Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 20 (84)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N18  Нефтяное обозрение
16–22 мая 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0520.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Судно компании «Волготанкер» с мазутом на борту село на мель. К счастью, без разлива содержимого

17 мая 2005 года в 3 часа ночи на входе из Ладожского озера в Неву потерял управление и сел на мель танкер «Волгонефть-107» компании «Волготанкер», следовавший по маршруту Ярославль — Санкт-Петербург. На его борту находилось 4000 т мазута.

В результате аварии была пробита носовая часть корпуса судна. Благодаря двойной обшивке днища разлива нефтепродуктов не произошло. Вечером 18 мая танкер был снят с мели.

Источники: www.oilru.com 18.05.2005, www.logistic.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
Приморские депутаты — почем десяток?

На прошедшей неделе произошло эпохальное событие. В конце апреля 2005 года разбушевавшиеся вдруг приморские депутаты высказали неудовлетворение полнотой информации, предоставленной им компанией «Транснефть» по вопросу о выборе места расположения морского терминала нефтепровода «Тайшет — Перевозная». Депутаты вспомнили про экологию, ответственность в случае разлива нефти и вообще начали задавать вопросы о том, что полезного жителям Хасанского района Приморского края принесет этот проект.

Компания прореагировала грамотно и предложила народным избранникам совершить экскурсию на терминал компании «Транснефть» в порту Приморск, расположенном на Карельском перешейке в Ленинградской области. Результаты поездки превзошли все ожидания. После возвращения депутатская делегация подготовила резолюцию, горячо поддерживающую идею строительства нефтяного терминала на берегу Амурского залива, и гневно осуждающую противников этого замечательного проекта:

«Как сообщил корреспонденту «Восток-Медиа» председатель комитета ЗС по экономической политике Анатолий Чистяков, впечатления у всех членов делегации самые благоприятные. «Мы увидели предприятие мирового класса, которому нет аналогов. Мое мнение — в Приморском крае нужен подобный. Но «Транснефть» обещает гораздо лучше».

В результате депутатских слушаний, в которых приняли участие все заинтересованные стороны, был представлен проект резолюции. В ней, в частности, говорится, что прокладка нефтепровода из Сибири к берегам Тихого океана проведена в полном соответствии с требованиями российского законодательства по обеспечению экономической и экологической безопасности. Конечный пункт — бухта Перевозная — принят по результатам проработки всех замечаний. Тем не менее, подчеркивает документ, ряд общественных организаций и должностных лиц развернули активную компанию (так в тексте оригинала — прим. сост.) по переносу терминала. Эти необоснованные призывы, замечает резолюция, ставят под угрозу осуществление всего проекта».

Феерический разворот депутатского мнения на 180 градусов, случившийся в результате этой бесплатной экскурсии (стоимостью максимум 2000 долларов на одного народного избранника) наводит на нерадостные мысли. За державу обидно. Неужели депутатское мнение так дешево стоит? Утешительным вариантом может быть объяснение, что депутаты, что в конце апреля, что сейчас, после поездки в Приморск, все равно слабо соображают в обсуждаемой ими проблеме. Это позволяет легко вешать им на уши любую лапшу, в чем компания «Транснефть», несомненно, знает толк.

Иначе приморские избранники могли бы напрячь имеющиеся в их распоряжении извилины и догадаться, что светлого будущего, каким им грезится терминал в Приморске, жителям Хасанского района придется ждать очень долго. А до этого — придется много лет, если не десятилетий, терпеть под боком терминал, на котором нефть будут переваливать не из трубопровода, а с железнодорожных цистерн. Чтобы узнать, сколько радости доставляет такое соседство, приморским избранникам надо было бы съездить не в Приморск, а г. Светлый Калининградской области, жители которого буквально восстали против такого соседства.

Если бы господа депутаты Приморского края хоть немного разбирались в морских делах, они могли бы понять, в чем заключается принципиальная разница между терминалом в Приморске, который находится в защищенном проливе, и открытой всем ветрам эстакадой у мыса Ломоносова (около бухты Перевозной) с его 137 штормовыми днями в году.

Отсутствию разливов нефти на терминале в Приморске пока можно порадоваться. Но терминал только набирает мощность, и все еще впереди. Причем самые большие неприятности будут происходить не в самом порту (хотя на сооружениях ОАО «Транснефть» за последние два года также происходило немало бурных событий, о чем мы неоднократно сообщали), а на подходах к нему, в Финском заливе. Когда это случится — вопрос времени.

В подтверждение гипотезы о неведении или слабой осведомленности приморских депутатов, свидетельствует также их жизнерадостное утверждение, будто подготовка проекта «Тайшет — Перевозная» велась в полном соответствии с требованиями российского законодательства, а место размещения терминала в бухте Перевозной было выбрано с учетом всех высказанных замечаний. О том, какое отношение это имеет к действительности, см. следующие сообщения.

Источники: http://vostokmedia.com 19.05.2005.
к оглавлению

Горячая тема

Россия: Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Изящный этюд о достоинствах бухты Перевозной

Сначала — о чудесах местной природы. Район бухты Перевозная — самая богатая по биологическому разнообразию часть Амурского залива. Здесь обитает 107 видов рыб, 332 вида донных и придонных животных, 128 видов водорослей. На пролете в этом районе останавливается до 300 видов птиц. Южнее бухты Перевозной находится единственный в России Дальневосточный государственный морской заповедник. Рядом с бухтой располагается заповедник «Кедровая Падь» — место обитания нескольких десятков сохранившихся на Земле дальневосточных леопардов. Оба имеют статус биосферных заповедников ЮНЕСКО, что показывает их мировое значение.

Западный берег Амурского залива — самая чистая и теплая его часть. Летом на этом берегу отдыхают десятки тысяч жителей Приморского и Хабаровского края.

Теперь — о том, что собирается сделать компания «Транснефть» с этими чудными местами. Оказывается, «бухта Перевозная» является очередной мелкой хитростью, как и название «Тайшет — Находка», которое компания долго использовала, чтобы морочить людям головы. Никто не собирается строить в этой мелководной бухте терминал для приема танкеров дедвейтом до 300 тысяч тонн. Для этого нужны глубины не менее 20 м. Поэтому от мыса Ломоносова, далеко выдающегося в Амурский залив, для загрузки танкеров нефтью будет построена эстакада еще до 1,5–2,0 км. И вот там, при практически постоянном, как минимум трехбалльном, волнении будет производиться загрузка. В районе бухты Перевозной примерно 137 дней в году — штормовые. Более 100 дней в год наблюдаются туманы.

Условия фактически открытого моря сделают нереальным эффективное использование боновых заграждений. Все, что разольется, поплывет в сторону Владивостока и прилегающих к нему островов, либо в сторону морского заповедника.

Источник: http://novosti.vl.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Россия: Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
Суд приостановил действие положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта «Тайшет — Перевозная»

13 мая 2005 года прошло предварительное заседание Хабаровского районного суда Хабаровского края по иску жителей г. Хабаровска и четырех муниципальных районов Хабаровского края, по которым предлагается проложить трассу нефтепровода «Тайшет — Перевозная». В нем содержится требование признать не соответствующим закону решение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) об организации и проведении государственной экологической экспертизы и утверждение ее положительного заключения на материалы обоснования инвестиций в строительство трубопроводной систему «Восточная Сибирь — Тихий океан» (он же «Тайшет — Перевозная»). Юридическое сопровождения дела осуществляют юристы Дальневосточной межрегиональной экологической общественной организации «Экодаль».

Чтобы сохранить юридическую точность формулировок, цитируем:

«Заявители в судебном порядке доказывают, что ФСЭТАН были нарушены требования природоохранительного законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы: гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий; презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

К основаниям, изложенным в заявлении, относятся также превышение полномочий ФСЭТАН при проведении ГЭЭ, проведение экспертизы по проекту, разработанному с нарушением процедуры ОВОС (в части разработки и представления на общественные слушания всех альтернативных вариантов), несоблюдение требований экологической безопасности (при запроектированном переходе выше по течению Амура, прохождение в районе Тунгусского месторождения подземных вод, размещение нефтеналивного терминала в бухте Перевозная), отсутствие проработки трансграничных воздействий намечаемой деятельности и многое другое.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд истребовал во ФСЭТАН надлежащим образом заверенные копии оспариваемых решений, а также заключение экспертной комиссии ГЭЭ. Суд удовлетворил ходатайство заявителей о привлечении для дачи заключения по делу правительства Хабаровского края, а также органов местного самоуправления Вяземского, Бикинского, Хабаровского муниципальных районов и муниципального района им. Лазо. В связи с объективной невозможностью рассмотреть дело в установленный ГПК РФ десятидневный срок, суд, по ходатайству ДВ МЭОО «Экодаль», вынес определение о приостановлении действия оспариваемых решений до вступления в законную силу решения суда. Теперь все работы по сооружению различных объектов нефтепровода должны быть остановлены.

