Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 1(92)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N01 (92)  Нефтяное обозрение
1-7 января 
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0601.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


Темы недели

Горячая тема - трубопровод «Тайшет - Перевозная»

Чрезвычайные ситуации

Другие сообщения


Темы недели

Россия - Евросоюз
Евросоюз собирается решать проблему рецидивов «холодной войны». Теперь газовой

Проведенная с большой помпой показательная акция по перекрытию поставок газа на Украину вызвала немалый эффект. Правда, о некоторых деталях того, что получилось, большинство заполненных победными реляциями российских средств массовой информации предпочли не распространяться. А зря! Интересное вышло зрелище.

Благодаря хорошей организации работы пиарщиков «Газпрома» телевизионные сюжеты о том, как труженики этой госмонополии с новогодним энтузиазмом перекрывают задвижки на газовых трубах, идущих на Украину, были показаны по всему Евросоюзу.

В первые рабочие дни 2006 года у жителей многих европейских стран возникли серьезные основания задуматься, насколько надежно обеспечивается тепло в их домах и квартирах. Абстрактные сведения о том, что «Газпром» обеспечивает треть европейского импорта природного газа и пятую часть его общего потребления, превратились в суровую реальность. Большая часть российского газа поступает в Центральную и Западную Европу по трубопроводам, проложенным через территорию Украины. Поэтому эффект новогоднего кручения задвижек полностью соответствовал традиционному принципу «хотели как лучше - получилось как всегда».

Украина потеряла 100% поставок газа с российской территории. Во Франции, Словакии и Румынии снижение поставок российского газа было оценено в 30%, в Польше - на 14%. Уменьшение поступления российского газа было отмечено также в Австрии, Венгрии, Германии. Проблемы, видимо, были и в других странах, которые получали природный газ из трубопровода, проходящего через территорию Украины. В Словакии доля этого газа составляет 100% от общего потребления, Болгарии - 94%, Греции - 92%, Чехии - 73%, Венгрии - 72%, Австрии - 63%, Польше - 60%. Но они деликатно промолчали.

Проблема российско-украинских отношений не слишком интересна для большинства европейских потребителей российского газа. Но они вряд ли приходят в восторг, когда монопольный поставщик резко повышает цену более чем вчетверо и начинает крутить краны, демонстрируя серьезность своих намерений. И уж тем более им вряд ли нравится, что в результате разборок российских и украинских чиновников появляются проблемы у тех, кто не имеет ко всему этому непосредственного отношения.

Если в год, когда Россия является председателем Большой Восьмерки, российские лидеры хотели услышать и увидеть в ведущих европейских средствах массовой информации все, что о них думают, то они добились блестящего результата. Обычно политкорректные влиятельные издания перешли на использование таких выражений, как «шантаж», «начало холодной войны», «трубопроводы как новое оружие озлобленного Кремля». «Разогрев» европейских СМИ перед эпохальной встречей лидеров Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге, на которой Владимир Путин расскажет им о вкладе России в обеспечение мировой энергетической безопасности, пошел полным ходом.

В стратегическом плане новогодние упражнения крутильщиков задвижек «Газпрома» имели вполне прогнозируемые последствия. Руководители Евросоюза в очередной раз задумались об энергетической безопасности региона и о мерах по ее обеспечению. Ситуация, когда тепло и свет в Европе в значительной степени зависит от действий российской государственной монополии «Газпром», их не радует.

Предложения «Газпрома» развивать альтернативные маршруты - через Белоруссию и Польшу, а также поддержать строительство Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря не приведут к принципиальному изменению ситуации. И мощность этих вариантов недостаточна, и стоимость велика, да и вообще, хрен редьки не слаще. Куда ни кинь - у задвижки будет сидеть все тот же «Газпром» с его загадочным руководством и кремлевскими кураторами.

В то же время европейским лидерам приходится осознавать тот прискорбный факт, что пик добычи на месторождениях Северного моря пройден, а впереди - долгое и мучительное снижение. Газ из Алжира и Ливии, строительство газопровода из Ирана или республик Средней Азии также не станут надежной альтернативой монополии «Газпрома». Правящие этими государствами режимы еще более экстравагантны, чем нынешнее российское руководство.

Определенные перспективы имеет развитие поставок сжиженного газа. Но для этого потребуется создать крупные мощности для его приема, что также является серьезной проблемой (см. следующее сообщение).

В настоящее время в Евросоюзе отсутствует четкая единая политика решения проблем энергетической безопасности в новых условиях. Более того, в этой области существуют серьезные противоречия. После экспериментов «Газпрома» руководство Франции заявило о форсировании программы развития атомной энергетики, Германия и Австрия, наоборот, полны решимости отказаться от использования атомных электростанций. Дания и Ирландия считают перспективным развитие ветровых электростанций. Австрия предлагает шире использовать такой экзотический для Европы источник энергии, как биомасса. Все, пожалуй, единодушны только в одном: надо усиливать работу над повышением эффективности использования потребляемой энергии.

В любом случае, «Газпром» своими действиями стимулировал работу европейских чиновников, направленную на то, чтобы Евросоюз максимально снизил свою зависимости от поставок российских энергоносителей. С экологической точки зрения «Газпром» можно поздравить с серьезным положительным результатом в деле стимуляции развития альтернативных источников энергии, а также энергосбережения. Остается надеяться, чтобы евробюрократы своими проволочками не погасят этот замечательный позитивный импульс.

Источники: BBC 3.01.2005, Times 3.01.2005, ISN (CSS) 14.01.2005.
к оглавлению

Великобритания - США
Сжиженный газ - что это такое?

В последние годы ведется активное обсуждение опасностей, связанных с транспортировкой сжиженного природного газа. Оно стало особо интенсивным в связи с планами резкого расширения использования сжиженного природного газа в США и Евросоюзе, а также с появлением возможности террористических атак.

Сжиженный природный газ (LNG) при температуре минус 160 градусов по Цельсию представляет собой бесцветную жидкость без запаха. В условиях хорошей тепловой изоляции она может при небольшом давлении храниться длительное время, и ее можно перевозить на дальние расстояния. При сжижении из 620 кубометров природного газа получается 1 кубометр жидкости весом около полутонны. Современные танкеры-газовозы могут вмешать до 125 тысяч кубометров сжиженного природного газа. Использование танкеров для перевозки этого продукта позволяет отказаться от использования фиксированных трубопроводных систем, обеспечить перевозки природного газа на огромные расстояния и быстро переориентировать его потоки, избегая монополии отдельных поставщиков.

Быстрое развитие технологий производства и перевозки сжиженного природного газа привело к снижению их стоимости, которое совпало с очередным глобальным повышением цен на энергоносители. Во всем мире сектор сжиженного природного газа вступил в фазу активного развития. В настоящее время производство сжиженного природного газа наращивается в Катаре, Австралии, Алжире, России (проект Сахалин-2).

Основной проблемой для стран потребителей сжиженного природного газа является создание береговой инфраструктуры для его приема и хранения. На территории США в настоящее время идет активное обсуждение почти 40 потенциальных мест размещения терминалов для приема и хранения импортируемого сжиженного природного газа. В подавляющем большинстве случаев местное население активно протестует против этих проектов, опасаясь как обычных аварий, так и возможных атак террористических группировок.

В то время как представители властей, газовых компаний и часть ученых настаивает на высокой безопасности этих технологий, местное население, природоохранные организации и другая часть ученых высказывают серьезные опасения на этот счет. Обсуждение этой темы часто принимает весьма острый характер. Очередная дискуссия на эту тему началась с началом нового 2006 года в США. После просмотра фильма «Syriana», в котором террористы совершают нападение на танкер-газовоз, используя ручные гранатометы, известный ученый-астроном и общественный активист из штата Нью-Мексико Джон Гилкинсон (John Gilkinson) поделился своими размышлениями на эту тему.

Кубометр сжиженного природного газа содержит энергии на 30% меньше чем аналогичное количество нефти, одно гораздо более огнеопасен. В случае утечки, особенно на поверхности воды, он начинает активно испаряться, однако вследствие низкой температуры некоторое время будет оставаться тяжелее воздуха. Попав в облако испаряющегося природного газа, можно получить морозный ожог и задохнуться.

При доле природного газа в воздухе от 5 до 14% эта смесь очень огнеопасна. Следует учитывать, что энергия, содержащаяся в грузе крупного современного танкера-газовоза, эквивалентна нескольким десяткам атомных бомб, сброшенных на Хиросиму.

В случае мощной утечки сжиженного природного газа и его испарения будет происходить активное охлаждение соприкасающихся с ним поверхностей. Это может привести к тому, что стальные конструкции станут очень хрупкими и будут легко разрушаться. Пока танкеры-газовозы демонстрируют высокую надежность, и катастрофических аварий с ними не происходило. Однако ситуация изменилась в связи с ростом вероятности целенаправленных террористических атак. Насколько серьезными могут быть последствия - показывает опыт единственной известной на территории США крупной катастрофы в г. Кливленд (штат Огайо). Здесь обрушилось хранилище, в котором находилось 4200 кубометров сжиженного природного газа. Разлившийся газ испарился и взорвался, после чего был разрушен еще один находившийся по соседству газовый резервуар. Высота пламени достигала 800 м. Погибло 130 человек и 225 получили ранения.

По мнению Джона Гилкинсона, все это говорит о том, что следует весьма серьезно относиться к оценке возможных последствий террористических нападений на танкеры-газовозы и хранилища сжиженного природного газа.

Оппоненты Гилкинсона заявили, что современные танкеры-газовозы имеют двойной корпус, что обеспечивает целостность внутренних отсеков, в которых перевозится сжиженный природный газ в большинстве сценариев возможных аварий. В случае получения сквозной пробоины разлившийся газ постепенно испарится и при наличии источников огня будет просто выгорать. При этом высота пламени может достигать 100 м, но все танкеры оснащены мощными системами пожаротушения.

В конце концов, участники обмена мнениями согласились, что сжиженный природный газ - штука опасная, и в его поведении при крупном разливе есть много неясностей. А потому остается надеяться, что чем возиться с такими объектами, как газохранилища или танкеры-газовозы, террористы в качестве целей предпочтут выбрать что-нибудь более понятное, вроде вокзалов или других мест скопления людей.

Эти теоретические рассуждения являются более чем практически важными для жителей порта Милфорд Хэвен (Milford Haven), где уже ведется строительство двух крупнейших не только в Великобритании, но и в Европе терминалов для приема сжиженного природного газа.

Разрешения на строительство были получены в 2002 и 2003 году. В западной части порта американская компания Exxon Mobil и катарская Quatar Petroleum строят терминал South Hook LNG. Ранее здесь находились причал и нефтеперерабатывающий завод компании «Эссо», которые сейчас принадлежат Exxon Mobil. На месте старого завода на общей площади 200 га строится причал для приема танкеров-газовозов и пять огромных газохранилищ объемом по 155 тысяч кубометров сжиженного природного газа.

В восточной части порта и города Милфорд Хэвен строится меньший по размеру терминал Dragon LNG, который принадлежит компаниям British Gas и малайской Petronas. Там также будет установлено два резервуара емкостью по 155 тысяч кубометров. При работе терминалов на полную мощность к 2010 году они смогут обеспечить прием и хранение сжиженного газа, эквивалентного 20-25% всей потребности Великобритании в природном газе.

Несмотря на наличие многочисленных инстанций, отвечающих за обеспечение безопасности работы этих терминалов, местные активисты, объединившиеся в общественную организацию Safe Haven, не могут добиться от них проведения открытого полного и комплексного анализа возможных негативных последствий реализации этих проектов. Опасения местных жителей вызваны очевидными грубыми нарушениями рекомендаций, разработанных ассоциацией операторов газовых танкеров и терминалов (Society of International Gas Tanker and Terminal Operations - SIGTTO), которые содержатся в руководствах LNG Operations in Port Areas и Essential Best Practice for the Industry and Site Selection for LNG Terminals.

В частности, в них четко говорится, что терминалы для перевалки сжиженного природного газа должны размещаться в малонаселенных местах, в стороне от активного движения судов. Администрация порта Милфорд Хэвен только что с гордостью сообщила, что объемы перерабатываемых здесь грузов опять увеличились, и теперь он является четвертым по этому показателю портом Великобритании.

Строящиеся терминалы для приема сжиженного природного газа расположены вдоль трассы движения множества грузовых и прогулочных судов, которые будут проходить мимо разгружающихся танкеров-газовозов.

Источники: LNG Special Report (www.pembrokeshiretv.com) 5.01.2006, 6.01.2006, 10.01.2006, EVWorldblogs (John Gilkinson. The Syriana Scenario 1.01.2006).
к оглавлению

Перу
Нефтяная лихорадка в джунглях Амазонии

В 2003 году власти Перу, чтобы стимулировать поиск новых месторождений нефти и газа, резко снизили платежи, необходимые для проведения геологоразведочных работ. Все это привело к серьезным последствиям.

До 2003 года на территории принадлежащей Перу части Амазонии было только 7 крупных блоков, осваиваемых иностранными нефтегазовыми компаниями. Сейчас их уже 22. Еще 7 блоков были выставлены на конкурс в 2005 году. В основном их разрабатывают несколько иностранных компаний, среди которых наиболее активны американские Occidental и Hunt Oil, испанская Repsol, аргентинская Pluspetrol.

Общая площадь, на которой получили право работать нефтегазовые компании, достигла 22 млн. га, что составляет около четверти всей принадлежащей Перу части Амазонии. Особенно активные работы ведутся на северо-западе и юге этого региона. Практически весь северо-запад покрыт девятью нефтегазовыми блоками.

На юге участками, выделенными нефтегазовым компаниям, оказался окружен национальный парк Ману (Manu). Он был создан в 1973 году, а в 1987 году включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас вдоль восточной границы этого национального парка расположены восемь блоков, включая газоконденсатного месторождение Камисеа (CAMISEA). К востоку от парка появились три огромных блока, которые покрывают большую часть региона Мадре де Диос.

Промышленная эксплуатация месторождения Камисеа началась в августе 2004 года. Реализация этого проекта продолжает вызывать активные протесты как природоохранных организаций, так и местного коренного населения. От газовых промыслов, расположенных в долине реки Урубамба на юго-востоке перуанской Амазонии, были построены два трубопровода стоимостью 1,6 млрд. долларов, по которым добываемый газ и конденсат перекачивается как для внутреннего потребления, так и к экспортному терминалу, который возводится на берегу Тихого океана.

За 15 месяцев эксплуатации трубопроводной системы вследствие чрезвычайно сложных горных условий и активных оползней, а также, возможно, из-за технических проблем произошло уже 4 крупных аварии, повлекшие за собой утечки конденсата. В декабре 2004 года произошел разлив 115 кубометров конденсата. Следующая утечка случилась в августе 2005 года. 16 сентября 2005 года в результате разрыва трубопровода произошел разлив уже 700 кубометров конденсата. Около 40% испарилось, остальное впиталось в грунт. Около 150 кубометров конденсата попало в местные реки.

24 ноября 2005 года по официальным данным в результате разрыва трубы произошел разлив 750-1000 кубометров конденсата. После чего местное индейское население организовало блокаду движения по реке Урубамба. В акциях протеста приняли участи 2500 человек.

Регулярные аварии привлекли внимание представителей перуанского министерства энергетики и горнодобывающей промышленности. Власти собираются потребовать от операторов газопровода, которыми являются аргентинская Techint «Transportadora Gas del Peru» (TGP) (основной акционер - американская Hunt Oil) проведения независимого аудита 700 км трубопровода.

Несмотря на эти проблемы, компания Hunt Oil начала реализацию второй фазы проекта CAMISEA. Пока она отказывается использовать направленное бурение, которое могло бы существенно снизить негативные воздействия на окружающую среду.

Общественные природоохранные организации рассматривают проект CAMISEA общая стоимость которого составит 5 млрд. долларов как один из наиболее разрушительных для Амазонии. Они считают, что он уже оказал существенное негативное воздействие на нижнюю часть бассейна реки Урубамба, который является одной из самых богатых по биологическому разнообразию и сохранности экосистем тропических дождевых лесов.

В декабре 2005 года группа природоохранных организаций Amazon Watch, Oxfam America, Environmental Defence, SEEN, WWF, Friends of the Earth, Amazon Alliance обратилась с письмом к исполнительному директору компании Hunt Oil с призывом остановить работу трубопровода и провести его детальные испытания.

Источники:, www.ens.newswire.com 4.01.2006.
к оглавлению

Горячая тема - трубопровод «Тайшет - Перевозная»
В апреле 2006 года президент Путин начнет строить трубопровод из Восточной Сибири к Тихому океану

До последнего времени мы могли только догадываться, что президент Путин в глубине души является не разведчиком, и, тем более, не юристом, а всегда мечтал быть нефтяным олигархом. Теперь это стало очевидным. Вот как об этом радостном факте после выхода из новогоднего состояния со ссылкой на ИТАР-ТАСС поведал пресс-центр компании «Транснефть»:

»Решения приняты, сформулированы, подчеркнул президент РФ на совещании 6 января по вопросам социально-экономического развития Якутии. - Будем осуществлять один из проектов, о котором здесь прозвучало. Это наполнение нефтепроводной трубы, которую мы собираемся строить до Тихого океана, а как первый этап - до Сковородино. Для того, чтобы проект был реализован, потребуется время, еще не все закончено с точки зрения согласования. Мы в апреле закончим, как и обещали, все согласования в правительстве, и уже летом начнем практическую работу по реализации».

При этом он обратил внимание на то, что этот проект «не будет эффективным, если не будут реализованы проекты по освоению нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири и, в частности, Якутии».

Если чудеса проталкивания совершенно аферистского по своей сути проекта нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) теперь становятся более объяснимыми, то смысл всей этой затеи все равно остается непонятным. О каких нефтяных месторождениях Восточной Сибири и, в частности Якутии, идет речь? Если о Талакане и Верхнечонском, то их, конечно, хватит для наполнения трубы с заявляемой мощностью до 80 млн. т в год. А вот для работы этого монстра хотя бы в течение пяти лет - нет. Добавление месторождений Тахомо-Юрубченской зоны также не решает эту проблему. О какой большой нефти Восточной Сибири, без которой даже В.В.Путину ясно, что проект ВСТО не будет эффективным, идет речь? Зачем параллельно незагруженной трассе Байкало-Амурской железной дороги будет строиться огромной мощности нефтепровод, по которому будет нечего качать?

Понятно, что профессиональные разведчики должны говорить туманно и загадочно. Но ведь не до такой же степени.

Теперь остается только пожелать успешного завершения работы государственной экологической экспертизы проекта ВСТО. Ее участникам не придется ломать голову над итоговым заключением по очередной порции феерической халтуры, которая представлена проектировщиками компании «Транснефть» в качестве проектной документации.

Раз президент страны заявил, что в апреле закончит, как и обещал (кому? - прим. сост.) все согласования в правительстве, а уже летом начнет практическую работу по реализации, то, похоже, так и будет. Комиссия подпишется под этим пожеланием, отставной генерал-полковник Пуликовский, который теперь у нас главный в стране эколог по этой части, утвердит - и за работу, товарищи.

Впереди - увлекательнейшее занятие. Согласно сообщению «Интерфакса» «Транснефть» собирается для строительства первой части ВСТО занять за рубежом 6,6 млрд. долларов, в том числе 5 млрд. долларов - за счет выпуска еврооблигаций, а 1,6 млрд. долларов - в виде банковских кредитов. Вот она, золотая жила, а не какие-то там загадочные нефтяные месторождения Якутии вместе с Восточной Сибирью.

Источник: www.transneft.ru 10.01.2006, www.interfax.ru 30.12.2005.
к оглавлению

Чрезвычайные ситуации

Россия
Разлив нефти около реки Иж в Удмуртии

7 января 2006 году в водоохранной зоне реки Иж на территории Селычкинского лесхоза (респ. Удмуртия) из трубопровода компании ОАО «Удмуртнефть» произошел разлив 8 кубометров нефтесодержащей жидкости. Площадь разлива составила 60 кв.м.

Источник: www.regnum.ru 11.01.2006.
к оглавлению

Казахстан
В порту Актау разлилось 1,5 т нефти.

6 января в казахском международном торговом порту Актау при загрузке азербайджанского танкера «Ленкорань» произошел разлив нефти. По предварительным данным его причина - обрыва заправочного шланга. В результате около 1 т нефти попало на палубу и около 0,4 т - в воду. Место разлива огорожено бонами, ведется уборка разлива.

Источник: www.gazeta.kz 6.01.2006.
к оглавлению

Франция
Два танкера-газовоза столкнулись у берегов Франции

Недалеко от расположенного на северо-западе Франции порта Сент-Назер столкнулись два танкера-газовоза Happy Bride и Sigmagas, причем один из них следовал с грузом сжиженного бутана на борту. В результате аварии утечки газа не произошло, но из-за полученных повреждений в воду попало около 60 т судового мазута. Оба судна были отбуксированы обратно в порт.

Источник: Reuters 5.01.2006.
к оглавлению

Колумбия
Новогодний подарок от партизан: в результате серии взрывов разлилось 1,5 тысяч т нефти

В канун Нового года партизаны, входящие в левую повстанческую группировку «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) взорвали несколько опор линий электропередач, а также восемь нефтяных скважин на промысле Орито (Orito) а также три нефтепровода на юге страны, вблизи от границы с Экватором. Этот регион является одним из основных центров производства наркотиков и слабо контролируется официальными властями.

В результате диверсий на нефтепромысле произошла утечка более 1,5 тысяч нефти, попавшей в реки Putumayo и Guamuez, по которым загрязнение распространилось на 100 км вниз по течению.

Власти заявляют, что в результате диверсий и разлива нефти нанесен значительный экологический ущерб. Ситуация осложняется тем, что сейчас - сухой сезон, и воды в реках мало. Власти предупредили местное население об опасности использования речной воды и о необходимости ограничить передвижение на лодках. Специально подготовленные команды под охраной ведут локализацию и очистку разлива. Представители государственной нефтяной компании «Экопетроль» (Ecopetrol) сообщили, что большая часть разлива была локализована только через 10 дней после диверсии.

Кроме подрыва нефтепровода взрывами в очередной раз были повалены опоры линий электропередач. В результате без электричества осталось более 400 тысяч человек, в том числе и жители административного центра провинции Путумайо (Putumayo). Всего за 2005 г. повстанцами в Колумбии было взорвано 227 опор линий электропередач. Это заметно больше чем в 2004 году, когда была взорвана 121 опора, но гораздо меньше чем в 2002 году, когда их было повалено 483.

Новогодняя диверсия на линиях электропередач по последствиям оказалась менее тяжелой, чем аналогичная атака в июле 2005 года, когда без электричества осталось более 2 млн. человек, в том числе и на территории соседних государств. Ремонт линий электропередач осложнялся необходимостью обеспечения мощной вооруженной охраны.

В рядах «Революционных вооруженных сил Колумбии» насчитывается до 15 тысяч бойцов. На протяжении уже 40 лет эта левацкая группировка ведет вооруженную борьбу против официальных властей. Основным источников средств для ее действий является производство и сбыт наркотиков, а также похищение людей ради выкупа. Всего за 2005 году FARC и другими различными группировками в Колумбии было убито более 600 бойцов правительственных войск. Действия FARC резко активизировались в конце 2005 года, когда в результате только одной из партизанских засад было убито 29 военнослужащих. В начале января 2006 года уже правительственным войскам удалось убить шесть партизан, которые собирались установить свой контрольно-пропускной пункт на Панамериканском шоссе. У них было обнаружено большое количество взрывчатых веществ.

Президент страны Урибе заявил, что действия партизан не остановят назначенную на конец января 2006 году широкомасштабную операцию по уничтожению посевов коки.

Источники: Daily Journal 14.01.2006, Miami Herald 5.01.2006.
к оглавлению

Нигерия
Борьба с воровством нефти перешла в активную фазу - 12 человек убито

Нигерийские силы безопасности сообщили об активизации своей деятельности по борьбе с воровством нефти. Во время патрулирования в районе Oghara на юге дельты реки Нигер они обнаружили группу похитителей, которые при помощи тяжелой техники занимались откачкой нефти из трубопровода. По утверждениям властей в результате завязавшейся перестрелки 12 преступников было убито, три ранено, а пять арестовано.

Настораживает, правда, что при этом не сообщается о потерях правительственных сил. Впрочем, протестов по линии правозащитных организаций в связи с этим инцидентом пока не поступало.

Источник: BBC 2.01.2006.
к оглавлению

Китай
Опять утечка. На этот раз дизельного топлива

Произошедший в ноябре 2005 года разлив нитробензола с предприятия китайской государственной компании CNPC протравил реку Сунгари и создал проблемы для водоснабжения миллионов человек. Власти объявили, что в ближайшие пять лет намерены выполнить программу общей стоимостью более 3 млрд. долларов США, которая должна обеспечить улучшение очистки вод и надежное водоснабжение для местного населения.

Очередная проблема с водоснабжением случилась 5 января 2006 г., когда из-за сильного мороза лопнул трубопровод на электростанции, расположенной в провинции Хэнань. В результате по официальным данным произошел разлив около 12 т дизельного топлива, из которых около 6 т попали в воды притока реки Желтая.

Интересно, что этого относительно небольшого количества нефтепродуктов хватило на образование пятна загрязнений длиной 60 км, которое поплыло по течению реки Желтая. Еще интереснее, что всего 6 т дизельного топлива, растянувшегося по 60 км течения крупной реки Желтая, оказывается, хватило, чтобы создать превышение предельно допустимых концентрации в ее водах до 27 раз.

В результате власти провинции Шаньдун приняли решение о приостановке работы 63 водозаборов, некоторые из которых обеспечивали города с населением в несколько миллионов человек. На период прохождения пятна нефтепродуктов, которые в основном пришлись на выходные дни 7 и 8 января, системы водоснабжения были переключены на резервные источники воды.

Источники: Forbes 8.01.2006, Xinhua 9.01.2006, Guardian 8.01.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

США
Лос-Анджелес - городская нефтяная промышленность опять на подъеме

Промышленная добыча нефти на территории Лос-Анджелеса и его пригородов началась еще в 1890-е годы. Во время последовавшего затем нефтяного бума в 1920-1950-е годы для бурения скважин иногда сносились дома. На некоторых холмах выросли просто леса из нефтяных вышек. Нефтяные платформы появились также и в прибрежных водах.

Однако авария и мощный разлив нефти в Санта-Барбаре в 1969 году стали переломными для общественного мнения. Дальнейшее расширение добычи нефти в прибрежных водах штата Калифорния было остановлено

Развитие других секторов экономики, постепенное истощение месторождений, рост природоохранных настроений привели к тому, что нефтедобывающая промышленность начала свертывать свою работу с этом регионе. Резкий рост численности населения привел к росту стоимости земли и активной застройке территорий.

Все это привело к сокращению количества нефтяных скважин в южной Калифорнии с 33 тысяч до 4 тысяч. Продолжающие работу нефтепромыслы стали маскироваться. Некоторые из оказавшихся в окружении жилых кварталов скважин были оформлены в виде декоративных башен, маяков, офисных зданий. Нефтедобывающая платформа около Лонг Бич теперь выглядит как тропический остров с растущими на ним деревьями и даже водопадом.

Однако резкий рост цен на нефть привел к возобновлению интереса промышленников к добыче нефти на территории Лос-Анджелеса и его пригородов. В последние месяцы идет активный процесс расконсервации старых скважин, некоторые из которых простаивали десятки лет, и восстановление их работы.

По данным специалистов, в недрах региона все еще сохраняется значительное количество нефти. Из многих месторождений южной Калифорнии во время нефтяного бума было добыто лишь 20-25% содержащейся в них нефти, а затем промыслы прекращали работу и эти территории шли под застройку. Современные технологии позволяют повышать степень извлечения нефти до 45-50%.

Эта новая ситуация не означает, что на пике нефтяных цен будут опять сносить дома и на их месте возводить нефтяные скважины. Современные технологии наклонного бурения позволяют вести добычу нефти из залежей, находящихся в несколько километров от места расположения скважины. Буровые работы могут проводиться быстро, а их воздействие на соседей сведено к минимуму.

Сама добыча нефти на освоенных территориях может вестись без создания негативных экологических последствий для окружающей среды. Примером может служить поле для гольфа Койот Хиллс в Фуллертоне (Coyote Hills Golf Course in Fullerton). Эта территория является не только местом для игры, но и природным резерватом для сохранения ряда видов птиц, который получил сертификат ведущей американской орнитологической общественной организации - «Одюбоновского общества».

В пределах поля для гольфа находится более 20 нефтедобывающих скважин, которые соединены подземным трубопроводом с находящимся в центре резервуарами для сбора нефтесодержащей жидкости. Из-за высокой степени истощения месторождения она содержит 90% воды и лишь 10% нефти. После сепарации нефть направляется на переработку. Добыча нефти в этом месте, похоже, не мешает ни птицам, ни игре в гольф.

Источник: Los Angeles Times 3.01.2006.
к оглавлению

США
Аляска: нефтяники и аборигены приспосабливаются друг к другу с трудом

Поселок Ньювиксит (Nuiqsut) был основан в 1973 году, после того, как Конгресс разрешил группе иннуитов вернуться на земли их предков. Жители нового поселка занялись традиционными для них промыслом китов, охотой и ловлей рыбы. Во время основания поселка признаки промышленной цивилизации были заметны в виде зарева от огней находящегося в 100 км промысла Прудхо Бэй (Prudhoe Bay). Ньювиксит, расположенный в 150 км к западу от Арктического национального заповедника (ANWR), долгое время находился в относительно спокойном месте. Но в 1996 году крупные залежи нефти были открыты всего в 12 км от поселка. Компания «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips) стала оператором на новом месторождении «Альпайн» (Alpine).

Было сделано многое, чтобы свести к минимуму воздействие нефтепромыслов на окружающую среду. Активно используется направленное бурение, которое позволяет добывать нефть и газ на удалении до 6 км от устья скважины. Средняя площадь кустовой площадки уменьшилась с 25 га в 1970 году до 2 га в настоящее время. Во время первой очереди освоения месторождение было использовано лишь 40 га земель. Внутрипромысловые трубопроводы прокладывают высоко над землей, чтобы не создавать препятствий для перемещений оленей. Для предотвращения последствий возможных утечек переход нефтепровода, соединяющий Альпайн с уже созданной инфраструктурой в районе Прудхо Бэй, был проложен методом направленного бурения на глубине 30 м под руслом местной реки Колвил. Компания «КонокоФиллипс» считает, что этот проект может служить примером для будущего освоения месторождений северного склона Аляски, поскольку он показывает, что негативные воздействия на окружающую среду могут быть сведены к минимуму.

Продвижение добычи нефти и газа в окрестностях Ньювиксита идет полным ходом. В прошлом году 450 его обитателей узнали, что федеральные власти одобрили ряд новых проектов. В окрестностях поселка будет проведено бурение на 5 новых площадях, построен новый аэродром, 60 км нефтепроводов, 40 постоянных дорог, а также создан карьер для добычи гравия общей площадью 25 га. Кроме того, компания «Шелл» заплатила 44 млн. долларов за право проведения поисковых работ в прибрежных водах Северного ледовитого океана, против чего местные жители, занимающиеся промыслом китов, всегда протестовали.

Добыча нефти и газа на северном склоне Аляски создала мощный экономический фундамент для общин местного коренного населения. Наверно один из крупнейших в мире по площади муниципальный округ Северный склон в штате Аляска объединяет в себя 7 тысяч жителей из 8 поселков. Налог на недвижимость нефтепромыслов Прудхо Бэй дает местным властям существенные финансовые средства. Принадлежащая коренными жителям этой территории корпорация «Северный склон» кроме средств от нефтегазовой промышленности получает доходы за счет выполнения ряда сервисных работ на промыслах (строительных, транспортных и т.д.). Дивиденды выплачиваются местным коренным жителям.

Наличие значительных средств видно и в облике поселка Ньювиксит. Его жители ездят на скоростных снегоходах, имеют современные средства связи, принимают спутниковое телевидение. В поселке построены новые дома, молодежный и медицинский центр, спортивный зал, школа.

На этом фоне внешнего благосостояния имеются и серьезные проблемы. Треть взрослого населения поселка не имеет работы. Основная часть жителей поселка, которые имеют постоянную работу, трудятся на различные государственные структуры. Лишь несколько десятков человек наняты работающими здесь нефтяными компаниями. Основной причиной отказа в приеме стало непрохождение регулярных тестов на алкоголь и наркотики.

Ньювитсит является одной из 98 местных общин Аляски, которые с 1979 года приняли сухой закон на своих территориях, чтобы бороться с катастрофически высоким уровнем алкоголизма. Однако проложенные нефтяниками зимники позволили местным жителям регулярно ездить в расположенный в 700 км с югу Фербэнкс. Кроме радостей современной торговли бытовыми товарами в поселок мощным потоком пошли не только спиртные напитки, но и наркотики.

Местные жители, продолжающие заниматься традиционными промыслами, чувствуют себя все более стесненными присутствием сотен приезжих работников, активным движением транспорта, все новыми объектами, которые появляются на территориях промыслов, в которые превращаются бывшие охотничьи и рыболовные угодья. Добыча нефти и газа несет местному населению экономическое благосостояние, но оборачивается серьезными социальными и психологическими проблемами.

Источник: Seattle Times 2.01.2006.
к оглавлению

Чад
Всемирный банк ругается с правительством Чада по поводу распределения нефтяных доходов

Президент Всемирного банка Пол Вольфовитц заявил, что банк прекращает выделять новые средства государству Чад. Причина - одностороннее решение правительства этой страны отказаться от выполнения условий соглашений по использованию доходов от добычи нефти.

Несколько лет назад участие Всемирного банка сыграло важную роль в реализации проекта нефтепровода Чад - Камерун общей стоимостью около 4 млрд. долларов. Строительство трубопровода, оператором которого является компания «ЭксонМобил», позволила начать экспорт нефти, несущий властям Чада значительные дополнительные доходы.

Если непосредственный финансовый вклад Всемирного банка и его структур был относительно небольшим - на уровне 20% от общей стоимости проекта, его политическая роль была очень велика. Общественные организации и инвесторы высказывали серьезные сомнения в том, что освоение нефтяных богатств Чада принесет счастью большей части граждан этого государства. Местное правительство было слишком хорошо известно своей оголтелой коррупцией и склонностью к тоталитарным, а иногда и просто репрессивным методам управления.

Всемирный банк, согласившись участвовать в этом проекте, фактически выступил гарантом соблюдения ряда требований. Одним из основных было направление значительной части доходов от добычи и экспорта нефти не на разворовывание чадскими коррумпированными государственными чиновниками, а на борьбу с бедностью. Важной гарантией выполнения этих благих пожеланий должны стать открытость в сфере использования нефтяных доходов.

Чадские государственные чиновники вели себя образцово на фазе строительства нефтепровода, и даже не особо репрессировали местное население. А вот после того, как проект был завершен, нефть потекла на экспорт, и в нищем государстве появились значительные дополнительные доходы - начали борьбу за независимость. Они заявили, что Всемирный банк ведет себя как колонизатор, и использует народ Чада в качестве подопытных свинок для отработки различных методов управления.

Попытки чиновников Всемирного банка решить проблему путем переговоров результата не дали. Отказ выделять новые средства является наиболее жесткой мерой, которую Всемирный банк может принять по отношению к государству, являющемуся членом этой международной финансовой структуры.

Впрочем, наверно, чадским чиновникам эти кредиты теперь уже и не очень-то нужны. В ближайшие 10-15 лет они могут переключиться на потребление нефтяных денег. После того, как этот процесс завершится - опять стать паиньками и продолжить борьбу с бедностью уже более традиционным образом в виде выпрашивания и освоения уже международной помощи.

Источник: BBC 6.01.2005.
к оглавлению


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное