Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 26 (91), часть1


Информационный Канал Subscribe.Ru

N26 (91)  Нефтяное обозрение
27 июня – 3 июля 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0526-1.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Темы недели

Горячая тема

Другие сообщения

  • Россия. «Несколько ведер» разлившегося мазута в Ульяновской области превратились в несколько тонн
  • Россия. Пожар на трубопроводе в Татарстане: производственное разгильдяйство или воровство?
  • Россия. А вот в Оренбургской области на этот раз рванул газопровод.
  • Россия. Ханты-Мансийский АО. Внимание, газы! Попутные и парниковые
  • Россия. В Иркутской области тоже воруют нефть!
  • Россия. «Транснефть» и российские чиновники устроили шикарное шоу по борьбе с разливами нефти в Приморске
  • Россия. Порт Новороссийска намерен удерживать первое место по объемам экспортной перевалки нефти

    Темы недели

    Россия
    Уроки разлива мазута в Тверской области

    Несмотря на патологическую неспособность российских официальных государственных лиц говорить правду, относительная свобода средств массовой информации позволяет любопытному читателю попытаться понять, что же все-таки происходит на самом деле.

    Весьма любопытны опубликованные изданием eTver.ru наблюдения местных жителей:

    «Сложность произошедшей 15 июня железнодорожной катастрофы проявилась в том, что ее механизмы и последствия по разному оценили еще на начальном этапе. Министр МЧС Сергей Шойгу, например, сразу же объявил, что все под контролем, и буквально отчитал руководителя Росприроднадзора Олега Митволя за якобы панические высказывания. (Тот сразу же обозначил произошедшее, как экологическую катастрофу с далеко идущими последствиями). И эта разница в оценках, возможно, в определенной мере повлияла и на настроения местных властей, непосредственно занятых устранением последствий аварии. Похоже, мнение Шойгу тут же стало руководством к действию для местных администраций: еще бы такой авторитет заявил, что-де все идет в штатном режиме, по плану…

    Волжский же природоохранный прокурор Вера Солдатова назвала преждевременными их победные реляции, а также усмотрела в их действиях не только несогласованность, но и признаки легкомысленного отношения к последствиям».

    По словам двум очевидцев, жителей деревни Зуево, сразу же после крушения перевернулось 25 цистерн с мазутов. Двадцать шестая сошла с рельсов, но не перевернулась:

    «Пять цистерн из числа перевернувшихся имели обширные повреждения, и мазут из них выливался широченными струями. А значит, первые сообщения о том, что при аварии излилось сначала 30, потом 100 т мазута, неверны. Потери легко подсчитать, перемножив емкость цистерны в 60 кубометров на 5. Кроме того, из полураскрытых люков других двадцати цистерн и более мелких повреждений тоже обильно изливался мазут. И так продолжалось много часов после аварии (примерно с 19–00 15 июня до середины дня 19 июня). За это время железнодорожникам надо было восстановить пути, пригнать мощные краны и постепенно растаскивать завал. Когда краном цистерны извлекались из-под откоса, у очевидцев создалось впечатление, что только одна-две цистерны вытаскивались с заметным усилием, остальные — довольно легко, что позволило полагать их как минимум полупустыми. А значит и названная в СМИ позднее цифра в 700 тонн излившегося мазута тоже, по их мнению, сомнительна. По их оценкам, в воду излилось ну никак не меньше 1000 тонн».

    Что не позволило за 4 дня принять меры по заделыванию дырок, из которых лился мазут, или хотя бы по герметизации полураскрытых люков — видимо, останется великой государственной тайной.

    «Любопытным с точки зрения наблюдателей — местных жителей — представляется и то, как были организованы работы по ликвидации самого крушения и его последствий. После схода поезда с рельсов произошедшего около 19–00 15 июня бригада железнодорожников прибыла на место примерно через 30–40 минут. К их чести, они тут же начали с помощью лопат делать попытки остановить поток мазута, изливавшийся в Вазузу. Примерно через три часа к месту аварии прибыли 8 человек рабочих и один экскаватор одной из зубцовских строительных организаций. Местные жители попытались было показать наиболее опасное направление — в сторону реки Гостишки, но их не послушали и работы производили на той стороне железнодорожного полотна, куда свалились цистерны.

    Между тем мазут, просочившись сквозь щебень железнодорожной насыпи, потоком пошел в речку Гостишку, а оттуда в Вазузу. Эмчеэсники прибыли уже к 11 ночи, и спасательные работы фактически в полном масштабе развернуты лишь к 10–11 дня 16 июня. К этому времени железнодорожники подвезли тяжелые бульдозеры».

    Для ликвидации экологических последствий аварии, оказавшихся весьма тяжелыми, привлекли местное население и добровольцев. Организовано это было следующим образом:

    «В Зубцове появились объявления о наборе рабочих для сбора разлившегося мазута и очистки берегов рек. Им даже обещали платить по 700 рублей в день. Рассказывают, что набрав как-то такую группу, людей привезли на берег Волги. А в этом месте уже все было очищено спасателями. Люди постояли, послонялись на берегу и, не зная что делать, разъехались по домам. Потом из Твери под эгидой молодежной организации «Важное дело» автобусами стали привозить волонтеров. Из Твери они приезжали часов в 11–12, а в 18 часов уже надо было уезжать. Разумеется, никакой спецодежды, сапог им не выдавалось Тверских волонтеров горячей пищей не кормили: отделывались пивом и чипсами. Уже к пятнице 24 июня было объявлено, что в спортзале зубцовской школы будут оборудованы спальные места, чтобы студенты могли там развернуть подобие студенческого экологического отряда».

    Несмотря на эти трудности, очистные работы продвигались вперед:

    «… в победных реляциях ликвидаторов звучали оценки количества собранного мазута с берегов Гостишки, Вазузы и Волги в 30, 120, 170 и наконец, примерно в 230 тонн… Но тогда где остальной мазут? По дружному утверждению железнодорожников и спасателей, работающих на месте происшествия, в почву он уйти не мог. Там кругом глина, которая мазут не пустит глубоко. С этим же согласны и наши очевидцы, утверждая, что действительно сейчас еще холодно и мазут густой и вязкий. Это означает, что эта густая масса сейчас лежит на дне Вазузы и Волги, медленно перемещаясь по течению. Об этом же на днях говорил и руководитель Росприроднадзора Олег Митволь, продолжающий настаивать на своем. Легкие фракции нефтепродукта ликвидаторы катастрофы сумели удержать с помощью боновых заграждений и удалить с поверхности воды. Но что делать с мазутом, скопившимся в придонных слоях? Где он находится точно? А главное — как его оттуда извлечь. Ведь он не просто будет двигаться вниз по течению, но при постепенном нагревании воды испускать к поверхности более легкие фракции. Часть их мне удалось видеть в виде мазутного пятна километрах в 20 ниже Зубцова по течению Волги возле деревни Борки».

    Издалека, долго течет река Волга. Скоро станет ясно, насколько эта гипотеза развития дальнейших событий окажется верной. Некоторые сообщения заставляют полагать, что так и будет:

    «Как сообщили в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС, в водоемах Зубцовского района резко увеличилось содержание нефтепродуктов. По словам руководителя штаба, заместителя губернатора Владимира Грабарника, предельно допустимая концентрация (ПДК) нефтепродуктов в ручье Гостижа на месте крушения поезда превысила норму в 27 раз. В то время как всего несколько дней назад в устье ручья она превышала норму только в три раза. В ста метрах ниже впадения Гостижи в Вазузу ПДК превышена в 15 раз, ранее была — в три раза.

    Специалисты выдвигают несколько версий внезапного увеличения содержания нефтепродуктов в воде. По одной — часть вылившегося из цистерн топлива попала в грунтовые воды, питающие реки. По другой — дело в жаркой погоде: из-за повышения температуры остатки несобранного на месте аварии мазута нагрелись, и часть вязкой жидкости стала стекать в водоемы. Экологи не исключают и того, что мазут начал всплывать со дна, куда он осел в первые дни железнодорожной катастрофы, таким образом, став экологической миной замедленного действия». (www.oilru.com)

    Источник: www.etver.ru 27.06.2005 (Караван+Я), www.oilru.com 27.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    В Ульяновской области очередной крупный разлив нефти после воров

    Одновременно с расследованием последствий разлива мазута в Сенгилеевского цементного завода (см. раздел «другие сообщения» этого выпуска), властям Ульяновской области приходится разбираться с большущей лужей, образовавшейся за счет незаконной врезки в нефтепровод.

    По версии газеты «Коммерсантъ» хроника событий выглядит следующим образом:

    «Утечка нефти 2340 км нефтепровода «Дружба» в Кузоватовском районе Ульяновской области произошла вечером 28 июня. По информации «Ъ», пятна углеводородов на земле заметили сотрудники оперативной службы компании «Транснефть» при облете территории. Однако никакого официального заявления на этот счет ни от областных экологов, ни от МЧС, ни от правительства Ульяновской области не последовало. 29 июня течь в нефтепроводе была устранена, а 30 июня на место происшествия выехали сотрудники районной администрации и прокурор Ульяновской природоохранной прокуратуры Владимир Бессараб. «Первоначально планировалось устранить последствия утечки нефти в кратчайшие сроки и не ставить об этом в известность общественность, но 30 июня стало ясно, что масштаб происшествия для этого слишком велик», — пояснил источник «Ъ» в облправительстве».

    По мнению природоохранного прокурора Владимира Бессараба, экологи преувеличивают масштабы и серьезность аварии. Однако председатель комиссии ульяновской гордумы по экологии Александр Каплин думает иначе:

    «15-метровый фонтан нефти под давлением 15 атмосфер бил в течение суток, громадный объем вылившейся нефти не может причинить незначительного ущерба природе», — заявил «Ъ» господин Каплин. Площадь загрязнения по его данным составляет 4 тыс. квадратным метров, а нефть проникла в почву на глубину до 30 см» (Коммерсантъ).

    1 июля 2005 года на официальном сайте администрации Ульяновской области появилось сообщение об этой аварии:

    «Директор Департамента природопользования и экологии Виктор Евстигнеев сообщил, что 28 июня на 2340 км нефтепровода, находящегося в ведении ОАО МН «Дружба», в лесах 18 квартала Налейкинского лесничества Кузоватовского лесхоза неустановленными лицами была произведена несанкционированная врезка в нефтепровод с целью хищения нефтепродуктов. В результате повреждения нефтепровода произошла утечка большого объема нефтепродуктов, что вызвало шлейфовое загрязнение шириной 3 м х 350 м, а также очаговое загрязнение лесополосы на территории площадью более 300 кв.метров». Г-н Евстигнеев также подтвердил, что нефтепродукты в грунте были обнаружены до глубины 25 см, однако более конкретных оценок объема разлива не указал.

    1 июля компания НТВ сообщила, что по предварительным данным в почву попало более 20 т нефти. Конечно, спасительное «более» заставляет согласиться с правильностью этой оценки. Непонятно только, насколько более.

    «Транснефть», как обычно, никаких данных об этой утечке не сообщает.

    Судя по официальным заявлениям г-на Евстигнеева, нефтью залито 1350 кв.м. Даже при средней толщине слоя в 10 см речь должна идти о количестве не менее 100 т. Если же верны оценки депутата Каплина, и залито 4000 тыс. кв. м, а слой, с учетом того, что впиталось в грунт, составлял не менее 20 см, тогда можно говорить о разливе не менее 500 т.

    1 июля 2005 года в сообщении со ссылкой на «Газета.ру» интернет-портал www.regions.ru представил дополнительные данные, возможно еще более приближенные к действительности: «По данным представителей районного управления МЧС, вдоль трубопровода залита площадь в 9 тысяч квадратных метров. Толщина нефтяного слоя достигает 20–30 см». В этом случае объем разлива уже может достичь и 1000 т.

    Поблизости протекает река Свияга, и через некоторое время станет ясно, попадет ли разлившаяся нефть и в этот приток великой российской реки Волги.

    Источники: www.regions.ru 1.07.2005, www.ntv.ru 1.07.2005, www.kommersant.ru 1.07.2005, www.ulyanovsk-adm.ru 1.07.2005.
    к оглавлению

    Мексика
    Нефтяные воры оставили за собой 700 т разлившейся нефти

    В районе города Карденас в штате Табаско нефтяные воры сделали врезку в мощный магистральный трубопровод государственной компании «Пемекс». Причины случившегося дальше не совсем понятны.

    Представители компании заявили, что обычно воры делают врезки в продуктопроводы, чтобы откачивать из них уже готовые бензин или солярку. Однако на этот раз они попали в нефтепровод. Возможно вследствие технической недоразвитости по сравнению со своими российскими «коллегами», которые весьма успешно перерабатывают и реализуют сырую нефть, мексиканские похитители нефти просто бросили неудачную врезку. Может быть, они не справились с высоким давлением.

    В любом случае результат был плачевным. 700 т нефти разлилось на площади около 3 га (это такое нефтяное озеро длиной 300 и шириной 100 м).

    Источники: Scotsman 29.06.2005, www.layover.com 27.06.2005.
    к оглавлению

    Горячая тема

    Россия — трубопровод «Тайшет — Перевозная»
    Проведения инженерных изысканий в районе Северобайкальска остановлено

    По крайней мере, так думает заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков, который направил 30 июня 2005 года письмо на эту тему руководству Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В письме сообщается, что в районе г. Северобайкальск, пос. Нижнеангарск и Кичера работы велись вне трассы, предусмотренной материалами «Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-тихоокеанского региона в части альтернативного обхода озера Байкал», которые и были положены в основу соответствующего решение российского правительства.

    Выданы также предписания управления Росприроднадзора Агентства лесного хозяйства по Республике Бурятия об остановке незаконных рубок леса по трассе.

    Далее в сообщении мужественно говорится:

    «МПР России и Росприроднадзор в рамках своих полномочий будут продолжать принимать меры по защите и сохранению территории Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» и недопущению нанесения вреда уникальной системе озера в ходе проведения изыскательских работ и строительства единой нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

    Неизвестно только, сделало ли руководство Минприроды что-либо еще для выполнения своих торжественных обещаний, помимо отправки трогательного послания своим коллегам, которые выдавали положительное заключение государственной экологической экспертизы на этот проект. В средствах массовой информации не появилось сообщений о том, что руководство компании «Транснефть» собирается делать с результатами героических усилий Минприроды в деле охраны родной российской природы.

    Остается надеяться, что общественность и на этот раз не расслабится, а в случае продолжения работ сможет в очередной раз привлечь внимание российских руководящих государственных служащих к новым «подвигам» компании «Транснефть», игнорирующей существующее (назвать его действующим нельзя) законодательство. Определенные надежды вызывает тот факт, что В.Степанков послал также письмо благодарности в адрес Гринпис России за содействие при проверке Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия проводимых «Транснефтью» изыскательских работ.

    Понятно, что в современных российских условиях борьба с нашествием нефтепроводных вандалов на берега священного озера — дело неблагодарное, а в политическом плане — может быть даже опасное. Остается надеяться, что опытный борец, министр Трутнев все-таки в этом случае не будет праздновать труса. Ведь берегам Байкала угрожают не только трубопроводчики г-на Вайнштока, но и бравые российские железнодорожники. Они только что в Тверской области с блеском показали, как можно спустить тысячу тонн мазута в окрестностях ближайшего водного объекта.

    В отличие от проекта «Транснефти», для которого все-таки достаточно настойчиво пытались и продолжают пытаться провести экологическую экспертизу, планы ОАО «РЖД» по перевозке нефти вдоль берегов Байкала никто рассматривать и не думал.

    Источник: www.oilcapital.ru 30.06.2005.
    к оглавлению

    Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
    Нефть вокруг Байкала — не трубой, так цистерной

    Работники Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги приступили к капитальному ремонту пути на Байкало-Амурской магистрали. Им предстоит отремонтировать 40 км железнодорожного полотна. Все это — часть большой работы, связанной с растущим потоком грузов. Ведь в 2006 г. по трассе БАМа планируется перевезти 6 млн. т нефти.

    Источник: www.rusenergy.com 24.06.2005.
    к оглавлению

    Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
    Рыбаки протестуют против планов разместить нефтяной терминал в Перевозной

    29 июня 2005 года Президиум Приморского краевого профсоюза работников рыбного хозяйства постановил потребовать от депутатов Законодательного собрания Приморского края не давать согласия на размещение нефтеэкспортного терминала компании «Транснефть» в бухте Перевозной.

    Источник: www.regions.ru 1.07.2005.
    к оглавлению

    Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
    «Сургутнефтегаз» активно осваивает Талакан и даже собирается провести общественное обсуждение

    На фоне идущих с переменным успехом боев вокруг беззаконий, творимых «Транснефтью» с ее нефтепроводом «Тайшет-Перевозная», заметно активизировались работы по освоению немногих известных восточносибирских нефтяных месторождений, которые могут быть использованы для его заполнения.

    «Сургутнефтегаз» объявил о том, что 5 июля проводит общественные слушания декларации о намерениях по строительству нефтепровода от Талаканского месторождения, а также технического задания на проведения оценки его воздействия на окружающую среду. Это мероприятие будет проводиться совместно с администрацией Иркутской области. Соответствующая документация размещена в библиотеках городов Иркутска, Ленска, Киренска и Усть-Кута.

    Для тех, кто лишен возможности оказаться в этих замечательных заведениях и познакомиться с документами, пресс-служба «Сургутнефтегаза» сообщила, что в них говорится о намерениях компании построить нефтепровод протяженностью около 500 км. Он свяжет Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение с г.Усть-Кут и сможет обеспечить перекачку 26 млн. т нефти в год. По трассе будет размещено 13 перекачивающих станций. В районе станции Лена (Усть-Кут) будет размещен терминал для налива нефти в железнодорожные цистерны, а также система подключения к магистральным нефтепроводам ОАО «Транснефть».

    В 2006 г. предусмотрено завершение изысканий и подготовки необходимых документов, а также начало строительства. Завершиться оно должно уже в 2009 году. Проектная стоимость проекта около 1 млрд. долларов.

    Остается только удивиться солидной мощности этого сооружения. При извлекаемых запасах нефти Талаканского месторождения в 124 млн. т всю нефть оттуда можно будет перекачать за 4 года. Что будет делать эта труба дальше — непонятно. Впрочем, Вайншток для не слишком больших (известных) запасов восточносибирской нефти трубу мощностью до 80 млн. т построить хочет. Эпидемия у них началась, что ли? Только вот чего? Ведь если огромные пустые трубы строят — значит это кому-то для чего-то нужно?!

    Но все равно, такая информационная открытость для обычно не склонного к этому «Сургутнефтегаза» показывает, что процесс приобщения к информационной цивилизации все-таки движется. Он, правда, не дошел до размещения информации о проведении общественных слушаний, и (мечты, мечты) самой этой документации на Интернет-сайте компании. Но, по крайней мере, он у нее все-таки есть. Правда, в разделе «Новости» последним размещено сообщение от 12 мая 2005 года о том, что «Сургутнефтегаз» заключил соглашение о сотрудничестве с администрацией Иркутской области. Последнее новостное сообщение полуторамесячной давности от гиганта российской нефтяной промышленности — это большой прогресс.

    Источник: www.oilcapital.ru 30.06.2005, www.surgutneftegas.ru 6.06.2005.
    к оглавлению

    Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
    «ТНК-ВР» устала бороться с крючкотворством вокруг Ковыкты и теперь ищет приключений вокруг Верхнечонского месторождении

    Компании «ТНК-ВР», похоже, наконец, утомилась биться с крючкотворством различных российских государственных и окологосударственных структур вокруг планов освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Бюджет контролируемой ей (правда, не в полной мере) компании ОАО «РУСИА Петролеум» на 2005 г. был уменьшен со 129 млн. долларов до 97 млн. долларов. Часть этих средств, около 10 млн. долларов пойдет на активизацию работы ОАО «Верхнечонскнефтегаз» по освоению Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Первоначальный бюджет этой компании на 2005 год был утвержден в размере 41 млн. долларов.

    Уже в конце 2005 года на Верхнечонском месторождении планируется начать опытно-промышленную эксплуатацию. Сейчас там ведется бурение двух скважин. Для вывоза добываемой там продукции предлагается проложить чудо российского военно-промышленного комплекса — полевой нефтепровод. Первая его очередь — от Верхней Чоны до Дулисьминского нефтегазового месторождения будет сооружена уже в начале 2006 года.

    Фаза опытно-промышленной эксплуатации, в течение которой можно предполагать и такую же опытную эксплуатацию военно-полевого нефтепровода, должна продлиться 5–7 лет. Экологические последствия этих трубопроводных экспериментов еще предстоит узнать. Максимальный объем добычи и перекачки на этом этапе составит до 1 млн. т нефти в год. Компания намерена поставлять ее на экспорт, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и в Китай.

    Однако относительно дальнейших планов гендиректор «Верхнечонскнефтегаза» Максим Безрядин высказался опасно и провокационно: «С полномасштабной эксплуатацией Верхнечонского месторождения все сложнее, поскольку магистральный транспорт — приоритет государства. Мы будем готовы к промышленной поставке нефти, но при отсутствии экспортной трубы мы не сможем ее начать»

    Похоже, дебаты вокруг монополии «Газпрома» на транспортировку газа с Ковыктинского месторождения оставили тяжелый след в душах руководящих деятелей «ТНК-ВР». Но им следует подумать, делая заявления, явно увязывающие планы освоения Верхнечонского месторождения с аферой другой государственной монополии, «Транснефть», по строительству нефтепровода «Тайшет-Перевозная». Нужна ли им еще такая репутационная травма, как афиширование связи с этим проектом?

    Брали бы пример с «Сургутнефтегаза». Построит тот себе трубу от Талакана до Усть-Кута. И будет возить нефть хоть по железной дороге, хоть по трубопроводу «Тайшет — Перевозная». Если тот все-таки, в конце концов, построят и, (о чудо!) он даже будет работать. А не построят — и без него хорошо. Байкало-Амурская железная магистраль, построенная на десятки миллиардов казенных рублей, изъятых из карманов советских граждан, все равно без толку простаивает. Вози — не хочу. Без всяких трубопроводных затей по трассе Тайшет — Перевозная.

    Источник: www.oilcapital.ru 30.06.2005.
    к оглавлению

    Россия — Сахалин
    Очередные протесты коренных народов против действий нефтяников и бездействия властей. Много шума — и ничего

    На Сахалине прошла очередная серия акций протеста против деятельности нефтяных компаний и бездеятельности региональных властей по решению проблем коренного населения острова.

    Она показала, что проблемы коренного малочисленного населения острова носят более системный характер, чем проблема ущерба, наносимого деятельностью нефтегазовых компаний. Последние же, с приближением завершающих стадий их проектов, похоже, решили придерживаться стратегии «победителей не судят».

    В пикетах, которые были выставлены 28–30 июня 2005 г. на дорогах к береговым комплексам объектов компании «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-1») и «Эксон Нефтегаз» (оператор «Сахалин-1»), участвовали около 70 человек. Они держали лозунги «Требуем проведения этнологической экспертизы», «Требуем создания фонда», «Земля нивхов — священная земля». На заключительном этапе пикетирования к протестующим присоединилась группа оленеводов, пригнавших сюда свое стадо.

    Представители коренного малочисленного населения Сахалина недовольны строительством мощных нефтегазовых объектов на территории мест своего традиционного проживания. Через весь Сахалин с севера на юг пройдет трасса 800-километрового трубопровода проекта «Сахалин-2», а с востока на запад — 220-километровый трубопровод проекта «Сахалин-1» до поселка Де-Кастри в Хабаровском крае.

    Однако компании отказались вступать в переговоры с участниками пикета.

    «… в районе контрольно-пропускного пункта «Береговые сооружения Чайво» (проект «Сахалин-1», оператор проекта компания «Эксон нефтегаз лимитед») началось активное строительство объездных путей мимо выставленных пикетов. Строительство проводилось в традиционных местах проживания и хозяйственной деятельности народов Севера, без согласования с соответствующими структурами. Участники пикета написали заявление с просьбой разобраться по данному факту в природоохранную прокуратуры Сахалинской области, ФГУ «Ногликский лесхоз» и администрацию Ногликского района» (www.deita.ru 4.07.2005.).

    Представители оператора проекта «Сахалин-2», пока не имеющего развитой береговой инфраструктуры, которую можно было бы так удобно пикетировать, откровенными правонарушениям в лесном секторе не занимались. Но их ответ участникам акции был жестким и суровым. В нем говорится:

    Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» («Сахалин Энерджи») накоплен богатый опыт сотрудничества и ведения диалога с местной общественностью и группами коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Сахалинской области.

    18 января 2005 г. компания подписала трехстороннее соглашение с администрацией Сахалинской области, представителями коренных малочисленных народов и другими нефтегазовыми компаниями.

    Компания считает, что за прошедшие шесть месяцев был достигнут значительный прогресс в налаживании диалога и сотрудничества с КНМС, а именно:

    «Участники Соглашения поддержали и профинансировали проведение специального съезда КНМС, на котором был избран Региональный Совет Уполномоченных Представителей КНМС — орган, легитимно представляющий интересы всего сообщества НМС Сахалина;

    «В настоящее время «Сахалин Энерджи разрабатывает долговременный (на 5–10–15 лет) «План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера». При его разработке мы стремимся найти и использовать наиболее передовой международный опыт и рекомендации признанных международных организаций в этом вопросе. В этой работе участвуют представители Совета КНМС, Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области;

    «В мае компания анонсировала программу по поддержке коренным малочисленным народам Севера на 2005 год c бюджетом 110 тыс. долларов.
    Кроме того, компания провела анализ проектов следующих документов: «Положения о проведении независимой этнологической экспертизы» и «Устав регионального общественного фонда «Фонд развития коренных народов Сахалина «Этносоюз», предоставленных Советом КМНС в апреле 2005 г. и пришла к выводу, что ни тот, ни другой документ заявленным Советом международным принципам не соответствуют.
    Мы считаем, что акция протеста не способствует улучшению сотрудничества и диалога с коренными малочисленными народами Севера и не ускоряет реализацию программы поддержки коренных народов.

    Компания «Сахалин Энерджи» уважает стремление групп коренных малочисленных народов быть услышанными, однако, существует более конструктивные пути сотрудничества между компанией и коренными малочисленными народами, а поэтому компания не поддерживает акцию протеста» (www.advis.ru 28.06.2005).

    Последнее заявление, что компания не поддерживает акцию протеста, выглядит особенно трогательно. А что, могла бы поддержать? Это было бы любопытно.

    Не совсем понятно, каким именно международным принципам не соответствует требование о создании фонда поддержки развития коренных народов Сахалина. Выделение в 2005 году на эти цели аж 110 тысяч долларов — намерение похвальное. Как эта огромная сумма, составляющая целых 0,001% от общей стоимости проекта, смотрится на фоне других проектов? Конечно, по сравнению с Нигерией наверно и это неплохо. А как это выглядит по сравнению с Аляской, Канадой или другими, более цивилизованными странами, где компания «Шелл», владелец контрольного пакета акций «Сахалин Энерджи», ведет работы? Российские власти все деньги себе деньги забрали? Так в Нигерии и тому подобных недоразвитых странах они то же самое делают. Там компания «Шелл», похоже, уже поняла, что происходит и пытается решать эту проблему.

    Впрочем, проблемы с коренным населением острова Сахалин имеются не только у действующих в этом регионе нефтяных компаний. Одновременно с протестами на севере острова, пикеты были развернуты и в Южно-Сахалинске у здания областной администрации:

    «По словам организаторов акции, эвенки, численность которых сейчас составляет 250 человек, «фактически обречены на вымирание». Многие семьи голодают, растет заболеваемость туберкулезом. Пикетчики намерены объявить бессрочную голодовку, если в ближайшее время власти не откликнутся на их требования». (www.svoboda.ru 28.06.2005)

    И власти откликнулись:

    «Сегодня вице-губернатор Сахалинской области Виктор Нагорный вновь встретился с Владимиром Мачехиным, руководителем общины «Орон», члены которой проводят акцию протеста в Южно-Сахалинске. Вице-губернатор проинформировал, что основные социально-экономические проблемы, о которых заявили участники акции, могут быть решены. Но для этого необходимо деятельное участие и самих представителей коренного населения. Например, для профилактики туберкулеза в местах компактного проживания КМНС необходимо стопроцентное обследование жителей.

    Чтобы люди не отказывались от услуг врачей, нужна помощь общин, отметил вице-губернатор. Также вице-губернатор сказал, что решен проблемный вопрос о точке постановки невода КМНС в Александровск-Сахалинском районе.
    Как передает SAKH.COM, Виктор Нагорный также сообщил, что по заданию губернатора Сахалинской области готовятся поправки в бюджет 2005 года, предусматривающие увеличение финансирования программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в части дотаций на питание детей в школьных и дошкольных учреждениях, на оплату обучения студентов и учащихся и их проживания в общежитиях, бесплатное обеспечение лекарственными средствами
    » (www.regions.ru 30.06.2005).

    Источники: www.regions.ru 30.06.2005, www.advis.ru 28.06.2005, www.deita.ru 4.07.2005, www.svoboda.ru 28.06.2005, www.regions.ru 30.06.2005.
    к оглавлению

    Россия — Сахалин
    Строители причала СПГ: а нам все равно, а нам все равно…

    Несмотря на бурные протесты обитателей берегов залива Анива строительство 800-метрового причала для отгрузки сжиженного природного газа в районе поселка Пригородное все-таки началось. Его ведут японские специалисты. Их плавучий кран устанавливает на морском дне бетонное основание из 25 огромных бетонных блоков, каждый из которых весит от 1,5 до 3 тысяч т.

    Строительство причала планируется завершить в июне 2007 года.

    Источник: www.oilru.com 30.60.2004.
    к оглавлению

    Россия — Сахалин
    Компания «Роснефть» строит планы. Теперь еще и с китайцами

    Ранее мы приводили данные, показывающие, что в компании «Роснефть» российской осталась разве что вывеска. Помимо британских, индийских, южнокорейских недавно появились еще и китайские финансовые спонсоры деятельности этой структуры. Причем роль последних все более увеличивается. Помимо нескольких миллиардов долларов предоплаты китайских партнеров, любезно предоставленных как раз на завершающей стадии операции по изъятию у компании «ЮКОС» ее главного нефтедобывающего актива ОАО «Юганскнефтегаз», «Роснефть» становится все более надежным каналом для проникновения китайских компаний в российские недра.

    В рамках реализации меморандума о взаимопонимании, подписанного 7 июня 2005 года между компанией «Роснефть» и Китайской нефтехимической корпорацией (Sinopec), было принято решение о создании совместного предприятия для работы на шельфе Сахалина.

    Оно займется геологической разведкой и изучением Венинского участка проекта «Сахалин-3». Учитывая, что именно совместное предприятие будет держателем лицензии и оператором этого проекта, китайским нефтяникам на сахалинском шельфе засветило перспективное будущее. В ближайшее время участники совместного предприятия подготовят, согласуют и утвердят программу геологоразведки Венинского участка.

    Будет ли она проходить государственную экологическую экспертизу, неизвестно. Но зато сказано, что в рамках этой программы бурение первой разведочной скважины намечается провести уже в 2006 году.

    Источник: www.oilcapital.ru 1.07.2005.
    к оглавлению

    Другие сообщения

    Россия
    «Несколько ведер» разлившегося мазута в Ульяновской области превратились в несколько тонн

    В начале июня 2005 года жители поселка Сенгилей Ульяновской области любовались плывшими вниз по течению пятнами мазута, а также загрязненной нефтепродуктами дохлой рыбой, которую выбрасывало на берег. Экологические службы и спасатели МЧС узнали о происшествии только через две недели. Местные же власти вообще отрицали факт загрязнения. Предположительно его источником могли быть остатки обанкротившегося Сенгилейского цементного завода, который постепенно перерабатывают нелегальные сборщики металлолома. Они разбирают задвижки и трубопроводы и сдают их на вторсырье, в результате чего происходят разливы мазута.

    20 июня мэру г. Тольятти, расположенного ниже по течению, пришла замечательная телеграмма из Ульяновского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

    «По сообщению заместителя начальника службы обеспечения выполнения задач Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области господина Царева установлено: в начале июня 2005 года из старого мазутохранилища Сенгелеевского цементного завода через поврежденную (изрезанную местными жителями) трубу на прибрежную полосу вытекли остатки мазута (несколько ведер). Вместе с дождевыми водами из обустроенной земляной ловушки часть мазута попала в водохранилище. По результатам обследования органами МЧС чрезвычайная ситуация не зарегистрирована. Утечка устранена. Расследование проводит природоохранная прокуратура» (www.tltnews.ru).

    Измерение объемов разливов нефтепродуктов ведрами — это нечто новое в деле отчетности о мониторинге окружающей среды. Оставалось только догадываться, насколько большими были эти «несколько ведер».

    В начале июля разъяснение на эту тему дала природоохранная прокуратура. Она действительно обнаружила на территории Сенгилеевского цемзавода утечку мазута. Предполагается, что она произошла из-за того, что в прошлом году с 11 емкостей общим объемом 17 тыс. кубометров были украдены вентили. В результате уже не «несколько ведер», а «несколько тонн» мазута разлились вдоль берега реки на площади примерно 150 на 150 м (т.е. 2,25 га). Одной прокуратуре ведомо, как несколько тонн мазута можно разлить по такой площади. Это можно сделать, только нанося ее тонким слоем при помощи распылителя. Если же разливать, то понадобится никак не меньше нескольких десятков тонн.

    Произошел этот разлив еще в апреле. Цемзавод пытался сжигать мазут, но основная масса его лежит там, куда вытекла. Если дожди будут продолжаться, мазут может опять начать поступать в Волгу. Природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 247 УК РФ «Нарушение правил хранения экологически опасных веществ и отходов» и пытается установить экологический ущерб и лиц, виновных в происходящем.

    Расследование вранья должностных лиц в особо крупных размерах, которые заявляли, что утечка устранена а чрезвычайная ситуация не зарегистрирована, похоже, проведено не будет.

    Источники: www.ntv.ru 11.06.2005, www.tltnews.ru 20.06.2005, www.oilcapital.ru 28.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    Пожар на трубопроводе в Татарстане: производственное разгильдяйство или воровство?

    Ночью 28.06.2005 в 3 км от пос. Песчаные Ковали Лаишевского района Татарстана, который расположен в 12 км от Казани, начался пожар. Его причиной стала утечка дизельного топлива из трубопровода «Альметьевск — Нижний Новгород». Утечка и пожар произошла около полуночи, и уже через 10 минут трубопровод диаметром 530 мм был перекрыт. Погасить огонь удалось только около 4 часов утра. Площадь пожара согласно различным источникам составляла 100–300 кв.м. На ликвидации аварии работало 52 человека и 21 единицы техники.

    Прокуратурой возбуждено уголовное дело по ст. 217 ч. 1 УК РФ «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах». Рассматривается две версии. Одна — нарушение правил техники безопасности при проведении ремонтных работ, вторая — неудачная несанкционированная врезка.

    Источник: www.oilcapital.ru 28.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    А вот в Оренбургской области на этот раз рванул газопровод.

    29 июня 2005 года в 11.30 московского времени в 500 м от села Троицкое Бузулукского района Оренбургской области произошел разрыв трубопровода диаметром 530 мм. Принадлежит он Зайкинскому газоперерабатывающему заводу. Через 5 минут подача газа была перекрыта. Ремонтные работы были осложнены тем, что в месте аварии трубопровод проходил по дну реки.

    Жители села были эвакуированы. Отравление газом получили шесть находящихся в оцеплении милиционеров. Работа газового завода тоже была остановлена. Ведется следствие.

    Источник: www.oilcapital.ru 30.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    Ханты-Мансийский АО. Внимание, газы! Попутные и парниковые

    В Ханты-Мансийске прошел семинар, посвященный проекту по рациональному использованию попутного газа, который намерен профинансировать Всемирный банк. Объем сжигаемого в факелах попутного газа на территории округа растет одновременно с ростом добычи нефти. В пресс-службе губернатора ХМАО сообщили, что сейчас по официальным данным на территории Западной Сибири ежегодно сжигается более 5 млрд. кубометров попутного газа.

    Однако, по мнению участников семинара, эти реальные объемы гораздо больше. Многие компании не выполняют требования служб по охране окружающей среды. Одним из самых проблемных объектов является гигантское Приобское месторождение. Объем сжигаемого там попутного газа достигает 3 млрд. кубометров в год.

    Начальник управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Ханты-Мансийского АО Сергей Пикунов выразил надежду, что проекты по реализации Киотского протокола, помогут содействовать решению этой проблемы.

    Источник: www.oilcapital.ru 28.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    В Иркутской области тоже воруют нефть!

    Судя по основному потоку сообщений, можно подумать, что широкомасштабное воровство нефти из трубопроводов за счет незаконных врезок является характерным для Европейской части России. Однако результаты проведенной Иркутской милицией операции «Энергия» показывают, что Сибирь не отстает.

    За полгода на территории области была пресечена деятельность 12 групп, занимавшихся крупными хищениями нефти из федерального нефтепровода. У подозреваемых изъяли 500 т сырой нефти. Интересно, что федеральная нефтепроводная компания не испытывала ни малейшего дискомфорта от исчезновения из ее труб по крайней мере нескольких тысяч т нефти за тот же период.

    Масштабы деятельности нелегальных нефтяных воров из Иркутской области впечатляют. В поселке Мегет на территории бывшего строительно-монтажного участка была обнаружена целая подпольная нефтебаза. Обеспечивалась она за счет незаконной врезки в магистральный трубопровод. Похищенную нефть перерабатывали на подпольных мини-заводах, под видом мазута отправляли на российский Дальний Восток и даже на экспорт в Китай.

    Понятно, что вся эта бурная деятельность не могла пройти незамеченной мимо российских правоохранительных органов. И они не бездействовали:

    «Выяснилось, что к массовым хищениям стратегического сырья причастны и бывшие работники правоохранительных органов, в частности ГИБДД, сообщил собеседник агентства. По его словам, они способствовали беспрепятственному провозу больших объемов нефти через контрольные посты. По фактам хищений в особо крупных размерах возбуждены уголовные дела, ведется следствие, сказал начальник УБОП».

    Источник: www.oilcapital.ru 28.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    «Транснефть» и российские чиновники устроили шикарное шоу по борьбе с разливами нефти в Приморске

    Издание Фонтака.ру 29.06.2005 опубликовала статью с душераздирающим началом: «Во вторник рядом с портом Приморск произошла катастрофа. Танкер «Остров Сахалин» получил пробоину, столкнувшись с рыбопромысловым судном. В результате на борту танкера вспыхнул пожар, а в акваторию попало 1600 тонн нефти». Далее следовала фотография спасательного судна, из пяти стволов поливающего борт танкера. Для тех, кому не стало плохо от этого зачина, следовало разъяснение:

    «Слава богу, это были всего лишь учения. Федеральное агентство морского и речного транспорта решило организовать их, чтобы отработать технику ликвидации последствий подобных аварий. Учения проводятся в порту каждый год, а в этот раз в них участвовало 2 вертолета и 11 судов разных компаний — таких, как «Транснефть», «Лукойл», Балтийское аварийно-спасательное управление.