Кроме того, как сообщили ИА REGNUM в «Экодаль», недавно стало известно, что реализация указанного проекта осуществляется с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ — при разработке ТЭО фактически изменяется маршрут трассы в части прохождении вблизи объекта Всемирного природного наследия — озера Байкал. При таких обстоятельствах, согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе», положительное заключение ГЭЭ также теряет юридическую силу»

Источник: www.regnum.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия: Трубопровод «Тайшет — Перевозная»
«Транснефть» распространяет дезинформацию и пытается продолжить беззаконие в Бурятии

В начале мая 2005 года Росприроднадзор Бурятии приостановил изыскательские работы по проекту нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (он же «Тайшет — Перевозная»). Причиной стало отклонение изыскателей почти на 100 км к югу от варианта трассы, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы. В результате работы велись вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали, которая в северной Бурятии проходит в непосредственной близости от озера Байкал. В случае аварии на нефтепроводе это создает риск серьезного загрязнения нефтью северной части озера.

В республику вылетел вице-президент компании «Транснефть» Вячеслав Пушкарев, который встретился за закрытыми дверями с президентом республики Бурятия Леонидом Потаповым.

На обещание бурятских и иркутских экологических организаций обратиться в ЮНЕСКО с просьбой рассмотреть вопрос о нарушении режима озера Байкал как объекта, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, г-н Пушкарев сделал загадочное заявление: «Пусть рассматривают. ЮНЕСКО в России еще не считают юридической организацией. «Транснефть» является государственной компанией и руководствуется постановлением правительства о начале проектирования и строительства нефтепровода от 31 декабря 2004 года».

Российская Федерация является официальным членом ЮНЕСКО, которая входит в систему Организации объединенных наций и взяла на себя обязательства соблюдать ее требования. Представляется, что этот вопрос в системе российских органов государственной власти решают лица, занимающие несколько более серьезные должности (например, министр иностранных дел г-н Лавров), чем вице-президенты, пускай и государственной, нефтепроводной компании. В постановлении правительств ни слова не говорится о том, что этой компании дано право вести трассу так, как ей вздумается, а не по маршруту, который только с третьей попытки получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Подтверждением преднамеренного беззакония действий компании «Транснефть» являются дальнейшие высказывания г-на Пушкарева: «Сейчас идет работа над выбором варианта трассы, — каким он будет: северным, южным, или промежуточным, компания пока не решила», сказал он. В любом случае это решение будет приниматься на основании заключений Росприроднадзора Бурятии и Росатомнадзора — двух организаций, контролирующих технологию и экологию. Здесь будут учтены результаты общественных слушаний, которые «Транснефть» намерена провести в регионах в конце июля этого года. По прогнозу Пушкарева, процессы выбора прохождения трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — бухта Перевозная» завершится к ноябрю 2005 г.».

Здесь речь идет либо о распространении заведомо ложной информации, либо об откровенном мошенничестве со стороны чиновников Росатомнадзора, которые отвечали за проведение последней госэколэкспертизы материалов обоснования инвестиций проекта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Как наблюдатель от общественных организаций во всех трех госэколэкспертизах, я, Григорьев Алексей Юрьевич, утверждаю, что возможность выдачи положительного заключения для участка трассы в районе бассейна озера Байкал обсуждалась только для самого северного, наиболее удаленного от озера варианта. И южный, и промежуточный варианты были отвергнуты еще во время первой госэколэкспертизы. Возможность реализации проекта только по северному варианту была указана в решении второй госэколэкспертизы. Ни о какой отмене этих решений не говорилось и во время завершающего заседания третьей госэколэкспертизы, на которое были допущены представители общественных природоохранных организаций.

Государственная компания «Транснефть» не должна иметь заключений госэколэкспертизы, которые позволяли бы ей говорить о возможности выбора каких-то северных, южных или промежуточных вариантов. Такие положения могли быть внесены только в результате мошеннических действий чиновников Росатомнадзора, который, кстати, до сих пор, через полгода после завершения экспертизы, не разместил в открытом доступе официальный текст заключения экспертной комиссии.

Источник: www.rusenergy.com 16.05.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Санкт-Петербург: суда не только садятся на мель, но и врезаются в мосты

Начальный период навигации по Неве выдался бурным. В дополнение к судну компании «Волготанкер» с грузом мазута на борту, 17 мая севшему на мель на входе в Неву, 19 мая 2005 года в мост Александра Невского врезался сухогруз «Енисей». Он шел с грузом леса из Вологды в Финляндию. Мост оказался крепким, и особых повреждений не получил. Движение по нему не перекрывалось.

Лесовоз тоже оказался достаточно прочным. Несмотря на вмятину в районе машинного отделения, течи воды внутрь, а нефтепродуктов — наружу обнаружено не было. Теплоход был пришвартован к расположенной рядом набережной, где специалисты занялись более детальным анализом последствий его встречи с опорой моста.

Источник: www.rian.ur 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
Компания «ПНТ» собирается увеличивать перевалку нефтепродуктов

ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (»ПНТ») было создано в 1995 году. Она осуществляет перевалку нефтепродуктов в порту Санкт-Петербурга, бункеровку судов, прием и очистку льяльных и нефтесодержащих вод, контроль качества нефтепродуктов.

В 2004 году компания ввела в строй железнодорожную эстакаду на 36 цистерн для слива нефтепродуктов, 2 причала для морских танкеров и судов класса «река-море». После постройки двух дополнительных резервуаров суммарным объемом 40 тысяч кубометров, объем резервуарного парка компании был доведен до 274 тыс. кубометров. В результате через терминал компании «ПНТ» ежегодно можно переваливать от 10 до 12 млн. т нефти и нефтепродуктов.

В 2006 году компания собирается построить еще два резервуара по 40 тысяч кубометров каждый. Их ввод в эксплуатацию планируется к началу навигации 2007 года. Эта программа обойдется в 25–30 млн. долларов. В настоящее время возможности причалов компании «ПНТ» позволяют переваливать в год до 15 млн. т нефтепродуктов. Достижение этих показателей сдерживалось недостатком резервуаров. После очередного расширения резервуарного парка сдерживающим фактором станет пропускная возможность железнодорожных подходов.

Источник: www.logistic.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Газпром» и «Совкомфлот» порадуют жителей берегов Лужской губы могучим газовым заводом

Гендиректор компании «Совкомфлот» Сергей Франк сообщил, что к 2009 году на берегах Лужской губы, а возможно и в самой Усть-Луге, будет построен завод по производству сжиженного природного газа. Причем сейчас речь идет о производстве мощностью 7 млн. т в год, хотя раньше речь шла о скромных 3–4 млн. т.

Для реализации этих замечательных намерений «Газпром» и «Совкомфлот» уже создали совместное предприятие «Baltika Ing Ltd», 80% акций которого принадлежат «Газпрому», а 20% — «Совкомфлоту». Любопытно, что ни та, ни другая компания до сих пор производством и перевозками сжиженного природного газа не занимались. В связи с этим можно ожидать, что реализация этого проекта будет связана с большим количеством увлекательных приключений, о которых мы будем сообщать читателям «Нефтяного обозрения».

Можно быть уверенными, что этот проект вызовет большое оживление не только у постоянных обитателей Лужской губы и отдыхающих там дачников из Санкт-Петербурга, но и у жителей Дании и Швеции, мимо берегов которых газовозы «Совкомфлота» пойдут в США.

Источник: www.oilcapital.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Россия
Мурманский порт тоже ждет большое транзитно-нефтяное будущее

Несмотря на то, что намерения построить в Мурманск огромную нефтяную трубу кончилось ничем, российские железные дороги готовы обеспечить большое нефтяное будущее и этому порту. ОАО «РЖД» активно работает над увеличением пропускной способности Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Благодаря уже выполненным работам перевалка экспортных и импортных грузов через порты Мурманской области вырастет с 17 млн. т в 2004 году до 23 млн. т в 2005 году.

Сейчас ОАО «Ленгипротранс» получило задание на подготовку материалов обоснования инвестиций в размере 7 млрд. рублей для развития Мурманского железнодорожного узла и повышения пропускной способности участка Апатиты — Мурманск. Благодаря этому прогнозируется повышение грузооборота до 26 млн. т к 2010 году и до 38,5 млн. т к 2015 году (без учета строительства новых перевалочных комплексов на западном берегу Кольского залива).

Для обеспечения этих терминалов будут построены дополнительные железнодорожные подъездные пути, а также уточнены границы территории и акватории порта Мурманск.

Источник: www.logistic.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Газпром» сохраняет надежду на полноценную работу «Голубого потока»

Магистральный газопровод «Голубой поток» общей протяженностью 760 км был построен для поставок российского природного газа по дну Черного моря в Турцию. Операционной компанией этого проекта является Blue Stream Pipeline Company B.V. Она была создана в 1998 году на паритетных началах «Газпромом» и итальянской «Эни» (Eni). Строительство обошлось в общей сложности в 3,3 млрд. долларов. Финансирование проекта осуществлялось за счет кредитов, обеспеченных экспортной выручкой.

Трубопровод «Голубой поток» начал работать в 2003 году, когда по нему были перекачаны первые 1,3 млрд. кубометров российского природного газа. Однако темпы роста поставок оказались гораздо ниже указанных в проекте, поскольку прогнозы роста турецкой экономики не оправдались, и этой стране просто не нужно большое количество природного газа.

В 2004 году по «Голубому потоку» было поставлено 3,3 млрд. кубометров газа. Ожидается, что в 2005 года поставки достигнут 4,5–5,0 млрд. кубометров. Несмотря на все трудности, «Газпром» надеется, что к 2010 году по этому трубопроводу все-таки будет перекачано 16 млрд. кубометров природного газа.

Источник: www.rusenergy.com 17.05.2005.
к оглавлению

Россия
Презентация Ковыктинского проекта в Бурятии: что бы это значило?

24 мая 2005 года состоится презентации Ковыктинского проекта в правительстве республики Бурятия. Ее будут проводить гендиректор ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» Алексей Соболь, вице-президент ОАО «ТНК-ВР» Алистер Фергюсон, и другие высокопоставленные сотрудники компании.

«По словам А.Соболя, Бурятия может стать потенциальным партнером Иркутской области в реализации Ковыктинского проекта. Если экспортная трасса нефтепровода (видимо ошибка — должно быть газопровода — прим.сост.) пойдет по южному варианту, она не минует территории Бурятии. Кроме того, существуют планы инвестиционных проектов, в том числе производство минеральных удобрений. Предполагается, что сырье будет поставлять Бурятия, а газ — Иркутская область».

Источник: www.oilcapital.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
Зачем Минприроды и Росприроднадзор проводят ревизионные проверки

До последнего времени могли сохраняться надежды, что Минприроды и Росприроднадзор в новом составе проводят проверки с целью сохранения российской природы, обеспечения рационального использования природных ресурсов, соблюдения требований законодательства. Но увы, скандал между «Газпромом» и «Нортгазом», в который оказалось вовлечено российское Министерство природных ресурсов, развеял эти наивные мечты:

«Министерство природных ресурсов Российской Федерации удовлетворено фактом достижения конкретных договоренностей между акционерами ОАО «Газпром» и ОАО «Нортгаз» по вопросу совместного освоения ими Северо-Уренгойского газового месторождения.

В МПР России рассчитывают, что осуществленные 17 мая 2005 года переговоры двух хозяйствующих субъектов повлекут за собой отзыв всех исков, направленных как ОАО «Газпром», так и ОАО «Нортгаз» в адрес федеральных органов исполнительной власти в отношении судьбы лицензии на разработку газового месторождения.

Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе Министерства природных ресурсов России, продолжение судебных разбирательств по данному поводу, а также слушание по делу о взыскании с Российской Федерации убытков в пользу ОАО «Нортгаз», могло привести к дестабилизации работы этой компании и к проведению ревизионных проверок МПР России и Росприроднадзора относительно работ, осуществленных и ведущихся на Северо-Уренгойском газовом месторождении».

Министр Трутнев, ай как несолидно! И что за болтуны у Вас в пресс-службе работают? Зачем же так откровенно и вслух? Ну должно же быть в российском правительстве хоть несколько порядочных министров. У Вас такой прекрасный предшественник был. После министра Артюхова кто угодно ангелом покажется.

Пожалуйста, не лишайте нас светлых надежд. Мы хотим верить, что ревизионные проверки Минприроды и Росприроднадзора хотя бы иногда проводятся с целью охраны природы, а не только для создания проблем компаниям, которые подают судебные иски против Минприроды.

Источник: www.regions.ru 18.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Юганснефтегаз» и «Сибнефть» будут оштрафованы... аж на 46 тысяч рублей

Сотрудники окружного Ханты-Мансийского управления по охране окружающей среды провели проверки на территории Приобского месторождения. Еще в конце 2004 года они обнаружили, что ОАО «Юганскнефтегаз» разместило в водоохранной зоне реки Обь десятки тонн бурового шлама, сточных вод и буровых растворов. Компании должна была уплатить штраф и устранить выявленные нарушения.

Весенняя проверка показала, что подрядчики «Юганскнефтегаза» — «Сибирская сервисная компания» и «Сибирская геофизическая компания» по-прежнему размещают буровой шлам во временных накопителях. Они объясняют это невозможностью вывозки его на переработку из-за распутицы. В результате, как на этот раз дипломатично высказались ханты-мансийские природоохранные чиновники, под открытым небом накопился большой объем отходов. Помимо загрязнения почвы в случае сильного паводка они могут оказаться в реке Обь.

Аналогичная ситуация сложилась и в южной части Приобского месторождения, где работы ведет ОАО «Сибнефть-Югра». Сейчас там также произошло переполнение буровыми отходами временных шламохранилищ, в которые несанкционированно сбрасывают нефть и нефтепродукты. Хранилища обвалованы не со всех сторон, а потому из них «происходит выход жидкой фракции на поверхность».

По итогам проверки оба предприятия оштрафованы на чудовищную сумму — 46 тысяч рублей.

Источник: www.regions.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Россия
На Харбиженском месторождении отравления не было, а 250 человек, наверно, были симулянтами

Зампред правительства Кабардино-Балкарии Ануар Чеченов был назначен главой правительственной комиссии, которой было поручено расследовать массовое обращение жителей сел Верхний Курп, Нижний Курп и Инаркой за медицинской помощью. С 14 по 22 апреля 2005 года за медицинской помощью обратилось более 250 жителей этих сел. Из них 165 человек были госпитализированы с предварительным диагнозом «отравление неизвестным веществом». Местные жители считают, что это был сероводород, попавший в атмосферу в результате работ по расконсервации скважины №16 Харбиженского нефтяного месторождения.

Однако, по мнению г-на Чеченова, все они не иначе как симулянты. По его словам отравление сероводородом не было подтверждено ни в одном случае, а окончательные диагнозы отражают симптомы хронических заболеваний, которые, как оказалось, имелись у всех обратившихся за медицинской помощью. Согласно данным ежедневно проводившихся измерений, содержание вредных веществ в воздухе, водах и почве оказалось ниже предельно допустимых значений. Работы проводились по регламенту, а полнота сжигания попутных газов усовершенствована. Никто из 50 человек персонала, проводившего расконсервацию скважины, не пострадал. И вообще, в месторождении, которое залегает в недрах Кабардино-Балкарии, а также соседних Ингушетии и Северной Осетии содержится 6 млн. т высококачественной нефти с содержание серы 6%.

«В то же время, по словам чиновника, в соседних со скважиной селах распространялись листовки о вреде разработок, а также распространялись слухи, что заболевшим выплатят большую компенсацию. В настоящее время прокуратура занимается выяснением того, кто распространял такие сведения.

Чеченов подчеркнул, что при добыче нефти будут использованы экологически чистые отечественные технологии с попутным производством удобрений из серы. «Работы начнутся только после завершения экологической, технической и технологической экспертиз», заявил вице-премьер».

И тут же сказал неправду. Судя по всему, никакой экспертизы возможных последствий расконсервации скважины №16 до начала проведения этих работ не проводилось.

Отсутствия превышений ПДК по результатам «ежедневных анализов» просто следовало ожидать. Причин может быть много. Первая — анализы стали проводить после того, как выбросы сероводорода уже прекратились. Вторая — выбросы могли быть кратковременными, но интенсивными. К моменту отбора проб воздуха (анализ почв и вод в этой ситуации бесполезен) газ мог уже разложиться или рассеяться.

Житейский пример: если кто-то в комнате испортил воздух, а измерение чистоты атмосферы проводится раз в день, результаты анализа, скорее всего, не покажут загрязнения атмосферы. Тем не менее, это событие безо всяких приборов почувствуют носы всех, кто будет находиться в помещении, куда будут выпущены дурно пахнущие газы (гораздо менее токсичные, чем сероводород).

Высококачественная нефть с содержанием серы 6% — это звучит гордо. Но очень ароматно. Если работники, занимавшиеся расконсервацией скважины, не хотели стать самоубийцами, они должны были работать в противогазах, или хотя бы иметь их при себе. Насколько токсичен сероводород, прекрасно знает любой, хоть немного работавший с химическими веществами.

Естественно, что после интенсивной обработки этими газом у людей просто должны были обостриться многие виды хронических заболеваний. Ситуации, когда казенные медики не смогли подтвердить отравление людей газом, мы уже наблюдали. Более 100 человек, потравленные газом во время штурма «Норд-Оста», тоже были официально объявлены жертвами террористов, а не освободителей, перестаравшихся с использованием газа. И, что интересно, тогда тоже утверждали, что люди погибали исключительно по слабости здоровья, а не от лошадиных доз газа и безобразно организованной медицинской помощи.

Источник: www.regions.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Сургутнефтегаз» объяснил старый фонтан нефти

Традиционно отмалчивавшийся «Сургутнефтегаз» вдруг продемонстрировал чудеса экологической открытости и объяснил, что же недавно произошло на скважине № 121б Вачимского месторождения НГДУ «Быстринскнефть». Разъяснение давала начальник отдела природы ОАО «Сургутнефтегаз» Любовь Малышкина.

Оказывается причиной «нефтегазопроявления» в виде изящного нефтегазового фонтана стала разгерметизация сальникового уплотнения кабельного ввода скважины. Фонтан бил 9 часов, в результате чего в окружающую среду попало 7,47 т нефти. Из них 990 кг в виде аэрозоля разлетелось на 8 га. По мнению г-жи Малышкиной, это загрязнение разложится естественным образом через один-полтора месяца. Более сильно загрязненный участок площадью около 1 га будет обработан бактериологическим препаратом, ускоряющим разложение нефти. Прочую разлившуюся нефть соберут и вывезут для утилизации.

Большая площадь загрязнения была вызвана сильным ветром. Впрочем, этот фактор наверно был положительным, поскольку снижал опасность взрыва фонтана и пожара. Подавление «нефтегазопроявления» проводилось специальным подразделением — Сургутским военизированным отрядом и длилось 4 часа.

Остается только порадоваться на наступившую наконец эру экологической открытости и гласности компании «Сургутнефтегаз» и пожелать ей, чтобы поводов для таких откровений было поменьше.

Источник: www.oilcapital.ru 16.05.2005.
к оглавлению

Россия
Новый фонтан на скважине «Сургутнефтегаза». Тенденция, однако…

17 мая 2005 года на скважине НГДУ «Федоровскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз» опять забил нефтегазовый 12-метровый фонтан. И опять, по данным МЧС РФ по ХМАО, причиной стала разгерметизация фланцевого уплотнения кабельного ввода скважины. На место аварии выехали спасатели и отряд по ликвидации газонефтяных фонтанов. Подавление фонтана заняло 5 часов.

Расследованием этого чрезвычайного происшествия займутся природоохранная прокуратура и Росприроднадзор.

Источник: www.regions.ru 18.05.2005.
к оглавлению

Россия
«Сургутнефтегаз» организует демонтаж старых трубопроводов

Специалисты управления по капремонту нефтепромысловых объектов компании «Сургутнефтегаз» начали демонтаж выведенных из эксплуатации трубопроводов. Всего на промыслах компании находятся сотни км. отработавших свой срок нефтепроводов. В 2004 году было ликвидировано 25 км трубопроводов. Повторное использование отработавший свой срок труб в качестве «футляров» для трубопроводов, а также свайных оснований дало экономический эффект в 9 млн. рублей.

В 2005 году планируется демонтировать и вторично использовать 50 км старых трубопроводов на территории нефтегазодобывающих управлений «Федоровскнефть», «Быстринскнефть» и «Сургутнефть». Для выполнения этих работ был сформирован специализированный участок по демонтажу выведенных из эксплуатации трубопроводов. В его распоряжении имеется трубоукладчик, экскаватор, вездеход, сварочная установка и оборудование для резки труб.

Источник: www.oilcapital.ru 16.05.2005.
к оглавлению

Россия
Атаки самовольных врезчиков на магистральные трубопроводы

В Самаре прошла вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Надежность и безопасность работы трубопроводного транспорта». Помимо традиционных проблем безопасности и надежности работы трубопроводов, участникам предстояло обсудить, что делать с новой проблемой:

«Как сообщает Samara.ru, в последние годы в Самарской области все чаще стали фиксировать случаи несанкционированных врезок. Воровство нефти и продуктов нефтепереработки приняло угрожающие масштабы. Экономический ущерб оценивается в несколько миллионов рублей. Инспекторы областного Управления Росприроднадзора сталкиваются с крупными и опасными загрязнениями окружающей природной среды: почвы, водоемов, лесных угодий, сельскохозяйственных земель, которые на долгое время выводятся из оборота. В прошлом году пострадали 22 гектара земель, по данным за 1 квартал 2005 года — 14 гектаров и 870 деревьев лесной защитной полосы. По количеству криминальных врезок лидируют Безенчукский, Волжский районы».

Источник: www.regions.ru 17.05.2005.
к оглавлению

Россия
Такой фейерверк — а прошел незамеченным

Пресс-служба правительства Московской области сообщила, что с начала 2005 года Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды Московской области провело 301 проверку водных объектов и особо охраняемых природных территорий. В итоге было составлено 140 протоколов об административных нарушениях. Типичными являются отсутствие лицензий на добычу полезных ископаемых, лимитов образования отходов производства, разрешений на размещение отходов, заключений государственной экологической экспертизы. На фоне унылого описания ситуации, складывающейся в Московской области с охраной окружающей природной среды, было сообщено и нечто примечательное:

«В частности, в результате разлива и возгорания нефтепродуктов на поверхности Таболовского пруда огнем было повреждено 120 и уничтожено 246 деревьев, 275 кустарников. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил около 742 тысяч рублей. По данному факту Видновской городской прокуратурой возбуждено уголовное дело».

Источник: www.rosbalt.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Россия
Окрестности аэродрома Чкаловский будут очищать от грунтовых залежей разлитого керосина

За многие десятилетия деятельности советских, а затем российских военно-воздушных сил под аэродромом Чкаловский, расположенным в Щелковском районе Московской области, а также в жилой зоне поселка Щелковский-4 накопилась могучая залежь утекшего в грунт авиационного керосина.

ЗАО «Фирма «Геополис» в 2004 году разработала проект по ликвидации этой «керосиновой линзы». Он получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и был рекомендован к реализации. На территории Чкаловского гарнизона построен шахтно-лучевой колодец. Пробурены дренажные скважины для формирования депрессионной воронки и откачки нефтепродуктов. В случае, если Министерство обороны будет стабильно выделять финансирование, можно надеяться, что к 2008 году керосиновая линза будет, наконец, ликвидирована, а жители поселка смогут вздохнуть спокойно.

Источник: www.regions.ru 19.05.2005.
к оглавлению

Россия
Новороссийская бухта очищена от разлива нефтепродуктов, автор которых остался неизвестным

В конце апреля акватория Новороссийской бухты украсилась последствиями очередного разлива нефтепродуктов. Его виновника, как обычно, установить не удалось. Как говорят в народе, наверно «ветром надуло».

Тем не менее, как утверждает полковник Яков Городецкий, отвечающий в горадминистрации Новороссийска на гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации, благодаря четким действиям бухта и ее берега не пострадали. ОАО «Черномортранснефть» взяло на себя расходы по вывозу и утилизации нефтепродуктов. В очистке акватории принимали участие местный судоремонтный завод и морской торговый порт.

О размерах разлива ничего не сообщается. Но, судя по тому, что сведения об этом все-таки попали в средства массовой информации, пятно, похоже, было достаточно большим.

Источник: www.regions.ru 20.05.2005.
к оглавлению

Эквадор
Индейцы и ученые протестуют против работы нефтяников на территории национального парка

Представители индейцев племени гуарани прибыли в Вашингтон, где при поддержке природоохранных и правозащитных организаций намерены выступать в защиту национального парка Ясуни (Yasuni). Эта особо охраняемая природная территория является крупнейшей на территории Эквадора и одной из наиболее богатых в плане биологического разнообразия. На его территории обитает 23 вида млекопитающих, включенных в международную Красную книгу.

Бразильская компания «Петробраз» (Petrobras) получила лицензию на добычу нефти на блоке 31, который полностью находится на территории национального парка Ясуни, на землях традиционного проживания индейцев гуарани. Их представители утверждают, что вождь племени, письменно согласившийся от лица индейцев на работу нефтяников, не отражал интересы всего племени. Он жил в городе, а не в джунглях, и недавно был смещен.

Смещен был и президент страны Лусио Гутьерес, не принимавший достаточно эффективных мер для борьбы с коррупцией и решения проблем экономики Эквадора. Недавно назначенный новый президент страны Альфредо Паласио, а также его министры могут попытаться изменить ход событий на территории национального парка Ясуни. В случае, если они продолжат политику своего предшественника, индейцы заявляют, что будут самостоятельно защищать свои земли и свой традиционный образ жизни.

Почти 60 ученых из 10 стран мира подписали письмо к президентам Эквадора, Бразилии и руководству компании «Петробраз». Они подчеркивают высокую природную ценность лесов Ясуни и недопустимость их освоения. Особое беспокойство вызывает начатое компанией «Петробраз» строительство дороги к нефтепромыслам. В Эквадоре это будет означать дальнейшее неконтролируемое заселение и вырубку лесов для заготовки древесины, а также с целью сельскохозяйственного освоения земель.

Источник: www.ens-newswire.com 17.05.2005.
к оглавлению


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное