Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника Необходимое объяснение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника

13 Сентября 2001 г.
Необходимое объяснение

   Вчерашний выпуск моей "Хроники" вызвал довольно
много откликов. На один из них (исходящий от старого
приятеля, живущего сейчас в Америке) я ответил довольно
обстоятельно. Привожу его здесь в качестве своеобразного
приложения к своему вчерашнему выпуску.

  Что касается моего тезиса о Голливуде, то это моя
вина, что я поторопился и не развернул его подробнее в своей
"Хронике". Поэтому он и остался непонятен. Ты не задумывался
над тем, что удерживает в последние 50-100 лет людей
от "скверных поступков" (назовем их так)? Раньше человеческое
поведение жестко регулировала идеология, в первую очередь
церковная (т. н. "страх Божий"). Насколько искренне ей
руководствовались - это другой вопрос, но действовала она
достаточно эффективно. С разрушением этой массовой
мифологии это место осталось пустым. Никто сейчас
не верит в загробное воздаяние или наказание, и даже
вообще в какое-либо посмертное существование. И тем
не менее люди не ведут себя так, как будто им "все позволено".
Почему? Мне кажется, просто по инерции. Мифология
мифологией, а многовековая привычка тоже играет свою роль.
Религия могла перестать (и перестала) держать людей
в узде, но, несмотря на это, они еще очень долго вели
бы себя хорошо. Но тут (в ХХ веке) на их поведение
начала оказывать колоссальное влияние массовая
культура. Ну хотя бы тот же кинематограф. Во все времена
художник (в широком смысле этого слова) ощущал
какую-то свою ответственность за то, что он говорит
людям (осознавая свою власть над этими людьми).
После того, как искусство коммерциализировалось,
эти мелочи уже перестали волновать кого-либо.
Главное - это деньги, кассовый успех. И пошло-поехало.
Что может привлечь массового зрителя к тому или иному
продукту? Привлечь НАВЕРНЯКА (финансовый риск
недопустим, когда речь идет о сотнях миллионов долларов)?
Сильное зрелище - убийство, насилие, проявление агрессии.
А потом и всемирные катастрофы. В  сущности, это даже
не искусство, как не было искусством выпускание кишок
гладиаторами в Риме. Это зрелище, шоу. Но если оно
привлекает зрителя (посмотреть на римские бои тоже
сбегались толпы народу), почему его не использовать?
И так далее. По-моему, это очевидно. Почему из вашей
земли обетованной чуть ли не каждые два дня приходят
сообщения о том, что кто-то перестрелял всю семью,
а кто-то - всю школу? Почему этого нет в Европе или России?
Неужели ты не согласен, что главный виновник этого -
Голливуд? По-моему, это очевидно. Для того, чтобы
убить человека или даже ударить его, нужно преодолеть
некий психологический барьер, согласись. Для того,
чтобы обрушить 2-3 небоскреба в Нью-Йорке, нужно
преодолеть барьер гораздо больший (я говорю о заказчиках,
а не об исполнителях - им-то промыли мозги хорошо).
Но если ты включаешь телевизор и в первую секунду
видишь, как кого-то бьют по морде, во вторую - как
кого-то расстреливают, в третью - как рушится небоскреб,
о каком барьере можно говорить? Пусть на тебя
не подействует первая такая увиденная картинка -
так подействует 1001-я, какие проблемы. Особенно
когда все это тянется с детства. Нет, Америка зашла
в тупик, это надо признать. Ее кинопродукция
будет становиться все более и более жестокой,
так как к жестокости привыкаешь, порог чувствительности
увеличивается, впечатление притупляется, а надо же как-то
доводить зрителя до катарсиса! А обратного пути нет,
пока у вас не будет диктатуры (а этого, наверное,
не будет никогда). Сам по себе Голливуд на манную кашу
типа "Белого солнца пустыни" не перейдет никогда.
Он будет наращивать свои киноужасы, которые будут
делаться все красочнее и изощреннее. И общество
будет покорно следовать за ним, потому что
без телевизора оно уже не может. Когда у нас
сгорела в Москве телебашня, ты бы видел, какая ломка
началась у народа! Интересно, как чувствовала
бы себя Америка, если бы ее лишили на неделю
ТВ и видео? Жаль, что этот эксперимент нельзя
поставить.
  Не знаю, убедил ли я тебя. Для меня моя правота
в этом вопросе сомнений не вызывает. Конечно,
нельзя прямо выводить сегодняшнюю катастрофу
из Голливуда, но если рассматривать ситуацию
в целом, то вина его несомненна. Могу только
повторить свои слова - джинн выпущен из бутылки,
и обратно его уже никто не загонит. Теперь весь мир
посмотрел на рушащиеся американские небоскребы
и ПОНЯЛ, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО. Не технически
возможно - технически это было возможно уже
очень давно, а морально возможно. Грубо говоря,
некто совершил столь чудовищное преступление,
и Бог (или Аллах) не покарал его с небес, земля
под ним не разверзлась и т. д. А раз это возможно,
то возможно еще и многое другое. Поэтому я и
написал о том, что мы вступили в совершенно новую
эпоху. Боюсь, что XXI век окажется еще увлекательнее,
чем век XX.

    Другие выпуски "Хроники", а также литературные произведения
Тараса Бурмистрова Вы можете найти на сайте http://www.cl.spb.ru/tb/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное