в социологию и о сделанном им. В моей профессионально-возрастной стратификации российских социологов Олег принадлежит к младшей части четвертого поколения, и в его биографии есть явные приметы этого. Эта когорта входила в социологию уже с определенной подготовкой, и ее представители были первыми в серьезном освоении компьютерных технологий. В полусотне интервью с петербургскими социологами немало тех, кто изучал и изучает общественное мнение жителей города. Боюсь кого-либо не назвать, но все же: Д. Гавра, В. Гельман, М. Илле, Л. Кесельман, Р. Могилевский, Т. Протасенко, Б. Фирсов. Теперь – и О. Суханов. Участвовали в подобных исследованиях и другие, но не столь активно и продолжительно. Во всяком, случае, когда будет серьезно изучаться история исследований общественного мнения в Петербурге, в ней найдет отражение пионерный опыт Суханова в разработке выборки для телефонных опросов. Да, теперь все иначе, но ведь он начинал... Настоящий материал – лишь журнальный вариант большого интервью с Олегом Сухановым, его полный текст будет опубликован после выхода в свет этого выпуска «Телескопа» на сайте http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385.

 

НЕОЧЕВИДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ МАССОВЫХ ОПРОСОВ

Дмитрий Рогозин, зав. лабораторией методологии социальных исследований ИнСАП РАНХиГС (Москва)

В тексте продолжается разговор о стандартизированном интервью, роли интервьюера и особенностях коммуникации в массовом опросе, начатый в статье «Иллюзорная прямота стандартизации в стандартизированном интервью», опубликованной в третьем номере «Телескопа» за этот год. Отталкиваясь от мнений полевых интервьюеров, автор подвергает критике привычный порядок организации массового опроса. Затем в тексте раскрывается социальный контекст, в котором развивается стандартизированное интервью. Описываются основные концепты относительно новой дисциплины — социологии стандартов, критически анализирующей генезис, развитие и ожидаемые последствия от безусловного принятия стандартизации современным обществом.

 

РОССИЙСКИЕ РОВЕСНИКИ ВОЙНЫ /РВ/ В 1970-Е – 1980-Е ГГ.: РАБОТНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛИ

Чеслав Сымонович, кандидат исторических наук, независимый исследователь

Рождённые в 1940-е годы, в том числе РВ,  как и их предшественники – «60-ники», в зрелом возрасте вросли во все поры развитого советского общества, во все его  структуры, пропитавшись  и официальным сознанием, и обыденным. На границе между ними неявно, но мощно многое определялось не классовым, а корпоративным духом. Отсутствие или замедленность зримых перемен, противоречивость между «теорией и практикой» социализма порождали некоторое отупение, утрату смысла.

ОБРАЗ «ИДЕАЛЬНОГО» ПЕТЕРБУРЖЦА И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА

Михаил Илле, ст. преподаватель кафедры философии и социальных коммуникаций СПб Университета гражданской авиации; издатель и редактор журнала «Телескоп»: журнал социологических маркетинговых исследований

В статье продолжен анализ включенности взрослого населения Петербурга в культурную жизнь города, основанный на данных мониторингового исследования, начатого в 1991 году. Результаты исследования этого года показывают рост аудитории музыкальных спектаклей, концертов популярной музыки, музеев и кинотеатров. В целом доля пассивного населения, отчужденного от культурной жизни города снижается. Так же в статье продолжено изучение общественного мнения петербуржцев об «идеальном горожанине», его характеристиках и представлениях о том, какова доля «настоящих» петербуржцев среди ныне живущих горожан. Получен неожиданный результат – 80% респондентов с большей или меньшей уверенностью называют себя настоящими петербуржцами.

 

ЛЕКЦИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ — КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

Владимир Свечников, доктор социологических наук, независимый исследователь

В статье рассматриваются принципиальные различия традиционной аудиторной лекции и её мультимедийного аналога. Предлагается комплексный подход к формированию дистанционных вариантов обучения.

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Мансуров Р.Е. Технологии маркетинга. Практикум / Изд-во «Инфра-Инженерия», М., 2017 г., 182 с.

Степутин, А. Н., Николаев, А. Д. МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ НА ПУТИ К 6G. В 2 Т. Том1 380 с., Том 2, 416 с. ил.  – Москва-Вологда: Инфра-Инженерия, 2017.

 

Ознакомиться с содержанием свежих номеров журнала можно в разделе «Последние номера».

 

www.teleskop-journal.spb.ru


В избранное