Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вечерние новости Российской империи 28 мая 2019 г




Консервативный подход к решению главного вопроса либертарианства.


В комментариях как-то возник спор о том, чем отличаются либертарианцы от либералов. Так вот они отличаются дискурсом. Под этим словом в околополитической тусовке понимается центральный вопрос, вокруг которого «крутятся» все прочие разговоры, и к которому все участники дискуссии возвращаются снова и снова.
Либеральный дискурс – это вопрос о ярлыке на княжение.
Либералы озабочены вопросом, кто из них достоин получить в Вашингтоне ярлык на княжение. Поэтому относительно недавно случился такой парадокс: кандидат в президенты РФ Ксения Собчак провела значительное время своей избирательной кампании в США, убеждая американцев, что именно она наиболее достойна получить трон в Кремле.
Либертарианский дискурс – это вопрос о функциях государства.
Либертарианцы озабочены вопросом, сколько минимальных функций государства после их реформ должно остаться, чтобы свести к необходимому минимуму насилие над свободной личностью.
А поскольку государство нынче сильно перегружено множеством функций, которыми отяготили его социалисты за сотню лет своего правления, то такой – либертарианский, – дискурс на данный момент интересен и нам, консерваторам. Есть смысл провести сортировку функций государства по стпени важности.

1. Важнейшая функция государства – это оборона.

Государства собственно и возникли из нужд обороны.
Все прочие функции государства могут быть реализованы в рамках муниципального управления.

Наиболее заметным образом эта функция государства реализована в армии.
Однако армия это далеко не всё.
Армию нужно кормить, одевать, обеспечить подвоз боеприпасов, а в нашем случае – ещё и произвести эти боеприпасы на оборонных предприятиях. Бойцов, получивших ранения, нужно оперировать и лечить.
Военные технологии быстро совершенствуются, поэтому нужно разрабатывать новые виды вооружения.
Только локальные войны ведутся «один на один», а любая серьёзная война идёт между военными союзами. Отсюда – велика роль дипломатии, которая обеспечивает страну надёжным договором о военном союзе.
Армия в военное время слепа без разведки. А в мирное время разведка обеспечивает лучшую подготовку армии к предстоящей войне, снабжая руководство страны критически важной информацией. В это же время контрразведка чинит препятствия разведкам иностранных держав получать верную информацию о нашей обороне и намерениях.

Итак, важнейшую функцию государства обеспечивают военные (солдаты и офицеры), работники оборонных предприятий и предприятий транспорта, врачи (в том числе хирурги), медсестры и санитары, учёные и изобретатели, дипломаты, разведчики и контрразведчики.
Ну и само собою, координация этих категорий людей не происходит сама по себе, поэтому критически важной является работа высшего руководства страны и вертикаль власти под ними.

2. Важная функция государства – это монополия на насилие.

Всю историю человечества существовало два типа цивилизаций: цивилизации воинов и цивилизации торговцев. Во время войн выигрывали первые, в мирное время – за счёт быстрого роста экономики, – вторые. Первые ставили во главу угла армию и оборонную промышленность (в древности – кузнечное дело), вторые ставили во главу угла монополию государства на насилие.
Однако, строго говоря, для осуществления монополии на насилие государство не обязательно: с этим может справиться и муниципалитет. Вопреки известной теории немецкого социолога Макса Вебера, который анализировал функции современных государств. Жители муниципалитета могут избрать себе судью, и тот будет вершить суд, а приводить приговор в исполнение станет либо муниципальная полиция, либо активисты из числа самих жителей.
Например, в США во времена Гражданской войны возник так называемый Суд Линча. В большинстве случаев такой суд вершил судья (но, в отличие от обычного процесса, – без участия обвинения и защиты), в некоторых случаях жители поселения обходились без назначения судьи. Застигнутого на месте преступления либо вешали, либо обмазывали дегтем, вываливали в перьях и с позором изгоняли из населённого пункта.
Таким образом, если монополия на насилие является важным признаком государства, то государство – не единственная сущность, которая может осуществлять монополию на насилие.

Монополия государства на насилие реализуется полицией (в случаях бунта – ещё и армией), спецслужбами (например, в РФ – ФСБ), судебной системой (судьи, прокуроры, адвокаты, судебные приставы), системой содержания заключённых в КПЗ и исполнения наказаний, вынесенных судом (в РФ это Федеральная служба исполнения наказаний).
Поскольку для осуществления правосудия требуется также и законодательная система, то к монополии государства на насилие имеют отношение и депутаты парламента, принимающие законы.
Поскольку часть депутатов парламента избирается гражданами страны (в РФ – только нижняя палата парламента), то к монополии государства на насилие в теории демократии имеют опосредованное отношение и все граждане государства. Иными словами, если бы демократия работала так, как описано в теории демократии, то насилие над нами со стороны государства осуществлялось бы ровно в той мере, в какой мы сами это санкционировали. Поскольку между теорией и реальностью есть существенное расхождение, то, к сожалению, на практике насилие со стороны государства осуществляется не совсем так, как хочет народ. Отсюда и проистекает желание либертарианцев сократить роль государства, чтобы уменьшить гнёт. Позиция консерваторов в данном вопросе иная: хотя расходы государства нынче требуется оптимизировать, чтобы снизить налоги на бизнес, однако главное в вопросе насилия – это обеспечение точного соответствия законов воле участвующих в выборах (то есть, той части населения, которая называется электоратом, и которая ходит на выборы). Иными словами, та модель демократии, которая пришла к нам с Запада, не обеспечивает нам народовластия. Поэтому, на основе наработанного опыта нам требуется спроектировать и реализовать свою собственную модель. И мы (консерваторы) предлагаем эту модель опробовать на территории бывшей Украины, перед тем, как внедрять её у нас дома. Это безопаснее, чем экспериментировать над самими собой.

3. Важная функция государства – регулирование экономических отношений.

В нормальной (то есть – в неогосударствленной) экономике экономические решения принимают сами граждане государства. Они – субъекты экономики страны. Задача государства – обеспечить правила, которые обеспечивали бы баланс интересов всех граждан, а также баланс интересов бизнеса и народа.
Кроме того, государство, будучи изготовителем денежных знаков и крупнейшим собственником в стране, само является также и субъектом экономики, и в этом смысле задача государства – обеспечить рост благосостояния граждан и рост мощи (военной и экономической) самого государства.

Функцию регулирования экономических отношений реализуют парламент и правительство, а также судебная система. Между экономическими субъектами всё время возникают конфликты интересов, и степень цивилизованности того или иного общества (или государства) определяется тем, какая доля этих конфликтов решается не на кулаках или наймом киллера, а посредством суда (или арбитража).
Функцию регулирования экономических отношений реализует также Центробанк (в случае РФ – «Банк России»). Он осуществляет эмиссию нацвалюты (рублей), назначает и удерживает курс рубля по отношению к мировой валюте (сейчас это доллары США), проверяет и кредитует банки, и осуществляет множество иных важных для страны функций.
Функцию регулирования экономических отношений реализует также вертикаль власти. В каждом из субъектов федерации (в РФ это республики, края и области, а также некоторые города федерального значения) есть свои собственные парламенты и правительства. Аналогичные органы есть также и в обычных городах, которые относятся уже к муниципальной власти.

Таким образом, регулирование экономических отношений – это многоуровневая система, многоуровневость которой призвана учитывать местные особенности. Следствием такой системы является сложность системы, которая часто приводит к избыточности (перерегулированию) и противоречивости сигналов управления.

4. Важная функция государства – социализация подрастающего поколения.

Государство сильно своими гражданами, а граждане не появляются сами по себе – они воспитываются.

Таким образом, вопросы образования и воспитания подрастающего поколения – это вопрос национальной безопасности на поколение вперёд.

К образованию и воспитанию подрастающего поколения относятся работники и работницы детских садов, школ и гимназий, колледжей и вузов. Сюда же относятся работники учреждений культуры, творческая интеллигенция. Сюда же относятся священнослужители и журналисты. Сюда же относятся родители детей. То есть все, кто, так или иначе, воздействует на процесс формирования личности.

===

У государства есть ещё множество иных функций. Здесь перечислены только самые важные из них: те, от которых невозможно отказаться.
По остальным функциям надо смотреть, нужны ли они, и даже если нужны, то как там можно сократить расходы.




В избранное