Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экологические новости, анонсы, обзоры


Новости от 18 октября 2006 года

Москва сворачивает "химическую войну"
Поздняя осень вот-вот сменится предзимьем. Первый снег в столице уже был, правда почти сразу растаял. А совсем скоро белая пелена скроет грязь и сделает мир вокруг нас немножечко чище. Но у зимней сказки есть обратная – неприятная сторона. На заснеженных дорожках и тротуарах, на обледенелых автомобильных дорогах снег становится недругом, а врагом горожанина. Поэтому сегодня мы оставим зимнее волшебство до Нового года и поговорим о делах насущных – о том, как собираются бороться со снегом в наступающую зиму.

У московского правительства стало доброй традицией каждый сезон преподносить нам что-нибудь новенькое из арсенала борьбы со снегом и гололедом. Год 2004-й ознаменовался победой над древнейшими зимними врагами обуви, автомашин и домашних животных – технической солью и песком. Волевым усилием властей олицетворение принципа "дешево и сердито" было отправлено на свалку истории. На смену соли пришли химические реагенты на основе хлористого кальция. Власти города уверяли, что они безвредны. По ощущениям, реагенты действительно оказались менее вредными, чем техническая соль, но все же не такими безобидными, как хотелось бы. Например, деревья под домом автора этого текста начали чахнуть синхронно с использованием реагентов вместо соли и песка.

Зимой 2006-2007 нас ожидают антигололедные нововведения. Во-первых, московские власти клятвенно обещают заканчивать все снегоочистительные и противогололедные работы, хоть на автостраде, хоть во дворе, к 7 часам утра. А если снегопад начнется в 8 утра, будут работать, что называется, по факту. Во-вторых, снег необходимо будет не только собрать, но и быстро утилизировать. Мы уже писали о пятиметровых кучах грязного снега, грозивших минувшей весной затопить столицу. Для эффективной снегоплавильной работы на улицах Москвы впервые появятся мобильные снеготаялки, или, как они официально называются, "передвижные средства для переработки снега". Столичное правительство выписало это чудо в количестве трех штук аж из Канады. Сейчас снеготаялки проходят процесс оформления. Они будут способные переплавлять соответственно 20, 60 и 80 т снега за час. Коммунальщики говорят, что это довольно много. Конечно, все проблемы три таялки на колесах не решат. Поэтому к сезону готовятся и московские снегоплавильные пункты. Остается надеяться, что машины со снегом до них все же доедут, а не станут сваливать груз куда-нибудь в Яузу, как иногда бывало раньше.

Ну а главной новацией станет отказ от обработки противогололедными реагентами тротуаров и пешеходных дорожек. Вместо химии нам под ноги ляжет экологически безопасный щебень и гранит. Кусочки щебня диаметром 2-5 мм и гранитная крошка, по идее, не должны причинять никаких неудобств ни жителям, ни машинам. Правда, по официальной информации, график поставок противогололедных материалов в столицу был сорван. Но коммунальные службы уверяют, что к 23 октября запас реагентов составит четверть от всех зимних потребностей. И волноваться, вроде бы, нечего.

К сожалению, с нашим климатом москвичи все же обречены на химическую войну со снегом и льдом. Руководитель пресс-службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы Марина Орлова справедливо замечает, что ни один город-миллионник, где выпадает снег, не обходится без реагентов. "Все реагенты проходят
тщательнейший контроль со стороны экологических организаций, – рассказывает Орлова. – В этот сезон мы собираемся использовать вещества только отечественного производства: из-за дешевизны и для поддержки отечественного производителя".

Марина Орлова раскрыла и идеологический аспект процесса борьбы с гололедом на дорогах. Важнейшей функцией здесь признается профилактика "эффекта прибивания" снега колесами. Реагенты на дорогах в первую очередь призваны бороться с "прибиванием".

А как же все-таки обстоят дела с экологическими последствиями применения реагентов, поинтересовались мы. Оказалось, что проблема экологии московских почв не ускользает от внимания департамента. Так, анализ почвенного покрова после долгого применения технической соли показывал серьезное засоление. Химические реагенты последних лет содержали в себе соединения, выводящее соль. Теперь же стоит задача вывода из земли уже этих веществ. "Надо поддерживать естественный баланс химического состава почвы", – говорит руководитель пресс-службы.

Впрочем, Москва как всегда – не показатель для России. Даже наоборот, исключение из правил. Стоит вам отъехать даже в ближайшее Подмосковье, как старые "добрые" друзья: техническая соль и песок – вновь встречают вас коричнево-желтой кашей на дороге.
Александр ТРИФОНОВ

«Норникель» ищет водород в России
Компания Plug Power договаривается о сотрудничестве с российскими учеными
Американская Plug Power, долю в которой этим летом купили «Норникель» и «Интеррос», выходит на российский рынок разработок в области водородной энергетики. Вчера компания объявила о подписании стратегического партнерского соглашения с государственной инновационной компанией «Новые энергетические проекты» (НЭП). Впрочем, аналитики считают, что до появления реального рынка водородного топлива в нашей стране еще далеко.

Летом этого года Plug Power продала 35% миноритарного неконтрольного пакета акций компании-инвестору Smart Hydrogen - американской «дочке» «Интерроса» и «Норникеля». Стоимость сделки, по данным «Интерроса», составила 241 млн долл. «Интеррос» и «Норникель» занимаются проблемой водородной энергетики с 2003 года, а в 2005 году ими совместно с РАН была создана национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты» (НИК НЭП) - инвестиционная и управляющая компания по реализации комплексной программы «Водородная энергетика и топливные элементы».

В рамках СПС Plug Power и НИК НЭП намерены развивать отношения в области поставок, мощности для производства водородного топлива, инфраструктуры и всего необходимого для успешного развития рынка топливных элементов в России, говорится в сообщении Plug Power. Исходя из технических и рыночных факторов, компании намерены разработать план развития рынка водородного топлива в России в соответствии с требованиями российского рынка. Как уточнили РБК daily в НИК НЭП, соглашение подписано для адаптации продукции Plug Power к российскому рынку.

Спрос на такие виды энергии на российском рынке есть, пояснил РБК daily директор программы НИК НЭП «Стационарные установки» Владимир Туманов. По его словам, потенциал российского рынка огромен: Россия занимает первое место на мировом рынке стационарной водородной энергетики. «И только водородная энергетика позволит решить проблему ЖКХ и создать высокоэффективную децентрализованную систему электро- и теплоснабжения с минимальными эксплуатационными издержками», - считает он.

По словам собеседника в российской компании, в сентябре на российско-американской конференции по водородным технологиям было согласовано 16 проектов в области водородной техники. «Мы согласовали шесть проектов по разработке новых эффективных низкотемпературных и высокотемпературных мембранно-электродных блоков (МЭБ) и батарей топливных элементов (ТЭ) на их основе, а также десять проектов по высокотемпературным твердооксидным ТЭ и энергоустановкам на их основе, включая системы сероочистки и конверсии углеводородного топлива (природный газ, метан и др.)», - рассказал г-н Туманов. Планируется также улучшить стоимостные и технические параметры выпускаемой продукции компании Plug Power - GenSys и GenCore. Контракты на выполнение проектов будут подписаны в ноябре.

Эксперты в области инновационных технологий в энергетики не исключают, что сотрудничество с НЭП для Plug Power - это венчурный проект. Источник в Институте энергетических исследований США рассказал РБК daily, что инновационная деятельность в США в основном субсидируется государством. «Plug Power интересуется российским рынком как возможностью вложения в будущие энергетические проекты», - полагает он.

Впрочем, аналитики считают, что в России Plug Power может рассчитывать в большей степени на научный потенциал, а не на рынок сбыта - проекты в области водородного топлива станут актуальны в России не скоро. «Когда цена на нефть достигнет 70 долл. за баррель, а на газ - 250 долл. за куб. м, энергетики займутся реализацией инновационных энергетических проектов, которые сейчас обошлись бы слишком дорого», - считает Александр Блохин из ИГ «Антанта Капитал».
РБК


В избранное