Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 9 (73)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N9 (73)   Нефтяное обозрение
28 февраля - 6 марта 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0509.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячие темы

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Удастся ли чиновникам заткнуть «глас народа»

В Калининградской области избирательная комиссия начала проверку 1200 подписей, собранных жителями г. Светлого под требованием проведения первого в регионе референдума по экологическим вопросам.

В сентябре 2004 года здесь прошли общественные слушания по двум нефтеэкспортным терминалам, один из которых предлагало построить ЗАО «Татнефть» Оба проекта получили резко отрицательную оценку горожан. Поскольку налицо были активные попытки манипулирования общественным мнением, инициативная группа решила добиваться проведения референдума по следующим вопросам:

1. Согласны ли вы с реконструкцией бункеровочной базы под бункеровку судов топливом и перекачку нефти на танкеры по ул. Рыбацкая в черте города Светлый?

2. Согласны ли вы со строительством терминала по перевалке нефтепродуктов по ул. Кржижановского, 4 в черте города Светлый?

Согласно закону Калининградской области «О местных референдумах в Калининградской области» для того, чтобы референдум состоялся, в его поддержку должно выступить 5% населения. При населении Светлого 22078 человек, это означает необходимость получения поддержки у 1124 человек.

Свидетельство о регистрации инициативная группа получила только 31 января 2005 года, преодолев при поддержке общественной природоохранной организации «Экозащита!» давление компаний инвесторов, а также бездействие органов местного самоуправления.

В соответствии с законом Калининградской области «О местных референдумах Калининградской области» представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, компетенции местного самоуправления. Это решение должно быть принято в течение 20 дней. Народные депутаты бездействовали более месяца, и только решение областного суда заставило их, наконец, зашевелиться.

Очередные проблемы возникли в местном отделении Сбербанка, в который инициативная группа обратилась с заявлением об открытии специального счета местного референдума. В соответствии с законом, сбор подписей можно начать только после открытия такого счета, но сотрудники Сбербанка отказали в этом, поскольку у них не было соответствующих инструкций. Понадобились жалобы в прокуратуру, после чего в середине февраля счет был наконец открыт.

Срок действия свидетельства №1 о регистрации инициативной группы местного референдума истек 2 марта. После этого территориальная избирательная комиссия Светловского городского округа начала проверку 1200 подписей, собранных в поддержку проведения местного референдума.

Источник: www.regions.ru 3.03.2005.
к оглавлению

Россия
В 2005 году нефтяники опять будут проедать наследие прошлого

Руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) РФ г-н Ледовских в 2005 году собирается провести 270 аукционов на освоение нефтяных месторождений. Это в два раза больше, чем в 2004 году. Еще более мощным будет рост ожидаемых финансовых поступлений. Если за лицензии на поиск и добычу нефти в 2004 году было получено 6,5 млрд. рублей, то в 2005 году ожидается поступление более 30 млрд. рублей.

А вот с восполнением запасов добытой нефти получится плохо. По словам г-на Ледовских, в 2005 году будет добыто 460 млн. т нефти, а количество вновь разведанных запасов составит лишь 260 млн. т. В связи с этим прискорбным фактом в ближайшее время планируется удвоить объемы геолого-поисковых работ. Наиболее перспективными районами для увеличения российских запасов нефти являются Восточная Сибирь и континентальный шельф.

Источник: www.rusenergy.com 2.03.2005.
к оглавлению

Норвегия
У берегов Норвегии горел танкер. К счастью, пустой

Вечером 4 марта 2005 году в машинном отделении 170-метрового танкера «Фьорд Чемпион» (Fjord Champion), находившегося у южного побережья Норвегии, начался пожар. После нескольких часов борьбы с огнем команда судна была эвакуирована на вертолетах. Танкер продолжал дрейфовать. Через 10 км он сел на камни, после чего дрейф прекратился. К счастью, танкер шел без груза. Однако существовала опасность разлива более 800 т мазута и дизельного топлива, находившихся на борту судна. Тут повезло второй раз - погода была тихая.

Через 15 часов к аварийному «Фьорд Чемпион» подошло мощное пожарное судно, способное вести эффективную борьбу с огнем. К этому времени полыхало не только машинное отделение, но и надстройки танкера. На нем произошло несколько взрывов. От сидящего на камнях горящего танкера распространялся густой дым. В воскресенье 6 марта пожар был наконец потушен. После этого судно удалось снять с камней и отбуксировать на аварийную стоянку в 30 км от побережья.

Отвечая на слова о неготовности властей достаточно быстро начать работы по борьбе с пожаром, министр рыбного хозяйства Норвегии Свен Людвигсен заявил, что и оборудование и персонал, занимавшиеся аварийно-спасательными работами были хорошими. Просто надо понимать, что никогда не удастся предотвратить возникновение такого рода аварий.

Танкер «Фьорд Чемпион» 1974 года постройки принадлежит норвежской судоходной компании «Чемпион Шиппинг». На борту судна находилась команда из 28 индийцев. Во время пожара никто из них серьезно не пострадал. Танкер совершал рейс из британского порта Ливерпуль в германский Росток.

Источники: Scotsman 5.03.2005, ABC 5.03.2005, Reuters 6.03.2005, Aftenposten 7.03.2005, Norway Post 7.03.2005.
к оглавлению

Канада
Массовая гибель уток у берегов Ньюфаундленда

В канадской провинции Ньюфаундленд на протяжении 300 км побережья волны выбрасывают на берег мертвых морских птиц, погибших вследствие загрязнения нефтью. Авианаблюдения показали, что жертвами загрязнения оказалось не менее 1200 птиц. В основном это утки. Большинство из них пока еще живы. Работы по их отлову и очистке затруднены низкой температурой воздуха и воды.

Результаты анализа нефтепродуктов с оперения погибших птиц показали, что это был сброс сланевых вод с какого-то крупного судна. Однако ни авианаблюдения, ни съемок не показали наличие каких-либо четко выраженных нефтяных пятен. На акватории, где произошел сброс нефтепродуктов, находилось до 100 судов, которые могли быть виновниками сброса. Следователи надеются, что химический анализ нефтепродуктов поможет уменьшить число подозреваемых.

Источник: Globe and Mail 3.03.2005.
к оглавлению

Горячие темы

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Величественное зрелище

Пока природоохранная и прочая общественность приходит в себя от итогов проведения экологической экспертизы обоснования инвестиций в строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (он же «Тайшет - Перевозная»), федеральные правительствующие чиновники активно занимаются оформлением проектной документации на возведение этих нефтепроводных «Нью-Васюков».

Как сообщил зам директора департамента ТЭК Минпромэнерго РФ Виталий Караганов, уже определены основные этапы строительства. Инвестиционные затраты на сооружение «Восточная Сибирь - Тихий океан» составят 16 млрд. долларов. Но это только малая часть намерений российских чиновников. Инвестиции в добычу нефти, которая будет необходима для загрузки этой могучей трубы, составят 130-135 млрд. долларов. Не решена, правда, одна мелкая деталь: где взять средства для реализации этих гигантских планов. Их размеры таковы, что даже легендарной ООО «Байкалфинансгрупп» с ее анонимными долларовыми миллиардерами явно не хватит. Но российские руководящие Остапы Бендеры предпочитают на этой теме особо не задерживаться. Ведь так приятно поиграть в геополитику.

На этом жизнерадостном фоне разработка этапов строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» идет полным ходом. В 2005-2020 гг. предусматривается строительство 4386 км линейной части диаметром 1020 мм и 4 млн. 250 тысяч кубометров резервуарного парка. Из них 1 млн. 240 тысяч кубометров будет размещено на нефтеперегрузочном комплексе нефтебазы «Перевозная».

Как и заявлялось ранее, проект будет реализован в четыре этапа с организацией комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Перевозная (Приморский край). На первом этапе будет построен участок Тайшет - Ангаракан протяженностью 1180 км. Здесь будет осуществляться перевалка нефти на железную дорогу. На нефтебазе «Перевозная» возведут резервуарные емкости, насосные сооружения, терминал с двумя причалами. На первом этапе сюда по железной дороге будет доставлять 10 млн. т в год нефти из Западной Сибири.

На втором этапе магистральный трубопровод будет протянут еще на 1090 км до станции Сковородино (Амурская область). Здесь для перевалки нефти на железную дорогу построят целых три наливные эстакады, которые смогут одновременно загружать три состава. На нефтебазе Перевозная построят еще больше резервуарных емкостей. На этом этапе сюда будут возить все из той же Западной Сибири уже до 24 млн. т сырой нефти в год.

На третьем этапе трубопровод дойдет до Перевозной. Здесь будут построены новые резервуарные емкости, еще два причала. По трассе построенного трубопровода возведут объекты для увеличения пропускной способности ранее построенных участков трубопровода. На этом этапе транспортировка сырой нефти достигнет 50 млн. т в год.

На четвертом этапе нефтебаза «Перевозная» еще больше расширится, а мощность трубопровода позволит перекачивать до 80 млн. т сырой российской нефти в год, которая так необходима бурно развивающимся экономикам Китая, Южной Кореи, Японии и США. Но это будет там, в светлом будущем, где-то в районе 2020 года. Откуда они собираются брать 80 млн. т дополнительной нефти в год, и что будут делать, если такого ее количества на легендарных, но пока еще не открытых месторождениях Восточной Сибири не обнаружится, российские чиновники предпочитают не обсуждать. Да и чего беспокоиться? К тому времени либо падишах помрет, либо ишак сдохнет.

В мае 2005 года ОАО «АК «Транснефть» должна представить правительству РФ предложения по потенциальным инвесторам и поставщикам нефти.

Источник: www.regnum.ru 2.03.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Минфин и Минэкономразвития пока против индивидуальных льгот

Предложение «Транснефти» предоставить ей льготы, а также обеспечить доступ к средствам Стабилизационного фонда пока не находят поддержки ни в Минфине, ни в Минэкономразвития. Налоговый кодекс ясно указывает на недопустимость индивидуальных налоговых льгот. В случае их выделения понадобиться изменять закон под конкретную компанию, либо даже только под один ее проект. Аналогичная ситуация со средствами Стабилизационного фонда.

Заместитель Минэкономразвития Андрей Шаронов выступил с героическим заявлением: «Предоставление различных льгот и исключений препятствует развитию свободной конкуренции, усложняет налоговое администрирование и тем самым создает условия для уклонения от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками». После чего он более осторожно добавил: «Так что могу сказать, что наша позиция по этому вопросу пока отрицательная».

Умный человек. Ведь понимает, что в современной российской действительности «закон - что дышло, как поворотил - так и вышло». Если надо будет - и новый закон примут, и существующий изменят.

Источник: «Ведомости» 28.02.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Рыбаки не хотят удить рыбку в мазутной воде бухты Амурского залива

Несмотря на усилия краевой администрации, направленные на получение согласований, руководство «Приморрыбвода» и федеральной рыбохозяйственной экспертизы (ЦУРЭН) пока еще настойчиво возражают против предложений построить крупнейший в России нефтеэкспортный терминал в бухте Перевозная.

«Приморрыбвод» ранее дал отрицательной заключение на «Декларацию о намерениях строительства нефтепровода» и считает, что нет оснований для изменения его позиции. Запрос нефтяников о дополнительном отводе земельных участков для размещения сливной железнодорожной эстакады и портовых сооружений не может быть удовлетворен, поскольку эти участки расположены в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне водоема высшей категории. Согласно действующему «Водному кодексу» в них запрещено размещение складов горюче-смазочных веществ и других объектов, загрязняющих окружающую природную среду.

У экспертов вызывает удивление попытка получения земельного отвода под проект нефтебазы с железнодорожной доставкой нефти, который не проходил никаких согласований, обсуждений и экологических экспертиз.

Источник: www.regions.ru 3.03.2005
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Молчание академических ягнят. А заповедники жалко

При стыдливом молчании руководства Российской академии наук, эта структура может потерять 2 из 4 находящихся в ее ведении заповедников. Похоже, руководство РАН никак не может расстаться со сладкими воспоминаниями о том, как президент РФ В.В. Путин вместе с ними посещал окрестности бухты Перевозной и беседовал о чудесах дальневосточной природы, марикультуре и устойчивом развитии. И не ведали они, что это была не просто экскурсия на природу. Кадровый советский разведчик подполковник В.В. Путин, усыпив бдительность гражданских простофиль, лично подбирал места для будущего нефтеэкспортного терминала.

Зато директор Дальневосточного морского природного государственного биосферного заповедник Андрей Малютин не балует себя иллюзиями:

«Если в Перевозной будет построен порт, тем более нефтеперерабатывающий завод, то мы окажемся в непосредственной близости от потенциального разлива нефти. Наверно, нас будут «смазывать» деньгами. А мы будем счастливы: у нас будут лодки, моторы, другое снаряжение для научных работ… Но тут возникает вторая сторона медали. Угроза от разлива нефти настолько серьезная, что деньги, которые мы можем получить, должны быть на втором плане.

Недавно в администрации края проводились общественные слушания по нефтепроводу. В самом начале нам показали фильм, который рассказывал о том, как специалисты будут справляться с разливами нефти. Значит, априори «Транснефть» считает, что разливы будут. То есть совершенно очевидно, что мы столкнемся с экологической катастрофой. Не сегодня, так завтра.

В случае прихода трубы в Перевозную, будет сложная ситуация с проходом танкеров к причалу. Понятно, что они будут обходить заповедник, но в случае аварии будет залит весь Хасанский район. Вся территория шикарных пляжей, куда ездят отдыхать люди из Хабаровского края, Амурской области, Якутии»

Но вопрос корреспондента «На туристическом будущем района можно поставить крест?» ответ был четким:

«Да. При любом, даже плановом, разливе нефти будет убита единственная рекреационная территория в Приморском крае, которая обеспечивает весь Дальний Восток».

Что будет с другим заповедником Российской академии наук, «Кедровой падью», уже обсуждалось в предыдущем выпуске «Нефтяного обозрения».

Ну что же, Приморский край может слегка утешиться, что он не одинок. Та же картина - на сказочном по красоте побережье Карельского перешейка в Ленинградской области, на ласковых берегах Черного моря в Краснодарском крае. Что поделать, если Россия все прошедшие 15 лет в системе глобальной экономики с завидным упорством борется за место сырьевого придатка развитых стран Евросоюза и Японии, а теперь также США, Китая и Индии? Остается надеяться, что к 2015 году этот нефтяной запой пойдет на убыль, и в состоянии тяжелейшего нефтедолларового (еврового, юаневого, иенного) похмелья страна может быть начнет пытаться встать с колен.

А ржавые вонючие развалины нефтяного терминала в Перевозной будут памятником эпохи, когда право природного первородства продавалось за миску денежной похлебки.

Источник: «Золотой Рог» № 17 2005.
к оглавлению

Сахалин
«Сахалинская Энергия» строит порт - и никакие экологические экспертизы ее не волнуют

Компания «Сахалинская Энергия» и администрация Сахалинской области обратились в Министерство транспорта для получения разрешения на создание в акватории поселка Пригородный морского порта, необходимого для реализации проекта «Сахалин-2».

Кроме того, в министерство направлен запрос на получение разрешения на начало работы уже построенного временного причала, который будет использоваться для получения доставляемого морем оборудования для строящегося завода по производству сжиженного природного газа.

Источник: «Время новостей» 4.03.2005.
к оглавлению

Сахалин
Очередной трубовоз сел на мель у города Холмск

Мы, было, порадовались, что жителям сахалинского порта Холмск осталось пережить только заключительную фазу эпопеи с выброшенным на берег судном «Христофор Колумб» - его разборку. Но надежды на дальнейшую спокойную жизнь не оправдалось.

Российский теплоход с замечательным названием «Спирит» отклонился с фарватера при выходе с сахалинского порта Холмск, получил пробоину и сел на мель. Судно шло в Находку за трубами для нефтегазопровода. Все-таки три посадки на мель (»Христофор Колумб», баржа для его разгрузки, а теперь «Спирит») за год работы по строительству трубопроводов - впечатляющий показатель.

А что начнется, когда на Сахалин начнут ходить танкеры!

Источник: www.logistic.ru 3.03.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Губернатора Тюменской области криминал и разливы не волнуют. Его беспокоят попутные газы

На конгрессе «Сибирь 21 века: катастрофа или центр цивилизаций», в котором участвовали 115 журналистов зарубежных и российских средств массовой информации, губернатор Тюменской области Сергей Собянин порадовал их тем, что «дикий бизнес» нефтяной отрасли давно кончился. Вопросы нелегальной добычи нефти больше не актуальны. По мнению свеженазначенного губернатора, у него в регионе полный порядок, и если что случается, то это не типично. Кроме того, г-н Собянин сообщил, что сегодня чистота сибирских рек много выше, чем 10-15 лет назад, а нефтяной разлив увидеть практически невозможно. Ну прямо сплошная уголовно-экологическая идиллия.

Единственное, что беспокоит губернатора Тюменской области, - выполнение Киотского протокола, для чего надо решить проблему использования попутного газа:

«Сейчас в России существуют проблема переработки попутного нефтяного газа - его выгоднее жечь в факелах, нежели утилизовать. А огромное количество факелов, горящих в местах добычи и переработки углеводородов, разумеется, общую экологическую ситуацию не улучшают. И это будет продолжаться до тех пор, пока в стране не появится комплексная федеральная программа по утилизации и переработке этого сырья» (www.t-l.ru).

Насколько помнится, благие пожелания такого рода высказывались и 30, и 20, и 10 лет назад. Но, несмотря на всю чиновничью говорильную и программотворчество, воз и ныне там. Денежки тех федеральных программ куда-то улетучились (если их вообще выделяли), а факелы горят, как и прежде.

А вот рассказывая, что этап «дикого бизнеса» в российском нефтяном секторе давно кончился, сибирский губернатор явно перепутал обсуждение серьезных проблем с рассказыванием сказок заезжим журналистам. Если «дикий бизнес» в нефтяном секторе Тюменской области давно в прошлом, тогда за что федеральные власти сейчас «домачивают в сортире» одного из крупнейших западносибирских нефтедобытчиков - компанию «Юкос»? Ладно, «зло наказано», и Ходорковский уже более года сидит в тюрьме. Тогда непонятно, чьи художества расследовали челябинские милиционеры в Ханты-Мансийском автономном округе? Об этом - в следующем сообщении.

Источники: www.tv-l.ru 5.03.2005, www.ngv.ru 2.03.2005.
к оглавлению

Россия
Челябинские милиционеры расследуют «дикий бизнес» в нефтяном секторе Ханты-Мансийского АО

В Челябинск вернулся начальник городского УВД Виктор Лесняк, более года возглавлявший штаб по расследованию экономических и налоговых преступлений в Ханты-Мансийском АО (ХМАО). Наверно через Тюмень его провезли ночью и в опломбированном вагоне, чтобы он не мог выйти и сказать лишее журналистам, участвовавшим в сказочном шоу «Сибирь 21 века: катастрофа или центр цивилизаций».

За время пребывания Виктора Лесняка в ХМАО было выявлено нарушений в сфере собственности и налогообложения на сумму свыше 55 млрд. рублей. По каким-то весьма любопытным причинам (догадаемся с одного раза), именно челябинским, а не местным ханты-мансийским милиционерам было поручено расследование преступлений, связанных с хищениями нефти, незаконным использованием средств федерального бюджета, созданием подпольных нефтеперерабатывающих заводов, эксплуатацией находящихся в государственном резерве скважин и тому подобными вещами.

В результате за срок чуть более года было пресечено свыше 1200 экономических, налоговых и должностных преступлений. Начато расследование фактов продажи руководством Ханты-Мансийского АО 461 скважины по заниженной стоимости, в результате чего государству был нанесен ущерб в размере 500 млн. рублей. Всего челябинские милиционеры расследовали 480 преступлений и даже 22 случая взяточничества.

«По словам Виктора Лесняка, масштабность и размах экономических преступлений поражает, а то количество соблазнов, которые было у челябинских сотрудников, не поддается описанию. Однако, заверил Лесняк, оперативники приобрели богатство только в виде опыта и возможного карьерного роста».

Еще один сказочник обнаружился. На этот раз уральский.

Источник: «Новый регион - Челябинск» (www.nr2.ru) 1.03.2004
к оглавлению

Россия
Глава «Роснефти» Богданчиков успешно борется с попутными газами

Интернет портал компании «Лукойл» www.oilru.com порадовался за коллег «Роснефти». По его информации, работа буровых станков на Фахировском месторождении, расположенном в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого АО, обеспечивают четыре передвижных электростанции мощностью 4,4 МВТ. Пока они работают на дизельном топливе, но как только на промысле появится сухой природный газ - их переведут на использование этого вида топлива.

При освоении соседнего Кынского месторождения для обеспечения энергией буровых установок и вахтового поселка было смонтировано восемь электростанций общей мощностью 12 МВТ с газопоршневым приводом. Сейчас пять из них готовят к отправке на Северо-Харампурское месторождение.

Все это радостно и замечательно. Интересно было бы только узнать, когда www.oilru.com порадует нас сообщением о том, как обстоят дела с утилизацией попутных газов в хозяйстве г-на Алекперова и Федуна. А то вот губернатор Собянин беспокоится, да и Киотский протокол вроде бы выполнять надо.

Источник: www.oilru.com 5.03.2005.
к оглавлению

Россия
Прикрываясь проектом «Тайшет - Перевозная», компания «Лукойл» надеется дешево отделаться на Индиге

«Лукойл» несколько лет назад имевший неосторожность выступить в числе инициаторов строительства экспортного нефтепровода на Мурманск, теперь надеется дешево отделаться от последствий своей инициативы. После того, как светлая мысль нефтеэкспортных мечтателей «Лукойла» попала в надежные руки проектировщиков «Транснефти», дело начало приобретать трагический для российских нефтяников оборот. Оценки стоимости трубы стремительно пошли вверх.

Впрочем, глава «Транснефти» г-н Вайншток проявил гуманность. После того как стоимость варианта со строительством нового экспортного нефтепровода до Мурманска улетела за 10 млрд. долларов, он согласился всего лишь на 5-6 млрд. долларов. Но не до Мурманска, а до Индиги. Каким образом в этой акватории российские экспортеры будут вытаскивать танкеры дедвейтом 200-300 тысяч т, которые необходимы для обеспечения экономической эффективности поставок российской нефти на рынок США - покрыто просто арктическим мраком неизвестности. В Мурманске это было понятно - там благодаря Гольфстриму порт не замерзает. Но Индига изрядную часть года покрыта льдами. Интересно было бы также узнать, кто будет нести ответственность за аварии с разливами нефти, которые будут особенно катастрофическими в условиях хрупкой северной природы. «Эксон Валдес», но теперь уже у берегов не Аляски, а на Баренцевом моря - этот как раз то, что «Лукойлу» нужно, чтобы получить максимум проблем на столь желанном североамериканском рынке.

Однако машина была запущена, «Лукойл» в очередной раз с тоской ждал, во что ему обойдутся трубопроводные фантазии «Транснефти». И вот, наконец, неопределенность кончилась. Компания «Транснефть» согласилась уполовинить свои аппетиты еще раз. Вместо строительства трубопровода века по маршруту «Сургут - Харьяга - Индига» ценой 5 млрд. долларов, она согласна ограничиться его кусочком «Харьяга - Индига» за какие-то 2 млрд. и 187 млн. долларов США. Это вызвало очевидное облегчение у крупнейшего российского производителя сырой нефти:

«Лукойл» считает нецелесообразным строительство нефтепровода с месторождений Западной Сибири на побережье Баренцева моря (Сургут - Индига), заявил на брифинге в Санкт-Петербурге президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. «Я считаю, что в сегодняшней ситуации, когда принято решение о строительстве нефтепровода Тайшет - Находка, строить такие две крупнейшие системы, конечно, экономически нецелесообразно» - сказал Алекперов» (www.oilru.com)

На вопрос о том, согласен «ЛУКОЙЛ» с пожеланиями «Транснефти» освоить под трубу «Харьяга - Индига» 2,2 млрд. долларов, поскольку раньше звучали оценки порядка 1 млрд. долларов, г-н Алекперов благоразумно ответил: «мы не подвергаем сомнению выкладки «Транснефти» (www.rusenergy.com).

Ну да, овес-то нынче дорог… Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

И кто их тянул за язык с этой чудесной идеей экспортного нефтепровода на Мурманск? Вот и опять подтвердилось, что основной российской национальной идеи, хоть при Черномырдине, хоть в эпоху «мочения в сортире» и удвоения ВВП, была, есть и будет «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Источник: www.rusenergy.com 2.03.2005, www.oilru.com 3.03.2005.
к оглавлению

Россия
Увертываясь от «Транснефти», «Лукойл» тихо роет свой канальчик на Финском заливе

Поеживаясь от очередных грандиозных проектов ОАО «АК «Транснефть», «Лукойл», несмотря на все трудности, строит свой нефтеэкспортный терминальчик в расположенном на Карельском перешейке порту Высоцк. Каким-то образом это ему удается делать под самым носом у крупнейшего на Балтике нефтяного терминала в Приморске, принадлежащего компании «Транснефть».

«Лукойлу» в июне 2004 года удалось запустить работу терминала в Высоцке. За 2004 год объем перевалки составил 1,5 млн. т. В январе и феврале 2005 года удалось перевалить еще 600 тысяч т нефти и нефтепродуктов.

В феврале 2005 года начала работу вторая сливная эстакада, что повысит мощность до 7 млн. т в год. В апреле 2005 года Высоцк начнет обслуживать танкеры дедвейтом до 60 тысяч т. Глубина имеющегося фарватера позволяет принимать суда дедвейтом до 80 тысяч т. Уже в 2006 году будет запущена третья очередь, и мощность терминала будет доведена до 12 млн. т. Общий объем инвестиций в этот проект составит 500 млн. долларов. Вот так, тихо стиснув зубы, крупнейший пока еще уцелевший российский добытчик нефти роет дорогу к своему светлому будущему на североамериканском рынке.

Источник: «Время новостей» 3.03.2005, www.oilcapital.ru 2.03.2005.
к оглавлению

Россия
Парад нефтяных намерений в Лужской губе Финского залива

Несмотря на довольно активные разговоры, многочисленные намерения по строительству нефтеэкспортных терминалов в Лужской губе на южном берегу Финского залива пока ничем реальным не кончились. Но, видимо проснувшись после зимней спячки, инвесторы решили напомнить администрации Ленинградской области о своем существовании.

Троица желающих соорудить что-нибудь такое нефтеэкспортное на пока еще не освоенных нефтяниками берегах все та же. Это российско-британская «ТНК-ВР», германская «Ойлтанкинг» и российский «Северо-Западный Альянс». Однако, похоже степень их энтузиазма несколько поменялась.

Бывшая несомненным фаворитом 2004 года «ТНК-ВР» как-то затихла и после некоторой напряженности получила продление на проведение изыскательских работ для своего нефтеэкспортного терминала мощностью 12 млн. т в год. Стоимость ее проекта - 175 млн. долларов.

Бывшая в 2004 году на втором месте «Ойлтанкинг», по крайней мере, на словах явно выходит вперед. Она готова начать работы по строительству терминала мощностью 7,5 млн. т нефтепродуктов в год и стоимостью 135 млн. евро сразу же, после утверждения генеральной схемы развития северной части Лужской губы. Этот документ уже направлен на согласование в Министерство транспорта РФ и уже в апреле может поступить на утверждение в правительство Ленинградской области.

Однако самым могучим нефтеэкспортным гигантом вдруг стал проект несколько загадочной структуры ООО «Северо-западный Альянс». Первоначально она хотела получить под свой терминал 24 га побережья, но теперь, в связи с расширением предполагаемых мощностей, претендует уже на 92 га. На первом этапе мощность терминала должна составить 10 млн. т в год (в основном сырая нефть и мазут). В дальнейшем возможно ее увеличение до 18 млн. т в год. Объем обещанных инвестиций в этот проект самый большой - 9,5 млрд. рублей (т.е. более 300 млн. долларов).

Однако если «ТНК-ВР» «Ойлтанкинг» известны своей деятельностью в нефтяном секторе, то о подвигах в этой сфере ООО «Северо-западный Альянс» открытые источники говорят мало. После жизнерадостных утверждений прошлого года, что массовая перевалка нефти через южное побережье Финского залива начнется уже в 2006 году, сейчас называются сроки не ранее 2008 года.

Это оставляет некоторые надежды на то, что российским природоохранным активистам, может быть, еще удастся успеть задать ряд вопросов относительно возможных экологических последствий всей этой бурной деятельности. Александр Сутягин из проекта «Мониторинг БТС» Санкт-Петербургского отделения «Беллона» напомнил, что все эти проекты прошли региональную государственную экологическую экспертизу на стадии декларации о намерениях. Эта экспертиза рекомендовала прежде всего разработать схему всего комплекса терминалов и оценить совокупные последствия их деятельности.

При этом помимо совокупного влияния на природу планируемых нефтеэкспортных терминалов в Лужской губе следует учитывать бурный рост перевозок нефти и нефтепродуктов из соседних портов Приморска, Высоцка, Санкт-Петербурга. Ничего этого сделано не было, хотя очевидно, что резкий рост морских перевозок в восточной части Финского залива помимо прочего приведет к увеличению риска столкновений судов.

До сих пор не утвержден план ликвидации аварийных разливов нефти (План ЛАРН), который был разработан ЦНИИМФ для российской части Финского залива и акваторий Невы, Ладоги, Свири. По мнению Александра Сутягина, «оператор каждого проекта несет ответственность только за ничтожно малую зону вблизи от своего терминала, а дальше в заливе простирается зона безответственности» (www.iask.ru) .

А. Сутягин считает, что в этих условиях следует принять мораторий на разработку новых проектов по транспортировке нефти и нефтепродуктов в восточной части Финского залива, включая планы повышения мощности Балтийской трубопроводной системы до 60 млн. т в год. Ну, на это надеяться, похоже, не приходится. По крайней мере, до 2015 года, пока российская нефть согласно обещаниям министра природных ресурсов Юрия Трутнева, не начнет кончаться. Но ничего, терпеть осталось немного, лет десять. А потом вопросы моратория решатся сами собой.

Источники: www.oilcapital.ru 1.03.2005, www.rusenergy.com 1.03.2005, www.iask.ru 4.03.2005. «Время новостей» 1.03.2005, «Ведомости» 1.03.2005, «Коммерсантъ» 1.03.2005.
к оглавлению

Россия
Чудеса королей московских бензоколонок

По данным начальника Мосрегионтопэнергонадздора Сергея Соловьева в Московском регионе доля продаваемого некачественного бензина составляла в 2002 году 7% от его общего объема. В 2003 году она увеличилась до 15-20%. Сейчас в среднем по области 10-12% продаваемого бензина не соответствует нормам.

Несмотря на проверку в год до 1800 объектов отпуска бензина, удается выявить и принять какие-либо санкции в отношении 50 нарушителей. В основном это мелкие предприниматели, владеющие 1-5 заправками. Основная причина продажи некачественного топлива - изготовление его из прямогонного бензина, в который добавляются присадки, повышающие октановое число. Результатом становятся огромные прибыли мошенников и преждевременный выход двигателей из строя.

Добавка соединений железа приводит к выпадению осадка, забивающего фильтры и бензонасос. Кроме того, в два раза сокращается срок службы двигателя. При добавлении в бензин спирта и ацетона выходят из строя резиновые прокладки. При повышенном содержании смол образуется большой нагар, и срок службы двигателя опять уменьшается. Из отобранных в 2004 году в Московской области 1300 проб 6-8% не соответствовали заявленному октановому числу. В 5% было обнаружено повышенное содержание бензола, а в 8-9% случаев - смол. Причем в последнее время в продаваемом в Московском регионе бензине стали отмечаться очень высокие (в несколько раз) превышения количества смол. Кроме проблем с качеством, сохраняются махинации с недоливом, которые на заправочных колонках старого типа могут достигать 10%.

Инспектора Мосрегионтопэнергоназдора, работающие за крайне низкую зарплату, имеют ограниченные возможности по наказанию нарушителей. Должностное лицо может быть оштрафовано на 10-20 МРОТ, а юридическое - на 100-200 МРОТ. Однако даже максимальный размер штрафа в несколько раз меньше прибылей, которые можно получить за счет продажи некачественного бензина всего за один день.

По мнению Сергея Соловьева, количество некачественного бензина можно сократить, если ввести акциз на прямогонный бензин, равный акцизу на высокооктановое топливо. В этом случае экономическая заинтересованность в изготовлении и продаже фальсифицированного автомобильного топлива резко снизится. При сохранении огромной прибыльности этого нелегального бизнеса административные меры борьбы с ним вряд ли принесут результат.

Источник: «Московский комсомолец» 2.03.2005.
к оглавлению

Россия
В Чечне воруют не только нефть, но и трубопроводы

По сообщению группы общественных связей Управления Федеральной службы безопасности по Чеченской республике, в этом регионе, оказывается, воруют не только нефть, но и трубопроводы. После проверки оперативной информации были обнаружены специальные механизированные бригады, которые вели демонтаж и хищение труб на участках магистрального газопровода Тенгиз - Гурьев - Астрахань - Грозный. При проверке законности этой деятельности исполнители работ предъявили фиктивные документы.

Как оказалось, трубы вывозили на грузовиках через блокпост «Терский хребет» села Знаменское Надтеречного района на склад федерального государственного унитарного предприятия «Чеченгазпром». Бывший руководитель этой государственной компании в настоящее время объявлен в розыск. В связи с этим комитет правительства Чечни по контролю за расходованием государственных средств провел ревизию этого ФГУП, но ее результаты пока неизвестны.

В УФСБ отметили, что в ходе боевых действий большая часть документации на предприятиях нефтегазового комплекса Чечни была утрачена, в связи с чем установление права собственности на трубопроводы затруднено. С другой стороны, еще в 2001 году вроде бы было создано ГУП «Чечентранснефть», на баланс которого были переведены все находящиеся на территории республики нефтепроводы.

Бдительные чекисты не теряют оптимизма и сообщили:«В настоящее время, после завершения ревизии и составления необходимых актов, все материалы, касающиеся данного вопроса, буду переданы в прокуратуру Чечни для принятия решения в процессуальном порядке».

О том, начнут ли после этого самого процессуального порядка бойцы блокпоста «Терской хребет», теоретически поставленные там для борьбы с международным терроризмом, наконец интересоваться тем, что мимо них провозят на огромных трубовозах - неизвестно. А то, глядишь, таинственные механизированные бригады и трубу проходящего рядом «Каспийского трубопроводного консорциума» разберут, а потом скажут, что на нее тоже в ходе боевых действий документация была утрачена.

Источник: www.oilru.com 5.03.2005.
к оглавлению

Россия
Нефтепровод КТК готовится в увеличению мощности в 2,5 раза. Ах, Анапа, жемчужина у моря…

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) завершают подготовку к началу работ по увеличению его мощности с 28 млн. т в год до 67 млн. т в год. Общая стоимость работ оценивается в 1,5 млрд. долларов. Начало реализации этого проекта возможно уже в 3 квартале 2005 года. О наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы этих грандиозных намерений ничего не сообщается. Так что известному детскому курорту Анапа, расположенному в зоне потенциального доплывания нефти в случае крупного разлива на морском терминале КТК или на подходах к нему, остается только ждать и надеяться.

Источник средств для выполнения работ по повышению мощности КТК будет определен в ближайшее время. Участники консорциума достигли договоренности о повышении тарифа на транспортировку нефти по КТК с 27 до 29,5 долларов за тонну. Однако полученных за счет этого повышения средств в лучшем случае хватит лишь на оплату процентов по кредитам. Все пришли к единому мнению о необходимости строгого контроля за расходами, как операционными, так и капитальными, связанными с расширением. Но на этом фоне вопрос о том, как будут сторожить трубы, которые закупят для повышения мощности КТК, не рассматривался. А напрасно. Читали бы наше «Нефтяное обозрение», узнали бы, что в Чечне, по мере восстановления конституционного порядка, воруют уже не только нефть, но и трубы, по которым ее перекачивают. Совсем как в Нигерии.

Источник: «Ведомости» 5.03.2005, «Время новостей» 2.03.2005.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное