Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 52


Информационный Канал Subscribe.Ru

N52  Нефтяное обозрение
28 декабря 2004 г. - 2 января 2005 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0452.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема

Россия: трубопровод «Тайшет — Бухта Перевозная»
Правительство приняло постановление о строительстве

31 декабря 2004 года премьер-министр Фрадков подписал распоряжение 1737-р о проектировании и строительстве нефтепроводной системы по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) — г. Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн. т в год (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан»). Стоимость строительства оценивается в 10,75 млрд. долларов.

Предложение о реализации этого проекта было внесено Минпромэнерго России и ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Оно было согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и имело положительное заключение государственной экологической экспертизы. Имелись также одобрения всех семи субъектов РФ, по которым должен пройти нефтепровод — Иркутской, Амурской, Читинской, Еврейской областей, республики Бурятия, Хабаровского и Приморского краев.

Функции заказчика проектирования и строительства нефтепровода «Тайшет — бухта Перевозная» возложены на компанию «Транснефть». Минприроды России поручено разработать программу геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она должна быть утверждена по согласованию с Минпромэнерго и Минэкономразвития. С учетом этой программы Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минприроды совместно с «Транснефтью» должны до 1 мая 2005 года определить этапы строительства трубопроводной системы.

Минтрансу совместно с Минобороны поручено разработать порядок захода в бухту Перевозная и выхода из нее, с целью обеспечения безопасности плавания в акватории специализированного порта и на подходах к бухте. Минтранс и ОАО «Российские железные дороги» должны разработать и реализовать комплекс мер, направленных на бесперебойную доставку грузов, предназначенных для строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Должны быть также приняты меры по обеспечению перевозок нефти железнодорожным транспортом, с учетом этапов строительства трубопровода.

Координация, мониторинг и контроль реализации работ по проектированию и строительству трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» поручены Минпромэнерго РФ.

Источники: «Прайм-ТАСС» 31.12.2004, www.ngv.ru 31.12.2004.
к оглавлению

Темы недели

Россия
Афера 2004 года — продажи «Юганскнефтегаза»

Последний раз мы упоминали компанию «Юкос» несколько недель назад. За это время в российском нефтегазовом секторе произошли изменения, которые по своей мощи не уступают цунами, опустошившей в декабре 2004 года берега Индийского океана. Серия феерических по своей наглости, лживости и цинизму афер по продаже, якобы за задолженность, основного нефтедобывающего актива «Юкоса», ОАО «Юганскнефтегаз», превзошла всякое воображение.

При разорении компании был использован хорошо проверенный в 1930-х годах налоговый террор. Тогда с его помощью советская коммунистическая власть расправлялась с зажиточными крестьянами, основными российскими сельскохозяйственными производителями. В итоге замордованные постоянно повышающимися налоговыми претензиями кулаки, их семейства, а заодно и все сочувствующие им были ликвидированы, отправлены в лагеря и ссылки, умерли от голода. СССР и входившая в него Российская Федерация получили угробленное сельское хозяйство, которое уже никогда не восстановится, и необъятное поле для коммунистических экспериментов на селе. И тут нынешние наследники «железного Феликса» не показали ничего нового.

Инновации начались на фазе реализации имущества компании, подготовленной в процессе налогового «мочения в сортире» к процедуре «обрезания, чтобы больше ничего не выросло». Тут клан правящих КГБшников наконец смог реализовать все свои скрываемые фантазии.

Надо признать, что в последний момент перед шоу под названием «аукцион по продаже «Юганскнефтегаз» (ЮНГ), команде «Юкоса», до сих пор покорно принимавшей избиение, удалось нанести первый солидный ответный удар. Был подан иск в суд американского города Хьюстона, благо у компании там были кое-какие активы. Это вызвало фонтан разной твердости заявлений на тему «российского суверенитета». Правящая страной чиновничья клика считает эту тему своей частной собственностью и очень любит выступать по этому поводу.

Кудахтанье разных российских политиканов не произвело на американское правосудие никакого впечатления. Американского судью среди прочих обстоятельств дела изумило, что аукцион, на котором должна была решаться судьба многомиллиардного актива мирового класса, был назначен на 19 декабря 2004 года, воскресенье, которое, вроде бы, является нерабочим днем.

«Суд Хьюстона 16 декабря принял дело к производству и в обеспечение иска наложил запрет на операции с активами ЮКОСа, в том числе на проведение аукциона по ЮНГ. Неисполнение судебного вердикта грозило замораживанием всех активов нарушителя на территории США. Западные банки, к которым Газпром обратился за кредитом на покупку Юганска, проявили законопослушность и вышли из игры. Газпром остался без денег на ЮНГ и с серьезными правовыми рисками в пассиве» (www.akm.ru 31.12.2004.) .

Однако такая ерунда не могла остановить несгибаемых «мочителей в сортире», тем более, что в качестве противника выступали не отмороженные международные террористы с их бомбами, автоматами и гранатометами, а остатки вполне мирной бывшей ведущей российской нефтяной компании с ее тетеньками-юристками. Шоу продолжалось:

«Аукцион по продаже арестованных акций ЮНГ состоялся воскресным днем 19 декабря в здании Российского фонда федерального имущества в Москве. Аналитики заранее отдавали победу Газпромнефти, а второму участнику — загадочному ООО «Байкалфинансгрупп» — отводилась скромная роль дублера.

Однако все получилось совсем не так, и триумфаторами вышли эмиссары тверского капитала. Со стороны аукцион выглядел «как настоящий» — представитель Газпромнефти, услышав предложение конкурента (260 млрд. руб.), даже выбежал из зала для телефонного звонка. Кому он позвонил — так и осталось тайной, однако можно точно сказать, что лишних несколько сотен миллиардов в портмоне у загадочного абонента в ту минуту не оказалось. Газпромнефть отказалась от борьбы» (www.akm.ru 31.12.2004.) .

В тот момент еще никто не знал, что «Газпромнефть» уже была не подразделением могучего «Газпрома», а группой малообеспеченных голодранцев. За несколько дней до так называемого «аукциона» газовый холдинг продал свою нефтяную «дочку», возможно чтобы избежать юридических рисков. Это означало, что ради удовольствия провести такой аукцион власти отказались от объявленной ранее схемы слияния активов «Газпрома» и «Роснефти», в рамках которой и была создана «Газпромнефть».

Зато могучий загадочный источник финансов вдруг обнаружился в Твери, где в скромной съемной комнатке находился офис ООО «Байкалфинансгрупп». Помимо нее по тому же юридическому адресу было зарегистрировано изрядное количество других аналогичных ООО, а еще — находилась закусочная и магазинчик. Но это было все, что смогли узнать журналисты:

«Интрига закручивалась все сильнее. В РФФИ никто не знал, чьи интересы представляет Байкалфинансгрупп, Газпром открещивался от каких-либо связей с этой компанией. Некоторые следы вели в сторону Сургутнефтегаза, но их было явно недостаточно, что объявить компанию Владимира Богданова новым владельцем ЮНГ» (www.akm.ru 31.12.2004.) .

«Некоторые следы» заключались в том, что в лице присутствовавших на аукционе представителей ООО «Байкалфинансгрупп» были опознаны ответственные сотрудники «Сургутнефтегаза». Согласно некоторым источникам, эта же компания внесла необходимый для участия в аукционе скромный задаток в размере 1,7 млрд. долларов. Однако это было мелочью по сравнению с тем, что выяснилось дальше:

«Дальше — больше. Владимир Путин, находившийся с визитом в Германии, сказал, что Юганск на самом деле купили некие физические лица с большим опытом работы в энергетике. Сколько нужно работать, и главное — где, чтобы собрать $9.3 млрд., никто сказать не мог. Пресса пыталась раскрыть инкогнито скромных миллиардеров. В числе возможных бенефициаров сделки назывались, в частности зам главы кремлевской администрации и ближайший соратник Владимира Путина Игорь Сечин. Этот абсолютно непубличный чиновник незадолго до объявления о слиянии Газпрома и Роснефти возглавил Совет директоров нефтяной госкомпании, и его роль в процесс раскулачивания ЮКОСа некоторые наблюдатели называли ключевой» (www.akm.ru 31.12.2004.) .

Тут российская пресса явно потеряла самообладание и начала высказывать совершенно крамольные мысли, будто бы скромный чиновник из администрации президента РФ, находясь при исполнении служебных обязанностей, занимается в качестве физического лица многомиллиардными сделками по покупке частных нефтяных компаний. При этом как-то оставались без ответа такие очевидные вопросы, как откуда у него, этого самого физического лица, пускай и из президентской администрации, такие огромные деньги. Их в коробке от ксерокса не перевезешь. Понадобится огромный грузовик, а то и не один.

Второй вопрос, весьма актуальный в условиях повышенной активности российских налоговиков, заплачены ли с них налоги, чтобы «спать спокойно». И, наконец, последнее. Такого размера суммы неизбежно привлекут внимание международных структур, занимающихся борьбой с отмыванием незаконных капиталов. То, что было некоторое время дозволено Саддаму Хусейну с Кофи Аннаном (один кончил плохо, другой пока исполняет свои обязанности по руководству международными сообществом в форме ООН), вряд ли будет дозволено скромному российскому замадминпреза г-ну Сечину. Он все-таки пока еще не Саддам Хусейн.

Дополнительную информацию на эти загадочные события пролил в интервью «Новой газете» председатель совета директоров НК «ЮКОС» Виктор Геращенко. На вопрос «Последним, кто признался, что ничего не знает о компании «Байкалфинансгрупп», был министр финансов России Кудрин. Правда, в минувший вторник президент Путин уточнил, что акционерами этой компании являются четыре физических лица, близких к нефтедобыче. В отличие от Кудрина, Путина и всех остальных вы знаете что-нибудь более конкретное об этом ООО?» он ответил следующим образом:

«- Нет, ничего. Мы и не хотели принимать участие в этом аукционе даже в качестве зрителей на галерке. В противном случае пришлось бы кричать «Краденое продают!». Но проблема даже не в том, кто купил. Проблема в том, что говорит государство. А государство говорит: надо навести порядок в нефтяной отрасли. И продает при этом предприятие, добывающее пятую часть нефти в стране хрен знает кому. Это что, наведение порядка?». (»Новая газета» 27.12.2004).

Высказывание весьма эмоциональное и несколько чреватое. Уважаемый Виктор Владимирович! Заявляя, что предприятие, добывающее пятую часть нефти в стране, было продано «хрен знает кому», Вы вторгаетесь в область высокой политики. В РФФИ ничего не знают от загадочной тверской околозакусочной структуре, которая с легкостью ворочает миллиардами долларов (во губернатору Зеленину будет радость! Интересно, а какие налоги в тверской бюджет заплатит ООО «Байкалфинансгрупп»?). Министр Кудрин тоже ничего не знает.

И только Владимир Владимирович Путин знает, что владельцами этого тверского ООО являются четыре физических лица, близких к нефтедобыче. Похоже г-н Геращенко не заметил, что, следуя законам формальной логики, в этой ситуации его высказывание о том, что «Юганскнефтегаз» был продал «хрен знает кому», достаточно точно указывает на того, кто является этим самым … И чем это занимается пресс-служба НК «Юкос»?

Помимо эмоциональной характеристики происходящих процессов, Виктор Геращенко дал некоторую информацию о том, кем могли быть владельцы ООО «Байкалфинансгрупп»:

«Эти четыре физические лица явились ниоткуда. Но среди них есть одно лицо с многозначительной питерской фамилией- Тимченко. Говорят, что он с этим аукционом как-то связан» (»Новая газета» 27.12.2004).

Дополнительная «информация к размышлению», предоставленная «Новой газетой» на тему поясняла:

«Скоре всего, имеется в виду Геннадий Николаевич Тимченко — петербургский бизнесмен, ныне проживающий за границей. Основной род предпринимательской деятельности — экспорт нефтепродуктов из России. Входит в круг лиц, приближенных к президенту РФ».

Очень скоро даже эти сенсационные новости были отодвинуты еще более бурными событиями:

«Через несколько дней, казалось, все стало на свои места: Роснефть сообщила о покупке «Байкалфинансгрупп» у ее загадочных акционеров. На итоговой пресс-конференции в Кремле Владимир Путин назвал сделку, условия которой строго засекречены, «абсолютно рыночной» и «законной». Развивая свою мысль, Путин сделал еще одно знаковое заявление, теперь уже — на перспективу. «Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов, и как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка тогда получили многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным», — сказал президент.

Накануне Нового года стало известно, что ЮНГ все-таки не отойдет Газпрому в рамках присоединения к концерну Роснефти. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что активы Юганскнефтегаза будут переданы в отдельную компанию, на 100% принадлежащую государству. До 20% акций этой компании может быть предложено Китайской национальной нефтяной компании (CNPC)» (www.akm.ru 31.12.2004.) .

Как выражался классик российской рыночной политической мысли, первый президент РФ Борис Ельцин, вот такая, понимаешь ли, получилась загогулина.

Часть первая — налоговый погром лидера российского нефтяного сектора, компании «Юкоса», что обернулось для российского фондового рынка потерями более чем в 30 млрд. долларов.

Часть вторая — продажа основного производственного актива — компании «Юганскнефтегаз» «хрен знает кому» в виде группы четырех физических лиц, чей офис разместился по соседству со скромной закусочной в г. Твери. Похоже, единственным, кто во всем государстве знает о владельцах этого самого загадочного тверского ООО «Байкалфинанс — Рога и копыта», является гарант российской конституции, тов. В.В. Путин.

Часть третья — отмывание этого продукта использования абсолютно легальных российских рыночных механизмов через перепродажу акций «Юганскнефтегаза» государственной компании «Роснефть».

Торжественный финал — запланированная продажа значительной части «Юганскнефтегаза» китайцам. Выданное тем же гарантом российской конституции осенью 2004 года согласие на передачу года части островов на Амуре напротив Хабаровска китайцам, видимо, является только началом.

Любопытно, что компания «Транснефть» по-прежнему собирается тянуть свой безумной стоимости трубопровод «Тайшет — Перевозная» именно через эти острова, которые скоро станут наполовину китайскими. Интересно, какую комбинацию разыграют мастера тайных операций, когда эти острова станут китайскими полностью? И во сколько миллиардов в очередной раз эти аферы обойдутся российским налогоплательщикам?

Неугомонный советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал эту эпопею российской «аферой года»:

«В этом году в номинации «Афера года» победила продажа «Юганскнефтегаза» мистической, или теперь уже не мистической компании «Байкалфинансгруп» (БФГ), — сказал он. Не меньшей аферой была и дальнейшая покупка БФГ «Роснефтью», а также все операции по объединению или разъединению «Роснефти» и «Газпрома», считает Илларионов. «До этого видели такую игру среди наперсточников, а сейчас — среди госкомпаний» — заявил он.

Советник президента все события в стране распределил по «номинациям». Так «загадкой года», по его словам, стал вопрос, «где они возьмут деньги». Вопрос риторический, так как ни у одной, ни у другой компании таких денег нет, сказал советник президента. «Мы знаем, где эти деньги лежат — эти деньги лежат в бюджете», — заявил он» (www.neftegaz.ru)

Вопрос, откуда государственная «Роснефть», по состоянию на 30 июня 2004 г. имевшая задолженность на общую сумму 4,4 млрд. долларов, в кратчайшие сроки добудет еще 7,6 млрд. долларов, которые она должна внести до середины января 2005 года за купленные ею акции «Юганскнефтегаза», выглядел весьма интересным. Задаток в 1,7 млрд. долларов удалось выплатить за счет срочной продажи «Газпрому» доли «Роснефти» в проекте освоения Приразломного и Штокмановского месторождений в виде акций компании «Севморнефтегаз». Любопытно, что при создании «Севморнефтегаза» «Роснефть» не платила денег. Правда ее инвестиции в эти проекты составили около 500 млн. долларов.

Тем не менее, недостающие почти 8 млрд. долларов были где-то добыты, и уже 30 декабря 2004 года внесены на счет судебных приставов в «МДМ-банке». А 31 декабря 2004 года в Нефтеюганск прибыли первый вице-президент «Роснефти» Николай Борисенко и руководитель ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» Владимир Бульба, который был представлен сотрудникам «Юганскнефтегаза» как новый генеральный директор предприятия.

Похоже, «Роснефть» все-таки где-то обнаружила месторождение свободных финансовых средств, мощь которого превышают прибыль этой весьма хилой в финансовом плане компании за много лет. Не исключено, что эта залежь находится в недрах российского государственного бюджета и наполняется из карманов российских налогоплательщиков. Так ли это, возможно, станет понятно уже в 2005 году. А может быть и позже, после того, как новые российские власти начнут очередную серию разоблачений финансовых и прочих шалостей своих предшественников.

Источники: www.akm.ru 31.12.2004, www.ngv.ru 31.12.2004, www.oilcapital.ru 31.12.2004, www.neftegaz.ru 29.12.2004, «Новая газета» 27.12.2004, www.oilcapital.ru 29.12.2004.
к оглавлению

Россия
Правительство приняло решение об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы до 60 млн. т в год

23 декабря 2004 года премьер-министр Фрадков подписал распоряжение 1669-р, в котором принял предложение все тех же Минпромэнерго и ОАО «Транснефть» потратить, правда не почти 11 млрд. долларов, как в случае в нефтепроводом «Тайшет-Перевозная», а всего лишь 500 млн. долларов. Именно столько средств понадобится для того, чтобы построить третью очередь «Балтийской трубопроводной системы», что доведет ее мощность до 60 млн. т в год.

Это заметно, почти в три раза, меньше, чем первоначально надеялось получить ОАО «Транснефть» под предлогом необходимости повышения мощности БТС не до 60, а до 62 млн. т в год. Однако благодаря внезапно проснувшейся бдительности чиновников из Минпромэнерго 62 млн. т в год снизили до 60 млн. т, после чего вместо 1,5 млрд. долларов затрат «Транснефти» удалось обосновать необходимость освоения лишь 500 млн. долларов.

Оптимистическим моментом является то, что понятно, откуда и как возьмутся эти деньги. Их в качестве кредита выдадут банки. А чтобы было чем обслуживать и возвращать эти кредиты, Федеральной службе по тарифам дано указание закладывать необходимые средства в тарифы за услуги ОАО «Транснефть». Органам исполнительной власти Ленинградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей рекомендовано оказывать содействие в оформлении землеотводов для строительства объектов третьей очереди БТС. Росстрою и Ростехнадзору поручено обеспечить проведение государственных экспертиз проекта, в том числе и экологической.

По мнению руководства ОАО «Транснефть», подготовка технико-экономического обоснования займет около 6 месяцев. Еще около трех месяцев займут экспертизы проекта. На строительство уйдет около года. Кроме строительства ряда дополнительных ниток трубопровода, в порту Приморск надо будет возвести дополнительный причал и четыре нефтехранилища по 50 тыс. кубометров.

Кроме того, Минтранс совместно с Минэкономразвития РФ при формировании федеральной инвестиционной программы на 2005–2007 годы должны предусмотреть средства, необходимые для строительства 2 линейных дизель-электрических ледоколов, которые будут обслуживать терминал в Приморске. Их строительство должно быть завершено в 2007 году.

Конечно, 500 млн. долларов — это пустяк по сравнению с 11 млрд. долларов. Но все равно очень приятно. С Новым годом, дорогие российские налогоплательщики и нефтеэкспортеры.

Источники: «Время новостей» 28.12.2004, www.ngv.ru 28.12.2004.
к оглавлению

Россия
Куда «Транснефть» с трубой, туда «Лукойл» на паровозе

Государственные «Транснефть» и «Транснефтепродукт» прилагают титанические усилия по превращению Финского залива в зону экологического бедствия. Частной компании «Лукойл» тоже очень хочется поучаствовать в этом занятии. Правда «Лукойлу» для достижения желаемого приходится пользоваться железнодорожным транспортом. И при этом возникают проблемы. То пути оказываются слабоваты, то тяги не хватает. Но постепенно, благодаря настойчивости руководства «Лукойла», дело продвигается вперед.

29 декабря 2004 года ОАО «Российские железные дороги» и ОАО НК «Лукойл» подписали соглашение о сотрудничестве в организации железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов в направлении распределительно-перевалочного комплекса (РПК) «Лукойл II» в порту Высоцк. С 1 января 2005 года ОАО «РЖД» обеспечит перевозку в этом направлении 7 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. Это стало возможным благодаря вводу в строй полуторакилометровой обходной ветки вокруг Выборга и строительства станции Пихтовая с четырьмя путями, на которых будет проводиться смена видов тяги. В эти работы «Лукойл» вложил 300 млн. рублей. Завершение этого строительства позволило улучшить экологическую обстановку в Выборге. Теперь составы с нефтью не будут проходить через город.

Решено также создать совместную рабочую группу для подготовки проекта дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, что позволит увеличить объемы перевозки нефти и нефтепродуктов на РПК «Лукойл II» до 12 млн. т в год.

Источник: www.logistic.ru 29.12.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Конкретные экологи объявили «Лукойл» образцовой компанией

Общественная организация «Экологическое движение конкретных дел» объявило ОАО «НК «Лукойл» «Экологически образцовой компанией». Диплом, подтверждающий этот радостный факт, был вручен президенту «Лукойл» Вагиту Алекперову главой конкретного экологического движения, председателем Комитета по экологии Госдумы РФ г-ном Грачевым.

Во время процедуры вручения г-н Грачев произнес трогательную речь, после которой все российские природоохранные активисты должны осознать, о каком конкретно вкладе и куда идет речь: «Лукойл» осваивает шельфовые месторождения на Каспийском и Балтийском морях, строит терминалы и добывает нефть, применяя самые передовые технологии по защите окружающей среды. Компания давно стала примером ответственного подхода к охране природы, и мы ценим ее не только за вклад в развитие российской экономики, но и за бережное отношение к национальному достоянию».

Источник: www.oilru.com 28.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Арктикшельфнефтегаз» собирается построить еще один нефтяной терминал под Мурманском.

Губернатор Мурманской области г-н Евдокимов, председатель правления АО «Кузбассразрезуголь» г-н Бокарев и гендиректор АО «Арктикшельфнефтегаз» г-н Кутычкин подписали декларацию, в результате которой на западном берегу Кольского залива может появиться еще один нефтяной терминал.

В 2005 году будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта по созданию комплекса для перевалки наливных и насыпных грузов. От него будет построена железнодорожная ветка к станции Мурмаши-2.

Первую очередь предполагает запустить через три года. На этом этапе «Кузбассразрезуголь» собирается переваливать 5 млн. т угля в год, а «Арктикшельфнефтегаз» — 5 млн. т нефти и нефтепродуктов. По оценкам экспертов, стоимость этого проекта составит около 50 млн. долларов.

Источник: www.oilcapital.ru 29.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Дружба» снова потекла. В Самарской области

В канун Нового года поступило очередное сообщение об утечке нефти из трубопровода «Дружба» под г. Чапаевском в Самарской области. Ее причиной стала незаконная врезка. Утечку обнаружили во время облета на вертолете. По данным регионального управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям площадь загрязнения составила всего лишь 60 кв. м.

В сообщении РИА «Новости» от 31.12.2004, размещенном в 8.28, разлив нефти был несколько больше: «Площадь загрязнения составила 540 квадратных километров, сказал собеседник агентства». Квадратные километры, видимо, надо списать на начавшееся празднование Нового года (правда рановато чего-то, в полдевятого утра, или это после вчерашнего?). Видимо, речь все-таки шла о 540, но квадратных метрах.

Но самое замечательное, что аналогичный перл был загружен и на страницу вполне профессионального издания www.oilru.com, которое, сообщая о разливах, по идее должно разбираться в том, о чем пишет. Но и там «Площадь загрязнения составила 540 квадратных километров».

Источники: www.interfax.ru 31.12.2004, www.oiru.com 31.12.2004, www.rian.ru 31.12.2004.
к оглавлению

Россия
Пожар в нефтяных емкостях в Сургутском районе

Похоже, в www.oilru.com встреча Нового года началась еще 30 декабря. Несмотря на тяготы информационной службы и надвигающиеся праздники, сотрудники этого издания мужественно несли свою вахту, пытаясь сообщать о тех ярких событиях, которые происходили внутри и вокруг российского нефтегазового сектора в предновогодние дни:

«30.12.04. Резервуар с нефтью взорвался в поселке Солнечный Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа в ночь с 29 на 30 января». Возможно, в предновогоднем состоянии журналисты www.oilru.com приобретают замечательный дар предвидения. Но, скорее всего, фейерверк в поселке Солнечный все-таки случился в ночь с 29 на 30 декабря.

Загорелся один из резервуаров емкостью 400 кубометров. Потом второй. Горящая нефть разлилась по территории наливной площадки. Пожару была присвоена наиболее высокая категория сложности. В борьбе с огнем принимало участие 20 единиц техники. Благодаря пенной атаке удалось избежать возгорания третьей емкости с сырой нефтью.

На месте происшествия работает следственная бригада, выясняя причины пожара.

Источник: www.oilru.com 30.12.2004.
к оглавлению

Россия
С нефтепромысла за раз украдено оборудования почти на 1,5 млн. долларов

На Западно-Асомкинском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе с 26 по 28 декабря 2004 года было похищено восемь новых буровых долот на общую сумму 40 млн. 933 тыс. и 86 рублей.

Находилось все это богатство в контейнере, который стоял на неохраняемой территории куста номер 15, расположенного в 15 км поселка Усть-Юган Сургутского района.

Ведутся поиски подозреваемых. Насчет поиска украденных буровых долот ничего не сообщается.

Источник: www.oilcapital.ru 29.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Восточная железная дорога» расширяется и увеличивает поток перевозимой в Китай нефти

Филиал ОАО «Российские железные дороги» — Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) планирует в 2005 году перевезти 15,5 млн. т сырой нефти. В 2004 году она перевезла 14 млн. т нефти. Из них на экспорт пошло 5,7 млн. т, в том числе 2,6 млн. т — через пограничный переход Наушки и 3,1 млн. т — через Забайкальск.

В 2005 году объемы железнодорожных перевозок российской нефти в Китай должны вырасти до 10 млн. т. Компания «Лукойл» поставит 3 млн. т, «Юкос» — 3 млн. т, и 4 млн. т в перевозке было заявлено компанией «Роснефть». В 2007 году объем железнодорожных перевозок нефти в Китай может увеличиться до 15 млн. т.

Для выполнения этих планов ВСЖД с 2005 года будет проводить широкомасштабную реконструкцию путевого и станционного хозяйства. На направлениях Суховская — Петровский Завод и Суховская — Наушки будет проведено удлинение существующих и строительство новых путей. Всего предполагается удлинить пути на 151 км. Будут заменены 453 стрелочных перевода. Общая стоимость работ на этом направлении составит 1,2 млрд. рублей.

Ожидается также увеличение перевозок нефти и нефтепродуктов по маршруту Тайшет — Крабовая. На этом направлении потребуется открытие пяти новых станций, строительство вторых путей, укладка дополнительных путей на 17 станциях. Затраты на эти работы также должны составить 1,2 млрд. рублей.

Источник: www.oilcapital.ru 29.12.2004, 30.12.2004.
к оглавлению

Россия
Ударно работает «Роснефть-Находканефтепродукт». Но темпы роста слабоваты

В 2004 году грузооборот ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт» достигнет 6,9 млн. т. По сравнению с 2003 годом прирост составит всего лишь 4,2%.

Оказывается, что годовой план компания выполнила еще к 1 декабря 2004 года. Чем она занималась остальное время — непонятно.

Источник: www.oilcapital.ru 4.01.2004.
к оглавлению

Россия
Грузите солярку вертолетами

В Корякском автономном округе сотрудники МЧС занимаются очередной героической спасательной операцией. Они развозят вертолетами дизельное топливо по замерзающим корякским поселкам. В период с 16 ноября по 30 декабря 30 рейсами вертолета МИ-26 было перевезено 386,5 т дизельного топлива. Для этого понадобилось несколько десятков, если не сотен часов работы могучей машины и 176,25 т авиационного топлива. Показатели вертолета МИ-8 скромнее. С 18 ноября по 30 декабря 2004 года было выполнено 35 рейсов, благодаря которым удалось перевезти 75,7 т солярки.

На фоне этих упражнений отдел Генпрокуратуры РФ по ДВФО сообщил, что закончено расследование уголовного дела, возбужденного прокуратурой Корякской АО по признакам преступления по ч. 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Обвиняемый в этом превышении и.о. вице-губернатора Корякского АО г-н Соколовский в качестве меры пресечения был заключен под стражу. По мнению прокуратуры, г-н Соколовский незаконно передал госзаказ на поставку дизельного топлива в округ не участвовавшему в конкурсе ЗАО «Стройтекс». На его счета поступило 57 млн. рублей. А вот дизельное топливо в Корякский АО не поступило. Местная прокуратура сидела-сидела, ждала-ждала… Потом замерзла. Но, похоже, не до конца. И занялась она возбуждением. Уголовного дела. Поскольку мошенников под рукой не оказалось, решили попробовать превышение служебных полномочий. Получилось замечательно. Все заняты и вполне довольны. ЗАО «Стройтекс» — полученными деньгами. Карлсоны из МЧС — тем, что погеройствовать можно. Прокуроры — красивыми отчетами о борьбе с нарушениями закона. Наместник президента по ДВФО, бравый генерал Пуликовский — активным участием в организации всего этого процесса. Приобретает ценный и полезный опыт. Впереди у него еще много аварийно-спасательных работ по результатам нефтяных и трубопроводных авантюр.

Наверно не очень доволен бывший и.о. вице-губернатора г-н Соколовский. Но, что поделать, работа у него такая.

Источник: www.oilcapital.ru 30.12.2004.
к оглавлению

Россия — Вьетнам
А «Вьетсовпетро» весьма ничего!

За увлекательными процессами, происходящими на просторах и в недрах нашей необъятной Родины (не путать с партийной структурой — там ничего интересного нет), были как-то не очень заметны успехи российских нефтяников, трудящихся за рубежами Отчизны. И вот поступила радостная весть. Оказывается, в 2004 году российско-вьетнамское СП «Вьетсовпетро» добыло 12,1 млн. т сырой нефти. Кроме того, на берег, для обеспечения нужд местных предприятий было отправлено 1,7 млрд. кубометров попутного газа. Такая изящная форма изложения заставляет предположить, что изрядное его количество все-таки было сожжено в факелах.

«Вьетсовпетро» обеспечило около 60% всей вьетнамской нефтедобычи. В 2004 году во Вьетнаме было добыто 20,2 млн. т нефти и 6,2 млрд. кубометров газа. Из них 19,5 млн. т нефти было экспортировано, что принесло стране 7 млрд. долларов.

Что от всей этой бурной деятельности получил российский бюджет — непонятно. Но все равно, очень приятно.

Источник: www.oilcapital.ru 30.12.2004.
к оглавлению

США
На месте аварии сухогруза на Аляске наблюдается массовая гибель птиц

После аварии малайского сухогруза «Селенданг Аю» в воду попало около 100 т мазута. Остальные 1300 т находились в разломившихся на две части остатках корпуса судна. В результате прошедших штормов носовая часть ушла под воду, вместе с примерно 1000 т находившегося в ней мазута. Это заметно увеличило степень загрязнения прибрежных вод острова Уналяска (Алеутские острова), у берегов которого произошла катастрофа. На некоторых участках побережья мазут пропитал до 30 см пляжного песка и гальки.

Власти решили запретить промысел крабов в этом районе. К счастью разлившиеся нефтепродукты не оказали воздействия на основные рыбные промыслы региона. Находящийся поблизости поселок Датч Харбор является крупнейшим рыбным портом США. Введение запрета приведет к потере приблизительно 500 тысяч долларов. Однако это будет весьма существенно для владельцев примерно полутора десятков мелких судов, традиционно промышляющих в этом районе.

Разлитый мазут губит морских птиц и других животных. В районе катастрофы обнаружены остатки 110 погибших птиц. Спасательными командами зарегистрировано более 700 птиц 12 различных видов, загрязненных мазутом. Кроме того, отмечено 12 пострадавших от мазута тюленей. Найдено два погибших из-за мазута калана. Пока удалось отловить 22 загрязненных мазутом птицы, из которых 12 погибли или их пришлось сразу умертвить.

Небольшая продолжительность светлого времени суток, сильные ветер и волны, низкие температуры снижают эффективность работы почти 100 человек, ведущих очистные работы. Их часто приводится прерывать, чтобы не создавать опасность для жизни людей. На сохранившуюся кормовую часть судна завезено и установлено оборудование, при помощи которого в 2005 году будет предпринята попытка откачать примерно 300 т мазута и дизельного топлива, находящихся внутри нее.

Источники: New York Times 30.12.2004, Anchorage Daily News 2.01.2004, Seattle Times 3.01.2004.
к оглавлению

США
Надо ли заниматься отмыванием загрязненных нефтью птиц

После аварии судна «Американ Трейдер» в 1990 году, в результате которой в воды у берегов Калифорнии попало более 1000 т сырой нефти, было отловлено, отмыто и возвращено в природу 300 морских птиц. Через несколько месяцев ученые установили, что половина этих спасенных птиц погибли. Многие из выживших утратили способность к размножению.

В 1996 году было опубликовано вызвавшее бурную дискуссию исследование ученых из штата Орегон, в котором утверждалось, что редко какая из загрязненных нефтью птиц может быть реально спасена. Те из них, которые все-таки будут отмыты и возвращены в дикую природу, вряд ли смогут жить полноценной жизнью, а скорее всего быстро погибнут. В связи с этим делался вывод, что все работы по отмыванию загрязненных нефтью птиц следует относить к разряду мероприятий по формированию благоприятного общественного мнения, а не к реальным мерам по охране природы.

В 1998 появилась другая работа, в которой указывалось, что из тысяч каланов, загрязненных нефтью в результате разлива с танкера «Эксон Валдес», после всех усилий по их отмыванию выжило лишь 150 животных.

В 2003 году калифорнийские исследователи сделали вывод, что спасательные операции могут спасти жизни отдельных птиц и животных. Однако их эффективность для сохранения популяций, в том числе редких и исчезающих организмов, пока остается непонятной.

Тем не менее, общественное мнение требует, чтобы что-то делалось для спасения попавших в беду птиц и животных, и виноватые в разливах компании без возражений идут на эти расходы.

Источник: Seattle Times 3.01.2004.
к оглавлению

США
Затраты на ликвидацию разлива на реке Делавер пока неизвестны. Равно как и количество разлитой там нефти

На пике аварийно-спасательных работ по ликвидации разлива нефти с танкера «Атос» 26 ноября 2004 года в них участвовало до 1700 человек. По официальным данным было собрано более 160 кубометров нефти и водонефтяной смеси. Удалось также поднять около 7 т нефти со дна реки. С берегов было собрано 2600 т загрязненного грунта и других материалов.

В настоящее время холода существенно замедлили проведение очистных работ. Ожидается, что последствия разлива нефти будут проявляться в течение 2005 года, когда по мере потепления осевшая на дне нефть может опять начать распространяться по течению реки.

Первоначально объем разлива был оценен в примерно 110–120 т. Однако до сих пор непонятна судьба около 1500 т нефти, находившейся в поврежденном отсеке судна. Часть ее удалось перекачать в другие отсеки, а часть явно вылилась в реку.

Интенсивно загрязнено приблизительно 100 км побережья. Отдельные комки загустевшей нефти были разнесены течением реки и морскими волнами на сотни км. В результате аварии были обнаружены 162 мертвые птицы. Отловлено и отмыто 257 птиц, из которых 126 отпущены на свободу.

Источник: Today Sunbeam 29.12.2004.
к оглавлению

Мексика
Отстраненные от участия в очистных работах рыбаки протестуют против компании «Пемекс»

Компания «Пемекс» объявила, что благодаря организованным ей работам было собрано около 600 т из 700 т нефти, разлившейся в результате аварии трубопровода, проходящего недалеко от реки Котцакоалькос. На очистке было занято более 1000 человек.

Почти 550 человек в связи с разливом нефти обратились за медицинской помощью. В основном они жаловались на проблемы с органами дыхания и зрения. Требования о возмещении ущерба поступили от 139 домовладельцев. По 15 случаям уже начаты выплаты, остальные 70 рассматриваются.

На фоне этих жизнерадостных отчетов возникают новые проблемы. Десятки местных рыбаков, участвовавших в очистных работах, готовы начать акцию протеста. После многих недель работы по уборке разлившейся нефти они получили извещения, что их услуги больше не требуются. Рыбаки, в результате разлива нефти на длительное время потерявшие средства к существованию, требуют, чтобы «Пемекс» предоставила им хоть какой-то заработок. Кроме того, они считают, что очистка реки и загрязненных участков побережья Мексиканского залива еще отнюдь не закончена. По данным экспертов «Гринпис», реальный объем разлива может быть гораздо больше, вплоть до 2000 т нефти.

Источники: El Universal 4.01.2005, Business Report 4.01.2004.
к оглавлению

Болгария — Македония — Албания
Вариантов решения проблемы танкерных пробок в Босфоре много.

Премьер-министры Албании, Македонии и Болгарии подписали договор о строительстве нефтепровода между болгарским портом Бургас и албанским портом Влера протяженностью 912 км. При мощности 35 млн. т в год затраты на его строительство должны составить 1,2 млрд. долларов. Большую часть финансирования готова взять на себя зарегистрированная в США компания AMBO (Albania — Macedonia — Bulgaria Oil). Ее представители утверждают, что они уже получили подтверждение о возможности выделения кредитов на общую сумму до 900 млн. долларов от американских финансовых структур OPIC и USA ExIm, банка Credit Suisse First Boston и других.

Первоначально проект строительства нефтепровода Бургас — Влера был предложен в 1994 году. Но тогда существовали сомнения в возможности его загрузки. Но сейчас, благодаря бурному росту добычи нефти на Каспийском море, вызвавшему возникновение систематических танкерных пробок в проливах Босфор и Дарданеллы, эти сомнения исчезли.

Ожидается, что такие компании, как «Бритиш Петролеум», «Шеврон-Тексако» и «ЭксонМобил» могут воспользоваться этим маршрутом перевозок в обход турецких проливов.

Источники: www.oilcapital.ru 28.12.2004, BBC 28.12.2004, www.balkananalysis.com 29.12.2004.
к оглавлению

Ирак
Из-за диверсий нефтяной сектор потерял не менее 7 млрд. долларов

Иракское министерство нефти опубликовало отчет о потерях, вызванных непрекращающимися подрывами нефтепромыслов и экспортных трубопроводов. В 2004 году было совершено около 240 подобных нападений. Нанесенный нефтяному сектору страны экономический ущерб оценивается в 7 млрд. долларов

Источник: www.oilcapital.ru 29.12.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное