Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 8(72)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N8 (72)  Нефтяное обозрение
21 - 27 февраля 
2005 г.

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/05/oil-0508.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2005 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/05/


Дорогие читатели! Поздравляем с весной! Хорошего вам настроения и энергии, как у весеннего солнышка!
У нас радость: нас уже больше трех тысяч!
А еще мы прошли во второй тур Фестиваля золотых рассылок Subscribe.Ru. Поддержать нас вы можете, проголосовав на странице http://www.voxru.net/result/vote/1456.shtml
С результатами голосования можно ознакомиться на http://www.voxru.net///arc/other/fest2.html

редакция :))

Темы недели

Горячие темы

Другие сообщения


Темы недели

Россия
Дотянет ли Ходорковский до Георгия Димитрова?

25 февраля 2005 года занудно-производственный процесс «мочения в сортире» некогда богатейшего российского олигарха стал более увлекательным. После зачитывания унылых прокурорских фантазий на тему злодейств Ходорковского, Лебедева, а также примкнувших к ним участников «преступной группы», наступила пора ответного слова подсудимого.

Ответ был тверд, но не блестящ. Михаил Ходорковский завершил свое выступление следующими выводами:

«Завершая дачу показаний в этой части, хочу сказать еще раз: меня обвиняют в преступлениях, которых просто не было. Они были просто выдуманы из головы следователем, или художественно переработаны из материалов обычных, публичных гражданских споров.

В качестве доказательств обвинение приводит сведения, частично достоверные, а частично недостоверные, об обычной, нормальной производственной деятельности, которая свидетельствует только об обычной деятельности: общественно полезной, производственной и коммерческой, причем производственной деятельности предприятий, к которым я не имел отношения просто потому, что они еще не принадлежали мне и не управлялись мной, или уже не принадлежали и не управлялись, или никогда не принадлежали и не управлялись, или потому, что эта производственная деятельность, эти решения по своим масштабам были существенно меньше тех, по которым требовалось мое активное участие.

На протяжении следствия я просил: «Покажите мне сведения о моих, по вашему мнению, противоправных действиях, которые я должен буду объяснить. Не ваши выдумки, не сведения о производственной деятельности каких-то предприятий, а о моих противоправных действиях». Я этого не добился. Запись об этом имеется в протоколе моего последнего допроса во время следствия, после чего я отказался говорить со следствием - мне не о чем с ними говорить, если нет конкретных сведений о моей личной противоправной деятельности, потому что я не знаю и не понимаю, от чего я должен защищаться - от выдумок и мнений?»

Неплохо, но слабовато. Как достаточно умный человек, Михаил Ходорковский должен понимать, что его дело имеет показательно-политический характер. Чтобы те, кто в современной России продолжает самостоятельно думать, что-либо делать, и, тем более, заявлять, об этом знали, видели и боялись. В этой ситуации надежды на компромиссы с властями бесполезны. И примирительно-оправдательный тон вряд ли принесет результаты.

Исторический опыт показывает, что на начальной фазе формирования тоталитарно-фашистских диктатур иногда более эффективным может оказаться активное сопротивление. Пример - дело болгарского коммунистического активиста Георгия Димитрова, которого арестовали и обвинили в поджоге рейхстага.

Интересно, что все эти бурные события протекали ровно за 72 года до того, как в Мещанском суде Михаилу Ходорковскому наконец-то предоставили слово. 27 февраля 1933 года внезапно загорелось здание Рейхстага, которое использовали для заседаний германские парламентарии. Дело происходило ночью, и от пожара никто не пострадал. Но его активно использовали.

Нацисты тут же объявили этот поджог делом рук тогдашних «международных террористов» из числа германских коммунистов и либералов. Германская полиция начала массовые «зачистки». Было арестовано около 4000 политических активистов, разгромлены штаб-квартиры коммунистической и социал-демократической партий, редакции их газет.

На следующее утро Гитлер, назначенный 31 января 1933 года канцлером, подал президенту Гинденбургу указ о введении чрезвычайного положения:

«Параграфы 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153 Конституции Германского Рейха временно утрачивают силу закона. Тем самым ограничения личной свободы и права свободного выражения мнений, включая свободу прессы, объединений и собраний; контроль над почтой, телеграфом и телефонными переговорами, обыск домов, экспроприация имущества и прочие санкции восстанавливаются вне пределов, установленных законами прежде».

Исключительно с целью защиты германской конституции ее тогдашние гаранты существенно расширили применение смертной казни. Центральному правительству в ходе укрепления «вертикали власти» были предоставлены большие возможности для давления на власти германских земель, часть которых тогда еще проявляла строптивость. Полиция получила право задерживать любых подозреваемых и продлевать содержание под стражей, сколько сочтет нужным. При этом она могла не сообщать родственникам о причинах ареста и о судьбе заключенного, не допускать к нему адвокатов.

В дополнение к указу о чрезвычайном положении в тот же день был принят указ «против измены и предательства». Эти два документа стали юридической основой для нацистской диктатуры под руководством Адольфа Гитлера. «Временная отмена» положений Конституции Германского Рейха оказалась длительной. До самой весны 1945 года, когда кончился и сам германский рейх, и его конституция.

А пока, пользуясь новыми полномочиями и очень вовремя произошедшим пожаром Рейхстага, фашистские боссы попытались устроить показательное судебное «мочение в сортире», получившее название Лейпцигского процесса. Был арестован ряд коммунистов, включая болгарина Георгия Димитрова, которых обвинили в заговоре против германского конституционного строя. Но Димитров оказался твердым орешком. Романтическое изложение тех событий содержится в стихотворении известного советского поэта Долматовского:

Дело о поджоге Рейхстага

Ты помнишь это дело о поджоге Рейхстага?
Давний тридцать третий год..
Огромный Геринг, как кабан двуногий,
На прокурорской кафедре встает.
Еще не взят историей к ответу,
Он хочет доказать неправду свету:
«Рейхстаг большевиками подожжен!»
Но вот пред всеми - смуглый, чернобровый -
Встал подсудимый. Чистый и суровый,
Он в кандалах, но обвиняет - он!
Он держит речь, неистовый болгарин.
Его слова секут врагов, как жгут.
А воздух так удушлив, так угарен, -
На площадях, должно быть, книги жгут.

Похоже до жути, особенно там, где про Геринга и прокурорскую кафедру. Книги пока не жгут. Но в эпоху Интернет и макулатуры этим заниматься как-то несолидно. Тем более что в информационной сфере все путем, все ведущие каналы российского телевидения уже и так ходят строем, и только отдельные отщепенцы пока еще отваживаются демонстрировать «фиги в кармане».

Но самое удивительное было потом. Германский имперский суд, заслушав прения сторон, оправдал подсудимого Димитрова. Тот явно выиграл словесно-идеологическую дуэль с одним из столпов фашистской вертикали власти Германом Герингом. Из обвиняемого Димитров превратился в обвиняющего. Вместо того чтобы причитать, что он бедный невиновный иммигрант, попавший в лапы фашисткой охранки, не понимающий в чем его обвиняют, Димитров стал обличать формирующуюся в Германии систему тоталитарной бюрократической диктатуры, лжи, репрессий и насилия.

Впрочем, его дальнейшая карьера уже ничего интересного не представляла. Триумфальный приезд в Москву, руководство Коминтерном, соучастие в уничтожении сотен коммунистических романтиков, которые хотели бороться за народное счастье и мировую революцию. Ему опять повезло. В отличие от других выдающихся деятелей международного коммунистического движения его не расстреляли товарищи по партии, а даже направили править освобожденной Болгарией. Где он вскоре и умер своей смертью. Наиболее ярким следом Димитрова в истории стала его самозащита на суде по сфабрикованному фашистами делу о поджоге Рейхстага.

Понятно, что имперский суд нацистской Германии - это не Басманный или Мещанский суд эпохи «диктатуры закона», «мочения в сортире», «обрезания, чтобы ничего больше не выросло», а также «укрепления вертикали власти». Но все-таки…

Так хочется дожить до победной весны, желательно не 2017 г.

Интересно, а амнистию по поводу 60-летия победы над фашистской Германией объявят?

Источники: http://www.khodorkovsky.ru 25.02.2005, http://yadwashem.hotbox.ru.
к оглавлению

Глобально
Север - бурите на здоровье, а вот с танкерами надо быть осторожнее

Ведущие специалисты мира напрягли свои интеллектуальные ресурсы в рамках профинансированной США, Россией, Канадой и пятью странами Северной Европы «Программы оценки и мониторинга Арктики» (Arctic Monitoring and Assessment Program) и пришли к радостным для нефтегазовой промышленности выводам.

Оказывается, благодаря совершенствованию технологий бурение в Арктике стало гораздо менее опасным в плане неблагоприятных экологических последствий. Так что бурить теперь можно без особых опасений. Этим явно воспользуется Норвегия, которая недавно решила отменить запрет на бурение в Баренцевом море, чем вызвала громкие протесты природоохранных групп. Такое заключение порадует и администрацию президента Буша, которая также давно мечтает побурить и покачать нефть из недр Арктического природного заповедника (Arctic National Wildlife Refuge - ANWR).

Вместе с тем авторы исследования рекомендуют обратить внимание на безопасность танкерных перевозок нефти в северных широтах. Должны быть улучшены планы профилактики и борьбы с разливами нефти в Арктике. Такие катастрофы ведут к возникновению трех групп негативных последствий. Это массовая гибель живых организмов, долговременные последствия присутствия нефти в окружающей среде и психологическое воздействие на общественность.

Особое внимание должно быть уделено транспортировке нефти танкерами, поскольку при этом наиболее высока вероятность ошибок со стороны персонала, которые могут привести к авариям.

Источник: Reuters 21.02.2005.
к оглавлению

США
На севере диком опасны не только танкеры, но и крупные сухогрузы. Предложения общественности Аляски

На Севере серьезную экологическую опасность могут представлять аварии не только на танкерах, но и на крупных сухогрузах, берущих на борт до нескольких тысяч т нефтепродуктов в качестве топлива. Авария двигателя на сингапурском судне «Селенданг Аю», которое с грузом 70 тысяч т соевых бобов шло из американского порта Такома в Китай, привела к тому, что 8 декабря 2004 года оно оказалось выброшенным на берег острова Уналяска (Алеутские острова).

Под ударами волн судно, имевшее на борту около 1500 т мазута и дизельного топлива, разломилось на две части. За счет героических усилий аварийно-спасательных команд, которые смогли начать работу только через три недели после катастрофы, при помощи вертолетов из обломков судна удалось откачать около 450 т нефтепродуктов. Остальное, а это более 1000 т, в основном попало в воду. На месте аварии было обнаружено 1600 мертвых птиц. Реальная численность погибших пернатых гораздо выше.

Несмотря на все усилия, локализация разлива мазута и работы по его уборке продвигались медленно и с большим трудом. Причина этого - очень сложные природные условия и зима, когда световой день короток, очень холодно и постоянно штормит. Сейчас, после откачки основной части нефтепродуктов, остававшихся в обломках судна, аварийно-спасательные работы прекращены из-за их высокой опасности для людей. Они продолжатся уже летом.

Разлив нефтепродуктов после крушения «Селенданг Аю» стал самым крупным в прибрежных водах Аляски после аварии танкера «Эксон Валдес» в 1989 году, когда в воды Тихого океана попало 40 тысяч т нефти. «Селенданг Аю» потерпел крушение на территории Аляскинского национального морского заповедника (Alaska Maritime National Wildlife Refuge). Площадь этой особо охраняемой природной территории составляет 1,8 млн. га. В него входит большинство островов Алеутской гряды. По оценкам Службы рыбы и дикой природы США (U.S. Fish and Wildlife Service), здесь гнездится до 40 млн. морских птиц. Многие из них являются эндемиками. В прибрежных водах обитают многочисленные стада тюленей, моржей, стеллерова корова, морская выдра.

Чистая мало нарушенная природа Алеутских островов и прилегающих акваторий стали базой для рыбной промышленности. На острове Уналяска расположен Датч Харбор - крупнейший по объемам вылова и второй по стоимости уловов рыбный порт США. Сюда приходят суда с треской и палтусом, лососем и крабом. Принятые после разлива мазута с «Селенданг Аю» профилактические меры, похоже, позволили избежать загрязнения рыбы и морепродуктов.

Как реакция на очередную катастрофу с крупным разливом нефти у берегов Аляски, возникла новая коалиция «Партнерство по безопасности мореходства» (Shipping Safety Partnership). В нее вошли ученые, неправительственные природоохранные организации, общественные организации местных жителей и коренного населения, рыболовные ассоциации. Задачей партнерства является подготовка и лоббирование комплекса мер, направленных на повышение безопасности мореходства у берегов штата Аляска.

Приоритетное внимание будет уделено оживленной международной торговой трассе, по которой ежегодно несколько тысяч торговых судов осуществляют рейсы между портами Северной Америки и юго-восточной Азии. Она проложена по так называемой «дуге большого круга», которая учитывает круглую форму земного шара и обеспечивает минимальную длину маршрута. Для этого торговые суда заходят далеко на север, проходя между Алеутскими островами в южную часть Берингова моря. Опыт «Селенданг Аю» показал, что Алеутские острова слабо подготовлены к профилактике возможных аварий и проведению быстрых и эффективных аварийно-спасательных работ. В связи с этим участники «Партнерства по безопасности мореходства» считают необходимым принятие следующих первоочередных мер:

1. Анализ риска при осуществлении мореходства в районе Алеутских островов

Заказчиком этой работы должны быть власти штата Аляска или федеральное правительство. Исполнителем - независимая организация, работающая в сфере организации и обеспечения безопасности морских перевозок. В докладе должна содержаться информация о характере морских перевозок в районе Алеутских островов (названия судов, их владельцы, характер грузов, уровень подготовки команды, сведения о предыдущих авариях и т.д.). На ее основании должен быть разработан прогноз возможной аварийности в районе Алеутских островов и выделены наиболее вероятные места этих аварий. Должен быть проведен количественный анализ возможных мер по предупреждению прогнозируемых аварий и ликвидации их последствий.

2. Система контроля движения судов

В районе Алеутских островов должна быть создана система контроля за движением судов в режиме реального времени. Эта информация должна поступать в систему Береговой охраны США. Все суда, проходящие мимо Алеутских островов, должны иметь соответствующее техническое оборудования и передавать информацию в систему контроля движения судов.

3. Дежурные буксиры

В двух точках торговой трассы через Алеутские острова должно быть организовано постоянное дежурство двух буксиров, каждый мощностью не менее 10 тысяч сил. Они должны иметь швартовые устройства, позволяющие брать на буксир аварийные суда практически при любых возможных вариантах погодных условий. Должны проводиться регулярные учения для проверки готовности этих буксиров к выполнению спасательных операций.

4. Буксирное оборудование на крупных торговых судах, места стоянок в случае аварий

Должна быть рассмотрена возможность установки на всех крупных судах, проходящих мимо Алеутских островов, приспособлений для буксировки, аналогично тому, как это уже требуется для танкеров. Должны быть определены места безопасных якорных стоянок, на которые аварийные суда могут идти своим ходом или на буксире для отстоя и ремонта.

5. Правила сообщения о технических проблемах или авариях на борту судна

Необходимо разработать и четко выполнять протокол, согласно которому суда, проходящие в районе Алеутских островов, должны немедленно сообщать в береговой координационный центр все сведения о возникновении проблем с двигателями, системой управления, корпусом и других, которые могут привести к аварии.

6. Усиление возможностей борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

Вдоль Алеутской морской трассы должны быть созданы запасы боновых заграждений, иметься в наличии суда для сбора и приема разлившихся нефтепродуктов, емкости для перегрузки топлива с аварийных судов. Местные компании и население должны пройти тренировки, чтобы можно было оперативно привлечь их к выполнению аварийно-спасательных работ.

7. Изменение маршрутов прохождения мимо Алеутских островов

Должна быть рассмотрена возможность изменения маршрутов, чтобы транзитные торговые суда проходили на большем расстоянии от берега. Должны быть определены наиболее ценные с точки зрения рыболовства или охраны природы акватории, в которых торговые суда по возможности не должны появляться. Должна быть рассмотрена возможность введения ограничений на прохождение некоторых проливов по погодным условиям.

8. Соглашение о ликвидации крыс на судах

Находящиеся на борту судов крысы в результате аварии могут попасть на берег. При отсутствии естественных врагов они могут быстро размножиться и нанести огромный ущерб природе островов, особенно гнездящимся здесь пернатым. Судовладельцы должны принять меры для уничтожения крыс на судах, проходящих мимо Алеутских островов.

9. Технические требования к судам

Должны быть рассмотрены возможности использования более строгих технических требований к конструкции судов, которые работают на маршрутах, пролегающих вблизи от Алеутских островов.

Для выполнения этих требований участники Партнерства обратились к властям Аляски с предложением о встрече. На ней предлагается обсудить подготовленный общественностью доклад об аварии «Селенданг Аю» и ее экологических последствиях, а также меры, необходимые для предотвращения таких аварий в дальнейшем. Они также обратились в Конгресс с предложением провести парламентские слушания по этой проблеме.

Источники: www.alaskaoceans.org/sao/ssp.htm, ENS 24.02.2005.
к оглавлению

Франция
Разлив после аварии танкера «Эрика». Возможно, что «Тоталь» все-таки придется заплатить

В декабре 1999 года в 70 км от берегов французской провинции Бретань потерпел крушение танкер «Эрика». Во время сильного шторма это старое судно, ходившее под мальтийским флагом, разломилось на две части. Из 30 тысяч т нефти, находившихся на борту судна, 10 тысяч т попало в воду.

Жители побережья провинции Бретань, на берега которой была выброшена разлившаяся нефть, считают, что им был нанесен ущерб в размере 920 млн. евро. До сих пор выплачено только 97 млн. евро компенсаций. Компания «Тоталь», нанявшая танкер «Эрика» для перевозки своей нефти, утверждает, что причиной аварии стала внутренняя коррозия корпуса, которую нельзя было заметить при внешней инспекции, проведенной перед заключением договора. Однако ряд экспертов утверждает, что плохое техническое состояние, не говоря о большом (25 лет) возрасте судна, было очевидно с самого начала. Поэтому компания «Тоталь» должна нести хотя бы часть ответственности за этот наем.

«Тоталь» до сих пор удавалось затягивать судебный процесс по иску от 60 пострадавших в результате разлива нефти с танкера «Эрика» под предлогом необходимости получения дополнительных заключений экспертов. Наконец суд пришел к выводу, уже предоставленной информации достаточно, чтобы перейти к рассмотрению дела по существу. Теперь ему предстоит решить, должна ли нефтяная компания «Тоталь» нести определенную долю ответственности за использование для перевозок нефти танкера «Эрика», или нет.

Особое возмущение пострадавших вызывает тот факт, что «Тоталь» отказывается платить за причиненный при ее участии ущерб на фоне рекордных прибылей 2004 года, которые составили 9 млрд. евро.

Источники: Reuters 22.02.2005, AFP 21.02.2005.
к оглавлению

Горячие темы

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Мы бандито, гангстерито, держим банко миллионо и плеванто на законо

События, происходящие вокруг строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (она же - нефтепровод «Тайшет - Перевозная») идут полностью по мотивам песенки «Мы бандито, гангстерито» из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Она явно претендует на роль корпоративного гимна ОАО «АК «Транснефть» и когорты различного рода руководящих чиновников, проталкивающих этот проект:

Мы бандито, гангстерито, мы кастето, пистолето. Oh yes.
Мы стрелянто, убиванто, украданто то и это. Oh, yes.
Банко, тресто, президенто ограблянто ун моменто. Oh, yes.
И за енто режисенто нас сниманто киноленто. Oh, yes.

Мы бандито знаменито, мы стрелято пистолето. Oh, yes.
Мы фиато, разьежато целый день кабриолето. Oh, yes.
Постоянно пьем чинзано, постоянно сыто-пьяно. Oh, yes.
Держим банко миллионо и плеванто на законо. Oh, yes.

Мы пирато, гастролеро, мы синьоро Деляворо. Oh, yes.
И гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.
A-la bene, de patino, все игранто в ганстерино. Oh, yes.
Ul momano, цап монето и стрелято пистолето.

Источник: www.pesenki.ru, собственные наблюдения - далее.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Мы пирато, гастролеро, мы синьоро Деляворо…

В начале недели Приморье посетил с официальным визитом руководитель федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша. Со стороны приморских властей с ним работал вице-губернатор Приморского края Виктор Горчаков.

«По итогам поездки Вячеслав Рукша провел рабочее совещание, на котором заявил, что избрание конечной точкой нефтепровода - бухты Перевозная - окончательное решение правительства РФ, и обсуждения, а также рассмотрения других вариантов больше не будет. Он отметил, что создание нефтеналивного терминала не ухудшит экологическую ситуацию в этом районе, поскольку терминал оснащен эффективными очистными сооружениями, уже опробованными на аналогичных терминалах в Новороссийске (Черноморское побережье) и Приморске (Балтика)». (www.oilcapital.ru 25.02.2005.)

Господин Рукша, конечно, выдающийся российский нефтеход, а теперь, как оказалось, еще и эколог. Но хотелось бы все-таки узнать, чем он собирается буксировать 300-тысячные гиганты с грузом нефти, которые при его активном содействии собираются запихивать в Амурский залив. Наверно г-ну Рукше пригрезились когда-то имевшиеся в распоряжении советского военно-морского флота могучие буксиры «Николай Чикер» и «Фотий Крылов». Но они уже давно не появляются в родных российских водах, а несут свою спасательную службу на другом конце земного шара. И совсем не под российским флагом. Впрочем, для агентства г-на Рукши это будет хорошим поводом запустить руку в государственный бюджет для финансирования строительства новых буксиров. Которые потом кто-нибудь когда-нибудь снова сможет куда-нибудь загнать.

Интересно было бы также узнать, какими «очистными сооружениями» г-н Рукша собирается убирать крупный разлив нефти, если он случится в окрестностях терминала Новороссийска, Приморска или Перевозной. Туалетной бумагой или ершиками из сортиров Федерального агентства? История пока не зафиксировала фактов успешной уборки разливов объемом более 5-10 тысяч т нефти. В лучшем случае их уносит в море. В худшем - размазывает по окрестным берегам. Что г-н Рукша будет делать, если, не дай Бог, танкер со 100 и более тысячами т нефти на борту выбросит на берег недалеко от Владивостока?

Похоже, приморский чиновник г-н Горчаков все-таки испытывает некоторые неудобства от того, что в одних заявлениях конечным пунктом нефтепровода «Тайшет - не поймешь что» звучит бухта Перевозная, в других - Находка:

«- Я буду говорить о том, что знаю на сегодняшний день. Я как чиновник подчиняюсь государственной дисциплине. А в постановлении написано: «Тайшет - Перевозная».

Есть приказ министра Христенко - ускорить проектные работы. Речь идет о середине марта. Предполагается, что уже летом начнется строительство, причем как со стороны Сибири, так и со стороны конечной точки. И в подтверждение этой версии могу сообщить, что начиная с конца января на территории Приморья ведут активную работу проектировщики, отвечающие за проектирование нефтяного терминала, модернизацию автомобильных и железных дорог и строительство нефтехранилища. И все это происходит на площадках бухты Перевозная.

Есть жесткая рекомендация руководства страны: в следующем году, в августе-сентябре 2006 года запустить терминал и транспортировать через него нефть. Пока не будет построен нефтепровод, отправка будет осуществляться по железной дороге через станцию Барановский. От нее до Перевозкой около 100 км. Правда, этот участок дороги еще необходимо электрифицировать, возможно, даже проложить вторую колею. Так что отработка всей технологической цепочки будет осуществляться, не дожидаясь окончания строительства нефтепровода» (Золотой Рог).

Источник: www.oilcapital.ru 25.02.2005, «Золотой Рог» №13, 2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
И плеванто на законо…

Относительно сроков начала разгрома природы берегов Амурского залива существуют определенные противоречия. Если начальник Федерального агентства морского и речного транспорта РФ г-н Рукша и вице-губернатор Приморского края г-н Горчаков твердо намерены начать рыть землю уже летом 2005 года, то они собираются совершить некоторое насилие над существующим российским законодательством. Впрочем, ему, законодательству, равно, как и следящим за его выполнением правоохранительным органам к этому не привыкать.

Но, тем не менее, подобные действия (начало строительства в Перевозной) без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы являются противозаконными. Сейчас в Подмосковье другой видный государственный деятель, г-н Митволь из Росприроднадзора, пытается кататься на бульдозере, чтобы снести, по его мнению, незаконно построенные дачи и даже баню Аллы Пугачевой. Потому как нет у них положительных заключений госэколэкспертизы. А тут целый нефтеэкспортный терминал.

На состоявшемся 24 февраля заседании совета директоров ОАО «АК «Транснефть» было принято предложение завершить до 30 июня разработку ТЭО проекта, который осторожно предпочитают называть «нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан». К этому же сроку планируется закончить разработку рабочей документации. В решении совета директоров сообщается, что начало строительства намечено уже на 2005 год, но при этом должны быть соблюдены все процедуры по конкурсному отбору подрядных организаций и поставщиков материалов и оборудования.

Даже при самых ураганных темпах протаскивания этой документации через процедуру общественных слушаний, а также государственной экологической экспертизы, если не идти на откровенные нарушения закона, до осени любые строительные работы на месте намечаемого терминала в бухте Перевозная и на подходах к ней будут незаконными.

Будет интересно посмотреть, пойдут ли на это г-н Рукша, г-н Горчаков и примкнувший к ним Вайншток, и как на это дело посмотрят в Генпрокуратуре и Росприроднадзоре.

Источники: www.rusenergy.com 25.02.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Держим банко миллионо…

Японские и российские эксперты 21 февраля 2005 года провели встречу в Москве, на которой обсуждались перспективы сотрудничества по проекту строительства все той же нефтепроводной системы «откуда-то из Восточной Сибири - куда-то на Тихий океан».

Похоже, с российской географией у японских журналистов совсем плохо, судя по совершенно экзотической версии трассы, которая звучит как «Ангарск, около Байкала в Восточной Сибири на Перевозную около Находки на российском Дальнем Востоке» (Japanese and Russian experts held a meeting Monday in Moscow on project to build an oil pipeline linking Angarsk, near Lake Baikal in eastern Siberia, to Perevoznaya, near Nakhodka in Russia's far east…)

Далее в тексте несколько раз поминается название «Ангарск - Находка», из чего можно сделать вывод, что не только для отдельных московских, но и для японских чиновников бухта Перевозная и порт Находка - это одно и то же. А что между ними более 200 км - не важно.

Но наверно они все-таки не перепутали названия представителей японских государственных структур, принимавших участие в заседании. Это Японское агентство по природным ресурсам и энергетике (Japan Natural and Energy Agency), а также «Японский банк международного сотрудничества» (Japan Bank for International Cooperation - JBIC).

Деньги, как нетрудно догадаться, водятся именно в последней структуре, знаменитой оглушительными скандалами в связи с кредитами, которые она выдает. Особенно славно JBIC поработал в Индонезии, где объем взяток и прочих платежей, попавших в многочисленные карманы семейки президента Сухарто, оценивается в 15 млрд. долларов. Видимо отчаявшись перевоспитать таких прожорливых потребителей денег японских налогоплательщиков, японские власти одно время попытались уменьшать размеры средств, выделяемых этой замечательной финансовой структуре. Но все равно, денег в «Японском банке международного сотрудничества» еще очень много.

Источники: Kyodo 22.02.2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
И гражданто, убеганто в рассыпанто presto скоро. Oh, yes.

Приморский вице-губернатор Горчаков, предчувствуя, с какой стороны ожидать проблем для своей бурной деятельности, нанес предупредительный удар. Конфигурация его стандартная:

«Я внимательно слушал экологов на общественных слушаниях и не раз в неформальной обстановке беседовал с ними. Я понимаю их беспокойство и желание сохранить какие-то кусочки земли. Но в эту игру активно вмешиваются всякие «потусторонние» силы. Под ними я понимаю разные общественные организации, которые получают поддержку из-за рубежа. Кстати, в Приморье поступила большая сумма долларов на провоцирование экологов против нефтепровода. Мы знаем это совершенно точно.

Некоторым странам не нравится появление трубы, так как это повлечет за собой промышленное развитие Дальнего Востока, а оно не отвечает их политическим задачам. Труба поможет нам организовать более тесное сотрудничество с Японией, Китаем и Южной Кореей - промышленно развитыми странами региона, потенциал которых самодостаточен, и это кое-кого не устраивает.

Возвращаясь к трубе, она - не есть спасение от всех проблем края. Но это - создание терминала для глубоководных судов и нефтеперерабатывающего завода, использование мощностей нашей строительной индустрии и стройматериалов, создание рабочих мест.

Дальше мы реконструируем железную и автомобильную дорогу. Это привлечет за собой серьезную модернизацию хоть и не всего края, но значительной его части. Так или иначе поселки Безверхово и Барабаш Хасанского района будут развиваться».

Вероятно, он ждет, что после такого заявления экологи срочно побегут каяться, писать явки с повинной и переводить имеющиеся у них средства в фонд поддержки строительства нефтепровода «Тайшет - непонятно куда», пока к ним не пришли из налоговой. Истории про жуткие суммы долларов (а почему не юаней?), которые поступают якобы на «провоцирование экологов против нефтепровода» в последнее время стали стандартным припевом российских чиновников, когда очередная их афера, затеваемая исключительно для того, чтобы было как лучше, кончается «как всегда».

Про японские иены г-н Горчаков благоразумно не упоминал. Поскольку в отличие от мифических, максимум, нескольких десятков тысяч долларов, проект нефтепровода «Тайшет - Перевозная», помимо пока относительно безвозмездной деятельности местных «бандито-гангстерито», проталкивается на японские иены. Средства, которые определенные структуры в Японии готовы выделить на развитие превращения России в сырьевой придаток страны восходящего солнца, будут астрономическими. Хоть в иенах - а это могут быть сотни миллиардов иен, хоть в долларах - соответственно, миллиарды долларов.

При экономии на усушку, осадку, временные сооружения, игры с качеством песка и цемента, и прочие приятные тонкости учета и контроля, миллиард-другой долларов (сотня-другая миллиардов иен) отката и получится. Не зря, предчувствуя грядущее возмущение тех, кому не достанется, совет директоров «Транснефти» прикрыл себя ритуальной фразой о необходимости соблюдения всех процедур по конкурсному отбору подрядных организаций и поставщиков материалов и оборудования.

Судя по всему, в Приморье уже давно все «распилено». Кто бы из приморских журналистов просветил нас на тему, кто в этом регионе заведует песком, цементом и земляными работами, а также окрестностями поселков Безверхово и Барабаш Хасанского района? Неужели, как и в Москве, мадам …?! Понятно, местная, приморская, а не московская. Или московская уже и там цемзаводик прикупила?

Источник: «Золотой Рог» №13, 2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Дальневосточный леопард как символ сопротивления

Похоже, дальневосточный леопард может стать символом сопротивления потугам нефтяников и местных «борцов с бедностью» запихнуть на благодатные берега огромную нефтяную трубу, нефтеэкспортный терминал, да еще нефтеперегонный заводик в придачу. Им уже удалось это сделать на Черном и Балтийском море, Сахалине, теперь пришел черед Приморья. Понятно, что быстро развивающимся экономикам Китая, Южной Кореи, да и развитым экономикам Японии и США нужна нефть. Но все-таки хотелось бы, чтобы что-то осталось и гражданам России. Но граждан России пока еще много, а потому власти могут продолжать упражняться в уменьшении их численности. Дальневосточных леопардов осталось очень мало - всего штук 40-50. А потому включены они в Красную книгу и подлежат охране со стороны российского государства.

На вопрос о том, что строительство терминала в Перевозной, похоже, создаст проблемы для леопарда, вице-губернатор Горчаков ответил:

«Может быть, но у меня есть основания думать, что его в местах потенциального строительства уже и нет. А если и есть, думаю, общий шум стройки их спугнет и они уйдут подальше в глушь…» (»Золотой Рог»).

Ведь все понимает. И как убедительно отвечает. Проблема только в одном. Глуши на юге Приморского края осталось слишком мало. И уходить леопардам будет некуда. Разве что на плакаты «Они вымерли, чтобы обеспечить российско-японское сотрудничество».

После того, как японские гиганты «Мицуи» и «Мицубиси» несколько вляпались с проектом «Сахалин-2», который, похоже, прикончит популяцию западных серых китов, японским компаниям и чиновникам теперь только угробленных дальневосточных леопардов будет не хватать. Им, конечно, не привыкать, но все-таки перед лицом международной общественности как-то неудобно. А если к протестам присоединятся многомиллионные массы кошколюбов со всего мира, то даже гиганты японской экономики призадумаются.

Тем временем депутаты Госдумы от Приморья вроде также отправили в адрес краевых властей письмо, в котором выражается обеспокоенность тем, что «Любая утечка нефти из трубы, идущей по водосборной территории рек Уссури, Илистой и Перевозной, неминуемо приведет к экологической катастрофе и гибели мелководного Амурского залива, где стоит в том числе и Владивосток» (www.regions.ru).

Подумать только, а я думал, что в здании Госдумы на Охотном ряду одни «голосовалки, приятные во всех отношениях» остались. Жалко, что сохранившиеся представители народа в российском законодательном органе какие-то скромные оказались и в сообщениях не указывают свои имена. Чего они боятся? Грызлова? Дарькина? Или самого Винни-Пуха?

Тем временем жители Хасанского района вообще распоясались и начали призывать к проведению референдума по вопросу о том, нужен им трубопровод с экспортным терминалом, или нет. Ну и дела. Мяу! Хоть бы написали бы нам, что там у них происходит, а мы бы остальным рассказали.

Источники: www.regions.ru 25.02.2005, Прайм-ТАСС 25.02.2005, «Золотой Рог» № 13, 2005.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Минтранс уполномочен опровергнуть

Готовность некоторых московских и приморских начальников в приступе бюрократического восторга начать немедленно рыть землю в районе Перевозной при «плеванто на законо» вызывает тревогу и удивление, особенно для тех, кто в полной мере осознает всю сложность и противоречивость этого проекта.

Избыточная ретивость г-на Рукши поставила в несколько дурацкую ситуацию Министерство транспорта РФ, которое вроде бы является его начальником. Не каждый день приходится выступать с идиотскими пояснениями, из которых всем становится понятным, что «плеванто» относится не только к «законо» но и к «президенто», роль которого в случае с г-ном Рукшей выполняет министр транспорта г-н Левитин:

«Министерство транспорта РФ опровергает информацию о том, что бухта Перевозная в Приморье будет конечной точкой нефтепровода «Тайшет - Тихий океан». Об это сообщает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минтранса. В министерстве заявили, что в сообщении со ссылкой на руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукшу о том, что бухта Перевозная в Приморье будет конечной точкой нефтепровода Тайшет - Тихий океан и рассмотрения других вариантов больше не будет, не соответствует действительности.

Рабочая поездка В. Рукши в Приморье была связана с необходимостью изучения ситуации. Наряду с бухтой Перевозная рассматриваются и другие варианты строительства нефтеналивного терминала. Окончательное решение по данному вопросу может быть принято только после проработки и оценки всех рисков. Работа в этом направлении ведется, и окончательное решение может быть принято через несколько месяцев» (www.oilru.com).

Попытки найти подтверждение этого радостного факта на официальном интернет-сайте Минтранса (www.mintrans.ru) успехом не увенчались. В весьма дохленьком по объему и содержании разделе пресс-службы ничего на эту тему не обнаружилось.

Тем более ничего нового не появилось после визита на сайт Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, расположенного по мужественному адресу www.morflot.ru. На его первой странице помещена вполне штатская фотография г-на Рукши. Но вот каких-либо пояснений к тому, что он говорил или как его неправильно поняли по поводу Перевозной, там нет.

Источники: www.oilru.com 1.03.2005, www.mintrans.ru, www.morflot.ru.
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Государственная экологическая экспертиза. И обольщаться не надо

В Международный Социально-экологический союз, на адрес его сопредседателя С.И. Забелина, пришел ответ из Федеральный службы по экологическому и атомному надзору (исх.№ АМ-10/158 от 11.02.2005) на его письмо в аппарат Правительства РФ по поводу сроков проведения госэколэкспертизы обоснования инвестиций «Восточная Сибирь - Тихий океан». Сроки соблюдены ювелирно, поскольку ответ подготовлен на письмо аппарата правительства от 12.01.2005 №П12-116.

Уважаемый Святослав Игоревич!

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации о совместном рассмотрении с Министерством природных ресурсов Российской Федерации Вашего обращения по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации при проведении государственной экологической экспертизы материалов «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ОИ) сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проведение государственной экологической экспертизы указанных материалов организовано на основании приказа Ростехнадзора от 15.10.2004 №139. Продолжительность работы экспертной комиссии по приказу составляет 3 месяца (90 дней), что находится в полном соответствии с Положением о порядке и Регламентом проведения государственной экологической экспертизы, где срок проведения государственной экологической экспертизы для сложных объектов ограничен 120 днями.

Проведение государственной экологической экспертизы проходило по календарному плану, утвержденному на первом заседании экспертной комиссии. Однако, учитывая, что эксперты хорошо представляют объект государственной экологической экспертизы, т.к. варианты «ОИ» дважды рассматривались и дорабатывались по замечаниям государственной экологической экспертизы в 2003 - 2004г.г., экспертная комиссия на своем очередном заседании 20.11.2004 г. приняла решение о проведении пленарного заседания 2 декабря 2004 г. для обсуждения проекта заключения государственной экологической экспертизы, что отражено в протоколе № 7.

Следует отметить, что видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабря 2004 г. не производилось, в связи с чем «цитировать» отдельные выхваченные фразы выступающих, не корректно.

Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст.4) установлено, что в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Из вышеуказанного закона не следует обязательность проведения общественной экологической экспертизы. Условия проведения общественной экологической экспертизы и перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы установлены ст.23 и 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В соответствии со ст.27 указанного закона представлять документацию на экологическую экспертизу, а также передавать необходимые материалы, сведения, расчеты и дополнительные разработки по объекту экологической экспертизы общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, обязаны заказчики документации. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание одной экспертной комиссии.

По материалам «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» проведена общественная экологическая экспертиза Региональной благотворительной общественной организацией «Общественная экология». Экспертная комиссия приняла во внимание результаты общественной экологической экспертизы, а также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложения по экологическим аспектам материалов «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населения, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ОИ ВСТО в томе ОВОС «Материалы общественных обсуждений».

ВРИО Руководителя А.Б. Малышев

Чтобы полностью оценить красоту этой чиновничьей отписки, надо ознакомиться с текстом исходного письма из МСоЭС руководителю Правительства РФ (исх. № 79 от 16.12.2005):

Уважаемый Михаил Ефимович!

Масштабный инвестиционный проект «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ОИ ВС-ТО)» (заказчик ОАО «АК» Транснефть») вызывает повышенный общественный интерес со стороны местного населения, региональных органов власти от Байкала до Приморья, задевает интересы многих промышленно-финансовых корпораций и по уровню затрат вполне сопоставим сейчас с незавершенным проектом строительства БАМ, отметившим в этом году свой 30-летний юбилей.

К нашему огорчению, в подведомственной Вам Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора (ФСЭТАН) имело место прямое вмешательство в работу экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) «ОИ ВС-ТО» со стороны должностных лиц органов исполнительной власти с целью повлиять на ход проведения ГЭЭ, что согласно статье 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (№174-ФЗ, 1995), квалифицируется как нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

На очередном заседании экспертной комиссии ГЭЭ 02 декабря 2004г. было принято решение о завершении ГЭЭ, несмотря на то, что согласно приказу ФСЭТАН от 15.10.2004 №139 сроки работы экспертной комиссии были определены 3 месяцами и истекают 15 января 2005г. В присутствии ряда наблюдателей от общественных организаций Председатель экспертной комиссии Николаев А.В. заявил буквально следующее: «В соответствии с Приказом ФСЭТАН экспертиза должна была длиться три месяца, но нас торопят, и мы досрочно завершили работу». Необходимо отметить, что существующее законодательство и сложившаяся практика в экспертных органах МПР РФ и еще ранее Госкомэкологии РФ предполагает сроки рассмотрения столь сложного и ответственного инвестиционного проекта не менее 4 месяцев.

Прошедшие в июле этого года общественные слушания в семи субъектах федерации предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) этого проекта показали, что проектная документация, мягко выражаясь, далека от совершенства. Учеными, специалистами, представителями общественных экологических организаций было внесено 224 замечаний и предложений, которые официально были переданы разработчикам проекта. Особое беспокойство вызывают вопросы экологической безопасности и общественной эффективности инвестиционного проекта. Основные нарушения законодательства, допущенные ОАО «АК»Транснефть» и зафиксированные органами прокуратуры РФ, сформулированы в открытом письме Президенту РФ(прилагается), которое было передано лично мною руководителю Администрации Президента РФ Медведеву Д.А. и находится на контроле у него и Совете при Президенте Российской по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

При содействии господина Медведева Д.А. мы провели переговоры с уполномоченными представителями ОАО «АК» Транснефть» с целью получения полного пакета предпроектной документации для проведения общественной экологической экспертизы заинтересованными общественными организациями и надеемся на положительное решение этого вопроса. В соответствии с существующим законодательством «общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней» (ст.22 п.1 ФЗ «Об экологической экспертизе»). Таким образом, попытки сокращения сроков государственной экологической экспертизы лишают возможности ряд общественных организаций провести общественную экологическую экспертизу, результаты которой должны быть рассмотрены экспертной комиссией государственной экологической экспертизы.

В связи с вышеизложенным просим Вас обеспечить в подведомственном Вам учреждении проведение государственной экологической экспертизы в установленные Законом сроки с полноценным участием заинтересованных общественных организаций. Приложение: 1 .Открытое письмо Президенту РФ на 2 стр.

Co-председатель Совета Международного социально-экологического Союза, Член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Святослав Забелин

Интрига этого сюжета заключается в том, насколько юридически чисто было оформлено сокращение сроков с 90 до 47 дней сроков проведения госэколэкспертизы проекта Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»(ОИ ВС-ТО)».

Текст приказа Ростехнадзора №139 от 15.10.2005, равно как и протоколы заседания экспертной комиссии, и даже текст принятого ей 2 декабря 2005 года итогового заключения в открытом доступе, т.е. в Интернет, отсутствуют. Можно было бы предполагать, что в Ростехнадзоре не знают о существовании такого средства информирования граждан Российской Федерации о том, чем занимаются российские чиновники на деньги российских налогоплательщиков. Однако на бланке указан адрес электронной почты atomnadzor@gan.ru. Из этого можно сделать два вывода. Первый, в недрах Ростехнадзора знают о существовании компьютеров, и они там возможно даже есть. Второй - они знают о существовании электронной почты, и даже, может быть, ею пользуются.

Была предпринята попытка обнаружить признаки присутствия Ростехнадзора в Интернет. Поисковая система «Яндекс», которая утверждает, что в ней «найдется все» посоветовала сходить на www.gosnadzor.ru. Действительно там находится одна из трех голов - бывший Госгортехнадзор. Но состояние ее совсем не жизнерадостное. Последняя размещенная на сайте новость датирована 22 декабря 2004 года. Видимо, после этого Госгортехнадзор начал праздновать Рождество и Новый год и до сих пор не может прийти в себя.

Сайт российского правительства советовал отправиться по адресу Москва ул. Таганская д. 34, стр. 1. Есть ли в этом здании Интернет, российское правительство не сообщало.

Немудреный поиск gan.ru тут же навел на след радиоактивной головы Ростехнадзора и ее придатков.

На первой же странице этого замечательного сайта сообщается, что «В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Федеральная служба по атомному надзору и Федеральная служба по технологическому надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. До завершения организационных мероприятий по созданию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) вопросы промышленной безопасности освещаются по адресу: www.gosnadzor.ru, вопросы ядерной и радиационной безопасности освещаются по адресу: www.gan.ru».

Далее следовал тот самый сокровенный адрес, 109147 Москва Таганская 34 и электронная почта atomnadzor@gan.ru. По какому адресу освещаются вопросы экологической экспертизы - покрыто мраком неизвестности.

Сердце мое наполнилось радостью, как только я увидел, что в нижней части страницы этого самого www.gan.ru помещен переход на «Общественную приемную» (http://www.gan.ru/priyomnaya/priyomnaya.htm). Там можно обнаружить замечательную возможность «Вы можете задать ваш вопрос, заполнив следующую форму». Правда после этого в скобках ярко красным цветом было добавлено «Временно не работает». Остается только догадываться, что «принимают» в «общественной приемной» Атомнадзора.

Но, тем не менее, «Общественная приемная», несомненно, упорно работает, судя по наличию перехода на страницу «Обзора обращений граждан» (www.gan.ru/priyomnaya/obrasheniya.htm). Можно сказать коллеги. Мы вот «Лесное обозрение» и «Нефтяное обозрение» выпускаем.

Отрывшееся на этой странице оказалось настолько восхитительным, что мы решили процитировать его полностью. Читайте и наслаждайтесь:

В течение 2002 года в Госатомнадзор России поступило 25 писем граждан, в том числе:

  • по вопросам безопасности использования атомной энергии 15 писем;
  • по вопросам лицензирования деятельности с источниками ионизирующего излучения 3 письма;
  • кадровые вопросы и вопросы социального обеспечения 7 писем.

По 10 обращениям граждан, направленным в Госатомнадзор России, поставленные в них вопросы были решены положительно, либо по изложенным в них фактам приняты меры. Два письма были переадресованы по принадлежности в другие ведомства с уведомлением авторов писем.

По 15 обращениям граждан, касающихся вопросов регулирования безопасности при использовании атомной энергии, экологической безопасности, захоронению и переработке ядерного топлива были даны разъяснения авторам обращений».

Целых 25 писем. И целых 10 положительных решений. Как все округло. И всего лишь за 2002 год. Фантастическая оперативность!

После этого всем должно стать понятно, в какие надежные руки попало проведение государственной экологической экспертизы в Российской Федерации. Полюбоваться на облик временного исполняющего обязанности руководителя всего этого великолепия (он же ВРИО руководителя А.Б. Малышев), а также ознакомиться с его трудовой деятельностью на ниве сохранения родной российской природы можно по адресу www.gan.ru/rukovodstvo/malyshev.htm.

Ввиду полного отсутствия содержательной официальной информации о деятельности Ростехнадзора по государственной экологической экспертизе обоснования инвестиций в «Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ОИ ВС-ТО) нам приходится пользоваться теми драгоценными крупицами, что удалось выявить в процессе переписки.

Итак, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 15.10.2004 №139 продолжительность работы экспертной комиссии была определена в 3 месяца (90 дней). Далее был составлен и утвержден (впрочем, непонятно кем) календарный план работы экспертной комиссии. После этого экспертная комиссия вдруг, всего через месяц после начала работы (20.11.2005), приходит к выводу, что ей больше работать не надо, и принимает решение о проведении итогового пленарного заседания 2 декабря 2004 года. О чем якобы составляется протокол №7.

По идее в период между 20.11.2005 и 2.12.2005 он должен был бы появиться в открытом доступе, благо у трехголового бюрократического монстра Росприроднадзора есть, по крайней мере, два официальных интернет-сайта. И в то время оба еще не начали праздновать Новый год. Так что у экспертной комиссии были все возможности для информирования широкой (а не только строго избранной) российской общественности, о досрочном завершении работы. Но протокол №7 никто из широкой общественности не видел. Что наводит на определенные сомнения в факте его существования.

В любом случае, сложившийся в Росприроднадзоре стиль работы настораживает. Приказом устанавливается срок работы экспертной комиссии в 90 дней, а она работает лишь 47 дней. При такой исполнительской дисциплине становится понятным, почему у нас Чернобыли взрываются и атомные подводные лодки тонут. Может быть, ВРИО А.Б. Малышев все-таки должным образом оформил этот трудовой энтузиазм экспертной комиссии класса «пятилетку в три года» и издал приказ о сокращении сроков проведения этого самого ГЭ ОИ «ВС-ТО», но об этом никто не знает.

Заявление о том, что эксперты якобы хорошо представляют объект экспертизы, поскольку этот проект уже дважды рассматривался, тоже хотелось бы подтвердить хоть какими-то доказательствами. Например, разместив в открытом доступе список экспертов первых двух госэколэкспертиз и той, что завершилась 2 декабря 2004 года.

На итоговом заседании 2 декабря, на котором мне каким-то чудом (спасибо настойчивости региональных природоохранных организаций) удалось побывать, про то, что сроки проведения госэколкспертизы сокращаются из-за того, что эксперты слишком хорошо знают проект, ничего не говорилось.

Зато там говорилось нечто совсем другое, что было опубликовано в 48 выпуске «Нефтяного обозрения», который еще в декабре 2004 года был разослан тысячам наших подписчиков, и находится на независимых от нас сайтах трех рассылок. Все-таки плохо не читать «Нефтяное обозрение». Иначе бы составители ответа и ВРИО руководителя А.Ю. Малышев учли, что тысячи людей прочитали это:

А.Ю.Григорьев. Как я участвовал в государственной экологической экспертизе проекта трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»:

Дальнейшее изложение приходится вести с использованием внешних признаков участвовавших в заседании официальных лиц. Ни повестки заседания со списком выступающих, ни списка экспертной комиссии, ни, тем более, каких-либо рабочих материалов прибывшим на это мероприятие не выдавалось. Наверно это теперь так принято.

Пожилой, солидно выглядящий господин, как я понял, председатель комиссии, разъяснил государственную важность происходящего события. Оказывается, сам президент Путин попросил премьер-министра Фрадкова до 15 декабря 2004 года определиться с проектом нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

В связи с этим работа государственной экологической экспертизы была организована ударными темпами. Несмотря на то, что согласно приказу номер № 939 от 15 октября 2004 года, срок проведения экспертизы был установлен в 3 месяца (т.е. она должна закончиться 15 января 2005 года), ее организаторы и участники в едином порыве решили завершить свой труд досрочно. В духе стахановцев или контингента сталинских «шарашек», все члены экспертной комиссии были твердо намерены выдать на-гора сводное заключение уже 2 декабря 2004 г. Таким образом, нам была предоставлена действительно уникальная возможность присутствовать при последние часах процесса его изготовления» (»Нефтяное обозрение» №48 2004 31.11.-5.12.2004)

«Пожилой, солидно выглядящий господин» - это председатель экспертной комиссии Николаев А.В. Приказ о проведении экспертизы имел номер не 939, а 139. Вот и все уточнения.

Действительно «видео-, аудио- и стенографической записи пленарного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы 2 декабря 2004 г. не производилось». Но есть свидетели. Шесть представителей общественных природоохранных общественных организаций (ВВФ, Гринпис, МСоЭС, Экоюрис) там были. И они явно не страдают склерозом.

Из новых сюжетов этого восхитительного шоу особый интерес представляет утверждение, что экспертная комиссия «также рассмотрела и проанализировала все аргументированные предложения по экологическим аспектам материалов «Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», как поступившие от научной и организованной экологической общественности, населения, заинтересованных организаций и структур, так и представленные в ОИ ВСТО в томе ОВОС «Материалы общественных обсуждений».

Хотелось бы обнаружить хоть какие-либо материальные доказательства этого радостного факта. Для начала - увидеть мифический том ОВОС «Материалы общественных обсуждений», на который так любят ссылать многочисленные чиновники, но который никто не видел.

Впрочем, нет, возможно, я видел. Когда мы были на встрече с руководством ОАО «АК «Транснефть» представитель проектной организации помахал у нас перед носом каким-то томом, утверждая, что это якобы и есть ТОТ САМЫЙ. Но что находилось внутри - «Материалы общественных обсуждений» или переплетенная подшивка журнала «Плейбой», никто так и не узнал.

Источники: «Нефтяное обозрение» №48 2004, www.gan.ru, www.gosnadzor.ru, деловая переписка Международного социально-экологического союза (электронные версии размещены в интернет по адресу)
к оглавлению

Нефтепровод «Тайшет - Перевозная»
Кто будет козлом отпущения - министр Трутнев или министр Христенко?

Министр Юрий Трутнев, несомненно, обладает очень высоким для современной российской бюрократии уровнем интеллекта. В момент исторического визита к В.В. Путину он жизнерадостно уверял гаранта российской конституции, что нефти у нас - хоть залейся. Особенно если выделить 40 миллиардов долларов на ее поиск. Судя по сообщениям СМИ, во время встречи Вовочка и Юрочка всласть поиграли в перевозку нефти на паровозиках, перекачку ее трубочкам и расстались крайне довольные друг другом.

А вот после этого министр Трутнев, похоже, призадумался. То, что сейчас нефти для обеспечения сколь-нибудь длительной работы трубы нет - понятно всем. И он в свободное от визитов к гаранту конституции время всем об этом говорит.

Найдут ли ее, если даже правительство вдруг выделит дополнительные средства на геологоразведку - большой вопрос. Деньги понятно, освоят, а вот что выдадут на гора - непонятно.

Рванет ли толпа иностранных инвесторов закапывать свои средства в стылые восточносибирские недра после того, что было сделано с «Юкосом» и лихих заявлений о поддержке российских производителей нефти и газа посредством обрезания иностранных, чтобы у них ничего не выросло - тоже непонятно.

Кидалово китайцев тоже рано или поздно плохо кончится. Вдруг они в дополнение к своим разведочным буровым установкам двинут в Восточную Сибирь пару-тройку танковых дивизий в комплекте с миллионом-другим солдат? Танки оформят как тракторы, а бойцов - помощниками бурильщиков. А автоматы оформят как китайские хлопушки для отпугивания медведей. В России этих медведей навалом, они даже на партийных знаменах нарисованы. Тут уже согласием отдать половину Большого Уссурийского острова не отделаешься.

Поскольку под чудесный проект нефтепровода «Тайшет - куда-то на Восток» будут закопаны и откачаны огромные средства, через несколько лет может возникнуть ряд весьма неприятных вопросов. Очевидно, что министерство г-на Трутнева явно не стремится играть роль локомотива в этой афере:

«Отвечая на вопрос, будут ли планы по строительству трубопровода детализированы в текущем году, глава МПР сказал, что «за себя мы отвечать готовы. Главный, кто должен определиться и с маршрутом, и с этапами строительства, - это Минпромэнерго», отметил министр, выразив надежду, что В. Христенко примет меры для того, чтобы сделать работу в срок» (www.oilru.com 22.02.2005).

Переведя стрелки на министра Христенко, министр Трутнев занялся внесением серьезную сумятицы в мозги членов российского правительства, и без того находящиеся в весьма неустойчивом состоянии:

«Министерствам и госкомпании «Транснефть» необходимо просчитать как минимум два варианта строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Об этом в интервью журналу «Итоги» заявил министр природных ресурсов Юрий Трутнев» (www.oilru.com 22.02.2005)

Основная идея звучит трезво - надо посчитать, во сколько обойдутся лучевые трубопроводы, соединяющие месторождения с основной трубой.

«Возможно, заметил министр, будет лучше пустить основную магистраль поближе к месторождениям. В результате получится практически одна труба, может быть чуть более дорогая, чем в варианте «Транснефти», зато без длинных лучей, а значит, будет получен выигрыш в себестоимости.

«Нас интересует тариф, интересует, сколько будет стоить прокачка», заявил Ю.Трутнев, пояснив, что сегодня ответ на этот вопрос «очень невнятный». (www.oilru.com 22.02.2005).

Интересных моментов два. Первое - это перспективы очередного повышения стоимости трубы. Теперь уже по сравнению с предыдущим рекордом в 16 млрд. прозвучали еще и 18 млрд. долларов. В сочетании с настойчивым интересом к уровню тарифов - очень любопытное совпадение.

Министерство природных ресурсов настаивает на том, чтобы раздача участков недр для поиска и добычи нефтегазового сырья состоялась только после принятия окончательного решения по трассе нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Обоснование - железное:

«По словам министра, принятие окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта нефтепровода до Находки существенно повысит стоимость нефтегазовых участков в регионе. По мнению министра, «государство недополучит существенную сумму, если мы начнем действовать в данном направлении прежде, чем будет проработано решение по трубопроводам». «Мы полностью готовы и уже разработали перечень участков в Восточной Сибири для лицензирования на ближайший год, но пока задерживаем старт», - отметил глава Минприроды» (www.oilru.com 24.02.2005.)

Этот шаг просто гениален. Он позволяет Минприроды оттянуть весьма щекотливый момент обнародования сведений о том, что ожидается открыть в недрах Восточной Сибири вдоль трассы нефтепровода, после чего окончательно станет ясна степень аферизма толкачей этого проекта.

Инвесторы не будут выкладывать деньги за геологические фантазии на тему бездонных нефтяных богатств Восточной Сибири. А далее все, способные на элементарные арифметические действия, зададутся вопросом, зачем Россия должна давать гарантии и субсидии для строительства трубы стоимостью 18 млрд. долларов, по которой нечего будет перекачивать. И позволять государственной компании ОАО «АК «Транснефть» заниматься всем этим.

Российская природоохранная общественность может радоваться. У нас есть, пусть не открытый, но мощный и, похоже, умный союзник. Ведь если он все-таки пробьет второй вариант трассы, это будет означать существенные изменения проекта. И, соответственно, новый турнир под названием государственная экологическая экспертиза обоснования инвестиций. И уж тут у нас появится возможность попытаться свести счеты со всеми жуликами, что морочили нам головы в 2004 году.

Может быть, в конце концов, Юрочке даже удастся объяснить во время очередной встречи с Вовочкой, что да ну их, эти трубочки. Уж очень они дорогие. И рвутся. А то тут голодные пенсионеры ходят и портреты с ругательствами носят. Давай пока на паровозиках повозим остатки того, что еще имеется. Но лучше не в Перевозную, а в какое-нибудь другое место. Вон там, на берегу, другие портики имеются. А что Винни-Пух может расстроиться - так отдадим ему эту Находку, не жалко. Впрочем, похоже, он ее уже и так взял.

Ладушки-ладушки, хорошо у бабушки.

Источники: www.oilru.com 22.02.2005, www.oilru.com 25.02.2005.
к оглавлению

Сахалин
Взятие денег из большой тумбочки накрылось медным тазом

Аборигены Сахалина, ведущие борьбу за получение хотя бы крошек от жирного нефтегазового пирога, который сейчас делится на острове Сахалин, могут порадоваться.

Российский участник сахалинских проектов, компания «Роснефть - Сахалинморнефтегаз» не будет давать обязательства по выделению материнской структуре - ОАО «НК «Роснефть» беспроцентного займа на 780 млн. долларов. Ее векселя на эту сумму не будут проданы каким-то очередным анонимным жуликам из ООО «Трейд-Экспресс».

Намеченное на 28 февраля 2005 года собрание акционеров, на котором планировалось одобрить эту, мягко говоря, странную финансовую операцию было отменено, поскольку «вопросы, вынесенные на собрание, нуждаются в дополнительной проработке».

Источник: «Коммерсантъ» 25.02.2005.
к оглавлению

Сахалин
Многострадальный «Христофор Колумб» наконец разберут на месте

Видимо, серия головокружительных экспериментов по спасанию бельгийского судна «Христофор Колумб», выброшенного на берег в сентябре 2004 года, подходит к концу. По крайней мере, объявлено о последнем увлекательном упражнении - разборке судна на том месте, где оно сейчас находится. Возможно, это будет последняя серия, которую предстоит посмотреть жителям Холмска, на городском пляже которого сидит этот памятник разгильдяйства европейских подрядчиков проекта «Сахалин-2».

Тем временем местные природоохранные энтузиасты пытаются вытрясти из российских чиновников данные об экологических последствиях аварии. Пока очевидно, что в результате попадания в воду 200 т нефтепродуктов было загрязнено 5 км береговой полосы у г. Холмск. В ходе попыток снять судно с мели был изуродован берег, и попутно - выпускные устройства городской канализации.

Председатель совета сахалинского отделения экологической партии «Зеленые» Андрей Нагибин даже требует, чтобы работы по разборке остатков «Христофора Колумба» проводились под контролем экологов. Может быть, он еще и экологическую экспертизу и даже проект этих работ хочет?

Не для того у нас трехголовую жертву административного Чернобыля с ВРИО руководителя г-ном Малышевым создали. Природоохранные активисты несколько лет добивались создания независимой системы государственной экологической экспертизы. Вот и ее создали. Независимую от всего. Остается только радоваться таким результатам административной реформы.

Источник: www.regnum.ru 22.02.2005.
к оглавлению

Камчатка
Тятя, тятя, наши сети притащили… последствия деятельности нефтяников

22 февраля 2005 года в Москве «Корейская национальная нефтяная корпорация» (Korea National Oil Corporation - KNOC) и ОАО «АК «Роснефть» заключили промежуточное финансовое соглашение (Interim Finance Agreement) о развитии работ по поиску и добыче нефти и газа на участке Западно-Камчатского шельфа. Лицензия на право проведения этих работ принадлежит ОАО «АК «Роснефть». Их будет финансировать «Корейская национальная нефтяная корпорация».

В сентябре 2004 года, во время визита в Россию президента Республики Корея Но Му Хена, «Роснефть» и KNOC подписали меморандум о взаимопонимании, в том числе и по вопросам совместного освоения Западно-Камчатского шельфа. Понятно, что меморандумов о взаимопонимании с живущим на Камчатке населением, ведущим в Охотском море рыбный промысел, никто и не думал ничего подписывать. Ведь они денег «Роснефти» все равно не дадут.

За истекшее время корейская сторона уже выполнила ряд специальных технических исследований на территории лицензионного участка. Заключенное промежуточное финансовое соглашение позволит расширить эти работы. Уже в 2005 году на лицензионном участке площадью 60 тыс.кв. км (это эквивалентно прямоугольнику 200 км на 300 км) будут проведены сейсморазведочные работы. Они позволят получить дополнительную информацию о 26 перспективных структурах. До 2008 года также будут пробурены три разведочные скважины. Кроме того, до конца 2005 года стороны создадут совместную компанию для продолжения и расширения этой деятельности.

Для «Корейской национальной нефтяной корпорации» этот проект особенно привлекателен. Он близок к Корейскому полуострову, а еще у него есть значительный производственный потенциал. Участники альянса настроены серьезно и осознают свою глобальную социальную ответственность:

«Роснефть» и KNOC рассчитывают, что освоение запасов углеводородов российского шельфа Камчатки внесет весомый вклад в процесс стабилизации поставок нефти на рынки стран АТР (это Азиатско-Тихоокеанский регион - прим. сост.) и обеспечение устойчивого энергетического баланса в регионе».

Ну, для такого благородного дела ничего не жалко. Последние штаны заложим, особенно если не свои, а чужие, и селедку отдадим. Энергетический баланс Азиатско-Тихоокеанского региона - дело святое. Как же корейцы, китайцы, японцы без российской нефти жить-то будут?

Прогнозные ресурсы участка Западно-Камчатского шельфа, о котором идет речь, оцениваются в 900 млн. т условного топлива, правда при этом непонятно какого - нефти или газа. Так что для камчатских рыбаков, может быть, еще не все потеряно, если будет обнаружен газ, а не нефть. По масштабам этот проект может оказаться сопоставимым с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Правда в сообщении не уточняется, какие параметры сопоставляются - воровство, разгильдяйство или лживость российских чиновников? В последнем проект освоения Западно-Камчатского шельфа, похоже, уже превзошел «Сахалин-1» и «Сахалин-2» вместе взятые.

Источник: www.oilcapital.ru 22.02.2005.
к оглавлению

Камчатка
Министр Трутнев: вместо крабов и рыбы будем ловить нефть и газ. Заграница нам поможет

Министр Трутнев пролил бальзам на израненные души иностранных нефтяников и инвесторов. До этого, говоря о стратегических, особо крупных месторождениях, он заявил, что они должны доставаться только российским компаниям.

Но потом, видимо подумав и осознав, что иностранных дураков, готовых на таких условиях закапывать миллиарды долларов в российские недра окажется немного, а российские компании своим деньгам и более приятное применение найдут, г-н министр несколько изменил позицию. Теперь он пообещал, что на шельфовых месторождениях, где российским компаниям с их технологической базой и опытом делать нечего, дискриминация иностранных компаний осуществляться не будет.

По словам Юрия Трутнева, уже в мае 2005 года правительство РФ может рассмотреть стратегию освоения шельфа. На нем, по оценкам Минприроды, находится до 23-26 млрд. т нефти и 90-100 трлн кубометров природного газа. И если все пойдет по плану, то уже к 2010 году объем добычи нефти на российском шельфе вырастет с нынешнего 1 млн. т до 30 млн. т в год. При этом доход от реализации стратегии составит примерно 135 млрд. долларов, учитывая что за это время в развитие морского нефтегазового оборудования и судостроение будет инвестировано до 110 млрд. долларов.

Интересно будет посмотреть, кто же им эти миллиарды долларов даст? Очередное ООО «Байкалфинансгрупп» или ООО «Трейд-Экспресс»? Или индийцы с китайцами?

Природоохранным активистам, рыбакам Камчатки, а также российскому бюджету остается только надеяться, что в третьем тысячелетии у российских властей ничего «по плану» не произойдет, а будет твердо выдерживаться принцип «хотели как лучше - получилось как всегда».

Источник: «Известия» 25.02.2005.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия
Развитие функций сырьевого придатка - основная идея российского развития

Российский правительственные чиновники, на время забыв про говорильню о необходимости диверсификации экономики, с энтузиазмом обсуждают, какой вклад в грядущий рост ВВП может внести нефтегазовый комплекс.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев пообещал, что освоение только 17 крупных нефтегазовых месторождений, которые сейчас не разрабатываются, уже к 2010 году даст вклад в рост ВВП в размере 24%.

Но после этой оптимистической ноты опять последовало «как всегда»:

«Впрочем, уточнять, о каких месторождениях идет речь, министр не стал. Воздержались от комментариев и в пресс-службе Минприроды (вероятно, чтобы преждевременно не пугать недропользователей). Заявление главы Минприроды можно считать предупреждением: недропользователи крупных месторождений, которые не выполняют условия лицензионных соглашений по их разработке, в ближайшее время могут лишиться своих лицензий» (Коммерсантъ»).

Ему вторит ультрарыночный министр Греф, который сообщил, что в 2005 году должны быть приняты окончательные судьбоносные решения по строительству трубопроводов:

«Речь идет о Балтийской трубопроводной системе, трубопроводе Тайшет - Находка и Северо-Европейском газопроводе, - подчеркнул Г. Греф. Если в 2005 году мы сумеем превратить эти документы (по планам строительства трубопроводов) в технологичные, то очевидно, что в 2006-2008 гг. мы получим запланированные дополнительные цифры экономического роста, до однопроцентного пункта - уже в 2006 году» (www.oilru.com))

Какой-то странный у нас рост ВВП получается. Чем больше денег будет закопано в строительство труб - тем лучше. Никакая экономика такого роста ВВП не выдержит. Может быть, гражданам России жить будет легче, если ВВП останется в покое и не будет больше увеличиваться таким образом?

Источники: «Коммерсантъ» 26.02.2005, www.oilru.com 25.02.2005.
к оглавлению

Россия
Ангарские нефтехимики стали меньше отравлять атмосферу

Ангарская нефтехимическая компания в 2004 году вложила 250 млн. рублей в природоохранные мероприятия. На 34 резервуарах с нефтью и нефтепродуктами наконец-то были установлены алюминиевые понтоны «Ультрафлоут». Всего же было приобретено 51 такое устройство. Их установка позволяет снизить испарения в атмосферу на 99,7%.

Кроме того, продолжалась работа по выводу на поверхность подземных трубопроводов, начата реконструкция очистных сооружений и многое другое.

Источник: www.oilcapital.ru 21.02.2005.
к оглавлению

Россия
Красноярский край как будущий нефтегазовый рай

Рабочая группа по разработке стратегии развития нефтегазового комплекса Красноярского края, Эвенкии и Таймыра с интересом изучает планы действующих в регионе компаний относительно добычи природного газа в 2010 году. Заявленные объемы в сумме составляют до 71 млрд. кубометров, что вызывало у некоторых наиболее трезво настроенных членов комиссии определенные сомнения в их обоснованности. Но, похоже, Красноярский край действительно превращается в передний край нефтегазовой горячки.

Только на Ванкорском месторождении предполагается к 2010 году добывать до 20 млрд. кубометров газа в год. А вот что с ним делать - непонятно. По словам заместителя губернатора края Андрея Гнездилова, сейчас «Роснефть» рассматривает несколько вариантов решения проблемы, включая строительство завода по выпуску сжиженного газа.

Эти намерения конечно благородны, но уж очень дорогостоящи, а у «Роснефти», после неудачной попытки загнать векселя ее дочерних компаний на общую сумму более 4 млрд. долларов никому неведомому ООО «Трейд-Экспресс», с финансами есть некоторые проблемы. Так что все вполне может вернуться к давно отработанной и дешевой технологии - сжиганию в факелах.

Кроме активно осваивающей Ванкор «Роснефти» на территории Красноярского региона резко повысило активность ОАО «Красноярскгазпром». В 2005 году оно намерено вложить в геолого-разведочные работы по Берямбинскому (Красноярский край), Оморинскому и Собинскому (Эвенкия) лицензионным участкам 1,7 млрд. рублей. В 2004 году на эти работы было выделено лишь 665 млн. рублей.

Остальные действующие в регионе компании также намерены резко увеличить вложения в геологоразведочные работы. В Красноярском крае их общее финансирование увеличится с 900 млн. рублей в 2004 году до 2,8 млрд. рублей в 2005 году, в Эвенкии - с 1,7 млрд. рублей до 3,0 млрд. рублей.

Источники: www.rusenergy.com 22.02.2005, 24.02.2005, 25.02.2005.
к оглавлению

Россия
Новая фантазия компании «Транснефть». Теперь - всего за 2,2 млрд. долларов

На заседании совета директоров ОАО «АК «Транснефть» был рассмотрен вопрос о транспортировке нефти тимано-печорской провинции. Российская государственная нефтепроводная монополия считает целесообразным осуществлять ее по маршруту Харьяга - мыс. Румяничный в районе Индигской губы. Результаты проведенного ОАО «АК «Транснефть» анализа показывают, что ледовая обстановка, глубины, ветро-волновой режим позволяют проводить здесь перевалку нефти.

Компанией уже выполнены предпроектные исследования, показавшие, что строительство трубопровода длиной 467 км, а также нефтеэкспортного терминала мощностью до 24 млн. т в год обойдутся всего лишь в 2,2 млрд. долларов.

Остается не совсем ясным вопрос, как к этой замечательной идее ОАО «АК «Транснефть» отнесутся добывающие нефть компании. В их число входит альянс «Лукойл» и «КонокоФиллипс», который собирался также построить нефтеэкспортный терминал для вывоза тимано-печорской нефти в Варандее. Однако оценка его стоимости в несколько раз меньше, чем хочет получить государственная нефтепроводная монополия «Транснефть».

Источник: www.rusenergy.com 25.02.2005.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное