Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение 10(126)


N10(126)  Нефтяное обозрение
17-23 июля
2006 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/06/oil-0629.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2006 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/06/


 

Темы недели


Темы недели

Россия
Разговоры о необходимости охраны природы Каспийского моря продолжаются

Теперь к ним подключились не только неугомонный зам. главы Росприроднадзора Олег Митволь, но и экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, а также глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов.

На прошедшем 20 июля 2006 года в Элисте (Калмыкия) совещании руководителей Росприроднадзора Южного Федерального округа А. Карпов, который является заместителем председателя Комиссии Общественной палаты России по экологической безопасности и охране окружающей среды, выступил с интересным предложением. Он призвал международные и экологические общественные организации потребовать временного запрещения перевозок нефти по Каспийскому морю, до тех пор, пока не будут выработаны и реализованы меры по обеспечение безопасности такой деятельности.

Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов также заявил, что обратился в Правительство РФ, Госдуму и прочие органы власти, чтобы "государство обратило на эту проблему внимание и призвало соседние государства следовать международным конвенциям и договорам, цель которых - защитить уникальную биологическую систему крупнейшего в мире внутреннего моря".

Зам. Руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, обратился к своим подчиненным. Он призвал усилить морской контроль за Каспийским морем, оперативно регистрировать все случая загрязнения и передавать информацию об этом в Минприроды для принятия мер. Руководителям подразделений Росприроднадзора в Калмыкии, Дагестане и Астраханской области было рекомендовано составить отчеты о состоянии побережья и подведомственной акватории Каспийского моря, которые будут рассмотрены на итоговом совещании Росприроднадзора 27 июля в Москве.

Кто будет отчитываться за состояние не подведомственной подразделениям Росприроднадзора акватории Каспийского моря - остается неясным.

Источник: www.regnum.ru 20.07.2006.
к оглавлению

Азербайджан - Казахстан
А нефтепровод по дну Каспия не хотите ли?

Продолжающиеся выступления российских чиновников на тему необходимости защиты природы Каспия от разливов нефти как-то слабо влияют на величественные нефтегазовые планы их соседей.

Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил, что для организации широкомасштабной поставки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку - Джейхан понадобится проложить по дну Каспийского моря нефтепровод стоимостью 1 млрд. долларов. Строительство такого трубопровода будет экономически целесообразно, если объем казахстанской нефти, отправляемой через Каспий по морю, превысит 25 млн. т в год. На первой фазе этих перевозок, пока объем поставок будет меньше, целесообразно использовать танкеры Каспийского морского пароходства.

Оптимистические финансовые оценки азербайджанского министра несколько отличаются от результатов, полученных участником и казахских и азербайджанских нефтяных проектов, французской компанией "Тоталь". По ее данным общая стоимость создания системы транспортировки казахстанской нефти до Баку составит 4 млрд. долларов.

Против прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря до определения его юридического статуса выступают Россия и Иран.

При этом Иран предлагает свои услуги по экспорту каспийской нефти. Сейчас мощность нефтеперерабатывающих заводов севера Ирана составляет 15 млн. т в год. Однако рассматривается возможность постройки здесь еще двух заводов, после чего нефтеперерабатывающие мощности могут достичь 40 млн. т в год. Казахстанскую нефть можно будет поставлять танкерами на эти заводы. Взамен Иран готов отгружать эквивалентные количества нефти на экспорт со своих терминалов, расположенных в Персидском заливе.

Таким образом, у морской транспортировки нефти через Каспийское море вырисовываются радужные перспективы. Либо нефтепровод по дну Каспия из Казахстана в Азербайджан мощностью не менее 25 млн. т в год, либо до 20 млн. т в год танкерных перевозок из Казахстана в Азербайджан, а также на Иран - сначала до 15 млн., а потом, возможно и до 40 млн. т в год.

Источники: www.day.az 22.07.2006, 8.06.2006, 22.05.2006.
к оглавлению

США
Владельцы однокорпусных танкеров будут платить гораздо больше

В ноябре 2004 года танкер "Атос-1" при подходе к причалу получил пробоину, из которой в реку Делавер вылилось более 800 т нефти. В результате были загрязнены 50 км реки.

Общая стоимость очистных работ и причиненного ущерба составила 267 млн. долларов. Однако ответственность компании-владельца судна ограничивалась суммой 45 млн. долларов. До 100 млн. долларов расходы покрывали страховые компании. Остальные 167 млн. долларов пришлись на долю властей США. Тем более, что для этого имелись некоторые основания.

Оказалось, что причиной пробоины стало столкновение с частью корпуса огромного водяного насоса, который каким-то образом оказался на дне реки. Он мог упасть туда с баржи, перевозившей металлом, либо использовался в качестве якоря. За обеспечение гарантированных глубин реки Делавер отвечает Инженерный корпус США, для которого появление на дне огромного куска металла стало полной неожиданностью.

С другой стороны, тяжелые последствия этого столкновения связаны с тем, что танкер "Атос-1" был однокорпусным. При столкновении его обшивка была пробита, и началась утечка нефти. Если бы обшивка корпуса была двойной, утечки, скорее всего, не произошло бы.

Необходимость перехода на использование танкеров с двойной обшивкой корпуса в США стала очевидна после аварии танкера "Эксон Валдес" на Аляске. После этого был принят закон, запрещающий эксплуатацию однокорпусных танкеров. Однако срок вывода таких судов из эксплуатации был растянут на 25 лет. В 2005 году треть танкеров, заходивших в порты США, были однокорпусными. На долю судов с двойной обшивкой приходилось две трети. В Европе процесс замены флота идет быстрее, особенно после аварии танкера "Престиж" у берегов Испании.

Необходимость скорейшего завершения перехода на использование танкеров с двойной обшивкой корпуса очевидна. Из 20 наиболее тяжелых случаев разлива нефти после аварии "Эксон Валдес" 19 было связано с однокорпусными судами.

По реке Делавер завозится до 70% сырой нефти, поступающей на северо-восток США. 80% от общего объема перевозок по этой реке приходится на долю танкеров. Чтобы предотвратить возможные новые разливы нефти был Конгрессом США был принят закон: "Delaware River Protection Act".

Одним из важнейших его положений, которое распространяется на все порты США, является повышение суммы ответственности за возможные разливы опасных грузов из однокорпусных судов. Если для танкеров с двойной обшивкой корпуса она составляет 1200 долларов за тонную грузоподъемности судна, то для однокорпусных судов она теперь равна 3000 долларов за тонну. По мнению законодателей, это заставит судовладельцев как можно быстрее перейти на использование судов с двойной обшивкой.

Кроме того, вводится жесткое требование сообщать Береговой охране США о случаях потери крупногабаритных предметов или грузов. За невыполнение этого требования следует штраф до 25 тысяч долларов за каждые сутки с момента нарушения и до 10 лет тюремного заключения.

Будут обновлены планы ликвидации разливов нефти для реки Делавер. Из 27 представителей промышленности, профсоюзов и общественных организаций будет создан комитет (The Delaware River and Bay Advisory Oil Spill Committee), который будет докладывать Конгрессу о том, как выполняется новый закон.

Источники: www.nj.com 21.07.2006, www.courierpostonline.com 13.07.2006, 22.07.2006.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Что же обсуждали на очередных общественных слушаниях по проекту ВСТО?

14 июля 2006 года в Иркутске прошло мероприятие под названием "Общественные слушания по материалам раздела "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе ТЭО "Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый этап "Усть-Кут - Талаканское месторождение".

Действие это весьма загадочное. Получается, что трубопроводная система "Восточный Сибирь - Тихий океан" уже существует, раз речь идет о ее расширении? Понять что-либо было невозможно, поскольку "как всегда" компания "Транснефть" не собиралась предоставлять общественности информацию ОВОС по проекту, разместив ее, например, в Интернет. Без этого специалисты, за исключением находящихся в городах вдоль трассы нефтепровода (Иркутск, Киренск, Ленск, Якутск), просто не имели физической возможности ознакомиться с очередной порцией продукции, в поразительно быстрые сроки выданной проектировщиками из ОАО "ВНИИСТ" и ЗАО "ПИРС". Оставалось ждать комментариев с мест. Они и последовали.

На популярном иркутском интернет-сайте Бабр.ru заголовок сообщения об этих слушаниях гласил: "Транснефть ничему не научилась".

Зато кое-чему, кажется, научилось руководство Иркутской области:

"С первых минут встречи стало понятно, что если кто и извлек уроки из событий минувшего года, то это администрация Иркутской области (значительно изменившаяся с приходом на пост губернатора Александра Тишанина) и общественные организации. Заместитель главы администрации области Павел Вибе не подыгрывал Транснефти так откровенно, как это бывало в прошлом".

Понятно, он подыгрывал менее откровенно, согласившись пропустить эту очередную порцию проектной халтуры.

"Общественные организации и политические партии пришли в чуть более широком, чем обычно, составе: Байкальская Экологическая волна, Байкальское Движением, правозащитно-экологическая организация "Земляне", Партия "Зеленых", движение "ПОРА!" и Национал-большевистская партия"

Это хорошо, но куда опять исчезли ведущие борцы за права трудового народа - российские коммунисты, некоторые из которых до сих пор были достаточно активными?

"Заметно больше было и журналистов, хотя многие считают, что после поворота трубы проблема снята, и дальше ничего интересного не будет"

А вот это напрасно. Самое интересное только начинается. Что будет, когда эта авантюра на 16 млрд. долларов, наконец, лопнет, и облапошенные граждане РФ в очередной раз начнут считать убытки? Вот, президент Путин уже, видимо, что-то ощущает. (см. следующее сообщение). Представители свободных российских СМИ и еще более свободных российских начальников (губернаторы, депутаты и прочая, прочая, прочая)! Внимательно следите куда дует кремлевский ветер! А то вдруг против ветра-то… Конфуз получится.

"Примерно так же, судя по всему, думает и директор ОАО "Востокнефтепровод" Михаил Чемакин. Представляя свою компанию, он в очередной раз поведал всем, какую важную государственную функцию она выполняет, и насколько хуже железная дорога. Примерно с таким же апломбом Чемакин весной уверял депутатов Законодательного собрания, что прокладка нефтепровода в зоне 11-12-балльных землетрясений - единственно возможное решение. А дали команду - и в течение пары месяцев появился на свет проект, который уводит трубу на север под углом почти в 90 градусов к тому скандальному, но в глазах Чемакина очень даже неплохому варианту…

Спешка, говорят, нужна при ловле блох, а при проектировании нефтепроводов в таком сложном по климатическим и геологическим условиям районе, как север Иркутской области и Якутия, спешить не стоит. Спроектировать за два месяца трассу в абсолютно неподготовленном районе, это даже не фантастика, это просто бред".

Ну какая фантастика, ну какой бред? Просто очередная халтура проектировщиков. Взяли гораздо меньший по мощности проект нефтепровода компании "Сургутнефтегаз" от Талаканского месторождения до Усть-Кута, развернули его (качать теперь не вперед а взад) - и получился проект компании "Транснефть" с участком Усть-Кут - Талакан - 570-1105 км ВСТО. По мнению этих умельцев трубопроводных дел, безразлично, что в лоб, что по лбу.

"Однако как в руках мифического царя Мидаса все превращалось в золото, так все, что попадает в руки Транснефти, приобретает какие-то несвойственные себе негативные черты. Так, материалы оценки воздействия на окружающую среду, не подлежащие засекречиванию ни при каких обстоятельствах, становятся документами конфиденциального характера и желающим ознакомиться с ними в копировании - фотографировании отказывают категорически. Тем более отказано в размещении технического задания и материалов ОВОС в Интернете. Вопрос о разработке альтернативных вариантов трассы вызывает у господина Чемакина нешуточное раздражение, при этом карта, представлена в раздаточных материалах, явно не соответствует тому, что есть в голове у представителей Транснефти".

Ну еще бы. Есть отчего раздражаться. Альтернативные варианты - это ведь работать надо, проводить изыскания, думать, а не впаривать чужие проекты как свои.

"Дискуссия о трассе в районе Ленска напоминала разговор двух безумцев. Координатор регионального отделения движения "ПОРА" Александр Валов, указывая на карту, говорит, что трасса проходит вблизи Ленска, а Михаил Чемакин уверяет, что он бы тоже этого хотел, но в действительности трубопровод пройдет в 40-50 км. На карте, даже в учетом масштаба и схематичности получается не больше 5-10 км. Еще хуже обстоит с деталями".

ЧуднЫе люди. Им карту показали! Я четыре раза присутствовал на госэколэкспертизах этого проекта - нормальной официальной карты трассы трубопровода не видел ни разу. Помашут полминуты перед носом какой-то схемой, детальности "плюс-минус лапоть" - и все. И потом думай, какое решение подписала комиссия госэколэкспертизы - то, где трасса на удалении 40 - 100 км от берега озера Байкал, или то, где трасса идет прямо вдоль берега.

"Из прочих технических решений существенно изменилось лишь одно: нигде больше не будет участков особого внимания (как предполагалось сделать на берегу Байкала) - везде трасса пройдет под землей, расстояние между задвижками составит 30-50 км, ориентировочные максимальные утечки нефти - 500 тонн".

Да неужели!? И по вечной мерзлоте? Ох и будет бедняжку трубу пучить! А насчет утечек в 500 т при задвижках через 30-50 км - пожалуйста, подробнее. В более ранних версиях, где и "особое внимание", и прочие радости трубопроводчика имелись, звучали и одна, и две, и даже, если особо не повезет, три тысячи тонн возможного максимального разлива. Может фантазии на темы в 500 т просто переписали без изменений из совсем другого по мощности проекта "Сургутнефтегаза"?

"Для охраны нефтепровода от несанкционированных врезок вокруг него будет создана зона отчуждения, пребывание в которой без служебной надобности будет считаться правонарушением"

Вот это да! Это что-то новенькое. А если кому-то понадобится просто перейти эту трассу трубы? Или пройти вдоль нее, раз уж просеку прорубят и проложат дорогу? Что, только под вооруженным конвоем? А платить за отчуждение земель ОАО "Транснефть" собирается? Или она будет у нас государством в государстве?

"Общественности и политическим партиям Иркутской области придется приложить еще немало усилий, чтобы АК "Транснефть" изменила стиль своего поведения и при организации любых работ руководствовалась в том числе и интересами местных жителей, а не исключительно соображениями о собственной прибыли".

"Политические партии Иркутской области" - это звучит гордо. При таком задоре, если суверенная Иркутия объединит свои усилия с такой же Якутией, Амурщиной, Хабаровщиной, Приморьем, да еще добавит москалей, может быть что-то и получится.

А иначе - останется только ожидание очередных цирковых представлений под названием "общественные слушания" компании "Транснефть". Их уже даже комментировать становится как-то лень. Хотя и приходится.

Впрочем, в кремлевских сферах относительно этого проекта, похоже, продолжают дуть какие-то непонятные, но весьма интересные зефиры. Об этом следующее сообщение.

Источники: www.babr.ru 17.07.2006.
к оглавлению

Россия
Вторая "загогулина" президента Путина вокруг проекта ВСТО

Гарант российской конституции, в том числе и ее ст. 42, в которой говорится о праве российских граждан на хорошую окружающую природную среду, продолжает загадочно высказываться о проекте трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Это все больше становится похожим на процесс, который отец российской демократии Б. Ельцин описал как "вот такая, понимаешь ли, получилась загогулина".

Первая "загогулина" произошла в Томске, где гарантов палец на карте показал главе "Транснефти" г-ну Вайнштоку, что трассу нефтепровода заявляемой мощностью 80 млн. т в год все-таки придется перенести от берегов озера Байкал.

После этого в средствах массовой информации появились сомнения относительно того, насколько твердым окажется палец, прочертивший по карте новую трассу нефтепровода. К счастью, хотя бы палец в российской вертикали власти оказался достаточно твердым.

Руководитель ОАО "АК "Транснефть" С. Вайншток, правда, во время дальнейших встреч высказал пожелание вместо переноса трассы нефтепровода от Байкала отодвинуть озеро от трассы нефтепровода. Но и эта замечательная идея не прошла. Пришлось смириться и отправляться в Якутию.

В июле 2006 года в традиционном для ОАО "АК "Транснефть" стиле прошли общественные слушания по каким-то материалам огрызка новой трассы нефтепровода. Все было "как всегда" - ни самих материалов в полном объеме, ни карт, ни возможности нормальной работы с этим продуктом, не говоря уже о размещении этих данных в интернет.

Тем не менее, компания на своем интернет-сайте жизнерадостно отрапортовала что "по итогам слушаний подписан протокол, в котором отмечено, что общественности предоставлена необходимая информация для оценки воздействия проекта строительства ВСТО на окружающую среду" (www.transneft.ru).

Обсуждение этого заявления с теми, кто этой радости был напрочь лишен, а это прежде всего эксперты, базирующиеся в Москве и других городах нашей Родины, еще впереди. Способность компании "Транснефть" наступать на одни и те же грабли начинает вызывать мистический ужас. У некоторых сотрудников этой фирмы лбы не просто чугунные а сделаны из какого-то особо ударопрочного металла. Трубы из этого не прошибаемого материала делали бы - большая польза была бы. И для экономики, и для природы.

И тут президент Путин сделан вторую "загогулину", которая в очередной раз будет посильней всей вокругэколэкспертизной суеты. Во время встречи глав "Большой Восьмерки" он сообщил журналистам, что проект трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" является чисто коммерческим, и Россия против заключения каких-либо межправительственных соглашений по этому вопросу:

"Японские партнеры хотели бы, чтобы мы заключили межправительственное соглашение по этой проблеме. Наша позиция заключается в том, что этот проект чисто коммерческий, и государство не должно нести обязательства, связанные с реализацией этой проекта" - заявил президент РФ на пресс-конференции в Стрельне

Он отметил, что это рентабельный и эффективный проект, и поэтому не нуждается в дополнительных государственных гарантиях…

По мнению президента, средства на строительство трубопровода найти несложно, важнее наполнить его. Для этого нужно развивать новые месторождения, подчеркнул глава государства.

Между тем, именно с наполнением трубы могут возникнуть сложности. В частности, к этому может привести неисполнение ряда лицензионных соглашений на разработку месторождений углеводородов на территории Восточной Сибири. Это может повлечь за собой срыв подготовки сырьевой базы для заполнения нефтепровода. Такое мнение высказал некоторое время назад заместитель министра природных ресурсов РФ Алексей Варламов.

По его словам, на ряде распределенных лицензионных участков недр на территории Восточной Сибири не зафиксирован прирост запасов нефти, вопреки условиям лицензионных соглашений. Условия, установленные лицензионными соглашениями, в 2005 году в значительной мере не выполнялись" (www.annews.ru).

То, что гигантские запасы нефти Восточной Сибири существуют, в основном, в мечтах российских природноресурсных чиновников, с трепетом относящихся к начальственным фантазиям, уже давно известно.

Не страдает этой глупостью и сама "Транснефть". В качестве ресурсной базы своей супертрубы мощностью до 80 млн. т в год она постепенно стала говорить не о мифических гигантских месторождениях Восточной Сибири, а об изрядно истощенных, но реальных нефтепромыслах Западной Сибири. Вопрос, хватит ли их для удовлетворения китайского и японского спроса, что останется нам самим, а также нашим (а не только их) детям и внукам, заботливо выводится из обсуждения. Но, похоже, что-то начинает меняться.

Впрочем, заявление В.В.Путина о том, что государство не должно нести обязательства, связанные с реализацией этого очередного "проекта века", тоже надо воспринимать трезво. Хорошо, что государство не хочет брать на себя дополнительную ответственность за авантюры ОАО АК "Транснефть", как бы этого ни хотелось нашим японским (и, вполне возможно, китайским) соседям. Но не следует забывать, что 75% акций этой замечательной компании принадлежит Российской Федерации.

А потому определенную (интересно, кстати, какую именно?) ответственность российскому государству, а следовательно и всем его гражданам-налогоплательщикам, понести придется. Если не случится очередное чудо, и бурная энергия главы этой государственной монополии, г-на Вайнштока, все-таки не будет переориентирована на какие-то мирные цели.

Источники: www.transneft.ru 14.07.2006, www.annews.ru 16.07.2006.
к оглавлению

Россия
Местное население протестует против действий трубопроводчиков проекта "Сахалин-2"

20 июля 2006 года жители села Октябрьское (Долинский район Сахалинской области) перекрыли дороги большегрузному транспорту московской компании "Сварочно-монтажный трест", которые укладку трубопровода по проекту "Сахалин-2".

Глава местной администрации разъяснил, что еще 30 июня к нему обратились жители сел Октябрьский и Ручьи с просьбой потребовать от руководства треста привести в порядок проходящие через эти населенные пункты дороги. По ним, через села, без всякого согласования возили трубы на трассу трубопровода. В результате дорога была сильно разбита. Дважды тяжелые грузовики продавливали дорожное полотно над водопроводом, что привело к его разрушению. Дорога пришла в такое состояние, что по ней стало невозможно проехать на легкой машине. В результате более 300 человек фактически оказались отрезаны от внешнего мира.

В результате обращения к оператору проекта "Сахалин-2", компании "Сахалин Энерджи", генподрядчику компании "Старстрой" и в "Сварочно-монтажный трест" была достигнута договоренность о периодическом ремонте дороги. Однако этот ремонт сводился к забрасыванию дороги крупными камнями, что не позволяет двигаться по ней легковым автомашинам. Возмущенные жители пошли на перекрытие дороги.

Источник: www.sakhalin.info 20.07.2006.
к оглавлению

Россия
Похитители труб опять сделали мазутную лужу в Архангельской области

Комендант воинской части №60040, которая базируется в архангельском поселке Катунино, проявил бдительность и остановил тяжело груженую "Газель". В ее кузове находились трубы из мазутопровода местной котельной. Чтоб порезать их на части и вывезти на пункт приема металлолома, двое похитителей сделали дыру в трубе в 30 м от речки Лесная и слили остатки находившегося в трубопроводе мазута. В результате в водоохранной зоне реки, которая является источником питьевого водоснабжения, было собрано 600 л разлившегося мазута и около 5 т загрязненного грунта. Прокуратура взяла на контроль ведение следствия по этому делу.

Представители МУК ЖКХ, в чьем ведении находится котельная, меланхолично разъяснили, что мазутопровод не использовался еще с декабря 2003 года, когда котельная была переведена на другое топливо. Немного мазута осталось в изгибах трубы. В прошлом году там уже воровали трубы, но преступники найдены не были.

Публикация в издании "Архангельск", посвященная этому происшествию, завершается риторическим вопросом:

"Свинчивание газовых заглушек в жилых домах, кражи канализационных люков около подъездов, раздирание на "лакомые кусочки" цветного металла железнодорожных путей, срезание труб с мазутопровода, хоть и недействующего: Что будет дальше в этой безумной гонке за наживой?"

На воровстве металла особо не разживешься. Это все-таки скорее борьба за существование. А вот накопление из ничего миллиардных состояний некоторых выдающихся российских нефтегазовых деятелей и опекающих их чиновников, неспособность государства обеспечить минимально достойный уровень жизни граждан России на фоне огромных нефтяных доходов, стремление продолжать выталкивать на экспорт любым способом остатки невозобновимых природных ресурсов страны - это проблема.

Безумная гонка за наживой - она в другом месте. А бесконечное мелкое воровство с серьезными экологическими последствиями - это ее следствие. На вопрос, "что дальше?" ответ известен. Читайте сообщения "Нефтяного обозрения" о ситуации в Нигерии.

Источники: www.arkhpress.ru/arkhangeksk/ 19.07.2006, www.severinform.ru 17.07.2006.
к оглавлению

Россия
Оренбургские аграрии продолжают крушить нефтепромыслы

18 июля 2006 года на Покровском месторождении ОАО "Оренбургнефть" было обнаружено повреждение трактором во время сельхозработ пропарочного стояка и ограждения. В результате произошла утечка 0,5 кубометра водно-нефтяной эмульсии, которая загрязнила 0,02 га. Ведутся работы по очистке территории.

Служба безопасности компании "ТНК-ВР" ведет поиск неизвестного механизатора, который так лихо обрабатывал поле. Остается только догадываться, в каком состоянии был этот деятель аграрного сектора. В Оренбургской области разливы нефти вследствие нарушений при проведении сельхозработ происходят достаточно регулярно.

Источник: http://news.orenburg-cci.ru 19.07.2006
к оглавлению

Россия
"Лукойл" заказал суда для Варандейского экспортного терминала

Компания "Лукойл" в лице своего дочернего ООО "Лукойл-Калининградморнефть" заказало в Сингапуре два вспомогательных судна, буксир и ледокол, на общую сумму 167 млн. долларов США. Сдача буксира ожидается в декабре 2007 года, ледокола - в марте 2008 года. Они будут использоваться для обеспечения круглогодичной работы экспортного терминала в Варандее (Ненецкий АО).

Мощность терминала планируется довести до 12 млн. т в год. В его состав войдут резервуарный парк общим объемом 325 тысяч кубометров, две нитки морского нефтепровода длиной 23 км и стационарный ледостойкий морской отгрузочный причал.

Буксир и ледокол будет обеспечивать безопасность терминала и танкеров, оказывать им помощь при маневрировании, проведении швартовых и погрузочных операций. Эти суда будут также выполнять снабженческие функции - доставлять топливо, воду, оборудование. На них будут находиться системы тушения пожаров на терминале и танкерах, а также оборудование для ликвидации разливов нефти. Оба судна способны устойчиво двигаться в ледяных полях толщиной до 1,5 м.

Что они будут делать в случае торошения льда, и как в условиях полярной ночи будет выглядеть использование оборудования для ликвидации разливов нефти - осталось непонятным.

Кстати, а как обеспечивается безопасность работы Варандейского терминала сейчас, пока сингапурские чудо-суда еще только строятся?

Источник: http://nw.rian.ru 28.07.2006.
к оглавлению

Россия
Аварийные спасатели вышли на дежурство в Обскую губу

Аварийно-спасательное судно "Архангельск" пришло на дежурство в Обскую губу, где сейчас стоит танкер-накопитель "Североморск". К нему в сопровождении ледокола уже подошел челночный танкер Мурманского пароходства, который примет на борт 15 тысяч т нефти.

Объемы перевозок химически опасных грузов вдоль берегов Ямало-Ненецкого автономного округа постоянно растут. В 2005 году по Северному морскому пути было перевезено около 500 тысяч т нефтепродуктов, в том числе 450 тысяч т на экспорт. Вдоль берегов проходят также суда с метанолом, аварии на которых могут создать сложную ситуацию.

Аварийно-спасательное судно "Архангельск" будет контролировать обстановку в Обской губе и приходить на помощь в случае необходимости устранения разливов нефти. Кроме того, "Газфлот" планирует ежегодно проводить учения по совершенствованию готовности служб спасения к ликвидации разливов нефти в Обской губе. Первые показательные учения запланированы на 14 августа 2006 года.

Источник: www.itartass.ur.ru 20.07.2006.
к оглавлению

Азербайджан
Дно Каспия украшается подводными нефтепроводами. А если рванет?

Пока идут увлекательные дебаты о безопасности танкерных перевозок и прокладке нефтепровода по дну Каспийского моря из Казахстана в Азербайджан, прокладка других мощных нефтепроводов по дну Каспийского моря идет полным ходом.

В рамках 1 фазы проекта "Ащери - Чираг - Гюнешли" уже уложено 18 подводных трубопроводов общей протяженностью 900 км. Всего же их должно быть 21 суммарной длиной 1000 км. Для их сооружения было использовано более 500 тысяч т труб. Выполнением этих работ занимаются трубоукладочное судно "Исрафил Гусейнов" и вспомогательное судно "Тофик Исмаилов". При этом диаметр двух ниток экспортных нефтепроводов от добывающей платформы к берегу составляет 30 дюймов.

Как известно, южная часть Каспийского моря находится в зоне высокой сейсмичности. Интересно, что произойдет со всей этой трубопроводной сетью в случае сильного землетрясения?

Как показал опыт лета 2005 года, заверения о том, что морские нефтепромыслы Мексиканского залива способны выдержать удары ураганов, мягко, говоря, не соответствовали истине. Были повреждены и добывающие платформы, и сеть подводных нефтепроводов, которые в основном разрушались в результате подводных оползней. Власти США предпочли не концентрировать внимание на этих авариях. Общественное внимание было отвлечено на гораздо более драматические и видимые последствия ураганов, когда разрушались дома и гибли люди. Система нефтепромыслов Мексиканского залива тогда получила такие повреждения, что в полном объеме не восстановлена до сих пор.

Не повторится ли эта история на Каспии?

Источник: www.day.az 21.07.2006.
к оглавлению

Азербайджан - Грузия - Турция
Любопытные показатели нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан"

Технические параметры

  • Общая протяженность нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" - 1768 км. Из них 443 км проходят по территории Азербайджана, 249 км - Грузии и 1076 км - Турции.
  • Диметр трубопровода на различных участках - от 36 до 46 дюймов, в среднем около 1 м. Толщина стенок трубы - от 9 до 24 мм. Всего на трассе трубопровода сварено 220 тысяч труб.
  • На трубопроводе стоит 8 насосных станций: две в Азербайджане, две в Грузии и четыре в Турции. После доведения нефтепровода до полной мощности он сможет перекачивать до 50 млн. т нефти в год.
  • Начальные и конечные терминалы нефтепровода находятся в Сангачалы (Азербайджан) и Джейхане (Турция). Перекачка нефти от Сангачалы до Джейхана будет занимать 10 дней.
  • Трасса трубопровода пересекает 1500 рек и 13 сейсмически активных разломов. Самый высокий участок трубопровода находится на территории Турции на высоте 2800 м над уровнем моря
  • На всем протяжении трассы трубопровод зарыт в землю. Хотя он проходит через 500 населенных пунктов, в ходе строительства никого не переселяли.

Финансовые показатели

  • Основные акционеры проекта - британская British Petroleum, азербайджанская ГНКАР, американская Chevron(Unocal), норвежская Statoil, турецкая TPAO, итальянская Eni , французская Total.
  • Затраты на строительство и заполнение нефтепровода технической нефтью составили 4 млрд. долларов США. В эту сумму не входят затраты по обслуживанию кредитов (включая выплату процентов).
  • Сумма привлеченных кредитных средств - 2,6 млрд. долларов. Их выдали следующие структуры:
    • Международная финансовая корпорация (группа Всемирного банка) и Европейский банк реконструкции и развития;
    • государственные экспортные кредитные и страховые структуры шести стран - Великобритании, США, Германии, Японии, Франции, Италии;
    • 15 коммерческих банков во главе с голландским ABN Amro, американским Citigroup, японским Mizuho и французским Society Generale;
    • компании British Petroleum, Statoil, Total, ConocoPhillips.

      Занятость

  • На пике строительства на нем работало 22 тысяч человек, из которых 70-80% составляло местное население. После сдачи трубопровода в эксплуатацию на нем будет трудиться около 850 постоянных работников.
  • Связи с общественностью
  • Было зарегистрировано 450 общин общей численность 750 тысяч человек, которые оказались в двухкилометровом коридоре по обеим сторонам от трассы нефтепровода. Непосредственному воздействию строительства подверглись 100 тысяч землевладельцев.
  • С землевладельцами было подписано 22 тысяч соглашений о выделении земли, им было выплачено 133 млн. долларов США.
  • Вдоль трассы трубопровода по "Программе общественных инвестиций" было выделено 25 млн. долларов. Этими средства воспользовались 500 общин, в т.ч. в Азербайджане 115.
  • В рамках работ по программе было восстановлено 32 медицинских пункта, 43 школы, отремонтировано 110 км дорог. Проведена подготовка 314 медработников, 184 тысяч человек получили медицинскую помощь. Проведены занятия с 2700 фермерами, выдано 15,8 тыс. микрокредитов.
  • Партнерами при реализации "Программы общественных инвестиций" в Азербайджане были "Общинный фонд помощи", "Международный комитет спасения", "Спасение детей", "Интернэшнл Медикал", в Грузии - "Кер Интернэшнл" и "Мерси Со", в Турции - университет Ататюрка, "Интернэшнл Блю Кресчент", SURKAL.

Окружающая природная среда

  • В процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду и согласования проекта трубопровода в него было внесено 100 изменений. Особые меры предосторожности были приняты при прохождении трассы нефтепровода в зоне Гобустанского культурного заповедника (Азербайджан), Боржомского нацпарка и Кциа-Табацкурского заповедника (Грузия), Эрзурумской области и Посохом (Турция).
  • На "Инвестиционную программу по окружающей среде", которая среди прочего включает в себя проекты охраны черепах, черных тетеревов, горных медведей, морских тюленей было выделено 9 млн. долларов.
  • На археологические раскопки и наблюдения было израсходовано 5 млн. долларов.

Мониторинг

  • Помимо внутреннего мониторинга эта работа также осуществляется с привлечением внешних структур. Ежегодный мониторинг проводят независимые специалисты "Консультативного совета по освоению Каспия", который отчитывается непосредственно перед президентом группы "Бритиш Петролеум". Мониторинг НПО в Азербайджане проходит с привлечением "Института открытого общества", в Турции через программу привлечения населения при содействии TESEV, в Грузии - TBC. Организация "Foley Hoag" проводит мониторинг по вопросу прав человека.

Источник: www.day.az 17.07.2006.
к оглавлению

США
У "Бритиш Петролеум" продолжаются проблемы на Аляске

Сначала у компании "Бритиш Петролеум" в марте 2006 года произошла утечка более 600 т нефти на нефтепромысле Прудо Бэй на северном склоне Аляски. Причина - коррозия металла. Разлив обнаружили через несколько дней после начала утечки, когда на поверхности образовалось заметное нефтяное озеро.

После этого представители федерального Департамента транспорта потребовали от компании в июне 2006 года провести внутритрубную диагностику ее трубопроводов на Аляске. Кроме того, компания должна была разработать план ремонта либо ликвидации аварийного участка трубопровода, на котором произошла утечка.

Это требование не было выполнено. Относительно аварийного участка компания заявила, что не может проводить на нем никаких работ, пока ведется следствие. Тем не менее, представители Департамента транспорта настаивают на откачке находящихся в аварийном участке трубы почти 3 тысяч т нефти, поскольку оставлять их на зиму опасно для окружающей среды.

Задержки внутритрубной диагностики вызваны тем, что внутри труб накопилось большое количество загрязнений, которые надо будет предварительно удалить и где-то переработать или складировать. Некоторые трубы не прочищались уже много лет. Без этого диагностическое устройство может просто застрять в трубе.

Законодатели штата Аляска, также подвергнутые критике после мартовского разлива нефти, собираются принимать новые законы. Штат намерен ввести правила надзора за состоянием внутрипромысловых трубопроводов, который до сих пор не регулировался ни федеральным законодательством, ни законами штата. Кроме того, предлагается сделать более жестким существующее требование к точности определения утечек, которая сейчас равна 1% от объема перекачки.

Помимо последствий разлива из трубопровода, у "Бритиш Петролеум" возникли новые проблемы, когда в средствах массовой информации появились сообщения о разливах нефти на Аляске за пределы кустовых площадок, а также о выбросах газа. В качестве источника указываются некие "ветераны компании "Бритиш Петролеум".

Известный критик деятельности компании "Бритиш Петролеум" на Аляске Чак Хамель (Chuck Hamel) подтвердил, что месяц назад он написал властям Аляски об утечках. Тем не менее, представители Департамента охраны окружающей среды штата Аляска завиляют, что у них нет официальных данных о наличии подобных проблем.

Руководство компании отдало приказ остановить работу сначала 37, а затем еще 8 скважин. Назначена комиссия с участием независимых экспертов, которая должна разобраться в этой ситуации. Руководство "Бритиш Петролеум" заявило, что оно остановило работу возможно проблемных скважин. Остановка работы этих скважин лишь на несколько процентов снизит объемы добычи компании "Бритиш Петролеум" на северном склоне Аляске, выкачивающей там более 12 млн. т нефти в год.

Источники: Forbes 19.07.2006, Houston Chronicle 20.07.2006, MSN Money 20.07.2006, MarketWatch 21.07.2006, AlaskaReport 20.07.2006, Scotsman 20.07.2006, Anchorage Daily News 20.07.2006.
к оглавлению


В избранное