Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальные события глазами контрразведчика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мира и спокойствия Вам.
Хорошим поводом отвлечься от дел насущных и пообщаться на более отвлеченные и
абстрактные (но не менее важные) темы послужило приглашение принять участие в
дискуссии «Использование пропаганды в политической борьбе», которое я недавно
получил и с удовольствием принял. Проходила она в Чехии с участием некоторых
чешских политиков (через месяц здесь предстоят парламентские выборы) и представителей
белорусской оппозиции, которые, в основном, опирались на свой опыт в недавних
президентских выборах.
Сразу отмечу, что в данном выпуске непосредственно политическим аспектам внимание
я уделять не буду. И останавливаться на конкретных деталях упомянутой дискусии
тоже не стану, а использую ее лишь как толчок к более развернутому разговору
о пропаганде как таковой. Хотя, предваряя разговор о пропаганде и работе с информацией,
отмечу один недостаток организованной дискуссии.
В силу довольно большой разницы в условиях существования политического пространства
в Чехии и Белоруссии с одной стороны, и в силу существенно большего интереса
к ситуации в Белоруссии вообще – с другой, дискуссия преобретала довольно однобокий
характер. Чешские участники и гости начинали явно скучать, не имея ни малейшего
представления о деталях, о которых были вынуждены говорить представители белорусской
оппозиции. Подобные ситуации я называю моделями информационного дисбаланса. Иногда,
при очень тщательном и профессиональном построении такой модели и преследуя определенно
заданные цели, можно достигать интересных положительных результатов. Но чаще
это приводит к неудачам. Как было и в этот раз.
Самый простой и понятный пример модели информационного дисбаланса – концерт двух
эстрадных исполнителей, один из которых широко известен, популярен, работает
на высоком профессиональном (как в творческом, так и в техническом плане) уровне;
второй – неизвестный, не имеющий профессиональных записей, со слабыми текстами
и т.п.
В данной модели уровень информационного дисбаланса я сознательно увеличил. Как
итог – будет общая неудовлетворенность у всех сторон, включенных в модель: у
обоих исполнителей, у зрителей, у организаторов. (В продемонстрированной модели
я сознательно упростил все параметры, дабы не задерживаться на этом слишком долго.
Однако об информационном моделировании мы обязательно подробно поговорим в будущем).
Необходимо понимать, что для нас мир представляет собой кажущийся информационный
хаос, точно также, как для химиков он состоит из химических элементов, для физиков
– из определенного порядка атомов. Этот по истине вселенских масштабов хаос информации
имеет строгую многоуровневую систему и довольно сложную систему проекций, в которых
мы сами одновременно можем являться и единицей информации, и каналом ее прохождения,
ее начальным и конечным пунктом в определенном отрезке времени или в определенной
информационной операции. И во всем этом, безусловно, необходимо понемногу научиться
разбираться. Здесь я только закладываю некоторые ориентиры, чтобы несколько проще
пошел разговор непосредственно о пропаганде, которая представляет собой процесс
формирования, распространения информации и дальнейшего управления ею.
И хотя некоторые участники упомянутой мной дискуссии настаивали на необходимости
дифференцировать само понятие пропаганды по сферам ее применения (политика, экономика
и т.д.), я придерживаюсь той точки зрения, что в принципе, в основе своей пропаганда
как процесс имеет единый алгоритм, а способы и специфика его применения – это
уже дело второстепенное. Владея алгоритмом, можно дифференцированно его применять:
хоть в своих взаимоотношениях с соседями по лестничной площадке, хоть в проведении
мощной предвыборной кампании.
Уже в само определение пропаганды я закладываю главные составляющие этого алгоритма:
формирование, распространение, управление.
Вы никогда не задумывались над тем, зачем Брынцалову в свое время могло понадобится
участие в президентских выборах? Когда мы более подробно разберем алгоритм, то
можем найти весьма правдоподобный ответ на этот вопрос.
Для того, чтобы начать распространять информацию, необходимо в первую очередь
выделить из хаоса ту ее часть, которую мы хотим распространить. Т.е. сформировать
некий информационный блок (будет ли это какая-то идея или позиция, отношение
к чему-либо – в данном случае вопрос второстепенный). Без этого элемента в потоке
информации, который мы бросим на ее потребителя, может оказаться столько лишнего,
что все остальные усилия будут бессмысленны. Либо она будет неудобоперевариваемой.
Иными словами, мы говорим в данном случае о содержании и форме подбираемой в
единый блок информации.
Распространение представляет собой в первую очередь каналы прохождения информации.
(В условиях рассылки мне приходится лишь штрихами обозначать основные элементы,
не вдаваясь глубоко в такие подробности, как требования к этим каналам, их эффективность,
действенность, соответствие каналов выбранной форме информационного блока и т.п.).
Немаловажно после распространения информации, во-первых, убедиться, что она получена,
во-вторых, проверить не только правильность ее понимания, но и реакцию, и, в-третьих,
внести необходимые коррективы, усилить некоторые эффекты, погасить побочные,
то есть осуществлять дальнейшее управление информацией.
Теперь эти три этапа, как кости, необходимо нарастить «мышцами». Чтобы добиться
успеха в пропаганде, необходимо четко определить ее цели, от кого и какую реакцию
мы хотим получить. Мы должны выделить:
- целевые группы (портрет конкретного получателя информации);
- какую информацию послать;
- в каком виде для каждой из выбранных групп должна быть эта информация;
- какой способ распространения вызывает более доверия, является более эффективным,
и. что немаловажно – какой способ доступен для нас в данном случае (способов
всегда бывает несколько, но не все могут быть открыты для нас. Необъодимо в этом
случае учитывать общую иерархию действенности каналов распространения и ориентироваться
по степени доступности с учетом коэффициента действенности);
- какую реакцию мы хотим вызвать этой информацией.
Вот, довольно сжато, основные составляющие алгоритма пропаганды.
Теперь вернемся к примеру Брынцалова. И, зная данный алгоритм, начнем раскладывать
его участие в президентской кампании. То, что это была пропагандистская акция,
сомнений не вызывает, потому что, несмотря на любовь некоторой категории наших
соотечественников шиковать, все же это очень дорогое удовольствие. Целевая группа,
на которую вся акция рассчитывалась, вряд ли находилась в России. Во-первых,
надеяться на победу Брынцалову не приходилось – это было видно с самого начала.
Хотя и его вряд ли интересовала победа: свои шансы как кандидата Брынцалов понимал
прекрасно. Во-вторых, стремление показать свое благосостояние перед россиянами
лишено всякой логики, поскольку не приносило Брынцалову никакой выгоды. Тем более,
что он не представитель шоу-бизнеса и ориентированный на долгосрочную политическую
карьеру человек. К тому же не стоит забывать, что он далеко не самый богатый
человек в России. Значит, круг его интересов лежал, во-первых, вне пределов России,
во-вторых, вне сфер интересов чистой политики. Т.е. целевые группы находились
за рубежом. Зная, что он вел в тот период не только немалый бизнес, но и стремился
этот бизнес выгодно продать возможным иностранным покупателям, он должен был
показать, насколько это мощный, доходный бизнес, позволяющий участвовать даже
в борьбе за президентское кресло. И чтобы присутствовал элемент правдоподобности,
все это должно было разворачиваться именно «под российскую среду». Брынцалов
создавал события, заставляя кучу изданий писать о его феномене (кстати, таким
образом он экономил хорошие средства, потому что издания уже сами были заинтересованы
писать о нем, о его стиле жизни, о его богатстве, а Брынцалову уже не нужно было
вкладывать деньги для заказных статей). Вот примерно такая получается картинка.
А в завершение пример пропагадистского инструмента. Очень часто приходится слышать
нарекания в адрес программы «Время» на канале ОРТ. Мол, никакой оперативности
(что удивительно для новостийной передачи, к разряду которых вроде бы должно
относиться «Время»), повторяющиеся сюжеты, повторяющиеся комментарии. Но все
гораздо проще. Команде «Времени» это вовсе и не нужно, потому что они выполняют
совершенно иную задачу, используя понятие «новости» в качестве приманки. Это
мощный пропагадистский элемент, и в плане пропаганды работает команда довольно
профессионально. А новости смотрите на других каналах.
Дружески Ваш,
Олександр Зленко.

Вопросы, предложения, пожелания направляйте автору рассылки basnik@iol.cz
P.S. Уважаемые подписчики, высказывайте свои критические замечания, а также определяйте
темы, которые бы Вы хотели видеть в обсуждении данной рассылки. Не забывайте
заглядывать в архив
 http://subscribe.ru/archive/media.news.review.spy33analitika/
 Удачи.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное