Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 51 (64)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N51  Нефтяное обозрение
20 - 26 декабря
2004 г.  

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0451.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема.

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема

Россия: нефтяники на шельфе Охотского моря
На Камчатке фонтанируют гейзеры и политики

Даже с учетом обострения, вызванного выборами губернатора, следует признать, что политическая жизнь Камчатской области гораздо более интересна, чем вялые телодвижения того, что принято называть деятельностью политиков федерального уровня. Просто завидно. Для полной аналогии с «майданом незалежности» в Киеве не хватает только апельсинов. Впрочем, их скоро могут с успехом заменить дохлые крабы и рыба.

Похоже, украинский «урок пошел впрок», и сам гарант российской Конституции В.В. Путин на пресс-конференции в Кремле на вопрос журналистки из Петропавловска-Камчатского о планах поиска и добычи нефти на шельфе Охотского моря обратил на эту проблему внимание:

«Я зафиксировал ваш вопрос как проблему, — сказал Путин, — и обращу внимание правительства на необходимость более тщательной проработки этого вопроса. Пускай вернутся к этому еще раз». (РИА «Новости»).

Это весьма расплывчатое обещание было жизнерадостно подано казенными информационными каналами «Российской газетой» и РИА «Новости» под заготовками «Путин пообещал провести дополнительную экологическую экспертизу проекта по освоению шельфа Охотского моря».

Чует мое сердце, что «Нефтяное обозрение» на Камчатке почитывают не очень активно. А потому есть вероятность, что местные аборигены с наивностью, свойственной детям природы, могут воспринять все это как знак высочайшей поддержки их требований. За этим приятным расслаблением последует примитивное кидалово, в которое сейчас превратился процесс государственной экологической экспертизы. После этого народная любовь к дорогому вождю, возможно, станет еще крепче, но время будет потеряно.

Мысль о том, что вместо вкусной икры и полезных крабов в Охотском море могут начать ловить нефть, разлитую в результате бурной деятельности гвардейцев из компании «Роснефть», вызывает неприятные ощущения в нашем сердце и желудке. Они особенно сильны сейчас, в рождественско-новогоднее время. А потому было принято решение открыть в рубрике «Горячие темы» новое направление — «Россия: нефтяники на шельфе Охотского моря».

Приятным моментом Камчатской истории является повышенная активность камчатских избранников. В отличие от своих федеральных коллег, объевшихся икрой и крабами, они местами действительно похожи на «слуг народа», а не на непонятно что неведомо какой ориентации, заседающее сейчас на Охотном ряду.

Было проведено расследование, тут же вскрывшее пикантные тайны камчатской депутатской жизни. Раскопки в канцелярии областного совета позволили обнаружить письмо, подтверждающее, что еще 23 мая 2003 года администрация Камчатской области согласовала компании «Роснефть» выдачу лицензии на поисковые работы на Камчатском шельфе. Документ этот находился в работе у руководителя комитета по экологии депутата Владимира Куркина, который по непонятным причинам не поделился такими интересными сведениями со своими товарищами, хотя бы из числа депутатов. Может, у него там совсем друзей нет?

Еще один «засланный казачок» обнаружился при попытке принятия закона об областном референдуме, где камчатское население должно получить возможность высказать все, что думает о планах нефтяников. Депутат Вячеслав Асмаев во время голосования проявил иезуитскую хитрость и покинул зал заседаний. Ну мало ли зачем человеку может понадобиться выйти. Может он крабов с икрой объелся, и у него заболел живот. Вместе с депутатом Асмаевым исчез кворум, и закон о референдуме не был принят.

Тем не менее, остальные депутаты пока полны решимости что-то сделать для того, чтобы не допустить вторжения нефтяников и пока еще чистые воды Охотского моря у западного побережья Камчатки.

Источники: РИА «Новости» 23.12.2004, «Российская газета» 23.12.2004, www.oilcapital.ru 23.12.2004.
к оглавлению

Россия: нефтяники на шельфе Охотского моря
Массовая челобитная

В результате массовой акции «Держи краба, земляк», которую координирует медиа-холдинг «Тройка», было собрано 17,5 тысяч подписей под коллективным письмом жителей Камчатки в защиту шельфа Охотского моря. Сейчас все подписи проверяют, потом красиво упакуют и в качестве новогоднего подарка отправят в Кремль, гаранту российской Конституции В.В. Путину.

Полный текст этого замечательного документа до нас пока не дошел, но выдержки, появившиеся в сообщениях информационных агентств, берут за душу:

«Это роковое для камчатской рыбной промышленности решение принято за спиной у населения области. Шельф западной Камчатки является достоянием не только России, но и всего мира. Это уникальный по продуктивности район Мирового океана. Ежегодный вылов рыбы и морепродуктов здесь составляет почти 2 миллиона тонн. Здесь находится «детский сад» крупнейших популяций камчатского и синего крабов. «Нефтяная» территория совпадает с Северным запретным районом, где в целях воспроизводства рыбы и крабов запрещен даже транзитный проход судов.

Уже в 2005 году «Роснефть» и одна из корейских компаний планируют начать геологоразведочные работы на камчатском шельфе. Рыбу и крабов будут глушить из пневматических «пушек», отравлять буровыми растворами.

Последующая разработка нефти вызовет катастрофические последствия для рыболовства, как это уже произошло на Сахалине. Шельф превратится в мертвую зону. Рыбаки останутся без работы. А Камчатская область потеряет смысл своего существования. Мы говорим «Нет!» нефтяным разработкам на камчатском шельфе».

О господи! Как история повторяется! Сто лет назад, зимой 1905 года, они тоже шли к доброму батюшке-царю, надеясь на его справедливость.

Помогай Вам Господь, дорогие камчадалы! Боритесь на ваших и наших крабов. И читайте «Нефтяное обозрение».

Источники: www.regnum.ru 23.12.2004, 20.12.2004.
к оглавлению

Россия: нефтяники на шельфе Охотского моря
Шельф Охотского и Баренцева моря пойдет на распродажу

Министр природных ресурсов г-н Трутнев сообщил, что до 2010 года планируется выставить на аукцион 32 перспективных блока континентального шельфа. В них на площади 240 тыс. кв. км прогнозируется наличие 9 млрд. т условного топлива. Ожидается, что поступления в государственный бюджет только за счет аукционных платежей составят 5 млрд. долларов.

В период с 2005 по 2010 гг. будут выданы лицензии на освоение семи блоков на шельфе Охотского моря общей площадью 125 тыс. кв. км. Их прогнозируемые запасы оцениваются в 5,7 млрд. т условного топлива. Так что внедрение нефтяников на шельф Охотского моря еще только начинается.

До 2010 г будут также выставлены на торга 20 перспективных участков в Баренцевом и Печорском морях, которые будут распределены по шести тендерам.

Источник: www.rusenergy.com 20.12.2004.
к оглавлению

Россия: трубопровод «Тайшет — Перевозная»
«Байкальская экологическая волна» подает в суд иск против нарушений при проведении экологической экспертизы

Представитель «Байкальской экологической волны» Виктор Кузнецов сообщил о подаче жалоб в Пресненский суд г. Москвы, а также в Свердловский суд г. Иркутска на нарушения, допущенные компанией «Транснефть» при проведении экологической экспертизы проекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Во время общественных слушаний представителями науки и общественности был высказан ряд существенных замечаний по проекту. В Иркутской области таких замечаний было подготовлено 65, но они остались без ответа и не вошли в протокол общественных слушаний. Беспокойство иркутских экологов вызывает намерение компании «Транснефть» проложить трассу нефтепровода через зону, где возможны 11-балльные землетрясения. Значительные проблемы для обеспечения безаварийной работы трубопровода будут создавать сели и лавины. Кроме чрезвычайно сложных природных условий, следует учитывать, что трубопровод может стать объектом диверсий со стороны террористов. На территории Иркутской области кроме 764 км трубопровода будут построены 7 нефтеперекачивающих станций, а также резервные хранилища общим объемом в 2,7 млн. т.

Заявления представителей «Транснефти» о том, что принятые ей меры позволят обеспечить надежную и безопасную работу нефтепровода, несколько расходятся с реальностью. В ноябре 2004 года в гораздо более благоприятных и безопасных природных условиях на нефтепроводе компании «Транснефть» «Омск — Ангарск» произошла утечка нескольких тысяч т нефти.

Чтобы гарантировать соблюдение чистоты озера Байкал, предлагается полностью вывести трассу нефтепровода из его водосбора и проложить его по маршруту «Тайшет — Усть-Кут — Киренск — Ленск», с выходом после этого на Байкало-Амурскую магистраль.

Источники: «Коммерсантъ» Иркутск 24.12.2004, www.rusenergy.com 22.12.2004, www.regnum.ru 23.12.2004, AC Байкал ТВ 22.12.2004.
к оглавлению

Россия
По мнению граждан России КПД «антитеррористов» не выше, чем у паровоза

Половина населения России разделяет совершенно скандальное предположение, что отечественные спецслужбы в деле борьбы с террористами «могут, но не хотят». Другая половина мыслит более патриотично и полагает «что хотят, но не могут».

После Бесланской трагедии Фонд «Общественное мнение» опросил российских граждан, что они думают о роли российских «компетентных органов» в борьбе с чеченскими террористами, о которой они так любят поговорить с экранов телевизоров. 41% участников всероссийского опроса согласился с утверждением, что российские спецслужбы могут, но не хотят поймать главного чеченского террориста Шамиля Басаева. 30% придерживаются более лояльной по отношению к «компетентным органам» точки зрения, что спецслужбы хотят, но не могут этого сделать.

По данным «Левада-Центра» за последние 3 года энтузиазм российских граждан по вопросу о том «могут ли спецслужбы обеспечить сейчас безопасность граждан России, предотвратить крупные теракты в будущем» менялся следующим образом. В 2002 году 34% опрошенных считали, что могут. 52% придерживались противоположного мнения. 14% тогда еще затруднялись ответить.

В 2004 году число затруднявшихся ответить сократилось до 4%. Зато 77% были уверены, что российские спецслужбы не могут обеспечить безопасность жителей России, а также предотвратить крупные теракты. Число энтузиастов, полагающих, что «наше ФСБ нас сбережет» снизилось до 19%.

Так что жителям берегов Финского залива, Калининградской области, Байкальского региона, юга Приморского края, Сахалина и многих других уголков нашей необъятной страны, на которые падает взор российских нефтяников и газовиков, есть смысл призадуматься не только об экологии. Есть серьезный повод поразмышлять, насколько комфортно им будет жить в окружении набора различных нефтяных и газовых бомб (резервуарных, трубопроводных, танкерных, железнодорожных и т.д. и т.п.) под охраной «компетентных органов», которые то ли «могут, но не хотят», то ли «хотят, но не могут».

И пускай показательные шоу под управлением бравого чрезвычайного министра Шойгу никого в заблуждение не вводят. Между показухой и реальностью, как показывает богатейший российский и международный опыт — дистанция огромного размера. Сомневающиеся могут полистать архив «Нефтяного обозрения».

Источник: «Известия» 20.12.2004.
к оглавлению

Темы недели

Мексика
У компании «Пемекс» разорвало нефтепровод

Утром 22 декабря 2004 года произошел разрыв принадлежащего мексиканской государственной компании «Пемекс» нефтепровода мощностью 18 млн. т нефти в год. В результате серьезные ранения получили 5 человек. Более 700 т нефти попали в реку Котцакоалькос (Coatzacoalcos), впадающую в Мексиканский залив в штате Веракруз.

Около 300 человек, проживающих на ее берегах, были вынуждены срочно эвакуироваться, постольку существовал риск того, что залитая нефтью река может загореться.

В уборке разлива участвовало до 1500 человек и 35 плавсредств, через два дня нефть доплыла до берега Мексиканского залива где загрязнила 40 км пляжей. Общее количество загрязненных нефтью материалов (водоросли, пляжный песок, береговая растительность) оценивается в 11 тысяч кубометров, из которых уже собрано около половины. Очищено 90% загрязненных участков побережья Мексиканского залива.

С жалобами на состояние здоровья (головные боли, раздражение дыхательных путей) в медицинские учреждения компании «Пемекс» обратилось более 80 человек.

Согласно действующему мексиканскому законодательству за все это компания «Пемекс» может быть оштрафована на 200 тысяч долларов США.

Источники: San Diego Tribune 28.12.2004, CNN 24.12.2004, Napa News 24.12.2004, Billins Gazette 24.12.2004.
к оглавлению

Нигерия
Очередной взрыв с массовым сгоранием похитителей нефти

22 декабря 2004 года нигерийская полиция вела очередное расследование массового хищения нефтепродуктов из трубопровода на окраине столичного города Лагос. На небольшом отрезке трубы, принадлежащей Нигерийской национальной нефтяной корпорации (NNPC), было обнаружено 11 незаконных врезок. Через них местное население весьма активно обеспечивало себе доступ к богатствам нигерийских недр.

Пока полиция попыталась пресечь эту деятельность, кто-то, предположительно из нефтяных воров, поджег трубопровод. В результате сгорело, по крайней мере, 26 человек. Возможно, часть тел погибших уплыла вниз по течению протекающей рядом реки. Десятки человек получили ожоги.

Наиболее крупная катастрофа такого рода в Нигерии произошла в октябре 1998 года около деревни Джесси. Тогда в результате взрыва бензина, вытекшего из поврежденного продуктопровода, погибло более 1000 человек, пришедших туда для сбора бесплатного нефтепродукта.

Источник: Pakistan Times 24.12.2004, Guardian 23.12.2004, Independent Online 24.12.2004
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
«Лукойл» окунается в бурную жизнь бензиновой торговли в Санкт-Петербурге

Компания «Лукойл» готовится резко увеличить свое присутствие на рынке розничной торговли автомобильным топливом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Ею достигнута договоренность о приобретении всех 37 автозаправочных станций, принадлежащих компании «БалтТрейд» По различным оценкам, через них реализуется от 7 до 20% продаваемого в Санкт-Петербурге автомобильного топлива. 42 бензоколонки, уже имеющиеся у компании «Лукойл» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, позволяли контролировать 13–15% рынка. После завершения сделки «Лукойл» приблизится к лидеру местного топливного рынка «Петербургской топливной компании».

Первоначально речь шла о продаже компанией «БалтТрейд» только 10–14 принадлежавших ей автозаправок. Однако руководство «Лукойла» видимо нашло какие-то очень убедительные аргументы, чтобы побудить нынешних владельцев «БалтТрейд» продать их автозаправочный бизнес полностью.

Компания «БалтТрейд» является остатком Балтийской финансово-промышленной группы. Ее основатель и президент Павел Капыш был расстрелян в центре Санкт-Петербурга из гранатомета в 1999 году. Пришедший на его место Виталий Рюзин умер при не до конца понятных обстоятельствах в 2001 году.

После этого последовала серия бурных судебных разбирательств между различными претендентами на владение автозаправками «БалтТрейд», среди которых особо выделялась группировка бывших сотрудников «из органов». В конце концов 10 автозаправок этой компании приобрел хорошо известный в Санкт-Петербурге сильно «неформальный» предприниматель Александр Сабадаш (сейчас, кроме всего прочего, он является сенатором от Ненецкого автономного округа, с руководством которого у компании «Лукойл» весьма сложные отношения).

Но флагман еще пока уцелевших российских частных нефтяных компаний «Лукойл» не боится трудностей. Похоже его воодушевляет симпатия Санкт-Петербургских властей, которые хотели было передать «Лукойл» несколько десятков участков под строительство АЗС без конкурса. Это вызвало бурные протесты со стороны санкт-петербургской бензиновой общественности, среди которой имеются очень неординарные и сильно «неформальные» предприниматели. Остается надеяться, что на этот раз обойдется без стрельбы из гранатометов на набережных города на Неве.

Источники: «Время новостей» 23.12.2004. «Ведомости» 23.12.2004.
к оглавлению

Россия
Кажется, «Лукойл» наконец доделал терминал в Высоцке

Похоже, компания «Лукойл», на протяжении последнего года регулярно торжественно заявлявшая о начале работы возводимого ей экспортного терминала в порту Высоцк Ленинградской области, наконец его достроила.

Первая торжественная отправка танкеров дедвейтом до 20 тыс. т из порта Высоцк состоялась в мае 2004 года. Однако работа терминала была ограничена как из-за малой глубины у причалов, так и из-за малой пропускной способности железной дороги. В порту имеется три причала, однако нефть до сих пор отгружалась только с одного.

Теперь силами ОАО «Российские железные дороги» реконструкция подъездных путей в порту Высоцк завершена. Была построена объездная ветка железной дороги между станцией «Верхнее Черкасово» и станцией Нефтяная. Благодаря этому терминал в Высоцке, может быть, сможет начать отгружать нефть и нефтепродукты в объеме до 5 млн. т в год. Если еще какая-нибудь недоделка не обнаружится.

Источники: «Время новостей» 24.12.2004, www.oilru.com 23.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Лукойл» намерен увеличить перевалку через Варандей в 2005 году до 8 млн. т

Президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов сообщил, что уже сейчас нефтяной терминал его компании в бухте Варандей Ненецкого АО способен обслуживать танкеры дедвейтом до 70 тысяч т. В 2005 году через Варандей будет перевалено 8 млн. т нефти.

К 2007 году, после реконструкции, мощность терминала достигнет 12,5 млн. т нефти в год.

Источник: www.ngv.ru 24.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Транснефтепродукт» докладывает об успехах и реализует проект «Север»

На внеочередном заседании Совета директоров ОАО «АК «Транснефтепродукт», которое прошло под председательством замминистра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, были рассмотрены итоги работы компании в 2004 году и утверждена программа инвестиций на 2005 год.

В 2004 году по трубопроводам компании «Транснефтепродукт» было перекачано 27,1 млн. т нефтепродуктов. Чистая прибыль компании за 9 месяцев 2004 года увеличилась на 29% и достигла 3,2 млрд. рублей.

Финансирование инвестиционной программа «Транснефтепродукт» в 2005 году составит 11,9 млрд. рублей, из которых 11,1 млрд. рублей будут направлены на строительство трубопроводной системы «Север». В 2005 году будет вестись строительство нефтепродуктопровода «Второво — Ярославль — Кириши — Приморск». Начнется сооружение морского терминала по перевалке светлых нефтепродуктов в порту Приморск. Там будут строиться причальные сооружения и припортовая нефтебаза общей резервуарной емкостью 240 тыс. куб. м. Кроме того, составной часть проекта «Север» является реконструкция трубопроводной системы «Андреевка — Черкассы — Субханкулово — Альметьевск — Кстово — Второво».

Несмотря на появившиеся сообщения о наличии серьезных опасений относительно качества работ и труб, применяемых при реконструкции продуктопровода «Андреевка — Альметьевск — Кстово», представители компании заявляют, что эксплуатация и строительство новых трубопроводов осуществляется в строгом соответствии с действующими нормативными требованиями. Оказывается, «основной целью экологической политики Компании является прежде всего сохранение и восстановление природных систем, поддержание их целостности, что направлено на повышение качества жизни и улучшение здоровья населения». Более того, в «результате своевременно проводимых мероприятий» за 2002–2004 гг. на объектах компании не произошло ни одной аварийной ситуации. Это выглядит несколько странно.

Многочисленные «Воруйнефти», присасываясь к магистральным трубопроводам компании «Транснефть», весьма активно откачивают из них десятки тысяч т. По стране в целом объемы этой деятельности, возможно, измеряются уже сотнями тысяч т сырой нефти. Понятно, что при этом происходят регулярные утечки нефти, информация о которых просачивается в российские средства массовой информации. По каким-то загадочным причинам, уже готовые солярка и бензин, текущие по трубопроводам ОАО «АК «Транснефтепродукт», если верить торжественным заявлениями пресс-службы этой Компании, российских нефтяных воров ну совершенно не интересуют. Или они воруют нефтепродукты столь качественно, что при этом не проливается ни капли?

А насчет «сохранения и восстановления природных экосистем» как основной цели экологической политики «Транснефтепродукта» почитать было весьма приятно. Интересно будет посмотреть, как будет выглядеть на трассе продуктопровода «Ярославль — Кириши — Приморск».

Источники: www.rusenegy.com 22.12.2004
к оглавлению

Россия
Минпромэнерго достигает огромной экономии на планах «Транснефти» по расширению БТС. А премии заплатят?

Чиновники Минпромэнерго, в руки которых попал проект компании «Транснефть», показали чудеса повышения экономической эффективности деятельности этого российского трубопроводного монополиста. Вместо ранее заявлявшихся планов повысить мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) с нынешних 50 млн. т в год до 62 млн. т в год, компании пришлось согласиться на 60 млн. т в год.

Благодаря снижению мощности, за которую получатели услуг «Транснефти» расплачивались повышенным, так называемым «инвестиционным тарифом», будет достигнута очень значительная экономия. Она составит около 900 млн. долларов. В новом варианте стоимость повышения мощности БТС обойдется всего лишь в 500 млн. долларов. Достигнуты столь замечательные результаты будут за счет троекратного (до 140 км) сокращения новой параллельной нитки трубопровода, а также отказа от реконструкции значительного числа нефтеперекачивающих станций.

Понятно, что такой вариант делает невозможным быстрое увеличение мощности БТС до 100 млн. т в год, как это звучало в некоторых заявлениях. Снижение длины параллельных дополнительных ниток трубопровода, а также работа уже имеющихся нефтеперекачивающих станций на полную мощность могут создать определенные проблемы в обеспечении надежности работы трубопровода при прокачке 60 млн. т нефти в год.

Тем не менее, после рассмотрения в Минпромэнерго предложения ОАО «Транснефть» по проекту постановления правительства о доведении мощности БТС до 62 млн. т стоимость 1,4 млрд. долларов, от него остались 60 млн. т в год, но за 500 млн. долларов. Некоторые особо воодушевленные этим решением российские экспортеры высказывают надежды, что, может быть, это позволит снизить тарифы на этом направлении.

Им явно не хочется думать о гораздо более величественных и, соответственно, более дорогостоящих планах строительства трубопроводных систем «Восточная Сибирь — Тихий океан» и «Западная Сибирь — Баренцево море».

Источники: «Ведомости» 23.12.2004.
к оглавлению

Россия
Налоговое «мочение в сортире» по маленькому. Пришел через «Волготанкера»

Крупнейшее российское речное пароходство ОАО «Волготанкер» за последние 4 года достаточно успешно вело судебные разбирательства с налоговой службой, оспаривая начисляемые ей размеры налогов. За это время между компанией и областным налоговым управлением прошло 211 судебных процессов, большинство из которых выиграл «Волготанкер». Компания требовала вернуть ей около 300 млн. рублей налога с добавленной стоимости.

В результате, в августе 2004 года против руководства ОАО «Волготанкер» было возбуждено уже уголовное дело о неуплате налогов на сумму, приблизительно равную объему отсуженного возврата НДС. Под Новый 2005 год компания получила еще один подарок от налоговиков. Они выдали ей акт налоговой проверки за 2001 год, согласно которому получается, что «Волготанкер» незаконно получил возмещения из бюджета налогов на сумму 23 млн. долларов, которые теперь надо вернуть. Чтобы завершить картину, из налоговой службы пришло еще 40 бумаг. Из них в 20 содержится отказ о возмещении НДС за 2004 год на сумму 120 млн. рублей, а еще в 20 — о доначислении за 2004 года НДС на сумму 3 млн. долларов. ОАО «Волготанкер» конечно направило в налоговую свои возражения.

Однако если в отношении этой компании будет реализована та же схема, что была применена к «Юкосу», то «Волготанкеру» придется единовременно выплатить только за 2001 год 23 млн. долларов. Это вдвое превышает размер его прибыли за 9 месяцев 2004 года. Если же налоговая служба развернется по полной, то ее претензии за четыре года могут достичь 80 млн. долларов, что приведет к банкротству компании и распродаже принадлежащего ей флота.

А распродавать есть что. Флот «Волготанкера» состоит из 323 судов общим дедвейтом 1,25 млн. т. Можно не сомневаться, что желающие скупить их по дешевке найдутся.

Источник: «Коммерсантъ» 25.12.2004.
к оглавлению

Россия
Статистика разливов нефти в Сургутском районе: показатель аварийности или уровня вранья?

В 2004 году, по данным официальной статистики, на нефтепромыслах Сургутского района заметно увеличилась аварийность. По состоянию на конец декабря здесь была зафиксирована 251 авария, что вдвое больше чем в прошлом году. По официальным данным, в результате разливов в окружающую природную среду попало всего лишь 340 т нефти (как мы отмечали ранее, это превышает лучшие показатели ведущих мировых гигантов), которые загрязнили 10 га.

Рост аварийности отмечается у всех компаний, но первое место принадлежит «Юганскнефтегазу». На его долю приходится 177 сообщения об авариях. А вот далее следует весьма любопытное объяснение всех этих парадоксов:

«Часть, если не большинство, аварий скрывается. Единственным исключением из правил является «Юганскнефтегаз». К сожалению, такой честностью больше похвастаться не может ни одна компания, ведущая разработку месторождений на территории Сургутского района.

Большинство добытчиков «черного золота» предпочитают более быстрый и на их взгляд выгодный способ борьбы с последствиями аварии. Загрязненные участки попросту засыпаются песком. Особенно часто это происходит в «Сургутнефтегазе». Об этом сообщает Сургутский информационно-развлекательный портал.

Жесткая политика руководства «Сургутнефтегаза» в отношении провинившихся толкает подчиненных на сокрытие фактов прорывов. Нередко здесь даже не ищут конкретных виновных, а наказывают целыми бригадами, в чью смену была обнаружена авария.

С последствиями экологического безразличия специалисты Сургутского отдела по охране окружающей среды сталкиваются летом. Специального прибора для обнаружения разлива нефти зимой у местных экологов нет».

Источник: www.vsluh.ru 21.12.2004.
к оглавлению

Россия
У компании «Славнефть» нефтяной фонтан с пожаром

В Нижневартовском районе на Аригольском месторождении во время работ на скважине компании ОАО «Славнефть — Мегионнефтегаз» забил фонтан газонефтяной жидкости высотой 15–20 м. Потом он загорелся. Огонь уничтожил два ремонтных агрегата, при помощи которых удалось организовать это фонтан с фейерверком.

На тушение пожара приехали пожарные расчеты из пос. Ваховск, г. Стрежевой и Нижневартовска. Всего в работах по тушению огня и ликвидации фонтана работало 42 человека и 12 единиц техники. Жертв и пострадавших нет.

Источники: www.oilcapital.ru 22.12.2004, www.regions.ru 22.12.2004.
к оглавлению

Россия
«ТНК-ВР» идет на Верхнечонское месторождение нефти

Контролируемое «ТНК-ВР» ОАО «Верхнечонскнефтегаз» в 2004 году вложило на работы по освоению Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения около 8 млн. долларов. В 2005 году объемы инвестиций в этот проект увеличатся до 41 млн. долларов.

Идет выбор подрядчика для проведения капитального ремонта уже имеющихся двух скважин. Из них будут отобраны пробы для определения качества нефти, а также параметров, необходимых для завершения проектных работ по обустройству месторождения и строительства трубопровода. В соответствии с программой опытно-промышленной разработки (ОПР), в течение 5–7 лет должен быть достигнут уровень добычи 1 млн. т нефти в год.

В 2005 году планируется начало строительства первой очереди трубопровода длиной 320 км до Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения. Начало его круглогодичной эксплуатации ожидается в 2006 году. В 2005 году возможно принятие решения о строительстве второй очереди трубопровода, уже до Усть-Кута, откуда нефть будет дальше перевозиться уже по железной дороге. В 2006 году на Верхнечонском месторождении планируется бурение 8 скважин.

В 1 квартале 2005 года ОАО «Верхнечонскнефтегаз» планирует провести ряд общественных слушаний в Иркутске и в районах области, на которых будут рассмотрены планы строительства трубопровода и обустройства месторождения.

Тем временем администрация Иркутской области, которой принадлежит 11% пакет акций «Верхнечонскнефтегаз» отказалась от первоначальных планов по его продаже. Эти акции пока будут внесены в качестве вклада региона в уставной капитал ОАО «Восточносибирской газовой компании», которая занимается освоением Ковыктинского газового месторождения.

Источники: www.oilcapital.ru 22.12.2004, 24.12.2004.
к оглавлению

Россия
Нефтегазовая благодать достанется и Перевозной, и порту Восточному, и Зарубино

Губернатор Приморского края г-н Дарькин, похоже, ведет целенаправленную работу, направленную на то, чтобы все порты региона могли приобщиться к радостям экспорта не только нефти и нефтепродуктов, но и сжиженного газа. На состоявшейся в Москве встрече с руководством «Газпрома» была достигнута предварительная договоренность, об организации экспорта сжиженного природного газа через порт Зарубино (бухта Троица). Доставлять его сюда будут в железнодорожных цистернах.

Кроме того, на встрече губернатора Дарькина с оставшимися неизвестными представителями министерств и ведомств было принято решение о перевалке до 10 млн. т в год нефти через порт Восточный. Для этого в нем будет построена нефтеперевалочная база.

Так что теперь жители российского Дальнего Востока теперь смогут по наслаждаться широкой гаммой ароматов отправляемых в Японию, Южную Корею и Китай нефти, нефтепродуктов, а также сжиженного газа. Это райское наслаждение они смогут испытать в окрестностях не только в Находке, Владивостоке, Перевозной, но и в порту Восточном, и Зарубино. И станет побережье юга Приморского края не первоклассным местом для отдыха, а сетью «душистых» нефтегазовых салонов. Которые вместе с подъездными железнодорожными путями придется очень тщательно охранять от всякого рода террористов, чтобы они там чего-нибудь не натворили.

Источник: www.ngv.ru 21.12.2004.
к оглавлению

Россия
Аборигены Сахалина отложили начало активных действий на месяц

Заявленная ранее 20 декабря 2004 года аборигенами Сахалина дата начала активных акций протеста, включая блокады дорог и мостов, вызывала некоторое изумление. Ведь все равно работа с конца декабря по середину января и так будет парализована продолжительными рождественско-новогодними возлияниями, с последующим похмельным синдромом.

Похоже у аборигенных повстанцев с Сахалина расчет возобладал над эмоциями, и они перенесли начало выкапывание топоров войны на месяц. Остается только поздравить их с Рождеством и Новым годом!

Это, наверно, будет более правильно. Попразднуем вместе, повеселимся. А потом можно будет заняться и народными возмущениями.

Источник: www.ngv.ru 21.12.2004.
к оглавлению

Россия
«Газпром» шагает впереди! По части зарплаты

Госкомстат опубликовал любопытную статистику, кому на Руси жить хорошо. На первом месте по зарплатам находится газовая отрасль. Ее работники в среднем получают по 29,4 тыс. руб. в месяц. Нефтедобывающая отрасль выглядит более скромно — со средним показателем 20,7 тыс. рублей в месяц. И уж совсем бессребрениками выглядят труженики топливной отрасли. Их средняя зарплата составляет лишь 17,7 тыс. рублей. Правда, это только то, что официально, и о чем знает Госкомстат.

Впрочем, все эти представители достойных уважения профессий зарабатывают заметно выше среднего уровня заработной платы по стране, который в ноябре 2004 года составил 7,0 тыс. рублей.

Самыми малополезными членами российского общества выглядят работники сельского хозяйства с их заработной платой 3,1 тыс. рублей, а также легкой промышленности где в месяц платят по 3,5 тыс. руб.

Источник: www.oilcapital.ru 22.12.2004.
к оглавлению

Россия
Общественные слушания проекта нефтяного порта на Тамани. Лучше поздно, чем никогда

В станице Тамань прошли общественные слушания проекта создания в районе мыса Железный Рог комплекса по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа мощностью 10,5 млн. т в год. По планам ЗАО «Таманьнефтегаз», его строительство продлится два года. Будет построен резервуарный парк, рейдовый островной причал для отгрузки нефти на танкера на расстоянии 3,3 км от берега.

Жители станицы Таманская и окрестных поселков, как изящно написано в сообщении, «неоднозначно восприняли предложенный проект». Основной причиной протестов называют то, что, по мнению населения, инвесторы не выполняют обязательств по решению социальных проблем. Кроме того, на строительстве активно используется большегрузная техника, что приводит к разрушению дорог и оказывает неблагоприятно воздействие на поселок Волна. Жителей прибрежных поселков волнует, как строительство порта повлияет на рыбное хозяйство и находящийся на берегу древний культурный слой.

Участники дискуссии предложили инвесторам заключить с муниципальными властями договора экономического сотрудничества, где будут указаны их конкретные обязательства по решению местных экологических и социальных проблем.

Источник: www.regions.ru 22.12.2004.
к оглавлению

Канада
После почти месяца простоя платформа «Терра нова» восстанавливает свою работу

20 ноября 2004 года в результате проблем с работой водного сепаратора на шельфовой платформе «Терра Нова», находящейся в 300 км от берегов канадской провинции Ньюфаундленд, в Атлантический океан попало более 100 т нефти. Работа платформы была остановлена до 15 декабря, несмотря на то, что ее владелец, компания «ПетроКанада» каждый день несла миллионные убытки.

После анализа и устранения причин аварии платформа «Терра Нова» 15 декабря 2004 года получила разрешение на возобновление работы. Однако 20 декабря 2004 года на поверхности воды опять были обнаружены пятна нефти. Несмотря на относительно небольшой объем новой утечки, около 300 литров, компании «ПетроКанада» пришлось резко снизить объем добываемой нефти. Из 10 скважин платформы «Терра Нова» пять дают смесь воды и нефти, которая должна затем перерабатываться на сепараторе. Работа этих скважин была остановлена. В результате объемы добычи снизились с 8 млн. т в год до 4,5 млн. т в год.

Анализ показал, что, это, вероятно, не новая порция разлившейся нефти, а остатки разлитого еще 20 ноября. 20 декабря 2004 года «ПетроКанада» получила разрешение властей на восстановление работы платформы «Терра Нова» на полную мощность. При этом должен осуществляться более тщательный контроль за работой сепаратора.

Компания «ПетроКанада», только из-за простоя платформы «Терра Нова», а также из-за ограничений на ее работу потеряла 54 млн. канадских долларов.

Источники: Globe and Mail 28.12.2004, London Free Press 24.12.2004
к оглавлению

США
Компания «КонокоФиллипс» отвергает обвинения в разливе нефти

После трех месяцев расследования власти штата Вашингтон официально обвинили компанию «КонокоФиллипс» в том, что принадлежащий ей танкер «Полар Техас» (Polar Texas) стал источником загадочного разлива примерно 3 т нефти. В результате этой утечки, обнаруженной 14 октября 2004 года, в очередной раз оказались загрязнены более 35 км побережья в районе Пьюджет Саунд.

Очистные работы обошлись в 2 млн. долларов. В рамках расследования были отобраны пробы разлившейся нефти и нефтепродуктов, с судов, которые находились в то время в районе Пьюджет Саунд. Анализ собранных образцов позволил властям заявить, что утечка произошла с борта танкера «Полар Техас».

Представители компании «КонокоФиллипс» не согласны с этим обвинением и требуют от властей предоставить всю первичную документацию по химическим анализам. В случае, если обвинение подтвердится, компании придется оплатить стоимость проведенных очистных работ, а также по 100 тысяч долларов штрафных санкций за каждый день, когда побережье было загрязнено. В октябре 2004 года очистные работы продолжались около 2 недель.

Танкер «Полар Техас» длиной 270 м был построен еще в 1973 году. В связи с таким внушительным возрастом судна компания планировала прекратить его эксплуатацию 19 ноября 2004 года. Согласно официальным данным в период 1992–1999 года с этого судна произошло 6 утечек нефти и нефтепродуктов, но все они были небольшого объема. Наиболее крупная утечка с борта «Полар Техас», объемом около 3 т, произошла в 1999 году у причала нефтеперерабатывающего завода компании «Тоско», расположенного в Пьюджет Саунд.

Источник: Newsday 23.12.2004.
к оглавлению

США
На Аляске получились крабы в нефтяном соусе

Несмотря на ужасающую картину разломившегося на две части огромного малайского сухогруза «Селенданг Аю», который выбросило на скалы у берегов алеутского острова Уналяска, первоначальный объем разлившейся нефти был относительно невелик. Во время крушения из находившихся на борту судна более 1400 т нефтепродуктов в воду попало около 100 т мазута.

Однако проведение спасательных работ в условиях северной зимы сильно затруднено. После очередного мощного шторма носовая часть судна полностью ушла под воду. Это привело к дополнительному разливу около 1000 т мазута. На поверхности моря не видно крупных нефтяных пятен, поскольку во время шторма мазут, видимо, хорошо перемешался с водой. Зато следы его хорошо видны на плавающих в районе аварии сотнях морских птиц. Обнаружено 40 погибших пернатых. 20 загрязненных мазутом птиц были отловлены и отправлены на отмывание.

Отлов крабов в районе места аварии показал, что в половине из них уже присутствуют следы нефтепродуктов. Власти ввели в этом районе запрет на промысел краба, которым с января 2005 года собирались заняться 20–30 судов.

Кормовая часть судна пока прочно сидит на скалах. В январе аварийно-спасательные команды постараются откачать около 300 т находящихся в ней нефтепродуктов.

Источники: San Francisco Chronicle 26.12.2004, Seattle Post intelligencer 27.12.2004.
к оглавлению

Казахстан
Как оказалось, на общественных слушаниях проекта Кашаган задавались острые вопросы

На проведенных в Актау и Атырау общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду проекта компании AgipKCO по освоению крупнейшего шельфового месторождения Кашаган представители общественных организаций задавали весьма серьезные вопросы о его экологической и социальной безопасности.

Проект будет выполняться в северной мелководной части Каспийского моря, которое до 4–5 месяцев в году покрыто льдом. Эта часть акватории имеет очень важное рыбопромысловое значение.

Месторождение Кашаган имеет очень высокое пластовое давление и содержит большое количество высокотоксичных и сильно пахнущих газов — сероводорода, меркаптанов. Представитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет Хакимов обратил внимание на то, что в проекте строящиеся объекты отнесены к высокоопасным, а их эксплуатация оценивается как умеренно и малоопасная. При авариях на трубопроводах, например через реку Урал, радиус серьезного загрязнения меркаптанами может составить 57 км.

Природоохранные активисты предлагают компании AgipKCO застраховать здоровье жителей потенциально опасных зон. Действующее законодательство Казахстана не содержит такого рода требований. Однако если компания так уверена в экологической безопасности проекта, затраты на подобную страховку не будут очень велики, а население получит уверенность, что в случае аварий будут выплачены компенсации.

Источник: Eurasia.org.ru 22.12.2004.
к оглавлению

Казахстан
Пять бесхозных скважин кое-как заделали. Что делать с остальными 1500?

Компания «Атыраумунайгазгеология» выполнила работы по консервации устьев пяти бесхозных скважин на месторождении Прибрежном, из которых выделялась нефть. В результате подъема уровня Каспийского моря они оказались под водой.

Несмотря на радостное одобрение со стороны контролирующих органов — санэпидемстанции, МЧС, областного департамента экологии, глава инспекции по надзору за безопасным ведением нефтяных операций на море Рафус Латфуллин отказался подписывать акт о приемке работ. По его мнению, при их проведении было допущено большое количество нарушений технологии. Благоприятные погодные условия и везение позволили избежать катастрофы, но она могла произойти в любой момент. У «Атыраумунайгазгеологии» нет нужного оборудования для выполнения работ в строгом соответствии с технологией.

Ранее Радус Латфуллин предсказывал, что первая организация, выигравшая тендер на работы по консервации затопленных скважин, научно-внедренческий центр «Алмаз», не справится с их выполнением. Этот прогноз оправдался. Потом за дело взялась «Атыраумунайгазгеология», которой удалось выполнить работы, но за счет грубейших нарушений технологии и правил техники безопасности.

Остается непонятно, кто и за счет каких средств сможет выполнить работы по обеспечению безопасности еще полутора тысяч бесхозных скважин, оказавшихся на дне Каспийского моря.

Источник: Eurasia.org.ru 22.12.2004.
к оглавлению

Эстония
Ударно работают нефтяники Эстонии

Понятно, что своей нефти в этой прибалтийской республике нет, но зато количество переваливаемой на танкеры российской нефти и нефтепродуктов достигло солидных величин. За 11 месяцев 2004 года через таллиннский порт прошло 34,3 млн. т грузов, из которых 28,6 млн. т составили транзитные грузы.

Количество обработанных насыпных грузов составило 5,2 млн. т, что на 4% больше чем за аналогичный период прошлого года. А вот наливных грузов (в основном нефть и нефтепродукты) через Таллинн прошло 23,6 млн. т, что на 9,5% больше чем в прошлом году.

Источник: www.logistic.ru 24.12.2004.
к оглавлению

Египет
Суэцкий канал продолжал работу, несмотря на разлив 15 тысяч т нефти

Администрация Суэцкого канала сообщила уточненные данные по последствия аварии кувейтского танкера «Аль-Самидун». По уточненным данным, разлилось не 8000, а 15 000 т. Причиной аварии стало столкновение танкера с одним из доков Суэцкого канала. Тем не менее, было принято решение не останавливать движения судов по каналу.

Несмотря на активные очистные работы, сильное нефтяное загрязнение распространилось на 55 км по каналу. Его удалось остановить на подходе к Средиземному морю у Порт-Саида. Поскольку для борьбы с разливом использовались большие дозы химических веществ, способствующих рассеиванию нефти, возникла угроза, что в воды Средиземного моря может попасть не только разлившаяся нефть, но и использовавшиеся для борьбы с ней химикаты.

В материалах расследования причин и последствий аварии ставится вопрос о целесообразности продолжения работы канала в условиях столь мощного разлива нефти. Нет уверенности в допустимости использования для борьбы с разливом таких больших количеств химических веществ, что может нанести дополнительно значительный экологический ущерб.

Похоже у администрации Суэцкого канала просто отсутствовал четкий план действий на случай такого мощного разлива нефти.

Источники: AFP-Terra Daily 22.12.2004, MENA 21.12.2004, Reuters 21.12.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное