Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N11


Информационный Канал Subscribe.Ru


11 

Нефтяное обозрение

8–14 декабря
2003 г.

Ееженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.

Составитель: Алексей Григорьев grig@forest.ru, редактор: Ксения Пахорукова ksenia@seu.ru.
Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil03/0350.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2003 г. размещены на http://info.forest.ru/oil03/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

 

Нигерия.
Верховный суд оштрафовал «Эксон-Мобил» за разлив нефти.

Верховный суд Нигерии принял решение оштрафовать компанию «Эксон-Мобил» на общую сумму 9,6 млн. долларов США за утечку из нефтепровода, произошедшую в 1998 году в местечке Экет. Иск был подан от местного населения городов Бонни, Брасс и Андони. Местные жители потребовали компенсации ущерба, нанесенного им сильным загрязнением окружающей среды.

Во время слушаний суду пришлось потрудиться, чтобы определить размеры утечки. Компания «Мобил» утверждала, что разлилось примерно 6 тысяч т нефти. Местные жители считали, что гораздо больше - вплоть до 35-40 тысяч т. Поразмыслив, суд решил, что объем утечки составил около 12 тысяч т. Основным основанием для несогласия с официальными оценками компании послужил тот факт, что разлитая в Экете нефть проплыла 800 км и была обнаружена даже в г. Лагосе, недалеко от офиса «Мобил».

Кроме того, суд решил, что компания не приняла каких-либо действенных мер по борьбе с разливом. Не были установлены боновые ограждения, которые могли ограничить распространение разлива. Местное население не было своевременно предупреждено о разливе, а также о том, что для борьбы с ним будут использоваться токсические вещества. Компания также не предложила какой-либо программы возмещения ущерба и проведения восстановительных работ.

Нигерийский представитель компании «Эксон-Мобил» заявил, что она будет подавать на апелляцию, поскольку суду не было предоставлено доказательств, что разлив нефти причинил столь значительный ущерб. Компания «Эксон-Мобил» является вторым по величине оператором в нефтяном секторе Нигерии, после компании «Шелл».

Источники: CNN 10.12.2003, This Day 8.12.2003.
к оглавлению

Испания.
Роботы откачают нефть с затонувшего танкера «Престиж».

Испания объявила о планах по извлечению 13 тысяч т мазута, оставшегося на борту затонувшего осенью 2002 года танкера «Престиж». Из 77 тысяч т, находившихся на его борту, около 20-25 тысяч т вылилось в момент аварии и затопления. Еще около 40 тысяч т вытекло из трещин в корпусе затонувшего судна. Несмотря на многократные утверждения властей, что прорехи в корпусе «Престижа» удается ликвидировать, за прошедший год через них просочилось еще 40 тысяч т. Постоянно поступающие новые порции мазута продолжают загрязнять побережье Испании. 8 из 1000 подвергавшихся очистке пляжей все еще официально признаются как загрязненные.

Для извлечения остатков нефти из корпуса «Престижа», лежащего на глубине 4 км, будут использовать подводных роботов. Они будут делать отверстия, снабженные клапанами. Мазут из них потечет в алюминиевые емкости, которые будут всплывать на поверхность. Здесь их содержимое перекачают на суда-накопители. Общая стоимость работ, которые будет проводить испанская нефтяная компания «Репсол» (Repsol) должна составить 100 млн. евро. Планируется завершить их летом 2004 года.

Источник: Reuter's 12.12.2003.
к оглавлению

Норвегия.
Норвежские компании рвутся на север. Помогать России.

В декабре 2003 года правительству Норвегии предстоит рассмотреть возможность расширения деятельности нефтяных компаний на север страны. Ему необходимо принять решение о разрешении проведения разведочного бурения в прибрежных водах вокруг Лофонтенских островов, а также далее на север, в Баренцевом море.

На этом настаивают норвежские нефтяные компании «Норск Гидро» (Norsk Hydro) и «Статойл» (Statoil). Месторождения на юге постепенно исчерпываются, и для поддержания притока средств за счет продажи нефти и газа необходимо идти на север.

Нефтяникам противостоят представители второй по экономической значимости отрасли Норвегии - рыбной, природоохранные организации и даже государственная лютеранская церковь.

Представители нефтяной и газовой промышленности утверждают, что за последние десятилетия показатель безопасности их работ - один из самых лучших в мире. Экологические риски работы на севере будут не выше тех, которые приняты в южной части Северного моря. Кроме того, норвежские компании должны двигаться на север, чтобы осваивать новые технологии для работы в этих условиях. Этот опыт может пригодиться при совместной работе с российской компанией «Газпром», которая собирается осваивать одно из крупнейших в мире Штокмановское месторождение в Баренцевом море.

Представители природоохранных организаций указывают, что все-таки природные, в частности, ледовые, условия на севере будет гораздо более сложными. Разливы нефти и нефтепродуктов в холодных северных водах также будут вести к гораздо более тяжелым последствиям, примером чего может служить катастрофа Эксон Валдес на Аляске.

Источник: Forbes-Reuters 9.12.2003.
к оглавлению

Другие сообщения

Канада.
Индейцам не удалось остановить сейсморазведку.

Судебный иск со стороны индейцев племени микмак против проведения сейсмической разведки в заливе Святого Лаврентия был отвергнут. Собирающаяся проводить эти работы компания «Коридор Рисорсиз» (Corridor Resources) заявила, что она несколько лет обсуждала планы своих работ со всеми желающими, в том числе и с представителями коренного индейского населения, живущего на берегу залива. Что касается возможности нанесения непосредственно ущерба традиционной ловле рыбы, то индейцы, в свою очередь, должны доказать, что они занимались этим на удалении 15 миль от берега, где будут проводиться сейсмические исследования.

Сейсморазведка будет проводиться на удалении более 10 км от мелководий. В случае появления поблизости китов работы будут приостановлены. Сейсморазведка специально приурочена к времени, когда косяки рыбы уходят от побережья, ловля крабов заканчивается, киты и дельфины также мигрируют. По мнению компании, какие-либо научно обоснованные требования для отмены работ по причине возможного ущерба морским ресурсам отсутствуют.

Компания «Коридор Рисорсиз» владеет лицензией на проведение разведки на общей площади более 200 тысяч га прибрежных вод. Компании «Хант Ойл» (Hunt Oil) выданы лицензии на 550 тысяч га.

Представители нефтяной промышленности считают, что действия властей Новой Шотландии являются образцом, по которому должны действовать власти провинции Британская Колумбия, в прибрежных водах которой действует мораторий на разведку нефти и газа.

Рыбаки, туроператоры, экологические организации и индейцы Новой Шотландии собираются провести очередной митинг протеста, в котором примут участие 200 человек. Они не хотят, чтобы рыбные промыслы, дающие 15% канадского вылова рыбы и морепродуктов Канады, оказались заложниками нефтяной и газовой промышленности.

Источники: CNews 11.12.2003, Petroleum News 7.12.2003.
к оглавлению

США.
Всемирный банк должен прекратить финансировать нефтяные проекты.

Всемирный банк должен определить свою позицию в отношении рекомендаций, содержащихся в докладе, анализирующем деятельность банка в сфере горнодобывающей промышленности. Это исследование было заказано президентом Всемирного банка Джеймсом Вульфенсоном (James Wolfensohn) в 2001 году на фоне резкой критики общественными организациями. За прошедшее с тех пор время добавилось еще два объекта, вызывающих общественное возмущение - это выделение Всемирным банком кредита для строительства нефтепровода Чад-Камерун, а также Баку-Джейхан.

Подготовкой доклада руководил бывший министр по охране окружающей среды Индонезии Эмил Салим (Emil Salim). В рекомендациях этого документа говорится, что Всемирный банк с 2008 года должен прекратить выделять кредиты для финансирования нефтяных и угольных проектов. Он должен направить имеющиеся в его распоряжении достаточно ограниченные международные ресурсы на развитие использования возобновимых источников энергии, повышение эффективности использования энергии и другие аналогичные проекты. Их реализация должна вести не к увеличению, а к уменьшению выбросов парниковых газов, вызывающих глобальные изменения климата.

Источник: Reuter's 11.12.2003.
к оглавлению

США.
Штраф за разлив нефти пойдет на восстановление природы

Компания «Шелл» заплатит 5 млн. долларов штрафа за утечку более 500 т бензина из трубопровода в районе г. Белингхем (Bellingham) в штате Вашингтон. Ответственность за последствия аварии, произошедшей в 1999 году, приведшей к пожару и гибели трех человек, а также нанесшей серьезный ущерб природе, досталась компании «Шелл» вместе с другими активами купленной ей компании «Эквилон» (Equilon).

Однако, в отличие от обычной практики, когда средства подобного рода штрафов идут в распоряжение штата, компания выплатит эти деньги непосредственно городу. Они будут использованы на ряд проектов по восстановлению окружающей среды в районе Белингхема, которые согласованы с властями штата. В основном это будет скупка земель вдоль местной реки, улучшение ее как места обитания лососей. Вдоль ее берегов формируются защитные полосы и проводится восстановление экосистем.

Источник: Anacortes American 10.12.2003.
к оглавлению

США.
Кому восстановление пострадавшей природы, а кому - повод для мошенничества.

В штате Род-Айленд возбуждено дело против четырех ловцов лобстеров, занимавшихся мошенничеством, участвуя в программе по ликвидации последствий разлива нефти в 1996 году. Тогда во время шторма у берегов Род-Айленда села на мель баржа, что привело к разливу более двух тысяч т мазута. В результате погибло более 9 млн. лобстеров. С целью восстановления численности этого вкусного морепродукта власти реализовали программу охраны самок. На хвостах вылавливаемых самок должны были вырезать метку и отпускать их обратно. Рыбакам за каждую выловленную и помеченную самку лобстера выплачивалась компенсация в размере несколько долларов за фунт. Объем вылова определялся на доверии, на основании заявлений от рыбаков.

Семь лет спустя каким-то образом властям удалось выяснить, что четверо из них обманывали власти, при этом каждый получил за счет этого мошенничества более чем 500 долларов. Этой суммы достаточно, чтобы начать судебное преследование

Источники: Atlanta Journal Constitution 12.12.2003, Guardian 12.12.2003.
к оглавлению

США.
У «Валеро» опять протечка.

На предприятии «Валеро», Бениция, расположенном на берегу залива Сан-Франциско, произошла очередная утечка нефти объемом около 100 т. Разлив был локализован благодаря обваловке, специально предназначенной для локализации разливов.

В этот раз авария не столь значительна как в январе 2003 года. Тогда объем утечки превысил 900 т. Его также удалось локализовать в пределах территории предприятия.

Американская фирма «Валеро» является крупнейшим независимым переработчиком нефти в США. На принадлежащих ей 14 нефтеперерабатывающих заводах в США и Канаде, а также 4200 бензоколонках работает 21 тысяча человек. Ежегодный объем продаж компании достигает 30 млрд. долларов.

Источник: Contra Costa Times 14.12.2003.
к оглавлению

Эквадор.
Индейцы против нефтяников.

Эквадор с его подтвержденными 500 млн. т запасов нефти является одним из крупнейших производителей нефти в Латинской Америке. Нефть дает более половины экспорта этой страны. С завершением строительства нового нефтепровода, который позволит увеличить объемы экспорта нефти в два раза, его величина достигнет более 100 тысяч т в день. Однако экспортные трубопроводы надо заполнять. Прогнозные оценки показывают, что под тропическими лесами эквадорской Амазонии может находиться почти 4 млрд. т нефти, что сопоставимо с запасами Мексики или Нигерии.

Однако их необходимо разведать, добыть и отправить на экспорт. Все этой деятельности активно мешают проживающие в амазонских джунглях индейцы. Представитель аргентинской геологоразведочной компании Cia General de Cumbustibles отмечает, что пока шла сейсморазведка, геологам постоянно приходилось сталкиваться с похищениями людей, грабежами и поджогами. Компания потратила семь лет и 10 млн. долларов, но так и не смогла в полном объеме начать проводить геологоразведочные работы.

Президент страны Лусио Гутьерес (Lucio Gutierrez) предлагает решить проблемы при помощи эквадорских военных. Правительство напоминает, что нефть принадлежит всему государству, а не только индейцам. Индейцы, в свою очередь настаивают, что им принадлежат джунгли, и без их согласия нефтяные компании не смогут там работать. Военных же индейцы готовы встретить с оружием в руках.

Нефтяные компании пытают договориться с индейцами. Однако обещания построить школы и медицинские учреждения часто не выполняются, поскольку деньги от экспорта нефти идут на улучшение условий жизни в городах, а не в местах ее добычи. Дополнительным отрицательным примером является деятельность американской компании «Тексако», оставившей после себя огромные площади загрязненных земель.

Нефтяные компании пытаются убедить правительство создать специальный фонд в размере 30 млн. долларов, средства которого должны целевым назначением идти на улучшение условий жизни местного, прежде всего индейского, населения в местах добычи нефти.

Кроме того, компании демонстрируют готовность вести работы экологически приемлемым образом. Американская компания ARCO использовала вертолеты для переброски оборудования. Трубопровод был проложен без строительства дороги, по которой в леса могли проникнуть незаконные поселенцы. Вместо сети буровых площадок добыча ведется с одной, площадью 2,5 га, на которой расположено 12 скважин. Отходы бурения, а также пластовые воды закачиваются обратно в недра.

Кое-кто из местного населения готов согласиться с приходом нефтяников, если они принесут такие полезные вещи как самолеты, радио, школы, заработки. Однако большинство проживающих на востоке Эквадора индейцев племен кичва (Kichva), ачуар (Achuar) шуар (Shuar) настроены резко против. Новой зоной обострения конфликта является юго-восток Эквадора, где на блоке 23 пытается проводить геологоразведку аргентинская компания Cia. General de Cumbustibles, а на блоке 24 - американская «Барлингтон Рисорсиз» (Burlington Resorces).

Источник: New York Times 10.12.2003.
к оглавлению

Великобритания.
Оформление разделки старых американских судов признано незаконным.

Судья Верховного суда Великобритании признал, что оформление разрешения на проведение разделки старых судов американского флота компанией «Эйбл» (Able) в британском порту Хартлпул не может быть признано законным. Британское Агентство по охране окружающей среды выдало это разрешение со столь многочисленными нарушениями, что Верховный суд согласился с иском со стороны общественной природоохранной организации «Друзья Земли» (Friends of the Earth) против действий компании «Эйбл».

Теперь если она решит продолжить свою деятельность по разделке оговоренных в контракте 13 судов, ей потребуется должным образом оформить все документы, включая проведение экологической экспертизы. Судьба уже перегнанных в Хатлпул 4 американских судов остается неясной.

Компания может все-таки попытаться оформить разрешение для их разделки в Великобритании, перегнать их обратно в США, либо в какую-нибудь третью страну, где на проблемы охраны окружающей среды при разделке старых судов не обращают особого внимания.

Источник: CNN 8.12.2003.
к оглавлению

Великобритания.
Запрет на танкеры c одинарным корпусом: и волки сыты и овцы целы.

После длительных и напряженных переговоров Международной морской организации (ММО), похоже, удалось достичь взаимоприемлемого компромисса по вопросу о постепенном запрете на использование танкеров с одинарным корпусом.

Если страны Евросоюза, впечатленные последствиями аварии танкера «Престиж» настаивали на скорейшем вступлении этого запрета в силу, то азиатские страны и частные владельцы танкеров настаивали на постепенных действиях.

В итоге удалось договориться о следующем. Срок запрета на использование танкеров с одинарным корпусом все-таки сокращается с 2015 до 2010 года. Однако в нем делается большое количество исключений. Суть их сводится в тому, что страна, под флагом которой плавает танкер, может продлить срок его службы и за пределы объявленного запрета, вплоть до достижения судном возраста 25 лет. При этом оно должно подвергаться дополнительным строгим проверкам. Однако страны, на территории которых находятся порты, куда собираются заходить танкеры с одинарным корпусом, имеют право после 2010 года запретить им это делать.

Общий запрет на использование танкеров с одинарным корпусом для транспортировки тяжелых сортов нефти и мазута, аналогичных тем, что разлились при аварии «Престижа» решением ИМО вводится с апреля 2005 года. Для более мелких танкеров грузоподъемность 600-5000 т этот срок переносится на 2008 год. Это явно противоречит позиции Евросоюза, который ввел запрет на такого рода перевозки в своих водах уже осенью 2003 года. Однако решениями ИМО допускается возможность и таких односторонних действий.

Малые танкеры грузоподъемностью до 5000 т в ряде случаев смогут продолжать без ограничений работать во внутренних водах, либо на маршрутах в страны, с которыми будут заключены соответствующие двусторонние соглашения.

В итоге возникает ситуация, когда страны, которые хотят принять более строгие меры в своих портах и водах против продолжения использования танкеров с одинарными корпусами, смогут реализовать свои намерения. Страны, которые не хотят принимать каких-либо мер, в пределах своей юрисдикции также могут действовать в соответствии со своими намерениями и особо строгих мер не принимать.

Ассоциация частных владельцев танкеров «Интертанко» предупреждает, что все это может привести к запутанной ситуации, когда судовладельцам, страховым компаниям, заказчикам перевозок и властям будет очень сложно разобраться, где и что разрешается.

Источник: Shipping Times 12.12.2003.
к оглавлению

Испания-Португалия.
Тревога! Российский мазут плывет снова. Пока внутри танкера.

Корабли военно-морских сил Испании и Португалии будут сопровождать принадлежащий Новороссийскому пароходству танкер «Герой Севастополя», перевозящий 50 тысяч т мазута из Вентспилса в Сингапур. Они будут следить, чтобы судно не зашло в экономическую зону Испании и Португалии. Раннее со столь же «почетным» эскортом датских кораблей этот 24-летний аналог «Престижа» прошел через проливы из Балтийского моря в Северное.

Капитан судна заверил, что у него нет планов создавать очередную угрозу у берегов Испании и Португалии, которые до сих пор не пришли в себя от предыдущего утопленника. Судно может приблизиться к побережью этих стран в случае, если оно решит идти через Гибралтар и Суэцкий канал.

Однако может быть, чтобы не создавать лишнюю панику в Средиземном море, «Герой Севастополя» выберет более дальний маршрут и пойдет в Сингапур вокруг Африки, через мыс Доброй надежды.

Источники: Reuter's 7.12.2003, 13.12.2003, Daily Telegraph 14.12.2003.
к оглавлению

Пакистан.
Разделка старых судов отравляет побережье и губит жизни людей.

После длительного затишья в местечке Гаддани (Gaddani) около пакистанского порта Карачи опять наблюдается оживление. Здесь, у 15-километрового песчаного пляжа стоят на разделке восемь старых судов. В этих работах занято несколько тысяч человек. Конечно, это мало по сравнению с пиком, достигнутым здесь в 1970-е году, когда в Гаддани работало 35 тысяч человек. Однако теперь Пакистану приходится конкурировать с Индией, Бангладеш и Китаем. Оживление стало возможным благодаря снижению на треть налогов на разделку старых судов.

Средний заработок на этой опасной работе - 2-3 доллара в день. Однако в стране с очень высоким уровнем безработицы люди рады любой работе. Вручную, используя простейшее режущее оборудование, прямо у берега они разбирают огромные океанские суда. Сейчас на металлом разделывают второе по величине судно в мире. Танкер «Морской гигант» (Sea Giant) был построен во Франции в 1979 году. Его длина 408 м. Высота - 33 м. С течением времени стоимость его страховки стала настолько высокой, что стало выгоднее направить его на слом.

Огромные куски металла отрезают и сбрасывают вниз. Малейшая неосторожность - и они убивают людей. Люди гибнут от лопающихся тросов. Они травятся испарениями в тесных внутренних конструкциях судна. Временами концентрация паров нефтепродуктов в замкнутых объемах возрастает настолько, что происходят взрывы и пожары. В Гаддани есть только фельдшерский пункт. Для оказания медицинской помощи пострадавших надо час везти в госпиталь в Карачи. Тела погибших фирма доставляет в их родные деревни за свой счет, а также выплачивает компенсацию в размере 3300 долларов США.

На пригоняемых для слома судах часто находится большое количество токсических веществ, нефтепродуктов, асбеста. Работники Гаддани говорят, что раньше все это просто сбрасывалось куда попало, в том числе и прямо в воду, а теперь перерабатывается, не нанося ущерба окружающей среде. Однако дохлая рыба и радужные разводы нефти на воде показывают, что это не совсем верно.

Источник: AP-ENN 11.12.2003.
к оглавлению

Бангладеш.
Слом старых кораблей - картина та же, что и в Пакистане.

Порт Читтагонг является вторым по величине местом разборки старых судов на металлолом. Ему приходится жестко конкурировать с аналогичными производствами в Китае и Пакистане. Впрочем, неясно, можно ли все то, что здесь происходит, называть отраслью промышленности. Суда сажаются на мель у песчаного берега и разбираются вручную. Какая-либо техника безопасности отсутствует. На разборке судов в Читтагонге работает 35 тысяч человек. Несмотря на тяжелейшие и опасные условия работы, их заработная плата не повышается уже много лет. Владельцы этого бизнеса заявляют, что расходы на разборку судов растут, количество поступающих на слом судов уменьшается. Если в 90-х годах прошлого века ежегодно разбирали 70 судов, то сейчас их количество снизилось до 40.

Для уменьшения стоимости предлагаемых работ предприниматели из Бангладеш соглашаются принимать на разборку суда, на борту которых могут находиться остатки нефтепродуктов и токсичные материалы. При сломе корпусов все это попадает либо на берег, либо в воду.

Источник: Times of India 7.12.2003.
к оглавлению

Южная Корея.
Бензин утек с американской базы, а вот керосин - непонятно откуда.

В 2001 году на одной из станций метро в г. Сеуле была обнаружена протечка нефтепродуктов. Расследование показало, что источник поступавшего в метро бензина был расположен на находящейся поблизости военной базе США. Был сделан ремонт, и с весны 2002 года утечка бензина прекратилась. Кроме того, на территории базы провели очистные работы стоимостью 1,4 млн. долларов.

Относительно происхождения керосина мнения американских и корейских специалистов разделились. Корейская сторона утверждает, что по составу это авиационный керосин, используемый на американских военных самолетах. Кроме того, гидрология территории явно указывает, что нефтепродукты попадали в метро с территории базы. Однако американцы возражают, что в керосине не обнаружено некоторых специальных добавок, которые присутствуют в топливе для их военных самолетов. В связи с этим нельзя утверждать, что источником его утечки являются именно американская военная база.

Пока корейские и американские власти договорились, что Сеул проведет очистные работы и мониторинг разлива за пределами военной базы США, а затем предъявит счет на 1,1 млн. долларов американским военным.

Местная общественная организация «Объединенная зеленая Корея» (Green Korea United), которая 3 года назад привлекла внимание к этой проблеме, настаивает, чтобы корейские общественные организации получили возможность провести обследование загрязнения на территории американской военной базы.

Источники: Korea Times 12.12.2003, JoongAng Daily 13.12.2003,
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное