Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 16 (80)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N26  Нефтяное обозрение
18- 24 апреля
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0516.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения


Темы недели

Турция
Аварийный танкер перекрыл пролив Дарданеллы

В ночь на 22 апреля 2005 года в проливе Дарданеллы, соединяющем Мраморное и Эгейское моря, потерял управление и был выброшен на мель танкер «Чинук» (Chinook). На борту этого 190-метрового судна находилось 30 тыс. т. дизельного топлива, загруженного в Новороссийске. Однако, по утверждению Минтранса РФ, это единственная связь аварии с Россией. Владелец танкера - немецкая компания, а зафрахтовала его турецкая фирма для поставки дизельного топлива в итальянский порт Генуя. Экипаж судна - граждане Болгарии, а ходит он вообще под флагом Каймановых островов.

Поскольку танкер был выброшен на мель в самом узком месте пролива, а на борту его находился весьма огнеопасный груз, власти были вынуждены закрыть движение по проливу в обоих направлениях. Утечки нефтепродуктов в результате этой аварии вроде бы не произошло, в отличие от столкновения двух судов в прошлом месяце, когда произошел крупный разлив нефтепродуктов и были загрязнены берега.

Источники: NTVMSNBC 22.04.2005, Turkish Press 22.04.2005.
к оглавлению

США
У компании «ЭксонМобил» опять утекло в воду

У компании «ЭксонМобил» опять проблема у берегов штата Луизиана. Здесь, в районе залива Баратария (Barataria), произошла очередная утечка из подводного трубопровода, по которому нефть перекачиваются с морских добывающих платформ на берег. По предварительным оценкам, объем разлива составил около 80 т. Сбором попавшей в воду нефти занимаются 125 человек, в распоряжении которых находятся 10 скиммеров, 20 вспомогательных плавсредств. Установлено почти 5 км боновых заграждений.

Есть надежда, что нефть удастся локализовать, собрать, и она не нанесет серьезного ущерба окружающим курортным участкам побережья, а также устричным полям. Причины разлива нефти пока не установлены. Работа подводного трубопровода остановлена, и водолазы ведут его обследование.

Источники: Times Picayune 21.04.2005.
к оглавлению

США
Почти 5 млн. долларов за 15 т мазута, разлитого «Фосс Мэритайм» - дороговато будет

30 декабря 2003 года во время загрузки баржи компании «Фосс Мэритайм» (Foss Maritime) в заливе Пьюджет Саунд (штат Вашингтон) в воду вылилось около 15 т мазута. Часть его в итоге оказалась выброшена на берег. Компания много месяцев занималась уборкой последствий этого разлива, что обошлось ей в 4,5 млн. долларов. В дополнение к этим затратам, Департамент экологии штата наложил на «Фосс Мэритайм» штраф в размере 577 тысяч долларов. При этом была учтена активная работа компании по устранению причиненного разливом ущерба. Таким образом, каждая тонна разлитого мазута обошлась компании приблизительно в 300 тысяч долларов.

Это будет вторым по размеру штрафом за экологические нарушения в штате Вашингтон. Наиболее крупный штраф в размере 7,8 млн. долларов был в 1999 году наложен на газопроводную компанию, после того, как взрыв на ее трубопроводе привел к гибели трех человек.

Источник: Olympian 21.04.2005.
к оглавлению

Горячая тема

Трубопровод «Тайшет - Перевозная»
Министр Христенко доложил японским товарищам о строительстве нефтепровода «Тайшет - Перевозная»

Министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко съездил в Японию, где доложил японским товарищам о том, как продвигаются работы по реализации проекта нефтепровода «Тайшет - Перевозная».

«Российский министр сообщил, что они с главой японского внешнеполитического ведомства уделили в общей сложности около пяти часов обсуждению «нефтепроводной» темы, что ясно свидетельствует об отсутствии каких-либо секретов и тайн. «Мы откровенно говорили обо всех финансовых и технических вопросах и надеемся продолжить общаться в таком же ключе», заявил Виктор Христенко» (www.oilcapital.com 21.04.2005.)

Собирается ли Виктор Христенко также откровенно говорить об этом проекте с гражданами своей собственной страны - неизвестно. Радость от обмена взаимными откровенностями между японскими и российскими министрами несколько подпортил высокопоставленный труженик российского МИД:

«Япония ведет себя «очень пассивно» по отношению к стратегическому проекту прокладки первого в России экспортного трубопровода к побережью Тихого океана, несмотря на неоднократные заявления Токио о большой заинтересованности в поставках нефти по этой трассе. «Кроме общих деклараций о том, что у них есть интерес, никакого конкретного разговора об объемах и конкретных потребителям пока не идет», заявил посол России в Японии Александр Люсюков…

«С позицией Японии по нефтепроводу контрастирует подход Китая, которые выражает готовность вести конкретный разговор, в том числе и по ценам, - отметил посол. - Японцы же постоянно ставят нам какие-то условия по маршруту трассы». (www.oilru.com 21.04.2005.)

В момент, когда по всему Китаю шли массовые антияпонские демонстрации, временами переходящие в откровенные погромы, такое заявление, причем не какого-то мелкого чиновника, а посла, несомненно, свидетельствует о выдающихся талантах российской дипломатии. Она делает все, чтобы произвести на японских партнеров максимально глубокое впечатление. Но господь с ним, с этим мелким местечковым шантажом российских чиновников, возомнивших, что они смогут поудить рыбку в несколько взбаламученной сейчас воде японо-китайских отношений.

Интересно, что у японцев, оказывается, все-таки есть вопросы по трассе, выбранной компанией «Транснефть». Разные российские компетентные в налоговом рэкете и фабрикации уголовных дел органы не волнует феерическое намерение проложить трубу в районе Хабаровска через остров, половину которого гарант российской конституции без лишнего шума осенью 2004 года уже согласился передать китайцам. А вот японцы, похоже, все-таки задумались над тем, чем все это может кончиться. Возможно, что японские товарищи, в отличие от их российских друзей министров проанализируют, чем могут обернуться последствия аварии груженого танкера в районе терминала в бухте Перевозная. Может быть японцам даже пришла в голову гениальная мысль провести элементарную оценку работоспособности трубопроводной системы, длиной 4300 км, значительная часть которой будет проложена в экстремально сложных природных условиях. Может быть хоть в Японии осознают, насколько опасно полагаться в обеспечении энергетических нужд страны на безответственность и лживость российских трубопроводных очковтирателей и проходимцев.

Министр Христенко также откровенно признался японской стороне, что нефти для заполнения этого величественного трубопроводного монстра пока нет, и она не скоро предвидится:

«По словам Христенко, пока преждевременно говорить об объемах промышленных запасов нефти Восточной Сибири, так как на сегодняшний день имеются «лишь прогнозные оценки по ярду структур». «Для того чтобы эти прогнозные оценки могли быть переведены в разряд промышленных запасов, необходимо проведение геологоразведочных работ - сообщил Министр.

По словам главы Минпромэнерго, в зависимости от объемов промышленных запасов нефти будут определяться сроки освоения нефтяных ресурсов Восточной Сибири и корректироваться «планы по строительству и окончательному облику трубопроводной системы»…

Поскольку на освоение месторождений Восточной Сибири требуется время, на первом этапе заполняемость трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» будет обеспечиваться за счет нефти Западной Сибири. «Затем к ним будет подключаться нефть с Юрубчано-Тахомской зоны и с Салихамской зоны, с Верхнечонских структур», - сообщил Христенко. Таким образом, согласно имеющимся прогнозам, к 2020 г. трубопроводная система выйдет на проектную мощность» (www.rusenergy.com 20.04.2005.).

По оценкам г-на Христенко, для реализации первого этапа строительства потребуется два с половиной года и 6 млрд. долларов. На них будет построен участок трубопровода до Сковородино в 70 км от границы с Китаем, где будет возведена мощная наливная железнодорожная эстакада. Отсюда железнодорожным транспортом нефть может направляться либо в Китай, либо за несколько тысяч км по железной дороге до терминала в бухте Находка. Зачем все это было надо японцам, особенно в тот момент, когда китайские демонстранты громили магазины и японскими товарами и даже японское консульство - так и осталось неясным. Но все равно, поговорили славно.

Источники www.rusenergy.com 20.04.2005, 22.04.2005, www.oilru.com 22.04.2005, www.oilcapital.ru 21.04.2005, 22.04.2005.
к оглавлению

Трубопровод «Тайшет - Перевозная»
Иркутские экологи требуют убрать нефтепровод «Тайшет - Перевозная» из опасной зоны

22 апреля 2005 года в Иркутске прошла акция протеста против планов строителей трубопровода «Тайшет - Перевозная». Ее участники настаивают на том, чтобы трасса нефтепровода была проложена севернее, за пределами водосбора озера Байкал. Особенное беспокойство вызывают намерения проектировщиков проложить ее в районе сейсмически опасного Северо-Муйского хребта.

Представители общественной организации «Байкальская экологическая волна» напоминают, что жители Иркутской области уже сталкивались с тяжелыми последствиями утечек из магистральных нефтепроводов. В окрестностях поселка Тыреть произошла утечка 30 тысяч т нефти из трубопровода Омск - Ангарск, который сейчас эксплуатирует компания «Транснефть», собирающаяся строить трубопроводную систему «Тайшет - Перевозная». После этого жителям деревни в течение 10 лет пришлось пользоваться привозной водой.

Источник: www.oilru.com 21.04.2005, www.rusenergy.com 21.04.2005.
к оглавлению

Трубопровод «Тайшет - Перевозная»
Компания «Сибнефтепровод» получит сертификат ISO 14001

Компания ОАО «Сибнефтепровод», входящая в ОАО «Транснефть», получит сертификат соответствия требованиям международного стандарта защиты окружающей среды ISO 14001. Для этого на всех предприятиях компании «Транснефть» была разработана «Система Управления Окружающей Средой» (СУОС), включающая документы, регламентирующие природоохранную деятельность, мониторинг, мероприятия по снижению загрязнений и т.д.

Проверку проводили аудиторы из германской компании DQS, представительства которой имеются в 44 странах. Она занимается экологическим аудитом более 20 лет. В состав группы аудиторов входил немецкий эколог Юрген Шлиппенбах, а также Геннадий Серов (Москва), Татьяна Быкова (Москва). С февраля 2005 года были проверены Ноябрьское управление магистральных нефтепроводов, Тобольское управление и аппарат управления. Проводились проверки также некоторых объектов предприятия.

Проверки ОАО «Сибнефтепровод» для подтверждения соответствия требованиям стандарта ISO-14001 будут проводиться ежегодно.

Источник: www.oilcapital.ru 21.04.2005.
к оглавлению

Трубопровод «Тайшет - Перевозная»
Пока трубопроводчики подбираются к огромным деньгам, железнодорожники увеличивают объемы перевозок

Пока «Транснефть», министр Христенко и прочие видные российские государственные деятели придумывают, как бы освоить финансовые ресурсы в особо крупных размерах, российские железнодорожники продолжают наращивать объемы перевозок.

В 2005 году филиал ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) собирается перевезти 19,8 млн. т нефти. Из них 10,5 млн. т будет отправлено на экспорт в Китай. Ее отгрузка производится со станции Суховская. В 2005 году отсюда в Китай через станцию Забайкальск будет отправлено 7 млн. т нефти. Еще 3 млн. т нефти и 500 тыс.т нефтепродуктов будет экспортировано через станцию Наушки. В 2006 году отправка в Китай увеличится до 15,5 млн. т, из них 10 млн. т через Забайкальск и 5,5 млн. т через Наушки. Приблизительной такой уровень перевозок нефти и нефтепродуктов в Китай будет сохраняться и в 2007-2010 гг.

Кроме того, ВСЖД отгрузит 9,3 млн. т в направлении российского Дальнего Востока со станции Зуй. Из них 5,8 млн. т нефти компании «Роснефть» уйдет на станцию Дземги, 3 млн. т ЗАО «Альянстрансойл» в Хабаровск и 0,54 млн. т компании ООО «Трансресурс-Бункер» - на станцию Ванино.

Источник: www.oilcapital.com 20.04.2005.
к оглавлению

Сахалин
Построены основания для двух нефтедобывающих платформ

В приморском порту Находка по заказу компании «Сахалин Энерджи» полностью завершено строительство двух железобетонных оснований для морских нефтедобывающих платформ. В настоящее время платформы готовят к буксировке на Лунское и Пильтун-Астохское месторождения на шельфе у северо-восточного побережья острова Сахалин. Эта операция займет 17 дней и будет проведена в июне 2005 года. Вес каждого основания - около 100 тысяч т. В их строительстве принимали участие более 2000 российских и 100 иностранных специалистов.

В 2006 году из Южной Кореи на шельф Сахалина будут доставлены верхние части платформ. После их монтажа компания «Сахалин Энерджи» получит возможность вести добычу нефти и газа со дна моря с трех платформ. В дополнение к уже установленной «Моликпак» начнут работать «ЛУН-А» и «ПА-Б».

Источник: www.oilru.com 21.04.2005.
к оглавлению

Калининград
А как насчет еще одного экспортного нефтяного терминала?

Губернатор Калининградской области Владимир Егоров подписал постановление о поддержке строительства экспортного нефтяного комплекса компании «Русснефть» в поселке Янтарный. Стоимость строительства нового терминала мощностью 5 млн. т в год оценена в 200 млн. долларов. Терминал сможет принимать танкеры дедвейтом до 100 тысяч т.

В настоящее время идет согласование проекта. Сообщается, что его строительство может быть завершено уже в конце 2006 года.

Источник: www.oilru.com 22.04.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Российский танкерный флот - вот он был, а вот его и нету

Российские чиновники очень любят поговорить о необходимости возрождения куда-то пропавшего отечественного торгового флота. Но если посмотреть на их бесконечные упражнения в административном, налоговом и просто уголовном рэкете, становится вполне понятным желание российских судовладельцев спрятаться от всего этого в тихую гавань куда-нибудь подальше. Самое удивительное, что операцию смены гордого российского флага на знамена каких-то затрапезных тропических государств совершили и флагманы российского танкерного флота - государственные компании «Совкомфлот» и «Новошип».

Из 35 танкеров «Совкомфлота» дедвейтом 3480 тыс. т ни один не плавает под российским флагом. 42 танкера «Новошип» дедвейтом 2862 тыс. т. также предпочитают числиться за рубежом. В России зарегистрировано лишь 9 танкеров «Новошип» дедвейтом 428 тыс. т.

Все остальные российские владельцы танкеров обладают гораздо меньшим флотом. Тем не менее, Приморское морское пароходство 24 танкера общим дедвейтом 787 тыс. т держит под иностранными флагами, и лишь 16 танкеров дедвейтом 152 тыс. т. - под российским. Лукойл-КМН зарегистрировал 10 принадлежащих ему танкеров в России, равно как и Мурманской морское пароходство (6 танкеров - 94 тыс. т. дедвейта). В итоге у этих компаний под российским флагом ходит 41 танкер общим дедвейтом 854 тыс. т., зато под иностранными - 101 судно дедвейтом 7129 тыс.т. При этом российские танкерные флотилии уже давно в значительной степени работают на перевозку отнюдь не российских грузов. По разным оценкам, доля отечественных нефтеналивных грузов в портфеле заказов российских танкерных компаний составляет 20-50%.

На этом фоне еще большее изумление вызывают другие данные:

«По данным Минтранса РФ, объем перевозок внешнеторговых грузов России морем возрос с 204 млн. т в 1998 году до 450 млн. т в 2004 году, соответственно увеличились и стоимость фрахта - на перевозку внешнеторговых грузов России: с $4 млрд. в 1998 году до $7,5 млрд. в 2004 году. По подсчетам «Ъ», более $5 млрд. из этой суммы приходилось на экспорт нефти и нефтепродуктов. При этом, как сообщает Минтранс, в 2004 году величина фрахта, полученного российскими судоходными компаниями, составила $300 млн., что не превысило 5% от общего объема фрахта за перевозку внешнеторговых грузов России» («Коммерсантъ» 19.04.2005.)

Все-таки загадочный это сектор - танкерные перевозки. А также разные руководящие им ответственные государственные чиновники.

Источник: «Коммерсантъ» 19.04.2005.
к оглавлению

Россия
Кто владеет танкерами Волжско-Камского бассейна

компания «Волготанкер», еще пока не добитая разными чиновниками, поделилась сведениями относительно владельцев танкерного флота Волжско-Камского бассейна.

На первом месте все еще находится «Волготанкер» со своими 201 танкером общим дедвейтом 885 тыс.т. На втором - компания «Palmali» - 43 танкера 202 тыс. т дедвейта. На третьем месте - «Вижн Флот» - 28 танкеров 100 тыс. т. дедвейта.

Далее идут «Навигатор» (14 танкеров, 67 тыс.т. дедвейта), «В. Ф. Танкер» (11 танкеров. 53 тыс. т дедвейта), «BEST» (8 танкеров, 39 тыс. т.). Прочим владельцам принадлежит 25 танкеров общим дедвейтом 97 тыс.т.

Источник: «Коммерсантъ» 19.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Газпром»: трубопроводных планов громадье

Компания «Газпром» наконец нашла партнера для строительства Северо-Европейского газопровода. Компания EON, ранее проявлявшая интерес к этому проекту, затягивала принятие решения. Ее смущали условия проекта и необходимость 5,7 млрд. долларов инвестиций.

Подождав, «Газпром» нашел альтернативного партнера. Теперь он собирается начать это строительство совместно с германской компанией BASF. Сырьевой базой для обеспечения работы газопровода будет расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе Южно-Русское месторождение газа, запасы которого оцениваются в более 1000 млрд. кубометров, включая 500 млрд. кубометров извлекаемых запасов.

Представители «Газпром» утверждают, что размеры инвестиций не превысят 3 млрд. евро, из которых 1 млрд. пойдет на освоение месторождения, а 2 млрд. - на строительство газопровода в однониточном варианте. Предполагается, что по суше его проложат до берегов Балтийского моря в районе Выборга, и далее по дну Балтики протянут до Грейфсвальда уже на берегу Германии. От него могут быть сделаны отводы в Финляндию и Швецию.

«Газпром» примет инвестиционное решение по этому проекту в сентябре 2005 года и уже осенью 2005 года строительство, возможно, будет начато. Главы МИД Прибалтики уже высказали возражения против реализации этого проекта. По их мнению, прокладка газопровода по дну Балтийского моря создает угрозу окружающей среде и проблемы для судоходства.

Источники: www.rusenergy.com 18.04.2005, 22.04.2005.
к оглавлению

Россия - Болгария - Греция
Нефтепровод «Бургас - Александруполис»: не гонятся бы ты, поп, за дешевизной

Зам министра развития Греции Георгиос Салагудис сообщил, что после завершения строительства нефтепровода «Бургас - Алекснадруполис» Греция будет получать ежегодно по 30-50 млн. долларов. Во время строительства и последующей работы нефтепровода будут созданы новые рабочие места. Нефтепровод может стать постоянным источником развития для греческой провинции Фракия.

О том, какими могут быть потери туристического бизнеса на берегах и островах Эгейского моря, если благодаря росту транзитных перевозок российской и казахстанской нефти через этот регион произойдет крупная утечка нефти, замминистра Салагудис ничего не сказал.

Источник: www.oilru.com 18.04.2005.
к оглавлению

США
Очистка канала Эри завершена

Подземный трубопровод компании «Buckeye Pipeline Co» был поврежден экскаватором в период между 7 и 11 декабря 2004 года. Утечка была обнаружена 15 декабря, когда просочившийся в грунт бензин попал в воды соседнего канала Эри. Пятна нефтепродуктов распространились по каналу на 30 км. Объем разлива был оценен в 100 т.

В период с 15 по 24 декабря проводились наиболее интенсивные очистные работы. Их завершение пришлось на апрель 2005 года, когда уровень воды в канале был поднят до значений, необходимых для начала навигации. Сейчас ликвидация последствий разлива полностью завершена. Компания «Buckeye Pipeline Co» подала в суд на владельца участка, на котором с нарушениями проводились земельные работы, что привело к повреждению трубопровода.

Источник: Rochester Democrat and Chronicle 21.04.2005.
к оглавлению

США
Американские парламентарии не собираются продлевать мораторий на бурение на дне Великих озер

Видимо утратив остатки интеллекта от повышения мировых цен на нефть, члены Конгресса США отказались продлить мораторий на бурение с целью поиска нефти и газа на дне Великих озер в рамках обсуждения очередного «Закона об Энергетике». На берегах этих озер проживает 30 млн. человек. Действие принятого ранее моратория на буровые работы на дне озера сохраняется до 2007 года.

Представители нефтяной и газовой промышленности указывают на соседнюю Канаду, где такого моратория нет. Там уже пробурено более 2000 скважин, и при этом не зарегистрировано ни одного катастрофического для природы случая разлива нефти.

При этом представители нефтяной промышленности как-то забывают сообщить, каков же объем этих открытых и освоенных нефтяных месторождений, ради которых они собираются создавать новые источники экологической угрозы Великим озерам, чья очистка от промышленного загрязнения потребовала больших затрат и усилий.

Источник: WZZM13 21.04.2005.
к оглавлению

США
Бурильщики делают свои дырки везде, где только найдут место

Жители городка Хадсон (Hudson) в штате Огайо впервые после 1987 года опять увидит буровые установки. До последнего времени такая деятельность на территории города в соответствии с решением городских властей являлась незаконной. Но в прошлом году в дело вмешались законодатели уровня штата, и это решение отменили. Теперь для бурения скважин глубиной 600-1200 м необходима незастроенная площадка в 8 га. Если скважина идет на большую глубину - размеры необходимой для ее размещения территории увеличиваются до 16 га.

Все это делает особо привлекательными для размещения скважин территории полей для гольфа и клубов, владеющих крупными участками незастроенных территорий. Буровые работы должны быть завершены в течение не более 7 дней. В случае, если полезных ископаемых не обнаружено, скважина консервируется. При открытии нефти или газа на устье скважины устанавливается соответствующее оборудование и начинается их добыча.

Получение разрешения на буровые работы не требует согласия жителей прилегающих территорий. Государственные органы охраны окружающей среды также не проводят анализ экологических последствий буровых работ, за исключением случаев, когда это приводит к серьезным экологическим последствиям в виде фонтанов, взрывов и разливов.

Представители властей утешают жителей, что изменение законодательства штата, регулирующего проведение буровых работ, привело к росту количества новых скважин лишь на 10-15%. В 2005 году их будет пробурено лишь около 600, что почти в 10 раз меньше, чем в 1985 году, когда в штате Огайо было пробурено 5800 скважин. Из них 108 будет пробурено на застроенных территориях, что было невозможно при старом законодательстве. Однако когда цена барреля нефти выросла за 50 долларов, бурение активизировалось, в том числе и в самых неожиданных местах.

Протесты против проведения буровых работ на застроенных территориях в основном звучат со стороны тех, кто не имеет в них материальной заинтересованности. Руководство «Лейк Форест Кантри Клаб», на территории которого будет пробурена одна из скважин, готово к недовольству жителей на соседних территориях. Зато оно надеется, что после этого в течение 10 лет клуб не будет иметь проблем с наполнением своего бюджета.

Источник: www.ohio.com 22.04.2005.
к оглавлению

Россия
Самарская область - лидер в хищениях нефтепродуктов в России

В Самарской области среди властных структур наблюдается эпидемия легкой мании величия:

«Самарская область занимает 1 место в России по хищениям нефтепродуктов. Об этом было заявлено на сегодняшнем совещании в правительстве области, посвященном вопросам безопасности на нефтепроводах. На совещании присутствовали представители правоохранительных структур, областные министры, владельцы нефтепроводов, главы муниципальных образований, на чьей территории проходят нефтепроводы.

По последним данным, Самарская область занимает 1 место в России по хищению нефтепродуктов из нефтепроводов. Как заявляет ГУВД, в прошлом году в губернии зафиксировано 284 криминальные врезки в нефтепроводы. И только в первом квартале этого года уже обнаружено 65 врезок. Нанесен убыток в размере 5 млн. рубл., 20 человек задержано».

Господи, читали бы «Нефтяное обозрение», так знали бы, что самарским достижениям по части добычи углеводородного сырья из трубопроводов до результатов, достигнутых в Чечне далеко, как до звезд.

Губернатор области Константин Титов кратко и емко охарактеризовал сложившуюся ситуацию:

«У всех субъектов, где есть магистральные нефтепроводы, динамика положительная: количество врезок сокращается, а в Самарской области, наоборот, отрицательная. Объемы задержания людей, которые занимаются врезками и объемы хищения совершенно несопоставимы. Это не те цифры, которые мы хотели бы ожидать».

Дальнейший ход губернаторской мысли вызывает некоторое удивление:

«По мнению губернатора, главы муниципальных образований должны отвечать за то, что происходит в регионе. Вплоть до постановки вопроса об их служебном несоответствии. Впрочем, это касается и милиции, на которую также ложится охрана нефтепроводов».

Почему главы муниципальных образований должны отвечать, вплоть до служебного несоответствия за отсутствие незаконных дырок в трубопроводах, принадлежащих вполне конкретным, часто частным компаниям - полная загадка. Равно как и то, что эта проблема лишь только «впрочем, касается и милиции». Интересно, какими средствами главы муниципальных образований смогут обеспечить охрану имущества ОАО «Транснефть» или прочих нефтяных олигархов? При помощи дворового барбоса и служебной рогатки?

Не мудрее выглядели и другие предложения:

«Подобные совещания будут проводить каждый квартал. И уже есть предложения от владельцев нефтепроводов разработать меры по ужесточению контроля за предприятиями, занимающимися хранением и переработкой нефти. А также ограничить передвижение машин, перевозящих нефть в ночное время, поскольку 95% всех «нефтяных» преступлений происходит именно ночью.

Представители ГУВД, в свою очередь, заявили, что доказать подобные преступления и взять под стражу подозреваемых очень сложно, как правило все заканчивается подпиской о невыезде».

Ведение борьбы с хищениями нефти посредством превращения глав муниципальных образований в козлов отпущения и проведения ежеквартальных совещаний - это круто. А при помощи еженедельных, или еще лучше, ежедневных совещаний - не пробовали? Глав муниципальных образований надо по совместительству оформить ночными сторожами в ОАО «Транснефть», с возложением на них материальной ответственности. А органы ГУВД, свободные от участия в совещаниях, в ночное время направлять на большую дорогу, чтобы по ней никто не ездил, а днем туда же, но на поголовную проверку автотранспорта, перевозящего нефть и нефтепродукты.

Источник: www.oilcapital.com 21.04.2005.
к оглавлению

Россия
ООО «Уренгойгазпром» приняло решение. Сотрудники УВД Нового Уренгоя пошли его выполнять

«В связи с тем, что объекты Уренгойского нефтегазового комплекса относятся к категории повышенной опасности в ООО «Уренгойгазпром» было принято решение с 18 апреля 2005 года закрыть межпромысловую дорогу на газовые промыслы (ГП1-ГП15).

Как отметил руководитель службы безопасности «Уренгойгазпрома» Юрий Корпляков, это позволит исключить передвижение по межпромысловой автодороге личного автотранспорта и автотранспорта сторонних организаций, возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц к технологическим объектам промыслов. А также пресечь факты несанкционированной охоты с применением огнестрельного оружия вблизи газопроводов и действующих объектов нефтегазодобычи».

Филиалам и подрядным организациям ООО «Уренгойгазпром» Бюро пропусков будет выдавать разрешения на проезд. Представители всех уровней власти, МВД и МЧС получат право беспрепятственного въезда на межпромысловые трассы, предъявив служебные удостоверения.

А контроль за передвижением по месторождению автомашин будут обеспечивать три блокпоста, на которых будут круглосуточно дежурить охранники службы безопасности «Уренгойгазпрома» и сотрудники УВД Нового Уренгоя.

Сообщение очень интересное. Первое - несанкционированная охота с применением огнестрельного оружия вблизи от газопроводов и тому подобных огне- и взрывоопасных установок, похоже, имеет место.

Второе - служба безопасности ООО «Уренгойгазпром» почему-то твердо уверена, что представители всех органов власти, а также МВД и МЧС несанкционированной охотой с применением огнестрельного оружия на закрытой для доступа прочих граждан территории ни за что заниматься не будут.

Источник: www.rusenergy.com 18.04.2005.
к оглавлению

Россия
Подрыв магистрального газопровода в Ингушетии

Утром 19 апреля 2005 году около селения Хутор Гиреева, которое расположено около границы Ингушетии и Северной Осетии произошел взрыв. В результате была выведена из строя одна и трех линий магистрального газопровода Моздокского линейного управления «Кавказтрансгаз», по которому идет снабжение газов Ингушетии и Северной Осетии.

Выехавшая на место оперативная группа обнаружила под второй линией, обеспечивающей перекачку газа по маршруту Моздок-Тбилиси, еще одно взрывное устройство. В случае подрыва газопровода диаметром 60 см, газ по которому идет под давлением 55 атмосфер, зона поражения могла достичь 350-500 м.

Ближайшие дома поселка находились в 150 м от места нахождения взрывного устройства. Для снижения давления было необходимо три часа. Было принято решение об эвакуации людей. Второе взрывное устройство удалось обезвредить. Ведется следствие.

Источники: www.oilcapital.ru 19.04.2005, 20.04.2005,
к оглавлению

Россия
На нефтебазе г. Нальчика взорвался мазут

В результате нарушения технологии слива нефтепродуктов на территории нефтебазы ОАО «Каббалктеплоэнерго» в Нальчике взорвались подземные емкости со 100 куб. м мазута. Начался пожар.

Благодаря оперативным действиям удалось перегнать на безопасное расстояние 7 железнодорожных цистерн, каждая из которых содержала по 60 кубометров нефтепродуктов. Через два часа после начала пожар был ликвидирован.

Источник: www.oilcapital.ru 21.04.2005.
к оглавлению

Россия
В Кабардино-Балкарии десятки человек отравились сероводородом

В Терском районе Кабардино-Балкарии в конце прошедшей недели с признаками отравления было госпитализировано 47 человек. С 15 апреля в трех селах пострадало, в общей сложности, 100 человек.

Согласно одной из версий, причиной отравления стал выброс сероводорода во время проведения работ на законсервированной скважине №16 Харбиженского месторождения. Ведется следствие

Источники: «Время новостей» 25.04.2005, www.oilcapital.ru 22.04.2005.
к оглавлению

Россия
Под разговоры о необходимости прекращать безобразие попутный газ продолжают сжигать

Представитель Всемирного банка, советник партнерства Global Gas Flaring Reduction г-жа Веббер сообщила, что ежегодно в мире сжигается около 100 млрд. кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ). Интересно, что, несмотря на многолетние призывы и обещания покончить с расточительным уничтожением ценного источника энергии и химического сырья, объем сжигаемого попутного газа за последние 20 лет существенно не изменился. В последнее время отмечается увеличение добычи ПНГ, 15% мировой добычи которого поступает на сжигание в факелах.

По оценке г-жи Веббер, Россия занимает 3-е место в мире по объемам сжигания попутного газа, хотя уровень его эффективного использования нужно довести до значения не менее 95%.

Начальник отдела Департамента ТЭК Минпромэнерго РФ Ваха Зубайраев добавил местной специфики. Он считает, что «… вариант использования ПНГ необходимо выбирать индивидуально для каждого месторождения. Ведущее направление - это переработка на газоперерабатывающих заводах. Он отметил, что ряд крупнейших компаний, в частности - «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ - в настоящее время ничего не предпринимают для решения вопроса по использованию ПНГ».

Насчет компании «Лукойл» что-либо сказать сложно, а вот насчет компании «Сургутнефтегаз», г-н Зубайраев наверно не читает наше «Нефтяное обозрение». А читал бы - порадовал бы г-жу Веббер тем, что в России, благодаря грабительским тарифам сотрудников г-на Чубайса из РАО ЕЭС, все не так уж и плохо. Об этом - следующее сообщение.

Источник: www.rusenergy.com 19.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Сургутнефтегаз» экономит на электроэнергии и прекращает греть атмосферу попутным газом

«Сургутнефтегаз» ежегодно добывает более 14 млрд. кубометров газа. К 2007 году за счет строительства собственных энергоблоков компания намерена сократить на 25% расходы на закупку электроэнергии у сторонних производителей. В настоящее время «Сургутнефтегаз» уже эксплуатирует 7 газотурбинных электростанций, мощности которых обеспечивают 20% потребностей в электроэнергии.

В 2005 году компания приступила к реализации второго этапа программы увеличения выработки собственной электроэнергии. Начато строительство еще 6 газотурбинных электростанций на Юкъявинском, Конитлорском, Мурьяунском, Западно-Камынском, Северо-Лабатьюганском и Тромъеганском месторождениях. Начато также строительство газопоршневых электростанций на Восточно-Еловом и Талаканском месторождениях. В 2007-2012 гг. планируется строительство еще 4 газотурбинных электростанций.

«Как отмечает заместитель гендиректора ОАО «Сургутнефтегаз» Николай Матвеев, анализ результатов первого этапа реализации программы строительства ГТЭС показывает ее высокую экономическую и экологическую результативность. Это, в частности, дает возможность одновременно со снижением количества выбросов загрязняющих веществ повысить уровень использования попутного нефтяного газа и получить более дешевую электроэнергию, что позволяет снизить затраты на ее потребление.

По словам Матвеева, утилизация попутного нефтяного газа путем получения электроэнергии на газотурбинных электростанциях на вновь вводимых и удаленных месторождениях является не только экономически и экологически эффективным, но и жизненно необходимым мероприятием для развития производства и ввода новых месторождения».

Глядишь, Чубайс еще несколько раз тарифы повысит, и проблема бесполезного сжигания попутного газа решится автоматически, безо всяких министерских чиновников с их унылыми выступлениями.

Источник: www.rusenergy.com 21.04.2005.
к оглавлению

Россия
Разработчики Харьягинского месторождения пока не смогли решить проблему попутного газа

Несмотря на участие в работах по освоению Харьягинского нефтяного месторождения таких грандов мировой нефтяной отрасли, как норвежская «Норск Гидро» (Norsk Hydro) и французская «Тоталь» (Total), им пока не удалось решить проблему рационального использования попутного газа. Сейчас на месторождении ежегодно добывают 900 тысяч т нефти и 150 млн. кубометров попутного газа. Часть его идет на собственные нужды, но в основном его пока сжигают в факелах. Полностью прекратить использовать попутный газ таким образом планируется только в 2009 году.

Однако участники проекта уже в 2005 году собираются осуществить проект по утилизации попутного газа стоимостью 10-20 млн. долларов. Приоритетный вариант - закачка его обратно в недра, ниже того пласта, в котором добывается нефть. Теоретически таким образом можно использовать весь добываемый попутный газ. Однако есть опасения, что он может прорваться в соседнюю скважину, которая ликвидирована и не принадлежит участникам консорциума. Его представители собираются обратиться к компании «Лукойл» с предложением решить эту проблему.

Возможна также продажа попутного газа компании «Лукойл», либо использование его для выработки электроэнергии. Однако в этом случае пока непонятно, кто мог бы стать ее потребителем.

Источник: www.oilru.com 19.04.2005.
к оглавлению

Россия
«Лукойл - Западная Сибирь» будет обвешан сертификатами ISO, как елка шишками

Сертификационный центр «Контстанд» провел обследование системы управления качество ООО «Лукойл - Западная Сибирь» и пришел в выводу, что работа «Когалымнефтегаза», который входит ООО «Лукойл - Западная Сибирь», полностью соответствует требованиям стандарта ISO 9001:2000. В перспективе сертификаты ISO 9001, ISO 140001, OHSAS 1800 должны получить все подразделения ООО «Лукойл - Западная Сибирь».

Принадлежащий ОАО «Лукойл» интернет-сайт www.oilru.com, используя характерный для него изящный литературный стиль, порадовал читателей:

«Отметим, сертификат соответствия требованиям международных стандартов гарантирует, что Общество надежное, конкурентоспособное и работает на опережение появления каких-либо нежелательных ситуаций».

Остается только надеяться, что компания «Лукойл» всегда будет быстрее работать «на опережение появления каких-либо нежелательных ситуаций», чем создавать их своими очередными героическими проектами освоения российских недр и вывоза сырой нефти на экспорт.

Источник: www.oilru.com 19.04.2005.
к оглавлению

Россия
Коренные малочисленные народы + «Лукойл» = любовь

Координационный совет Ассоциации коренных малочисленных народов на прошедшем в Москве 5 съезде коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ признал ООО «Лукойл - Западная Сибирь» «Лучшей промышленной компанией 2004 года».

Номинация «Лучшая промышленная компания» был учреждена Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока совместно с Международным фондом развития коренных народов Севера РФ «Катани». Ее присуждают лучшим компаниям, ведущим свою деятельность на землях коренного населения. ООО «Лукойл - Западная Сибирь» получило эту награду первым. Ее торжественно вручил президент Ассоциации Сергей Харючи.

В 2004 году на выполнение экономических обязательств перед коренным населением ООО «Лукойл - Западная Сибирь» израсходовало более 131 млн. рублей. Размеры компенсации на одного коренного жителям составили около 80 тысяч рублей. В 2003 году этот показатель составил более 58 тысяч рублей.

Источник: www.oilru.com 20.04.2005.
к оглавлению

Россия
Усть-Вахский участок скоро даст первую нефть

Усть-Вахский участок Самотлорского месторождения содержит 70 млн. т извлекаемых запасов нефти. Для ее добычи в ближайшие пять лет будет пробурено более 500 скважин. Сейчас на левом берегу реки Вах завершается создание уникального по применяемым на нем мерам экологической безопасности добывающего комплекса. Подготовлены четыре кустовые площадки, система сбора нефти. Первая нефть должна пойти уже в конце апреля.

На втором этапе будет построено еще 10 кустовых площадок, а также несколько дамб выше расположенного в этом районе Нижневартовского водозабора. К 2009 году с Усть-Вахского участка планируется добывать ежегодно 7 млн. т нефти.

Источник: www.oilru.com 18.04.2005.
к оглавлению

Россия
Светлое будущее Астраханской области связано с нефтью и газом

За последние 5 лет добыча углеводородного сырья на территории Астраханской области увеличилась в полтора раза. Относительно мягкий климат и развитая инфраструктура делают Астраханскую область в природном плане гораздо более привлекательным регионом по сравнению с Сибирью и Дальним Востоком. В ней имеются огромные резервы для повышения объемов добычи углеводородов.

По состоянию на начало 2005 года на территории Астраханской области выявлено 5 месторождений нефти и газа в мезозойских отложениях и два месторождения в палеозойских отложениях. Добыча ведется на Астраханском, Промысловом и Бешкульском месторождениях. Разведочные работы - на Верблюжьем нефтяном и Алексеевском газоконденсатном месторождениях. Бугринское и Северо-Шаджинское месторождения находятся на консервации. В 2004 году была установлена промышленная газоносность на Пойменском участке, что позволяет говорить об открытии крупного газоконденсатного месторождения.

Открытие крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного месторождения вывело Астраханскую область на одно из первых мест среди российских регионов по объемам добычи природного газа, производству нефтепродуктов, серы. Промышленные запасы левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения составляют 2,5 трлн кубометров природного газа и 400 млн. т конденсата. В 2004 году в Астраханской области было добыто 11,6 млрд. кубометров природного газа и 4 млн. т конденсата.

Кроме освоения новых месторождений как на суше, так и на шельфе Каспийского моря, стратегическим развитием нефтегазового комплекса Астраханской области должна стать переработка добываемого сырья. Содержащийся в нем этан позволяет планировать промышленное производство полиэтилена мощностью до 300 тыс. т. в год. В 2006 году планируется начало работы установки грануляции серы мощностью 2 млн. т в год.

Источник: www.oilcapital.ru 18.04.2005.
к оглавлению

Латвия
Если власти не утихомирят воров, фирма грозится остановить продуктопровод Полоцк - Вентспилс

Компания «ЛатРосТранс» (LatRosTrans), эксплуатирующая продуктопровод Полоцк - Вентспилс, заявила, что если власти Латвии не примут решительные меры против воровства дизельного топлива, то к 2007 году его работа может быть остановлена. Компания за последние три года понесла в результате расходов на ремонтные работы, компенсацию ущерба природе и потерь сворованного дизельного топлива в размере 14 евро. В 2004 году из продуктопровода было украдено 19 тысяч т дизельного топлива. Это, правда лучше, чем в 2003 году, когда было своровано 30 тысяч т.

Воровство нефтепродуктов из трубопровода осуществляется на высоком технологическом уровне. Для этого используются современные мобильные буровые установки. Рекордом латышских умельцев стал самодельный незаконный 12-километровый отвод от врезки в магистральный продуктопровод.

Степень раскрываемости такого рода преступлений низка. Полиция объясняет это тем, что владельцы дизельного топлива не могут быстро и точно определить свои потери. Услугами продуктопровода пользуется 22 компании. Как всегда, упоминается и несовершенство законодательства, которое позволяет преступникам уходить от наказания.

Насчет того, крышует ли этот бизнес полиция, как это наблюдается в других государствах бывшего СССР, в сообщении не сказано.

Источник: www.oilru.com 20.04.2005.
к оглавлению

Украина
В порту Одессы разлилось не 2, а 36 т мазута

Жизнерадостные сообщения о том, что с российского судна, ходящего, вроде, под флагом Белиза, в акваторию лимана Малого Аджалыкского (Григорьевского) лимана было сброшено только 2 т нефти, не совсем соответствуют действительности. Как выяснилось после завершения очистных работ, 5 апреля 2005 года в Южном порту в результате разрыва нефтепровода на судне в воду порта попало 36 т мазута.

ООО «Трансбункер-ЮГ» 7 суток ликвидировало последствия аварии. Собранный с поверхности воды мазут помещен в емкость для хранения, что также позволит более точно определить объемы разлива.

Однако пока власти достаточно уверенно говорят о 36 т мазута, разлив которого, по их мнению, нанес ущерб в размере 12 млн. долларов, которые они хотели бы получить с владельца судна. До получения банковских гарантий от компании-судовладельца судно будет оставаться в порту под арестом.

Источник: www.oilcapital.ru 22.04.2005.
к оглавлению

Казахстан
Компанию «ПетроКазахстан» беспокоят прокуроры, интересующиеся попутными газами

Вертикально интегрированная компания «ПетроКазахстан» уже 8 лет работает в нефтегазовом секторе Казахстана. Одним из наиболее крупных ее проектов является добыча нефти на месторождении Кумколь. В последнее время у компании «ПетроКазахстан» стали возникать разные проблемы. Дошла очередь и до экологии.

До последнего времени в Казахстане было широко распространено сжигание попутного газа в факелах. Компания «ПетроКазахстан» вела работу по его более рациональному использованию. В настоящее время, по ее оценкам, на месторождениях Кумколь попутный газ используется на 84%. Построен завод по утилизации газа, на котором работает электростанция мощности 55 МВТ. Осваивается закачка газа в недра. Компания выделила 12 млн. долларов для реализации проекта по распределению природного газа в жилом секторе Кызылорды.

Однако с 1 января 2005 года, после принятия поправок к действующему законодательству, сжигание попутного газа в факелах на территории Казахстана стало незаконным, за исключением очень ограниченного ряда случаев. Тем не менее, по данным официальной казахской статистики в первом квартале 2005 года на сжигание в факелах было направлено 20% добытого попутного газа.

В итоге против компании АО «PetroKazakhstan Kumkol Resources» в департаменте Комитета национальной безопасности по Кызылординской области и Байконуру было возбуждено уголовное дело. Будут расследовать факты сжигания в факелах попутного газа на месторождениях Кумколь, Южный Кумколь, Арыскум, Кызылкия и Майбулак. Попутно выяснились и другие нарушения, которые эта канадская компания допускает при разработке месторождений - фонд добывающих скважин меньше проектных значений, обводненность продукции в два раза выше норматива и т.д., и т.п.

Оправдываясь, компания говорит, что готова прекратить сжигание попутного газа, но только к середине 2006 года, когда будет выполнены все необходимые для этого работы. Однако представители Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан выдали предписание об устранении нарушений в течение 6 месяцев.

Источники: www.oilcapital.ru 22.04.2005, www.rusenergy.com 22.04.2005.
к оглавлению

Казахстан - Азербайджан
Не полезет в одну трубу - будем использовать другую

Компания «Тенгизшевронойл» сообщило, что в случае, если ей не удастся решить вопрос о повышении мощности трубопровода «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), она собирается более активно пользоваться танкерными перевозками через Каспийское море и далее трубопроводом «Баку - Джейхан».

«Тенгизшевронойл» ведет добычу нефти на месторождении Тенгиз, извлекаемые запасы которого оцениваются в 1,3 млрд. т. Компании «ШевронТексако», которая является оператором проекта, принадлежит 50% акций. 25% акций принадлежат «ЭксонМобил», 20% - «КазМунайГаз» и 5% - «Лукарко». В конце 2006 - начале 2007 года добыча нефти на месторождении Тенгиз увеличится с 12 млн. т до 26-27 млн. т в год.

Ее экспортируют, в основном, через трубопровод «Каспийского трубопроводного консорциума» с терминалом в Новой Озерейке под Новороссийском. Сейчас участниками консорциума в принципе достигнута договоренность об увеличении мощности этого трубопровода с 28 млн. т до 68 млн. т в год. Однако ее реализация задерживается из-за разногласий с российскими властями по вопросу регулирования внутренней нормы рентабельности. В этой ситуации компания «ШевронТексако» готовит резервные альтернативные маршруты вывоза тенгизской нефти.

В 1997-2001 гг. нефть, добываемую на месторождении Тенгиз, уже перевозили транзитом через Баку и далее по железной дороги до Батуми. За этот период таким образом было перевезено 6 млн. т. В 2001 году с началом работы КТК всю нефть Тенгиза стали отправлять на экспорт через Новороссийск. Перспективы увеличения поставок казахской нефти транзитом через Азербайджан резко усилятся после начала работы трубопровода «Баку - Джейхан». «ШевронТексако» в настоящее время покупает компанию «Юнокал», которой принадлежит 9% акций этого трубопроводного консорциума.

Маршрут казахский порт Актау - Баку - Батуми также не останется без работы. АО «НК «КазМунайГаз» заявило, что намерено перевозить по этой схеме те сорта нефти, которые непригодны для перекачки по трубопроводу «Баку - Джейхан». Объемы этих перевозок могут составить до 2-3 млн. т в год. Комбинированные танкерные и железнодорожные перевозки до Батуми стоят 28-32 долларов за тонну.

Бывшее до этого рыбным садком Каспийское море скоро, похоже, окончательно превратится в оживленный нефтяной танкерный маршрут.

Источник: www.oilru.com 19.04.2005, 20.04.2005.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное