Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 1 (65)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N1  Нефтяное обозрение
1 - 9 января 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0501.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Уважаемые читатели!

В связи с неполадками у провайдера мы долго не могли выложить новые выпуски нашего Обозрения в сеть. Сейчас связь налажена, и мы постараемся наверстать упущенное. Приносим свои извинения.

Редакция Нефтяного обозрения

Горячая тема

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема

Россия: нефтепровод «Тайшет — Перевозная»
«Транснефть» отвечает на челобитные экологов в стиле «В огороде бузина, а в Киеве дядька»

8 декабря 2004 года Международный социально-экологический Союз направил руководству компании «Транснефть» следующее письмо за номером 74:

«Первому вице-президенту ОАО «АК «Транснефть» В.В. Калинину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Позвольте выразить Вам благодарность за содержательный диалог, состоявшийся между руководством Вашей компании и группой представителей ведущих общественных экологических организаций России 3 декабря 2004 г. в штаб-квартире ОАО «АК «Транснефть».

Направляю Вам для обсуждения предложения о возможных направлениях нашего взаимодействия, согласованные с представителями Международного социально-экологического Союза, Гринпис России, WWF России и Института эколого-правовых проблем «Экоюрис».

1. Компания «Транснефть» размещает на интернет-сайте www.transneft.ru информацию, которую она официально предоставила для проведения общественных слушаний, общественной и государственной экологической экспертизы «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

2. Компания «Транснефть» размещает на том же сайте материалы региональных общественных слушаний, включая списки участников, поступившие заключения и замечания, итоговые протоколы и т.д., организованных для рассмотрения «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

3. Международный социально-экологический Союз, Гринпис России, WWF России и Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис» с привлечением общественных организаций регионов реализации проекта, в течение месяца после размещения материалов в Интернет формулируют свои замечания к перечисленным выше документам и представляют их на рассмотрение руководства ОАО «АК «Транснефть».

4. В целях обсуждения имеющихся разногласий по вопросам реализации проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» ОАО «АК «Транснефть» и перечисленные в п.3 общественные организации формируют переговорную рабочую группу и определяют ее статус, прав и полномочия ее членов и экспертов.

5. Сформированная в соответствии с п. 4 переговорная рабочая группа обеспечивает обсуждение имеющихся разногласий и потенциальных конфликтных ситуаций, возможных в результате строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» в целях выработки оптимальных или компромиссных вариантов реализации проекта или фиксирования неустранимых противоречий. Результаты работы переговорной рабочей группы оформляются протоколами, которые размещаются в Интернет на сайтах компании и участвующих общественных организаций.

С уважением сопредседатель Совета МСоЭС С.И. Забелин.

Под самый Новый год пришел ответ класса в «В огороде бузина, в Киеве дядька». Помимо обильных словоизлияний на тему, как великолепно были организованы общественные слушания и проведение общественной экологической экспертизы проекта «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» в нем не содержится ни одного ответа на, казалось бы, четко поставленные вопросы.

Ниже приводится текст ответа за исходящим № 07-22/14499 от 20.12.2004.:

Сопредседателю МСоЭС С.И. Забелину
119019, Москва, а/я 211

Уважаемый Святослав Игоревич!

На Ваше письмо за № 74 от 8 декабря 2004 г. сообщаем следующее:

Компания ОАО «АК «Транснефть» придает большое значение мнению общественности при реализации проектов строительства трубопроводов.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.4.3. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного Приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 №372 информация о месторасположении и времени работы общественных приемных была размещена в региональных средствах массовой информации во всех регионах предполагаемого прохождения трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Всего было осуществлено 75 публикаций, включая газеты, телевидение, радио.

Помимо этого, были направлены персональные обращения к руководителям органов исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления, предприятий и общественных организаций об участии в общественных слушаниях, а также о месте, где можно ознакомиться с материалами ОВОС.

Высказанные предложения и замечания регистрировались в журналах учета, которые были заведены в каждой общественной приемной. По данным журналов учета, за время работы общественных приемных их посетили и сделали записи 175 человек, включая представителей 33 общественных экологических организаций, таких, как ИРОО «Байкальская экологическая волна», «Гринпис», «Бурятское региональное объединение по Байкалу», ОО «БРОК», «Зеленый Крест», «Социально-экологический союз» и др.

В ходе подготовки и проведения общественных слушаний представителями администраций регионов, общественных экологических организаций и населением был высказан ряд вопросов, мнений и рекомендаций по проектным материалам, зафиксированных в протоколах и приложениях к ним. Всего было внесено и зарегистрировано 224 замечаний, рекомендаций и предложений.

Все поступившие замечания и предложения проанализированы и включены в отдельный том ОВОС «Материалы общественных обсуждений», том 7, книга 5, часть 2. По ряду из них выполнена корректировка ОВОС, по остальным — представлены разъяснения и ответы.

Председателями заседаний общественных слушаний являлись представители администраций регионов. В этих заседаниях приняли участие свыше 400 граждан и представителей общественных экологических организаций.

Кроме того, после широкого обсуждения проекта и проведения общественных слушаний по материалам «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе», была проведена общественная экологическая экспертиза двумя общественными организациями: Региональной благотворительной общественной организацией «Общественная экология» и РЭОД «Экологическое движение конкретных дел». Экспертиза проекта была зарегистрирована во всех муниципальных образованиях вдоль трассы прохождения нефтепровода.

Информация о проведении общественной экспертизы была опубликована в 90 изданиях СМИ (пчт. изд., ТВ). В течение всего срока проведения общественной экологической экспертизы был организован открытый доступ к окончательному варианту проектных материалов по адресу: Москва, ул. Пятницкая, д. 27, стр. 3А.

Были направлены письма-объявления о проведении общественной экологической экспертизы в 64 общественные организации в регионах прохождения нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», в том числе организации «Гринпис», представители которой принимали участие в открытом заседании экспертной комиссии.

Таким образом, в результате проведенных общественных слушаний и общественной экологической экспертизы заинтересованные общественные организации имели доступ к проектным материалам и неограниченную возможность высказываний по всем экологическим аспектам проекта.

В настоящий момент проведение общественных слушаний, общественной и государственной экспертизы по материалам «Обоснование инвестиций в строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» завершено.

Проект «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан» разработан, исходя из принципов обеспечения промышленной и экологической безопасности, гласности и учета общественного мнения, в полном соответствии с требованиями Российского законодательства.

С уважением, Первый вице-президент В.В. Калинин.

Интересно, что надо сделать, чтобы получить от АОА «АК Транснефть» ответ на предельно простой вопрос: «Собирается ли она размещать информацию, обосновывающую экологическую и социальную безопасность ее деятельности в Интернет или нет?».

Или промывание мозгов на тему, как замечательно готовятся проекты государственной компании «Транснефть», а также дальнейшее проталкивание этой халтуры, стоящей от 11 до 16 млрд. долларов, при халатном бездействии высокопоставленных российских чиновников будет успешно продолжаться?

Источники: А.Ю. Григорьев, С.И. Забелин, В.В. Калинин.
к оглавлению

Темы недели

США
Баржа с мазутом села на мель в гавани Нью-Йорка

Баржа длиной 130 м на мель около одного из городских мостов Нью-Йорка. На борту ее находилось 20 тысяч т мазута. Авария произошла в 7 часов вечера 6 января 2004 года. Согласно предварительным данным, ее причиной стали проблемы с системой управления на буксире.

Утром был проведен облет на вертолетах, а также водолазное обследование, показавшие, что утечки мазута не произошло. Баржа была снята с мели и поставлена на якорь. Мазут с нее был перегружен на другую баржу.

Источники: Reuters 7.01.2004, 7online.com 7.01.2004.
к оглавлению

США
Сухогруз сел на мель у берегов охраняемой природной территории

Сингапурский сухогруз «Глобал Челленджер» (Global Challenger) сел на мель в эстуарии реки Колумбия у берегов особо охраняемой природной территории. Зимой здесь концентрируются тысячи лебедей, гусей, уток. Судно длиной 160 м шло в балласте вверх по течению в порт за грузом зерна.

В последнее время аварии на сухогрузах могут приводить к существенным разливам нефтепродуктов. По мере увеличения размеров эти суда стали брать на борт все больше топлива. Полностью заправленный крупный современный сухогруз может иметь в своих топливных танках до 2–5 тысяч т топлива.

В 1999 года около другой особо охраняемой территории у берегов США на мель сел сухогруз «Нью Карисса» (New Carissa), на борту которого находилось около 1300 т топлива. Из них в воду попало около 200 т. Затраты на ликвидацию последствий аварии и причиненный ей ущерб были оценены в 65 млн. долларов.

На борту «Глобал Челленджер» находилось 800 т мазута и 150 т дизельного топлива. Власти опасались утечки топлива рядом с местами зимовки птиц. Однако, к счастью, ее не произошло. Через двенадцать часов часть балластной воды была откачана, наступило время прилива и подошедшие к «Глобал Челенджер» четыре буксира сняли его с мели.

На этот раз повезло.

Источник: Oregonian 8.01.2004.
к оглавлению

Бангладеш
Экологическая экспертиза газопровода — совсем как у нас

Подобно своим российским коллегам, прогрессивная бангладешская общественность в изумлении наблюдает за тем, как бангладешская бюрократия в особо циничной форме осуществляет «диктатуру закона» в отношении беззащитной природы.

В Бангладеш, оказывается, тоже есть «Закон об охране дикой природы» (1974 г.). Есть даже еще более почтенного возраста «Закон о лесе» (1929 г.). Согласно этим документам, на территориях национальных парков какая-либо коммерческая деятельность запрещена. Допускаются только организация отдыха, проведение образовательных мероприятий и научные исследования. Вырубка леса, какие-либо земляные работы и добыча полезных ископаемых исключены. Более того, эти занятия не разрешаются и в буферной 1,6-километровой полосе вокруг национальных парков, чтобы не создавать беспокойство для обитателей этих последних убежищ дикой природы.

Но все это не помешало американской компании «Юнокал» и ее коллегам из бангладешских министерств в ураганном темпе изготовить разрешение на прокладку газопровода через национальный парк Лавачхара (Lawachhara). О планах этого строительства стало известно в мае 2004 года. В сентябре 2004 года общественные природоохранные организации попытались выступить с протестами и пожаловаться властям на незаконность этих работ. Власти внимательно послушали аргументы общественности и заявили, что симпатизируют им.

Согласно существующему бангладешскому законодательству, в случае, если предполагаемое строительство может оказать серьезное негативное влияние на окружающую среду, компания должна представить два документа. Один — «Начальная экологическая оценка» (Initial Impact Assessment), в которой определяются направления для последующего более глубокого анализа. Второй — «Оценка воздействия на окружающую среду» (EIA — Environmental Impact Assessment), в которой рассматриваются все варианты и аспекты реализации проекта и его воздействия на природу.

«Начальная экологическая оценка» строительства газопровода через леса Лавачхара была представлена в Департамент окружающей среды в октябре 2004 года. Однако, согласно сообщению бангладешской прессы, проект строительства газопровода получил одобрение правительства страны уже 2 октября 2004 года.

Представленная компанией «Юнокал» «Начальная экологическая оценка» содержит большое количество неточностей и неверной информации. Кроме того, она по своей сути не может быть положена в основу столь серьезных решений. Тем не менее, правительство разрешило Департаменту окружающей среды выдать не только техническое задание на проведение «Оценки воздействия на окружающую среду», но и Разрешение на начало работ по строительству.

Весь текст «Начальной экологической оценки» явно направлен на создание впечатления, что проект окажет незначительное воздействие на лес Лавачхара и полностью соответствует требованиям бангладешского законодательства. Для этого старательно умалчивается, что Лавачхара является не просто лесным массивом, а участком национального парка. В докладе не рассматриваются такие проблемы, как риск утечки газа, в том числе и последствия возможных попыток его хищения, угроза связанных с этим пожаров. Зато в нем старательно рассказывается, что прокладка газопровода через лес Лавачхара будет даже экологически оптимальным решением, поскольку в этом случае длина трассы будет минимальной, что снизит воздействие на окружающую среду. Правда, бангладешские природоохранные активисты утверждают, что, прежде всего прокладка трубопровода через лес национального парка Лавачхара снизит стоимость трубопровода. Компания «Юнокал» предпочитает не рассматривать вариант, когда газопровод может быть проложен в обход леса, по окрестным сельскохозяйственным землям. Но в этом случае вырастет стоимость строительства, и придется платить компенсации за изымаемые сельскохозяйственные земли.

В качестве «участия общественности» на стадии «Начальной экологической оценки» были представлены интервью с 20 местными жителями. В основном это были работники окрестных чайных плантаций. Мнение тех, кто более тесно связан с лесом, а также жертв взрыва на расположенном неподалеку газовом промысле Магурчхара (Magurchhara), никто не спрашивал. Никто не интересовался, что будут ощущать дикие обитатели леса Лавачхара, для которых этот кусочек джунглей является одним из последних убежищ.

9 декабря 2004 года был представлена более детальная «Оценка воздействия на окружающую среду». Бангладешской общественности вряд ли удастся серьезно поработать с этим документом и принять участие в требуемых законом общественных слушаниях. Компания «Юнокал» намерена начать строительство уже в январе 2005 года.

Интересно, что «Юнокал» входит в состав участников консорциума, ведущего строительство нефтепровода «Баку — Джейхан». Оператору этого проекта, компании «Бритиш Петролеум», также удалось добиться ускоренного получения разрешений на проведение строительных работ, несмотря на серьезные проблемы с обеспечением безопасности работы трубопровода и его возможным негативным воздействием на окружающую природную среду.

Источник: Daily Star 5.01.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

США
Началась откачка нефтепродуктов из обломков «Селенданг Аю»

Как и планировалось ранее, после нового года были начаты работы по выгрузке остатков топлива, которое еще находится в обломках кормовой части сухогруза «Селенданг Аю». Из-за отказа двигателя это судно, перевозившее 60 тысяч т соевых бобов, было выброшено на берег острова Уналяска 8 декабря 2003 года. Участники аварийно-спасательных работ надеются, что им удастся откачать и вывезти до 500 т топлива.

Первые дни работы показали, что тяжелый вертолет при очень благоприятных условиях может за день выполнить до 6 рейсов с контейнером, в который закачивается около 7 т топлива. Предполагается, что для вывоза всего оставшегося на «Селенданг Аю» топлива может потребоваться до 20 дней с летной погодой. Зимой на Алеутских островах эта работа может растянуться на месяцы.

В районе аварии было обнаружено 350 морских птиц, погибших в результате разлива нефтепродуктов.

Источники: Juneau Empire 7.01.2004, MSNBC 9.01.2004.
к оглавлению

США
«КонокоФиллипс» больше не лоббирует добычу нефти на территории Арктического заповедника

Компания «КонокоФиллипс» объявила о своем выходе из лоббистской группы «Арктик Пауэр» (Arctic Power), которая добивается от властей США выдачи разрешения на разведку и добычу нефти на территории Арктического заповедника (Arctic National Wildlife Refuge — ANWR) в штате Аляска. Администрация президента Буша настойчиво добивается такого решения. До последнего времени его не удавалось получить на уровне Сената США. Однако после выборов осенью 2004 года республиканская партия получила большинство не только в палате представителей, но и в сенате. Теоретически теперь нет серьезных препятствий в лице представителей демократической партии, которые были против этого решения.

Однако доминирование республиканской партии отнюдь не гарантирует успех. Учитывая настроения общественности и избирателей, умеренные республиканские сенаторы вопреки партийной дисциплине голосуют против добычи нефти в Арктическом заповеднике.

Видимо понимая, что участие в подобных проектах может создать проблемы с покупателями, ведущие нефтяные компании, работающие на Аляске, отказываются от открытой поддержки сторонников освоения нефтяных залежей в недрах Арктического заповедника. В ноябре 2002 года из числа официальных лоббистов вышла компания «Бритиш Петролеум». Теперь аналогичное решение было принято «КонокоФиллипс». Представители этой компании заявили, что ее работа на Аляске будет сосредоточена на освоении месторождений-спутников к уже созданной добывающей и транспортной инфраструктуре, а также на возможном строительстве газопровода.

Источник: Reuters 6.01.2004.
к оглавлению

США
Устричные поля залива Делавер в результате разлива мазута не пострадали

Проведенное обследование показало, что устричные поля в заливе Делавер не пострадали из-за разлива сотен тонн нефти с борта танкера «Атос 1» на реке Делавер. По результатам анализа собранных образцов каких-либо признаков попадания нефти в устрицы не обнаружено. Разлив нефти произошел в наиболее безопасное холодное время года, когда устрицы прекращают питаться. У крабов также период зимнего покоя. Кроме того, вероятность загрязнения нефтью у них гораздо ниже, чем у устриц, фильтрующих воду.

Ученые, проводившие обследования, предполагают, что значительная часть попавшей в воду тяжелой венесуэльской нефти, которую перевозил танкер «Атос 1», осела на дно. Наверно, будет целесообразно оставить ее там. Тогда она будет постепенно перекрыта донными отложениями и, в конце концов, станет безопасной. В этом случае она может опять создать проблемы только при проведении дноуглубительных работ.

Источник: www.nj.com 6.01.2004.
к оглавлению

Мексика
Президент «Пемекс» извинился за разлив, а власти утверждают, что он не привел к экологической катастрофе

Директор государственной мексиканской нефтяной компании «Пемекс» (Pemex) принес извинения пострадавшим в результате взрыва и последовавшего затем разлива нефти на реке Котцакоалькос (Coatzacoalcos), произошедшего 23 декабря 2004 года. Он обещал выплатить компенсации 200 наиболее сильно пострадавшим домовладельцам и 250 рыбакам.

Несмотря на то, что в результате аварии были сильно загрязнены десятки километров русла реки и берегов Мексиканского залива, власти продолжают утверждать, что авария не нанесла существенного ущерба природе. Район, в котором протекает река, уже многие десятилетия испытывает интенсивное воздействие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а потому дикой природы там почти не осталось.

Мексиканские природоохранные чиновники утверждают, что погибла всего одна чайка и пара змей. Они также жизнерадостно сообщают, что объем разлива составил около 700 т, из которых 95% уже собрано, хотя некоторое количество загрязненного нефтью грунта и растительности еще остались.

Представители местного отделения «Гринпис» не столь жизнерадостны. Согласно их впечатлениям, реальный объем разлива может быть гораздо больше, вплоть до 2000 т. Что касается дикой природы, то в течение пяти дней выезда на место аварии они обнаружили факты гибели, по крайней мере, трех видов птиц.

Природоохранные чиновники признают, что сейчас одна из главных проблем — спасение колонии из 400 пеликанов, которые попали в зону разлива и существенно пострадали, вместо рыбы наглотавшись нефти.

Обещание властей показательно покарать компанию «Пемекс» и оштрафовать ее на максимально возможную сумму — 200 тысяч долларов — вообще выглядит несколько странно. «Пемекс» является государственной компанией, поэтому все штрафы будут означать лишь перекладывание государственных денег из одного карман в другой.

Представители мексиканского природоохранного чиновничества повторили свои старые жалобы на отсутствие у них сил и средств на контроль обстановки на производствах государственной мексиканской нефтяной монополии компании «Пемекс». Кроме того, им непонятно, как заставить компанию оборудовать свои трубопроводы автоматически закрывающимися задвижками, чтобы в случае очередного взрыва или разрыва перекачка нефти по аварийному трубопроводу прекращалась побыстрее.

NCTimes 5.01.2004, AP-www.planetsave.com 7.01.2005
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное