Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N10 (137)


N10 (137)  Нефтяное обозрение
3-9 декабря
2007 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/07/oil-0749.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2007 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/07/


Темы выпуска


Темы выпуска

США
Разлив нефти в Сан-Франциско - "разбор полетов"

Современные крупные сухогрузы берут на борт до нескольких тысяч тонн флотского мазута в качестве топлива. При авариях объемы разливов могут быть вполне сопоставимы с авариями на небольших танкерах. Гибель сухогруза "Селенданг Аю" в 2004 году у Алеутских островов на Аляске привела к разливу 1000 т мазута.

Очередной крупный разлив мазута в результате аварии сухогруза произошел 7 ноября 2007 года в порту Сан-Франциско. Зарегистрированный в Гонконге сухогруз "Коско Бусан" (Cosco Busan) врезался в опору моста на выходе из залива Сан-Франциско. В результате аварии в воду попало 220 т мазута, загрязнено более 60 км побережья.

Благодаря очистным работам, в которых участвовало 370 человек, удалось собрать до трети разлившегося мазута. Всего было убрано 3000 кубометров мазута, загрязненного грунта и водорослей. Очистка побережья продолжается, поскольку волны продолжают выбрасывать мелкие куски мазута на уже очищенные участки побережья.

В результате разлива множество мелких рыболовецких компаний и фирм по производству морепродуктов понесло потери в сотни тысяч долларов. Запрет на морской промысел в основном был снят через три недели после аварии, но репутация местной морепродукции пострадала. Она не загрязнена, но покупатели после аварии предпочитают приобретать рыбу, крабов, моллюсков из других мест.

Из-за загрязнения погибло 2400 птиц. Около 800 птиц удалось отловить и отмыть от мазута.

Через месяц после аварии наступила пора анализа причин этой экологической катастрофы и эффективности действий по ее ликвидации.

Непосредственные причины аварии очевидны. Действия 60-летнего ветерана лоцманской службы Сан-Франциско Джона Кота, имеющего 26-летний стаж работы, могут вызвать только удивление. Огромное судно длиной 270 м выходило из порта в условиях сильного тумана. Однако можно было полагать, что благодаря современным системам навигации, наличию лоцмана и буксирного сопровождения даже в тумане судно имело возможности нормально выйти из порта.

Ширина прохода под мостом на выходе из бухты Сан-Франциско более 600 м. Он оборудован радиомаяком, радарными отражателями, световыми и звуковыми сигналами. Первоначально судно шло средним ходом, что у "Коско Бусан" соответствовало скорости 11 узлов.

Лоцман Кота был недоволен качеством работы радара китайского судна. Они сделал вывод о его неисправности, поскольку по показаниям радара невозможно было определить положение судна. Меры по снижению скорости приняты не было.

В этот момент видимость из-за тумана снизилась до 150-200 м. На носу судна был поставлен впередсмотрящий, который должен был предупреждать об опасности лоцмана, находившегося на мостике. Однако ему не объяснили, на что обращать внимание.

Несмотря на проблемы с показаниями радара, сильнейший туман и отсутствие видимости берега лоцман Кота не стал действовать по правилам и не снизил ход судна до минимального.

Вместо этого он сделал ошибочный вывод, что судно прошло мост и вышло в открытый океан. Лоцман дал команду "полный вперед". Через три минуты после этого огромный сухогруз врезался в одну из опор моста.

Почему для уточнения положения судна не были использованы навигационные системы буксира, сопровождавшего "Коско Бусан", и почему его не использовали, чтобы попытаться избежать столкновения - остается загадкой.

Дальнейшее расследование показало, что системы контроля движения судов Береговой охраны США тоже заметили, что "Коско Бусан" движется неправильным курсом и слишком быстро, но представители этой службы также не сделали ничего, чтобы предотвратить столкновение.

Действия лоцмана Кота, а также система контроля качества работы всей лоцманской службы Сан-Франциско в ближайшее время получат оценку. Выяснилось, что за последние 14 лет у лоцмана Кота был зафиксирован ряд профессиональных ошибок. В прошлом году лоцманская комиссия предупредила его о служебном несоответствии после того, как проводимое им судно село на мель.

К сожалению, дальнейшие события серьезно усугубили последствия действий лоцмана. В результате столкновения с опорой моста оказался поврежден топливный танк судна. В первоначальном сообщении о размерах утечки говорилось об объеме менее 0,5 тонны мазута.

Утечку мазута из поврежденного танка удалось остановить только через 2,5 часа после аварии. В течение 12 часов ни Береговая охрана, ни городские власти Сан-Франциско не имели представления о реальных размерах разлива, который достиг 220 т.

Сейчас объясняют, что с борта судна оценить объем разлива было невозможно из-за сильного тумана. По этим же причинам было невозможно поднять вертолеты, чтобы провести осмотр с воздуха.

Компания "Marine Spill Response Corporation", с которой у владельца "Коско Бусан" подписан договор на обслуживание, начала работы по локализации разлива через 30 минут после поступления сообщения об аварии. Однако они развертывались исходя из первоначального сообщения об объеме разлива в 0,5 т. Компания может локализовать разлива и в 1000 т, однако на ранней фазе катастрофы никто не предполагал, что реальный его объем окажется более чем 400 раз больше.

Возможности порта и города Сан-Франциско в первые 12 часов также не были задействованы из-за отсутствия у властей реальных сведений об объеме разлива.

Предложения местных рыбаков и добровольцев принять участие в аварийно-спасательных работах власти отклоняли под тем предлогом, что рыбаки не имеют необходимого оборудования и тренировки. Местные рыбаки утверждают, что в течение часа они могли вывести к месту аварии до 25 рыболовных судов, которые могли быть использованы для локализации разлива.

Установка боновых заграждений, как и следовало ожидать, в условиях открытого моря не дала результата. Боны могут эффективно задерживать нерастворимые нефтепродукты при скорости течения не более 2 км в час. Авария произошла во время прилива, когда скорость течения превышала 5 км в час. В результате локализовать разлив на ранней стадии не удалось, и 60 км побережья оказались загрязненными.

В настоящее время законодатели штата Калифорния подводят итоги этого происшествия. Как уже говорилось, будет проведена оценка действий лоцмана Кота, а также качества работы всей лоцманской службы.

Предлагается принять законы, направленные на резкое улучшение качества обмена информацией и принятия решений различными государственными службами, отвечающими за такие ситуации. Отмечено, что Береговая охраны США, переданная в ведение антитеррористического бюрократического монстра, Департамента национальной безопасности, в последнее время крайне неэффективно выполняет одну из основных задач, ради которой она была создана - обеспечение безопасности морских перевозок у берегов США.

Предлагается ввести требование использовать более современные технологии борьбы с разливами нефти и выделить для этого необходимые бюджетные средства.

В очередной раз расплатятся импортеры нефти. Предлагается каждую тонну ввозимой по морю нефти обложить дополнительным налогом в 25 центов за баррель для пополнения фонда, средства которого используются при проведении аварийных работ.

Обсуждается необходимость обязательного буксирного сопровождения при заходе и выходе в порт не только танкеров, но и сухогрузов. Впрочем, авария 7 ноября показала, что даже наличие такого сопровождения отнюдь не гарантирует, что оно будет эффективно использовано.

Началась дискуссия относительно допустимости передачи проведения аварийно-спасательных работ при разливах нефти частным компаниям. Ряд политиков обращает внимание, что, по крайней мере, на территории США никому в голову не приходит идея передать частным компаниям выполнение функций полиции или пожарной охраны. Однако услуги этих служб требуются часто. Содержание же специальной государственной службы для борьбы с разливами нефти в море, услуги которой будут необходимы несколько раз в год, вряд ли будет эффективным использованием бюджетных средств.

Прозвучали упреки в адрес компании "Marine Spill Response Corporation", что у нее на месте аварии оказалось мало сотрудников, и используемые ей технологии локализации разлива оказались не очень эффективными. На это последовало естественное возражение, что поскольку выбор компании-подрядчика на выполнение работ проводится по минимальной цене, естественно, что она была вынуждена всячески экономить.

Источники: www.sfgate.com 7.12.2007, www.dailycal.com 5.12.2007, www.contracostatimes.com 7.12.2007, www.modestobee.com 5.12.2007, www.insidebayarea.com 7.12.2007, www.indibay.org 5.12.2007, www.examiner.com 7.12.2007, www.mercurynews.com 7.12.2007.



В избранное