    Корреспондент «Фонтанки» и прочие наблюдатели разместились на борту ледокола «Иван Крузенштерн», с которого отлично было видно, как проходят учения. В 11 утра на борту танкера вспыхнул пожар — подожгли дымовую шашку. В тот же момент мощные струи воды вырвались откуда-то из недр танкера, однако потушить пожар удалось лишь с помощью противопожарного судна. Его команда устроила танкеру хороший душ».

    Впрочем, он длилось недолго. На следующем фото видно, что спасательное судно уже отвернулось от танкера и пускает радостные струйки воды во все стороны. Очень живописно. Погода великолепная. Красота! Ничего общего с этими гадкими картинами реальных картин пожаров на танкерах, когда все затянуто густым дымом, а подойти к горящему танкеру невозможно из-за высокой температуры и разлившейся вокруг нефти.

    Кстати, о разливе. После пускания противопожарных струек пришла очередь установки боновых заграждений. Поскольку, согласно легенде учений, разлившейся нефти было много — целых 1600 т, их разворачивали целых три судна. Они поработали замечательно:

    «Итоги учений подводил руководитель Госморспасслужбы России Владимир Карев. В целом он остался доволен — правда, одно из судов развернуло боны не совсем там, где было нужно. Но учения для того и нужны, чтобы тренироваться. Жаль только, что в учениях так и не смогло принять участие финское судно, — на границе его задержали пограничники. Как сообщил Владимир Карев, он будет выяснять причины случившегося, чтобы в дальнейшем подобных проблем не возникало».

    У финских соседей есть поводы для беспокойства:

    «Как рассказала корреспонденту «Фонтанки» Людмила Филатова, начальник отдела по производству работ в Балтспецморинспекции, если бы подобный разлив произошел бы на самом деле, нефтяное пятно ушло бы в сторону Финляндии. При строительстве порта «Приморск» финские экологи были очень обеспокоены таким опасным соседством и устраивали множество дискуссий и семинаров по вопросам безопасности»

    Но все под контролем:

    «Однако «Приморск» оборудовали по последнему слову техники, таких судов нет даже на Западе. Около 60 человек работают в спецморподзраделении порта, а на закупку судов-нефтесборщиков (всего их 5) и прочего аварийного оборудования было затрачено свыше 8 миллионов долларов. Спецморподразделение может за час откачать с поверхности воды 1500 кубометров нефти».

    Так что ни капли нефти не проскочит. Особенно если установщики боновых заграждений будут ставить их, где надо, а не где получилась. И погода будет такая, как во время учений — небольшое ветерок, но волны нет и солнышко светит. А вся армада спасателей будет сидеть и поджидать момента, когда придет время действовать, а не промышлять побочными заработками. И непонятно, как все это будет выглядеть при штормовом ветре, в темноте, при низкой температуре воздуха.

    Есть и еще одна непонятность. На одной из фотографий видно, что боновые заграждения окружают участок всего в несколько десятков метров вокруг судна. Как там поместятся 1600 т теоретически разлившейся нефти? Это должна быть какая-то правильная, не растекающаяся нефть. А обычно-то, когда чего-нибудь утечет в открытом море, пока боны установят, пятно вечно далеко от места аварии относит.

    Вот и финские товарищи тоже чего-то сомневаются:

    «Присутствовали на учениях и иностранцы. Эксперт проекта «Система защиты Балтийского моря от разливов нефти» Йорма Рютконен сомневается в том, что в открытом море при сильном разливе нефть могла бы быть собрана столь же успешно, как и на учениях. «Нужно сфокусировать внимание на работе в открытом море, хотя в мире пока еще нет такого оборудования, с помощью которого нефть можно было бы без проблем собирать в тяжелых погодных условиях», — рассказал Йорма Рютконен».

    Чудной он, право. Во-первых, никто реально разлившуюся нефть не собирал и не думал этого делать. Зрителям показали, как, возможно, эту нефть попытались бы собрать. А вот что получилось бы из этого занятия — большой вопрос. Должны же финские эксперты, в отличие от журналистов, понимать, что они присутствовали на мероприятии, проводившемся строго в соответствии с концепцией «Война — фигня, главное — маневры». И относиться ко всему этому соответственно.

    А если хотят знать, как различные российские аварийно-спасательные структуры собирают нефть реально, не в открытом штормовом море, а на тихой и мирной российской суше в Тверской области, как, впрочем, и во многих других местах — пускай читают «Нефтяное обозрение».

    Источник: www.fontanka.ru 29.06.2005.
    к оглавлению

    Россия
    Порт Новороссийска намерен удерживать первое место по объемам экспортной перевалки нефти

    На прошедшем 29 июня 2005 года годовом собрании акционеров ОАО «Новороссийский морской торговый порт» была рассмотрена инвестиционная программа на 2003–2007 гг.

    Если она будет выполнена, то пропускная способность терминала Шесхарис скоро увеличится с 50 млн. т до 65 млн. т в год. В 2006 г. здесь планируется построить новый причал длиной 490 м и глубиной 25 м. Он сможет принимать танкеры дедвейтом до 150 тысяч т.

    К 2007 году также планируется провести реконструкцию и строительство новых причалов для перевалки нефтепродуктов общей мощностью до 9,5 млн. т в год. Для обеспечения их работы будет увеличен резервуарный парк компании с несколько странным названием ОАО «Комбинат Импортпищепром». Непонятно, какую пищу импортирует этот комбинат, но вот с экспортом российских нефтепродуктов и удобрений дела у него идут весьма успешно.

    Источник: www.oilcapital.ru 28.06.2005.
    к оглавлению


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное